Научная статья на тему 'Здоровьесберегающая деятельность ДОУ – основа формирования здорового образа жизни'

Здоровьесберегающая деятельность ДОУ – основа формирования здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипова Д. Д., Исмаилова М. А., Шахмурова Г. А.

В работе рассмотрены вопросы гармоничного развития поколения на основе здоровьесберегющей деятельности ДОУ в контексте формирования здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающая деятельность ДОУ – основа формирования здорового образа жизни»

2. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни / П.А. Виноградов. - М., 1990.

3. Визитей Н.Н. Образ жизни. Спорт. Личность / Н.Н. Визитей. - Ки-шенев, 1980.

4. Воложин А.И. Путь к здоровью / А.И. Воложин, Ю.К. Субботин, С.Я. Чикин. - М., 1987.

5. Жолдак В.И. Социология физической культуры и спорта: Кн. I. / В.И. Жолдак. - М., 1992.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ -ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

© Шарипова Д.Д.*, Исмаилова М.А.*, Шахмурова Г.А.*

Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, Республика Узбекистан, г. Ташкент Ташкентский педиатрический медицинский институт, Республика Узбекистан, г. Ташкент

В работе рассмотрены вопросы гармоничного развития поколения на основе здоровьесберегющей деятельности ДОУ в контексте формирования здорового образа жизни.

Принятая в республике «Национальная программа по подготовке кадров» поставила большие задачи перед работниками дошкольных учреждений, которые призваны заложить основы здоровья и гармонического развития личности ребенка, определив необходимость решения следующих задач:

- обеспечить охрану и укрепление здоровья детей на основе совершенствования его физического развития, повышения иммунитета к воздействию различных факторов среды, улучшения физической и умственной работоспособности;

- формировать у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки;

- воспитать у детей физическую культуру и потребность в здоровом образе жизни (ЗОЖ) [1].

Государственная программа «Год гармонично развитого поколения» (2010 г.) в числе актуальных задач назвала дальнейшее усиление мер по

* Профессор кафедры «Зоология, анатомия и физиология» Ташкентского государственного педагогического университета им. Низами, доктор педагогических наук.

* Доцент Ташкентского педиатрического медицинского института, кандидат медицинских наук.

" Заведующий кафедрой «Зоология, анатомия и физиология» Ташкентского государственного педагогического университета им. Низами, кандидат биологических наук, доцент.

формированию здорового поколения на основе последовательной реализации программы «Здоровая мать - здоровый ребенок», усиление разъяснительной и консультативной работы среди населения по вопросам, связанных с рождением и воспитанием здоровых детей.

Вместе с тем акцентуировано внимание на важности последовательного усиления проводимой работы в сфере физического воспитания подрастающего поколении и детского спорта, осуществление комплекса мер по утверждению среди молодежи принципов здорового образа жизни, что имеет немаловажное значение в воспитании, здорового всесторонне развитого поколения начиная с дошкольного возраста [2].

В этой связи следует пояснить, что в широком смысле понятие «здоровье» должно включать такие органические компоненты, как образовательная составляющая, духовное здоровье, моральное устои, нравственные ориентиры. Исходя из этого, необходимо поднять статус дошкольного образовательного учреждения как учреждения, призванного растить психически и физически здоровых граждан, формировать потребность иметь хорошее здоровье.

В контексте этого заслуживает внимания рекомендуемые для ДОУ Республики Узбекистан стандарты развития детей от 0 до 7 лет в такой области как «Физическое развитие, здоровье, культурно-гигиенические навыки».

Эта область, в свою очередь представлена следующими подобластями:

- развитие крупной моторики, включающей такие требования как способность ребенка удерживать в равновесии своё тело, управлять частями тела, двигаться координированно и целенаправленно;

- развитие мелкой моторики, предполагающей наличие способности ребенка контролировать движения рук и пальцев, пользоваться игрушками и другими предметами;

- развитие сенсомоторики, включающей способность регулировать свои движения при помощи органов чувств;

- культурно-гигиенические навыки, предполагающие способность ребенка ухаживать за собой и приобретать культурно-гигиенические навыки.

Последняя подобласть направлена на формирование следующих здо-ровьесберегающих навыков, в частности, у детей 5-7 лет:

- следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически, за чистотой ногтей, ушей, кожи;

- при кашле и чихании закрывать рот и нос платком или салфеткой;

- правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой);

- есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом;

- быстро и правильно одеваться;

- следить за осанкой, предупреждать плоскостопие;

- самостоятельно пользоваться туалетом и соблюдать правила гигиены (смывает воду и моет руки);

- самостоятельно убирать комнату и складывать на место игрушки;

- внимательно поочередно смотреть в стороны дороги и пересекать её вместе со взрослыми;

- осознавать опасные и вредные для здоровья привычки [3].

В выработке этих навыков должны принимать участие педагоги, психологи, медики, логопеды, а также специалисты по физическому воспитанию, которые будучи вооруженными медико-гигиеническими знаниями призваны, с одной стороны, осуществлять деятельность по созданию здо-ровьесберегающих условий образования, а, с другой стороны, реализовы-вать здоровьесберегающее воспитание.

Перед педагогом детского сада, наряду с образовательными задачами, стоит задача - воспитывать ребенка крепким, здоровым и развитым человеком, что может быть обеспечено вооружением здоровьесберегающими знаниями, формированием умений и навыков по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих, что позволит добиться сознательного отношения к гигиеническому поведению в повседневной жизни.

В ходе опытно-педагогической работы нами определено, что эффективность всего процесса гигиенического воспитания дошкольника зависит от соблюдения определенных педагогических условий, под которыми понимаются обстоятельства, возможности, факторы, признаки учебно-воспитательного процесса.

Основываясь на полученных данных в ходе исследования, нами определены педагогические условия, необходимые для осуществления руководства работой по привитию стойких здоровьесберегающих знаний, умений навыков у дошкольников. К ним относятся:

- организация целенаправленной деятельности по привитию гигиенических знаний, умений и навыков у дошкольников;

- медико-педагогическая работа с коллективом работников детских дошкольных учреждений и др.:

- разъяснительная работа среди родителей о важности формирования ЗОЖ у детей.

Основным аспектом нашей работы с коллективом работником ДОУ была организация научно-методической помощи воспитателям.

В ходе экспериментальной работы с воспитателями использовались как традиционные формы работы, (педсовет, открытые мероприятия, консультации, беседы, семинары и др.), так и нетрадиционные, активизирующие творческий потенциал педагога (деловая игра педагогический ринг, дискуссионный клуб, КВН, викторина). Их цель и содержание определяли пути решения проблемы использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.

Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем в области охраны здоровья. Их можно выделить в три группы:

- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей [4].

В частности, в оздоровительных целях на занятиях рекомендуются следующие виды физкультурных пауз: оздоровительные (ноги и руки в движении); гимнастику для глаз; танцевальные; ритмические; физкультурно-спор-тивные; двигательно-речевые; подражательные.

Каждый работник ДОУ призван широко использовать следующие приемы здоровьесберегающих образовательных технологий:

- стимулирующие (закаливание, физические нагрузки, приемы психотерапии и фитотерапии, медикаментозные средства - препараты железа, йода);

- защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);

- компенсаторно-нейтрализирующие (дыхательная оздоровительная, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, массаж, самомассаж, лечебная физкультура, психогимнастика, тренинги и другие);

- информационно-обучающие (плакаты, листовки, брошюры, письма, адресованные детям, их родителям, педагогам и всем специалистам образовательных учреждений).

Внедрение здоровьесберегающих технологий обеспечит не только качество образования с учетом потребности личности, но и создает условия для комфортного пребывания детей в дошкольных учреждениях для развития личности каждого ребенка, его познавательных и созидательных потребностей, сохранения и укрепления здоровья.

Воспитатели ДОУ должны быть хорошо осведомлены о влиянии как комплексных, так и отдельных факторов внешней среды на здоровье и физическое развитие детей дошкольного возраста, что позволит им разработать различные профилактические программы и проводить гигиенические мероприятия, направленные на формирование здоровья и установление приоритетов здорового образа жизни, в частности «Азбука здоровья», сценарии праздников и др.

Последовательное применение вышеназванных видов физкультурно-оздоровительной работы представляет возможность улучшить не только физическое здоровье детей дошкольного возраста, но и предупредить возникновение неврозов у дошкольников, свидетельствующих о наличии психических отклонений у детей. Как известно, процесс психического развития должен опираться на гармоничное соответствие нейрофизических возможностей ребенка требованиям, предъявляемым социальным окружением. В данном случае в связи с поступлением в ДОУ возникают сенсибилизированные условия для психики ребенка.

В этой связи детская нервность чаще всего бывает приобретенной, причиной которой является переутомление, развивающееся вследствие перегрузки ребенка, несоблюдения отдельных режимных моментов дня, дискомфортных образовательных и семейных условий, дурного обращения с детьми, невнимания к их физиологическим нуждам.

Преодоление детской нервности и возникающих различных неврозов может быть достигнуто путем создания психологического комфорта между детьми, воспитателями и родителями, что позволяет преодолеть состояние тревожности у детей, и как следствие, нежелание посещать ДОУ.

На современном этапе развития общества одной из актуальных проблем является научное обоснование, развитие и внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий (ЗСТ) обучения и воспитания.

Дошкольное учреждение призвано реализовать пять основных функций -образовательную, воспитательную, развивающую, здоровье сберегающую и подготовку детей к школе.

В ходе реализации каждой из этих функций педагог чаще неосознанно может нанести непоправимый вред здоровью ребенка, примером этого может быть изучение накопленного в республике опыта по внедрению здо-ровьесберегающей организации занятий с использованием компьютера для дошкольников в детском саду.

Как известно, персональный ЭВМ (ПЭВМ) достаточно интенсивно внедряется в образовательно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений и нашел свое одобрение среди учителей и психологов, у которых сформировалось мнение, что данное новое педагогическое средство позволяет успешно решать задачи общего, интеллектуального развития ребенка.

Педагогическая эффективность занятий зависит от щадящего эмоционального стимулирования, не допускающего перевозбуждения ребенка и обеспечивающего его оптимальную умственную работоспособность. В целях предупреждения общего переутомления ребенка следует учитывать его индивидуальную работоспособность, правильно дозировать объем задания и своевременно переключаться на другие виды деятельности.

Список литературы:

1. Национальная программа по подготовке кадров. - Т., 1998.

2. Государственная программа к «Году гармонично развитого поколения». - Т., 2011.

3. Базовая программа «Болажон», разработанная на основе стандартов развития детей от 0 до 6 лет. - Т., 2010. - 115 с.

4. Шарипова Д.Д. Использование современных здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях в экологически неблагоприятных регионах. - Т., 2011. - Fan va texnologiyalar. Markazining bosmoxona-si. - 112 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.