Научная статья на тему 'Формирование здорового образа жизни школьников'

Формирование здорового образа жизни школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
423
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кудашова Л. Т.

The introduction of innovative health and fitness and sports training technologies in all educational institutions provides a natural biological need of children in motion and improves the functional reserves of the organism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование здорового образа жизни школьников»

УДК 796. 011.1.

Л. Т. Кудашова

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт -Пет ербург, worldlucy@mail.ru

The introduction of innovative health andfitness and sports training technologies in all educational institutions provides a natural biological need of children in motion and improves the functional reserves of the organism.

Забота о будущих поколениях, охрана здоровья детей являются приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации. В связи с этим, в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-17 г.г., определяются основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации. При реализации данной стратегии к основным направлениям отнесено здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни.

Эффективно формировать здоровый образ жизни детей и подростков можно, опираясь на знание реального образа жизни детей определенного пола, возраста, для чего необходимо постоянно мониторировать состояние здоровья, уровень физического развития, распространенность среди детей факторов риска развития заболеваний, травматизма и т.п.

Проведенные специалистами подобные исследования показали, что происходит ухудшение состояния здоровья школьников в процессе обучения от 1 до 9 класса. Причем, объективные данные подтверждаются и субъективной оценкой подростками своего здоровья как «удовлетворительное»: в течение последних лет этот показатель тоже снизился - в 2001-2002 гг он составлял у юношей в РФ - 27%, в 2005-2006 гг - 25%, в 2009-2010 - 19%; у девушек соответственно - 44%,34%,29% [2].

В структуре функциональных отклонений пять первых ранговых мест принадлежит функциональным нарушениям сердечно-сосудистой, костномышечной, пищеварительной систем, нервной системы и психической сферы, функциональным расстройствам зрения.

Основными факторами риска социально-значимых заболеваний у детей специалистами названы: гиподинамия (у 70-75%); нерациональное питание более, чем у 50%; табакокурение. Более чем 80% детей являются пассивными курильщиками [1].

Проблема гипокинезии и длительных статических нагрузок в положении сидя стоит особо остро и ее решение требует постоянного поиска новых форм организации двигательной активности детей в школе.

Эффективным решением данной проблемы является распространение и внедрение здоровьесберегающих, инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий обучения во всех образовательных учреждениях. Одним из направлений модернизации образования является спортизация школ -«Модель спортивно-ориентированного физического воспитания школьников». Вторая модель - «Модель интеграции основного и дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности». Третья модель представлена школьными проектами «Двигательная активность детей в школе» [3]. А также множество других инновационных проектов и авторских программ.

Внедрение подобных моделей, новых программ, видов отдыха и досуга, обеспечивающих здоровый и активный досуг; доступность физкультурноспортивной, туристической инфраструктуры для всех детей и подростков, обеспечивающих естественную биологическую потребность детей в движении, способствует повышению функциональных резервов их организма и профилактики многих заболеваний.

Литература:

1. Колесникова, М.А., Роль центров здоровья для детей в формировании здорового образа жизни// Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология: матер. второй междун. науч.- пр. конференции, Барнаул, 5-10 июля 2013 г./ М.А. Колесникова, И.И. Мироненко.- Барнаул : АлтГПА, 2013. -С. 20-21.

2. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Формирование здорового образа жизни учащихся в РФ // Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология : матер. второй междун. науч.- пр. конференции, Барнаул, 5-10 июля 2013 г. / В.Р. Кучма, С.Б. Соколова.- Барнаул: АлтГПА, 2013. - С. 24-25.

3. Храмцов П.И., Баканов И.М. Гигиеническая оценка организации двигательной активности учащихся начальных классов школ полного дня / П.И. Храмцов, И.М. Баканов// Гигиена и санитария, 2009.- N 2. - С. 66-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.