Научная статья на тему 'Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе'

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фесикова Н.А., Струкова А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе»

учащихся, подлежащих диспансерному учету в связи с хроническими заболеваниями, кроме того, осуществляется медицинский контроль над физическим состоянием студентов.

Педагогическими и медицинскими работниками должно уделяться должное внимание мониторингу здоровья как системообразующей части оздоровительной работы, определяемому как регулярный контроль за состоянием каждого студента, факторами среды, организации и эффективностью всех мероприятий по оздоровлению всех студентов.

Эффективность работы педагога, а значит и образовательного учреждения в целом, связана с умением педагога управлять своим физи-

ческим и психическим состоянием, сохранять профессиональную форму. От своевременного решения проблем восстановления профессионального здоровья педагогов во многом зависит здоровье обучающихся, которое является важнейшим показателем благополучия образовательного учреждения, его успешности на рынке образования. В педагогическом колледже забота о формировании компетентности в области культуры здоровья и организации здоровьесберега-ющей деятельности преподавателей осуществляется в рамках постоянно действующих семинаров, конференций, оптимизации условий работы преподавателей, организации физкультурно-оздоровительных мероприятий.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Н. А. фесикова, методист Государственного профессионального образовательного учреждения г. Кемерово А. И. Струкова, педагог-психолог

В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье подростка отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. Здоровье, которое формируется с рождения, является одной из важнейших составляющих жизни человека. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит не только здоровье отдельного человека, но и общества в целом. Именно поэтому сохранение и укрепление здоровья обучающихся является как медицинской, так и актуальной педагогической задачей.

В настоящее время важно, чтобы программы и методы обучения соответствовали индивидуальным особенностям подростка и формировали у него осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний о здоровье и сохранению собственного здоровья. Этапы возрастного развития в семье, школе, образовательном учреждении дают человеку информацию о здоровом образе жизни, но она отрывочная, случайная, не носит системного характера. Пока не существует последовательной и непрерывной системы «обучения здоровью». Эта проблема у нас в образовательном учреждении решается через внедрение здо-ровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс.

Н. А. фесикова

А. И. Струкова

Обучающиеся ГПОУ г. Кемерово — лица с ограниченными возможностями здоровья — выпускники специальных (коррекционных) школ и интернатов VIII вида. Поэтому здоровьесбере-гающая деятельность в первую очередь направлена на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Существенное влияние на состояние здоровья подростков оказывают условия обучения: воздушно-тепловой режим и освещенность учебных помещений; комплектация кабинетов мебелью и ТСО; рациональная организация учебно-воспитательного процесса и питания; двигательная активность обучающихся и т. д. Соблюдение основных гигиенических тре-

52

«образование. карьера. общество» № 4 (59) 2018

- ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ -

бований к учебным помещениям, оборудованию и организации занятий является основой здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

В то же время важную роль в успехе такой деятельности играет не только материальная база ОУ, но и та конкретная целенаправленная работа, которую осуществляют педагогический коллектив и администрация учреждения. Грамотное формирование учебных планов и расписания занятий, соответствие аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки возрастным возможностям обучающихся, подход к выбору форм просветительской, профилактической и физкультурно-оздоровительной работ — это те резервы, которые имеются в ОУ для улучшения условий деятельности и отдыха обучающихся.

Используемые педагогами здоровьесбере-гающие технологии интегрируют все направления работы ОУ по сохранению, формированию и укреплению здоровья обучающихся. Цель данных технологий — дать выпускнику знания, умения и навыки, необходимые и достаточные для ведения здорового образа жизни и воспитания у него культуры здоровья.

Задача педагогического коллектива — с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий обучать и воспитывать подростков так, чтобы они смогли вырастить детей и быть достойным примером для них.

Коллектив ОУ использует в работе здоровье-сберегающие технологии:

• медико-профилактические;

• физкультурно-оздоровительные;

• обеспечения социально-психологического благополучия;

• валеологического просвещения родителей и опекунов;

• образовательные.

Здоровьесберегающие образовательные технологии — это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования. В эту систему входят:

1) использование данных мониторинга медицинского состояния здоровья обучающихся, наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция;

2) учет особенностей возрастного развития обучающихся и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности обучающихся;

3) создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии;

4) использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности обучающихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Формирование рационального поведения невозможно без создания благоприятной образовательной среды. Аккуратно и красиво одетые преподаватели, специальная рабочая форма мастеров производственного обучения, рабочая одежда самих обучающихся, удобные стулья и столы, исправный инструмент, интерактивные компьютерные технологии повышают общую мотивацию и работоспособность обучающихся.

Мы осознанно отказались от жалюзи на окнах кабинетов и коридоров и однотонно окрашенных стен. Теперь окна оформлены шторами из органзы с ламбрекенами в основной цвет стен. Стены окрашены в пастельные тона с цветным геометрическим рисунком. Каждый этаж имеет свой цвет стен и штор, который выбирали сами обучающиеся. Шторы выполнены обучающимися 2-го курса по профессии «швея», стены окрашены и оформлены обучающимися 2-го курса по профессии «штукатур» и «маляр строительный». На окнах коридоров и кабинетов декоративные растения и цветы. Интерьер получился теплым и домашним, что немаловажно, ведь большую часть времени обучающиеся проводят в стенах учреждения.

Также важна здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения, которая включает не только соответствие здания и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и труда обучающихся, но и квалифицированных специалистов, обеспечивающих работу с обучающимися.

Рациональная организация аудиторной и внеаудиторной деятельности обучающихся направлена на повышение эффективности учебного процесса и на снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления с помощью:

• смены видов деятельности;

• динамической смены поз;

• производственной гимнастики на производственном обучении;

• физкультминутки и т. д.

Одним из важнейших аспектов воспитательно-образовательного процесса является психологический комфорт обучающихся

«образование. карьера. общество» № 4 (59) 2018

53

во время занятий. Это позволяет одновременно решать несколько педагогических задач:

1) обучающиеся меньше устают;

2) с большей готовностью раскрывают свои знания и умения;

3) повышается общая мотивация и работоспособность;

4) учебный материал усваивается более качественно;

5) повышается общая успеваемость.

Смена видов деятельности — это не только

чередование теоретических занятий, занятий по физической культуре и производственному обучению, но и работа факультативных занятий, спортивных секций, оздоровительных мероприятий, на которых раскрываются творческая инициатива и эстетический вкус, смекалка, ловкость и умения. Но самое главное — это создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе этих занятий.

Коллектив ОУ, сознавая, что здоровье подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является вопросом первоочередной важности, определил одним из главных векторов своей деятельности внедрение оздоровительно-образовательной программы «Школа здорового образа жизни», которая успешно работает уже третий

год. Направления программы позволяют конкретизировать деятельность учреждения, ориентированного на решение проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Цель программы заключается в создании комфортных условий воспитательно-образовательного процесса, направленных на развитие нравственных, интеллектуальных качеств личности, физического и психического здоровья обучающихся.

В рамках программы работают спортивные секции, группы здоровья, проводятся просветительские и спортивно-массовые мероприятия. Каждый четверг в ОУ — день здоровья. В спортивном зале соревнуются команды педагогов и обучающихся по волейболу, смешанные команды, идут соревнования по армрестлингу, гиревому спорту. Каждую среду проводятся общие линейки обучающихся с их награждением почетными грамотами за успехи в спорте и других мероприятиях. Что также мотивирует их на участие в спортивно-массовых состязаниях и личном первенстве.

Создавая необходимые условия продуктивной познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ с учетом состояния их здоровья, особенностей развития и интересов, мы надеемся на то, что здоровый образ жизни станет нормой для каждого из них.

СИСТЕМНЫМ ПОДХОД К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

т. Е. Сатбаев, преподаватель физической культуры Государственного профессионального образовательного учреждения г. Кемерово А. В. Атаев, мастер производственного обучения

Забота о здоровье, физическом воспитании и развитии обучающихся — социальная задача, стоящая перед современной системой образования и педагогами профессиональных образовательных организаций. Важность этой задачи возрастает для педагогических коллективов ПОО, которые ведут подготовку лиц с ограниченными возможностями здоровья.

ГПОУ г. Кемерово — образовательное учреждение, в котором обучаются выпускники коррекционных образовательных школ и интернатов. Поэтому сохранение и укрепление здоровья обучающихся — одна из главных задач

т. Е. Сатбаев

ш

А. В. Атаев

54

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБщЕСтВО» № 4 (59) 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.