Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие технологии в системе гуманитарного образования'

Здоровьесберегающие технологии в системе гуманитарного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокорина О. Р.

В статье рассматриваются вопросы и содержание программы спецкурса «Основы здоровьесберегающей педагогики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кокорина О. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие технологии в системе гуманитарного образования»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.Р. Кокорина

Сахалинский государственный университет, институт естественных наук, г. Южно-Сахалинск

В статье рассматриваются вопросы и содержание программы спецкурса «Основы здоровьесберегающей педагогики».

Здоровье населения - это народное достояние, важнейшее условие развития общества. Здоровье позволяет человеку плодотворно учиться, полноценно трудиться и служить в армии, заниматься спортом.

В условиях модернизации образования здо-ровьесбережение участников образовательного процесса стало насущной необходимостью современной действительности. Многочисленные факты свидетельствуют, что участие людей в образовании является весьма энергозатратно, что может приводить к ухудшению их здоровья, если не предпринимать специальных мер [2, 3].

Несомненно, специальные меры охраны труда и безопасности жизнедеятельности участников образования предпринимались и ранее, предпринимаются и теперь. В системе образования пользование резервами здоровьесбережения осуществляется параллельно с формированием у студентов представлений о здоровом образе жизнедеятельности.

В связи с этим, естественно, нужна интеграция знаний в области здорового образа жизни и оздоровительных технологий в рамках нового направления педагогической науки - здоровьесбережения в системе гуманитарного образования [2, 3] Такая работа включала в себя разработку специальных учебных программ (блоков, модулей) информирования студентов о нормах и правилах здорового образа жизни.

С целью формирования не только знаний, но и умений и навыков у студентов заботиться о своем здоровье, минимизировать затраты (физические, психические) личности, связанные с профессиональным образованием, нами была разработана программа спецкурса «Основы здоровьесберегающей педагогики», которая рассматривается нами как один из путей гуманизации учебно-воспитательного процесса в системе профессионального образования.

Настоящая программа предназначалась для использования в системе подготовки специалистов по педагогическим специальностям в педагогических колледжах (университетах). Она предполагала углубленное изучение студентами различных аспектов здоровьесберегающей педагогики.

Задачами настоящего курса были определены:

- формирование у студентов знаний, умений и навыков здоровьесбережения в образовательном процессе;

-воспитание потребности у студентов в здоровом образе жизни и физической активности;

-освоение студентами методик проведения уроков здоровья на разных уровнях общего образования.

Курс «Основы здоровьесберегающей педагогики» был реализован нами в течение первых двух лет обучения (второй, третий семестры), с периодичностью два часа в неделю с общим объемом учебной работы 72 часа. Учебная программа была построена по модульному принципу в соответствии со структурой, принятой в проектировании педагогических дисциплин, и представлена следующими разделами:

1. Основы здоровьесбережения в системе образования.

2. Педагогика здоровья.

3. Оздоровительные технологии.

При определении содержания программы (ее разделов) мы исходили из знаний студентов по педагогике (дидактике), психологии, методикам преподавания естественных дисциплин, гигиене. Представим содержание основных разделов программы:

1. Основы здоровьесбережения в системе образования (20 часов).

Задачами данного раздела являются: раскрытие сущности здорового образа жизни; его компонентов и их взаимосвязи; формирование у студентов положительной мотивации выработки индивидуального способа сохранения здоровья с учетом выбранной профессии.

В содержание раздела были включены следующие темы: «Общие вопросы теории и методики здоровьесберегающей педагогики», «Факторы здорового образа жизни», «Мотивация здорового образа жизни», «Физиологические аспекты здоровья, основы рационального питания», «Двигательная активность как фактор здоровья», «Естественные факторы здоровья», «Закаливание», «Биоритмы и здоровье человека», «Нетрадиционные методы самооздоровления», «Здоровый образ жизни и профессия». .

2. Педагогика здоровья (34 часа).

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 7, том 2

109

Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта

Этот раздел ставил следующие задачи: показать взаимосвязь физического и психического здоровья, раскрыть основные аспекты духовнонравственного здоровья, научить студентов регулировать и корректировать свое психическое состояние, привить чувство ответственности за свое здоровье как жизненную ценность.

Содержание раздела представлено такими темами: «Педагогика здоровья и ее содержание», «Понятие «психическое здоровье», «Психофизиологические основы педагогического процесса», «Воспитание культуры здоровья и основ здравоохранительного поведения», «Духовно-нравствен-ное здоровье человека, его взаимосвязь с другими компонентами здоровья», «Эмоции человека и здоровье», «Индивидуальные способы саморегуляции», «Кризисные состояния у подростков», «Методика проведения и содержание уроков здоровья в школе», «Физическая активность и здоровье», «Экологическое воспитание и здоровье», «Половое воспитание и здоровье».

3. Оздоровительные технологии (18 часов).

В данном разделе были поставлены следующие задачи: обучить студентов диагностике условий образовательного процесса в учебном заведении, методам профилактики и реабилитации здоровья учащихся и педагогов, организации труда и отдыха, введению в общее образование знаний основ здорового образа жизни; ориентации учебно-воспитательного процесса на здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания.

Раздел содержал следующие темы: «Организация службы здоровья в школе», «Цели и задачи службы здоровья в школе», «Гуманистический стиль общения как фактор здоровья школьников», «Здравоохранительный самоанализ поведения и деятельности школьника», «Дневник здоровья», «Здоровьесберегающая диагностика учебного процесса», «Организация оздоровительной работы среди педагогов и учащихся», «Здравоохранительная организация труда и отдыха педагогов».

Каждый из этих разделов раскрывает один из крупных вопросов здоровьесберегающей педагогики и может быть включен в учебный и воспитательный процесс как самостоятельная единица или в виде единого блока в зависимости от поставленных задач.

Основными формами учебной работы по данному курсу явились лекционные, семинарские и практические занятия, учебно-исследовательская работа. На лекциях рассматривались теоретические основы знаний по учебной дисциплине. Семинарские занятия позволили студентам расши-

рить свои знания по данной дисциплине и приобрести навыки самостоятельной работы. На практических занятиях студенты овладели практическими навыками и умениями по организации оздоровительной работы.

Учебно-исследовательская работа в рамках программы предусматривала проведение педагогических наблюдений и анализ результатов исследования состояния здоровья школьников, подготовку рефератов, участие в научно-практических конференциях по проблеме здоровья, защиту индивидуальной программы самооздоровления.

Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществлялся в форме устного и письменного ответов студентов, тестирования в форме программированной контрольной работы, мини-конференции, деловой игры. Итоговый контроль проводился в форме экзамена.

Создание здоровьесберегающего пространства профессионального образовательного учреждения, мы считаем исключительно важным в настоящее время, когда направленность на развитие духовного и физического в человеке в их взаимосвязи и взаимозависимости, непрерывное обучение студентов знаниям о возможностях двигательной деятельности, идеалам, нормам, и образцам поведения, связанным с заботой об укреплении и сохранении индивидуального здоровья, о средствах оздоровления и методах их применения для обеспечения адаптации человека к наиболее оптимальной деятельности и адекватных условиям существования в образовательном пространстве становятся реальностью.

Литература

1. Карлышев В.М. Основы психовалеологии, -Челябинск: Изд-во УралГАФК, 2003. — 88 с.

2. Сериков Г.Н. Образование и развитие человека. -М.: Мнемозина, 2002. - 416.: ил. 2.

3. Пасюков П.Н. Региональная образовательная система как фактор устойчивого развития непрерывного физкультурно-педагогического образования: Дис. ... докт. пед. наук. - Челябинск, 2000. - 318 с.

4. Шлыков П. В. Коррекция физической подготовленности студентов специальной медицинской группы с использованием индивидуальных программ: Дис. ... канд. пед. наук. — Тюмень, 2002. -163 с.

5. Щедрина А.Г.Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты. - Новосибирск: СО РАМН, 2003.-164 с.

110

Вестник ЮУрГУ, № 3, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.