Научная статья на тему 'Здоровьесберегающая образовательная среда вуза как условие личностного развития и профессиональной компетентности студентов'

Здоровьесберегающая образовательная среда вуза как условие личностного развития и профессиональной компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HEALTH-SAVING EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PERSONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL COMPETENCE / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Марина Михайловна, Морозова Вера Николаевна

Рассматриваются аспекты здоровьесберегающего образовательного пространства, в рамках которого происходит формирование личностных достижений и профессиональной компетентности студентов, а также критерии эффективности здоровьесберегающей образовательной среды посредством мониторирования психосоциального благополучия студентов. Главными критериями оценки эффективности здоровьесберегающей среды являются интегральные показатели личностных достижений профессионального образования студентов, а также удовлетворенность субъектов образовательного процесса различными его сторонами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Марина Михайловна, Морозова Вера Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH-SAVING EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY AS A CONDITION OF PERSONAL DEVELOPMENT AND PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS

The article discusses the aspects of health saving educational environment in which formation of personal achievements and professional competence of the students, as well as the criteria of effectiveness of a health-saving educational environment occur by monitoring the students’ psychosocial well-being level. The main criteria for evaluating the effectiveness of health-saving environment are integral indicators of personal achievements of vocational education of students as well as satisfaction of the parties of the educational process with its various sides. Psychodiagnostics allows teacher and student to track the developmental effects of its activities, the advantages, to correct shortcomings of the educational process, which ultimately allows the individual to discover and realize their potential, and increasing professional competence.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающая образовательная среда вуза как условие личностного развития и профессиональной компетентности студентов»

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2016. 4 (169)

ВОСПИТАНИЕ В ВУЗЕ

УДК 378

М. М. Морозова, В. Н. Морозова

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Рассматриваются аспекты здоровьесберегающего образовательного пространства, в рамках которого происходит формирование личностных достижений и профессиональной компетентности студентов, а также критерии эффективности здоровьесберегающей образовательной среды посредством мониторирования психосоциального благополучия студентов. Главными критериями оценки эффективности здоровьесберегающей среды являются интегральные показатели личностных достижений профессионального образования студентов, а также удовлетворенность субъектов образовательного процесса различными его сторонами.

Ключевые слова: здоровьесберегающая образовательная среда, личностное развитие, профессиональная компетентность.

Высшие учебные заведения являются особым здоровьесберегающим образовательным пространством, в рамках которого происходит формирование личностных и профессиональных качеств, все то, что в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения разрабатывается на основе компетентност-ного подхода и предъявляется как требования к личностным достижениям образования.

Теоретическая актуальность и практическая значимость проблемы формирования личностного развития студентов в условиях здоровьесберегаю-щей образовательной среды обусловлены сложностью рационального разрешения существующих противоречий между потребностью общества в успешном становлении личности молодого человека и определением педагогических возможностей здоровьесберегающего потенциала образовательного учреждения, требованием максимально индивидуализировать образовательный процесс за счет внедрения инновационных образовательных технологий и неразработанностью механизмов психолого-педагогического сопровождения проектирования здоровьесберегающей среды, наличием теоретических подходов к формированию здоровьесбережения и трудностями в реализации установки на здоровье как главную ценность, которое позволило бы изменить собственно позицию субъектов образовательной деятельности.

Здоровьесбережение не может быть основной целью образования, но является обязательным условием образовательного процесса в вузе, связанного с достижением личностных результатов образования студентов. Придерживаясь точки зре-

ния известных педагогов и психологов (В. В. Давыдов, М. В. Кларин, Ю. С. Мануйлов, В. И. Панов, В. А. Петровский, В. В. Рубцов, В. И. Слобод-чиков, И. Д. Фрумин, В. А. Ясвин, А. Хуторской и др.), изучать образовательную среду чрезвычайно важно с целью создания определенных условий эффективного формирования различных качеств личности, в том числе и здоровьесберегающей компетентности.

В приказе Министра образования РФ № 1418 от 15.05.2000 «Об утверждении примерного положения о центре содействия укрепления здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений» основополагающей целью были определены: обучение всех участников образовательного процесса методикам самодиагностики, самооценки, самокоррекции, самоконтроля, саморазвития индивидуальных резервных возможностей организма; формирование ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровый образ жизни и самореализацию личности; реализация потребности личности на повышение своей профессиональной квалификации. На сегодняшний день данное положение остается актуальным.

Несмотря на обилие определений, точек зрения на суть здоровьесбережения образовательного пространства, отсутствует научно-методический инструментарий, которым могли бы пользоваться субъекты образовательного процесса с целью формирования личностных результатов в условиях здоровьесберегающего образовательного пространства, тем самым обеспечивая повышение качества профессионального образования.

Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы. Цель данного исследования: выяснить, каким образом здоровьесберегающая образовательная среда вуза влияет на личностное развитие студентов в процессе их профессионального обучения.

В рамках данной работы предполагается решить следующие задачи:

- выявить здоровьесберегающий потенциал образовательной среды как фактора личностных достижений студентов;

- определить критерии, показатели и уровни сформированности личностных достижений студентов вуза;

- определить методы психолого-педагогической диагностики для опытно-экспериментального обоснования эффективности здоровьесберегаю-щей образовательной среды при формировании личностных достижений студентов в процессе их профессионального обучения.

Предмет исследования: образовательная среда вуза как условие личностного развития и профессиональной компетентности студента.

Объект исследования: мониторинговые исследования, направленные на оценку личностных качественных характеристик субъектов образования (саморазвитие, компетентность, рефлексивность, учебная мотивация) в условиях образовательной среды вуза.

Авторы разделяют мнение В. Б. Яковлева, что образовательная среда - это целостная система качественных характеристик внутренней жизни вуза, которая определяется конкретными учебно-воспитательными задачами, стоящими перед вузом, которые решаются в его повседневной деятельности; проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются (к средствам относятся учебные программы, организация процесса обучения, тип взаимодействия научно-педагогического состава со студентами, качество оценок, организация повседневной жизнедеятельности, материально-техническое оснащение, состояние и оборудование учебных аудиторий и т. п.); комплексно оценивается по тем эффектам в личностном (самооценка, уровень притязаний, преобладающая мотивация), социальном (компетентность в общении, статус в коллективе, поведение в конфликте и т. п.), интеллектуальном и физическом развитии, которого она позволяет достичь [1].

В данном исследовании оценка эффективности здоровьесберегающей образовательной среды будет рассматриваться с позиции формирующего диагностического процесса личностных достижений студентов.

Для объективной оценки эффективности здо-ровьсберегающей образовательной среды, влия-

ния комплекса факторов образовательной среды на изменение личностных характеристик обучающихся необходимо соблюдать следующие условия:

- проводить исследования в динамике;

- оценить развивающий эффект здоровьсбере-гающей образовательной среды с позиций таких интегративных личностных образований, как способность к самопознанию, адекватная самооценка и уровень притязаний, коммуникативные способности.

Методика исследования на уровне образовательного учреждения включает три этапа:

- на уровне получения индивидуальных данных персонифицированного характера;

- сбор и анализ данных на уровне группы, факультета;

- анализ и оценка эффективности деятельности на уровне образовательного учреждения.

Задачей мониторинга данного исследования является задача качественного описания собственной образовательной среды через проведение системных опросов по изучению удовлетворенности участников образовательного процесса различными его сторонами как показателя эффективности работы образовательной структуры.

Выбор критериев и показателей исследования обосновывается возможностью формирования личностных качеств обучающихся, которые побуждают студентов к проявлению активности в развитии и саморазвитии и являются личностными результатами профессионального образования в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

Предлагаемая в данном исследовании система диагностики эффективности здоровьесберегаю-щей среды опирается на работы В. В. Рубцова, Е. Б. Лактионовой, В. Г. Зарубина, И. А. Баевой [2, 3]. При разработке системы диагностики эффективности здоровьесберегающей среды развития субъектов образовательного процесса исходили из следующих требований к ней, указанных в психолого-педагогических исследованиях:

1) формирующий диагностический процесс при изучении эффективности здоровьесберегающей среды должен отражать изменения в содержании и структуре личностных результатов, а также изменения в индивидуально-личностном развитии студентов, в его учебной деятельности и, как следствие, приобретении профессиональной компетентности;

2) необходимы методики, позволяющие, помимо качественных, получить некоторые количественные характеристики, что способствует большей объективности исследования;

3) для повышения объективности полученных результатов, их достоверности необходимо так вы-

страивать систему методов, чтобы они как бы «перекрывали» друг друга, обеспечивая возможность перепроверки полученных данных;

4) система методов в целом должна раскрывать все стороны изучаемого феномена по выделенным показателям.

При определении компонентов здоровьсберега-ющей образовательной среды вуза в исследовании учитывалось положение, высказанное Г. Поляковой, что образовательная среда в целом и каждый из ее компонентов отдельно влияет на развитие личностных результатов, которые способствуют формированию профессиональной компетентности специалиста [4, с. 86].

Профессионально-личностная компетентность специалиста имеет сложную иерархическую структуру, которая формируется под влиянием многоуровневой структуры образовательной среды. Попытаемся выстроить иерархию компетенций по уровням образовательного процесса. Схематично это представлено на рис. 1. С целью формирования профессиональных компетенций и личностных результатов обучающихся большое значение в образовательном процессе вуза отводится развитию рефлексивных умений, учебной мотивации, стремлению к самоактуализации, самоорганизации.

Опытно-экспериментальная работа по реализации модели диагностики эффективности здоровьесберегающей среды вуза как фактора личностного развития проводилась на базе ФГБОУ ВПО УВАУ ГА И в 2014-2015 гг.

Планируя проведение констатирующего эксперимента, были выбраны студенты первого и вто-

Рис.1. Иерархия компетенций по уровням образовательного процесса

Выделенные для наблюдения характеристики в исследовании согласуются со структурой иерархии компетенций.

Для оценки развития личностных достижений студентов в условиях здоровьесберегающей образовательной среды вуза предлагаем диагностический инструментарий, включающий стандартизированные методики и анкетирование участников образовательной среды, которые представлены в таблице 1.

рого курса, чтобы была возможность на следующих этапах исследования достоверно проследить динамику личностного развития обучающихся в процессе их профессионального обучения. В качестве признаков личностного развития и профессиональной компетентности в исследовании будем рассматривать степень сформированности

Таблица 1

Диагностические методики для оценки эффективности здоровьесберегающей образовательной среды

вуза

Критерий Мотивационно-ценностный Деятельно стный Рефлексивно-оценочный

Показатель Учебная мотивация Познавательная активность Способность к саморазвитию Субъектность Способность к рефлексии Самооценка качеств личности Удовлетворенность участников образовательного процесса

Методика Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н. П. Бадмаевой); «Креативно сть» (Н. Ф. Вишнякова) «Самооценка способности к самообразованию и саморазвитию личности» (Н. П. Фети-скин) Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера, модифицированная для студентов «Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики» (А. В. Карпов) Методика «Самооценка личности» (О. И. Мотков) Интегральная удовлетворенность трудом / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Анкета «Оценка качества организации образовательного процесса в вузе»

основных психических регуляторов деятельности студентов.

В мониторинговом эксперименте участвовало 248 студентов в естественных условиях вузовской среды, отбор в экспериментальную и контрольную группы не проводился. Постоянно действующий мониторинг образовательной среды вуза по критериям личностной характеристики студентов позволит дать оценку происходящим в образовательной среде изменениям и влиянию этих изменений на психосоциальное благополучие субъектов образовательной среды. Интерпретация результатов исследования представлена в таблице 2.

Таблица 2

Общий уровень личностного развития студентов

1-го и 2-го курса

Критерии Уровни личностного развития, %

высокий средний низкий

Мотивацион-но-ценностный 1 курс 29,5 59,2 11, 3

2 курс 31,3 51,1 17,6

Деятельност-ный 1 курс 20,3 64,5 15,2

2 курс 24 60,2 15,8

Рефлексивно-оценочный 1 курс 12,3 48,5 39,2

2 курс 12,1 55,5 32,4

Критериальная оценка эфф ективности здоро-

вьесберегающей среды вуза в данном исследовании определяется через динамику личностных результатов студентов и характеризуется интегратив-ными показателями. Полученные в ходе эксперимента результаты свидетельствуют о высоком уровне мотивации на первом курсе. Однако на втором году обучения не наблюдается присутствия положительной динамики мотивационно-ценност-ных и когнитивных показателей. По кластеру субъ-ектности учебной деятельности у студентов различных профилей образования значимых различий характеристик не выявлено. Однако существуют значимые различия в оценке резервов, творческого потенциала и самооценке личности у студентов профилей «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» и «Аэронавигация и производственный менеджмент».

Высокий показатель интернальности (74,8 %) свидетельствует о том, что большинство студентов ищет причины происходящих с ними событий в своих поступках, сами несут ответственность за собственную жизнь. По результатам диагностики у 76,2 % обучающихся студентов самооценка соответствует реальным возможностям, что связано с выраженной уверенностью в себе и терпимостью к другим людям.

Психометрическая методика диагностики индивидуальной меры развития свойства рефлексивности выявила незначительные изменения уровня рефлексивности у студентов 1-го и 2-го курса. При сравнении результатов между группами разных

профилей значимых различий в уровне рефлексивности не выявлено.

Показатель индекса удовлетворенности субъектов образовательного процесса различными его сторонами (табл. 3) позволяет выработать стратегию повышения уровня удовлетворенности образовательным процессом, отвечающую интересам субъектов образовательной среды.

Таблица 3

Показатели удовлетворенности субъектов образовательного процесса различными его сторонами

Субъекты Показа- Показа- Показа- Общий

образова- тель тель тель показатель

тельного удовлетво- удовлетво- удовлетво- удовлетво-

процесса ренности ренности ренности ренности

социаль- организа- професси- образова-

но-психо- ционно- онально- тельным

логиче- управлен- деятель- процессом

ской ческой ностной в целом, %

стороной стороной стороной

образова- образова- образова-

тельного тельного тельного

процесса, процесса, процесса,

% % %

Студенты

1 курса 82 65 67 71

(215 чел.)

ППС (26 чел.) 52 62 70 61

Выявленные в ходе исследования проблемы позволяют перейти к формирующему этапу для оптимизации условий здоровьесберегающей образовательной среды, способствующих личностному развитию студентов и формированию профессиональной компетентности.

Комплексный мониторинг образовательной среды вуза по выделенным критериям позволяет выявить условия здоровьесберегающей образовательной среды вуза, необходимые для формирования личностных результатов студентов и профессиональной компетентности. В данном исследовании предложен критериальный аппарат, необходимый для опытно-экспериментального обоснования и осуществления диагностики эффективности здо-ровьесберегающей среды как средства формирования личностных результатов образования и профессиональной компетентности студентов. Критериальная характеристика эффективности здоро-вьесберегающей среды представлена интегратив-ными показателями. Психодиагностика позволяет педагогу и студенту отслеживать развивающий эффект своей деятельности, видеть достоинства, корректировать недостатки образовательного процесса, что в конечном итоге позволяет личности раскрыть и реализовать свой потенциал, повышая при этом и профессиональную компетентность.

Список литературы

1. Яковлев В. Б. Саморазвитие курсантов в образовательной среде военного вуза // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта: научный журнал. 2 июня 2011 г. № 5 (75). С. 144-147.

2. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / под ред. И. А. Баевой. СПб.: Современный учебник, 2006. 288 с.

3. Лактионова Е. Б. Содержание психологической экспертизы образовательной среды и определение ее эмпирических показателей // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2011. № 142. С. 42-52.

4. Полякова Г. Вллив осв1тнього середовища на формування профейяйно1 компетентност1 фах1вця // Вища школа. 2010. № 10. С. 78-87.

Морозова М. М., кандидат педагогических наук, доцент.

Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова.

Пл. 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, 4, Ульяновск, Россия, 432700. Е-mail: marimm_rulez@mail.ru

Морозова В. Н., ассистент.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б. П. Бугаева.

Ул. Можайского, 8/8, Ульяновск, Россия, 432071. E-mail: smartoyster91@mail.ru

Материал поступил в редакцию 27.10.2015.

M. M. Morozova, V N. Morozova

HEALTH-SAVING EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY AS A CONDITION OF PERSONAL DEVELOPMENT

AND PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS

The article discusses the aspects of health saving educational environment in which formation of personal achievements and professional competence of the students, as well as the criteria of effectiveness of a health-saving educational environment occur by monitoring the students' psychosocial well-being level. The main criteria for evaluating the effectiveness of health-saving environment are integral indicators of personal achievements of vocational education of students as well as satisfaction of the parties of the educational process with its various sides. Psychodiagnostics allows teacher and student to track the developmental effects of its activities, the advantages, to correct shortcomings of the educational process, which ultimately allows the individual to discover and realize their potential, and increasing professional competence.

Key words: health-saving educational environment, personal development, professional competence.

References

1. Yakovlev V. B. Samorazvitiye kursantov v obrazovatel'noy srede voennogo vuza [Self-development of students in the educational environment of a military University]. Zhurnal «Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta». Nauchnyy zhurnal - Scientific notes of the University named after P. F. Lesgaft: Scientific Journal, 2011, no. 5 (75), pp.144-147 (in Russian).

2. Obespecheniyepsikhologicheskoybezopasnostivobrazovatel'nom uchrezhdenii:prakticheskoye rukovodstvo [Provision of psychological security in an educational institution: a practical guide]. Pod red. I. A. Baevoy. SPb., Izdatel'stvo «Sovremennyy uchebnik» Publ., 2006. 288 p. (in Russian).

3. Laktionova E. B. Soderzhaniye psikhologicheskoy ekspertizy obrazovatel'noy sredy i opredeleniye eye empiricheskikh pokazateley [The content of psychological expertise of educational environment and the definition of its empirical indicators]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena - Proceedings of the Russian State Pedagogical University Named after A. I. Herzen, 2011, no. 142, pp. 42-52 (in Russian).

4. Polyakova G. Vliyaniye obrazovatel'noy sredy na formirovaniye professional'noy kompetentnosti spetsialista [The influence of educational environment on the formation of professional competence of the specialist]. Visshaya shkola - Higher School, 2010, no. 10, pp. 78-87 (in Russian).

Morozova M. M.

Ulyanovsk State Pegagogical University named after I. N. Ulyanov.

Pl. 100-letiya so dnya rozhdeniya V. I. Lenina, 4, Ulyanovsk, Russia, 432700. E-mail: marimm_rulez@mail.ru

Morozova V. N.

Ulyanovsk Higher Civil Aviation School named after B. P. Bugaev.

Ul. Mozhayskogo, 8/8, Ulyanovsk, Russia, 432000. E-mail: smartoyster91@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.