Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ'

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / МЕТОДЫ ЭРГОНОМИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ / НЕЧЕТКАЯ ЛОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова М. Ф., Козлова Ю. Б.

Рассматривается актуальность формирования персонализированной траектории обучения в дистанционных образовательных процессах. Предложены алгоритмические методы эргономические методы распределения учебной нагрузки. Определена среда реализации системы. Обсуждаются методы алгоритмической обработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A SYSTEM OF PERSONALIZED SUPPORT OF DISTANCE LEARNING PROCESSES

The relevance of the formation of a personalized learning trajectory in distance learning processes is considered. The proposed algorithmic methods of ergonomic methods of distribution of teaching load. The system implementation environment is defined. Algorithmic processing methods are discussed.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2019. Том 3

УДК 007.3

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

М.Ф. Козлова, Ю.Б. Козлова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: mk_6f@bk.ru

Аннотация: Рассматривается актуальность формирования персонализированной траектории обучения в дистанционных образовательных процессах. Предложены алгоритмические методы эргономические методы распределения учебной нагрузки. Определена среда реализации системы. Обсуждаются методы алгоритмической обработки.

Ключевые слова: Траектория обучения, персонализация, методы эргономического распределения, нечеткая логика.

DEVELOPMENT OF A SYSTEM OF PERSONALIZED SUPPORT OF DISTANCE

LEARNING PROCESSES

M. F. Kozlova, Yu. B. Kozlova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: mk_6f@bk.ru

Annotation: The relevance of the formation of a personalized learning trajectory in distance learning processes is considered. The proposed algorithmic methods of ergonomie methods of distribution of teaching load. The system implementation environment is defined. Algorithmic processing methods are discussed.

Keywords: Learning trajectory, personalization, methods of ergonomic distribution, fuzzy logic.

В современных условиях дистанционные образовательные процессы все больше становятся и средством освоения знаний и формой педагогической деятельности для преподавателей. Однако в отличие от контактных форм дистанционные обучающие процессы лишены направляющего и организационного компонента со стороны преподавателя. В ситуации, когда обучающийся стремиться в ограниченные сроки освоить учебную информацию, возможно возникновение сложностей с его здоровьем. Поскольку дистанционное обучение напрямую связано с просмотром информации на мониторе, то устают глаза и снижается четкость формирования зрительного образа. Из-за длительного сидения за компьютером затекают мышцы, нарушается кровообращение. Соблюдение общих рекомендаций работы за компьютером могло бы уменьшить эти проблемы, однако остается актуальной задача эргономического обеспечения учебного процесса, распределения учебной нагрузки, которые в условиях контактного взаимодействия координирует преподаватель. Под эргономическим обеспечением понимают комплекс исследовательских, организационно-методических, проектировочных и экспертных мероприятий, направленных на системный учет физиологических, психологических и анатомических свойств человека, проявляющихся при его взаимодействии с техническими средствами и внешней средой [1]. Мы в разрабатываемой системе реализуем организационно-методические мероприятия.

В условиях дистанционных процессов координацию эргономичного распределения учебной нагрузки можно реализовать технической программной системой [2].

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

Проектируемая нами система технически является модулем системы управления курсами МооШе. Функционал этой системы достаточно обширен, однако, предлагаемые нами концепции не реализованы. Благодаря тому, что Moodle модульная система, добавить в нее интересующий нас функционал можно с помощью плагинов. Интерфейс разрабатываемого модуля ориентирован на сбор информации о временных диапазонах готовности обучающегося осваивать учебную информацию и о возрасте обучающегося, которые обучающийся заполняет при регистрации на курс. Учитывая психолого-педагогические особенности восприятия информации система проектирует рекомендательную траекторию обучения, делает оповещения, напоминания. С учетом фактического освоения учебной информации данная траектория динамически корректируется и обучающийся при завершении каждого этапа освоения знаний, получает план дальнейшей работы.

Алгоритмическая обработка данных для формирования рекомендательной траектории обучения выполняется на основе нечеткой логики [3]. В совокупности учитываются данные о физиологической готовности к достижению результата в течение суток, возрасте, цикличности нагрузки и отдыха, а так же особенности запоминания информации и необходимости ее повторения.

С позиции оптимизации алгоритмической обработки формирования рекомендательной траектории обучения ведутся исследования: подбираются лингвистические переменные, функции принадлежности и разработка правил.

Библиографические ссылки

1 . Экология человека. Словарь-справочник. Под общей редакцией академика РАМН Н.А. Агаджаняна. Авторы-составители: Н. А. Агаджанян, И. Б. Ушаков, В. И. Торшин, П. С. Турзин, А. Е. Северин, Л. И. Дубовой, Н. В. Ермакова. М.: "КРУК", 1997.

2. Ковалев В.Г. Проектирование персонализации для дистанционного обучения / В.Г. Ковалев, Ю.Б. Козлова // Образовательная среда сегодня: теория и практика : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 дек. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 97-100. - ISBN 978-5-6040397-3-1.

3. Нечеткая логика в системах управления - URL: http://csef.ru/ru/nauka-i-obshchestvo/459/nechetkaya-logika-v-sistemah-upravleniya-554 (дата обращения 10.03.2019).

© Козлова М.Ф., Козлова Ю.Б., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.