Научная статья на тему 'ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ МОДЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ МОДЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ МОДЕЛЬ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимова Эвелина Энверовна, Кудрявцева Екатерина Сергеевна

В статье рассматриваются возможные рискогенные факторы, оказывающие влияние на психофизиологическое состояние обучающихся при переходе на дистанционный формат обучения, обусловленный недопущением распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. Выявлены основные негативные факторы для здоровья участников образовательного процесса: долгое пребывание за компьютером и гиподинамия. Предложена здоровьесберегающая модель организации учебного процесса при дистанционном обучении, реализация которой будет способствовать снижению рисков для здоровья обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ибрагимова Эвелина Энверовна, Кудрявцева Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH-SAVING MODEL OF DISTANCE EDUCATION

The article discusses potential hazards affecting the psychophysiological state of students when switching to a distance education, due to the prevention of the spread of a new coronavirus infection COVID-19. The main negative factors for the health of participants in the educational process are revealed: a long stay at the computer and physical activity. A health-saving model of the organization of the educational process in distance education is proposed, the implementation of which will contribute to reducing the risks to the health of students.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ МОДЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

• Одобрение жюри участника поможет определиться в выборе учреждения.

• Поднятие престижа преподавателя, подготовившего победителя.

• Создание базы лучших работ - своеобразного виртуального музея детского рисунка.

Виртуальный музей детского рисунка, накопившийся таким образом на факультете, используется в качестве методических материалов, которые используются на кафедре методики преподавания изобразительного искусства.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о целесообразности дистанционных выставок, их необходимости.

Выводы. Дистанционные выставки - важнейшее средство внутренней и внешней профориентационной работы. Такие выставки имеют очень большое значение в эпоху пандемии, когда большую часть информации люди вынуждены получать «через экран», дистанционные выставки помогают сформировать позитивный имидж учреждения. Абитуриенты через подобные выставки узнают требования факультета, возможности обучения в данном учреждении и особенности проводимых на факультете практик. Для внутренней профориентации важным фактором становится не только проведение дистанционной выставки и факт участия в ней, но и приобретение многочисленных умений и навыков, закрепление полученных во время учёбы компетенций в процессе подготовки выставки.

Таким образом, дистанционные выставки позволяют решить множество проблем, связанных с профориентационной работой Художественно-графического факультета.

Литература:

1. Ахаян A.A. Объективные предпосылки становления дистанционной научно-образовательной деятельности Педагогического Университета. Электронное издание аналитической группы «Эмиссия» Академии Информатизации Образования. Июнь 2020 http://www.emissia.org/offline/2000/768.htm

2. Калита С.П. Истоки художественных выставок (XVIII - начало ХХ века): Учебно-методическое пособие. - М.: РУДО, 2012. - 65 с.

3. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. - ООО «Издательство Петрополис», 2001. - 224 с.

4. Ломов С.П. Шучные труды ХГФ МПГУ: Тезисы докладов / С.П. Ломов. - Москва: Прометей, 2012. - 524 с.

5. Лысикова О.В. Музеи мира: учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира». - М.: Флинта: ^ука, 2002. - 73 с.

6. Ляшко А.В. Музей как феномен современной визуальной культуры / А.В. Ляшко // Фундаментальные проблемы культурологии: в 4 т. Т. 3: Культурная динамика. - Санкт-Петурбург, 2008. - С. 491-504.

7. Мазный КВ. Музейная выставка: История, проблемы, перспективы /под ред. Мазного КВ., Полякова Т.П., Шулеповой Э.А. - М.: Прайм, 1997. - 211 с.

8. №красова-Каратеева О.Л. Организация конкурсов и выставок творческих работ студентов как метод профессиональной подготовки педагогов-художников [Текст] / №красова-Каратеева Ольга Леонидовна // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. - СПб., 2011 - № 129 - С. 153-157

9. Поляков Т.П. Мифологическое сознание и музей ХХ1 века // Музееведение. - М.: Рос. ин-т культурологии, 1989. -С. 148-156.

10. Профориентация: Учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии / Е.Ю. Пряжникова, КС. Пряжников. - 3. изд., стер. - Москва: Academia, 2007. - 105 с.

11. Столяров Б.А. Музейная педагогика: История, теория и практика: Учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 2004. - 216 с.

12. Торопова Е.О. Художественная выставка. Методика организации экспозиции. - СПб.: Март Инфо, 2003. - 44 с.

13. Шишкина В.А. Подготовка будущих учителей к управлению конфликтами в ученическом коллективе: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Шишкина Екатерина Владимировна; [Место защиты: Юж.-Ур. гос. ун-т]. -Челябинск, 2008. - 23 с.

14. Super D.E. et al. Vocational Devеlopment: A Framework of Research. - New York, 1957.

Педагогика

УДК 371.72

кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой биологии, экологии и безопасности жизнедеятельности Ибрагимова Эвелина Энверовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); специалист по учебно-методической работе кафедры биологии, экологии и безопасности жизнедеятельности Кудрявцева Екатерина Сергеевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ МОДЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются возможные рискогенные факторы, оказывающие влияние на психофизиологическое состояние обучающихся при переходе на дистанционный формат обучения, обусловленный недопущением распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. Выявлены основные негативные факторы для здоровья участников образовательного процесса: долгое пребывание за компьютером и гиподинамия. Предложена здоровьесберегающая модель организации учебного процесса при дистанционном обучении, реализация которой будет способствовать снижению рисков для здоровья обучающихся.

Ключевые слова: дистанционная форма обучения, здоровьесбережение, здоровьесберегающая модель, психофизиологические факторы, психическое и физическое здоровье.

Annotation. The article discusses potential hazards affecting the psychophysiological state of students when switching to a distance education, due to the prevention of the spread of a new coronavirus infection COVID-19. The main negative factors for the health of participants in the educational process are revealed: a long stay at the computer and physical activity. A health-saving model of the organization of the educational process in distance education is proposed, the implementation of which will contribute to reducing the risks to the health of students.

Keywords: distance education, health-saving, health-saving model, psychophysiological factors, mental and physical health.

Введение. В настоящее время наличие диплома об окончании высшего образования является одним из критериев сформированности профессиональных компетенций выпускника вуза и возможностью успешного трудоустройства. В этой

связи значительная часть выпускников общеобразовательных организаций после сдачи ЕГЭ стремится поступить в высшие учебные заведения преимущественно на дневную форму обучения, так как она на сегодняшний момент является наиболее эффективной.

2019 год вошел в современную историю как год пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, внесшей ряд кардинальных перемен во все сферы жизни. Нестандартная ситуация потребовала принятия соответствующих мер безопасности, одной из которых явился перевод обучающихся на дистанционную форму обучения для недопущения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 и снижения риска пандемии в России. Способ получения знаний обучающимися во время карантина приобрел кардинальные изменения тем самым вызвав необходимость перед педагогами и методистами в сжатые сроки освоить дистанционные методы обучения и обеспечить качественный образовательный процесс в новых условиях. Наряду с организационно-педагогическими и методическими вопросами, особую актуальность приобретают медико-психологические аспекты здоровьесбережения обучающихся [1].

Цель статьи - провести анализ возможных рисков для здоровья обучающихся, связанных с переходом на дистанционный формат обучения, выявить причины их возникновения и возможные пути их минимизации.

Изложение основного материала статьи. Неоспоримым является факт значительной информационной нагрузки на современных обучающихся, требующей активной мозговой деятельности, обусловленной разными формами восприятия информации: слуховой, зрительной, механической, тактильной. Важным является и социальный аспект взаимодействия участников образовательного процесса, поскольку обучающиеся постоянно контактирует между собой и преподавателями, обмениваясь информацией, получая новую, анализируя и запоминая, то есть в процессе обучения наибольшую нагрузку получает центральная нервная система [2]. В современных высших учебных заведениях России существует четыре основные формы занятий: лекционное, практическое (или семинарское), лабораторное и самостоятельное. На аудиторные занятия приходится около шести часов в день, тогда как на самостоятельное изучение материала отводится около четырех часов. При этом нагрузка современного студента приближается к четырнадцати-шестнадцати часам в сутки [2].

Дневной формат обучения предусматривает такие формы деятельности студентов, как: самостоятельная работа; работа в группах; работа с преподавателем; работа с техникой (телефон, ноутбук, лабораторное оборудование); конспектирование лекций; выполнение лабораторных и практических работ, подготовка к семинарам и коллоквиумам. Дистанционный формат обучения значительно усложняет такие важные формы работы, как работа в группах, совместная работа с преподавателем, выполнение лабораторных и практических работ, а также ограничивает творческую и эмоциональную сферу деятельности [3].

Рабочим местом для обучающегося считаются различные аудитории и лаборатории. Результатом деятельности студента является изучение необходимого материала и выполнение поставленных задач в определенные сроки. Однако в условиях дистанционного обучения вся деятельность сводится к пребыванию в одном и том же месте каждый день и каждое учебное занятие. По этой причине возникает цепочка опасных и вредных для здоровья факторов: однотипный режим работы; нерациональная организация рабочего места; напряжение опорно-двигательного аппарата вследствие постоянного сидячего положения; частое и долгосрочное использование компьютера, планшета или телефона; повышенный уровень электромагнитного излучения; напряжение зрительного аппарата; большой объем информации обрабатываемый в час; напряжение внимания; интеллектуальные нагрузки; эмоциональные нагрузки; монотонность работы; в большинстве случаев несоответствие рабочего места эргономическим требованиям [1, 2].

Рассмотрим основные причины ухудшения психофизиологического здоровья обучающегося, поскольку качество учебного процесса прямо пропорционально состоянию здоровья. Гиподинамия негативно отражается на активной части опорно-двигательного аппарата - мышцах, включая сердечную мышцу - миокард. В дальнейшем это может стать причиной возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Малоподвижный (сидячий) образ жизни обучающегося приводит к гиподинамии, вследствие чего возникает негативное влияние на системы органов, опорно-двигательный аппарат, а также психоэмоциональное состояние обучающегося, что отражается на качестве усвоения нового материала и скорости его обработки. Гиподинамия приводит к замедлению кровообращения, впоследствии уменьшается доставка кислорода ко всем органам и системам, включая головной мозг -один из основных потребителей кислорода (около 20%). Все это отражается на протекании метаболических процессов в организме - продукты распада (окисления) не успевают выводиться из организма.

Гиподинамия негативно влияет на мышечный корсет туловища и позвоночный столб, расстояние между позвоночными дисками уменьшается и способствует развитию такие заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, кифоз и т.п. Поскольку обучающийся находится постоянно в статическом (сидячем) положении - мышцы спины и нижних конечностей испытывают серьезную нагрузку, что отражается не только на осанке, но и может сопровождаться головными болями и общим дискомфортом. Возможно развитие остеоартрита коленных суставов, что представляет собой медленно прогрессирующее дегенеративное заболевание, при котором происходит постепенное истощение суставного хряща. Для предупреждения возникновения болезненных изменений в позвоночнике и суставах существует комплекс специальных физических упражнений, которые обучающимся необходимо регулярно выполнять для компенсации ограниченности движения во время занятий.

Врачами в обиход был введен специальный термин «компьютерный варикоз». Долгое сидение ослабляет тонус сосудов, вызывает отеки, венозный застой, тяжесть в ногах. Перекачка крови в венах происходит в два раза медленнее. Стенки сосудов расширяются, теряя эластичность, что приводит к варикозу нижних конечностей - заболеванию, которое проявляется неравномерным расширением вен, увеличением их длины, дилатацией, и впоследствии сужением венозной стенки и появлением в ней патологических узлов, сопровождающееся нарушением кровотока. Отмечается, что венозный рефлюкс диагностируется у 10-15% подростков [4].

Постоянное обучение с использованием компьютерных технологий провоцирует ухудшение работы зрительного аппарата. Напряжение зрения возникает из-за продолжительного периода интенсивного внимания, постоянного чтения или письма, долгосрочной работы за компьютером и т.д., что приводит к заметному ухудшению зрения, сухости и покраснению глаз. В связи с тем, что расстояние от глаз до монитора не изменяется, мышцы, двигающие глаз, практически не работают, слизистая оболочка недостаточно увлажнена, глаза постоянно находятся под действием вредного излучения дисплея, может развиться компьютерный зрительный синдром. Все эти факторы способствуют появлению глазных заболеваний, таких как миопия, конъюнктивит, заболевания сетчатки и роговицы и др. Долговременное напряжение мышц глаз приводит также к переутомлению, раздражению, появлению постоянных головных болей [5, 6], расстройству сна в результате нарушения секреции мелатонина эпифизом [7].

Также возможны изменения состояния центральной нервной системы, возникновение астеничного синдрома, что проявляется эмоциональной нестабильностью и быстрой утомляемостью [8, 9], возникновением расстройств дыхания, замедлением процессов метаболизма, гормональным сбоем и т.д. [10].

Резкое изменение формата обучения с традиционного аудиторного на дистанционный, может способствовать возрастанию риска психоэмоционального перенапряжения обучающихся, так как взаимодействие с преподавателями и сокурсниками полностью поменяли свой характер, перейдя из непосредственного общения в онлайн через социальные сети, образовательные платформы, видео чаты, электронную почту и другие интернет ресурсы, что отразилось на скорости обмена информацией и результативности обучения. Постоянные стрессы по причине большой информационной нагрузки и интеллектуального напряжения приводят к быстрой утомляемости, раздражительности, эмоциональной нестабильности, ухудшению внимания и памяти, постоянным головным болям и иногда мигреням [11].

Большое количество онлайн информации и необходимость ее восприятия, обработки и запоминания головным мозгом, монотонность способа принятия информации, возможные технические ограничения обратной связи между студентом и преподавателем, вызывают эмоциональное напряжение, уменьшает коэффициент концентрации внимания и, как следствие, возникает интеллектуальное переутомление [12]. Последний показатель является одним из важнейших, поскольку он оказывает влияние на качество обучения студента и степень усвоения знаний [2].

Таким образом, возникает необходимость поиска путей решения данной проблемы для формирования здоровьесберегающего поведения современных обучающихся. На рисунке 1 продемонстрирована здоровьесберегающая модель дистанционного обучения.

Рисунок 1. Здоровьесберегающая модель дистанционного обучения

В данном контексте считаем необходимым соблюдение следующих правил и норм для улучшения психоэмоционального и физического здоровья обучающегося во время дистанционного обучения:

1) Правильная организация рабочего времени. Обучающийся может заранее планировать какие задания ему нужно выполнить и распределять нагрузку равномерно в течение недели соответственно расписанию. Во время работы за компьютером целесообразно чередовать задания по уровню сложности, не забывая при этом про небольшие перерывы в 10-20 минут, что даст организму возможность отдохнуть. Продолжительность беспрерывной работы за компьютером не должна превышать 2-х часов. Более сложные задания целесообразно выполнять в начале рабочего дня, когда отсутствует синдром утомления.

2) Обучающийся в свободное от занятий время может выполнять определенные физические упражнения, выполнять работы с механической нагрузкой и находится на свежем воздухе. Это поспособствует минимизации негативных последствий и уменьшит вероятность развития гиподинамии и гипоксии.

3) Обучающемуся необходимо правильно обустроить свое рабочее место. Конструкция рабочего места должна обеспечивать поддержку оптимальной рабочей позы со следующими эргономическими характеристиками: ступни ног должны находится на подножке; бедра - на горизонтальной поверхности; предплечья - вертикально; локти - под углом 7090° относительно вертикальной поверхности; наклон головы - 15-20° относительно вертикальной поверхности. Экран монитора должен быть достаточно широким для того, чтоб все символы возможно было читать без особого напряжения, при этом он должен находится на расстоянии не ближе 60-70 см. от глаз. Кресло должно быть удобным с возможностью регулировать спинку, что позволит сидеть прямо и без напряжения. Размещение тела на нем должно быть таким, при котором ступни будут размещены на уровне пола, в коленном суставе угол 90° , бедра находятся в горизонтальной плоскости на сиденье, плечи - в вертикальном положении, предплечья в горизонтальном, углы размещения запястий не должны превышать 20° , голова практически не наклонена. Освещение рабочего места должно отвечать санитарным нормам и находится в границах 300-500 Лк. В случае невозможности обеспечения указанного уровня общего освещения, необходимо использовать светильники местного освещения, размещая их слева. В таком случае необходимо избегать возникновения отблесков на поверхности экрана и увеличению освещения экрана более чем на 300 Лк.

4) Уменьшение негативного влияния на зрительную сенсорную систему. Во время продолжительной работы за компьютером у обучающегося может развиться так называемый компьютерный синдром. На сегодняшний день «зрительный» и «эргономический» компьютерные синдромы достаточно изучены и существует множество способов профилактики их развития. Также разработаны методические рекомендации по организации труда пользователей компьютерной техники и комплексы оздоровительных упражнений, утверждены стандарты эргономики и санитарной

безопасности для всех комплектующих компьютерных технологий [13-19]. Чтобы избежать отрицательных последствий, рекомендуется применять специальные очки для работы за компьютером. На линзах таких очков находится многослойный фильтр выборочно поглощающий лучи ультрафиолетового спектра излучаемые мониторами компьютера. Использование очков позволяет снизить уровень утомляемости глаз и обеспечивает снижение отрицательного воздействия синего света, излучаемого экраном монитора. Профилактика снятия напряжения глаз охватывает ряд средств, среди которых наиболее эффективными являются: перерывы в работе; употребление продуктов, содержащих витамины А, В12, С и Е; комплекс физических упражнений в сочетании с гимнастикой для глаз. В случае утраты контраста или появления напряжения, необходимо увеличить количество перерывов и уменьшить время работы за компьютером.

5) Улучшение нервно-эмоционального состояния обучающегося. Налаживание взаимосвязи обучающихся между собой и с преподавателем способствует созданию психолого-педагогических условий для эффективного получения знаний. Стабилизации нервно-эмоционального состояния также способствуют занятия, приносящие удовольствия, например, прослушивание музыки, занятия спортом, просмотр фильмов - все это поможет снизить уровень умственной усталости, стресса и увеличить концентрацию внимания. Также обязательным условием является здоровый сон продолжительностью не менее 8 часов при благоприятном шумовом фоне и отсутствии освещения [20].

Реализация этих правил и норм даст возможность минимизировать риски для здоровья обучающихся ряда негативных факторов, которые были учтены при разработке здоровьесберегающей модели дистанционного обучения (см. рис. 1). Следует отметить, что она несколько отличается от общепринятых моделей тем, что внедрение и реализация традиционных моделей осуществляется в образовательных организациях силами педагогического коллектива, медиков и родителей [21]. В предложенный модели главным действующим лицом выступает сам обучающийся, который в процессе выполнения основной деятельности (учебный процесс), должен неукоснительно соблюдать ряд условий, позволяющих получить результат в виде высокого качества знаний и сохранения собственного здоровья. Контроль здоровья обеспечивается медицинскими работниками, педагогами, родителями, что позволяет вносить определенные коррективы в условия обучения.

Выводы. Проведенный анализ факторов риска для здоровья обучающихся при дистанционном обучении позволил выявить наиболее существенные (гиподинамия и длительное пребывание за монитором ПК). Показано, что данные факторы оказывают отрицательное влияние на психофизиологические параметры организма обучающегося. Предложена здоровьесберегающая модель дистанционного обучения отличительной особенностью которой является то, что главная роль здоровесбережения отведена самому обучающемуся.

Литература:

1. Морозов А.В. Медико-психологические аспекты здоровьесберегающей информационно-образовательной среды /

A.В. Морозов, И.Ш. Мухаметзянов // Человек и образование. - 2017. - № 2 (51). - С. 48-54.

2. Казин Э.М. Психолого-педагогические проблемы формирования культуры здоровья обучающихся / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, Т.Н. Семенкова // Вестник ТГПУ. - 2011. - № 10 (112). - С. 77-80.

3. Криворотов С.К. Влияние дистанционного обучения на физическую активность студентов в период пандемии 2020 года / С.К. Криворотов // Казанский педагогический журнал. - 2020. - № 4 (141). - С. 173-177.

4. Кондратенко Г.Г. Варикозное расширение поверхностных нижних конечностей: Метод. рекомендации / Г.Г. Кондратенко, В.Л. Казущик, М.Ю. Ревтович, Э.О. Луцевич. - Мн.: БГМУ, 2006. - 47 с.

5. Исакова Е.В. Работа с компьютером и компьютерный зрительный синдром / Е.В. Исакова // Вятский медицинский вестник. - 2011. - № 3/4. - С. 32-35.

6. Ким И.Н. Влияние электромагнитных полей на пользователя компьютерного оборудования / И.Н. Ким, Е.В. Мегеда // Гигиена и санитария. - 2007. - № 1. - С. 44-48.

7. Дейнего В.Н. Влияние света и физических полей на риск дисгармонизации синтеза мелатонина в шишковидной железе / В.Н. Дейнего, В.А. Капцов, А.И. Сорока // Анализ риска здоровью. - 2014. - № 2. - С. 30-40.

8. Демирчоглян Г.Г. Компьютер и здоровье: факторы риска и системы оздоровления / Г.Г. Демирчоглян. - Москва: Советский спорт, 1995. - 64 с.

9. Власова Е.М. Производственный стресс при работе за компьютером / Е.М. Власова, В.В. Шевчук, Н.В. Кашкина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - № 8. - С. 85-86.

10. Васильева Т.И. Влияние компьютера на содержание гормонов в слюне школьников / Т.И. Васильева,

B.Г. Подковкин // Вестник СамГУ. Естественнонаучная серия. - 2003. - С. 153-156

11. Мартьянов Е.Ю. Здоровьесберегающий аспект применения информационных средств обучения и технологий в дистанционном обучении периода пандемии коронавируса / Е.Ю. Мартьянов, Е.Г. Мартьянова // Образование и воспитание. - 2020. - № 4 (30). - С. 1-3

12. Красик Е.Д. Нервно-психические заболевания у студентов / Е.Д. Красик, Б.С. Положий, Е.А. Крюков. - Томск, 1982. - 115 с.

13. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы: СанПиН 2.2.2.542-96: (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 14.07.1996 № 14). - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/5200235.

14. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений: СанПиН 2.2.4.548-96: (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 01.10.1996 № 21). - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901704046.

15. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работ: СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03: (утв. гл. гос. врачом РФ от 30.05.2003, с изм. и доп. от 03.09.2010) - Электронный ресурс. -Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901865498.

16. ГОСТ 12.1.005-88. Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требованияк воздуху рабочей зоны. - Введ. 01.01.1989. - Москва: Стандартинформ, 2008. - 49 с.

17. ГОСТ 12.1.045-84. Система стандартов безопасности труда. Электростатические поля. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля. - Введ. 01.07.1985. - Москва: Издательство стандартов, 1984. - 3 с.

18. ГОСТ 12.2.032-78. Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования. - Введ. 01.01.1979 // Система стандартов безопасности труда: сб. ГОСТов. - Москва: Издательство стандартов, 2001. - 9 с.

19. ГОСТ Р 50923-96. Дисплеи. Рабочее место оператора. Общие эргономические требования и требования к производственной среде. Методы измерения. - Введ. 01.07.1997. - Москва: Стандартинформ, 2008. - 12 с.

20. Ушакова Я.В. Здоровье студентов и факторы его формирования / Я.В. Ушакова // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобаческого. - 2007. - № 4. - С. 197-202.

21. Касимов Р.А. Идеальная модель здорового образа жизни как педагогическое средство формирования здоровой личности в здоровьесберегающем образовательном пространстве / Р.А. Касимов. - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://s.science-education.ru/pdf/2016/6/25612.pdf.

Педагогика

УДК 37.01

кандидат педагогических наук Игошина Наталья Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СПЕЦИАЛЬНО ПОДГОТОВЛЕННОЙ САМОРАЗВИВАЮЩЕЙ

СРЕДЕ

Аннотация. В данной статье раскрываются некоторые особенности методологической организации педагогом саморазвивающей исследовательской деятельности учащихся младших классов. В статье дается обоснование необходимости включения исследовательской деятельности в начальные классы, предлагается методика формирования исследовательской деятельности младших школьников, выделяются задачи саморазвивающей учебно-исследовательской деятельности, а также предлагается комплекс организационно-педагогических условий по формированию опытно-исследовательской работы младших школьников.

Ключевые слова: саморазвивающее учебное исследование, саморазвивающая учебная исследовательская деятельность младших школьников, специально подготовленная исследовательская саморазвивающая среда.

Annоtation. This article reveals some features of the methodological organization of the teacher's self-developing research activities of elementary school students. The article provides a rationale for the need to include research activities in primary classes, offers a methodology for the formation of research activities of junior students, highlights the tasks of self-developing educational and research activities, as well as offers a set of organizational and pedagogical conditions for the formation of experimental research work of junior students.

Keywords: self-developing educational research, self-developing educational research activities of younger students, specially prepared research self-developing environment.

Введение. Потенциально всякий ребенок велик как Эйнштейн, ибо в нас всех дремлет драгоценная сила - мысль, знание, интеллект. Чтобы мир разрешил свои проблемы, кажущиеся неразрешимыми сегодня, нам крайне необходима тренировка высшего сознания. Только тогда последующее поколение людей сможет воспринять поток вдохновения, мудрости и творчества из высших пластов сознания и направить их на то, чтобы улучшить мир. Наука исследования должна быть составной частью обучения и воспитания [3].

Ребенок, по мнению М. Монтессори, «строитель самого себя» [7]. Ребенок всегда стремится испытать и овладеть собственными приспособлениями к жизни в практической деятельности путем исследования, саморазвития и ознакомления с законами мироустроения [8]. Вот почему исследование и поиск для младшего школьника это не форма, а принцип самопознания, саморазвития через самостоятельную деятельность через исследование.

Изложение основного материала статьи. Согласно определению А.И. Савенкова, «исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности, строящейся на базе исследовательского поведения, пробуждающей более высокие ресурсы сознания» [4].

А.В. Леонтович, говоря об исследовательской деятельности, выделяет два вида исследовательской работы: научную и учебную. Под научным исследованием он понимает такой вид деятельности, который направлен на приобретение новых объективных, научных знаний. Под учебным исследованием А.В. Леонтович понимает деятельность, главной целью которой является образовательный результат, направленный на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления [1].

На основании многолетнего опыта саморазвивающего исследования в начальной школе, ежедневного использования в учебной работе саморазвивающей исследовательской деятельности, мы пришли к выводу о существовании другого самостоятельного вида учебной деятельности - саморазвивающего исследования. В нашем случае саморазвивающее исследование, благодаря потребности ребенка в опытно-исследовательской деятельности, стремлению к самоосуществлению, индивидуальному практическому «опредмечиванию» знаний выступает как процесс раскрытия и реализации способностей младшего школьника, его устремлений, знаний, умений, навыков, творческих возможностей личности.

Саморазвивающее исследование - основа, метод, способ, технология и т.д. учебного процесса по любому предмету школьной программы. Это одновременно поле учебного саморазвивающего исследования, дидактических знаниевых областей и пространств, тренингов и сред, анализ и синтез предлагаемого к исследованию дидактического материала с помощью маршрутных исследовательских листов, карт, инструкций, а также система самоуправления собственным исследованием путем использования карт самоотслеживания, самоанализа, самоконтроля, подготовленных или подобранных учителем, которые способствуют индивидуальному освоению знания, индивидуальному саморазвитию каждого ученика. Особенность подобной саморазвивающей поисково-исследовательской деятельности школьников в том, что она не фрагментарна, а постоянна. Ключевым пунктом саморазвивающего исследования является понимание учителем и учеником того, что процесс обучения происходит с лучшим результатом, если ребенок получает знания посредством собственной деятельности, обнаружения нового в обычном.

Метод саморазвивающего исследования основывается на том, что учитель предлагает к изучению материал так, чтобы дети могли его изучать максимально самостоятельно. Ученики, работая с исследовательским дидактическим материалом, могут овладевать самостоятельно знаниями (носителем которых является данный дидактический материал), приходить к глубокому пониманию изучаемого предмета, формулировать свои мысли, делать выводы. Все знания, которые дети получают в результате саморазвивающего исследования, и все навыки, которыми они овладевают, приобретаются через их активную ученическую, социальную, ментальную, психофизиологическую и др. деятельность. Учитель лишь стимулирует ребенка к самостоятельной саморазвивающей исследовательской деятельности, он всегда готов помочь и поддержать «познавательные потребности, составляющие психологическую основу доминирования познавательной мотивации у

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.