Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ИССЛЕДОВАНИЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
68
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / АНКЕТИРОВАНИЕ / САМООЦЕНКА / КУРЕНИЕ / АЛКОГОЛЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лощаков А.М., Ухова Т.В.

В статье рассматриваются результаты, полученные методом анонимного анкетирования студентов 1-3 курса Ивановского государственного университета по вопросам аддиктивного поведения в студенческой среде. Представлены данные о распространенности аддикций и вредных привычек среди обучающихся провинциального классического университета. Показана актуальность проблемы аддиктивного поведения в настоящее время и сделаны выводы о необходимости комплексной работы по профилактике такого поведения в студенческой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лощаков А.М., Ухова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF ADDICTIVE BEHAVIOR OF CLASSICAL UNIVERSITY STUDENTS

The article deals with the results obtained by the method of anonymous questioning of 1-3 year students of Ivanovo State University on the issues of addictive behavior among students. Data on the prevalence of addictions and bad habits among students of a provincial classical university are presented. The relevance of the problem of addictive behavior at the present time is shown and conclusions are drawn about the need for comprehensive work to prevent such behavior among students.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Контактная информация: loschakovam@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 20.03.2023

УДК 159.92

ИССЛЕДОВАНИЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Александр Михайлович Лощаков, кандидат педагогических наук, доцент, Ивановская государственная медицинская академия, Иваново; Татьяна Викторовна Ухова, аспирант, Ивановский государственный университет, Иваново

Аннотация

В статье рассматриваются результаты, полученные методом анонимного анкетирования студентов 1-3 курса Ивановского государственного университета по вопросам аддиктивного поведения в студенческой среде. Представлены данные о распространенности аддикций и вредных привычек среди обучающихся провинциального классического университета. Показана актуальность проблемы аддиктивного поведения в настоящее время и сделаны выводы о необходимости комплексной работы по профилактике такого поведения в студенческой среде.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, обучающийся, анкетирование, самооценка, курение, алкоголь.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.03.p597-601

STUDY OF ADDICTIVE BEHAVIOR OF CLASSICAL UNIVERSITY STUDENTS

Alexander Mikhailovich Loshchakov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Ivanovo State Medical Academy, Ivanovo; Tatyana Viktorovna Ukhova, the post-graduate student, Ivanovo State University, Ivanovo

Abstract

The article deals with the results obtained by the method of anonymous questioning of 1-3 year students of Ivanovo State University on the issues of addictive behavior among students. Data on the prevalence of addictions and bad habits among students of a provincial classical university are presented. The relevance of the problem of addictive behavior at the present time is shown and conclusions are drawn about the need for comprehensive work to prevent such behavior among students.

Keywords: addictive behavior, student, questioning, self-assessment, smoking, alcohol

ВВЕДЕНИЕ

Проблема аддиктивного поведения в социуме нашего времени является актуальной и относится к наиболее трудноразрешимым проблемам. Любое социальное общество хочет иметь в своем составе здоровых индивидов, характеризующихся достаточным здоровьем, хорошим образованием, трудолюбивых, стремящихся к сохранению и улучшению этого общества. Но, к сожалению, эта идеальная цель пока не была достигнута ни одним социальным обществом. В реальной жизни подавляющее количество населения испытывает те или иные трудности, преодолевая которые люди подвержены агрессии, фрустрации и различным аддикциям. Иногда проблемы возникают в достаточно зрелом возрасте, но зачастую имеют корни из нарушений школьных и внутрисемейных отношений [1]. Поиск выхода из таких негативных ситуаций, приводит к желанию отвлечься от повседневности, забыть все нехорошее, успокоиться. Такими адекватными выходами становятся внутренние установки на труд, на занятие физическими упражнениями, на различные хобби и увлечения, а также помощь друзей, родственников, коллег по работе или учебе.

Обучающиеся вузов как одна из передовых составных частей любого современного социума испытывает такие же проблемы, как и все общество. Ища выходы из возможных

негативных ситуаций, желая обрести психологический комфорт, они иногда находят негативные способы преодолеть возникшие проблемы. Эти способы из, казалось бы, временных иногда превращаются в повседневные, не уходят, а выходят на первый план в жизни обучающихся, становясь основой возникновения аддиктивного поведения. Если такие проявления как наркомания, токсикомания, алкоголизм в какой то мере контролируются нашими правоохранительными органами, то трудоголизм, компьютерная зависимость, иг-романия, шопоголизм, психогенное переедание, разнообразные формы фанатизма, распространенные среди студенчества, остаются мало контролируемыми [2].

Не подлежит сомнению факт необходимости профилактики аддиктивного поведения среди студентов вузов, разработки коррекционных мероприятий в случае выявления такого поведения. Нередки смены аддикций, например отказ от курения влечет переедание и далее ожирение.

Разработка любых профилактических мероприятий должна начинаться с диагностики, поэтому нами проведено анонимное анкетирование студентов Ивановского государственного университета по вопросам аддиктивного поведения в студенческой среде.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Целью нашего исследования являлась диагностика имеющихся вариантов аддиктив-ного поведения у студентов по данным анонимного анкетирования, в частности проверялись подверженность аддикции, уровень знаний о ней, степень важности отказа от аддик-ции, готовность к действию и умение действовать для отказа от существующей аддикции. Респондентами в нашем исследовании выступали студенты 1-3 курсов ИвГУ таких направлений подготовки как «Психология», «Психолого-педагогическое образование», «История», «Филология», «Математика», «Физическая культура». Всего в исследовании принимало участие 96 человек (38 мужского и 58 женского пола).

Самооценка студентов методом анонимного анкетирования - это относительно быстрый, экономный и практичный метод, хотя выявленные им показатели не всегда точны. К позитивной характеристике анонимного анкетирования можно отнести то, что такой метод наглядно показывает способность обучающихся к самооценке, самоанализу, самоконтролю, совершенствование которых также является одной из задач профилактики аддиктивного поведения, развития здорового образа жизни и формирования культуры здоровья.

Спецификой образа жизни молодого поколения вот уже несколько десятков лет стало их увлечение курением табака. На рисунке 1 приведены данные анонимного анкетирования обучающихся по вопросам отказа от курения.

100 и-^-919-893-588-

80

60

40

20

0

4,1

9,1

4,5

3,6

7,1

3,6

7,6

3,6

% Уровень знаний Степень важности Готовность к действию Умение действовать

■ Низкая степень ■ Средняя степень ■ Высокая степень

Рисунок 1 - Данные анонимного анкетирования обучающихся 1-3 курсов ИвГУ по вопросам отказа от курения

Рассматривая вопрос о курении, мы получили данные о том, что курит 23,96% респондентов, то есть практически каждый четвертый. Среди лиц мужского пола этот

показатель составляет 42,1%, среди лиц женского пола - 12,07%. Большинство из курящих студентов считают необходимым со временем избавиться от этой вредной привычки (86,9%). При этом некурящие часто высказывали претензии, что являются пассивными курильщиками и не могут изменить эту ситуацию. То есть вопросы курения касаются практически каждого обучающегося. Согласно представленным данным, подавляющее большинство опрошенных студентов знают о негативных последствиях курения (86,8%), считают этот вопрос важным (91,9%), высказывают готовность бороться с этим негативным явлением (89,3%) и признают наличие у себя умения вести борьбу с курением (88,8%).

Следующим вопросом была проблема употребления алкоголя студентами. При этом допустимым считалось «умеренное» употребление алкоголя, а не абсолютный отказ от него. Не признавались «умеренными» ежедневные выпивки, выпивки «просто так», «от скуки», «за компанию». На рисунке 2 приведены данные по частоте употребления алкоголя студентами 1-3 курсов ИвГУ

_ Не пробовали;

,1%

Несколько раз в неделю; 3,4%

Ежедневно; 1,2%

Несколько раз

месяц; 62,7% 1-2 раза в неделю;

8,6%

Рисунок 2 - Частота употребления алкоголя по самооценке студентов ИвГУ

По данным самообследования практически половина (48,9%) респондентов считают, что «умеренное» употребление алкоголя не наносит вреда здоровью. Необходимо подчеркнуть, что, по данным анкетирования, чаще всего вредные привычки курение табака и неумеренное употребление алкоголя связаны друг с другом [1].

Проблема употребления наркотических средств также стоит остро среди нашей учащейся молодежи. По данным анкетирования только 11,5% студентов указали, что хотя бы один раз принимали наркотики. При этом ни один не указал, что принимает наркотические препараты постоянно. Подавляющее большинство обучающихся, более 95% по данным самооценки, знают о негативных последствиях приема наркотиков, признают важность этой проблемы, имеют желание и готовы с ней бороться. Умение бороться с этой проблемой высказали лишь 72,3% респондентов.

Имели добрачные сексуальные контакты, по данным анонимного анкетирования, 56,3% студентов 1-3 курса. При этом каждый третий (32,3%) указал, что первый половой контакт был еще до поступления в вуз, то есть в школе или в среднем специальном учебном заведении. Подавляющее большинство студентов являются противниками беспорядочной половой жизни, что демонстрируют их ответы (рисунок 3).

Согласно мнению студентов, знают о негативных последствия беспорядочной половой жизни 80,3% респондентов, а 87,3% обучающихся считают этот вопрос важным для себя. Не готовы вести беспорядочную половую жизнь 88,3% студентов, при этом 90,4% соотносят собственные действия с реальными жизненными ситуациями таким образом, чтобы предотвращать беспорядочную половую жизнь как у себя, так и у своих друзей (подруг).

Настоящим современным бедствием среди молодежи является Интернет-зависимость и компьютерные игры. Более половины проанкетированных студентов (63,6%)

достают мобильный телефон на занятии для общения в социальных сетях, причем треть обучающихся (34,4%) делают это постоянно и неоднократно, несмотря на замечания преподавателей. Занимаются просмотром различного видеоконтента или играют в Интернет-игры во время проведения занятия в вузе почти каждый десятый студент (9,4%).

90,4

100 80 60 40 20 0

% Уровень знаний Степень важности Готовность к действию Умение действовать

■ Низкая степень ■ Средняя степень ■ Высокая степень

Рисунок 3 - Данные анонимного анкетирования обучающихся 1-3 курсов ИвГУ по вопросам отказа от беспорядочной половой жизни

В свободное от учебы время все 100% респондентов указали, что пользуются социальными сетями, смотрят видеоконтент или играют в игры, причем 69,8% уделяют этому процессу несколько часов в день. Студенты отмечают, что, выходы в Интернет осуществляются преимущественно вечером, вследствие чего отход ко сну затягивается, продолжительность ночного отдыха сокращается, что приводит к десинхронозам, расстройствам здоровья и снижении успеваемости в вузе.

Межу тем большинство обучающихся хорошо осведомлены в вопросах компьютерной зависимости, о негативных последствиях для себя и считают это важным для своего здоровья. На это указали 75,4% обучающихся. Почти треть студентов (31,6%) не готовы что-то делать для отказа от Интернет-зависимости, а 24,1% указали, что не знают, как бороться с этой зависимостью.

Постоянное употребление в своей речи ненормативной лексики отмечают 19,8% студентов, причем для лиц мужского пола это 42,1%, а для лиц женского пола это 5,2%. Все эти студенты указали, что им приходится сдерживать себя при разговорах со сверстниками в присутствии преподавателя. Подавляющее большинство лиц мужского пола (86,8%) и практически треть лиц женского пола (31,1%) не обращают внимание на то, если в их компании кто-то постоянно употребляет нецензурные выражения. При этом 78,9% респондентов считают, что ненормативная лексика - это неправильная форма выражения своих мыслей. Однако готовы делать замечания и стремятся как-то предотвратить подобные выражения только 15,6% студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проводя анализ студенческих анкет, мы можем утверждать о распространенности аддиктивного поведения среди обучающейся молодежи. Необходимо применение комплекса мер по профилактике такого поведения, включающая создание активной благоприятной здоровьесберегающей среды в вузе [3]. Нужно чтоб студенты в такой среде научились принимать жизненно важные решения, противостояли стрессу и внешним угрозам, используя сохраняющие здоровье методы, технологии, способы. Нужно сформировать за время учебы такое мировоззрение, которое не допускает аддикций, не провозглашает удовольствие как самоцель жизни, не допускает ухода человека в виртуальный мир компьютерных игр и социальных сетей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жукова М.В. Аддиктивное поведение детей как следствие нарушения системы внутрисемейных отношений / М.В. Жукова, К.И. Шишкина // Ученые записки университета имени П.Ф.

0,3

87,3

9,6

~9Х

3,6

7,1

4,6

5,5

4,1

Лесгафта. -2018.- № 4 (158). -С. 391-395

2. Карасева Т.В. Целостный подход к формированию личности безопасного типа в системе высшего образования / Т.В. Карасева, А.М. Лощаков // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2022. - № 3 (166). - С. 19-24

3. Павлова И.В. Профилактика аддиктивного поведения студенческой молодежи в вузе / И.В. Павлова, Е.В. Герман, В.Б. Антипин // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2013. - № 3 (54). - С. 46-49.

REFERENCES

1. Zhukova, M.V. and Shishkina, K.I. (2018), "Addictive behavior of children as a consequence of a violation of the system of intra-family relations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (158), pp. 391-395

2. Karaseva, T. V. and Loshchakov, A.M. (2022), "A holistic approach to the formation of a safetype personality in the system of higher education ", Bulletin of the Volgograd State Pedagogical University, No. 3 (166), pp. 19-24

3. Pavlova, I.V., German, E.V. and Antipin, V.B. (2013) "Prevention of addictive behavior of students at the university", Psychopedagogy in law enforcement agencies, No. 3 (54), pp. 46-49.

Контактная информация: loschakovam@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 20.03.2023

УДК 159.9.072:796.82

МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ПРОАКТИВНОСТЬ БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ

Иван Юрьевич Мальцев, старший преподаватель, Военно-космическая академия им.

А.Ф. Можайского, Санкт-Петербург

Аннотация

Современные условия подготовки борцов требуют учета индивидуально-психологических особенностей спортсменов. Цель статьи: рассмотреть психологическое благополучие и проактив-ность борцов греко-римского стиля в зависимости от проявления мотивации достижения успеха. Обнаружены особенности проактивного совладания спортсменов в зависимости от психологического благополучия и мотивации, намечены способы совершенствования тактико-технической и физической подготовки борцов греко-римского стиля. Практическая значимость - предложены рекомендации по организации тренировочного процесса с учетом личностных особенностей борцов.

Ключевые слова: греко-римская борьба, мотивация успеха, проактивное совладающее поведение, психологическое благополучие.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.03.p601-605

MOTIVATION TO SUCCEED, PSYCHOLOGICAL WELL-BEING AND PROACTIVITY OF GRECO-ROMAN STYLE WRESTLERS

Ivan Yuryevich Maltsev, the senior teacher, Mozhaisky Military Space Academy, St. Petersburg

Abstract

Modern conditions for the training of wrestlers require taking into account the individual psychological characteristics of athletes. The purpose of the article: to consider the psychological well-being and proactivity of Greco-Roman wrestlers depending on the manifestation of motivation to achieve success. The features of proactive coping of athletes depending on psychological well-being and motivation are revealed, ways of improving the tactical, technical and physical training of Greco-Roman style wrestlers are outlined. Practical significance - recommendations on the organization of the training process, taking into account the personal characteristics of the wrestlers, are proposed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.