ОЦЕНКА АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ
Токаева Л.К.
Саратовский государственный медицинский университет, кафедра нормальной физиологии, г. Саратов.
Павленкович С.С., Спиридонова Е.А.
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, кафедра технологического образования, г. Саратов
Учебная и профессиональная адаптация как один из видов адаптации является важным направлением в научных исследованиях. Усвоение возросшего объема учебного материала в семестре и в период экзаменационной сессии в сочетании с эмоциональными переживаниями затрудняет адаптацию студентов к учебному процессу и вызывает неблагоприятные сдвиги в организме, приводящие к ухудшению здоровья. Изучение и оценка адаптационного потенциала (АП) позволяет определять лиц с различной степенью адаптации в конкретных условиях жизнедеятельности.
Цель исследования - изучение и оценка АП студентов педагогического вуза юношей с различным уровнем личностной тревожности в межсессионный период и в период экзаменационной сессии. Контингент обследованных составили 300 юношей-студентов 1-3 курсов факультета физической культуры Саратовского государственного университета. Уровень личностной тревожности (ЛТ) оценивался с помощью тестов Спилбергера и Тейлора [2]. Оценка АП осуществлялась по методу Р.М. Баевского [1]. Исследования проводились в соответствии с требованиями Хельсинской Декларации Всемирной Медицинской Ассоциации (2000).
В соответствии с тестами Спилбергера и Тейлора студенты 1-3 курсов были распределены на 3 группы по уровню ЛТ: с высоким, средним и низким уровнем ЛТ. При отсутствии стрессового воздействия у всех юношей наблюдалось удовлетворительное состояние адаптации (табл.1).
Таблица 1
Средние значения адаптационного потенциала юношей 1-3 курсов с различным уровнем
ревожности в баллах (М ± m)
Уровень тревожности
Этап исследования высокий средний низкий
(n=79) (n=134) (n=87)
до занятия 2,09±0,02 2,01±0,02® 1,88±0,01<»
после занятия 2,32±0,02* 2,13±0,02*® 2,02±0,01*<»
до экзамена 2,68±0,0Н 2,54±0,01*» 2,39±0,01*»
после экзамена 2,2±0,01" 2,32±0,01" 2,09±0,01"
* — р<0,05 — до и после занятия; ■ — р<0,05 — до и после экзамена; ♦ — р<0,05 - до занятия и до экзамена; ® — р < 0,05 — различия достоверны относительно показателей юношей с высоким уровнем ЛТ
Различия значений АП в группах были статистически достоверными и закономерными (р<0,05): самые высокие в группе с высокой ЛТ, а самые низкие - с низкой ЛТ и средние - со средней ЛТ. К концу практических занятий у всех юношей независимо от уровня ЛТ значения АП возрастали, но не превышали верхней границы удовлетворительного уровня адаптации ССС к факторам среды. В ситуации ожидания экзамена у юношей с высокой ЛТ величина индекса соответствовала стадии напряжения адаптационных механизмов, у юношей со средней ЛТ - приближалась к верхней границы нормы удовлетворительного типа адаптации, а у юношей с низкой ЛТ адаптация к стрессовой ситуации проходила удовлетворительно, без напряжения. Расчет АП после экзамена свидетельствовал о возрастании адаптивных возможностей системы кровообращения.
Таким образом, высокий уровень тревожности негативно влияет на процесс адаптации студентов к условиям обучения в вузе, что диктует необходимость внедрения мероприятий, направленных на преодоления стрессовых состояний.
Литература
1. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптивных возможностей и риск развития заболеваний. - М.: Медицина, 1997. - 236 с.
2. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Игишева Л.Н. и др. Практикум по психофизиологической диагностике. - М: ВЛАДОС. - 2000. - 128 с.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.
Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и
13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и
образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г. образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г. образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г. образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г. образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г. образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г. образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г. образование в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.
Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012