11. Карева Д.Ф. Управление процессом формирования самостоятельности студентов как условие профессиональной подготовки будущих учителей: дис. ... канд. пед. наук. - М.: МШУ, 1990. - 297 с.
12. Капица, С.П. Синергетика и прогнозы будущего Текст. / С.П. Капица, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий. Изд. 2-ое. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 288 с.
13. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога исследователя. - Самара: СамГПИ, 1994. - 165 с.
14. Татаренко Ю.К. Технология управления системой нравственного воспитания школьников. - Хабаровск: Колорит, 2005. - 150 с.
15. Тодоров Л.В. Понятие культуры и построение теории образования // Педагогика. - 1999. - № 8. - С. 3-11.
16. Тхагажоев Х.Г. Проблемы педагогического образования // Педагогика. - 1999. - № 1. - С. 34-41
17. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598; Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 № 125-ФЗ (с изм. И доп.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 35. Ст. 4135
Педагогика
УДК 37.025: 378.147
доктор педагогических наук, кандидат биологических наук Ефимова Валентина Михайловна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (Симферополь); кандидат биологических наук Макаричева Анна Алексеевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (Симферополь)
ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
Аннотация. В статье анализируются результаты опроса 326 обучающихся 1-2 курсов по самооценке изменений показателей самочувствия и здоровья во время дистанционного обучения. Выявлено, что две трети участников исследования отмечали заметные изменения своего состояния, среди которых 73% студентов наблюдали у себя сниженное настроение, озабоченность, ожидание неудачи, панику; 65% - резкое обострение чувствительности, усталость, несобранность, растерянность, апатию, снижение психического тонуса; 42% - ухудшение памяти, внимания, несобранность, неспособность сосредоточиться на деле, растерянность, снижение умственной работоспособности, быструю умственную утомляемость. Приведен анализ аналогичных работ в ряде зарубежных и отечественных университетов, показано аналогичное распределение основных показателей самочувствия студентов во время дистанционного обучения. Обсуждается актуальность исследований формирования компетенций в сфере охраны труда и здоровьесбережения в связи с цифровой трансформацией образовательной практики и профессиональной деятельности.
Ключевые слова: студенты, дистанционное обучение, показатели самочувствия, здоровье, здоровьесбережение, компетенции в сфере охраны труда.
Annotation. The article analyzes the results of a survey of 326 students of the 1-2 years of education on self-assessment of changes in the indicators of well-being and health during distance learning. It was revealed that two-thirds of the surveyed noticed considerable changes in their condition: 73% of the students observed a depressed mood, anxiety; 65% stated a sharp exacerbation of sensitivity, fatigue, disorganization, confusion, apathy, decreased mental tone; 42% had impairment of memory, attention, lack of concentration, inability to concentrate on the subject, confusion, decreased mental performance, rapid mental fatigue. The paper analyses similar works in a number of foreign and Russian universities that shows similar distribution of the main indicators of students' well-being during distance learning. It stresses the relevance of research on the formation of competencies in the field of occupational safety and health protection in the context of digital transformation of educational practice and professional activity.
Keywords: students, distance learning, indicators of well-being, health, health protection, competencies in the field of occupational safety.
Введение. В настоящее время актуальный уровень образования обучающихся в значительной степени достигается благодаря интенсификации процесса обучения за счет применения инновационных технологий, новых электронных средств, что во многих случаях негативно отражается на здоровье субъектов учебного процесса [4, 6]. Общая тенденция снижения показателей здоровья студентов усугубилась вследствие перехода на дистанционное обучение, связанного с пандемией Covid-19 [3, 8, 13]. Вынужденно реализуемая «пандемийная» модель учебного процесса позволила выявить ряд проблем, определяющих актуальность формирования компетенций будущих специалистов в сфере охраны труда и здоровьесбережения в новых условиях.
В целом, анализ современных отечественных и зарубежных научных источников [1, 2, 7, 14] свидетельствует об ограниченности данных о воздействии систематической длительной работы в условиях дистанционного обучения на состояние здоровья студентов, так как такого масштабного внедрения удалённой работы до начала пандемии не было. В исследованиях И.А. Алешковского, А.И. Минаева, И.Р. Гафурова и др. представлены результаты социологических исследований мнения основных субъектов образовательного процесса об их личном опыте и проблемах обучения в новом формате. В то же время вопросам здоровьесбережения и проблеме сохранения физического и психического здоровья студентов в условиях дистанта в современной научной литературе уделяется значительно меньше внимания. Многие специалисты [5, 11] отмечали востребованность массовых исследований здоровья студентов в условиях активного внедрения технологий дистанционного обучения для того, чтобы оценить риски для здоровья обучающихся и выработать рекомендации для оптимизации обучения.
В связи с вышеизложенным, целью нашего исследования стала оценка субъективного восприятия состояния здоровья студентами младших курсов в условиях дистанционного обучения.
Изложение основного материла статьи. К исследованию были привлечены студенты Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, обучавшиеся на первом курсе по направлениям подготовки 38.03.06 Торговое дело и 40.03.01 Юриспруденция и на втором курсе - по направлениям подготовки 38.03.02 Менеджмент, 38.03.03 Управление персоналом, 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, 38.03.05 Бизнес-информатика, 04.03.01 Химия. Общее количество опрошенных составило 326 человек, из них 130 юношей (40%) и 196 девушек (60%). Возраст большинства опрошенных (89% респондентов) - от 18 до 19 лет. Принципиальным при выборе респондентов было отсутствие
профессионального опыта длительной работы в дистанционном режиме, привлечение студентов разных направлений подготовки как будущих специалистов из различных отраслей хозяйственной деятельности.
Для целей исследования был разработан авторский он-лайн опросник на базе Google forms, позволяющий по ответам студентов младших курсов оценить показатели самооценки физического и психического здоровья, провести анализ знаний респондентов о требованиях к организации работы в дистанте.
Содержание анкеты включало перечень и вариации состояний, отражающих изменения самочувствия во время дистанционной формы обучения; вопросы о знаниях и умениях, позволяющих управлять своим самочувствием в условиях напряженной работы и т.п. Реестр состояний, отражающих изменения самочувствия во время дистанционной формы обучения, был разработан на основании методик, предложенных ранее Г.С. Никифоровым [9], и пилотного опроса наших студентов [5].
В частности, студентов просили отметить в анкете такие изменения состояния (при наличии во время дистанционного обучения), как:
- ухудшение координации движений, их точности, появление скованности, суетливости, неусидчивости;
- резкое учащение сердцебиения, чувство сжатия в области сердца, покалывания, боли в сердце, усиление потоотделения;
- боли в животе, снижение или повышение аппетита, тошноту, чувство жажды;
- учащение дыхания, одышка, чувство недостаточного вдоха, «комок» в горле, увеличение слюноотделения или ощущение сухости во рту;
- резкое обострение чувствительности, усталость, несобранность, растерянность, апатия, снижение психического тонуса;
- сниженное настроение, озабоченность, ожидание неудачи, паника;
- бессонница, беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон;
- ухудшение памяти, внимания, несобранность, неспособность сосредоточиться на деле, растерянность, снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость.
Заметные изменения своего состояния отметили две трети участников исследования (67%). Поскольку в анкете был приведен достаточно обширный перечень состояний, опрашиваемые могли выбирать несколько вариантов ответа: т.е. те позиции, которые характеризовали актуальное состояние респондента в условиях дистанционного обучения. Среди тех, кто ощутил изменения своего состояния в условиях дистанционной формы обучения, 73% студентов наблюдали у себя сниженное настроение, озабоченность, ожидание неудачи, панику; 65% - резкое обострение чувствительности, усталость, несобранность, растерянность, апатию, снижение психического тонуса; 42% - ухудшение памяти, внимания, несобранность, неспособность сосредоточиться на деле, растерянность, снижение умственной работоспособности, быструю умственную утомляемость.
Респонденты реже отмечали такие состояния, как: боли в животе, снижение или повышение аппетита, тошнота, чувство жажды (34%); резкое учащение сердцебиения, чувство сжатия в области сердца, покалывания, боли в сердце, усиление потоотделения (33%); бессонницу, беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон (31%); скованность, суетливость, неусидчивость (28%); учащение дыхания, одышку, чувство недостаточного вдоха, «комок» в горле, увеличение слюноотделения или ощущение сухости во рту (24%).
Поскольку основным негативным фактором, воздействующим на состояние здоровья обучающихся при длительной работе с компьютером, являлось зрительное напряжение, респондентам был предложен вопрос «Какие состояния испытывали ваши глаза в период дистанционного обучения по сравнению с очной формой обучения?» (можно было выбрать несколько вариантов ответа).
Только 14% студентов ответили, что никаких особых состояний их глаза в период дистанционного обучения не испытывали, все было как обычно (см. рис. 1). Среди остальных респондентов - 58% отметили чувство усталости зрения, 47% - тяжесть в глазах, 39% - покраснение глаз, 31% - трудности фокусировки, 21% - болевые ощущения в глазах. Реже отмечались такие состояния как слезотечение (19%), затуманивание зрения (18%), учащенное мигание (15%), чувство «песка» в глазах (12%), кратковременное двоение (6%). При этом, 28% опрошенных посчитали, что их зрение ухудшилось за последний месяц, и около 30 % отметили ухудшение зрения в целом за последний год.
Рисунок 1. Диаграмма распределения ответов на вопрос «Какие состояния испытывали ваши глаза в период дистанционного обучения по сравнению с очной формой обучения?»
При оценке факторов, влияющих на субъективные показатели здоровья, студенты выделяли продолжительность времени, которое приходилось ежедневно проводить в контакте с гаджетами для целей обучения и подготовки к занятиям.
Все респонденты отмечали, что затраченное на учебу время многократно возросло. По мнению опрошенных, в обычный день при очной форме обучения время работы с компьютером (или другим гаджетом) составляло 2-4 часа, а в условиях дистанта это время в среднем составляло 6-8 часов (см. рис. 2). При этом значительная часть обучающихся проводила в контакте с гаджетами 9-10 часов и даже более, чего не отмечалось ранее в условиях обычной формы обучения.
В определенной степени на развитие дискомфорта и зрительного напряжения влияли качество видео дисплейного устройства, тип используемого гаджета [21]. В анкете не приводились вопросы о виде и качестве гаджета, который использовали для дистанционной формы обучения. Однако из примечаний к ответам следовало, что, если обучающиеся в качестве основного гаджета для целей дистанционного обучения использовали смартфон, значительно чаще наблюдали зрительное и общее утомление, снижение работоспособности и развитие комплекса зрительных функциональных расстройств.
120
1-2 часа 2-3 часа 3-4 часа 4-5 ч 5-6 6-8 9-10 10 и
часов часов часов больше
часов
■ до дистанта ■ в условиях дистанта
Рисунок 2. Сравнительная диаграмма распределения времени (часов в сутки), проводимого студентами в контакте с гаджетами для целей обучения по направлению подготовки в среднем в рабочий день (до дистанта) и в условиях дистанционного образования. По оси ординат - количество респондентов
Особенности индивидуальной адаптации и психоэмоциональное напряжение также являлись фактором, снижающим потенциал здоровья обучающихся в условиях дистанционной формы обучения. Неожиданный переход на дистанционное обучение в условиях пандемии коронавируса сам по себе явился стресс-тестом для всех участников образовательного процесса, особенно для тех, кто не обладал достаточным уровнем владения средствами ИКТ. Из опрошенных студентов 14 % ответили, что лично им было очень сложно включиться в новый формат обучения, 55% столкнулись с трудностями, с которыми им удалось справиться, лишь у 26% не возникли сложности при переходе на дистанционное обучение, а 5% студентов, по их отзывам, получали удовольствие в новых условиях обучения.
Психическое напряжение, несомненно, могло было связано и с изменившимися условиями коммуникации [20]. Несмотря на то, что в качестве платформы для организации дистанционного обучения студентов была выбрана широко известная социальная сеть, которая обеспечивала прямую и эффективную коммуникацию студентов между собой и с преподавателями, значительная часть опрошенных испытывала нехватку эффективного общения и прямых социальных контактов.
В нашем регионе в условиях сложившейся форс-мажорной ситуации дополнительным стресс-фактором выступили организационно-технические проблемы с доступностью и исправной бесперебойной работой гаджетов и сети Интернет, которые возникали довольно часто. Опрос студентов показал, что абсолютное большинство (95%) сталкивались с перебоями подачи Интернета и/или электричества, препятствовавшими работе на занятиях во время дистанционного обучения. При этом 80% признали, что испытывали психологический дискомфорт, если вследствие технических проблем не могли вовремя выполнить задание преподавателя. По шкале от 1 до 5, где 1 - легкое волнение, 5 - сильный стресс, на 5 баллов оценили свое психоэмоциональное состояние в эти моменты 10% опрошенных, на 4 балла - 30%, на 3 балла - 34%, на 1 и 2 балла - 26%. Таким образом, объективные технические проблемы выступали в роли значимого стресс-фактора для значительного количества студентов.
По результатам анализа были выявлены индивидуальные различия студентов разных направлений подготовки в интенсивности переживания стресса, вызванного форс-мажорными обстоятельствами. На сравнительной диаграмме (см. рис. 3) видно, что студенты направления подготовки 04.03.01 Химия чаще оценивали свой уровень стресса на максимальные 4 и 5 баллов из 5 по сравнению со студентами других направлений подготовки, которые чаще всего оценивали свой уровень стресса на 3 балла из 5.
45
МиУП ГМУ,ТД, БИ Юр Хим
■ 1 и! 13 4 И5
Рисунок 3. Сравнительная диаграмма распределения оценок уровня стресса, испытываемого студентами разных направлений подготовки, которые не могли вовремя выполнить задание преподавателя вследствие
технических проблем
По оси ординат - количество студентов, выраженное в процентах.
М - направление подготовки Менеджмент, УП - Управление персоналом, ГМУ - государственное и муниципальное управление, БИ - Бизнес-информатика, Юр - Юриспруденция, Хим - Химия.
Вероятно, это связано с индивидуально-личностными особенностями студентов различных направлений подготовки. Мы полагаем, что необходимо учитывать личностные особенности для обеспечения дифференцированного подхода к различным типологическим группам студентов в условиях дистанционного обучения с целью снижения психоэмоционального стресса обучающихся. Особенно это актуально для студентов младших курсов, находящихся в процессе адаптации к новой социальной среде и недостаточно владеющих навыками эффективной учебной работы.
Полученные нами результаты в определенной степени подтверждаются данными исследований в других вузах. Так, анализ мнения студентов ВУЗов Воронежской области показал, что у большинства опрошенных студентов (более 50%) переход на дистанционный режим вызвал проблемы со здоровьем. Основные жалобы после продолжительной работы с электронным средством свелись к следующим: 19% ощущали головную боль, 69% усталость в глазах и позвоночнике, более 45% респондентов испытывали психологический дискомфорт. У 22% опрошенных в период самоизоляции впервые обнаружились проблемы со зрением, у 15% возникли проблемы с опорно-двигательным аппаратом, у 8% - с лишним весом [3].
Исследование, проведенное в Пермском государственном медицинском университете, выявило следующие изменения в здоровье студентов: у 80% опрошенных студентов ухудшилось зрение, у 75% студентов возникали головные боли при работе с компьютером во время дистанционного обучения, 41% респондентов имели нарушения сна, возникшие после перехода на дистант, более трети опрошенных студентов отметили прибавку в весе за период дистанционного обучения. При этом все респонденты указали на то, что их часто беспокоят боли в спине и шеи во время занятий за компьютером в рамках дистанционного обучения. Психологическое самочувствие также пострадало: большинство студентов испытывало чувство тревоги и страха во время дистанционного обучения [8].
Среди исследований по проблемам анализа состояния студентов в условиях дистанционного обучения выделяются данные опроса студентов Казанского федерального университета. Опрос, проведенный в виде он-лайн анкетирования, выявил, что основная часть студентов (около 85%) оказались в целом удовлетворены организацией нового формата обучения, хотя при этом значительная часть обучающихся (свыше 63%) в той или иной мере испытывала личный дискомфорт в условиях дистанта. По мнению авторов, такой результат явился следствием оперативной реакции ВУЗа на неожиданно возникшую ситуацию, в результате чего обучение студентов проводилось на высоком техническом уровне с использованием единой платформы для дистанционного обучения [2]. Показатели эмоционального самочувствия опрошенных свидетельствовали о эффективности и высокой скорости адаптации к новым условиям, однако около четверти студентов испытывали дискомфорт, обусловленный удручающей обстановкой и отсутствием живого общения, т.е. находились по сути в стрессовой ситуации [2].
Обзор зарубежных научных статей, посвященных изучению влияния пандемии Covid-19, и связанного с ней вынужденного перехода на удаленное образование, выявил сходные тенденции в изменении здоровья студентов в разных странах мира. Так, результаты масштабного исследования влияния Covid-19 на психическое здоровье студентов колледжей в Соединенных Штатах свидетельствуют о том, что большинство опрошенных студентов испытывало повышенный стресс и беспокойство в этой ситуации. В качестве основных негативных последствий влияния пандемии студенты отмечали трудности с концентрацией внимания, нарушение режима сна, снижение социального взаимодействия из-за физического дистанцирования, появление депрессивных мыслей и усиление опасений по поводу академической успеваемости [20].
Обучающиеся университетов Франции и Швейцарии отмечали, что переживали состояния стресса, депрессии и тревоги из-за изменений в условиях обучения в результате изоляции [18]. Исследование студентов французских университетов показало, что 62% студентов испытывали жизненный стресс от умеренного до тяжелого, особенно студенты, которые остались в своих обычных местах проживания, по сравнению со студентами, переехавшими на время изоляции домой, к родителям [17]. При этом более высокие риски столкнуться с негативными последствиями для психического здоровья отмечали для обучающихся женского пола [15].
Результаты опроса студентов Швейцарии показывают, что студенты хорошо справились со стрессами, возникшими во время изоляции и вынужденного перехода на дистанционное обучение. Однако, по мнению исследователей, дистанционное обучение стало серьезной проблемой для преподавателей, что, в свою очередь, создавало стресс для студентов [18].
Исследование влияния последствий COVID-19 на психологическое состояние студентов и сотрудников в испанском университете выявило повышенный уровень тревожности у большей части респондентов, при этом более высокие показатели стресса отмечали у студентов, по сравнению с различными группами сотрудников, и с более высокими баллами для студентов, изучающих гуманитарные и социальные науки и право, по сравнению со студентами инженерных специальностей и архитектуры [19].
Неожиданные результаты показало исследование влияние пандемии COVID-19 на психическое здоровье первокурсников японских университетов. Несмотря на то, что студенты-первокурсники 2020 года испытали серьезный академический стресс, поскольку им пришлось адаптироваться к незнакомой среде электронного обучения, уровень депрессии у них оказался ниже и количество студентов из группы высокого риска развития тревожных и депрессивных расстройств меньше, по сравнению с первокурсниками 2019 года. По мнению авторов, возможной причиной этого эффекта может быть отсутствие стресса от первичной адаптации к университетской среде, предполагающей построение межличностных отношений [16].
Ряд специалистов полагают, что даже в случае окончания пандемии дистанционные технологии в образовании могут стать «новой нормой» для высших учебных заведений [1, 7, 10]. Концепция смешанного обучения, объединяющая преимущества очного и онлайн-обучения, уже постепенно интегрируется в учебные заведения за рубежом [14], и данная тенденция неизбежно дойдет до российской вузовской системы через несколько лет.
Очевидно, что физическая, психическая и информационная нагрузки студентов в условиях дистанционного обучения выше, чем при традиционном обучении [12]. С учетом данного обстоятельства организация учебного процесса должна быть максимально здоровьесберегающей, в частности, в полном объеме реализовывать требования охраны труда, учитывать объективную и субъективную оценку состояния обучающихся. Логично, что определяющим направлением на пути к решению задачи здоровьесберегающей организации дистанционного обучения должны стать диагностика состояния обучающихся, включающая сбор, обработку и анализ количественных показателей, характеризующих состояние здоровья, и выявление факторов, которые оказывают негативное влияние на показатели функционального состояния организма обучающихся. Разработанные на такой основе комплексные мероприятия призваны способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся в условиях дистанционного образования.
Однако не менее важным является и то, как оценивают свое состояние обучающиеся, насколько эффективно используют знания в сфере безопасности и охраны труда, какими навыками оптимизации функционального состояния владеют. Самоощущения дискомфорта, болезненные проявления, утомление влияют на мотивацию к освоению учебного материала и качество его усвоения.
Уровень здоровья студентов, как значимой социальной группы нашего общества, является важнейшим показателем существующего социально-экономического и общественного развития, а также значимым индикатором будущего трудового, экономического и культурного потенциала общества [6]. Устойчивость развития государства напрямую зависит от уровня образования ее граждан, а успешность подготовки будущих специалистов и качество полученного ими образования во многом определяются состоянием здоровья обучающихся высших учебных заведений, их возможностями осваивать учебный материал в полном объёме, а также степенью владения студентов компетенциями в сфере здоровьесбережения [5].
Таким образом, не вызывает сомнений тот факт, что масштабный перевод системы высшего образования в формат удалённого обучения с использованием дистанционных образовательных технологий изменил образовательную среду вуза и стал, по нашему мнению, новым значимым фактором риска для здоровья обучающихся. Обзор современных исследований, посвященных проблеме внедрения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс, свидетельствует о значительном интересе педагогического сообщества к этому актуальному вопросу. Однако необходимо отметить, что в большинстве работ анализируются особенности дистанционного обучения по сравнению с традиционной формой, общие проблемы перехода на дистант в системе отечественного высшего образования; рассматриваются используемые в целях дистанционного образования ресурсы, вопросы организации различных форм проведения занятий; дается оценка положительных и отрицательных сторон удалённого обучения.
Выводы. Полученные нами данные однозначно свидетельствуют о необходимости мониторинга показателей самооценки состояния студентов, учете таких показателей в организации учебного процесса, и об актуальности формирования новых подходов к здоровьесбережению в условиях дистанционного обучения.
Если в традиционных системах основным элементом здоровьесбережения обучающихся рассматривалось создание здоровьесберегающей среды вуза с разносторонней инфраструктурой, то в новых реалиях центром идентификации состояния, организации рекреационных и реабилитационных мер становится сам студент. Поскольку система образования ориентирована на дальнейшее развитие разнообразных форм электронного обучения, то в первую очередь необходимо озаботиться тем, каким образом центр (и смысл) этой системы - обучающийся - будет подготовлен к сохранению и укреплению своего здоровья.
Однако необходимо учитывать, что представленные в работе результаты отражают последствия взаимодействия с образовательной средой дистанционного обучения на протяжении всего лишь трех месяцев. Дистанционное обучение -лишь небольшой этап на пути будущего специалиста в мир цифровой экономики и компьютеризированной профессиональной деятельности. Поскольку здоровье и образованность человека являются важным ресурсом экономики постиндустриального общества, подготовка будущих специалистов должна быть ориентирована на принципы здоровьесбережения и безопасности в профессиональной деятельности, включать формирование здоровьесберегающих компетенций на всех этапах обучения.
Литература:
1. Алешковский И.А. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности / [И.А. Алешковский, А.Т. Гаспаришвили, О.В. Крухмалева и др.] // Высшее образование в России. - 2020. - № 10. -С. 86-100.
2. Гафуров И.Р. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки / [И.Р. Гафуров, Г.И. Ибрагимов, А.М. Калимуллин и др.] // Высшее образование в России. - 2020. - 10. - С. 101-112.
3. Есауленко И.Э. Здоровье студентов в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 и дистанционной организации учебного процесса / И.Э. Есауленко, Т.Н. Петрова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2020. - №4. - С. 53-57.
4. Ефимова В.М. Мониторинг и оценка показателей здоровья студентов: опыт педагогического анализа /
B.М. Ефимова, Н.Н. Скоромная, Л.П. Яцкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2014. - № 45-2. -
C. 97-103.
5. Ефимова В.М. К вопросу о формировании компетенций в сфере безопасности и здоровьесбережения у будущих педагогов в условиях дистанционного обучения / В.М. Ефимова, А.А. Макаричева // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30471 (дата обращения: 24.11.2021)
6. Жукова Т. В. Здоровье студентов как прогностическая модель здоровья нации / [Т.В. Жукова, Н.А. Горбачева, И.М. Харагургиева и др.] // Здоровье населения и среда обитания. - 2018. - №4. - С. 36-41.
7. Михайлов О.В. Дистанционное обучение в российских университетах: «шаг вперед, два шага назад»? / О.В. Михайлов, Я.В. Денисова // Высшее образование в России. - 2020. - № 10. - С. 65-76.
8. Пономарев Д.Н. Влияние дистанционного обучения на состояние здоровья студентов ПМУ им. Ак. Е.А. Вагнера / Д.Н. Пономарев, Е.И. Нелюдина, А.Ю. Желтышева // Covid-19 и современное общество: социально-экономические последствия и новые вызовы: материалы международной научно-практической конференции. - Пенза: Наука и просвещение, 2020. - С. 120-125.
9. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2006. - 607 с.
10. Сергеев Н.С. Реализация дистанционной формы обучения в медицинском вузе / Н.С. Сергеев, Т.Е. Онбыш, А.В. Сергеева // Международный научно-исследовательский журнал. - № 7 (109). - Часть 4. Июль. - С. 107-108. DOI: org/10.23670/IRJ.2021.109.7.127
11. Трифонова Е.В. Безопасность обучающихся в сети Интернет при реализации дистанционных образовательных технологий в региональных вузах в условиях пандемии 2020 / Е.В. Трифонова // Вестник НЦБЖД. - 2020. - №4 (46). -С. 160-163.
12. Шарова Е.И. Исследование здоровья студентов ВУЗа в условиях дистанционного образования как показатель качества обучения / Е.И. Шарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6. - С. 401-405.
13. Bourion-Bédes S., Tarquinio C., Batt M. et al. Stress and associated factors among French university students under the COVID-19 lockdown: the results of the PIMS-CoV-19 study. J Affect Disord. - 2021. - № 283. - Р. 108-114. D0I:10.1016/jjad.2021.01.041.
14. Dziuban C., Graham C.R., Moskal P.D., Norberg A., Sicilia N. Blended learning: The new normal and emerging technologies. Int J Educ Technol High Educ. - 2018. - №15(1). DOI: 10.1186/s41239-017-0087-5
15. Elmer T., Mepham K., Stadtfeld C. Students under lockdown: Comparisons of students' social networks and mental health before and during the COVID-19 crisis in Switzerland. PLoS One. - 2020. - №15(7). DOI: 10.1371/journal.pone.0236337.
16. Horita R., Nishio A., Yamamoto M. The effect of remote learning on the mental health of first year university students in Japan. Psychiatry Res. - 2021. - №295:113561. DOI: 10.1016/j.psychres.2020.113561.
17. Husky M.M., Kovess-Masfety V., Swendsen J.D. Stress and anxiety among university students in France during Covid-19 mandatory confinement // Compr Psychiatry. - 2020. - №102. DOI: 10.1016/j.comppsych.2020.15219.
18. Lischer S., Safi N., Dickson C. Remote learning and students' mental health during the Covid-19 pandemic: A mixed-method enquiry. Prospects. - 2021. - №1. DOI: 10.1007/s11125-020-09530-w.
19. Odriozola-González P., Planchuelo-Gómez Á., Irurtia M.J., de Luis-García R. Psychological effects of the COVID-19 outbreak and lockdown among students and workers of a Spanish university. Psychiatry Res. - 2020. - №.290: DOI: 10.1016/j .psychres .2020.113108.
20. Son C., Hegde S., Smith A., Wang X., Sasangohar F. Effects of COVID-19 on college students' mental health in the United States: Interview survey study. J Med Internet Res. - 2020. - №22(9). DOI: 10.2196/21279.
21. Wang J., Li M., Zhu D., Cao Y. Smartphone overuse and visual impairment in children and young adults: systematic review and meta-analysis // J Med Internet Res. - 2020. - №22(12):e21923. DOI: 10.2196/21923
Педагогика
УДК 378.2
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Ирина Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Воронцова Ксения Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье рассмотрены теоретические подходы к изучению речевых дефектов дошкольников с общим недоразвитием речи. Доказана важность комплексной коррекционной логопедической работы по устранению синтаксических нарушений у данной категории детей. Представлена оригинальная логопедическая методика по преодолению синтаксических нарушений у дошкольников. Приведен анализ количественных и качественных результатов экспериментальной работы, проведенной на базе детского сада Нижегородской области.
Ключевые слова: дошкольники, общее недоразвитие речи, связная речь, синтаксические нарушения. Annоtation. The article discusses theoretical approaches to the study of speech defects of preschoolers with general speech underdevelopment. The importance of complex correctional speech therapy work to eliminate syntactic disorders in this category of children is proved. An original speech therapy technique for overcoming syntactic disorders in preschoolers is presented. The analysis of quantitative and qualitative results of experimental work carried out on the basis of a kindergarten of the Nizhny Novgorod region is given.
Keywords: preschoolers, general speech underdevelopment, coherent speech, syntactic disorders.