Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
532
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / МОТИВАЦИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПОТРЕБНОСТЬ / FORMATION / HEALTHY LIFESTYLE / PSYCHOLOGICAL FACTORS / MOTIVATION / WORLDVIEW / NEED

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лощаков Александр Михайлович, Толстова Светлана Юрьевна

Статья посвящена актуальным вопросам формирования здорового образа жизни студентов современного вуза. Целью статьи является представление результатов исследования мнения студентов о принципах здорового образа жизни, об основных проблемах его формирования в условиях высшего учебного заведения. Показано, что особое значение в процессе формирования здорового образа жизни имеют психологические факторы. Особенно подчеркнута роль мотивации и правильного мировоззрения студентов, позволяющего им противостоять девиантному поведению. В результате исследования выявлено, что среди студентов здорового образа жизни придерживается только около одной трети обучающихся, хотя подавляющее большинство студентов имеют мотивацию к соблюдению принципов здорового образа жизни, считая их важными. Среди самых частых причин, препятствующих ведению здорового образа жизни, студенты указали нерациональное питание, гиподинамию, курение и употребление алкоголя, десинхронозы и проблемы в сексуальной сфере. Формирование здорового образа жизни у обучающихся является комплексной проблемой. Оно осуществляется в сложном взаимодействии личности студента во всем многообразии индивидуально-психологических свойств и условий окружающей действительности, которые способны оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на систему ценностей студента. Современной системе высшего образования необходима комплексная, адекватная реалиям сегодняшнего дня программа формирования здорового образа жизни студентов. Необходимо во время обучения в вузе создать потребность и мотивацию на сохранение и укрепление здоровья, на ведение здорового образа жизни, чаще используя во время обучения здоровьесберегающие технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FACTORS OF STUDENTS’ HEALTHY LIFESTYLE FORMATION

The article is devoted to pressing issues of creating a healthy lifestyle for students of a modern university. The purpose of the article is to present the results of a study of students’ opinions on the principles of a healthy lifestyle, on the main problems of its formation in a higher educational institution. The article shows that psychological factors are of particular importance in the process of forming a healthy lifestyle. Particularly emphasized is the role of motivation and the correct worldview of students, allowing them to resist deviant behavior. The study revealed that only about one third of students adhere to a healthy lifestyle among students, although the vast majority of students are motivated to adhere to the principles of a healthy lifestyle, considering them important. Among the most common reasons that prevent a healthy lifestyle, students indicated poor nutrition, physical inactivity, smoking and drinking, desynchronosis, and sexual problems. The article shows that the formation of a healthy lifestyle for students is a complex problem and is carried out in a complex interaction of the student’s personality, in the whole variety of its individual psychological properties, with environmental conditions that can have both positive and negative effects on the student’s value system. The modern system of higher education needs a comprehensive, adequate to the realities of today, a program for the formation of a healthy lifestyle of students. It is necessary during training at the university to create a need and motivation for maintaining and strengthening health, for maintaining a healthy lifestyle, often using healthsaving technologies during training.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2019. №4

ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

психологические факторы формирования здорового образа жизни студентов

А.М. Лощаков, С.Ю. ТолстовА

(Ивановская государственная медицинская академия, Ивановский государственный университет; e-mail: loschakovam@rambler.ru)

Статья посвящена актуальным вопросам формирования здорового образа жизни студентов современного вуза. Целью статьи является представление результатов исследования мнения студентов о принципах здорового образа жизни, об основных проблемах его формирования в условиях высшего учебного заведения. Показано, что особое значение в процессе формирования здорового образа жизни имеют психологические факторы. Особенно подчеркнута роль мотивации и правильного мировоззрения студентов, позволяющего им противостоять девиантному поведению. В результате исследования выявлено, что среди студентов здорового образа жизни придерживается только около одной трети обучающихся, хотя подавляющее большинство студентов имеют мотивацию к соблюдению принципов здорового образа жизни, считая их важными. Среди самых частых причин, препятствующих ведению здорового образа жизни, студенты указали нерациональное питание, гиподинамию, курение и употребление алкоголя, десинхронозы и проблемы в сексуальной сфере. Формирование здорового образа жизни у обучающихся является комплексной проблемой. Оно осуществляется в сложном взаимодействии личности студента во всем многообразии индивидуально-психологических свойств и условий окружающей действительности, которые способны оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на систему ценностей студента. Современной системе высшего образования необходима комплексная, адекватная реалиям сегодняшнего дня программа формирования здорового образа жизни студентов. Необходимо во время обучения в вузе создать потребность и мотивацию на сохранение и укрепление здоровья, на ведение здорового образа жизни, чаще используя во время обучения здоровьесберегающие технологии.

Ключевые слова: формирование здорового образа жизни, психологические факторы, мотивация, мировоззрение, потребность.

Актуальность формирования здорового образа жизни студентов вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков психологического, информационного, техногенного, экологического и политического характеров, провоцирующих отрицательные сдвиги в состоянии здоровья [4]. Согласно результатам медицинских

обследований, более половины обучающихся в высших учебных заведениях имеют отклонения в состоянии здоровья; увеличивается количество студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, растет количество обучающихся с заболеваниями, которые не позволяют им заниматься физической культурой [5, 7].

Образ жизни и здоровье человека представляют собой систему, функционирующую в установленных социально-психологических, экологических и культурных условиях и неразрывно связанную со средой обитания . В общей структуре факторов, формирующих здоровье, основную долю занимает образ жизни - определенный способ деятельности человека в материальной и духовной сферах Выделяют шесть основных компонентов образа жизни: рациональное питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, режим дня, ответственность за сохранение собственного здоровья В зависимости от конкретного содержания этих составляющих, образ жизни может быть различным . Здоровым считается образ жизни, способствующий сохранению и укреплению здоровья [3]. При этом он должен развиваться, дополняться новыми полезными для здоровья элементами, привычками и выступать регулятором социального поведения человека [15].

Компоненты здорового образа жизни являются универсальными факторами профилактики большинства распространенных неинфекционных заболеваний и гармоничного развития личности, поэтому работа по его формированию считается наиболее эффективной с медицинской, педагогической, социальной и экономической точек зрения По данным экспертов улучшение структуры питания с одновременным увеличением на 25-30% числа лиц, регулярно занимающихся физической культурой, обеспечит снижение распространенности избыточной массы тела на 20-30% и, как следствие, уменьшение заболеваемости от основных хронических неинфекционных заболеваний на 10% . Однако, в России не занимается физической культурой 70% населения . Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80% [7, 12].

Для подавляющего большинства населения нашей страны характерно наличие противоречия между общей и конкретной потребностью в формировании здорового образа жизни . Общая потребность ограничена, непоследовательна и встречается нечасто Она воплощается периодически в единичных и отдельных действиях, таких как физическая зарядка, поход на стадион, ограничение в еде с желанием похудеть и т.д. Конкретная потребность в специальных действиях по формированию здорового образа жизни возникает преимущественно вследствие какой-либо болезни . Но это зачастую ведет к нестабильным временным результатам, которые, однако, помогают устранить нарушения, вызвавшие данную конкретную потребность [16].

Противоречие между декларируемыми ценностями и реальными поведенческими реакциями особенно заметно проявляется при соотнесении здоровья как ценности и социальной практики среди студентов Для них характерно понимание здоровья исключительно как физической дееспособности, а не способности к адаптации в новых условиях жизни в системе высшего образования . Обучающиеся считают себя здоровыми тогда, когда они хорошо выглядят, не имеют жалоб и хронических заболеваний, а их повседневное состояние не мешает им полноценно жить и выполнять повседневные учебные и социально-бытовые обязанности [13].

Современный студент имеет слабую мотивацию к занятиям физической культурой, либо она полностью отсутствует. Как показывает мониторинг студентов первого курса, лишь незначительная часть из них активно занималась физической культурой до вуза и, как правило, привычка эта сформирована в семье, а не в школе По данным мониторинга Росстата были изучены мотивы отказа от занятий физической культурой и спортом студентов с разным уровнем доходов По средним показателям на первом месте следует недостаток свободного времени, который указали 42,2% респондентов . На втором и третьем месте идут соответственно отсутствие желания, интереса - 29,4% и лень - 29,2% . Обучающиеся с высоким уровнем дохода менее всех указали в качестве мотивов плохое состояние здоровья (9,1%) и недостаток финансовых средств (3,3%). Студенты со средним уровнем дохода указали соответственно 15,8% и 12,1% . У респондентов с низким уровнем дохода эти мотивы были выражены в 31,0% и 8,5% [15].

Целью нашей статьи является представление результатов исследования мнения студентов о принципах здорового образа жизни, об основных проблемах его формирования в условиях высшего учебного заведения . В статье показано, что особое значение в процессе формирования здорового образа жизни имеют психологические факторы Особенно подчеркнута роль мотивации и правильного мировоззрения студентов, позволяющего им противостоять девиантному поведению . Методологическими основаниями проведенного исследования являются положения системного, личностно-деятельностного и субъектного подходов к формированию здорового образа жизни обучающихся Для решения поставленных задач были использованы такие методы как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, психологическое тестирование, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка результатов исследования с применением статистических пакетов «SPSS» и «EXCEL» . Исследование формирования здорового образа жизни обучающихся проводилось на базах Ивановского государственного университета и его Шуйского филиала . Численность респондентов составила 810 студентов 1-5 курсов различных специальностей

и направлений подготовки . Временной промежуток исследования составлял с 2012-2017 гг.

Согласно проведенным нами исследованиям, среди студентов здорового образа жизни придерживается только около 1/3 обучающихся . На протяжении всего периода обучения в вузе, по высказываниям многих студентов, для них характерна пониженная двигательная активность, нарушение сна, режима питания, приверженность к вредным привычкам . Всё это создает ситуацию, когда 30-50% выпускников, находясь на старте самостоятельной жизни, оказываются хронически больными людьми В большинстве случаев это происходит не столько из-за отсутствия знаний, сколько из-за низкой активности личности, поведенческой пассивности [6, 9, 14]. На рис . приведены причины, препятствующие здоровому образу жизни студентов, по данным самооценивания

1 11-«-®

■■Т........................................Г..........................................................................................................................

2 3 4 5

Рис. Причины, препятствующие здоровому образу жизни студентов вуза:

1 - нерациональное питание, 2 - гиподинамия, 3 - курение и употребление алкоголя, 4 - десинхронозы, 5 - проблемы в сексуальной сфере

Формула индивидуального здоровья чрезвычайно точно сформулирована академиком Н . М . Амосовым: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные . Заменить их ничем нельзя» [1]. Серьезным стимулом к здоровому образу жизни становятся личностно-мотивационные особенности студента, его жизненные ориентиры . Однако человек - существо не только биологическое, но в первую очередь и социальное . Неоспоримая социальная основа существования человека как элемента общественной структуры является ведущей, опосредующей его биологические механизмы существования и осуществления физиологических потребностей .

Существенное влияние на формирование здорового образа жизни имеют психологические факторы, наиболее важным из которых является мотивация . Нами было предложено оценить принципы здорового образа жизни с позиций степени важности для обучающихся 1 курса (См . Табл . ) .

таблица.

оценка принципов здорового образа жизни студентами

№ пп Принципы Очень важно,% Достаточно важно, % Не очень важно, %

1 Ежедневное горячее питание 26,21 65,05 8,74

2 Соблюдение калорийности питания 11,65 67,96 20,39

3 Своевременное снабжение организма оптимальными количествами пищевых веществ 29,13 63,11 7,77

4 Регулярный прием пищи 46,6 42,72 10,68

5 Медленная еда и долгое жевание 19,42 63,11 17,48

6 Наличие разгрузочных дней 23,3 71,84 4,85

7 Витаминизированное питание 33,98 62,14 3,88

8 Соблюдение питьевого режима 26,21 66,99 6,79

9 Отказ от еды в сухомятку 23,3 70,87 5,83

10 Посильность физической нагрузки 21,36 70,87 7,77

11 Систематичность физической нагрузки 30,1 59,22 10,68

12 Всесторонняя направленность физической нагрузки 19,42 69,9 10,68

13 Постепенное повышение интенсивности физической нагрузки 32,04 45,63 22,33

14 Закаливание 12,62 65,05 22,33

15 Соблюдение режима дня 27,18 61,17 11,65

16 Сон не менее 7-8 часов 49,51 37,86 12,62

17 Чередование умственной и физической деятельности 33,98 62,14 3,88

18 Чередование активной и пассивной деятельности 22,33 70,87 6,8

19 Оптимальная демографическая структура семьи 39,81 53,4 6,79

20 Здоровье каждого из членов семьи 66,99 31,07 1,94

21 Гармония супружеских отношений 63,11 33,98 2,91

22 Наличие желаемого числа детей 41,75 43,69 14,56

23 Здоровый психологический климат в семье 61,17 35,92 2,91

24 Здоровый психологический климат в вузе 49,51 46,6 3,88

25 Отсутствие отрицательного стресса 49,51 46,6 3,88

26 Умение управлять и сохранять свое психическое здоровье 51,46 46,6 1,94

27 Умение контролировать эмоции 51,46 45,63 2,91

28 Позитивное мышление 44,66 47,57 7,77

29 Высокий уровень культуры интимных отношений (профилактика абортов и пр . ) 55,34 36,89 7,77

30 Высокий уровень культуры потребления медицинских услуг (профилактические осмотры, не посещение занятий при заболевании ОРЗ и пр . ) 54,37 41,75 3,88

31 Соблюдение навыков личной гигиены 71,84 27,18 0,97

32 Профилактика травматизма 38,83 58,25 2,91

33 Отказ от курения 69,9 24,27 5,83

34 Умеренное употребление алкоголя 61,17 29,13 9,71

35 Отказ от наркотиков 72,82 21,36 5,825

36 Отказ от беспорядочной половой жизни 66,99 21,36 11,65

37 Отказ от игромании 56,31 33,98 9,709

38 Отказ от кофемании 40,78 49,51 9,709

39 Отказ от Интернет-зависимости и компьютерных игр 43,69 47,57 8,738

40 Отказ от переедания 51,46 38,83 9,709

41 Отказ от бесконтрольного использования лекарств 57,28 37,86 4,854

42 Отказ от ненормативной лексики 48,54 40,78 10,68

Средний показатель 42,79 48,96 8,25

Из данных исследования можно заключить, что подавляющее большинство студентов (91,75%) имеют достаточную мотивацию к соблюдению принципов здорового образа жизни . Если попытаться обозначить «место» образа жизни в системе подструктур личности, то пользуясь классификацией К . К . Платонова, можно считать поведение, обусловливающее образ жизни следствием опыта (привычек, умений, знаний, навыков) и направленности личности (мотивы, убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желание) [10, 11]. Исходя из этого, видны две основных составляющих развития мотивации на здоровый образ жизни: обучение (опыт) и воспитание (направленность) . Здоровьесберегающее поведение складывается из триады «знать», «хотеть», «уметь», поэтому важным является психолого-педагогическое воздействие на подструктуры представлений, субъективного отношения, стратегии и технологии взаимодействия [15]

Поступление молодого человека в вуз часто сопровождается не только значительной сменой круга знакомых, но и существенным снижением степени родительского контроля (тем более при переезде для прохождения учебы в другой город), резким изменением образа жизни . В этой связи предполагается принятие студентом ответственности за свою жизнь, что требует наличия у него определенных психологических свойств Прежде всего, это правильное мировоззрение, которое позволяет обучающемуся противостоять негативным примерам окружающих, особенно старшекурсников, а также агрессивному воздействию средств массовой информации, посредством рекламы

пропагандирующих не только алкоголь и сигареты, но и связанные с ними негативные модели поведения

Вследствие правильного мировоззрения студент осуществляет гармоничное взаимодействие с окружающим миром, эффективную реализацию в социуме . Вот этот результат взаимоотношений, по мнению А . А . Андрущакевич и В . П . Смирнова, и можно назвать здоровым образом жизни . Поэтому необходимо разработать методики, которые позволят целенаправленно и эффективно формировать мировоззрение обучающегося, и этим бы гарантировалось не только здоровье и благополучие ему самому, его родным и близким, но и процветание общества, и даже выживание всего человечества . И начинать это нужно делать гораздо раньше, чем человек поступит в высшее учебное заведение

Психологам известно множество методик, с помощью которых можно оказать необходимую психологическую помощь человеку. Актуальным вопросом остается только выбор этой методики [2, 8].

Большое значение в формировании здорового образа жизни имеет направленность студента на здоровьесберегающее поведение . Для того чтобы придерживаться принципов здорового образа жизни, студенту необходимо иметь четкое внутреннее убеждение, что это - правильно . Идея сохранения и укрепления собственного здоровья должна являться составной частью мировоззрения молодого человека

Подавляющее большинство студентов имеют достаточную мотивацию к соблюдению принципов здорового образа жизни Психологическими характеристиками личности студента, способствующими формированию здорового образа жизни, следует считать целеустремленность, силу воли и последовательность в выполнении поставленных задач Студенту, занимающему активную жизненную позицию по отношению к своему здоровью, свойственен волевой, деятельный, самостоятельный тип характера В то же время, характерологические особенности противоположного знака, особенно достигающие формата акцентуаций, препятствуют здоровьесберегающему поведению молодёжи .

Формирование здорового образа жизни у студентов вузов осуществляется в сложном взаимодействии личности обучаемого, во всем многообразии ее индивидуально-психологических свойств, с условиями окружающей действительности, которые способны оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на систему ценностей вступающего в самостоятельную жизнь студента Необходимы новая, актуальная сегодняшнему дню концепция и комплексная программа, разработанная с учетом психологических факторов формирования здорового образа жизни, положительного общественного мнения, создания потребности и мотивации сохранения и укрепления здоровья студентов, а также основанная на широком использовании в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий

Список литературы

1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье . 3-е изд . , доп . и перераб . М . : Физкультура и спорт, 1987. 64 с .

2. Андрущакевич А.А., Смирнов В.П. Актуальные проблемы формирования духовно-нравственной личности . Н. Новгород: Дятловы горы, 2013. 94 с.

3. Бабушкина И.О. Психологическое сопровождение здорового образа жизни студентов педагогических специальностей. Дисс.... канд . психол . наук . М . ,2011. 228 с

4. Безопасность жизнедеятельности : учебник / П . Л . Колесниченко [и др . ]. М .: ГЭОТАР-Медиа, 2017. 544 с .

5. Гаркуша Н.С. Воспитание культуры здоровья школьников: психологический аспект // Дискуссия . 2014. № 1 (42). С . 104-107.

6. Дымова А.В. Психологическая культура и психологическое здоровье личности в информационном обществе // Молодой ученый . 2016 . №27 . 1 . С. 17-18.

7. Карасева Т.В, Лощаков А.М. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учеб пособие для студентов педагогических специальностей. Шуя : Весть, 2008. 144 с.

8. Кароян А.А., Дымова И.А., Пашкова И.А. Гармонизация личности и культура здоровья в сфере российского образования // Современные наукоёмкие технологии. 2017. № 1 . С. 104-108.

9. Лощаков А.М. Проблемы формирования здорового образа жизни будущего педагога // Вестник Ивановской государственной медицинской академии / Научно-методический журнал . Том 17 . № 4. Иваново, 2012 . С. 5-7.

10. Лях М.В. Виды мотивов учебно-профессиональной деятельности, их развитие в студенческом возрасте : автореф-т . дисс. . . . канд . психол . наук . М . , 2012.24 с .

11. Платонов К.К. Структура и развитие личности . М . : Наука, 1986. С . 122141

12. ПравдинаЛ.Р., Васильева О.С. Психология здоровья и безопасность жизнедеятельности // Северо-Кавказский психологический вестник . 2013 . № 11/1 . С. 39-43.

13. Психолого-педагогические аспекты эффективного общения в образовательной среде : монография / под ред . Е. Л. Буслаева, Т. И . Пашукова. М. : МГЛУ, 2018. 220 с.

14. Психолого-педагогические основания формирования культуры здоровья студентов классического университета / А М Лощаков, Т В Кара-сева Иваново: ПресСто, 2018 256 с

15 Формирование мотивации к здоровому образу жизни / Т В Карасева, С. Н. Толстов, В. А. Тутельян и др . Иваново : ПресСто, 2013.164 с.

16. Христидис Т.В. Психолого-педагогическое сопровождение студентов в вузе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1 (63). С. 172-176.

Сведения об авторах

Лощаков Александр Михайлович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины чрезвычайных ситуаций Ивановской государственной медицинской академии, г. Иваново, Россия. E-mail: loschakovam@rambler.ru Толстова Светлана Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и общемедицинских знаний Ивановского государственного университета, г. Иваново, Россия. E-mail: svetlana_tolstova@mail.ru

Psychological factors of students' healthy lifestyle formation

Loshchakov A.M. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Life Safety and Emergency Medicine, Ivanovo State Medical Academy, Ivanovo, Russia. E-mail: loschakovam@rambler.ru Tolstova S.Yu. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Life Safety and General Medical Knowledge of Ivanovsky State University, Ivanovo, Russia. E-mail: svetlana_tolstova@mail.ru

The article is devoted to pressing issues of creating a healthy lifestyle for students of a modern university. The purpose of the article is to present the results of a study of students' opinions on the principles of a healthy lifestyle, on the main problems of its formation in a higher educational institution. The article shows that psychological factors are of particular importance in the process of forming a healthy lifestyle. Particularly emphasized is the role of motivation and the correct worldview of students, allowing them to resist deviant behavior. The study revealed that only about one third of students adhere to a healthy lifestyle among students, although the vast majority of students are motivated to adhere to the principles of a healthy lifestyle, considering them important. Among the most common reasons that prevent a healthy lifestyle, students indicated poor nutrition, physical inactivity, smoking and drinking, desynchronosis, and sexual problems. The article shows that the formation of a healthy lifestyle for students is a complex problem and is carried out in a complex interaction of the student's personality, in the whole variety of its individual psychological properties, with environmental conditions that can have both positive and negative effects on the student's value system. The modern system of higher education needs a comprehensive, adequate to the realities of today, a program for the formation of a healthy lifestyle of students. It is necessary during training at the university to create a need and motivation for maintaining and strengthening health, for maintaining a healthy lifestyle, often using health-saving technologies during training.

Key words: formation, healthy lifestyle, psychological factors, motivation, worldview, need.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

I . Amosov N. M. Razdum'ya o zdorov'ye. [Thinking about Health] 3-ye izd. ,

dop . i pererab . Moscow: Fizkul'tura i sport [Physical Education and Sport], 1987. 64 p .

2. Andrushchakevich A. A . , Smirnov V . P . Aktual'nyye problemy formirovaniya dukhovno-nravstvennoy lichnosti [Actual problems of formation of spiritual and moral personality] N . Novgorod: Dyatlovy gory, 2013. 94 p .

3 . Babushkina I . O . Psikhologicheskoye soprovozhdeniye zdorovogo obraza zhizni studentov pedagogicheskikh spetsial'nostey [Psychological support of healthy way of life of students of pedagogical specialties] Diss.... kand. psikhol . nauk Moscow, 2011 228 p

4. Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti : uchebnik [Safety of life : textbook] (ed. ) P . L Kolesnichenko [et al], Moscow: GEOTAR-Media, 2017. 544 p .

5. Garkusha N . S . Vospitaniye kul'tury zdorov'ya shkol'nikov: psikhologicheskiy aspect [Education of a culture of health of schoolchildren: Psychological aspect] Diskussiya, [Discussion], 2014. № 1 (42). pp. 104-107.

6. Dymova A. V. Psikhologicheskaya kul'tura i psikhologicheskoye zdorov'ye lichnosti v informatsionnom obshchestve [Psychological culture and psychological health of the individual in an information society] Molodoy uchenyy [Young scientist] 2016 . №27 . 1 . pp . 17-18 .

7 Karaseva T V, Loshchakov A M Osnovy meditsinskikh znaniy i zdorovogo obraza zhizni : ucheb posobiye dlya studentov pedagogicheskikh spetsial'nostey [Basic medical knowledge and healthy lifestyle : textbook for students of pedagogical specialties] Shuya : Vest', 2008. 144 p .

8 . Karoyan A. A. , Dymova I . A. , Pashkova I. A. Garmonizatsiya lichnosti i kul'tura

zdorov'ya v sfere rossiyskogo obrazovaniya [Harmonization of personality and health culture in the sphere of Russian education] Sovremennyye naukoyomkiye tekhnologii [Modern high-tech technologies] 2017 № 1 pp 104-108

9 . Loshchakov A. M. Problemy formirovaniya zdorovogo obraza zhizni

budushchego pedagoga [Problems of formation of healthy way of life of the future teacher] Vestnik Ivanovskoy gosudarstvennoy meditsinskoy akademii [Bulletin of the Ivanovo State Medical Academy] Nauchno-metodicheskiy zhurnal Tom 17 № 4 Ivanovo, 2012 pp 5-7

10. Lyakh M . V . Vidy motivov uchebno-professional'noy deyatel'nosti, ikh razvitiye v studencheskom vozraste [Types of motives of educational and professional activity, their development in student age] avtoref diss kandid psikhol nauk Moscow, 2012 24 p

II . Platonov K. K. Struktura i razvitiye lichnosti [Structure and development of

the individual] Moscow: Publ Nauka, 1986 pp 122-141

12. Pravdina L. R. , Vasil'yeva O. S. Psikhologiya zdorov'ya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti [Health psychology and life safety] Severo-Kavkazskiy

psikhologicheskiy vestn . [North Caucasus psychological Bulletin] 2013, № 11-1 . pp. 39-43.

13. Psikhologo-pedagogicheskiye aspekty effektivnogo obshcheniya v obrazovatel'noy srede [Psychological and pedagogical aspects of effective communication in the educational environment] (ed. ) Ye. L Buslayeva, T. I. Pashukova . Moscow: Publ . MGLU, 2018. 220 p .

14. Psikhologo-pedagogicheskiye osnovaniya formirovaniya kul'tury zdorov'ya studentov klassicheskogo universiteta [Psychological and pedagogical grounds for the formation of a culture of health of students of the classical university] (ed. ) A. M . Loshchakov, T. V. Karaseva. Ivanovo : Publ. PressSto, 2018. 256 p .

15. Formirovaniye motivatsii k zdorovomu obrazu zhizni [Forming motivation for a healthy way of life] (ed ) T. V. Karaseva, S. N. Tolstov, V. A. Tutel'yan i dr . Ivanovo: Publ . PresSto, 2013. 164 p .

16 . Khristidis T . V. Psikhologo-pedagogicheskoye soprovozhdeniye studentov v vuze [Psychological and pedagogical support of students in the university] Vestn . Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts] 2015, № 1 (63). pp . 172-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.