Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / ФОРМИРОВАНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / HEALTH CULTURE / VALUE-MOTIVATIONAL COMPONENT / FORMATION / HEALTHY LIFESTYLE / PSYCHOLOGICAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лощаков Александр Михайлович

Введение. В условиях негативных социокультурных процессов, происходящих в нашем обществе, возрастает потребность личности и общества в формировании культуры здоровья студентов в системе высшего образования как одного из условий национальной безопасности страны.Цель исследования. Целью исследования было изучение формирования ценностно-мотивационного компонента культуры здоровья студентов вуза.Методика и организация исследования. Психолого-педагогический эксперимент по внедрению модели формирования культуры здоровья студентов проводился со студентами факультета физической культуры Шуйского филиала Ивановского государственного университета. Было выделено две группы: экспериментальная и контрольная. Объем выборки в каждой группе составил по 37 обучающихся. В процессе исследования был использован комплекс взаимосвязанных методов: теоретические (аналитическое исследование психолого-педагогической литературы по проблеме, теоретическое моделирование образа культуры здоровья студентов вуза); эмпирические (психолого-педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование ценностно-мотивационных характеристик личности, отражающих культуру здоровья); математико-статистические методы.Результаты исследования и их обсуждение. Эффективность реализации модели проверена на основании анализа результатов формирования компонентов культуры здоровья студентов экспериментальной и контрольной групп. Приведено авторское определение психологического понятия «культура здоровья студентов вуза», которое уточнено в процессе проведения эксперимента, показаны его основные структурные компоненты. Установлено содержание ценностно-мотивационного компонента культуры здоровья студентов вуза.Выводы. Ценностно-мотивационный компонент является ведущим среди структурных компонентов культуры здоровья студентов вуза. Оценка эффективности формирования ценностно-мотивационного компонента культуры здоровья студентов вуза выявила положительные статистически значимые изменения высокого уровнях данного компонента в экспериментальной группе после проведения эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VALUE-MOTIVATIONAL COMPONENT OF STUDENTS HEALTH CULTURE

Introduction. In the face of negative sociocultural processes taking place in our society, the need of the individual and society for the formation of the students' health culture in the higher education system as one of the conditions of the country's national security is growing.The purpose of the study. The aim of the study was to study the formation of the value-motivational component of the health culture of university students.The methodology and organization of the study. A psychological and pedagogical experiment to introduce a model for the formation of a student’s health culture was conducted with students of Ivanovo State University. Two groups were identified: experimental and control. The sample size in each group was 37 students. In the research process, a set of interconnected methods was used: theoretical (an analytical study of the psychological and pedagogical literature on the problem, theoretical modeling of the health culture of university students); empirical (psychological and pedagogical observation, questionnaires, survey, testing of value-motivational characteristics of the personality, reflecting the health culture); mathematical and statistical methods.Research results and discussion. The effectiveness of the implementation of the model was tested based on the analysis of the results of the formation of the components of the health culture of students of the experimental and control groups. The author’s definition of the psychological concept “health culture of university students” is given, which was refined during the experiment, its main structural components are shown. The content of the value-motivational component of the health culture of university students has been established.Conclusions. The value-motivational component is the leading among the structural components of the university students 'health culture. The evaluation of the effectiveness of the formation of the value-motivational component of the university students' health culture revealed positive statistically significant changes in the high levels of this component in the experimental group after the experiment.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ»

3. Гусев, А.В. Повышение эффективности формирования культуры здорового образа жизни студентов / А.В. Гусев, В.И. Шарагин // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. - 2017. - № 2. - С. 140-147.

4. Иванов, В.С. Социально-психологическая адаптация к профессиональной деятельности / В.С. Иванов // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2016. - Т. 7, № 1. - С. 171-175.

5. Исследование мотивации учебной деятельности студентов социального вуза / Н.В. Белякова, А.В. Романова, В.Ю. Карпов, Д.А. Иванов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 402-407.

6. Физическая культура и спорт в формировании психологической устойчивости студентов к экстремальным ситуациям / О.Н. Логинов, А.Л. Волобуев, В.Ю. Карпов, А.В. Романова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 144-149.

REFERENCES

1. Averchenko, L.K. and Klimova, T.V. (2015), "Emotional intelligence of the leader as administrative competence", Innovative tendencies of development of human resource management: education and practice, materials of the regional scientific-practical conference, Novosibirsk, pp.99-104.

2. Sharagin, V.I., Gribkova, O.V., Romanova, A.V. and Kumantsova, E.S. (2019), "Interrelation of indicators of educational motivation of students to classes in physical culture in the conditions of psychological safety of the educational environment of higher education institution", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 171, No. 5, pp. 470-476.

3. Gusev, A.V. and Sharagin, V.I. (2017), "Improving the effectiveness of the formation of a culture of a healthy lifestyle of students", News of Tula State University. Pedagogy, No.2, pp.140-147.

4. Ivanov, V.S. (2016), "Social and psychological adaptation to professional activity", MID (Modernization. Innovation. Development.), Vol. 7, No.1, pp. 171-175.

5. Belyakova, N.V., Romanova, A.V., Karpov, V.Yu. and Ivanov, D.A. (2019) "Research of motivation of educational activity of students of social higher education institution", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 176, No. 10, pp. 402-407.

6. Loginov, O.N., Volobuev, A.L., Karpov, V.Yu. and Romanova, A.V. (2015) "Physical culture and sport in formation of psychological stability of students to extreme situations", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 144-149.

Контактная информация: vu2014@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.05.2020

УДК 159.92

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Александр Михайлович Лощаков, кандидат педагогических наук, доцент, Ивановская государственная медицинская академия

Аннотация

Введение. В условиях негативных социокультурных процессов, происходящих в нашем обществе, возрастает потребность личности и общества в формировании культуры здоровья студентов в системе высшего образования как одного из условий национальной безопасности страны.

Цель исследования. Целью исследования было изучение формирования ценностно-мотивационного компонента культуры здоровья студентов вуза.

Методика и организация исследования. Психолого-педагогический эксперимент по внедрению модели формирования культуры здоровья студентов проводился со студентами факультета физической культуры Шуйского филиала Ивановского государственного университета. Было выделено две группы: экспериментальная и контрольная. Объем выборки в каждой группе составил по 37 обучающихся. В процессе исследования был использован комплекс взаимосвязанных методов: теоретические (аналитическое исследование психолого-педагогической литературы по проблеме, теоретическое моделирование образа культуры здоровья студентов вуза); эмпирические (психолого-педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование ценностно-мотивационных ха-

рактеристик личности, отражающих культуру здоровья); математико-статистические методы.

Результаты исследования и их обсуждение. Эффективность реализации модели проверена на основании анализа результатов формирования компонентов культуры здоровья студентов экспериментальной и контрольной групп. Приведено авторское определение психологического понятия «культура здоровья студентов вуза», которое уточнено в процессе проведения эксперимента, показаны его основные структурные компоненты. Установлено содержание ценностно-мотивационного компонента культуры здоровья студентов вуза.

Выводы. Ценностно-мотивационный компонент является ведущим среди структурных компонентов культуры здоровья студентов вуза. Оценка эффективности формирования ценностно-мотивационного компонента культуры здоровья студентов вуза выявила положительные статистически значимые изменения высокого уровнях данного компонента в экспериментальной группе после проведения эксперимента.

Ключевые слова: культура здоровья, ценностно-мотивационный компонент, формирование, здоровый образ жизни, психологическая готовность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p521-525

FORMATION OF VALUE-MOTIVATIONAL COMPONENT OF STUDENTS

HEALTH CULTURE

Alexander Mikhailovich Loshchakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Ivanovo State Medical Academy

Abstract

Introduction. In the face of negative sociocultural processes taking place in our society, the need of the individual and society for the formation of the students' health culture in the higher education system as one of the conditions of the country's national security is growing.

The purpose of the study. The aim of the study was to study the formation of the value-motivational component of the health culture of university students.

The methodology and organization of the study. A psychological and pedagogical experiment to introduce a model for the formation of a student's health culture was conducted with students of Ivanovo State University. Two groups were identified: experimental and control. The sample size in each group was 37 students. In the research process, a set of interconnected methods was used: theoretical (an analytical study of the psychological and pedagogical literature on the problem, theoretical modeling of the health culture of university students); empirical (psychological and pedagogical observation, questionnaires, survey, testing of value-motivational characteristics of the personality, reflecting the health culture); mathematical and statistical methods.

Research results and discussion. The effectiveness of the implementation of the model was tested based on the analysis of the results of the formation of the components of the health culture of students of the experimental and control groups. The author's definition of the psychological concept "health culture of university students" is given, which was refined during the experiment, its main structural components are shown. The content of the value-motivational component of the health culture of university students has been established.

Conclusions. The value-motivational component is the leading among the structural components of the university students 'health culture. The evaluation of the effectiveness of the formation of the value-motivational component of the university students' health culture revealed positive statistically significant changes in the high levels of this component in the experimental group after the experiment.

Keywords: health culture, value-motivational component, formation, healthy lifestyle, psychological readiness.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальная и насущная потребность граждан России в улучшении своего здоровья, развитии здорового образа жизни, уменьшении проявлений девиантного поведения выдвигает проблему поиска новых методов и способов формирования культуры здоровья. В первую очередь это относится к обучающейся молодежи. Современные старшеклассники, окончив общеобразовательную школу приходят в высшее учебное заведение с

установившимся, зачастую не здоровым образом жизни. Поэтому к традиционным задачам высшего образования должна прибавляться такая задача, как «установление в учебно-воспитательном процессе позитивных условий для формирования культуры здоровья обучающихся» [1, с. 49]. Студенты не только сами должны быть здоровыми, но и нести здоровьесберегаюшие знания окружающим, быть примером поведения, способствующего сохранению и укреплению здоровья.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На основании эмпирического исследования и практического опыта работы в системе высшего образования мы определяем культуру здоровья студента вуза как «инте-гративное качество личности, которое отражает опыт его жизнедеятельности в сфере здорового образа жизни в сочетании с психологической готовностью к реализации данного опыта на практике» [3, с. 93]. Структура психологического понятия «культура здоровья студентов вуза» включает такие структурные компоненты, как ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный, креативный, рефлексивный. Указанные структурные компоненты отражают психологическую готовность к реализации опыта жизнедеятельности на практике и соответствуют основным направлениям формирования культуры здоровья студентов вуза.

Обучающиеся высших учебных заведений - это организованная социальная группа российского общества. Её отличительной чертой является периодичность окончания вуза, «начало при этом самостоятельной жизни и стремительная интеграция в состав экономически активного населения». Вместе с этим новые бакалавры, магистры, специалисты - это особенно инициативные, энергичные, деятельные участники общественной жизни. Поэтому государственно-правовое, социальное, экономическое, научно-культурное развитие российского общества по большей части «зависит от тех ценностей, мотивов, установок, которые обучающиеся усвоили в вузах» [3, с. 123]. По нашему мнению, ценностно-мотивационный компонент - это ведущий структурный компонент культуры здоровья обучающихся высших учебных заведений.

Мы провели углубленный анализ ценностно-мотивационного компонента культуры здоровья студентов до и после эксперимента в экспериментальной и контрольной группе.

70 -1 63,61

60 50 40 30 20 10 0

42,81

48,96

32,90

8,25

3,53

Высокий

□До эксперимента □ После эксперимента

Низкий

Рисунок 1 - Динамика ценностно-мотивационного компонента культуры здоровья студентов экспериментальной группы до и после эксперимента

В целом формирование ценностно-мотивационного компонента в экспериментальной группе (рисунок 1) показало, что до проведения эксперимента обучающихся с высоким, средним и низким уровнями указанного компонента было соответственно 42,81%, 48,96% и 8,25%. После эксперимента процентное соотношение компонента составило 63,61%, 32,9% и 3,53% соответственно. Мы добились достоверного увеличения высокого уровня данного компонента (1=3,06; р<0,05).

60 50 40 30 20 10 0

49,58

47,71

42,54

46,80

9,49

3,82

Высокий Средний

□ До эксперимента □ После эксперимента

Низкий

Рисунок 2 - Динамика ценностно-мотивационного компонента культуры здоровья студентов контрольной

группы до и после эксперимента

В контрольной группе в целом оценка ценностно-мотивационного компонента (рисунок 2) показала, что до проведения экспериментального исследования обучающихся с высоким, средним и низким уровнями было 42,54%, 47,71% и 9,49%.

После проведения эксперимента их процентное соотношение составило соответственно 49,58%, 46,6% и 3,82%. Увеличение показателей высокого уровня по критерию Стьюдента недостоверно (1=0,97; р>0,05).

На рисунке 3 показано сопоставление показателей результатов экспериментального исследования ценностно-мотивационного компонента культуры здоровья, высокого уровня, в экспериментальной и контрольной группе. При этом показатели ценностно-мотивационного компонента, высокого уровня, в экспериментальной и контрольной группе на стартовом этапе (целеполагание) не содержали существенных отличий (42,81% в экспериментальной и 42,54% в контрольной группе). На контрольном этапе (целе-утверждение) полученные показатели в экспериментальной группе достоверно выше по сравнению с контрольной группой (63,61% и 49,58% соответственно, 1=2,01; р<0,05).

70 60 50 40 30 20 10 0

63,81

42,54

49,58

□ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа римента

Рисунок 3 - Сравнение данных ценностно-мотивационного компонента культуры здоровья студентов, высокого уровня, в экспериментальной и контрольной группе в динамике эксперимента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование культуры здоровья студентов вуза - это целенаправленный, системный, психологически и педагогически управляемый процесс приобщения студентов к ценностям здоровья, приобретения ими качеств личности по развитию знаний, умений, навыков сохранения и укрепления здоровья, который осуществляется в специально организованной сберегающей здоровье информационно-образовательной среде, «обеспечивающей становление его как индивида, личности и субъекта образовательной деятельности» [2, с. 15]. Любой обучающийся - это личность, которая способна формироваться, совершенствоваться, раскрывать собственное выражение только в деятельности. Но деятельность всегда нацелена должной мотивацией, поэтому мотивы оказываются базисом

целеустремленной деятельности каждой личности. Мотивы наводят студента на целеоб-разование, а цель, в свою очередь, координирует и определяет прочную деятельность студента на достижение желаемого эффекта и детерминирует возникновение устойчивой потребности в самореализации.

Первоначально импульсы должны распространять руководство высшего учебного заведения, наиболее успешные представители профессорско-преподавательского состава, близкие люди и др. Подобные позитивные побуждения являются стартовым толчком для личности и порождают в ней потребности, порождают мотивы, цели, прочные ценностные здоровьесохраняющие и здоровьеукрепляющие ориентации. В учебно-воспитательном процессе, с течением времени, подобные здоровьесберегаюшие ценностные ориентации и свойства личности, начинают доминировать и, поэтому, могут быть «использованы в качестве ресурса сохраняющей здоровье разумной активности» [5, с. 818]. Поэтому формированию ценностно-мотивационного компонента нами уделено повышенное внимание. В процессе учебно-воспитательного процесса у преобладающего большинства обучающихся вуза удалось достигнуть положительной динамики ценност-но-мотивационного компонента культуры здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галынская, Е.Н. Формирование культуры здоровья обучающихся / Е.Н. Галынская, Э.М. Казин, Л.А. Богданова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2015. - № 1 (17).

- С. 47-52.

2. Гилазиева, С.Р. К вопросу формирования культуры здоровья обучающихся в процессе образования в вузе / С.Р. Гилазиева, Н.С. Шумилина, В.С. Симоненков // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2016. - № 10 (198). - С. 13-18.

3. Лощаков, А.М. Психолого-педагогическое сопровождение гармонизации межнациональных отношений студентов в структуре курса «Безопасность жизнедеятельности» / А.М. Лощаков // Вестник Костромского государственного университета. Серия : Педагогика. Психология. Со-циокинетика. -2019. - № 2. - С. 123-126.

4. Лощаков, А. М. Психолого-педагогические основания формирования культуры здоровья студентов классического университета / А.М. Лощаков, Т.В. Карасева. - Иваново : ПрессСто, 2018.

- 256 с.

5. Самарин, А.В. Теоретическая модель формирования здорового образа жизни студенческой молодежи в дискурсе культуры здоровья / А.В. Самарин, Л. Л. Мехришвили // Здоровье и образование в XXI веке. - 2016. - Т. 18, № 2. - С. 816-820.

REFERENCES

1. Galynskaya, E.N., Kazin, E.M. and Bogdanova, L.A. (2015), "The formation of a culture of student health", Professional education in Russia and abroad, No. 1 (17), pp. 47-52.

2. Gilaziev, S.R., Shumilina, N.S. and Simonenkov V.S. (2016), "On the issue of the formation of a health culture of students in the educational process at the university", Bulletin of the Orenburg State University, No. 10 (198), pp. 13-18.

3. Loschakov, A.M. (2019), "Psychological and pedagogical support of harmonization of inter-ethnic relations of students in the structure of the course "Life Safety", Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, No. 2, pp. 123-126.

4. Loshchakov, А.М. and Karaseva, T.V. (2018), Psychological and pedagogical foundations of the formation of a health culture of students of a classical university, PressSto, Ivanovo

5. Samarin, A.V. and Mehrishvili, L.L. (2016), "A theoretical model for the formation of a healthy lifestyle of student youth in the discourse of a health culture", Health and Education in the XXI Century, Vol. 18. No. 2, pp. 816-820.

Контактная информация: loschakovam@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 28.04.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.