Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие технологии как основа сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста'

Здоровьесберегающие технологии как основа сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / HEALTH SAVING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотухина И.П., Петрова А.

Данная статья посвящена вопросам сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста. Ознакомление детей с основами здорового образа жизни, рассматривается как социализация дошкольника, подготовка его к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанную на представлениях и опыте, которые приобретаются в педагогическом процессе посещения ребенком детского сада и семейном воспитании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Золотухина И.П., Петрова А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие технологии как основа сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста»

Золотухина И.П.1, Петрова А.2 ©

'Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования, Институт непрерывного педагогического образования, ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»; 2студент, Институт непрерывного педагогического образования,

Россия, Абакан

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

"Здоровье - не всё, но всё без здоровья -- ничто." (Сократ)

Аннотация

Данная статья посвящена вопросам сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста. Ознакомление детей с основами здорового образа жизни, рассматривается как социализация дошкольника, подготовка его к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанную на представлениях и опыте, которые приобретаются в педагогическом процессе посещения ребенком детского сада и семейном воспитании.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, здоровье.

Zolotukhina I. P.1, Alena Petrova 2

'Candidate of pedagogical Sciences, FSEI HPE "KSU them. NF Katanov", Institute of continuous pedagogical education, associate Professor of the Department of preschool and special education;

2student, Institute of continuous pedagogical education,

Russia, Abakan

HEALTH-PRESERVING TECHNOLOGIES AS A BASIS FOR THE PRESERVATION AND STRENGTHENING OF HEALTH OF CHILDREN UNDER SCHOOL AGE

"Health is not all, but all without health -- nothing." (Socrates)

Summary

This article is devoted to questions of preservation and strengthening of health of children of senior preschool age. Familiarizing children with the basics of a healthy lifestyle, socialization is seen as a preschooler, preparation of its activities for the protection and strengthening of health, based on the views and experience acquired in the pedagogical process, visit a child in kindergarten and family upbringing.

Keywords: health saving technologies, health.

По определению Всемирной организации Здравоохранения, "здоровье" - это полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

©© Золотухина И.П., Петрова А., 2014 г.

Задача дошкольного образовательного учреждения заключается в выполнении, прежде всего, профилактической функции, направленной на сохранение и укрепление здоровья своих воспитанников. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим.

Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательнообразовательного процесса по всем направлениям развития ребенка. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня, построенные на основных компонентах здорового образа жизни: рациональный режим, правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Режимные процессы проводятся в детском саду по следующим правилам:

1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).

2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.

4. Формирование культурно-гигиенических навыков.

5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Режим дня является стабильным и вместе с тем динамичным, что обеспечивает успешную адаптацию детей дошкольного возраста к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Кроме того, этому способствуют и используемые в практике дошкольного образования здоровьесберегающие технологии. Это технологии,

направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов образовательного процесса в ДОУ: детей, их родителей и педагогов. Целями здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку являются обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью. В этой связи можно выделить следующую классификацию здоровьесберегающих технологий, используемых в детском саду:

• медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств — технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

• физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

• образовательные (воспитание культуры здоровья дошкольников, личностноориентированного воспитания и обучения);

• обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

• обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий,

коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки здоровья», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология

музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

К числу здоровьесберегающих педагогических технологий мы относим и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Сущность данной технологии заключается не столько в моделировании учебного пространства в рамках активной сенсорно-развивающей среды, сколько в системе взаимоотношений педагога с детьми: ядром активной сенсорно-развивающей среды является не система сенсорной дидактики не комплекс режимных моментов, а именно система субъект-субъектных отношений между педагогом и воспитанником.

И именно эта система выступает в качестве условия, средства и результата становления ребенка как субъекта дальнейшего развития.

Таким образом, педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения организованный на принципах здоровьесбережения и здоровьеобогащения - важнейшие условия для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Литература

1. Каменская В. Г., Котова С. А. Аксиологическая парадигма здоровья в российском образовании // Вестник герценовского университета. 2011. № 6. С. 43-47

2. Пазыркина М.В., Плахов Н.Н. «Здоровьесберегающие технологии как основной компонент образовательного процесса дошкольников»//Материалы Х1У Всероссийской научно-практической конференции. 23-26 ноября 2011 . СПб: РГПУ им. А.И.Герцена. С. 95-97.

3. Сопко Г.И. Скворцова Н.Н. Платонов Д.В. «Закаливание как фактор повышения культуры здоровья». «Здоровье детей как ценность культуры»// Материалы Х международной конференции «Ребенок в современном мире». 16-18 апреля 2013 . СПб 2012 РГПУ им. А.И. Герцена. С. 313-315.

4. «Здоровьесберегающее обучение и воспитание» /под ред. Андреева В.И./ - Казань. Центр инновационных технологий,2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.