Научная статья на тему 'Здоровье: нравственно-ценностные ракурсы'

Здоровье: нравственно-ценностные ракурсы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
312
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / НРАВСТВЕННО ЗНАЧИМЫЕ РАКУРСЫ: ЦЕННОСТЬ / ОТКЛОНЕНИЯ / ФАКТОРЫ / ДОСТОИНСТВО / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зимбули Андрей Евгеньевич

Статья концентрирует внимание на нравственно-ценностных ракурсах здоровья. Эта фундаментальная ценность человеческой жизни и культуры, подмечает автор, как ни странно, не освоена как термин в науке этике. Для того, чтобы исправить это упущение, в статье предпринимается историкокультурный экскурс: выявляются контексты, в каких используется понятие «здоровье» в текстах Библии, в пословицах русского и других народов. Кроме того, автор обозначает те смыслы, которые, касаясь ценности здоровья, задают в своих философских трудах такие авторитеты этической мысли, как Аристотель, Монтень, Кант, Швейцер. Вывод из проведённого анализа заключается в том, что ценностью здоровья нужно уметь достойно распорядиться. Нужно постараться тем, что каждому из нас досталось от рождения и от жизненных обстоятельств, воспользоваться как можно более честно, гуманно, справедливо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровье: нравственно-ценностные ракурсы»

Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

УДК 378 052:796

Зимбули Андрей Евгеньевич, доктор философских наук, профессор института философии человека, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия. E-mail: [email protected]

ЗДОРОВЬЕ: НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНЫЕ РАКУРСЫ

Аннотация. Статья концентрирует внимание на нравственно-ценностных ракурсах здоровья. Эта фундаментальная ценность человеческой жизни и культуры, подмечает автор, как ни странно, не освоена как термин в науке этике. Для того, чтобы исправить это упущение, в статье предпринимается историко-культурный экскурс: выявляются контексты, в каких используется понятие «здоровье» в текстах Библии, в пословицах русского и других народов. Кроме того, автор обозначает те смыслы, которые, касаясь ценности здоровья, задают в своих философских трудах такие авторитеты этической мысли, как Аристотель, Монтень, Кант, Швейцер. Вывод из проведённого анализа заключается в том, что ценностью здоровья нужно уметь достойно распорядиться. Нужно постараться тем, что каждому из нас досталось от рождения и от жизненных обстоятельств, воспользоваться как можно более честно, гуманно, справедливо. Ключевые слова: здоровье, нравственно значимые ракурсы: ценность, отклонения, факторы, достоинство, справедливость, ответственность.

Drandum est ut sit mens sana in corpore sano (Следует молиться о том, чтобы в здоровом теле был и здоровый дух).

Ювенал

Добродетель есть здоровье души, а здоровье - добродетель тела.

П.-Ж. Прудон

- Желаю тебе иметь в жизни много забот!

-... ?

- Если у человека много забот, он обычно здоров. А у больного есть

только одна забота: выздороветь.

Из еврейского юмора

Здоровье принадлежит к фундаментальным ценностям человеческой жизни и культуры. Неспроста в числе самых основных пожеланий на дни рождений, в Новый год и прочие праздники, особенно во время застолий, обязательно звучат слова о крепком, надёжном, богатырском, сибирском здоровье. Самое обиходное приветствие в русском языке звучит как

Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

«здравствуйте», «здравствуй». Мы привычно говорим: «на здоровье», «будь здоров», и даже восхищение по поводу чего бы то ни было может выражаться оборотом: «вот здорово!». И вместо слов «гигантский», «колоссальный», пожалуй, скорее услышишь: «здоровенный», «здоровущий». Уже много лет в отечественных школах преподаётся предмет «валеология», на котором детишкам раскрываются основы науки о здоровье. Подчеркну: мне бы хотелось не отнимать хлеб ни у специалистов валеологии, ни у, допустим, фармацевтов или гомеопатов, я собираюсь порассуждать о здоровье в рамках той науки, которой мне повезло заниматься много лет, науки этики. Так вот, оказывается, что в рамках этики тема здоровья как-то пока не прижилась. Ни в «Словаре по этике» [18] (1989 год), ни в более свежем издании «Этика: энциклопедический словарь» [24] (2001 год) нет специальных статей про здоровье вообще или здровье нравственное. Причём могу сообщить - нет статьи о здоровье даже в «Новой философской энциклопедии» [15] (2010) и её интернет-аналоге [26]. Но что поделать, обижаться на пробелы в словарях-энциклопедиях занятие не конструктивное. Такие западания смыслов - вполне в порядке вещей. Любая наука развивается, осваивая новые сюжеты, уподробниваясь, разрабатывая и уточняя свой терминологический аппарат. В последнее время мне доводилось несколько раз подмечать подобные пробелы и предпринимать усилия по их преодолению. Назову хотя бы такие темы, как взаимодействие, вопрошание, выручка, избирательность, ложь, мечта, нуль, обида, отношение, поиск, похвала, простота, сдержанность, труд, хитрость, юмор. В общем, мне не привыкать всматриваться в темы, которые представляются важными, но не нашли ещё хрестоматийно однозначного объяснения. И это особенно увлекательно. Ведь в них можно всматриваться самостоятельно, начиная издалека, например, с Библии. (В тексте цитат из этой книги слова «здоровье» и однокоренные с ним буду выделять заглавными буквами - для удобства восприятия)

В книге Бытия описывается, как во время голода, постигшего Израиль, братья Иосифа, когда-то подло продавшие его в рабство, пытаются разыскать-приобрести продукты, и попадают к своему ныне преуспевающему брату Иосифу. Но не узнают его. В отличие от них, Иосиф понял, с кем имеет дело. «Он спросил их о ЗДОРОВЬЕ и сказал: ЗДОРОВ ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он? Они сказали: ЗДОРОВ раб твой, отец наш; еще жив» [Быт. 43: 27 - 28] (здоровье здесь понимается в буквальном смысле, как в выражении «жив-здоров»).

Власть в Египте сменилась. В народе установились настроения против сынов Израилевых. И новый царь повелел умерщвлять всех мальчиков, которые рождались у евреянок. Но повивальные бабки оставляли в живых всех детей. Тогда «Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы

Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

делаете такое дело, что оставляете детей в живых? Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они ЗДОРОВЫ, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают» [Исх. 1: 18 - 19] (то есть, здоровые в данном контексте = не нуждающиеся во врачебной помощи, обходящиеся своими силами даже при родах).

Для ветхозаветных времён, в не меньшей степени, чем для наших, были свойственны интриги, разборки. Вот только один пример. «И сказал Иоав Амессаю: ЗДОРОВ ли ты, брат мой? И взял Иоав правою рукою Амессая за бороду, чтобы поцеловать его. Амессай же не остерегся меча, бывшего в руке Иоава, и тот поразил его им в живот, так что выпали внутренности его на землю, и не повторил ему удара, и он умер» [2 Цар. 20: 9 - 10] (упоминание здоровья в данном эпизоде можно сопоставить с этикетными приветствиями типа «How ёо уои ёо» или «Здравствуй», которые людей коварных ни в чём не связывают).

Следующий библейский сюжет, связанный со здоровьем, - это знаменитый эпизод из жизни пророка Елисея, к которому обратились жители Иерихона: «И сказали жители того города Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна. И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему. И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию ЗДОРОВОЮ, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. И вода стала ЗДОРОВОЮ до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал» [4 Цар. 2: 19 - 22] (тут здоровая вода - это безвредная, годная для употребления в пищу).

В своих Притчах Соломон поучает: «Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое; да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего: потому что они жизнь для того, кто нашел их, и ЗДРАВИЕ для всего тела его. Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни. Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя» [Притч. 4: 20 - 22] (в целом, как видно, в тексте разворачивается целая программа воспитания достойного человека).

Он же продолжает: «Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет ЗДРАВИЕМ для тела твоего и питанием для костей твоих» [Пр. 3: 8].

И предостерегает: «Держи дальше от [... = льстивой женщины] путь твой и не подходи близко к дверям дома ее, чтобы ЗДОРОВЬЯ твоего не отдать другим и лет твоих мучителю; чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома» [Пр. 5: 8 - 10].

Следующее упоминание понятия «здоровье» встречается в страстных речах пророка Исаии: «...Нет у него ЗДОРОВОГО места» [Ис. 1: 6] (так пророк говорит о своём погрязшем в пороках народе. Между нами, когда я в теленовостях вижу идущее по центру Киева факельное шествие в честь дня

Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

рождения Степана Бандеры, в голове моей уже утомлённо возникает вопрос: могло ли подобное происходить в здоровом обществе?).

Другой пророк, Иезекииль вещает: «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я - на фараона, царя Египетского, и сокрушу мышцы его, ЗДОРОВУЮ и переломленную, так что меч выпадет из руки его. И рассею Египтян по народам, и развею их по землям» [Иез. 30: 22 - 23] (читаешь эти строки, вспоминаешь про реальные судьбы когда-то великих египтян - и с опаской смотришь на то, что происходит, например, в нынешней Сирии или на Украине).

Следующие случаи упоминания здоровья в разных контекстах встречаются уже в Новом завете.

«И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не ЗДОРОВЫЕ имеют нужду во враче, но больные...» [Мф. 9: 10 -12] = [Мр. 2: 17; Лк. 5: 31] (эту мысль следует заприметить, как особо важную).

«И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их; так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных ЗДОРОВЫМИ, хромых ходящими и слепых видящими» [Мф. 15: 30 - 31] (удивление и восхищение вполне понятно. Исцеление, возвращение здоровья тем сильнее впечатляет, чем болезнь серьёзнее).

Но вот, например, что произошло, когда жители городка увидели исцелённого бесноватого. «Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в ЗДРАВОМ уме; и устрашились. Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях. И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их» [Мр. 5: 15 - 17] (то есть - жители городка изгоняют того, кто избавил их земляка от тяжкой болезни...).

В евангелии от Марка рассказывается, что уже после распятия Христос явился своим ученикам, и возвестил: «...идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут ЗДОРОВЫ» [Мр. 16: 15 - 18] (здесь, как видно, речь идёт не просто об абстрактной возможности возвращать больным здоровье, но и о том, чем задаётся способность исцеления. В частности - верой и благодатью).

Следующая история - одна из самых знаменитых. О блудном сыне. Который, после всех своих беспутств и мыканий, возвратился домой - и отец закатил по этому поводу пир. В евангелии от Луки пишется: «Старший же сын

Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его ЗДОРОВЫМ. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» [Лк. 15: 25 - 32] (что поделать - настроение и отца, и старшего сына понять можно. Сложнее их примирить).

Рассказывается в евангелиях и о случаях более однозначно радостно воспринятого исцеления. Так, у одного капернаумского чиновника (царедворца) был очень больной сын. И этот царедворец попросил Христа спасти сына. В ответ услышал от Христа: «вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес. Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой. Иисус говорит ему: пойди, сын твой ЗДОРОВ. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел. На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой ЗДОРОВ» [Иоан. 4: 46-51] (причём из расспросов слуг счастливый отец понял, что болезнь отступила именно в то самое время, когда он получил обнадёживающее обещание от Христа. Верующие принимают как факт способность исцелять на расстоянии. К сожалению, этой верой кто-то непрочь воспользоваться. На днях видел в теленовостях сюжет, где адекватно выглядящая пенсионерка, переживающая о своей дочке, впавшей в депрессию, доверилась жуликам. В итоге представители какого-то «Института психологии» доверчивую маму, что называется, растрясли на изрядную сумму денег, и исчезли...).

Ещё один широко известный случай исцеления произошёл около купальни в Иерусалиме. Возле неё наготове постоянно находилось множество больных (слепых, хромых, иссохших), которые поджидали, когда вода возмутится. Считалось, что это в купальню сошёл Ангел Господень. И кто первый успевал входить в купальню «по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть ЗДОРОВ? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас ВЫЗДОРОВЕЛ, и взял постель свою и пошел» [Иоан. 5: 2 - 9]. Причём сразу вслед уточняется: «Было же это в день субботний» [Иоан. 5: 9], и данное обстоятельство наложило дополнительный отпечаток на

Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

то, как исцеление было воспринято фарисеями. Впрочем, мы помним - по этому поводу Христос пояснял: «суббота для человека, а не человек для субботы» [Мр. 2.: 27]. Продолжаем. Осталось привести три-четыре цитаты.

Когда апостол Павел, схваченный за распространение новой веры, предстал перед судом царя Агриппы, и ему дали возможность объяснить своё поведение, он кратко описал то, как из яростного гонителя христиан был чудесной силой обращён в христианскую веру. «Когда он так защищался, Фест громким голосом сказал: безумствуешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия. Нет, достопочтенный Фест, сказал он, я не безумствую, но говорю слова истины и ЗДРАВОГО смысла» [Дея. 26: 25] (из контекста видно, что речь идёт о вменяемости, достоверности и логичности).

Примечательно упоминание интересующего нас слова в «Первом послании апостола Павла к Тимофею»: «А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно ЗДРАВОМУ учению» [1 Тим. 1: 8 - 10] (закон, как явствует из данных рассуждений, возникает из потребности защищать нормальное мироустройство от тех, кто впадает в разного рода крайности и злоупотребления. Закон, таким образом, писан именно для отступников от меры).

Павел призывает своего адресата: «Держись образца ЗДРАВОГО учения, которое ты слышал от меня» [2 Тим. 1: 13] «Ибо будет время, когда ЗДРАВОГО учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» [2 Тим. 4: 3, 4] (читаю эти строки о прихотях слушателей, и думаю: не в такое ли положение поставлен нынешний преподаватель, который практически лишён возможности управлять учебным процессом: двоечника ты не вправе отчислить, ибо вслед за этим неминуемо сократят и тебя самого...)

И как бы в противовес современным сомнениям Павел (в послании уже к другому адресату, Титу) настойчиво подчёркивал необходимость утверждаться «в ЗДРАВОМ учении» [Тит. 1: 9], призывал показывать «в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово ЗДРАВОЕ, неукоризненное» [Тит. 2: 8].

Посмотрим теперь, что про здоровье высказывается в формулах народной мудрости, пословицах.

Во всяком рождении присутствует смерть, в здоровье - болезнь, в успехе - неуспех, в юности - старость (индийская) (близкие мысли высказывал

Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

Екклезиаст, но, как кажется, не только молодые избегают размышлять в таком, диалектическом направлении).

Даже если недавно виделся, всё равно справься о здоровье (корейская) (не только подтверждается упомянутая в самом начале наших рассуждений мысль о том, насколько фундаментальна ценность здоровья, но и попутно подчёркивается важность взаимного уважения, внимания, вежливости).

Дал бы Бог здоровья, а остальное всё уладится (греческая) (трудно спорить с тем, что потребность в здоровье - базовая).

Два средства есть от телесных и душевных недугов: или примени противодействие, или не думай о них (индийская) (заприметим эти два способа приносить пользу здоровью).

Двоюродный брат купил землю - почему же у тебя живот болит? (корейская) (эта поговорка, как видно, о том, как всё в мире тесно переплетено: своё/чужое, физическое/психическое, радость за чьи-то успехи/зависть по чужому благополучию).

Доживёшь до ста лет - станешь рабом в доме (ну, рабом не рабом, а обузой и зависимым от возможностей и от отношения к тебе более молодых окружающих - это уж точно).

Здоровая голова к подушке не клонится (греческая) (я бы позволил себе уточнить: если речь идёт о ситуации, когда вечером надо укладывать детишек спать, то суть не столько в здоровье и болезни, сколько о бодрости и утомленённости. Убеждён, моё наблюдение подтвердят все, кто общался с маленькими детьми: пока ребёнок не выбегается, не «утумкается» - ему трудно угомониться, и скорее заснёт укладывающий его старший...)

Здоровому и нездоровое здорово (немецкая) (почему-то вспомнилась методика знаменитого врача В.Ф.Войно-Ясенецкого (архиепископа Луки), который во время Великой Отечественной войны, при страшном дефиците перевязочных материалов, активно пользовался простой землёй, присыпая ею раны. То есть - даже возвращению в строй тяжело больных может способствовать совсем не то, что на первый взгляд представляется здоровым).

Здоровому человеку любая пища вкусна (финская) (добавлю от себя: здоровому + адекватному, не избалованному, и не капризному).

Здоровье приходит днями, а уходит часами (немецкая) (кажется, такая же есть и русская).

Когда болезнь проходит, врач становится невнимательным (японская) (справедливости ради нужно бы сказать: и пациент не сплошь внимателен к врачу, а вспоминает о нём обычно именно в те моменты, когда что-то прихватило...).

Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

Когда товарищ твой слепой, и ты хоть глаз один закрой (казахская) (да, соглашусь: здоровье не следует выпячивать, не нужно им хвалиться - в особенности рядом с теми, у кого с ним есть проблемы).

Лучше бодрый старец, чем вялый молодец (монгольская) (из того же разряда, что лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным...).

Лучше пусть (верёвка) провиснет, чем оборвётся (сомалийская) (интересная метафора применима и к собственному здоровью, и ко взаимоотношениям с близкими людьми).

Молодой здоровеет после еды, а старый - после сна (финская) (видимо, из подобных наблюдений родилась и русская пословица: «Старому - спать, молодому - гулять»).

Музыкант заиграет - вся хворь пройдёт (сербская) (таки занудно выскажусь в том смысле, что музыка, конечно, очень хорошо. Но не всякое нездоровье ею устраняется)

Не смотри на возраст, смотри на здоровье (афганская) (интересно, эта пословица возникла у работодателей? у свах? В любом случае лично мне сдаётся, что куда важнее ни то, ни другое - а содержание жизни)

Нет долгов - и богат, нет болезней - и счастлив (монгольская) (здоровье - состояние соотносительное. Особенно это замечают люди или выздоровевшие, или видящие рядом с собою кого-то болезненного).

От того, что пошутила львица, умерла пугливая лисица (казахская) (у здоровья, очевидно, есть вполне конкретные ресурсы, которые ой как разнятся от человека к человеку, от субъекта к субъекту).

Рана, нанесённая словом, глубже раны, нанесённой мечом (курдская) (здоровье уязвимо с самых разных сторон, и болезни бывают от простуды, от перегрузки, от нервов и так далее. В том числе, не в последнюю очередь, - от обид. О том же - и следующая пословица).

Рана от злого слова хуже, чем от тупого ножа (сербская).

Распутство лишает и денег, и сил (японская) (видимо, есть смысл подойти к теме здоровья системно - рассмотрев по возможности все факторы риска и благоприятствования. Эта пословица вполне могла бы служить «закладным камнем» в основу многомерной матрицы плюсов и минусов для здоровья).

Сломанная кость (срастётся, но) такой, как была, уже не будет (сомалийская) (истолковывать это изречение можно, как угодно - хоть адресуя его к разрушению дружбы, измене любимому, хоть к утраченному по недосмотру здоровью).

Смерть богатого - мулле добрая весть, смерть бедного - досада (курдская) (аналогично, нужно признаться, обстоят дела и с медициной, переведённой а рыночные рельсы: человек здоровый ей никакой пользы не сулит ни для статистики, ни для прибыли).

Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

Для баланса приведём хотя бы несколько пословиц русского народа.

Береги платье снову, а здоровье смолоду.

Бог дал здоровье в дань, а деньги сам достань.

Болезнь и скотину не красит.

Больному и золотая кровать не поможет.

Были б кости, а мясо будет.

Горьким лечат, сладким портят.

Дай боли волю, уморит.

Дал бы Бог здоровья, а дней много впереди.

Даст Бог здоровья, даст и счастья.

Здоровому всё здорово.

Здоровье дороже денег.

Здоровья не купишь.

На леченой кобыле недолго наездишь.

От здоровья не лечатся.

Пить - помрёшь, не пить - помрёшь, уж лучше ж умереть, да пить.

Скрипучее дерево век стоит.

Тот здоровья не знает, кто болен не бывает.

Что русскому здорово, то немцу смерть.

В изрядом количестве пословиц выражается недоверие к тем, кто должен бы оберегать-укреплять наше здоровье, ко врачам.

Не лечиться худо, лечиться ещё хуже.

Не дал Бог здоровья, не даст и лекарь.

Лекарь свой карман лечит.

Где много лекарей, там много и недугов.

Есть набор немудрёных советов, как здоровье сберечь-укрепить.

Лук от семи недуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Баня - мать вторая.

Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле (Кстати о голове в холоде. Именно в холоде, а не в морозе. Вспоминаю историю об одном очень набожном московском купце, который в стародавние времена пожаловался на то, что голова стала побаливать. И лекарь ему посоветовал входить в Кремль не через Спасскую, а через Боровицкую башню. Помогло. Объяснение же тому было простое: в зимнее время, проходя через Спасскую башню, купец снимал шапку, чтобы перекреститься на икону. А Боровицкая башня была без иконы. Стало быть, можно было не остужать голову. Я нередко говорю, что по моим наблюдениям у тех, кто в наших краях в морозную погоду ходит без головного убора, голова не закалённая, а ослабленная).

Ешь вполсыта, пей вполпьяна, проживёшь век до полна.

Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

После обеда полежи, после ужина походи! (тут, думаю, всё предельно

ясно).

Кроме того, существуют многие выражения типа: «подобру-поздорову» (= в целости-сохранности), «за здорово живёшь» (ни за что, ни про что), «здоровёхонек» (совсем здоров, ничуть не болен), «здоровяк» (человек крепкого сложения),

«заздравный кубок» (тост, провозглашённый за чьё-то здоровье), «здравомыслие» (способность толково рассуждать),

«на нём хоть воду вози», «кровь с молоком» (про отменно здорового человека),

«здоров на еду, хил на работу» (про лентяя),

«одной ногой в могиле стоит», «на ладан дышит», «кожа да кости», «эк его перекосило», «в чём душа держится» и подобные - про разные проявления нездоровья.

Как видно, народная мудрость не просто подчёркивает ценность здоровья, но и подмечает его уязвимость, задаётся вопросами о его корнях-источниках-гарантах. Ещё более пристально вдумываются в эту тематику профессиональные мыслители. Напоминаю, меня в данных рассуждениях интересует тема здоровья преимущественно в тех ракурсах, которые интересны для науки этики. Значит, надо хотя бы коротко обозначить, что высказывали по этому поводу в разные века её представители.

Немало рассуждает про здоровье сам основатель этики Аристотель. Причём, могу подчеркнуть, не все его представления и оценки будут однозначно поддержаны нашими современниками. Например, он безапеляционно заявляет: «здоровье предпочтительнее красоты» [Аристотель. Т.2, с. 402]. Спросите многочисленных сегодняшних рукотворных красоток, которые буквально с риском для жизни удаляют себе рёбра, накачивают силиконом грудь или губы, меняют форму глаз и тому подобное... Но если честно, спросите меня, чью сторону я займу - наших современниц или древнего грека, то я скорее всего отвечу, что вступаться за современниц не буду.

Древнегреческий мыслитель полагает, что здоровье - это «врождённая способность не поддаваться легко действию случайностей» [1, с. 73]. «Здоровое» для него - это «способное или содействовать здоровью, или сохранять его, или быть его признаком» [1, с. 367].

Приводит он и такое наблюдение: «здоровью, которое есть меньшее благо, противолежит большее зло, ибо болезнь большее зло, чем плохое самочувствие» [1, с. 512]. Особо примечательны рассуждения Аристотеля, касающиеся здоровья сообщества. Он пишет, что «подобно тому как здоровые от природы тела и хорошо снаряжённые для плавания суда» лучше выдерживают испытания, так

Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

точно и различные виды государственного строя тоже нуждаются в предохранительных мерах [2, с. 581]. Прежде всего он называет здесь «многолюдство» и «установление хорошего порядка» [там же].

«Для нормального физического состояния гражданина, для его здоровья, для его способности к деторождению - подмечает античный философ, - вовсе не требуется физическая мощь атлетов; с другой стороны, подходит тут не слишком нежное и слабосильное телосложение, но среднее между обеими крайностями» [2, с. 623].

По убеждению Аристотеля, «забота о теле должна предшествовать заботе о душе, а затем, после тела, нужно позаботиться о воспитании наклонностей, чтобы воспитание их послужило воспитанию ума, а воспитание тела -воспитанию души» [2, с. 621].

«Полезно тотчас же, с малых лет, приучать детей к холоду: это самое подходящее средство и для поддержания здоровья, и для подготовки к перенесению воинских трудов» [2, с. 625]. Показательно, что мыслитель стремился во всём отыскивать золотую середину, меру. В этой связи вполне оправданной выглядит критика, адресуемая им, жителем Афин спартанским обычаям. Он пишет: «лакедемоняне [...] постоянными тяжёлыми упражнениями [...] делают детей звероподобными» [2, с. 632]. Причём, надо признать, он видит не одну, а две опасности-крайности: «физическое напряжение препятствует развитию ума, напряжение умственное - развитию тела» [2, с. 633].

Надо ли напоминать, что весь античный мир долгие века его расцвета был далёк от либеральных взглядов о свободной и независимой личности. В порядке вещей было представление о человеке как «существе политическом» (homo politicus) [2, с. 378, 455]. По контрасту с изредка появлявшимися ненормальными одиночками, которые были не склонны интересоваться судьбами родного полиса. Этих ненормальных эллины звали homo idioticus. Считалось очевидным: «Первичным по природе является государство по сравнению с семьёй и каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части» [2, с. 379]. «Государство, - в свою очередь, - создаётся не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо» [2, с. 460]. При анализе того, как складывается здоровая и нездоровая общественная жизнь, Аристотель подмечает не только несовпадающие интересы богатых и бедных граждан. Но также такие особенности, которые проявляются при взгляде на отношения с соседями. Он, в частности, пишет: «одни смотрят равнодушно на неприязненные отношения с соседями, а другие проявляют слишком большую, даже безобразную заботу об этом» [2, с. 608]. Вообще представляется, что такие сочинения Аристотеля, как «Политика» и «Никомахова этика», обязательны для прочтения людьми, занимающимися управленческой, тем более политически управленческой деятельностью. Вот, к примеру, что пишет философ:

Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

«продолжительное пребывание в государстве иноземцев, воспитанных в иных законах, не полезно для поддержания в нём благозакония, равно как не полезно для него и многолюдство» [2, с. 599] - прямо-таки про те процессы, которые характерны для Европы последних лет. Не будем, однако, слишком упирать на политические аспекты здоровья. Об этом ещё будут думать, спорить, писать многие и многие авторы - Макиавелли, Маркс, Ленин, современные политологи. Вернёмся к собственно этическим ракурсам здоровья. И обратимся к двум-трём авторитетам в области этической мысли.

Мишель Монтень - замечательно интересный автор - напрямую не посвятил теме здоровья ни одного из своих текстов. Есть в его знаменитых «Опытах» упоминания того, что здоровью способствует, - умеренность [14, Т. 1, гл. XXX], упражнения [14, Т.2, гл.VI], сон [14, Т.1, гл. XLIV], стойкость и самообладание [14, Т.1, гл. XII; Т.2, гл. XXIX; Т.3, гл. X]. Пишет он о том, что негативно влияет на здоровье, например, о пьянстве [14, Т.2, гл. II]. Рассуждает про то, что не нужно прикидываться больным [14, Т.2, гл. II]. Констатирует - в тексте о возрасте - что «иногда первым уступает старости тело, иногда душа. Я видел достаточно примеров, когда мозг ослабевал раньше, чем желудок или ноги. И это зло тем опаснее, что оно менее заметно для страдающего и проявляется не так открыто» [14,Т. 1, с. 347]. Следовало бы особо отметить признание автора, которое он вставляет в свои рассуждения как бы походя: «здоровье, которое для меня так сладостно и заманчиво, навещает меня с перерывами, [... ] оно скорее приносит мне огорчение, чем хорошее самочувствие» [14, Т.3, с. 269]. В то же время подчеркнём: данное признание прозвучало - и ушло. В других текстах, в рассуждениях на самые разные темы автор нисколько не позволяет себе ни плакаться, ни кокетничать. То есть, можно полагать, упомянутым разовым признанием философ нисколько не набивает себе цену. Он и вправду не отличился долголетием. Да, он ушёл из жизни, не прожив и шестидесяти лет. Но, согласимся, совсем неплохо прожить жизнь, насыщенную событиями, и оставить после себя три тома мудрых текстов, которые переведены на все главные языки, читаются и продолжают обсуждаться многие годы и века.

Назову ещё два имени из числа авторитетнейших мыслителей, которые запечатлели себя вкладами в историко-философскую картину мира: Кант и Швейцер. Кстати, оба, по контрасту с Монтенем, жили долго. Первый - 80 лет, второй - 90. Но, конечно же, главное, чем они интересны для истории культуры и для нашего рассуждения, вовсе не в продолжительности их жизни. Иммануил Кант, создатель своеобычной этической теории, сопрягающей представления о свободе, долге и о благоволении, по интересующему нас поводу прямо писал: «на нас лежит обязанность заботиться о нашем теле» [10, с. 151]. И чуть выше: «Совершенство дисциплины тела состоит в том, чтобы человек мог жить

Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

сообразно своему назначению» [там же]. Рассуждая о вредных отклонениях, Кант выделял особо обжорство и пьянство. Русскому человеку, думаю, будет небезынтересно, что именно писал кёнигсбергский философ: «Какой из этих двух скотских пороков, обжорство или пьянство, презреннее и низменнее? Наклонность к выпивке не так низменна, как обжорство, ибо питие есть средство общительности и разговорчивости и содействует воодушевлению человека, и постольку его можно извинить; если же питие превосходит эту степень, то оно становится пороком пьянства. [...] обжорство не содействует ни общительности, ни оживлению тела, а просто обнаруживает животное начало» [10, с. 152]. Можно видеть, впрочем, что Кант склонен оправдывать лишь выпивку именно коллективную, а не в одиночку. Ещё более важно то, что он высказывает о соотношении здоровья телесного и душевного, предостерегая от перевеса в ту или иную сторону, и призывая заботиться о собственном достоинстве. Кант прямо пишет: «Человек, имеющий внутреннюю ценность, охотнее пожертвует своей жизнью, чем совершит низкий поступок» [10, с. 148]. Кстати, по поводу жертвы своей жизнью. Предельно убедительно выглядит и общий вывод Канта о противоестественности самоубийства: «Самоубийца [...] является в ином мире как человек, оставивший свой пост. [...] Самоубийство [...] не потому отвратительно и недозволено, что Бог запретил его, но Бог запретил его, потому что оно отвратительно падением внутреннего достоинства человека ниже животности» [там же]. Даже если отвлечься от близких к богословским объяснений, к которым прибегает Кант, смысл его логики наверняка понятен и созвучен любому: «Назначение человека состоит [... ] в том, чтобы добиться высшего совершенства посредством своей свободы. Бог желает не только того, чтобы мы были счастливы, но и чтобы сами сделали себя счастливыми» [10, с. 221]. Уберите слово «Бог» - и что в этом рассуждении появится неверного?!

Наконец, обещанный Альберт Швейцер. Он поможет нам внести в рассуждения о здоровье новые этически значимые ракурсы. Прежде всего, вспомним, что в рамках его общего философского подхода «Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей» [23, с. 218]. В этом плане здоровье, конечно, выступает как положительная ценность, добро. А болезнь - как зло. Однако Швейцер такой констатацией вовсе не ограничивается. В его понимании к жизни следует относиться, исходя из принципа «Положение обязывает: более удачливые в долгу перед менее удачливыми, пропорционально различию положений» [27]. То есть - более богатые, более здоровые не вправе просто пользоваться тем, что им досталось от судьбы. Они призваны постараться сделать так, чтобы уменьшить контраст между своей жизнью и жизнью тех, кто оказался менее богатым, удачливым, здоровым. Именно рассуждая таким образом, Швейцер в своё время - вполне благополучный европеец, образованный, трудолюбивый,

Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

которому в общем-то не в чем было себя упрекнуть, - оказался в Экваториальной Африке. Чтобы, как он полагал, отдавать многовековыми долги европейцев темнокожим беднякам. Основал там в деревушке Ламбарене больницу, и работал долгие годы, вплоть до кончины, врачом.

Понятно, у каждого - свои жизненные выигрыши-проигрыши, свои маршруты, свои представления о справедливости, ответственности, свободе, долге [28, с.71-81]. Но в свете вышесказанного, надеюсь, становится понятно: ценностью здоровья нужно уметь достойно распорядиться. Нужно постараться тем, что каждому из нас досталось от рождения и от жизненных обстоятельств, воспользоваться как можно более честно, гуманно, справедливо. Чтобы между нами не разворачивалась борьба всех против всех, а чтобы мы, наоборот, помогали каждому (по крайней мере ближним) состояться как хомо политикус (общественному), хомо гуманус (гуманному), хомо фабер (созидательному).

Библиографический список

1. Аристотель. Сочинения в четырёх томах / Аристотель. Т.2. - М. : Мысль, 1973. - 687с.

2. Аристотель. Сочинения в четырёх томах / Аристотель. Т. 4. - М. : Мысль, 1983. - 830с.

3. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа / В.И. Даль. - СПб. : Диамант, 1998. - 523с.

4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. Т. 1- М.: Гос. издательство иностранных и национальных словарей, 1956. - 699с.

5. Армянский фольклор. - М. : Наука, 1979. - 375с.

6. Гварджаладзе И. С., Мчедлишвили Д. И. Английские пословицы и поговорки / И. С. Гварджаладзе, Д. И. Мчедлишвили. - М.: Высшая школа, 1971. - 77с.

7. Древнеиндийские афоризмы. - М.: Наука, 1966. - 96с.

8. Еврейское остроумие: пер. с немецкого. - М. : Текст. Книжники, 2010. - 671с.

9. Казахские пословицы и поговорки. - Алма-Ата : Жазушы, 1987. - 84с.

10. Кант И. Лекции по этике / И. Кант. - М.: Республика, 2005. - 431с.

11. Корейские народные изречения. На корейском и русском языках. - М. : Главная редакция восточной литературы, 1982. - 359с.

12. Курдские пословицы и поговорки. - М. : Главная редакция восточной литературы, 1972. - 456с.

13. Монгольские народные пословицы и поговорки. - М. : Изд-во иностранной литературы, 1962. - 86с.

14. Монтень М. Опыты: В трёх книгах / М. Монтень. - М. : Голос, 1992.

15. Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т.2. - М. : Мысль, 2010. - 635 с.

16. Сказки, пословицы и песни лужицких сербов. - М. : Изд-во иностранной литературы, 1962. - 159с.

Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

17. Словарь латинских крылатых слов. - М. : Русский язык, 1982. - 959с.

18. Словарь по этике: 6-е изд. - М. : Политиздат, 1989. - 448с.

19. Сомалийские пословицы и поговорки. - М. : Главная редакция восточной литературы, 1983. - 284с.

20. Уйгурские пословицы и поговорки. - М. : Главное издательство восточной литературы, 1981. - 182с.

21. Финские народные пословицы и поговорки. - М. : Изд-во иностранной литературы, 1962. - 58с.

22. Чакалов И. В. Пословицы и поговорки цалкинских (триалетских) греков / И. В. Чакалов. - Салоники: Эродиос, 1997. - 216с.

23. Швейцер А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. - М. : Прогресс, 1992. - 573с.

24. Этика: энциклопедический словарь. - М : Гардарики, 2001. - 669с.

25. Японские народные пословицы и поговорки. - М. : Изд-во иностранной литературы, 1959. - 95с.

26. Новая философская энциклопедия. - [Электронный ресурс]. - URL: http://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/browse/CL1/11 - (дата обращения: 4.01.2017)

27. Spiegelberg H. Albert Schweitzer's «Other Thought»: Fortune obligates / H. Spiegelberg // Протоколы XV Всемирного Конгресса по философии. 17 - 22. 09. 1973 года. Варна (Болгария). - София, 1974. - P. 529 - 534.

28. Зимбули А. Е. Духовное здоровье человека и нравственное воспитание: векторы и парадоксы / А. Е. Зимбули / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2015. №2 1 . - С.71-81. - [Электронный ресурс]. - URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/43/showToc (дата обращения: 19.12.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.