УДК 796/799
АНАЛИЗ СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ Ю.А. Корепанова
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Пермь
THE ANALYSIS OF SPORT AND HEALTH
Y.A.Korepanova
Perm National Research Polytechnic University
Perm
e-mail: panachev@pstu. ru
Ключевые слова: здоровье, спорт, анализ, взаимосвязь спорта и здоровья, студенты.
Аннотация. В статье анализируется взаимосвязь спорта и здоровья для студентов политехнического университета во время их обучения в вузе. С каждым годом все острее поднимаются проблемы оздоровительной направленности образовательного и воспитательного процесса средствами физической культуры и спорта. За годы перестройки и реформ учеными, педагогами и управленцами образовательной сферы организовано и проведено много серьезных исследований, получено немало ценных философских, социально-экономических и психолого-педагогических результатов, разработаны важные концепции и рекомендации, осуществлен ряд практических мер в области совершенствования отечественного образования, адаптации его к новым условиям Болонского соглашения.
Keywords: health, sport, analysis, interconnection of sport and health, students.
Annotation. The article gives the analysis of sport and health interdependence for the students of the polytechnic University during their education in high school. Each year the problems of sanitary orientation of educational process by means of physical culture and sport are raised. During the years of reorganization and reforms scientists, teachers and administrators of educational sphere organized and carried out a lot of serious studies, a lot of valuable philosophical, social-economic and psychological and pedagogical results were received, important concepts and recommendations were formed, a number of practical measures in the sphere of domestic education improvement were taken and adaptation of domestic education to new conditions of Bologna process was done.
Введение. Парадокс образования состоит в том, что, с одной стороны, оно является средством развития возможностей личности и ориентировано на реализацию личностного потенциала человека, его свободного самовыражения, а с другой - именно образование является одним из способов интеграции человека в социальную действительность. При этом личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности достаточно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Принудительные занятия не могут сформировать стойкой потребности в них на всю жизнь. И то, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, лишь 5 % населения нашей
96
страны занимается оздоровительной тренировкой (в то время как в Японии - 80 %, а в США - 70 %), не противоречит этой мысли. Если принципиально не изменить форму проведения занятий, положение не улучшится. Стремиться нужно к тому, чтобы 100 % выпускников вузов, получив высшее образование, получили бы и "свой" вид спорта, хобби на всю жизнь. Это было бы реальным вкладом в формирование основ здорового образа жизни и, по существу решило одну из основных задач, стоящих перед системой физического воспитания в вузах.
Методы и организация исследования. Уровень физкультурно-спортивной активности современной молодежи во многом определяет востребованность физической культуры и эффективность ее развития в обществе. Поэтому так важно сделать анализ побудительных сил, которые существенно влияют на формирование культуры личности студентов вуза как на процесс вовлечения молодежи в физкультурно-спортивную деятельность. Только в случае, если участие в физкультурно-спортивной деятельности вызвано внутренними побуждениями, опирающимися на положительные эмоции и интерес, можно говорить о позитивном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие личности. Исходя из этих теоретических предпосылок, попытаемся выяснить роль побудительных факторов, активизирующих физкультурно-спортивную деятельность студента, определить, что же движет им: чувство долга или глубокая заинтересованность, жизненная потребность или необходимость выполнить норматив учебной программы и получить зачет. С целью изучения отношения студентов к спортивной культуре, самооценки их физического состояния, выявления отношения к физической культуре, мы обратились к одной из разновидностей метода опроса - анкетированию. Респондентами были студенты разных факультетов университета. В исследовании приняло участие 350 юношей и 550 девушек.
Результаты и их обсуждение. Организационно-технический план исследования: вид анкетирования - сплошной, по способу общения - личный, по сбору вручения анкет респондентам - раздаточный. Проведенный анкетный опрос среди студентов позволил представить объективное положение, отражающее уровень охвата студентов различными формами занятий физическими упражнениями, круг их физкультурно-спортивных интересов, потребностей и мотивов в сфере деятельности. Анализ данных таблицы 1 характеризует отношение студентов к физкультуре: 81 % опрошенных студентов относятся к физической культуре положительно и лишь 1 % отрицательно, безразличное отношение у 7 % студентов, затруднились ответить 9 %.
Таблица 1
Отношение к физической культуре в группах студентов (в процентах)
Отношение к физической культуре Студенты Все
юноши девушки
Положительное 79 84 81
Отрицательное 1 1 1
Безразличное 8 6 7
Не задумывался над этим 8 10 9
Мнение студентов относительно влияния спорта и физической культуры на культурный
уровень (в процентах)
Влияние спорта и физической культуры на общую культуру Студенты Все
юноши девушки
да, влияет 79 76 77
нет, не влияет 16 16 16
Затрудняюсь ответить 6 8 7
Результаты данного исследования показывают, что 77 % опрошенных студентов высоко оценивают социальную значимость спорта и физической культуры, считая ее важнейшим элементом общей культуры человека (табл. 1).
Как показывают данные таблицы 1, 16% опрошенных студентов считают, что спорт и физическая культура не влияет на их культурный уровень и 7% затруднились оценить социальную роль спорта и физической культуры в формировании личности студента. На наш взгляд, такое положение, в первую очередь, характеризует слабую информированность студентов о социальной сущности спорта и физической культуры. Главную ценность спорта и физической культуры в развитии личности студенты видят в укреплении здоровья (89%), в развитии волевых и моральных качеств (62%), во всестороннем развитии способностей личностей с раннего возраста (40%) (табл.2).
Таблица 2
Оценка ценности спорта и физической культуры в развитии личности в группах студентов (в процентах)
Ценности спорта и физической куль- Студенты Все
туры в развитии личности
юноши девушки
Всесторонне развивает способности 48 31 40
личности с раннего возраста
Обеспечивает широкие материаль- 12 4 8
ные перспективы жизни
Готовит к достижению высоких ре- 23 17 20
зультатов
Развивает высокие волевые и мо- 64 60 62
ральные качества
Утверждает авторитет, чувство лич- 38 20 29
ного достоинства и долга
Готовит к будущей профессиональ- 16 4 10
ной деятельности
Укрепляет здоровье 86 92 89
Можно стать известным специали- 16 10 13
стом спорта
по моему мнению... 2 1 1,5
Потребности в регулярных занятиях спортом и физической культурой - вот главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. По результатам анкетирования, многих студентов побуждает к физкультурно-спортивной деятельности (табл.3):
Таблица 3
Изучение потребностей студентов в процессе занятий физической культурой (в
процентах)
Потребности студентов в процессе занятий физической культурой Студенты Все
юноши девушки
Потребность в движениях и физиче- 62 82 72
ских упражнениях
Потребность в общении, проведении 31 27 29
свободного времени
Потребность в эмоциональной разряд- 55 61 58
ке, отдыхе
Потребность в самоутверждении 32 16 24
Потребность в познании 10 4 7
Потребность в эстетическом наслажде- 20 16 18
нии
Такое желание не испытываю 8 4 6
Социологический анализ ценностного потенциала спорта и физической культуры в образовательном пространстве вуза содержит большой потенциал профессионально-личностного развития студента, который необходимо учитывать в педагогическом процессе и воспитании будущих специалистов. Фигурное катание на коньках, спортивная акробатика, художественная гимнастика, синхронное плавание, аэробика завоевали мировое признание не только за счет спортивного мастерства, но и за счет использования возможностей хореографического искусства. Однако в физическом воспитании, культурно-спортивной деятельности студентов столь разнообразные эмоционально насыщенные и очевидно эффективные средства до настоящего времени оказываются невостребованными. Основу экспериментального комплекса составили упражнения из йоги, аэробики и художественной гимнастики -упражнения на расслабление, быстроту двигательной реакции, упражнения на согласование движений различными частями тела, на точность воспроизводства движений по параметрам времени, пространства, силы и мощности, акробатические упражнения. С целью эффективности развития применялись выполнение движений с открытыми и с закрытыми глазами. В исследовании, которое проводилось в течение 9 месяцев приняли участие 100 студентов -мужчин политехнического вуза в возрасте от 17-19 лет. В экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах было по 50 человек. Время занятий групп выдержано адекватно. ЭГ занималась по разработанной нами программе, КГ - по общепринятой. Статистическим анализом основного эксперимента было установлено, что в ЭГ произошло значительное улучшение пространственной координационной способности (интегрированный показатель) (ПКСи), отражающий четкость взаимодействия всех сенсорных (анализаторных) систем и уровня меж- и внутримышечной координации двигательного аппарата. В целом улучшение качества составило 28 % (р < 0,001). В КГ этот показатель понизился до - 0,32 % (р > 0,05). В ЭГ ПКС с открытыми глазами составил 17,98 % (р < 0,001), в КГ - 7,45 % (р < 0,05). ПКС с закрытыми глазами в ЭГ - 25,87 % (р< 0,001) и в КГ соответственно 1,6 % (р > 0,05). ПКС после стандартной нагрузки (которая составляла 30 полных приседаний за 30 с) с открытыми глазами в ЭГ улучшилась на 21,12 % (р < 0,001), в КГ - на 0,2 % (р > 0,05). С закрытыми глазами эти показатели составили 28,32 % (р < 0,001) и 2,56 % (р > 0,05) соответственно. По статической координации в ЭГ прирост составил 6,44 % (р < 0,05), по чувствительности вестибулярного анализатора - 13,28 % (р < 0,001), рефлексометрии - на 15,85 % (р < 0,001), высоте прыжка на 9,63 % (р < 0,001), по длине прыжка на 3,77 % (р < 0,05). Аналогичные показатели функции в контрольной группе, которая занималась по общепринятой методике, существенно не изменились.
Выводы. Главным итогом проведенного педагогического эксперимента явилась научная новизна, заключающаяся в следующем: 1. Разработана система средств йоги, аэробики и художественной гимнастики и методика занятий обеспечивающая высокий уровнь развития координационных способностей и двигательных качеств в процессе физического воспитания студентов для улучшения здоровья. 2. Включение в физическое воспитание студентов специальных упражнений и других средств обеспечивает достоверно большой прирост в показате-
лях движений и двигательных качеств, что приводит к улучшению показаний физической подготовленности. 3. Определена структура модели повышения уровня многогранных координационных способностей и управления движениями, позволяющая осуществлять педагогический процесс наиболее эффективно и планомерно целесообразно в личностно-ориентированном содержании и самообразовании с учетом здоровьесберегающих технологий. Все вышеперечисленное является инновационным фундаментом современной методики развития координационных способностей студентов на основе йоги, аэробики и художественной гимнастики для развития физической культуры личности студентов в процессе здоровьесбережения. Результаты основного эксперимента подтвердили эффективность йоги, аэробики и художественной гимнастики в развитии многогранных координационных способностей (МКС) и двигательных качеств в процессе физического воспитания студентов вуза. Здоровье студентов улучшилось. Современная стратегия оздоровления нации основана на том, что вместо пассивного принятия проводимых органами здравоохранения мер формируется индивидуальная активность самого населения, направленная на заботу о своем здоровье, физическом совершенствовании, оздоровление среды обитания, всего образа жизни, искоренение вредных и внедрение полезных привычек. Физическая культура, являясь составным элементом культуры личности, мощной предпосылкой здорового образа жизни, значительно влияет не только на повышение физической подготовленности, улучшение здоровья, но и на поведение человека в быту и в процессе учебы [1-5]. Сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи - одна из приоритетных задач, стоящих сегодня перед вузом. Решение данной задачи требует разработки и внедрения здоровьеформирующих технологий, направленных на реализацию эффективных способов профилактики заболеваний и реабилитацию студентов средствами физического воспитания.
Литература
1. Вегера , А. И., Соловьева, Т. В., Петренкина, Н. Л. Исследование реакции сердечно-сосудистой системы старших дошкольников на физическую нагрузку с помощью монитора сердечного ритма POLAR / А.И. Вегера, ТВ. Соловьева, Н.Л. Петренкина // Современное состояние проблемы подготовки специалистов по физической культуре и перспективы развития : матер. науч.-практ. конф. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. - С. 209-212.
2. Мониторинг в детском саду : научно-методическое пособие / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. - СПб. : Детство-пресс, 2011. - 592 с.
3. Оценка двигательной активности дошкольников при помощи мониторов сердечного ритма «Polar» : метод. рекомендации / Под ред. С. О. Филипповой. - СПб. : Белл, 2010. - 35 с.
4. Паначев, В. Д. Социально-управленческие аспекты взаимодействия спорта и личности. Пермь. : Изд-во ПГТУ, 2004. 103 с.
5. Филиппова, С. О. Физическая культура в системе образования дошкольников: монография. / С О. Филиппова. - СПб., 2002. - 336 с.
Bibliography
1. Vegera, A. I., Soloveva, T. V., Petrenkina, N. L. Study of the cardiovascular system reaction of senior preschool children to physical load by means of the monitor of the heart rate "POLAR" / A.I.Vegera, T.V. Soloveva, N.L. Petrenkina, // Modern condition of the problem of specialists' training on physical culture and prospects of the development : materials of the scientific-practical conference - Saint Petersburg: Publishing house of A. I. Gertsen Russian State Pedagogical University, 2010. - P. 209-212.
2. Monitoring in kindergarten: scientific-methodical manual / T. I. Babaeva, A. G. Gogoberidze, Z. A. Mikhailo-va and others - Saint Petersburg : Childhood-press, 2011. - 592 p.
3. The estimation of motor activity of preschool children with the help of the monitors of the heart rate "POLAR": methodical recommendations / under edition of S. O. Filippova. - Saint Petersburg : Bell, 2010. - 35 p.
4. Panachev, V.D. Social-management aspects of sport and personality interaction. Perm : Publishing house Perm State Technical University, 2004. 103p.
5. Filippova, S. O. Physical culture in the system of education of preschool children: monograph / O.S. Filippova. - Saint Petersburg, 2002. - 336 p.
Статья поступила вредакцию: 04.02.2013 г.