Научная статья на тему 'ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФИЛАКТИКА / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лощаков А.М., Ухова Т.В.

В статье рассмотрены вопросы сохранении и укреплении здоровья обучающихся, профилактики распространения аддиктивного поведения в студенческой среде путем создания здоровьесберегающей информационно-образовательной среды, которая представляется как совокупность условий, в которых будет проходить учебный процесс, то есть образовательного окружения и образовательного пространства вуза. Приведен ряд данных анкетирования студентов 1 курса классического университета по вопросам здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лощаков А.М., Ухова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH-SAVING INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A BASIS FOR PREVENTION OF STUDENTS' ADDICTIVE BEHAVIOR

The article deals with the issues of preserving and strengthening the health of students, preventing the spread of addictive behavior among students by creating a health-saving information and educational environment, which is presented as a set of conditions in which the educational process will take place, that is, the educational environment and the educational space of the university. A number of data from a survey of 1st year students of a classical university on the issues of a healthy lifestyle is given.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

решения личностных проблем, они могут иметь гедонистически ориентированные нормы и ценности.

Таким образом, цель, состоящая в определении уровня деструктивного поведения у подростков разного возрастного периода, достигнута. Гипотеза о том, что существуют различия в уровне выраженности деструктивного поведения у детей младшего, среднего и старшего подросткового возраста, нашла свое подтверждение в ходе выполнения данного исследования. В заключении, необходимо отметить, что возрастной период играет значимую роль в формировании деструктивного поведения. Профилактику различных форм деструктивного поведения необходимо начинать с малого подросткового возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Спиридонова И.А. Историко-теоретический анализ феноменов деструкции и деструктивного поведения старших подростков / И.А. Спиридонова, К.А. Моисеев, О.Н. Дувалина // Мир педагогики и психологии. - 2020. - № 12 (53). - С. 160-168.

2. Шиняев К.А. Профилактика деструктивного поведения личности несовершеннолетнего / К.А. Шиняев // Вестник практической психологии образования. - 2018. - №1-2 (54-55). - С. 78-80.

3. Липская Л.А. Факторы распространения деструктивного поведения в подростковой среде / Л.А. Липская // Социум и власть. - 2018. - № 6 (74). - С 53-59.

4. Рычкова Л.С. Подходы к пониманию деструктивного поведения в зарубежной и отечественной психологии / Л.С. Рычкова, М.Н. Кузнецова // Вестник ЧГПУ. - 2018. - №4. - С. 172-180.

5. Гогуева, М.М. Специфика негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка / М.М. Гогуева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 5 (95). - С. 153-159.

6. Волкова, Я.А. Пространственное поведение коммуникатов в деструктивном общении / Я.А. Волкова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 8(26). - С. 46-50.

REFERENCES

1. Spiridonova, I., Moiseev, K. and Duvalina O. (2020), "Historical and theoretical analysis of the phenomena of destruction and destructive behavior of older adolescents", World of Pedagogy and Psychology, No. 12 (53), рр. 160-168.

2. Shinyaev, K. (2018), "Prevention of destructive behavior of a minor's personality", Bulletin of practical psychology of education, No. 1-2 (54-55), рр. 78-80.

3. Lipskaya, L. (2018), "Factors of the spread of destructive behavior in adolescence", Society and power, No. 6 (74), рр. 53-59.

4. Rychkova, L.S. and Kuznetsova, M.N. (2018), "Approaches to understanding destructive behavior in foreign and domestic psychology", Vestnik ChSPU, No. 4, pp 172-180.

5. Gogueva, M. (2010), "The specifics of the negative impact of subculture on the development of the personality of a teenager", Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University, No.5 (95), рр. 153159.

6. Volkova Y. (2013), "Spatial behavior of communicants in destructive communication", Philological sciences, Questions of theory and practice, No. 8 (26), рр. 46-50.

Контактная информация: manechka.ku@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.03.2023

УДК 159.92

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Александр Михайлович Лощаков, кандидат педагогических наук, доцент, Ивановская государственная медицинская академия, Иваново; Татьяна Викторовна Ухова, аспирант, Ивановский государственный университет, Иваново

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы сохранении и укреплении здоровья обучающихся, профилактики распространения аддиктивного поведения в студенческой среде путем создания здоровьесбере-гающей информационно-образовательной среды, которая представляется как совокупность условий, в которых будет проходить учебный процесс, то есть образовательного окружения и образовательного пространства вуза. Приведен ряд данных анкетирования студентов 1 курса классического университета по вопросам здорового образа жизни.

Ключевые слова: здоровьесбережение, информационно-образовательная среда, профилактика, аддиктивное поведение, обучающийся.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.03.p593-596

HEALTH-SAVING INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A BASIS FOR PREVENTION OF STUDENTS' ADDICTIVE BEHAVIOR

Alexander Mikhailovich Loshchakov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Ivanovo State Medical Academy, Ivanovo; Tatyana Viktorovna Ukhova, the post-graduate student, Ivanovo State University, Ivanovo

Abstract

The article deals with the issues of preserving and strengthening the health of students, preventing the spread of addictive behavior among students by creating a health-saving information and educational environment, which is presented as a set of conditions in which the educational process will take place, that is, the educational environment and the educational space of the university. A number of data from a survey of 1st year students of a classical university on the issues of a healthy lifestyle is given.

Keywords: health care, information and educational environment, prevention, addictive behavior,

student.

ВВЕДЕНИЕ

Жизненная необходимость населения Российской Федерации в сохранении и укреплении своего здоровья, поддержания здорового образа жизни, недопущения распространения аддиктивного поведения ставит задачу изыскания современных направлений здоро-вьесбережения. Особенную актуальность в этом плане приобретают обучающиеся вузов, как наиболее активная, целеустремленная, прогрессивная часть населения нашей страны. Выпускники средних учебных заведений, поступая в высшие учебные заведения, далеко не всегда придерживаются правильного, здорового образа жизни и, к сожалению, имеют опыт аддиктивного поведения. Наиболее распространены среди учеников старших классов игромания и переедание, встречаются употребление алкоголя и запрещенных препаратов. Следовательно, необходимо в вузах, помимо общеустановленных образовательных и воспитательных задач, обязательно заниматься здоровьесбережением и профилактикой аддик-тивного поведения. Для решения таких задач в высшем учебном заведении должна быть создана здоровьесберегающая информационно-образовательная среда, которую можно охарактеризовать как совокупность условий, в которых будет проходить учебный процесс.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Вуз можно представить как действующую повседневную информационно-образовательную среду в обществе, в которой создаются взаимоотношения и контакты, происходит целеориентированная психолого-педагогическая деятельность, организованы условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и профилактики аддиктивного поведения. Информационно-образовательная среда любого учебного заведения обязательно является одним их главных условий продуктивности функционирования учебного заведения. Такая среда не может возникнуть сама, ее нужно создавать. Для этого необходима планомерная кропотливая психолого-педагогическая деятельность, в которой принимают участие все без исключения субъекты образовательно-воспитательного процесса. Структура

здоровьесберегающей информационно-образовательной среды высшего учебного заведения представлена на рисунке.

Здоровьесберегающая информационно-образовательная среда высшего учебного заведения выступает в двух качествах:

1. Образовательное окружение вуза, которое формируется в психолого-педагогическом сотрудничестве субъектов образовательно-воспитательного процесса, основывающееся на образовательных нормах и на своеобразии коммуникативных отношений. Образовательное окружение реализуется на ценностно-методологическом, организационно-педагогическом, технологическом, методологическом, психолого-педагогическом, рефлексивном уровнях.

2. Образовательное пространство вуза, в котором протекает педагогический процесс.

Совокупность этих качеств представляет здоровьесберегающую информационно-образовательную среду вуза как изменчивую систему, в которой функционируют между собой субъекты образовательного процесса. К положительным характеристикам подобного продуктивного функционирования можно отнести такие качества среды, как здоро-

Рисунок - Структура здоровьесберегающей информационно-образовательной среды высшего учебного

В такой сберегающей здоровье информационно-образовательной среде вуза в полной мере раскрывается потенциал обучающихся для претворения в жизнь своих планов и потребностей, генерируется сфера для творчества, устраняется аддиктивное поведение, сохраняется здоровья. Обучающиеся организовываются на основании совместных мотиваций, идеалов, задач, достигают и личностного роста, и продвигаются вперед на уровне студенческого сообщества. Для этого среда должна иметь такие качества, как организованность, структурированность и содержательность. Набор подобных характеристик и представляют возможность среде быть тем действующим фактором, который детерминирует образовательно-воспитательный процесс [1]. Чем более демократично и обтекаемо спроектирована информационно-образовательная среда, тем более её нижеследующее конструирование обусловлено оригинальными особенностями субъектов образовательно-воспитательного процесса.

Образовательное пространство вуза - это частичка социального пространства, где проходит педагогический процесс, и которая включает психолого-педагогическое, духовное, информационное, здоровьесберегающее, технологическое, материально-ресурсное пространства как области взаимодействия образовательного окружения вуза в образовательно-воспитательном процессе. В образовательном пространстве вуза происходит и

психолого-педагогическое взаимодействие обучающихся для решения образовательных задач, и профилактика аддиктивного поведения, и здоровьесбережение. Образовательно-воспитательный процесс в предлагаемой нами здоровьесберегающей информационно-образовательной среде выступает как пространственнообразующий фактор.

При проектировании образовательной среды Ивановского государственного университета нами было проведено анкетирование студентов 1 курса о значимости базовых принципов жизнедеятельности. Рассматривался уровень знаний, степень важности, готовность к действию и умение действовать согласно предлагаемым принципам.

Так принцип соблюдения режима дня, несмотря на всеобщую осведомленность считали его важным и хотели бы лучше изучить 80,91% студентов. При этом следовать данному принципу не собирались 34,21% респондентов, а заявили о неумении действовать согласно принципу 28,67% обучающихся.

О принципе регулярного приема пищи знали 86,43%, считали его важным 83,42%, следовать данному принципу не собирались 26,11%, пожаловались на отсутствие умений 15,56% обучающихся. При этом про принцип калорийности питания, витаминизированно-сти не было известно 43,71%, не считали это важным 50,75%, не собирались соблюдать 41,71% и недостаток умений подчеркивали 35,69% студентов первого курса. Про пищевые разгрузочные дни не знали и не считали важным соответственно 41,21% и 43,72%. Не собирались соблюдать этот принцип 44,22% и у 36,69% респондентов нет умения следовать данному принципу.

Принцип систематичности физической нагрузки был известен и считался важным у 71,35%, но следовать ему не собирались 32,15%, неумение подчеркнули 32,16% первокурсников.

Про принцип закаливания знали и считали его важным только 44,72%, соблюдать этот принцип во время учебы в вузе собирались только 32,67%, а умение проводить закаливающие процедуры выразили лишь 35,18% респондентов.

Принцип здорового психологического климата во время обучения был известен только 74,37%, считался важным у 71,25%. Во время учебы готовы были следовать этому принципу 90,46%, но 16,24 обучающихся выразили недостаточные умения следовать этому принципу.

Анализируя ответы студентов, мы пришли к выводу, что несмотря на знания базовых принципов жизнедеятельности человека, студенты не всегда хотят, могут и умеют следовать этим принципам. На наш взгляд необходимо внесение в тематику дисциплин, рассматривающих данные вопросы, например дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», рассмотрение проблем, выявленных при анкетировании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Достоинствами того или иного вуза являются не только предоставление знаний студентам, формирование определенных умений, обучение их профессиональным навыкам. К обязательным положительным качествам вуза должна быть отнесена здоровьесберегаю-щая информационно-образовательная среда. Выпускник высшего учебного заведения должен быть не только успешным грамотным специалистом, но и здоровым специалистом, подающим пример поведения, сохраняющего и укрепляющего здоровье и не приемлющим любое аддиктивное поведение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беккер И.Л. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория / И.Л. Беккер, В.Н. Журавчик // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2009. - № 12 (16). - С. 132-140.

REFERENCES

1. Becker, I.L. and Zhuravchik, V.N. (2009), "Educational space as a social and pedagogical category", Proceedings of PSPUim. V.G. Belinsky, No. 12 (16), pp. 132-140.

Контактная информация: loschakovam@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 20.03.2023

УДК 159.92

ИССЛЕДОВАНИЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Александр Михайлович Лощаков, кандидат педагогических наук, доцент, Ивановская государственная медицинская академия, Иваново; Татьяна Викторовна Ухова, аспирант, Ивановский государственный университет, Иваново

Аннотация

В статье рассматриваются результаты, полученные методом анонимного анкетирования студентов 1-3 курса Ивановского государственного университета по вопросам аддиктивного поведения в студенческой среде. Представлены данные о распространенности аддикций и вредных привычек среди обучающихся провинциального классического университета. Показана актуальность проблемы аддиктивного поведения в настоящее время и сделаны выводы о необходимости комплексной работы по профилактике такого поведения в студенческой среде.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, обучающийся, анкетирование, самооценка, курение, алкоголь.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.03.p597-601

STUDY OF ADDICTIVE BEHAVIOR OF CLASSICAL UNIVERSITY STUDENTS

Alexander Mikhailovich Loshchakov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Ivanovo State Medical Academy, Ivanovo; Tatyana Viktorovna Ukhova, the post-graduate student, Ivanovo State University, Ivanovo

Abstract

The article deals with the results obtained by the method of anonymous questioning of 1-3 year students of Ivanovo State University on the issues of addictive behavior among students. Data on the prevalence of addictions and bad habits among students of a provincial classical university are presented. The relevance of the problem of addictive behavior at the present time is shown and conclusions are drawn about the need for comprehensive work to prevent such behavior among students.

Keywords: addictive behavior, student, questioning, self-assessment, smoking, alcohol

ВВЕДЕНИЕ

Проблема аддиктивного поведения в социуме нашего времени является актуальной и относится к наиболее трудноразрешимым проблемам. Любое социальное общество хочет иметь в своем составе здоровых индивидов, характеризующихся достаточным здоровьем, хорошим образованием, трудолюбивых, стремящихся к сохранению и улучшению этого общества. Но, к сожалению, эта идеальная цель пока не была достигнута ни одним социальным обществом. В реальной жизни подавляющее количество населения испытывает те или иные трудности, преодолевая которые люди подвержены агрессии, фрустрации и различным аддикциям. Иногда проблемы возникают в достаточно зрелом возрасте, но зачастую имеют корни из нарушений школьных и внутрисемейных отношений [1]. Поиск выхода из таких негативных ситуаций, приводит к желанию отвлечься от повседневности, забыть все нехорошее, успокоиться. Такими адекватными выходами становятся внутренние установки на труд, на занятие физическими упражнениями, на различные хобби и увлечения, а также помощь друзей, родственников, коллег по работе или учебе.

Обучающиеся вузов как одна из передовых составных частей любого современного социума испытывает такие же проблемы, как и все общество. Ища выходы из возможных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.