Научная статья на тему 'Здоровьеформирующие инновационные технологии развития спортивной культуры личности студента'

Здоровьеформирующие инновационные технологии развития спортивной культуры личности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / HEALTH-FORMING TECHNOLOGIES / PHYSICAL CULTURE / PERSONAL ENHANCEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паначев Валерий Дмитриевич

С каждым годом все чаще поднимаются проблемы, связанные с оздоровительной направленностью образовательного и воспитательного процесса средствами физической культуры и спорта. За годы перестройки и реформ учеными, педагогами и управленцами образовательной сферы организовано и проведено много серьезных исследований, получено немало ценных философских, социально-экономических и психолого-педагогических результатов, разработаны важные концепции и рекомендации, осуществлен ряд практических мер в области совершенствования отечественного образования, адаптации его к новым условиям Болонского соглашения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health-forming innovative technologies of developing the students' sport culture

The issues of health-improvement in educational process through physical culture and sport are frequently raised. During the years of perestroika and reforms scientists, educators and managers of educational sphere organized and conducted a large amount of deep research, received many valuable philosophical, socio-economic and psycho-pedagogical results, developed important concepts and recommendations, implemented a number of practical measures to improve national education and adapt it to the new conditions of the Bologna declaration.

Текст научной работы на тему «Здоровьеформирующие инновационные технологии развития спортивной культуры личности студента»

В.Д. Паначев

Пермский государственный технический университет

ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

С каждым годом все чаще поднимаются проблемы, связанные с оздоровительной направленностью образовательного и воспитательного процесса средствами физической культуры и спорта. За годы перестройки и реформ учеными, педагогами и управленцами образовательной сферы организовано и проведено много серьезных исследований, получено немало ценных философских, социально-экономических и психолого-педагогических результатов, разработаны важные концепции и рекомендации, осуществлен ряд практических мер в области совершенствования отечественного образования, адаптации его к новым условиям Болонского соглашения.

Здоровьеформирующие технологии, спортивная культура, личностное развитие.

Основная форма занятий физической культурой в вузах - учебные занятия. Четыре часа в неделю студенты должны заниматься тем, что им будет предложено, в зависимости от возможностей вуза, климатических условий и конкретной ситуации. Единой поурочной программы нет и не может быть даже в проекте нового Г осстандарта третьего поколения.

Оснащенность вузов спортивными сооружениями в целом по России известна. Однако и то, что имеется, по качеству не соответствует уровню культуры общества, которого мы стремимся достигнуть. Здесь мы подошли к одному из главных вопросов - моделированию продукта труда. Как известно, для любого вида трудовой деятельности готовится выпускник с конкретными «выходными параметрами» - профессиональными компетенциями. Под этим прежде всего понимается логическая целесообразность подготовки бакалавра, магистра и специалиста любого профиля для общества в целом.

Парадокс образования состоит в том, что, с одной стороны, оно является средством развития возможностей личности и ориентировано на реализацию личностного потенциала человека, его свободного самовыражения, а с другой - именно образование является одним из способов интеграции человека в социальную действительность. При этом личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности достаточно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми.

Принудительные занятия не могут сформировать стойкой потребности в них на всю жизнь. И то, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, лишь 5 % населения нашей страны занимается оздоровительной тренировкой (в то время как в Японии 80 %, а в США - 70 %), не противоречит этой мысли. Опрос преподавателей шести вузов нашего города дает близкие цифры: преподаватели, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, составляют около 9 % от общего числа педагогов. Если принципиально не изменить форму проведения занятий, положение не улучшится. Стремиться нужно к тому, чтобы 100 % выпускников вузов, получив высшее образование, получили бы и «свой» вид спорта, хобби на всю жизнь. Это было бы реальным вкладом в формирование основ здорового образа жизни и, по существу, решило одну из основных задач, стоящих перед системой физического воспитания в вузах.

Если студенты должны будут перейти к сознательному выбору формы занятий и начнут задумываться о своих физических кондициях, т.е. станут активным элементом системы обучения, то в отношении преподавателей возникают другие проблемы. Во-первых, произойдет резкое сокращение коллективов кафедр, и работа преподавателей станет носить промежуточный характер: между педагогом-консультантом и тренером. Во-вторых, выявятся популярные и непопулярные виды спорта (специализации) и преподаватели. Это заставит их совершенно по-другому подходить к работе и понравится, конечно, не всем. Возникнет масса организационных вопросов. Но очевидно, что это нормальный процесс.

Уровень физкультурно-спортивной активности современной молодежи во многом определяет востребованность спортивной культуры и эффективность ее развития в обществе. Поэтому так важно сделать анализ побудительных сил, которые существенно влияют на формирование культуры личности студентов вуза как на процесс вовлечения молодежи в физкультурно-спортивную деятельность. Только в случае, если участие в физкультурно-спортивной деятельности вызвано внутренними побуждениями, опирающимися на положительные эмоции и интерес, можно говорить о позитивном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие личности. Исходя из этих теоретических предпосылок, попытаемся выяснить роль побудительных факторов, активизирующих физкультурно-спортивную деятельность студента, определить, что же движет им: чувство долга или глубокая заинтересованность, жизненная потребность или необходимость выполнить норматив учебной программы и получить зачет.

С целью изучения отношения студентов к спортивной культуре, самооценки их физического состояния, выявления отношения к физической культуре мы обратились к одной из разновидностей метода опроса - анкетирова-

нию. Респондентами были студенты разных факультетов Пермского государственного технического университета (ПГТУ). В исследовании приняло участие 350 юношей и 550 девушек ПГТУ.

Организационно-технический план исследования: вид анкетирования -сплошной, по способу общения - личный, по сбору вручения анкет респондентам - раздаточный. Проведенный анкетный опрос среди студентов позволил представить объективное положение, отражающее уровень охвата студентов различными формами занятий физическими упражнениями, круг их физкультурно-спортивных интересов, потребностей и мотивов в сфере деятельности. Анализ данных табл. 1 характеризует отношение студентов к физкультуре: 81 % опрошенных студентов относится к физкультуре положительно и лишь 1 % отрицательно, безразличное отношение у 7 % студентов, затруднились ответить 9 %.

Таблица 1

Отношение к физической культуре в группах студентов (в процентах)

Отношение к физической культуре Студенты Все

юноши девушки

Положительное 79 84 81

Отрицательное 1 1 1

Безразличное 8 6 7

Не задумывался над этим 8 10 9

Понятие «спортивная культура» выделяет такую сферу культуры, основным содержанием которой является процесс социализации и «окультуривания», социокультурной модификации тела (телесности, телесного бытия) человека. Данная сфера культуры связана, следовательно, с телесным бытием людей, их физическим состоянием. Это состояние входит в спортивную культуру как ее специфический элемент в той мере, в какой оно вплетено в социальную жизнедеятельность, и в том отношении, в каком оно является культурной ценностью.

Результаты исследования показывают, что 77 % опрошенных студентов высоко оценивают социальную значимость спортивной культуры, считая ее важнейшим элементом общей культуры человека (табл. 2).

Как показывают данные табл. 2, 16 % опрошенных студентов считают, что спортивная культура не влияет на их культурный уровень и 7 % затруднились оценить социальную роль спортивной культуры в формировании личности студента. На наш взгляд, такое положение в первую очередь характеризует слабую информированность о социальной сущности спортивной культуры.

Мнение студентов относительно влияния спортивной культуры на культурный уровень (в процентах)

Влияние спортивной культуры на общую культуру Студенты Все

юноши девушки

Да, влияет 79 76 77

Нет, не влияет 16 16 16

Затрудняюсь ответить 6 8 7

Главную ценность спортивной культуры в развитии личности студенты видят в укреплении здоровья (89 %), развитии волевых и моральных качеств (62 %), всестороннем развитии способностей личностей с раннего возраста (40 %) (табл. 3).

Таблица 3

Оценка ценности спортивной культуры в развитии личности в группах студентов (в процентах)

Ценности спортивной культуры в развитии личности Студенты Все

юноши девушки

Всесторонне развивает способности личности с раннего возраста 48 31 40

Обеспечивает широкие материальные перспективы жизни 12 4 8

Г отовит к достижению высоких результатов 23 17 20

Развивает высокие волевые и моральные качества 64 60 62

Утверждает авторитет, чувство личного достоинства и долга 38 20 29

Г отовит к будущей профессиональной деятельности 16 4 10

Укрепляет здоровье 86 92 89

Можно стать известным специалистом спорта 16 10 13

По моему мнению... 2 1 1,5

Потребности в спортивной культуре - главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. Результаты анкетирования, связанного с побудительными мотивами занятий физкультурно-спортивной деятельностью, представлены в табл. 4.

Социологический анализ ценностного потенциала спортивной культуры в образовательном пространстве вуза содержит большой потенциал профессионально-личностного развития студента, который необходимо учитывать в педагогическом процессе и воспитании будущих бакалавров, магистров и специалистов.

Изучение потребностей студентов в процессе занятий физической культурой (в процентах)

Потребности студентов в процессе занятий физической культурой Студенты Все

юноши девушки

Потребность в движениях и физических упражнениях 62 82 72

Потребность в общении, проведение свободного времени 31 27 29

Потребность в эмоциональной разрядке, отдыхе 55 61 58

Потребность в самоутверждении 32 16 24

Потребность в познании 10 4 7

Потребность в эстетическом наслаждении 20 16 18

Такого желания не испытываю 8 4 6

Современная стратегия оздоровления нации основана на том, что вместо пассивного принятия проводимых органами здравоохранения мер формируется индивидуальная активность самого населения, направленная на заботу о своем здоровье, физическом совершенствовании, оздоровление среды обитания, всего образа жизни, искоренение вредных и внедрение полезных привычек. Физическая и спортивная культура, являясь составным элементом культуры личности, мощной предпосылкой здорового образа жизни, значительно влияет не только на повышение физической подготовленности, улучшение здоровья, но и на поведение человека в быту и в процессе учебы [1].

Сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи - одна из приоритетных задач, стоящих сегодня перед вузом. Решение данной задачи требует разработки и внедрения здоровьеформирующих инновационных технологий, направленных на реализацию эффективных способов профилактики заболеваний и реабилитацию студентов средствами физического воспитания.

В целях дифференцированного подхода к организации занятий физической культурой в начале 2009/2010 учебного года все студенты 1-2-го курсов университета в зависимости от состояния здоровья были разделены на четыре отделения: спортивное, основное, подготовительное и специальное медицинское (СМО). Занятия в этих отделениях отличались учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.

Число студентов с ослабленным здоровьем, не позволяющим им заниматься физической культурой по государственной программе, в ПГТУ на разных факультетах составило от 30 до 60 %. Диапазон заболеваний достаточно широк, однако наиболее распространенными являются нарушения опорно-двигательного аппарата и заболевания сердечно-сосудистой системы. Большое количество студентов имеют слабое зрение.

СМО в начале учебного года условно было разделено на две подгруппы: подгруппу А, в которую вошли студенты с обратимыми заболеваниями (после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу), и подгруппу Б, в которую были включены студенты с патологическими отклонениями (необратимыми заболеваниями).

Были определены основные задачи физического воспитания студентов, отнесенных к специальным медицинским группам:

- укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;

- улучшение показателей физического развития и физической подготовленности;

- освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;

- постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;

- закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;

- формирование волевых качеств личности и интереса к физкультурно-спортивной деятельности;

- воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;

- овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующих на состояние организма обучающегося с учетом имеющегося у него заболевания;

- обучение правилам подбора, выполнения и формирования комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и преподавателя; самостоятельное составление и выполнение комплексов общеразвивающих и специальных упражнений, направленных на профилактику болезни;

- обучение способам самоконтроля при выполнении упражнений различного характера;

- творческий исследовательский характер изучения положительного влияния спортивно-массовой деятельности на здоровье и настроение;

- соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.

Применительно к такой категории занимающихся организация работы требует значительной, а иногда и принципиально другой постановки задач, разработки инновационных подходов, средств, методов, форм физической культуры, здоровьеформирующих технологий [2].

Анализ медицинских карт показал, что с каждым годом количество студентов ПГТУ, имеющих заболевания сердечно-сосудистой системы, увеличивается. Так, если в начале 1990/1991 учебного года их число составляло

12 % от всех видов отклонений в состоянии здоровья, то в начале нового 2009/2010 учебного года такие нарушения имеют уже 38 % обучающихся в СМО ПГТУ (в основном из числа студентов, поступивших на 1-й курс).

Известно, что возникновению сердечно-сосудистых заболеваний в студенческом возрасте способствуют гиподинамия, нерациональное питание, вредные привычки (курение, употребление алкоголя), стрессовые ситуации и эмоциональные перегрузки (экзаменационные сессии). Кроме того, Пермь -центр нефтяной, химической промышленности и машиностроения, что говорит о наличии отрицательных экологических факторов в городе.

В силу вышеназванных причин реабилитация студентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями - одна из самых актуальных проблем, решение которой в большой степени зависит от построения адекватного двигательного режима для данной категории обучающихся.

Исследования показали, что систематические физические нагрузки по апробированной инновационной методике (3-4 раза в неделю по 35-45 мин) способствуют развитию приспособительных реакций, повышают сопротивляемость организма различным стрессовым воздействиям и инфекциям, обеспечивая психическую разрядку и улучшая эмоциональное состояние, а в целом общее самочувствие и здоровье.

Список литературы

1. Глотов, Н.К., Игнатьев А.С., Лотоненко А.В. Философско-культурологический анализ физической культуры // Теория и практика физ. культуры. - 1996. - № 1. - С. 16.

2. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991. - С. 89.

Получено 10.02.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.