ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА И УЧИТЕЛЕЙ Гора Е.П., Гречнева А.Н.
Московский педагогический государственный университет, кафедра физиологии, г. Москва
Учителя представляют собой социальную группу, которая на фоне напряженного умственного труда является группой риска по состоянию здоровья. Большинство современных методов количественной оценки здоровья, основанных на адаптационных возможностях организма, базируется на исследовании параметров сердечнососудистой системы (ССС). Для оценки функционального состояния ССС и определения ее адаптационного потенциала был рассчитан индекс функциональных изменений, который адекватно обеспечивает системный подход к решению задачи количественного измерения уровня здоровья (Баевский Р.М. и др., 1997). Целью нашей работы было сравнительное исследование уровня индивидуального здоровья студентов гуманитарного и естественного факультетов педагогического университета и учителей разных возрастно-стажевых групп. В исследовании приняли участие 310 практически здоровых людей обоего пола. Было проведено три серии экспериментов. В первой серии приняли участие 120 студентов гуманитарного факультета, из них 80 девушек I курса (к) и 40 девушек V к. Во второй серии участвовало 120 студентов естественного факультета того же вуза. Из них 38 девушек и 42 юноши (I к); 20 девушек и 20 юношей (V к). В третьей серии приняли участие 70 женщин - учителей, которые были разделены на три возрастно-стажевые группы: I группа (гр.) 22 - 30 лет (10 человек); II гр. - 31 - 45 лет (50 человек) и III гр. - после 45 лет (10 человек). В ходе исследования состояния ССС регистрировали следующие показатели: возраст, масса тела, рост, ЭКГ (II с.о.), АД по методу Короткова. Для количественной оценки индивидуального здоровья испытуемых использовали метод расчета ИФИ по формуле, предложенной по Р.М. Баевским и др. (Баевский Р.М. и др., 1997). Всех обследуемых оказалось возможным разделить на группы по уровню индивидуального здоровья. Обнаружены следующие преобладающие тенденции. У студенток гуманитарного факультета на V к. отмечены достоверно более высокие значения ИФИ (р<0,05), чем у первокурсниц, что говорит о напряжении механизмов адаптации и ухудшении состоянии здоровья в процессе учебы. При анализе индивидуальных значений у абсолютного большинства студенток выявлен удовлетворительный адаптационный потенциал, что свидетельствует о нормальном уровне здоровья. Функциональное напряжение системы кровообращения, соответствующее уровню здоровья ниже среднего, отмечено только у 5 % выпускниц. У студентов естественного факультета анализ индивидуальных значений ИФИ показал, что у большинства адаптационный потенциал удовлетворительный, соответствующий нормальному уровню здоровья. У девушек функциональное напряжение системы кровообращения отмечено только у 5 % первокурсниц, что говорит об уровне здоровья ниже среднего. У юношей V к. ИФИ оказался достоверно выше, чем у первокурсников (р<0,05), что указывает на снижение уровня здоровья выпускников. Функциональное напряжение системы кровообращения, соответствующее уровню здоровья ниже среднего, выявлено у 7 % первокурсников и 10 % выпускников. У 5 % выпускников отмечено состояние неудовлетворительной адаптации, что говорит о низком уровне здоровья. Результаты исследования ИФИ у учителей показали возрастное ослабление адаптационных возможностей организма. Так, ИФИ у учителей III гр. оказался достоверно выше, чем у учителей I гр. (р<0,01) и II гр. (р<0,05). При анализе индивидуальных значений было выявлено, что большинство учителей I и II гр. находятся в состоянии удовлетворительной адаптации, что соответствует нормальному уровню здоровья. Однако обращает на себя внимание уменьшение их количества с возрастом с 80 % в I гр. до 66 % во II гр. Среди учителей III гр. преобладали лица в состоянии неудовлетворительной адаптации (50 %). Снижение адаптационных возможностей организма свидетельствует о более низком уровне здоровья учителей III гр. и повышает риск развития заболевания. Таким образом, уровень индивидуального здоровья большинства студентов и учителей I и II гр. можно оценить как средний и выше среднего, а у учителей III гр. ниже среднего и низкий. Полученные результаты показывают необходимость мониторингового наблюдения за уровнем индивидуального здоровья и характером адаптационных процессов студентов педагогического вуза на разных этапах обучения и учителей разных возрастно-стажевых групп.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011. Т.13.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010. Т.12.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009. Т.11.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008. Т.10.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007. Т.9.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006. Т.8.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005. Т.7.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004. Т.6.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003. Т.5.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г. . Т.4.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г. . Т.3.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г. . Т.2.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010. Т.12
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т.11
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т.10
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т.9.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т.8.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т.7.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т.6.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т.5.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т.4.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.3.
24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.2.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва