СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШСМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
УДК: 613.8: 378.17(61)
И.В. СЕРГЕТА, А.Е. ПАНЧУК, С.Ю. МАКАРОВ
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭФФЕКТИВНОМ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ: ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ,
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Винницкий национальный медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Винница, Украина
Кафедра общей гигиены и экологии, раб. тел. (+380432) 56-23-72;
Кафедра нормальной физиологии, раб. тел. (+380432) 66-12-10;
Сергета И.В. - д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общей гигиены и
экологии, моб. тел. +380501807005, e-mail: [email protected]:
Панчук А.Е. - к.м.н., докторант кафедры общей гигиены и экологии, моб. тел.
+380992693577, e-mail: [email protected];
Макаров С.Ю. - аспирант кафедры нормальной физиологии, моб. тел. +380979693347, e-mail: [email protected].
Аннотация. В статье изложены данные анализа профориентационных проблем эффективной реализации здоровьесберегающих технологий в высшем учебном заведении медицинского профиля, разработаны психофизиограммы основных стоматологических специальностей, научно обоснованы психофизиологические основы их использования с учетом ведущих тенденций формирования психофизиологических функций, в частности характеристик высшей нервной деятельности, внимания, зрительной сенсорной системы и соматосенсорного анализатора, в естественных условиях обучения, являющихся основою для разработки и внедрения мероприятий психофизиологического воздействия на организм и психогигиенической коррекции.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, студенты, профессиональная ориентация, психофизиограмма, психофизиологические функции.
Актуальность. В структуре наиболее значимых проблем такого раздела современной профилактической медицины, как университетская медицина в целом, университетская гигиена в частности, одно из важнейших мест занимают проблемы разработки, научного обоснования и эффективной реализации адекватных существующим реалиям здоровьесберегающих технологий со всесторонним использованием медицинских, гигиенических, физкультурно-оздоровительных технологий, а также технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности [1,2,5]. В этом контексте необходимо подчеркнуть, что внедрение современных здоровьесберегающих технологий, как
правило, предусматривает создание благоприятных условий для обучения студента в высшем учебном заведении (обеспечение оптимальных условий для организации учебной и внеучеб-ной деятельности в соответствии с возрастно-половыми и индивидуальными особенностями, соблюдение существующих гигиенических регламентов), повышение уровня двигательной активности девушек и юношей до значений гигиенически обоснованных нормативов и обеспечение полноценного двигательного режима, устранение стрессовых ситуаций и реализацию разнообразных психогигиенических подходов к оптимизации повседневной деятельности студенческой моло-
дежи [3,4,5].
Вместе с тем, необходимо отметить, что к числу наименее разработанных проблем, связанных с эффективным использованием здо-ровьесберегающих технологий в высшем учебном заведении, необходимо отнести недостаточно разработанные проблемы, во-первых, профориента-ционного содержания, учитывающие особенности создания адекватных предпосылок к формированию высокой профессиональной пригодности будущих специалистов, и, во-вторых, проблему психофизиологического содержания, учитывающую индивидуально-значимые особенности формирования профессионально-значимых психофизиологических функций организма и характеристик умственной и физической работоспособности современных студентов.
Целью исследования являлся анализ профориентационных аспектов и научное обоснование психофизиологических основ эффективной реализации здоровьесберегающих технологий в высшем учебном заведении медицинского профиля.
Материалы и методы. Научные исследования, в центре которых находились разработка такого компонента профессиограмм основных стоматологических специальностей, как психо-физиограммы, а также установление закономерностей процессов формирования критериальных показателей высшей нервной деятельности и функций внимания, характеристик функциональных возможностей зрительной
МеЗииинский журнал Западного Казахстана
3.51.2016 я.
ЖОFАРЫ ОКУ ОРЫИДРРЫИДР ДЕИСРУЛЫК, СРКТРЙТЫИ Б1Л1М БЕРУ ТЕХНОЛОГИЯСЫН 1СКЕ РСЫРУДЬЩ ЗРМРИРУИ РСПЕКТ1ЛЕР1
сенсорной системы и соматосенсорно- ^ логических функций определялся с ^ гического профиля, установлено, что в го анализатора студентов стоматологи- ^ использованием общепринятых для ^ структуре психофизиологических функ-ческого и медицинского факультетов, ^ гигиенических и психофизиологиче- ^ ций, отображающих особенности выс-проводились на базе Винницкого наци- ^ ских исследований методик, как в ди- ^ шей нервной деятельности организма, онального медицинского университета ^ намике периода пребывания в высшем ^ в качестве профессионально-значимых им. Н.И. Пирогова с использованием ^ учебном заведении, так и в динамике ^ функций следует выделить такие ха-
современных гигиенических, меди- ^ учебного года. Функциональные осо- ^ рактеристики, как уравновешенность и ко-социологических, психофизиологи- ^ бенности высшей нервной деятельно- ^ подвижность нервных процессов, сила ческих, психодиагностических и стати- ^ сти оценивались на основе использова- ^ процессов возбуждения и торможения, стических методов. ^ ния методики хронорефлексометрии, ^ показатели простой и дифференциро-
Разработка, создание и научное ^ особенности функций внимания - с ^ ванной зрительно-моторной реакции, обоснование психофизиограмм основ- ^ использованием таблиц Шульте, функ- ^ в структуре особенностей зрительной ных стоматологических специально- циональные особенности зрительной сенсорной системы организма - та-стей предполагала выполнение целого ^ сенсорной системы - на основе ис- ^ кие показатели, как острота зрения, ряда процедур в определенной, четкой ^ пользования методики "Светотест", ^ критическая частота слияния световых последовательности и, таким образом, ^ функциональные особенности сомато- ^ мельканий, дифференцированный ли-реализацию и практическую интерпре- ^ сенсорного анализатора - с помощью ^ нейный глазомер, скорость зрительно-тацию отдельных этапов-сегментов. ^ методики тремометрии. Ряд исследо- ^ го восприятия, дифференцированная Первый этап (организационный сег- ^ ваний проводился с использованием ^ световая чувствительность, в структуре мент) предусматривал определение ^ стандартизированных компьютерных ^ соматосенсорного анализатора - такие основных профилей специальности, ^ методик. Статистический анализ полу- ^ показатели, как общая координация подлежащей изучению, второй этап ^ ченных результатов предполагал ис- ^ движений, сочетанная координация (методический сегмент) - определе- ^ пользование процедур описательной ^ движений рук, ловкость и координация ние, разработку и верификацию мето- ^ статистики и корреляционного анализа ^ движений пальцев, в структуре особен-дического аппарата для установления ^ в стандартном пакете прикладных про- ^ ностей внимания, памяти и мышления наиболее значимых и важных харак- ^ грамм "Statistica 6.1 for Windows" (ли- ^ - такие показатели, как устойчивость и теристик (использование специальных ^ цензионный № AXX910A374605FA). ^ переключение внимания, логическое и анкет балльной оценки профессио- ^ Результаты исследования. По- ^ практическое мышление. нально-значимых функций, специаль- ^ лученные результаты позволили про- ^ Учет профориентационных аспек-ных опросников и т.д.), третий этап вести профессиографическую оценку тов, и прежде всего, разработанных (отборочный сегмент) - определение учебного процесса и профессиональной психофизиограмм, в ходе научного круга экспертов, которые должны вы- подготовки в высшем учебном заведе- обоснования и реализации здоро-разить свое мнение относительно по- нии и обосновать психофизиограммы вьесберегающих технологий в высшем ставленных перед ними задач и, обя- профессиональной деятельности в со- учебном заведении медицинского про-
^ и^иц'еаиипфтпии деж ел опии т в ^
зательно, имеющих соответствующий ^ ответствии с такими основными стома- ^ филя, несомненно, повысит их эффек-опыт работы по специальности, либо тологическими специальностями, как тивность, целевое предназначение и опыт гигиенической оценки проблем терапевтическая, хирургическая и орто- адекватность существующим стандар-психофизиографического содержания, ^ педическая стоматология, ортодонтия, ^ там образовательной деятельности. четвертый этап (экспертно-аналити- ^ детская терапевтическая и детская хи- ^ Одним из таких подходов сле-ческий сегмент) - непосредственное ^ рургическая стоматология, определить ^ дует признать разработанную в ходе проведение профессиографической наиболее эффективные пути формиро- проведенных исследований методику психофизиографической эксперти- вания превентивного образовательного комплексной балльной оценки осо-зы, наконец, пятый этап (статистиче- ^ пространства в условиях использования ^ бенностей течения профессиональной ски-информационный сегмент) - осу- ^ современных здоровьесберегающих ^ адаптации и формирования высокой ществление статистической обработки ^ технологий. ^ профессиональной пригодности сту-
полученных материалов и их физиоло- ^ Так, в ходе рассмотрения пробле- ^ дентов, осваивающих основные стома-го-гигиеническую трактовку. ^ мы оптимизации профессиональной Отологические специальности в высших
Уровень развития психофизио- ^ подготовки будущих врачей стоматоло- ^ учебных заведениях медицинского
3.51.2016 я.
Батыс Казахстан медицина журналы
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШСМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
профиля, являющуюся достаточно про- ^ высшем медицинском учебном заве- ^ бенности изменений на протяжении стым в практической интерпретации и дении. В тоже время наиболее адек- учебного года, установить информатив-чрезвычайно доступным в трактовке ватные с адаптационной точки зрения ные психофизиологические критерии полученных данных "инструментом", Д показатели устойчивости и переключе- Д оценки эффективности умственной де-позволяющую рассчитать значения Д ния внимания, наблюдались у студен- Д ятельности и адаптационных возможно-психофизиологической детерминан- Д ток 1 курса и студентов 5 курса, наиме- Д стей организма студентов, особенности ты профессиональной пригодности, ^ нее адекватные - у студенток 3 курса и ^функционирования механизмов психо-обосновать индивидуализированные студентов 1 курса, наиболее оптималь- физиологической адаптации в условиях стратегии использования мероприятий Д ные величины функционального состо- Д предэкзаменационного стресса и цело-профилактического содержания, уста- Д яния соматосенсорного анализатора и, Д го ряда стрессовых ситуаций иного рода, новить основные направления приме- Д прежде всего, зрительно-двигательной Д характерных для современных высших нения средств психофизиологического ^ координации, были характерны для ^ учебных заведений. воздействия на организм и мероприя- ^ девушек и юношей, обучающихся на ^ Данные, полученные в ходе из-тий психогигиенической коррекции. 5 курсе, наименее оптимальные - для учения функциональных возможно-В этом контексте существенное Д девушек, обучающихся на 1 курсе, и Д стей организма студентов высшего значение приобретают исследования, Д юношей, обучающихся на 3 курсе. Д медицинского учебного заведения в направленные на изучение особенно- ^ В тоже время данные изучения, в ^ динамике учебного года, и свидетель-стей изменений ведущих профессио- ^ качестве одного из фрагментов иссле- ^ ствующие о весьма выраженных из-нально-значимых психофизиологиче- Д дования, особенностей процессов фор- Д менениях, прежде всего негативного ских функций в естественных условиях Д мирования ведущих психофизиологи- Д содержания со стороны их критери-пребывания в высшем учебном заве- ческих функций организма студентов альных величин, с учетом данных, по-
медицинского факультета высшего ме-
дении. медицинского факультета высшего ме- лученных в ряде исследований [4,5],
В ходе проведенных исследо- ^ дицинского учебного заведения в ди- ^ создают предпосылки для разработки ваний установлено, что со стороны Д намике учебного года, и прежде всего Д и внедрения мероприятий психофизи-показателей функционального состо- Д показателей скорости сенсомоторных Дологического воздействия на организм яния высшей нервной деятельности реакций, критической частоты слияния и психогигиенической коррекции. на протяжении периода обучения вне ^ световых мельканий и зрительно-дви- ^ Таким образом, в ходе проведен-зависимости от половых различий ре- ^ гательной координации, свидетель- ^ ных исследований осуществлен анализ гистрировались две четко очерченные ствовали о целом ряде выраженных профориентационных аспектов эффек-тенденции. Если показатели, отобража- Д неблагоприятных изменений со сторо- Д тивной реализации здоровьесберега-ющие особенности формирования зна- ^ ны их критериальных значений. ^ ющих технологий в высшем учебном
чений сенсомоторных реакций, снача- ^ Обсуждение полученных дан- ^ заведении медицинского профиля, ла несколько ухудшались (наибольшие Д ных. Проведенные на основе веду- Д разработаны психофизиограммы ос-значения величин латентных периодов щих положений системного анализа новных стоматологических специаль-простой и дифференцированной зри- Д профессиографические исследования Д ностей, а также научно обоснованы тельно-моторной реакции были харак- ^ основных специальностей стоматоло- ^ психофизиологические основы их ис-
терны для студентов-третьекурсников), ^ гического профиля позволили научно ^ пользования с учетом ведущих тенден-улучшаясь впоследствии и достигая Д обосновать их психофизиограммы, пре- Д ций формирования психофизиологиче-наиболее оптимального уровня раз- Д доставляющие возможность, учитывая Д ских функций организма современных вития у студентов-выпускников, то по- Д результаты исследований Баранова А.А. Д студентов. казатели, отображающие особенности ^ и соавт. [1] и Кальниша В.В. [3], разра- ^ Список литературы: процессов формирования критериаль- ^ ботать совершенно новые по своему ^ 1. Баранов, А.А. Медицинские ных характеристик основных нервных Д содержанию подходы к эффективной Д и социальные аспекты адаптации подпроцессов и, в частности показателей Д реализации здоровьесберегающих Д ростков к условиям воспитания, обуче-подвижности и уравновешенности Д технологий в современных учебных Д ния и трудовой деятельности / А.А. Ба-нервных процессов, отличались по- ^ заведениях с обязательным учетом ^ ранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. - М.: степенным улучшением их величин ^ их профориентационной значимости ^ ГОЭТАР-Медиа, 2007. - 352 с. на протяжении периода пребывания в Д и ценности, а также, учитывая осо- Д 2. Бодров, В.А. Психология про-
МеЗииинский журнал ЗапаЗного Казахстана
3.51.2016 я.
144
ЖОFАРЫ ОКУ ОРЫИДРРЫИДР ДЕНСАУЛЫК, СРКТРЙТЫИ Б1Л1М БЕРУ ТЕХНОЛОГИЯСЫН 1СКЕ РСЫРУДЬЩ ЗРМРИРУИ РСПЕКТ1ЛЕР1
фессиональной деятельности. Теорети- ^ проблем медицини працi. - 2008. - № ^2. - С. 223-236.
ческие и прикладные проблемы / В.А. ^ 3. - С. 81-88. ^ 5. Сердюк, А.М. Психогигиена
Бодров. - М.: Институт психологии РАН, ^ 4. Полька, Н.С. Актуальн про- ^ детей и подростков, страдающих хро-2006. - 623 с. ^ блеми психоппени дтей i пiдлiткiв: ^ ническими соматическими заболева-
3. Кальниш, В.В. Психофизио- ^ шляхи та перспективи '¡х вирiшення ^ ниями / А.М. Сердюк, Н.С. Полька, И.В. логические аспекты изучения надеж- ^ (огляд лтератури i власних дослiд- ^ Сергета. - Вiнниця: Нова книга, 2012. ности операторской деятельности / ^ жень) / Н.С. Полька, 1.В. Сергета // Жур- ^ - 336 с. В.В. Кальниш // Укра'нський журнал з ^ нал НАМН Укра'ни. - 2012. - Т. 18, № ^
TYMIH |
И.В. СЕРГЕТА, А.Е. ПАНЧУК, С.Ю. МАКАРОВ ^
ЖОГАРЫ ОКУ ОРНЫНДА ДЕНСАУЛЫК САКТАУ ^
ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫН ТИ1МД1 1СКЕ АСЫРУДЬЩ ЗАМАНАУИ ^
ТЭС1ЛДЕР1: ТЭРБИЕЛ1К АСПЕКТ1ЛЕР, ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ^
НЕГ1ЗДЕР1 ^
Н.И. Пирогов атында^ Винница улттык медицина ^ университетi, Винница, Украина ^
Макалада аfза мен психогигиеналык тузетуге ^ психофизиологиялык ыкпал ету шараларын жасау жэне ^ енгiзу ушлн негiз болып табылатын табиfи бЫм алу ^ жаfдайында медицина ба^ггында^ жоfары оку орнында ^ денсаулык сактау технологияларын тиiмдi жузеге асырудын ^ кэсiби баfыттаfы мэселелерiнiн сараптама мэлiметтерi ^ кeрсетiлген, негiзгi стоматологиялык мамандыктардын ^ психофизиограммалары жасалды, психофизиологиялык негiздер, олардын психофизиологиялык кызметтершН ^ сонын iшiнде, жоfары нерв кызметiнiн, назардын, керу ^ сенсорлы жYЙесiнiн жэне соматосенсорлы жуйенщ ^ сипаттамалык калыптасуынын жетекшi тенденцияларын ^ есепке ала отырып колданылуы fылыми дэлелдендi. ^
Нег'зг'! свздер: денсаулык, сактау технологиялары, студенттер, кэаби багдар, психофизиограмма, психофизиологиялык кызметтер.
SUMMARY
I.V. SERHETA, A.E. PANCHUK, S.Y.MAKAROV
MODERN APPROACH TO EFFECTIVE IMPLEMENTATION HEALTH-PROMOTION TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS: VOCATIONAL GUIDANCE ASPECTS AND PSYCHOPHYSIOLOGICAL BASES
Vinnitsya National Medical University named after Pirogov, Vinnitsya, Ukraine
The article presents the data analysis of vocational guidance problems of the effective implementation of health-promotion technology in higher education institutions of medical profile, there are designed psychophysiograms of major dental specialties, it is scientifically grounded psychophysiological basis for their use, taking into account the leading trends in the formation of psychophysiological functions, in particular the characteristics of higher nervous activity, attention, visual sensor system and somatosensory analyzer, in natural conditions of training as the basis for the development and implementation of measures of psychophysiological effects on the organism and psychohygienic correction.
Key words: health-promotion technologies, students, vocational guidance, psychophysiogram, psychophysiological function.
3.51.2016 œ.
Батыс Казахстан медицина журналы