ИЗУЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ БИОГЕННЫХ АМИНОВ В КРОВИ ПЕРВОКУРСНИЦ В КОНЦЕ ПЕРВОГО СЕМЕСТРА
Е.А. БЕЛИКОВА, Т. С. КОЛМАКОВА
Педагогический институт ЮФУ, кафедра анатомии и физиологии детей и подростков; РостГМУ, кафедра общей биологии, г. Ростов - на - Дону.
Известно, что ЦНС осуществляет регуляцию формирования адаптационных процессов как на уровне систем жизнеобеспечения, так и на уровне психофизиологической адаптации. В связи с этим, в настоящем исследовании провели изучение содержания моноаминовых медиаторов в крови 254 девушек первого курса ПИ ЮФУ в возрасте 16-19 лет. Об адаптационных резервах организма судили по изменению содержания НА, ДА, серотонина и гистамина в крови до и после стандартной ФН (20 приседаний за 30 сек). По результатам самооценки состояния здоровья (анкетирование) и психофизиологического состояния (анкета Л.Х. Гаркави с соавт., 1998) девушки были разделены на две группы: I группа - удовлетворительное, II группа -неудовлетворительное течение адаптации. В каждой группе первокурсницы были разделены на 3 подгруппы с учетом асимметрии ВНС - СТ (повышенный симпатический тонус), ВТ (повышенный ваготонический тонус), НТ - (нормотония).
Полученные результаты дали основание полагать, что при формировании адаптационных процессов к условиям ВУЗа происходит перераспределение функционального баланса биогенных аминов в крови первокурсниц в зависимости от тонуса ВНС. Так, содержание НА в крови девушек СТ I группы после ФН не изменялось по сравнению с исходным состоянием, что указывает на устойчивость вегетативной регуляции организма симпатическим звеном. У студенток ВТ с неудовлетворительным течением адаптации (II группа) отмечалось более низкое содержание НА в крови до ФН по сравнению с ВТ I группы, что указывает на более выраженную вегетативную асимметрию у этих девушек в конце семестра. Однако, только в крови первокурсниц этой группы было установлено значительное повышение содержания НА в крови после ФН, что может являться свидетельством напряжения симпатического звена ВНС у данных первокурсниц. Известно, что НА (так же как и адреналин) активирует клеточный метаболизма, повышая расход энергии. Такая направленность клеточных реакций не свойственна для людей с ваготонической асимметрией. Следовательно, усиление симпатических влияний на обменные процессы может привести к энергетическому дефициту в клетках, особенно в клетках мозга, и стать одной из причин ухудшения психоэмоциональных показателей у студентов ВТ II группы. Известно, что при стрессе значительно увеличивается содержание ДА в мозге и крови за счет усиления синтеза катехоламинов и их секреции из пресинаптических окончаний и надпочечников. Так, у студенток НТ при неудовлетворительном течении адаптации отмечалось повышение содержания ДА после ФН, что позволяет предполагать высокую активность дофаминергической медиации к концу семестра.
Содержание серотонина, физиологические эффекты которого антагонистичны эффектам ДА в случае регуляции секреции гипофизарных гормонов и иммунного ответа организма у всех первокурсниц I и II группы было практически одинаковым до и после ФН.
У всех студенток II группы содержание гистамина в крови до ФН было значительно выше, чем у девушек I группы не зависимо от типа ВНС. После ФН направленность изменения содержания гистамина в крови первокурсниц ВТ I и II групп была противоположной, у СТ обеих групп и НТ II группы отмечалось снижение уровня гистамина в крови.
Вероятно, изменение функционального баланса регуляторных моноаминов у студенток, имеющих неудовлетворительное течение адаптации к условиям обучения в ВУЗе, имеет место не только после учебной нагрузки, но и в конце учебного дня в течение всего семестра, что и приводит к накоплению субъективных признаков неудовлетворительной адаптации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.
11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.______
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва