Золотухина И.П.1, Иптышева К.2 ©
'Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования, Институт непрерывного педагогического образования, ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»; 2студент, Институт непрерывного педагогического образования,
Россия, Абакан
ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" Восточная мудрость.
Аннотация
В статье подробно рассмотрена организационно-содержательная модель детского сада по формированию культуры здорового образа жизни старших дошкольников. Названы её основные компоненты функционирования. Авторы подчеркивают значимость деятельности участников педагогического процесса, направленной на формирование у молодых специалистов валеологической и коммуникативной культуры, опыта по укреплению института семьи.
Ключевые слова: культура здоровья, организационно-содержательная модель, культура здоровья семьи.
Zolotukhina I. P.1, Iptsav Christina2
'Candidate of pedagogical Sciences, FSEI HPE "KSU them. NF Katanov", Institute of continuous pedagogical education, associate Professor of the Department of preschool and special education;
2student, Institute of continuous pedagogical education,
Russia, Abakan
CONTENT MODEL OF FORMATION OF ORGANIZATIONAL CULTURE OF HEALTHY LIFESTYLE IN TODAY'S PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION
"Health is the peak, which should everyone to conquer himself" Eastern wisdom.
Summary
The article covers in detail the organizational and conceptual model of the kindergarten on shaping the culture of a healthy way of life of older preschoolers. Named its main components are functioning. The authors stress the importance of activity ofparticipants ofpedagogical process aimed at training young specialists valeological and communication culture, experience on strengthening the family institution.
Keywords: health culture, organizational and substantive model, culture family health.
Проблема сохранения и укрепления здоровья, формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в современных условиях актуальна и сложна. Это обусловлено многогранностью проблемы психофизического здоровья и социального благополучия ребенка, возрастными особенностями восприятия и мышления детей, и их
©© Золотухина И.П., Иптышева К., 2014 г.
небольшим жизненным опытом. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма, повышаются адаптационные возможности организма и устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, развиваются физические качества. Именно поэтому, основная задача педагогического коллектива детского сада состоит в том, чтобы не только обеспечить условия для сохранения здоровья ребенка, но и научить его самостоятельно заботиться о своем здоровье.
Наиболее эффективной, для решения подобных задач детского сада, является
организационно-содержательная модель, которая была разработана и апробирована в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка-детский сад «Хрусталик» города Абакана по формированию культуры здорового образа жизни старших дошкольников. Данная модель включала в себя следующие компоненты:
• Целевой (направлен на формирование культуры здорового образа жизни детей на основе его комплексного изучения в динамике, коррекции физического, психического и духовного здоровья ребенка, формирование адекватных представлений о здоровом образе жизни).
• Организационно-содержательный (направлен на создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ, усовершенствованной модели двигательного режима старших дошкольников, создание системы служб: логопедической, психологической, социальной, медицинской, методической, валеологической, обеспечивающих комплексный подход к развитию личности ребенка, формированию культуры здорового образа жизни старших дошкольников).
• Технологический (предполагает использование нетрадиционных форм и методов физкультурно-оздоровительной и гигиено-профилактической деятельности педагогов по формированию культуры здорового образа жизни старших дошкольников).
• Кадровый (нацелен на изменение штатного расписания, введение должности педагога -
валеолога, педагогов дополнительного образования по хореографии, изобразительной и
театральной деятельности, повышение квалификации педагогического состава по проблемам здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании).
Качественному улучшению формирования у дошкольников представления о культуре здорового образа жизни способствуют следующие факторы:
- совершенствование материально-технической базы, улучшение медико-социальных условий;
- совершенствование содержания образовательного процесса, правильная организация педагогического процесса, использование нетрадиционного здоровьесберегающего
оборудования.
Кроме того, в детском саду «Хрусталик» углубленно проводится работа над проблемой «Организация физкультурно-оздоровительной работы в детском саду». Нами были изучены и проанализированы различные формы организации оздоровительных мероприятий. Коллективом детского сада создана своя система физкультурно-оздоровительной и лечебно-
профилактической работы, которая постоянно совершенствуется.
Первое условие этой системы - наличие в группах мини-спортивных уголков и спортивного комплекса «Чудовит» в физкультурном зале, игрового спортивного оборудования на участках детского сада. Так как физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием, то вторым условием является организация предметной и социальной среды.
Третье важное условие - это систематическое повышение квалификации воспитателей и медицинского персонала. Формы работы самые разные: педсоветы в виде «круглого стола» или « деловой игры», изучение лучших опытов работы города по данной теме. Из предложенных опытов работы, наиболее интересными являются дыхательная гимнастика, закаливающие процедуры, фитотерапия. Контроль за организацией физкультурно-оздоровительной работой помогает педагогам своевременно выявлять слабые места в направлении деятельности по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста и осуществлять
наставническую работу с молодыми специалистами. Для них разработаны и проведены деловые игры по теме: «Повышение двигательной активности детей в течение дня», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья».
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журнала "Здоровье", тематические выставки, библиотека здоровья, оформление информационных уголков здоровья "Вот я - болеть не буду" "Как я расту", проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты.
Таким образом, организационно-содержательная модель по формированию культуры здорового образа жизни старших дошкольников, в целом, способствует овладению детьми знаниями, умениями, навыками, приемами и способами культуры здорового образа жизни, а также, сформированности представлений детей и родителей о здоровье и здоровом образе жизни.
Литература
1. Амосов, Н. Здоровый образ жизни [Текст] /Н. Амосов // Воспитание школьника. - №2. - 2010. -С.72-77.
2. Антропова, М.В. Гигиена детей и подростков.6-е изд., перераб., и доп. [Текст] / Н. Амосов. - М.: Медицина, 2011. - 176с.
3. Атлас для начальной школы. Организм человека и охрана здоровья. СПб.: Издательский Дом Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2011.32с.
4. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие [Текст] /Т.М. Бабунова-. М.: ТЦ Сфера, 2012. - 208 с.
5. Вохмянина, М.Н. Модель сохранения здоровья детей дошкольного возраста [Текст] /М.Н. Вохмянина // Управление ДОУ. - №1. - 2012. - С.71 - 75.