УДК 316.334:37
Пандемия COVID-19 и переход на дистанционное обучение: результаты опроса студентов
Сергеева З.Х.
Кандидат социологических наук,
доцент кафедры государственного, муниципального управления, истории и социологии Казанского национального исследовательского технологического университета
В статье предложен анализ результатов пилотажного социологического исследования социально-психологического самочувствия и уровня адаптированности к дистанционным формам обучения как среди преподавателей, так и среди студентов методом интернет-опроса. Результаты этого опроса показали, что студенты в целом хорошо информированы об актуальной социально-экономической и социально-политической ситуации, вызванной пандемией COVID-19. В то же время многие респонденты заявили о сложностях и проблемах при переходе на дистанционные формы обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, карантин, методы прикладных исследований, интернет-опрос.
Весной 2020 г. в связи с пандемией коронавируса российские вузы были переведены на дистанционное обучение. Не стал исключением и Казанский национальный исследовательский технологический университет. Преподавателям и студентам пришлось организовать обучение и общение через сайт вуза, через электронную библиотеку, LMS MOODLE, а также через электронную почту, социальные сети и мессенджеры [1].
Резкий и вынужденный переход в новые форматы работы и обучения стал серьезным вызовом для всей системы образования в России. По этому поводу министр высшего образования и науки России Валерий Фальков заявил: «Система высшего образования справилась с переходом на дистанционное обучение во многом благодаря тому, что преподаватели перешли на практически индивидуальную работу со студентами. При этом мы понимаем, что нагрузка на всех участников образовательного процесса выросла» [2].
Работа вузов в дистанционном режиме продолжалась до летних каникул - около трех месяцев. В ряде регионов и вузов России дистанционное обучение возобновлялось и в течение осеннего семестра 2020/2021 учебного года. 158
Проблемы, связанные с дистанционным образованием и социально-психологическим самочувствием студентов и преподавателей, не были проигнорированы социологами. В частности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы и Министерство высшего образования и науки РФ провели масштабное исследование отношения преподавателей к дистанционному образованию (было опрошено 33987 преподавателей или около 15 % всего профессорско-преподавательского состава). Согласно результатам исследования, «преподаватели формально лояльно относятся к происходящему, принимают переход на дистанционное образование. Однако велика степень внутреннего, латентного неприятия дистанционного образования во всех направлениях подготовки, независимо от пола, возраста, социального и профессионального статуса преподавателя» [3].
Также данное исследование показало, что: 96,2 % преподавателей лично перешли на дистанционный формат образования; 91,0 % преподавателей считают достаточными меры, принимаемые в их учебных заведениях; 87,8 % преподавателей считают, что занятия по их курсам лучше проводить очно; 67 % преподавателей не согласны с тем, что большинство
лекций и семинаров через год будут переведены в он-лайн-формат; 53,2 % преподавателей за последний месяц прошли курсы по онлайн-обучению [3; 4].
По данным опроса ВЦИОМ, более половины студентов (53 %) оценили уровень преподавания в дистанционном формате как высокий или скорее высокий, низкие оценки дали только 12 % студентов. При этом «большинство студентов удовлетворены тем, как организовано дистанционное образование в их вузе в условиях распространения COVID-19. Об этом сообщили 72 %, причем каждый четвертый сообщает о крайней степени удовлетворенности - 25 %. О том, что организация дистанционного образования осуществлена в той или иной степени неудовлетворительно высказались 26 % студентов». [2] Процитированные выше исследования весьма интересны и важны. И тем не менее они не отменяют актуальность и необходимость оперативных исследований в масштабах одного вуза.
В рамках курсов «Социология» и «Организация и проведение прикладного социологического исследования» автор осуществила пилотажное исследование на тему «Учеба в университете: ожидание га реальность в условиях перехода на дистанционное обучение». Данный опрос позволил реализовать как научно-исследовательскую, так и учебно-методическую цель. Учебно-методическая цель состояла в демонстрации студентам диагностических возможностей прикладных социологических исследований, а именно опросов, для сбора оперативной эмпирической информации. С результатами опроса студенты смогли познакомиться в рамках специальной авторской лекции, посвященной методам социологических исследований [5]. По сути, это был авторский мастер-класс по проведению интернет-опроса, в котором студенты сами приняли участие в качестве респондентов (опыт применения активных методов обучения, а также стратегии action research рассматривался автором ранее [6-8]).
Научная цель состояла в том, чтобы оценить отношение и готовность студентов к дистанционным формам обучения. Онлайн-опрос проводился через Goog/e-формы, был открыт в течение марта-апреля 2020 г. и продолжен в октябре-ноябре 2020 г. На вопросы анкеты отвечали студенты 2-4-х курсов разных специальностей. В общей сложности дали ответы 225 чел. в возрасте 18-23 года, из них 130 девушек и 95 юношей. Часть вопросов анкеты касались оценки ситуации в стране и в мире в целом.
На вопрос: «Как, на ваш взгляд, эпидемия коро-навируса повлияет на мир в будущем?» ответы распределились следующим образом:
59 % выбрали вариант «Мир изменится, но незначительно»; 16 % - «Мир не изменится, все вернется на свои места»; 23 % - «Мир изменится существенно»; 2 % выбрали вариант «Другое». Пример ответа «Другое»: «Ситуация с коронавирусом как
история из фантастической книги про апокалипсис. И смешно, и грустно. Мир извлечет урок на какое-то время, а позже все вернется к старому».
На вопрос: «Если, на ваш взгляд, мир изменится, то каким образом?» ответы распределились следующим образом: «Дистанционные формы работы и учебы примут более значительный масштаб» -46 %; «Произойдет существенный спад производства» - 29 %; «Люди станут более десантированными» - 19 %; «Другое» - 6 %. Ответы «другое» затронули такие сферы, как экономика, управление и бизнес, медицина, экология, семья.
На вопрос: «Изменилась ли ваша жизнь в связи с эпидемией коронавируса?» ответы распределились следующим образом: «Да, изменилась» - 66 %; «Нет, не изменилась» - 32 %; «Другое» - 2 %. Поясняя свой ответ, студенты чаще всего отмечали следующее: «Не глобально, если считать дистанционное обучение изменением, то да, изменилась»; «Изменилась, но незначительно, я также занимаюсь, меньше выхожу на улицу».
На вопрос: «Отметьте те изменения, которые произошли в вашей жизни» студенты выбрали следующие варианты: 100 % опрошенных перешли на дистанционное обучение; 55 % перестали выходить из дома. Отменили поездки - 46 %; уехали из города - 41 %; перешли на удаленную работу - 9 %; вынужденно ушли в отпуск 3 % опрошенных.
Ответы «Другое», по сути, уточняют и конкретизируют перечисленные выше варианты ответов и касаются планов, поездок, мероприятий, спорта и активного образа жизни, работы, общения и т.п.: «Отменились многие культурно-массовые мероприятия, на которые я планировала пойти»; «Стала меньше общаться с людьми»; «Не имею возможности работать, как раньше»; «Была вынуждена уехать в родной город»; «Пришлось отменить поездки, планы»; «Отменили тренировки и турнир по футболу, закрыли санаторий, куда я ходил на плавание»; «Мало сервисов для покупки продуктов с доставкой на дом».
Проективный вопрос в форме неоконченного предложения «Учеба на дистанте для меня - это...», ярко продемонстрировал амбивалентность мнений студентов. Более половины опрошенных отмечают преимущества онлайн-образования: «...при некоторой корректировке... успешное нововведение», «максимальное удобство и эффективность». Но другая часть опрошенных считает, что у дистанта больше минусов, чем плюсов: «это - не учеба».
Ответы студентов на открытый вопрос: «С какими проблемами вы столкнулись, перейдя на карантин и удаленное обучение?». Примерно 22 % опрошенных студентов отметили, что у них никаких проблем не возникло. Остальные ответы чаще всего затрагивали несколько сфер, а именно: проблемы, связанные с учебой; ограничения, возмож-
ностей живого общения; ограничения на выход из дома и прогулки; нестабильная работа Интернета и интернет-ресурсов; нарушение привычного режима жизни.
Опрос студентов с очевидностью подтвердил предположение о том, что для всех участников учебного процесса карантинные ограничения и переход на дистанционное обучение означал выход из зоны комфорта, нарушение привычного ритма жизни и, как следствие, - серьезный стресс.
В зависимости от остроты и глубины кризисных настроений и переживаний всех участников опроса можно с некоторой долей условности разделить на две группы: адаптировавшиеся и тревожные.
Группа относительно успешно адаптировавшихся в целом чувствует себя нормально и спокойно воспринимает сложившуюся ситуацию: «Вполне комфортно находиться на карантине дома, учитывая, что можно свободно выходить в магазины и аптеки».
Группа тревожных болезненно переживает и критически относится к ограничениям, связанным с карантином. В частности, по поводу учебы были высказаны следующие мнения: «Технические проблемы: нет быстрого интернета, сайт вуза работает нестабильно, нестабильная работа онлайн-ресур-сов, проблемы с подключениями к вебинарам и т.п.».
Часть студентов испытывают трудности с освоением новых технологий. У некоторых нет навыка работы в MOODLE, с вебинарными платформами и т.п. Большинство отмечают, что существенно увеличился объем самостоятельной работы и общая нагрузка. Часть студентов ощутили нехватку онлайн-занятий. Также очень многие отмечают дефицит живого общения с преподавателями.
Из ответов студентов: «...дефицит консультаций с преподавателями по ВКР, курсовым, лабораторным работам. Отсюда нехватка необходимой информации и разъяснений: как выполнять задания, куда их отправлять на проверку и т.п.»; «Нет прямого контакта с преподавателем»; «Японяла, что тема легче осваивается в реальном присутствии преподавателя, легче в устной форме сформулировать вопросы»; «В домашней обстановке труднее сосредоточиться и не отвлекаться».
Ответы студентов на открытый вопрос: «Какие возможности открылись в связи с переходом на дистанционное обучение?». Примерно 20 % студентов не увидели никаких потенциальных выгод от перехода на дистанционное обучение. Значительная часть опрошенных студентов, а именно 59 %, отметили, что у них появилось «больше свободного времени», в том числе благодаря экономии на поездках.
Из ответов студентов: «Появились возможности начать учиться полностью самостоятельно, больше проводить времени с семьёй, научиться чему-то новому, посмотреть фильм, который давно не мог 160
посмотреть, или заняться чем-то, что давно хотелось»; «Можно выполнять задания в удобное для себя время»; «. что я нашла время на всё то, на что не хватало времени во время обычного течения учебного процесса. Даже появились мысли - следующее образование получать заочно или очно-заочно».
В последнем вопросе респондентам предлагалось дать прогноз по развитию общей ситуации в стране и в мире на ближайшие полгода.
Анализ ответов на данный вопрос показывает, что большинство студентов, заглядывая в будущее, опасаются в первую очередь экономических неурядиц: спада экономики, безработицы, роста цен, а также ухудшения положения с гражданскими и политическими свободами («закрытие государственных границ»). В то же время молодые люди не очень боятся продолжения пандемии: «найдут вакцину».
Ответ на данный вопрос разделил респондентов на оптимистов, умеренных оптимистов, пессимистов и затруднившихся. И, несмотря на несколько облегченный подход, проявленный оптимистами в отношении создания вакцины, сегодня, в январе 2021 г., можно констатировать, что они оказались скорее правы.
Результаты данного пилотажного опроса показали, что студенты в целом хорошо информированы об актуальной социально-экономической и социально-политической ситуации, вызванной пандемией COV7D-19. Также большинство студентов заявляют об ответственной гражданской позиции и соблюдении противоэпидемических мер.
В то же время многие участники опроса заявили о том, что столкнулись с проблемами при переходе на режим самоизоляции и дистанционные формы обучения. При этом значительная часть этих проблем имела не только психологический характер, но также была обусловлена разным уровнем владения цифровыми технологиями и разным уровнем обеспеченности программно-техническим оборудованием.
Следует подчеркнуть, что, хотя студенты в целом достаточно высоко оценили уровень организации работы вуза по переходу на дистанционные формы обучения, отмечаются также и серьезные недостатки. В частности, нестабильная работа вузовских ЬМ8 систем, раздробленность онлайн-ресурсов и средств коммуникации с преподавателями и т.п.
Поскольку удаленные формы работы со студентами в ближайшие годы будут активно развиваться, исследование социальных аспектов дистанционного обучения представляет, безусловно, значительный интерес.
Вестник экономики, права и социологии, 2021, № 1
Социология
Литература:
1. КНИТУ-КХТИ перевел студентов на дистанционное обучение. - URL: https://www. business-gazeta.ru/news/461359 (дата обращения: 20.01.2021).
2. Студенты оценили качество дистанционного обучения. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=21576 (дата обращения: 20.01.2021).
3. Преподаватели высказали свое мнение о вынужденном переходе образовательного процесса в онлайн. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=21584 (дата обращения: 20.01.2021).
4. Опрос вузовских преподавателей России показал почти единогласное неприятие дистанционного образования. Почему это произошло? (Видеовыпуск). - URL: https://tivil-forum.ru/news/opros-vuzovskikh-prepodavateley-rossii-pokazal-pochti-edinoglasnoe-nepriyatie-distantsionnogo-obrazo. html (дата обращения: 20.01.2021).
5. Сергеева З.Х. Методы социологических исследований. Анализ результатов онлайн опроса «КНИТУ на дистанте». Лекция 7 мая 2020 г. -URL: https://www.youtube.com/watch?v=jdpD bCE49zM&feature=youtu.be (дата обращения: 20.01.2021).
6. Сергеева З.Х. Моделирование социального взаимодействия в виртуальных сетях // Управление устойчивым развитием. - 2018. - № 5 (18).
- С. 57-73.
7. Сергеева З.Х. Образ Казани в восприятии студентов (по материалам социологического исследования) // Управление устойчивым развитием.
- 2018. - № 6 (19). - С. 55-69.
8. Сергеева З.Х. Action research: «Образ города Казани» по материалам анализа музыкального клипа «Нулевой километр» группы «Мураками» // Управление устойчивым развитием. - 2018. -№ 2 (15). - С. 69-83.
The COVID-19 Pandemic and the Transition to Distance Learning:
Student Survey Results
Sergeeva Z.Kh.
Kazan National Research Technological University
This article offers an analysis of the results of a pilot sociological study of socio-psychological well-being and the level of adaptation to distance learning, both among teachers and among students by the method of an Internet survey. The results of this survey showed that students are generally well informed about the current socio-economic and socio-political situation caused by the COVID-19 pandemic. At the same time, many respondents said about the difficulties and problems in the transition to distance learning.
Key words: distance learning, quarantine, applied research methods, Internet survey.