здоровьесбережение -
Таблица 1
1 Мой возраст (в годах)
2 Средняя продолжительность жизни (приблизительно)
3 Мой капитал времени в годах («2» минус «1»)
4 Мой капитал времени в сутках («3» умножить на 365 дней)
5 Количество необходимых часов на сон в сутки
6 Количество активных часов в сутках (24 часа минус «5»)
7 Мой капитал времени в часах («4» умножить на «6»)
времени?» Для этого произведем математические расчеты по таблице 1.
Примечание: для заполнения строки 2 предлагается ориентироваться на максимальный возраст своих предков (генетическая предрасположенность) по женской либо мужской линии — для участников женского (мужского) пола.
Затем ведущий фиксирует на доске ответы участников, берутся средние результаты. Предлагается сравнить полученный капитал времени с тем числом, которое было названо вначале.
В среднем получилось от 200 тыс. до 400 тыс. часов.
Увы, мы не ценим наше время. Это первый вывод, который мы должны сделать. Если мы потеряем тысячу рублей, то это восполним, так как сможем заработать. Если мы потеряем 10-20 часов, то эту потерю мы не сможем восполнить никогда. Когда у нас украдут 100 рублей, то мы нервничаем. Когда крадут часы нашей жизни, мы философски рассуждаем: ну, что же делать...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В БЕЛОВСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Е. В. Чернышов, преподаватель Беловского педагогического колледжа
Главная задача здо-ровьесберегающего сопровождения вос-питательно-образовательного процесса в колледже заключается в развитии имеющейся здоровьесбере-гающей среды и создании условий для формирования теоретических знаний и практических умений и навыков в области оздоровительной деятельности у студентов. Развитие активной здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении предполагает организацию всего образовательного процесса на основе принципов здоровьесберегающей педагогики: оздоровительной направленности, непрерывности, активного обучения, комплексного подхода и др.
Для создания здоровьесберегающей среды в колледже разработана программа здоровье-сберегающего сопровождения воспитательно-образовательного процесса, которая реализуется по двум направлениям: формирование знаний, умений и навыков сохранения и укрепления здоровья в процессе образовательной деятельности; создание организационно-методических условий, способствующих сохранению здоровья.
Формирование знаний, умений и навыков сохранения и укрепления здоровья в процессе образовательной деятельности
Анализ федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования и учебных планов подготовки будущих учителей и воспитателей позволил выявить перечень дисциплин, в содержании которых присутствует здоровьеопределяющий компонент. Наиболее ярко он представлен в дисцип-
«ОБрАЗОВАНИЕ. карьера. общество» № 4 (59) 2018
49
линах медико-биологической подготовки. Изучая их, студенты получают знания об основных закономерностях роста и развития организма человека, анатомо-физиологических особенностях организма детей, психофизиологических функциях организма, норме и отклонениях от нормы у детей и подростков, гигиене детей и подростков, инфекционных заболеваниях и об их профилактике.
В соответствии с ФГОС освоение дисциплин медико-биологического блока должно быть направлено на решение основной задачи — формирование активной мотивации на здоровье, создание такой организации образовательного процесса, которая не навредит здоровью детей. Немаловажную роль играют знания педагогики и психологии в контексте формирования навыков сохранения и укрепления здоровья. Определяемое ФГОС содержание учебных программ по психологии направлено на усвоение знаний об основных психических свойствах личности, возрастной периодизации психического развития, закономерностях и особенностях развития познавательных психических процессов у детей, развитии личности ребенка.
Программами по педагогике предусмотрено изучение основ общей педагогики, основных педагогических понятий (развитие, обучение, воспитание, образование, социализация), целей воспитания и обучения, их места в педагогическом процессе. Кроме того, студенты должны иметь представление о непрерывном образовании, педагогическом процессе, приемах образования.
В целях реализации здоровьесберегающего компонента при изучении дисциплин педагогического цикла необходимо обращать внимание студентов на формирование умений строить здоровьесохраняющую среду обучения. Это тем более актуально, что в настоящее время образовательные учреждения нуждаются в педагогах, способных на своих уроках, помимо передачи знаний, добиваться оздоровительного эффекта обучения.
Таким образом, подготовка выпускника по дисциплинам общепрофессиональной подготовки предполагает формирование профессиональных навыков учителей и воспитателей дошкольных учреждений с позиции сохранения и укрепления здоровья детей. В данном случае речь идет о реализации в воспитательно-образовательном процессе идеи гуманизма как основного направления современной педагогики. Так, выпускник должен владеть знаниями о ребенке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных фак-
- здоровьесбережение -
торах влияния на организм; личностно ориентированном подходе в педагогическом процессе; развитии и формировании личности.
На дисциплинах общегуманитарного и социально-экономического цикла также можно выделить здоровьеопределяющий компонент. Общественные науки, в частности философия, помогают студентам осознать собственное «Я», сформировать отношение к себе, обществу, природе, космосу, заставляют задуматься над смыслом жизни.
Основные дидактические единицы по экологии предусматривают изучение современного состояния окружающей среды России, источников загрязнения и основных групп загрязняющих веществ в природных средах, государственных и общественных мероприятий по охране окружающей среды. Вероятно, есть смысл, кроме формирования экологической культуры личности, воспитания ответственного отношения к природе, обращать внимание студентов на факты, обусловливающие зависимость состояния здоровья людей от состояния окружающей среды, место экологической обстановки в структуре формирования здорового образа жизни.
Физическая культура является интегратив-ным предметом, содержанием программ которого предусмотрено освоение философских, социальных, медико-гигиенических и психолого-педагогических аспектов формирования здорового образа жизни в индивидуальной и будущей профессиональной деятельности студентов. При изучении дисциплины «Физическая культура» также возможно подкрепление базовых знаний практическими умениями. В этих условиях возможно решение проблемы параллельного формирования физкультурно-оздоровительных умений и навыков, использования их как в самостоятельной, так и в профессиональной деятельности.
Занятия физической культурой способствуют также формированию навыков организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня дошкольников и младших школьников. На занятиях физическим воспитанием студентам предоставляется возможность самостоятельного проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий, используемых в режиме учебного дня: комплексы гимнастики до занятий, физкультминутки, подвижные игры и т. д.
Кроме того, включаются в учебную практику составление и самостоятельное проведение студентами комплексов общеразвивающих упражнений, упражнений для профилактики нарушений правильной осанки и плоскостопия,
- здоровьесбережение -
дыхательных упражнений, упражнений саморегуляции и т. д. Причем будущим педагогам необходимо не только уметь правильно подобрать и провести комплекс упражнений, но и объяснить учащимся, с какой целью они используются.
С целью увеличения двигательной активности студентов в образовательном учреждении организуются спортивные секции и группы по различным видам спорта. Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы призвана к окончанию учебного заведения студентами привить им устойчивую потребность и навыки регулярных самостоятельных занятий физической культурой. Кроме того, предполагается, что через познание своих потребностей и индивидуальных способностей студенты должны прийти к выбору своего способа двигательной активности и индивидуальному стилю физического самосовершенствования. Смотром качества физического воспитания студентов и спортивных достижений коллектива физической культуры является участие в спартакиадах, как внутри колледжа, так и областных.
В структуре здоровьесберегающего сопровождения воспитательно-образовательного процесса определенное место занимает воспитательная работа, основанная на организации образования и просвещения, воспитании у студентов потребности в здоровом образе жизни. Частью воспитательной работы является работа в студенческих общежитиях, которая проводится в соответствии с планом работы студенческого совета.
В содержании воспитательной работы значительное место отводится туристко-краевед-ческой: туристические, экологические подходы позволяют максимально приблизить студентов к проблемам сохранения природы родного края, а также служат средством пропаганды здорового образа жизни.
Каникулы — это не просто прекращение учебной деятельности студента. Это активная пора его социализации, продолжение образования. Организация отдыха, оздоровления и занятости подростков и молодежи является неотъемлемой частью социальной политики государства. Современная ситуация требует более глубокого и структурированного подхода к организации оздоровления, отдыха и занятости обучающихся, так как претерпел качественные изменения образовательно-культурный и нравственный уровень развития студентов; в значительной степени утрачена заинтересованность детей и подростков в труде; ухудшилось состояние здоровья современного студента; увеличилось количество
социально незащищенных категорий студентов и социальных отклонений в студенческой среде; социально-экономическое положение большинства семей не позволяет самостоятельно организовывать их оздоровление, отдых и занятость.
Организационно-методические условия,
способствующие сохранению здоровья
Организационно-методические условия, способствующие сохранению здоровья, включают в себя: условия здоровьесберегающей организации воспитательно-образовательного процесса и подготовку кадров к осуществлению деятельности в области сохранения и укрепления здоровья.
К условиям здоровьесберегающей организации воспитательно-образовательного процесса в колледже относятся соблюдение санитарно-гигиенических норм во время обучения, профилактика переутомления студентов, организация психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса, организация медицинского обслуживания. Соблюдение санитарно-гигиенических норм заключается в рациональной организации режима дня, оптимизации учебной и воспитательной работы в образовательном учреждении. Построение рационального учебного процесса, трудовой деятельности и отдыха позволяют предотвратить или уменьшить вредное воздействие учебного процесса на организм студента.
Здоровьесберегающий подход к составлению расписания учебных занятий в образовательном учреждении определяется динамикой изменения физиологических функций и работоспособности студентов в течение учебного дня и недели. Рационально составленное расписание должно учитывать сложность предметов и преобладание статического или динамического компонента во время занятий.
Физкультурные паузы призваны компенсировать малоподвижный образ жизни студентов, связанный с учебным процессом. Физкультурные паузы продолжительностью до 5 минут обеспечивают предупреждение наступления утомления и способствуют поддержанию высокой работоспособности. Комплексы физических упражнений составляются в соответствии с правилами производственной гимнастики для работников умственного труда.
Медицинское обслуживание осуществляется на протяжении всего времени обучения студентов в колледже. Поликлиникой по результатам медицинского осмотра производится распределение студентов по видам групп для занятий физической культурой, составляются списки
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБщЕСтВО» № 4 (59) 2018
51
здоровьесбережение
учащихся, подлежащих диспансерному учету в связи с хроническими заболеваниями, кроме того, осуществляется медицинский контроль над физическим состоянием студентов.
Педагогическими и медицинскими работниками должно уделяться должное внимание мониторингу здоровья как системообразующей части оздоровительной работы, определяемому как регулярный контроль за состоянием каждого студента, факторами среды, организации и эффективностью всех мероприятий по оздоровлению всех студентов.
Эффективность работы педагога, а значит и образовательного учреждения в целом, связана с умением педагога управлять своим физи-
ческим и психическим состоянием, сохранять профессиональную форму. От своевременного решения проблем восстановления профессионального здоровья педагогов во многом зависит здоровье обучающихся, которое является важнейшим показателем благополучия образовательного учреждения, его успешности на рынке образования. В педагогическом колледже забота о формировании компетентности в области культуры здоровья и организации здоровьесберега-ющей деятельности преподавателей осуществляется в рамках постоянно действующих семинаров, конференций, оптимизации условий работы преподавателей, организации физкультурно-оздоровительных мероприятий.
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Н. А. фесикова, методист Государственного профессионального образовательного учреждения г. Кемерово А. И. Струкова, педагог-психолог
В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье подростка отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. Здоровье, которое формируется с рождения, является одной из важнейших составляющих жизни человека. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит не только здоровье отдельного человека, но и общества в целом. Именно поэтому сохранение и укрепление здоровья обучающихся является как медицинской, так и актуальной педагогической задачей.
В настоящее время важно, чтобы программы и методы обучения соответствовали индивидуальным особенностям подростка и формировали у него осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний о здоровье и сохранению собственного здоровья. Этапы возрастного развития в семье, школе, образовательном учреждении дают человеку информацию о здоровом образе жизни, но она отрывочная, случайная, не носит системного характера. Пока не существует последовательной и непрерывной системы «обучения здоровью». Эта проблема у нас в образовательном учреждении решается через внедрение здо-ровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс.
Н. А. фесикова
А. И. Струкова
Обучающиеся ГПОУ г. Кемерово — лица с ограниченными возможностями здоровья — выпускники специальных (коррекционных) школ и интернатов VIII вида. Поэтому здоровьесбере-гающая деятельность в первую очередь направлена на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Существенное влияние на состояние здоровья подростков оказывают условия обучения: воздушно-тепловой режим и освещенность учебных помещений; комплектация кабинетов мебелью и ТСО; рациональная организация учебно-воспитательного процесса и питания; двигательная активность обучающихся и т. д. Соблюдение основных гигиенических тре-