Научная статья на тему 'Изучение содержания биогенных аминов в крови первокурсниц в конце первого семестра'

Изучение содержания биогенных аминов в крови первокурсниц в конце первого семестра Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
61
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Беликова Е. А., Колмакова Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение содержания биогенных аминов в крови первокурсниц в конце первого семестра»

ИЗУЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ БИОГЕННЫХ АМИНОВ В КРОВИ ПЕРВОКУРСНИЦ В КОНЦЕ ПЕРВОГО СЕМЕСТРА

Е.А. БЕЛИКОВА, Т. С. КОЛМАКОВА

Педагогический институт ЮФУ, кафедра анатомии и физиологии детей и подростков; РостГМУ, кафедра общей биологии, г. Ростов - на - Дону.

Известно, что ЦНС осуществляет регуляцию формирования адаптационных процессов как на уровне систем жизнеобеспечения, так и на уровне психофизиологической адаптации. В связи с этим, в настоящем исследовании провели изучение содержания моноаминовых медиаторов в крови 254 девушек первого курса ПИ ЮФУ в возрасте 16-19 лет. Об адаптационных резервах организма судили по изменению содержания НА, ДА, серотонина и гистамина в крови до и после стандартной ФН (20 приседаний за 30 сек). По результатам самооценки состояния здоровья (анкетирование) и психофизиологического состояния (анкета Л.Х. Гаркави с соавт., 1998) девушки были разделены на две группы: I группа - удовлетворительное, II группа -неудовлетворительное течение адаптации. В каждой группе первокурсницы были разделены на 3 подгруппы с учетом асимметрии ВНС - СТ (повышенный симпатический тонус), ВТ (повышенный ваготонический тонус), НТ - (нормотония).

Полученные результаты дали основание полагать, что при формировании адаптационных процессов к условиям ВУЗа происходит перераспределение функционального баланса биогенных аминов в крови первокурсниц в зависимости от тонуса ВНС. Так, содержание НА в крови девушек СТ I группы после ФН не изменялось по сравнению с исходным состоянием, что указывает на устойчивость вегетативной регуляции организма симпатическим звеном. У студенток ВТ с неудовлетворительным течением адаптации (II группа) отмечалось более низкое содержание НА в крови до ФН по сравнению с ВТ I группы, что указывает на более выраженную вегетативную асимметрию у этих девушек в конце семестра. Однако, только в крови первокурсниц этой группы было установлено значительное повышение содержания НА в крови после ФН, что может являться свидетельством напряжения симпатического звена ВНС у данных первокурсниц. Известно, что НА (так же как и адреналин) активирует клеточный метаболизма, повышая расход энергии. Такая направленность клеточных реакций не свойственна для людей с ваготонической асимметрией. Следовательно, усиление симпатических влияний на обменные процессы может привести к энергетическому дефициту в клетках, особенно в клетках мозга, и стать одной из причин ухудшения психоэмоциональных показателей у студентов ВТ II группы. Известно, что при стрессе значительно увеличивается содержание ДА в мозге и крови за счет усиления синтеза катехоламинов и их секреции из пресинаптических окончаний и надпочечников. Так, у студенток НТ при неудовлетворительном течении адаптации отмечалось повышение содержания ДА после ФН, что позволяет предполагать высокую активность дофаминергической медиации к концу семестра.

Содержание серотонина, физиологические эффекты которого антагонистичны эффектам ДА в случае регуляции секреции гипофизарных гормонов и иммунного ответа организма у всех первокурсниц I и II группы было практически одинаковым до и после ФН.

У всех студенток II группы содержание гистамина в крови до ФН было значительно выше, чем у девушек I группы не зависимо от типа ВНС. После ФН направленность изменения содержания гистамина в крови первокурсниц ВТ I и II групп была противоположной, у СТ обеих групп и НТ II группы отмечалось снижение уровня гистамина в крови.

Вероятно, изменение функционального баланса регуляторных моноаминов у студенток, имеющих неудовлетворительное течение адаптации к условиям обучения в ВУЗе, имеет место не только после учебной нагрузки, но и в конце учебного дня в течение всего семестра, что и приводит к накоплению субъективных признаков неудовлетворительной адаптации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.______

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.