Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие образовательные технологии в обучении детских инфекций'

Здоровьесберегающие образовательные технологии в обучении детских инфекций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДЕТСКИЕ ИНФЕКЦИИ / ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / HEALTH-SAVING EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / CHILDHOOD INFECTIONS / ANTI-EPIDEMIC MEASURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жумагалиева Г. Д., Шалекенова С. К.

Проведен анализ условий и требований, предъявляемых при обучении студентов в инфекционном стационаре, хронометраж проведения практических занятий, формы заданий внеучебной нагрузки обучающегося. Изложены просветительско-воспитательные мероприятия со студентами в аудиторное и внеаудиторное время, организованные с целью формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH-SAVING EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN STUDY OF CHILDHOOD INFECTIONS

The goal of the research was to analyze the implementation of HET in study the course of childhood infections. During educational process methodical instructions were used. The analysis of terms and requirements, presented during the study of students at Regional Clinical Hospital for Infectious Diseases, time-study of conduction practical studies were carried out. Health-saving infrastructure, the rational organization of educational process on childhood infections, educational and awareness-raising (infection-prevention) work allow to save student's health, will promote healthy lifestyle. All innovative technologies are carried out against the background of health-saving technologies without compromising the original state of health.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие образовательные технологии в обучении детских инфекций»

дайындалып жYрген черлидерлердщ кeрсеткiштерi нак,ты турде жоfары екендiгi Стьюдентпн критеришщ нэтижеамен енделгенде расталды. Сонымен катар, к,ыздар арасында эуенмен орындалатын сабак,тар Yлкен сураныск,а ие екендiгiн айта кеткен жен. Осылайша, черлидингтен элективтi мрпзу Yшiншi курс студенттерi Yшiн бул спорт тYрiнен жетiлдiрудi fана жалfастырып крймай, сонымен катар, дене бтмш калыпта устауfа септiгiн тигiзедi. Бул - медициналык жоfары оку орындарында^ киын окудын жаfдайындаfы психологиялык жYктеменi тYсiру Yшiн керемет бiр жол.

Нег'1зг'1 свздер: черлидинг, студент к,ыздар,шлг'1шт'1к, чир данс шоу.

second year have authentically the best indicators that was confirmed when processing results by Student's criterion. It is noted also that occupations with music enjoy wide popularity among girls. Thus, introduction of an elective on cheerleading will allow third-year students not only to continue to be improved in this sport, but also will help to keep the physical shape. It also fine means for psychological unloading that is important in the conditions of difficult study in medical school.

Key words: cheerleading, students, flexibility, cheer dance

show.

УДК:371.71:616.9-053.2

Г.Д. ЖУМАГАЛИЕВА, С.К. ШАЛЕКЕНОВА

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТСКИХ ИНФЕКЦИЙ

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе, Казахстан

Жумагалиева Г.Д. - к.м.н., доцент, заведующая курсом детских инфекций, e-mail: [email protected];

Шалекенова С.К. - ассистент курса детских инфекций, Тел.: 8(7132) 50 08 95.

Аннотация. Проведен анализ условий и требований, предъявляемых при обучении студентов в инфекционном стационаре, хронометраж проведения практических занятий, формы заданий внеучебной нагрузки обучающегося. Изложены просветительско-воспитательные мероприятия со студентами в аудиторное и внеаудиторное время, организованные с целью формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

Ключевые слова: здоровьесберегающие образовательные технологии, детские инфекции, противоэпидемические мероприятия.

обучению заботе о своем здоровье и

формированию культуры здоровья,

мотивации их к ведению здорового

образа жизни (ЗОЖ).

Цель исследования. Анализ реализации ЗОТ в процессе обучения на курсе детских инфекций.

Материалы

методы.

Материалом служило методическое обеспечение,

руководствуемся

которыми мы в повседневной

работе: рабочая учебная программа по детским болезням с детскими

Актуальность. Стремительный ^уровнях, развитие в нем таких личност- ^ инфекциями для студентов 4 курса,

ритм жизни, насыщенная ных и социально значимых качеств, рабочая учебная программа по детским

образовательная информация, позволяющих ему быть успешным и инфекционным болезням для интернов

компьютерная перегрузка, снижение здоровым [1,2]. Здоровьесберегающие 7 курса по направлению Педиатрия.

двигательной активности, эколого-кли- технологии классифицируются на рабочие учебные программы

матические воздействия влияют на несколько групп, используя различные составлены на основании типовых

здоровье подрастающего поколения.В подходы к охране здоровья: меди- учебных программ, разработанных

последнее

понятие

технология»

физкультурн°-°з- в соответствии с государственным

десятилетие появилось ко-гигиенические, физкультурно-оз-

«здоровьесберегающая доровительные, экологические, общеобязательным

в образовании, обеспечения безопасности жизнеде- образования 2006 г. по специально-

которое определяет качественную ятельности, здоровьесберегающие сти 051301-0бщая медицина [ГОСО].

стандартом

характеристику любой педагогической образовательные технологии (ЗОТ). Рассматривали, также, хронометраж

технологии. Ведущей идеей этой Последние подразделяются технологии является сохранение и три подгруппы: организационно- 7 курсах, отчеты воспитательной работы

на проведения занятий обучающих на 4 и

укрепление здоровья обучающегов педагогические, процессе обучения на всех этапах. педагогические, Она ориентирована на благополучие питательные

его Учебно-воспитательные технологии детских потребностей и интересов на разных включают в себя программы по разные подходы к охране здоровья, и

человека,

удовлетворение

психолого- и научно-исследовательской работы. учебно-вос- Результаты исследования. Анализ

технологии [3]. реализации ЗОТ показал, что на курсе

инфекций используются

I

соответственно, разные формы работы в постоянное соблюдение правил личной синдромами, обоснований

рамках организации учебного процесса гигиены и т.д. лекарственного формуляра и т.д. в ЗКГМУ имени Марата Оспанова. Занятия по детским Целью дисциплины является

Условия для организации инфекционным болезням формирование знаний и умений по

обучения, в первую очередь, зависят организованы согласно плана учебного вопросам диагностики и лечения

организованы согласно плана учебного от инфраструктуры клинической базы. процесса в медицинском университете наиболее распространенных инфекций Курс детских инфекций находится с соблюдением гигиенических норм детского возраста [5]. Известно, что

на базе Актюбинской областной и требований. Объем учебной и «легче предупредить, чем лечить»,

инфекционной клинической больницы, внеучебной нагрузки (домашнего | особенно при инфекционных

располагающейся в жилом городке задания) строго в соответствии заболеваниях. Поэтому, на лекциях

со всеми подъездными путями с типовой и рабочей учебной и практических занятиях обращается

(автобусными марштрутами №№ 12, 22, | программой. Хронометраж проведения внимание на противоэпидемические

24, 25, 48). Корпуса больницы отвечают практических занятий обучающихся на мероприятия по каждой

санитарно-гигиеническим требованиям 4 и 7 курсах составлен с чередованием н°зологическ°й форме °пираясь на ме-

СанПиН [4]. Учебные комнаты находятся работы, требующей чрезмерного ханизмы передачи инфекцш. Именно на 2-3 этажах с должным световым функционального напряжения и более | эти положения являются основанием

естественным и искусственным спокойного отношения, а также пере- проведения просветительско-

освещением, источником горячего рывом на отдых. °ценка исходного и | воспитательной работы, которые

и холодного центрального заключительного уровней сочетается используются в качестве приоритетного

водоснабжения и систематической с видами работ: курацией больного, направления ЗОТ в работе со студентами

текущей дезинфекцией. просмотром учебных видеофильмов в аудиторное и внеаудиторное

На первой лекции по теме по темам занятия, прослушиванием время. Просветительско-

«Введение в инфекционные аудиоматериалов, решением типичных воспитательная работа направлена на

болезни у детей», при знакомстве ситуационных задач, приобретением и | формирование ценности здоровья.

с задачами и содержанием закреплением практических навыков у Из всех путей передачи инфекций в

постели больного. Такое разнообразие воспитании здорового образа жизни

дисциплины, подчеркивается

повышает эффективность учебного преимущественная роль отводится

сущность инфекционных заболеваний, ^

процесса, снимая при этом утомление. парентеральному механизму. С этих

возможность распространения их

Внеучебная нагрузка обучающего позиций ежегодно проводим меропри-

при благоприятной эпидемической

по детским инфекциям включает ятия, например: инсценировка перед

ситуации среди населения и важность

не только ежедневную подготовку школьниками на тему «СПИД не спит»

противоэпидемических мероприятий

г , к аудиторным занятиям, но и (2013г.); выездная акция «Образ жизни [5]. Соблюдение основных принципов

выполнение самостоятельной работы. и ВИЧ инфекция» в торговом центре

предупреждения инфекционных забо-

Для повышения мотивации обучения «Ак,к,у» (2014г.); театрализованная

леваний, включая и самого обучающего

составлен разнообразный формат презентация «Профилактика

как в стационаре, так и в последующей

самостоятельной работы студентов, наркомании» с викториной в

деятельности врача, оговаривается

выполнение которых не дублирует общежитии №2 (2015 г.).

на первом занятии «Организация

форму. Основной акцент направлен на В рамках работы НИРС, на

работы детской инфекционной

закрепление практических навыков в заседаниях кружка обсуждаются одни

службы». В целях сохранения здоровья

виде отчетов на 4 курсе: оформление из актуальных тем особо опасных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

студент знакомится с организацией

кураторского листка, составление инфекций, например: геморрагическая

и принципом работы инфекционного

учебного плана ведения больного лихорадка Крымская-Конго в Южно-

стационара: обязательное ношение

с диареей, больного с кашлем, Казахстанской области, лихорадка

колпаков, масок; смена одноразовых

составление дифференциально- Эбола в Западной Африке и т.д. И,

масок через каждые 3 часа;

диагностических параллелей. конечно, особое место отводится

правильность входа и выхода в

На 7 курсе самостоятельная вакцинопрофилактике инфекционных

мельцеровские боксы в воздушно-

работа интерна состоит из ночных болезней. Все преподаватели участвуют

капельном отделении; принцип

дежурств, презентаций докладов на в акциях, круглых столах, семинарах,

работы во время курации больного врачебных конференциях и учебных посвященных этой проблеме, как среди

в боксированных палатах только с

^ патологоанатомических конференциях, студенчества на занятиях, так и среди

ручкой и блокнотом; ознакомление

составлений алгоритма оказания медработников и населения.

и оформление медицинской неотложной помощи при неотложных ОбСуждеНИе ПолуЧеННых

документации только в ординаторской состояниях или диагностического данных. Рассматривая каждый блок

или на медицинском посту, строгое и поиска больного с определенными ЗОТ, необходимо подчеркнуть, что

все в совокупности направлено на сохранение здоровья обучающегося и формирование здорового образа жизни в рамках учебной программы детских инфекций.

Условия проведения занятий в инфекционном стационаре соответствуют здоровьесберегающей инфраструктуре. Но инфекционный стационар не располагает столовой по требованиям СанПин [4]. Поэтому, разрешается посещение близлежащих точек питания. Организация учебного процесса спланирована рационально. В тоже время, отсутствие интерактивной доски, недостаточная компьютеризация каждых учебных комнат с отсутствием сетевых связей, подключение интернета через связь «Алтел», а не Wi-Fi ограничивают возможности интернов 7 курса поиска выбора лечебных мероприятий с позиций доказательной медицины и работы с электронными поисковыми базами.

Просветительско-воспитательная работа построена таким образом, чтобы обучающийся в будущем желал добывать и перерабатывать информацию, развивал свои способности. Это должно послужить основаниемдлясменыобразовательной парадигмы - с образования «на всю жизнь» на образование человека «через всю жизнь». Обучение «в течение всей жизни» предполагает

систему непрерывного образования, постоянное овладение новыми знаниями, навыками и умениями [7,8]. Интерес у студентов, интернов вызывает интерактивное обучение (TBL, CBL), построенном на реальных клинических ситуациях, с применением современных методов оснащения и участием всех членов группы. Однако, чтение лекций с мультимедийным сопровождением рассеивает внимание слушателей, а иногда полностью выключает письменную память у некоторой части пассивных студентов.

Таким образом,

здоровьесберегающая инфраструктура, рациональная организация учебного процесса по детским инфекциям, просветительско-воспитательная работа (профилактика инфекций) позволяют сбережению здоровья студента, способствуют формированию личности будущего врача, бережно относящего, в первую очередь, к собственному здоровью. Все внедряемые инновационные

педагогические технологии проводятся на фоне здоровьесберегающих технологий без ущерба исходного состояния здоровья обучающего.

Список литературы:

1. Смирнов, Н.К. Здоровье-сберегающие образовательные

технологии в современной школе: методическое пособие / Н.К.Смирнов. -АПК и ПР, 2002. - 121 с.

2. Вайнер, Э.Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования / Э.Н. Вайнер // Валеология. - 2004.- №1.- С.21-26.

3. Смирнов, Н.К. Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе / Н.К.Смирнов // Практика административной работы в школе. - 2006. - №1.- С.30-38.

4. Об утверждении Санитарных правил Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения: Постановление правительства Республики Казахстан от 17 января 2012 года №87.

5. Типовая учебная программа по детским болезням по специальности 051301 Общая медицина // Астана, 2010. - 34с.

6. Шемятихина, Л.Ю. Образование взрослых: основные понятия и концепции обучения / Л.Ю. Шемятихина // Образование взрослых в СНГ: проблемы и перспективы. - СПб., 2006. - С.185-190.

7. Чикальдина, Н.А. Некоторые аспекты развития образования взрослых/ Н.А. Чикальдина // Образование взрослых в СНГ: проблемы и перспективы. - СПб., 2006. - С.213-217.

8. Змеев, С.И. Технология обучения взрослых / С.И.Змеев // Москва, 2002. - 128 с.

I

I

I

I

I

I

I

I

I

Г.Д. ЖУМАГАЛИЕВА, С.К. ШАЛЕКЕНОВА

БАЛАЛАР ИНФЕКЦИЯСЫН О^ЫП Б1ЛУДЕГ1 ДЕНСАУЛЫК, СА^ТАУДЫ YЙРЕТУ ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫ

Марат Оспанов атында^ Батыс К,азакстан мемлекетпк медицина университету Актебе, К,азакстан

Максаты: Балалар инфекциясы курсында денсаулык сактау технологияларын кке асыру. Окыту кезеншде эдiстемелiк куралдар колданылады.

Студенттердщ инфекциялык станционарда бЫм алу кезiнде койылатын шарттар мен талаптарfа талдау, тэжiрибелiк сабактар жYPгiзудiн, хронометражы, окытушынын окудан тыс жYктеме тапсырмаларынын Yлгiлерi жасалды. Денсаулык кундылыктары мен салауатты емiр салтын калыптастыру максатында yйымдастырылfан сабакта жэне сабактан тыс уакытта студенттермен б^рге аfартушылык-тэрбие беру шаралары мазмундалды. Барлык инновациялык технологиялар денсаулык сактауда ешкандай керi эсерiн тигiзбейдi.

Нег'зг'! свздер: денсаулык, сактаудат окыту технологиялары, балалар инфекциялары, эпидемияга карсы шаралар.

SUMMARY

G.D.ZHUMAGALIYEVA, S.K.SHALEKENOVA

HEALTH-SAVING EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN STUDY OF CHILDHOOD INFECTIONS

West Kazakhstan Marat Ospanov State Medical University, Aktobe, Kazakhstan

The goal of the research was to analyze the implementation of HET in study the course of childhood infections. During educational process methodical instructions were used. The analysis of terms and requirements, presented during the study of students at Regional Clinical Hospital for Infectious Diseases, time-study of conduction practical studies were carried out. Health-saving infrastructure, the rational organization of educational process on childhood infections, educational and awareness-raising (infection-prevention) work allow to save student's health, will promote healthy lifestyle. All innovative technologies are carried out against the background of health-saving technologies without compromising the original state of health.

Key words: health-saving educational technologies, childhood infections, anti-epidemic measures.

УДК: 616-003.96:613.693

С.Т. ЗАИРОВА1, Т.А. ДЖАРКЕНОВ2, М.А. БАШБАЕВА2

АВИАЦИЯ ЖОГАРЫ О^У ОРНЫ КУРСАНТТАРЫНЬЩ ЭСКЕРИ КЭС1БИ ИКЕМДЕЛУ

ЕРЕКШЕЛ1КТЕР1

Кенес Ода^ньщ ею мэрте Батыры Т.Бегельдинов атында^ Эуе к,ор«ныс ^штершщ Эскери институты1,

Актебе, Казакстан

Марат Оспанов атында^ Батыс Казакстан мемлекетпк медицина университет?, Актебе, Казакстан

Заирова С.Т. - м.^к, Эуе кррганыс ^штерi Эскери институтынын Мацыздылыгы. Эскери-кэаби

психофизиологиялык зертханасынын бастыгы - ушу эд'стемел'т бел'т'ш'н икемделу факторларынын эсерi адам окытушысы; e-mail: saule_zharken@ mail.ru

Аннотация. Окудын бастапкы кезеншдеп курсанттардын эскери кэсiбiне икемделу ерекшелттерш тексеру Yшiн командирлер эртYрлi баfалаfан организмнiн функционалды кYЙiнiн негiзгi компонент!^ кeрсеткiштерiн алып саралау жYPгiздi.

Бiрiншi курс сонына таман командирлерi болашак кэсiбiне икемделу барысы сэттi етт жатыр деп баfаланfан курсанттардын физиологиялык тeзiмдiлiгi элдекайда жоfары болды. Муны кан айналу жYЙелерi кYЙiнiн кeрсеткiштерi (тыныштык жаfдайында жYректiн жиырылу жиЫп, кан айналымынын ми-нуттык келему Рид индексi, Робинсон индексi) жэне сырткы тыныс алу (Генче сынамасы) бойынша реттеуiш тетiктерi ауырсыну денгейшщ статистикалык маныздылыfы (р<0,05) турfысынан командир - сарапшылар темен баfалаfан курсанттар тобымен салыстырfанда, жоfары болfандыfын керсетп. Осы топ курсанттары аfзасынын психофизиологиялык ^йш коррекциялау эдiстерiн профилактика багытында, немесе, кажет еткен жаfдайда, функциялык корын жумылдыру денгейiн бэсендетуге арнаfан дурыс.

Нег'1зг'1 свздер: агзанын функционалды ахуалы, икемделу сэттiлiгiн болжау, кэаби iрктеужогары оку орнында окып Yйрену.

аfзасында эртYрлi ба^ггта болатын физиологиялык жYЙе реакцияларымен косактаса жYредi [1,2,3]. Белгiлi кэаби салмак шамасына дейiн бул функционалды оптимум ^шмен немесе осыfан лайык эзiрлiкпен сипатталады, б^рак жумыс барысында онын сапалы болуын калыпты устау аfзанын

функционалды корын (ФК) жумылдыру аркылы fана мYмкiн болады. Бул белгт1 ерiк-жiгердi талап етедi, олай болса, Yнемi шаршау симптомдарынын пайда болуына экеледi [4,5]. Аfзанын осы функционалды ахуалы физиологиялык жYЙеге едэуiр салмак тYсiрiп, бiркатар психофизиологиялык кeрсеткiштерiн нашарлатады [6,7]. Осы орайда курсанттар аfзасынын функционалды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.