Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА, НАХОДЯЩИХСЯ НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА, НАХОДЯЩИХСЯ НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
129
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / СТУДЕНТЫ / ПСИХОЛОГИЯ / СТРЕСС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пальшина Аида Михайловна, Грязнухина Наталья Николаевна, Лобанова Мария Александровна

Психоэмоциональная сфера человека подвергается воздействию многих факторов извне. Переход на дистанционное обучение является одним из таких факторов, который стал вынужденной мерой в период распространения COVID-19. Целью работы стало исследование особенностей психологического состояния студентов 1 курса МИ СВФУ во время дистанционного обучения в период пандемии COVID-19. Исследование проводилось с помощью анкетирования 100 человек, студентов 1 курса МИ СВФУ, с последующим формулированием наиболее ярких тенденций, возникших в психоэмоциональной сфере у обучающихся. В процессе исследования были выявлены трудности психологического, эмоционального и когнитивного характера, возникшие у студентов и, возможно, отразившиеся на самочувствии и состоянии здоровья. Также в исследовании предприняты попытки проследить уровень подобных нарушений у студентов, перенесших и не перенесших COVID-19 на дистанционном обучении, даны практические рекомендации по минимизации негативных тенденций в области психоэмоциональной сферы обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пальшина Аида Михайловна, Грязнухина Наталья Николаевна, Лобанова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOLOGICSL STATE OF IST-YEAR STUDENTS OF THE INSTITUTE OF MEDICINE ON DISTANCE LEARNING DURING THE COVID-19 PANDEMIC

The psychoemotional sphere of a person is exposed to many factors from the outside. The transition to distance learning is one of such factors, which has become a forced measure during the spread of COVID-19. The aim of the work was to study the features of the psychological state of the 1st-year students of the Institute of Medicine, NEFU, during distance learning during the COVID-19 pandemic. The study was conducted by means of a survey, which covered 100 1st-year students of the Institute of Medicine, NEFU, followed by the formulation of the most striking trends manifested in the psycho-emotional sphere among the students. In the course of the study, psychological, emotional and cognitive difficulties encountered by students were identified, attempts were made to trace the level of such disorders in students who have and have not undergone COVID-19 in distance learning, practical recommendations were given to minimize negative trends in the field of psycho-emotional sphere of students.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА, НАХОДЯЩИХСЯ НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19»

УДК 378.4 (571.56):616.9 DOI 10.25587/SVFU.2021.25.4.010

А.М. Пальшина, Н.Н. Грязнухина, М.А. Лобанова

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА, НАХОДЯЩИХСЯ НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ cOVID-19

Аннотация. Психоэмоциональная сфера человека подвергается воздействию многих факторов извне. Переход на дистанционное обучение является одним из таких факторов, который стал вынужденной мерой в период распространения COVID-19.

Целью работы стало исследование особенностей психологического состояния студентов 1 курса МИ СВФУ во время дистанционного обучения в период пандемии COVID-19.

Исследование проводилось с помощью анкетирования 100 человек, студентов 1 курса МИ СВФУ, с последующим формулированием наиболее ярких тенденций, возникших в психоэмоциональной сфере у обучающихся.

В процессе исследования были выявлены трудности психологического, эмоционального и когнитивного характера, возникшие у студентов и, возможно, отразившиеся на самочувствии и состоянии здоровья. Также в исследовании предприняты попытки проследить уровень подобных нарушений у студентов, перенесших и не перенесших COVID-19 на дистанционном обучении, даны практические рекомендации по минимизации негативных тенденций в области психоэмоциональной сферы обучающихся.

Ключевые слова: дистанционное обучение, пандемия COVID-19, психоэмоциональная сфера, студенты, психология, стресс.

A.M. Palshina, N.N. Gryaznukhina, M.A. Lobanova

the psychological state of 1st-year students of the institute of medicine

on distance learning during the covid-19 pandemic

Abstract. The psychoemotional sphere of a person is exposed to many factors from the outside. The transition to distance learning is one of such factors, which has become a forced measure during the spread of COVID-19.

ПАЛЬШИНА Аида Михайловна - канд. мед. наук, заведующий кафедрой «Госпитальная терапия, профессиональные болезни и клиническая фармакология» медицинского института СВФУ 677000, г. Якутск, ул. Ойунского, 27, Медицинский институт. e-mail: aidapal18@gmail.com. Контактный телефон: 8(914)226-59-39.

PALSHINA Aida Mikhailovna - Candidate of Medical Sciences, Head of the Department of Hospital Therapy, Occupational Diseases, Clinical Pharmacology, Institute of Medicine, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University. 677000, Yakutsk, ul. Oyunskogo, 27. E-mail: aidapal18@gmail.com, tel.: +7(914)226-59-39.

ГРЯЗНУХИНА Наталья Николаевна - канд. мед. наук, доцент кафедры «Госпитальная терапия, профессиональные болезни и клиническая фармакология» медицинского института СВФУ. 677000, г. Якутск, ул. Ойунского, 27, Медицинский институт. e-mail: n_gryaznuchina@mail.ru. Контактный телефон: 8(914)222-92-67.

GRYAZNUKHINA Natalia Nikolaevna - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Department of Hospital Therapy, Occupational Diseases, Clinical Pharmacology, Institute of Medicine, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University. 677000, Yakutsk, ul. Oyunskogo, 27. E-mail: n_gryaznuchina@mail.ru, tel.: +7(914)222-92-67.

ЛОБАНОВА Мария Александровна - студентка 2 курса, группа ЛД-201/1, отделение «Лечебное дело», медицинский институт СВФУ 677000, г. Якутск, ул. Ойунского, 27, Медицинский институт. E-mail: nashamasha31@yandex.ru контактный телефон: 8(914)229-11-76.

LOBANOVA Maria Alexandrovna - 2nd-year student, Department of General Medicine, Institute of Medicine, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University. 677000, Yakutsk, ul. Oyunskogo, 27. E-mail: nashamasha31@ yandex.ru, tel.: +7(914)229-11-76.

The aim of the work was to study the features of the psychological state of the 1st-year students of the Institute of Medicine, NEFU, during distance learning during the COVID-19 pandemic. The study was conducted by means of a survey, which covered 100 lst-year students of the Institute of Medicine, NEFU, followed by the formulation of the most striking trends manifested in the psycho-emotional sphere among the students. In the course of the study, psychological, emotional and cognitive difficulties encountered by students were identified, attempts were made to trace the level of such disorders in students who have and have not undergone COVID-19 in distance learning, practical recommendations were given to minimize negative trends in the field of psycho-emotional sphere of students.

Keywords: distance learning, COVID-19 pandemic, psycho-emotional sphere, students, psychology, stress.

Актуальность.

11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала, что распространение СОУГО-19 обрело масштабы пандемии. С этого момента мир претерпел серьезные изменения. Так, дистанционное обучение стало неотъемлемой частью жизни практически каждого студента.

В научной литературе особенностям психоэмоционального состояния студентов в период дистанционного обучения уделяется мало внимания. Это может быть связано с тем, что до 2020 года опыт длительного ведения образовательного процесса в вузах в дистанционном формате фактически отсутствовал и с момента введения в практику дистанционного обучения как одной из мер для предотвращения распространения СОУГО-19 прошло не так много времени. В то же время существует ряд научных статей, в которых исследуемая нами проблема получила в той или иной мере свое освещение [2-9]. Остановимся на некоторых из них подробнее.

Группа исследователей из Иорданского университета и университета Умео в Швеции объяснила рост тревожности и стресса среди студентов не только страхом заражения СОУГО-19, но и влиянием дистанционного обучения (54,9 %) [2]. Кроме того, в данной научной работе отмечается низкий уровень мотивации студентов к дистанционному обучению [2].

Индонезийские ученые из университета Тадулако столкнулись с таким явлением, как «эмоциональные качели», вызванным, по мнению ученых, не только недостатком социальных контактов и тревогой по поводу распространения СОУГО-19, но и большим количеством заданий в университете [3].

Среди исследований наших соотечественников отметим статью преподавателей Алтайского государственного медицинского университета, посвященную выявлению признаков и симптомов учебного стресса у студентов, вынужденных находиться на дистанционном обучении [5]. Для анализа ситуации были использованы авторские тесты Ю.В. Щербатых: «Тест на учебный стресс» и «Комплексная оценка проявлений стресса». Исследователи пришли к выводу, что групповой показатель по признакам и симптомам стресса у студентов на дистанционном обучении довольно высок (15,8 %), «что указывает на достаточно выраженное напряжение эмоциональных и физиологических систем организма, возникшее в ответ на сильный стресс-фактор, который не удалось компенсировать». В другой статье российских отмечается, что студенты из-за дистанционного обучения стали проводить больше времени с близкими, а не со сверстниками [9]. Такая ситуация непривычна и может послужить причиной недопонимания и конфликтов в семье. Но в то же время студенты осознают свою неспособность грамотно распределять время, из-за чего им кажется, что объем заданий на дистанционном обучении существенно вырос, по сравнению с очным обучением, что вызывает чувство тревоги. Студенты, принимавшие участие в другом исследовании, также пришли к этой мысли [8]. Кроме того, выявлено, что у этих студентов существенно повысился уровень предсессионной тревоги в сравнении с очным обучением. Исследователями также отмечается возрастание уровня стресса и эмоционального напряжения, что может быть вызвано непривычностью подачи информации и проблемами с интернет-подключением [4]. Стрессовое состояние также приводит к неосознанному перееданию, что не может не оказывать пагубного влияния на организм обучающегося. У студентов, которые боятся ничего не успеть, также нарушается режим сна, что может негативно сказаться как на умственных способностях студента, так и на их здоровье в целом [4]. В других исследованиях

российских авторов, посвященных интересующей нас проблеме, также отмечается тенденция к снижению в целом психоэмоционального фона, связанная не только с негативными эффектами пандемии COVID-19, но и вынужденным форматом дистанционного обучения [6, 7].

На основании изложенного выше материала, а также наших собственных наблюдений было проведено исследование, целью которого стало выявление особенностей психологического состояния студентов 1 курса медицинского института Северо-Восточного федерального университета (МИ СВФУ) во время дистанционного обучения в период пандемии COVID-19.

Задачи исследования: 1) изучить научную литературу по текущей проблеме; 2) разработать анонимную анкету с опорой на авторский опросник Ю.В. Щербатых и провести анкетирование среди студентов 1 курса МИ; 3) оценить особенности психологического состояния студентов 1 курса МИ СВФУ в период дистанционного обучения; 4) сравнить изменения в психоэмоциональном состоянии у студентов, переболевших и не переболевших COVID-19; 5) разработать практические рекомендации для минимизации негативных тенденций в области психоэмоционального состояния студентов.

Материалы и методы.

В качестве метода исследования было выбрано анонимное анкетирование, в котором приняли участие 100 обучающихся (73 % девушек, 27 % юношей) 1 курса МИ СВФУ, находящихся на дистанционном обучении в течение трех месяцев: с 14 октября 2020 года по 14 января 2021 года, из них 26 % переболевших и 74 % не переболевших COVID-19 на момент опроса. Анкета содержала 38 вопросов с вариантами ответов «да», «нет», «затрудняюсь ответить» соответственно и была направлена на выявление психологических особенностей у студентов, находящихся на дистанционном обучении. Материалом для нашего опросника частично послужила авторская разработка Ю.В. Щербатых «Тест на учебный стресс» и «Комплексная оценка проявлений стресса» [1]), однако большая часть вопросов анкеты была разработана нами самостоятельно. Для составления некоторых вопросов анкеты мы обращались к источникам [2 - 9], фиксирующим некоторые тенденции в отношении исследуемой проблемы. Для сбора и анализа ответов использовались платформы «Google формы» и «Google таблицы».

Результаты исследования и их обсуждение.

Вопросы анкеты были направлены на выявление нарушений коммуникативного характера, изменений в психоэмоциональной, когнитивной сфере и общего самочувствия.

Так, среди нарушений коммуникативного характера у 45 % студентов выявлены определенные трудности в общении в период дистанционного обучения, что возможно связано с резким ограничением количества реальных социальных контактов с одногруппниками и преподавателями. Те респонденты, которые не отметили у себя появления каких-либо сложностей в общении (47 %), вероятно, ведут активную социальную жизнь за пределами университета. Острой нехватки живого общения как с преподавателями, так и с одногруппниками не хватило 48 % студентов, при этом 42 % отрицали и 10 % испытали затруднение при ответе.

49 % студентов не согласились с вопросом об испытании сложностей при формулировании своих мыслей, отстаивании своего мнения, выступая на платформе видеосвязи Zoom при отсутствии "живой" аудитории, 37 % опрошенных согласились с этим утверждением, 14 % затруднились дать ответ. Больший процент не испытывающих трудностей говорит о высокой адаптации современной молодежи к обучению в онлайн-режиме, что, возможно, связано с активным времяпровождением в социальных сетях.

Более трети студентов (34 %) не отказали себе в желании при обучении онлайн "спрятаться за чужие спины", переложив при этом ответственность на кого-то другого, радует факт того, что отрицающих данный факт больше - 52 %, при этом сомнение высказали - 14 %.

Наиболее выраженные нарушения когнитивного характера касались проблемы повышения отвлекаемости во время занятий - 63 %, что свидетельствует о снижении концентрации у большинства респондентов. Это может быть связано с большим количеством отвлекающих факторов, с которыми пришлось столкнуться студентам на дистанционном обучении. Многократно отвлекаясь на различные факторы, студент «теряет» способность надолго концентрироваться на выполнении каких-либо задач, что отметили 58 % студентов, при этом 30 % студентов отрицали снижение концентрации во время дистанционного обучения, 12 % затруднились в ответе.

При очном обучении студенты также могли сталкиваться с определенными проблемами в этой области, однако количество отвлекающих факторов в сравнении с очным форматом обучения сильно возросло.

Вызывает интерес результат процентного соотношения ответов на вопрос о появлении проблем с когнитивными способностями во время дистанционного обучения (память, быстрота реакции, скорость выполнения задания). Количество утвердительных ответов (47 %) на данный вопрос ненамного превышает количество отрицательных ответов (42 %), 11 % студентов затруднились ответить, однако тенденция к увеличению числа проблем, связанных с когнитивными способностями у студентов в период дистанционного обучения, по нашему мнению, прослеживается.

Также выявлено, что у 46 % студентов наблюдалось снижение тяги к получению знаний, при этом 34 % студентов ответили «нет» и 20 % респондентов затруднились ответить на данный вопрос. Из этого следует, что введение дистанционного обучения снизило мотивацию к обучению у большинства респондентов. Возможно, дистанционный формат обучения все еще нуждается в определенной доработке и на данный момент не может стать для большинства студентов полноценной заменой очного обучения. Вероятно, что студентов на очном обучении мотивировали к обучению рабочая атмосфера, создаваемая присутствием в стенах высшего учебного заведения, окружение (одногруппники, которые нацелены на получение знаний), возможность «живой» беседы с преподавателем. Но в то же время наблюдается невысокий процент людей, для которых дистанционный формат послужил источником дополнительной мотивации к обучению и повысил интерес к учебе и усилил желание учиться (15 %). Возможно, такие студенты обладают высоким уровнем самодисциплины и повышенной целеустремленностью, что позволило им в кратчайшие сроки адаптироваться к дистанционному обучению, при этом у 57 % студентов такого желания не наблюдалось, 28 % затруднились дать ответ.

Доля студентов, считающих, что дистанционное обучение не дает возможности полноценно раскрыть свой интеллектуальный потенциал, составила 44,5 %, отрицающих - 38,5 %, сомневающихся - 17 %.

Наблюдающееся снижение работоспособности практически у половины опрошенных (44 %) может быть связано с отсутствием рабочей обстановки дома и большим количеством отвлекающих факторов во время дистанционного обучения. Кроме того, к ухудшению работоспособности может привести сниженный эмоциональный фон, учащение случаев апатии у студентов. Однако нас не может не радовать, что многие обучающиеся (43 %) сумели адаптироваться к работе в новом формате, что свидетельствует о высоком уровне самодисциплины у таких студентов и их умении концентрироваться на выполнении заданий даже в нерабочей обстановке.

Ощущение увеличения объема освоения учебного материла, оставшегося на прежнем уровне, наблюдалось у 39 % опрошенных, 22 % этого не заметили, 39 % затруднились ответить, что говорит о сложности самостоятельного усвоения материала на дистанционном обучении. Количество ошибок при выполнении привычных действий студенты отмечают лишь в 25 %, остальные 48 % отрицают и 25 % затрудняются в ответе.

В период дистанционного обучения стали меньше уделять внимания своей внешности, гигиене 46 % студентов, 42 % продолжали следить за собой, 12 % затруднились ответить, что свидетельствует о наличии определенной тенденции в этой области. Известно, что люди, испытывающие психологический дискомфорт, снижение эмоционального фона, перестают уделять должное внимание внешнему виду и гигиене.

Так, сравнение процентного соотношения ответов на вопрос «Ощущаете ли Вы сильные колебания настроения в течение дня в период дистанционного обучения?» привело нас к неожиданному результату - студентами было дано практически равное количество утвердительных и отрицательных ответов на данный вопрос (44 % «нет» против 43 % «да», 13 % студентов затруднились дать ответ). Это может свидетельствовать о том, что половина опрошенных испытала на себе явление «эмоциональных качелей», в то время как вторая половина респондентов не ощутила подобных колебаний настроения, возможно, в связи с большей эмоциональной устойчивостью части студентов.

На вопрос «Заметили ли Вы во время дистанционного обучения чувство вины или недовольства собой, своей работой, отсутствовавшие на очном обучении?» 47 % студентов ответили отрицательно, 42 % - положительно, 11 % опрашиваемых затруднились ответить. Недовольство собой может быть связано с повышенной отвлекаемостью (студенты «ругают» себя за низкую скорость выполнения работы, вызванную отчасти проблемами с концентрацией).

Ответы на вопрос «Появилось ли у Вас ощущение, что Вы постоянно находитесь в состоянии усталости?» распределились следующим образом: 55 % «да», 32 % «нет», 13 % «затрудняюсь ответить». Положительный ответ, данный большинством респондентов, вероятно, продиктован невозможностью смены обстановки с «рабочей» на «домашнюю», а также тем, что дом для студентов стал местом учебы и отдыха одновременно.

Необходимо отметить, что половина респондентов (50 %), находясь на дистанционном обучении, не испытывает повышенного чувства тревожности, но тем не менее около трети студентов (29 %) испытали это чувство и 21 % затруднились ответить. При этом 32 % опрошенных испытывали меньше положительных эмоций, около половины (49 %) с этим не согласны и 19 % не смогли ответить на этот вопрос. Случаи апатии участились у 39 % опрошенных, 42 % не отметили этого, 19 % затруднились в ответе. 67 % студентов не согласились с тем, что стали чаще плакать, но 20 % дали утвердительный ответ и 13 % не смогли определиться с ответом. Чувство подавленности испытали на себе 32 % респондентов, 47 % отрицали, 21 % остался в сомнениях, у 35 % в жизнь вместе с дистанционным обучением пришло чувство отчужденности и одиночества, но 58 % не согласились с этим, 7 % не смогли ответить на этот вопрос, у 16 % возникали приступы беспричинного страха, отсутствовавшие при очном обучении, вместе с тем у 75 % не возникало таких чувств и 9 % испытали сомнения. У 34 % студентов в период дистанционного обучения возникало ощущение постоянной "зацикленности" мыслей на одном и том же, 49 % отрицали, 17 % выразили сомнение по этому поводу.

Таким образом, примерно у трети (33 %) студентов возникло чувство психологического дискомфорта, около 42 % студентов почувствовали сложности при адаптации в условиях дистанционного обучения, что достаточно убедительно доказывает влияние эмоциональных процессов на познавательную деятельность, возможно, накладывая свой отпечаток на интеллектуальные способности студента, что требует дальнейшего изучения результатов сравнения обучающихся очно и дистанционно. Более половины студентов не испытали трудностей и проявили высокую степень адаптогенных свойств организма при переходе на дистанционный режим обучения.

Длительное обучение в условиях дистанционного формата приводит к нарушению привычного режима, снижению активности, длительному нахождению в помещении. Опрос показал, что многие студенты испытывают нарушение самочувствия, отмечают различные соматические проблемы. Так, у половины респондентов (55 %) появились проблемы с засыпанием или бессонница, 37 % не отметили нарушения сна и 8 % затруднились ответить, неприятные сновидения снились 15 %, затруднились в ответе 15 % и 70 % уверенно отрицали их наличие. Нарушения сна могут быть обусловлены перевозбуждением нервной системы, длительным времяпрепровождением за электронными устройствами в течение дня, вероятным страхом студентов не успеть выполнить все самостоятельные задания в срок, что заставляет их «засиживаться допоздна» за учебой.

Во время дистанционного обучения у 24 % студентов появились жалобы, связанные со здоровьем желудочно-кишечного тракта (расстройство стула, запоры, синдром раздраженного кишечника, метеоризм, диспепсия), 11 % затруднились в ответе, 65 % отрицали нарушения.

Боли неясной этиологии в разных частях тела испытали 36 % опрошенных, 53 % не жаловались на боли и у 11 % вопрос вызвал затруднение при ответе. При этом у 34 % появилось чувство напряжения в мышцах, у 66 % нет, 12 % высказали сомнение, что скорее всего связано со снижением двигательной активности и длительным нахождением в вынужденном положении.

Эпизоды колебания артериального давления во время дистанционного обучения, тахикардии были у 17 % респондентов, 17 % не смогли ответить нам этот вопрос, ответили отрицательно 66 %. Ощутили нарушения свободы дыхания 21 %, затруднились в ответе - 13 % и ответили отрицательно - 65 % студентов. Данные симптомы требуют дальнейшего изучения и дополнительной информации о состоянии здоровья опрашиваемых, не исключаются

нарушения со стороны вегетативной нервной системы, что также скорее всего вызвано вынужденной гиподинамией и стрессовой ситуацией со стороны психоэмоциональной сферы.

Признаки снижения иммунитета в период дистанционного обучения отметили у себя 26 % студентов, 65 % нарушения здоровья отрицали, 9 % затруднились ответить.

Таким образом, нарушения самочувствия, проблемы со здоровьем по результатам анкетирования были выявлены у 29 % опрошенных, 59 % не обнаружили у себя нарушений, 12 % высказали сомнение.

В анкете были вопросы, связанные с вредными привычками. Так, во время дистанционного режима обучения 23 % опрошенных обнаружили у себя потребность чаще прибегать к вредным привычкам (к курению, употреблению вредной еды в больших количествах), что могло отразиться на состоянии здоровья, 69 % отрицали, 8 % затруднились при ответе. Тем не менее на отдельно заданный вопрос об употреблении "ненужной еды" между основными приемами пищи 40 % ответили утвердительно, 49 % отрицали, 11 % испытали затруднение при ответе. Данный ответ не исключает «заедания» тревоги, стрессовых ситуаций, возникающих во время обучения в дистанционном формате и также требует дальнейшего изучения.

Следующей задачей исследования было сравнение вариантов ответов на вопросы у переболевших (26 %) и не переболевших (74 %) СОУТО-19 на момент опроса.

По результатам исследования количество положительных ответов на большинство вопросов анкеты (89,5 %) у переболевших студентов оказалось в процентном отношении выше, чем у не переболевших. В данной статье мы представили ответы с наиболее выраженной разницей (табл. 1).

Таблица 1 - Сравнение положительных ответов у не переболевших и переболевших СОУГО-19 студентов, %

Вопросы анкеты Не переболевшие СОУГО-19 студенты Переболевшие СОУГО-19 студенты

Испытываете ли Вы повышенное чувство тревожности, находясь на дистанционном обучении? 23 % 48 %

Изменились ли Ваши работоспособность и продуктивность в худшую сторону? 39,2 % 57,8 %

Вы заметили, что стали плакать чаще, чем обычно, в период дистанционного обучения? 14,9 % 34,6 %

Стали ли Вы испытывать меньше положительных эмоций, находясь на дистанционном обучении? 27 % 46,2 %

Стали ли Вы чаще срываться на своих близких по пустякам? 17,6 % 38,5 %

Чувствуете ли Вы себя подавленным чаще, чем во время очного обучения? 25,7 % 50 %

Можно ли сказать, что в Вашу жизнь вместе с дистанционным обучением пришло чувство отчужденности и одиночества? 29,7 % 50 %

Выявленные данные могут свидетельствовать о большей выраженности проблем в психоэмоциональной сфере у тех, кто переболел СОУ[Э-19. Эта тенденция может быть объяснена самоизоляцией, негативными последствиями перенесенного СОУ[Э-19, а также непривычностью формата дистанционного обучения.

Заключение.

Таким образом, нарушения психологического состояния, выявленные у студентов 1 курса медицинского института СВФУ, находящихся на дистанционном обучении, в сравнении с другими исследованиями [2 - 9], в целом подтвердились.

Указанные нарушения психоэмоционального состояния сопровождались изменениями самочувствия и появлением проблем со стороны здоровья обучающихся, что требует дальней-

шего углубленного изучения с привлечением дополнительных методов исследования. Более половины студентов не испытали трудностей и проявили высокую степень адаптогенных свойств организма при переходе на дистанционный режим обучения.

Необходимо отметить, что дистанционный формат обучения все еще нуждается в определенной доработке и на данный момент не может стать для большинства студентов полноценной заменой очного обучения.

Причины, лежащие в основе выявленных нами закономерностей, могут быть комплексными: это и переход на дистанционное обучение, и вынужденная самоизоляция, другие последствия пандемии COVID-19, а также личные особенности обучающихся.

Практические рекомендации для преподавателей:

1) при составлении расписания занятий, организации дополнительных мероприятий учитывать особенности психологического состояния студентов, находящихся на дистанционном обучении, при этом не делая акцента на упрощение изучаемого материала;

2) давать студентам четкие указания для выполнения заданий, возможность своевременно получать ответы на интересующие их вопросы;

3) проводить внеучебные мероприятия: онлайн-дискуссии, научные кружки для первокурсников, соревнования интеллектуального и творческого плана в режиме онлайн на регулярной основе;

4) предоставлять студентам информацию о возможности бесплатной психологической помощи, ее доступности, передать им номера телефонов психологов;

Студентам, испытывающим симптомы стресса и иные трудности психологического характера, рекомендуем нормализовать режим дня, питания, работы и отдыха.

Литература

1. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. - 2006. - 256 с.

2. Алла Б. Аль-Таммеми. Is It Just About Physical Health? An Online Cross-Sectional Study Exploring the Psychological Distress Among University Students in Jordan in the Midst of COVID-19 Pandemic / Алла Б. Аль-Таммеми, Амаль Акур, Лаит Альфала. - 2020. - С. 25-27.

3. Ираван, А.В. Psychological Impacts of Students on Online Learning During the Pandemic COVID-19 / А.В. Ираван, Д. Двисона, М. Лестари. - 2020. - С. 7.

4. Нуруллаева, А.И. Влияние дистанционного обучения на самочувствие студентов во время пандемии / А.И. Нуруллаева. - 2020. - № 5. - С. 4.

5. Кушелова, О.М. Исследование признаков и симптомов стресса у студентов-первокурсников медицинского вуза в условиях дистанционного обучения и самоизоляции / О.М. Кушелова, О.Г. Баринова. -2020. - С. 4.

6. Хасьянова, А.А. Особенности психоэмоциональных состояний, влияющих на психологическое здоровье студентов в процессе дистанционного обучения в условиях самоизоляции / А.А. Хасьянова. - 2020. - С. 180-182.

7. Харламова, Т.М. Специфика психического состояния и копингстратегий студентов при дистанционном обучении в условиях пандемии COVID-19 / Т.М. Харламова. - 2020. - С. 14.

8. Григорян, Н.А. Степень роста тревожности обучающихся дистанционно на первом курсе РОСТГМУ в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции / Н.А. Григорян, Т.С. Колмакова, Л.К. Галустян // Проблемы современного образования. - 2020. - № 5. -С. 31-36.

9. Картежников, Д.А. Психологические трудности у студентов на дистанционном обучении во время пандемии / Д.А. Картежников, А.Н. Картежникова. - 2020. - С. 53-55.

References

1. Shcherbatykh, Iu.V. Psikhologiia stressa i metody korrektsii / Iu.V. Shcherbatykh. - 2006. - 256 s.

2. Alla B. Al'-Tammemi. Is It Just About Physical Health? An Online Cross-Sectional Study Exploring the Psychological Distress Among University Students in Jordan in the Midst of COVID-19 Pandemic / Alla B. Al'-Tammemi, Amal' Akur, Lait Al'fala. - 2020. - S. 25-27.

3. Iravan, A.V. Psychological Impacts of Students on Online Learning During the Pandemic COVID-19 / A.V. Iravan, D. Dvisona, M. Lestari. - 2020. - S. 7.

4. Nurullaeva, A.I. Vliianie distantsionnogo obucheniia na samochuvstvie studentov vo vremia pandemii / A.I. Nurullaeva. - 2020. - № 5. - S. 4.

5. Kushelova, O.M. Issledovanie priznakov i simptomov stressa u studentov-pervokursnikov meditsinskogo vuza v usloviiakh distantsionnogo obucheniia i samoizoliatsii / O.M. Kushelova, O.G. Barinova. - 2020. - S. 4.

6. Khas'ianova, A.A. Osobennosti psikhoemotsional'nykh sostoianii, vliiaiushchikh na psikhologicheskoe zdorov'e studentov v protsesse distantsionnogo obucheniia v usloviiakh samoizoliatsii / A.A. Khas'ianova. -2020. - S. 180-182.

7. Kharlamova, T.M. Spetsifika psikhicheskogo sostoianiia i kopingstrategii studentov pri distantsionnom obuchenii v usloviiakh pandemii COVID-19 / T.M. Kharlamova. - 2020. - S. 14.

8. Grigorian, N.A. Stepen' rosta trevozhnosti obuchaiushchikhsia distantsionno na pervom kurse ROSTGMU v sviazi s pandemiei novoi koronavirusnoi infektsii / N.A. Grigorian, T.S. Kolmakova, L.K. Galustian // Problemy sovremennogo obrazovaniia. - 2020. - № 5. - S. 31-36.

9. Kartezhnikov, D.A. Psikhologicheskie trudnosti u studentov na distantsionnom obuchenii vo vremia pandemii / D.A. Kartezhnikov, A.N. Kartezhnikova. - 2020. - S. 53-55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.