Научная статья на тему 'Ворчание как этическая Проблема'

Ворчание как этическая Проблема Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
747
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ворчание / ситуация ворчания / этический анализ.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зимбули Андрей Евгеньевич

Актуальность этического анализа понятия «ворчание», полагает автор, обусловлена распространённостью таких типов, как ворчун, брюзга, придира, критикан, нытик, жалобщик. Объективное рассмотрение обобщённой ситуации ворчания: СУБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, СФЕРА, АДРЕСАТ, ФОРМА, РЕЗУЛЬТАТ – открывает возможности минимизировать психологические напряжения, а также объединять усилия для совместного осмысления и совершенствования мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ворчание как этическая Проблема»

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х__________

количество бутылок пива, выпитого за единицу времени. Всё это, повторяю, побуждает всерьёз задуматься о возможностях выработки нравственно оправданных культурных стратегий. О том, как наилучшим образом мысли, чувства и дела отдельных людей, а также людей, свободно собирающихся в социальные общности, избирательно направлять в культуротворческое русло.

Список использованной литературы:

1. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.4. - М.: Мысль, 1983. - С. 53 -293.

2. Колесов Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма. - М. : Педагогика, 1991. - 312 с.

3. Курпатов А. 12 нетривиальных решений. Обрести мир в своей душе: 4-е изд. - СПб.: Изд. дом Нева, 2005. -99с.

4. Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т.2. - М.: Мысль, 2001. - 635 с.

5. Одум Ю. Экология: пер. с английского. В 2-х томах. Т.2. - М.: Мир, 1986. - 376с.

6. Психологическая энциклопедия. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 1095с.

7. Психология индивидуальных различий. - М.: МГУ, 1982. - 319с.

8. Словарь по этике. 6-е изд. - М.: Изд-во политической литературы, 1989. - 448с.

9. Собрание мыслей Достоевского: Составил Михаил Фырнин. - М.: Звонница - МГ, 2003. - 621с.

10. Фейнберг Е.Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. - М.: Наука, 1992. - 250с.

11. Философский век. Альманах 31. Бенджамин Франклин и Россия. К 300-летию со дня рождения: в двух частях. Часть I. - СПб.: Центр истории идей, 2006. - 326с.

12. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. - М.: Наука, 1989. - 576с.

13. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. - Л.: ЛГУ, 1991. - С. 174.

14. Этика: энциклопедический словарь. - М .: Гардарики, 2001. - 669с.

Интернет-источники:

15. Аббревиатуры с расшифровкой:

http://vandex.ru/search/?lr=2&text=%D0%B0%D0%B1%D0%B1%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%B 0%D 1%82%D 1 %83%D 1 %80%D 1 %8B%20%D 1 %81%20%D 1%80%D0%B0%D 1%81 %D 1%88%D0%B8%D 1 %84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%BE%D0%B9 - обращение 31.7.2015

16. Бирюкова Е.А. Функционирование аббревиатур в современной речи: Диссертация на соискание уч. степени кандидата филол. наук: Специальность 10.02.01. - М.: МПГУ, 2007.

http://www.dissercat.com/content/funktsionirovanie-abbreviatur-v-sovremennoi-rechi - обращение 31.7.2015

17. Новая философская энциклопедия: http://iph.ras.ru/enc.htm - обращение 31.7.2015

© А.Е.Зимбули, 2015

УДК 17.021

Зимбули Андрей Евгеньевич

доктор философских наук, профессор РГПУ Санкт-Петербург, РФ E-mail: zimbuli@yandex.ru

ВОРЧАНИЕ КАК ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Аннотация

Актуальность этического анализа понятия «ворчание», полагает автор, обусловлена распространённостью таких типов, как ворчун, брюзга, придира, критикан, нытик, жалобщик. Объективное рассмотрение обобщённой ситуации ворчания: СУБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, СФЕРА, АДРЕСАТ, ФОРМА, РЕЗУЛЬТАТ - открывает возможности минимизировать психологические напряжения, а также объединять усилия для совместного осмысления и совершенствования мира.

150

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х____________________

Ключевые слова

Ворчание, ситуация ворчания, этический анализ.

Худое молчанье лучше доброго ворчанья.

Рус. пословица

Нотацию читать кому, журить, выговаривать, помылить.

В.И.Даль

Нотация - наставление, нравоучение [от лат. notatio = замечание, обозначение]

Словарь иностранных слов

Ворчливая собака — добыча для волка.

Рус. пословица

ВОРЧУН, БРЮЗГА, ПРИДИРА, НЫТИК!, ЖАЛОБЩИК - много ли отыщется столь же непривлекательных типов! Кому не памятен образ Старухи из знаменитой сказки Александра Сергеевича Пушкина - всё-то ей не так. Вечно она недовольна Стариком, раз за разом его укоряет, обзывает «дурачиной» и «простофилей», ставит перед ним всё новые и новые требования. Никак на неё не угодить, ничем её не успокоить! Уровень её притязаний, похоже, ни с чем не соотносится - ни с её собственными заслугами, ни с реальными возможностями попутчиков по жизни, а разве что лишь с совершенно неуправляемой фантазией. Для этики важно то, что подобные типы встречаются далеко не только в сказках, но и в реальной жизни. И выявляют себя во взаимоотношениях не только с ближайшими соседями-родственниками. А стало быть, есть все основания всмотреться в особенности такого склада характера, призадуматься о возможностях минимизировать психологические напряжения, избежать непонимания и срывов. Тем удивительнее, что покуда в число общераспространённых этических категорий слова «ворчун», «нытик», «брюзга», «ворчливость», «сварливость», «раздражительность», «придирчивость» - не попали. Согласимся, что понятия «искренность», «коварство», «ревность», «грубость», «зависть», «чванство», «любовь», «милосердие», «дружба», «мужество», «мещанство», «любезность», «смирение», «щедрость», привычно отражаемые в словарно-энциклопедической литературе [8; 12; 13], не покрывают обозначенной проблемной области. Впрочем, авторов-составителей указанных изданий было бы несправедливо критиковать за невнимание к теме. Ведь она, похоже, и у классиков не получила специальной разработки. Так, тщетно мы будем искать слова «ворчание», «выговор», «упрёк», «укоризна», «сварливость» в предметном указателе к «Никомаховой этике» и «Большой этике» Аристотеля [1, С.793 -822]. Хотя можно не сомневаться, что ко времени, когда Аристотель формулировал основные подходы к науке о нравственных взаимоотношениях, среди его соотечественников имел хождение яркий и выразительный образ Ксантиппы. Сейчас трудно судить о логике философа: другие ли темы представлялись ему гораздо более весомыми, или же он умолчал о Ксантиппе из уважения к памяти Сократа. Факт остаётся фактом - если мы хотим что-то узнать о ворчунах и ворчливости, то нужно обращаться к другим источникам. Ну что ж, открываем «Опыты» Мишеля Монтеня. И выясняем, что в знаменитых трёх томах нет специальной главы, посвящённой теме «ворчание» или сопряжённым с нею темам «выговор», «упрёк», «нотация», «нравоучение». Разумеется, вообще пройти мимо интересующего нас вопроса автор не мог. Ведь даже выделенную им тему «Раскаяние» нетрудно истолковать как выговор себе самому [7, Т. 3, С. 22 - 39]. Или, в другом месте (в сюжете «О воспитании детей»), Монтень пишет: «Порицать в другом свои недостатки, думается мне, столь же допустимо, как порицать - а я это делаю весьма часто - чужие в себе. Обличать их следует всегда и везде, не оставляя им никакого пристанища» [7, Т. 1, С. 161]. Тем не менее повторим: специальной разработки тема ворчания у Монтеня не получила. Нет категории «ворчание» и среди основных терминов в сочинениях Иммануила Канта. «Категорический императив», «самопринуждение», «благоволение», «справедливость», «смирение», «целомудрие», «самомнение», «эгоизм», «вера, основанная на разуме», «право наказания» и многое другое - есть. А «ворчания», «упрёка», «нравоучения» - нет. Сомневающиеся могут посмотреть хотя бы приводимый в солидном издании список важнейших терминов, используемых Кантом [6, С. 524 - 525]. Что поделаешь, великие творили науку по собственной логике, и нам, простым смертным, пристало не выискивать

151

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х___________________

умолчанных ими тем, а прежде всего ценить оставленное наследие. Так что будем ценить классиков за величественно развёрнутые панорамы, правда это нисколько не помешает нам самостоятельно и внимательно всматриваться в отдельные фрагменты этической картины мира. Итак, начнём, как водится, от библейских времён.

Для начала нужно признать, что на страницах Библии нет слов «ворчание», «ворчать», «ворчун», «брюзга», «брюзжать», «нытик», «зануда», «занудство». Нет там и слов «придира», «канючить» или «пилить» (в смысле: изводить, донимать беспрерывными попрёками, придирками [9, Т.3, С. 123] ). Нет в Библии слов «нотация» и «нравоучение». Вместе с тем интересующая нас тема всё же довольно разнообразно представлена в дошедших до нас канонических текстах.

Взять хотя бы слова ВЫГОВОР, ВЫГОВАРИВАТЬ. Слово «выговор» в значимом для нас смысле несколько раз используется пророком Неемией, который, как видно из библейских текстов, усиленно ратовал за то, чтобы иудеи вели себя в соответствии с духом и буквой Закона. «Когда я пришёл в Иерусулим и узнал о худом деле [...], тогда мне было весьма неприятно [...] Я сделал за это выговор начальствующим» [Неем. 13: 7 - 11].

«В те дни я увидел в Иудее, что в субботу топчут точила, возят снопы и навьючивают ослов вином, виноградом, смоквами и всяким грузом, и отвозят в субботний день в Иерусалим. И я строго выговорил им в тот же день, когда они продавали съестное» [Неем. 13: 15].

«И Тиряне жили в Иудее и привозили рыбу и всякий товар и продавали в субботу жителям Иудеи в в Иерусалиме. И я сделал выговор знатнейшим из Иудеев и сказал им: зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний?» [Неем. 13: 16 - 17]

«После сего, когда смеркалось у ворот Иерусалимских, перед субботою, я велел запирать двери и сказал, чтобы не отпирали их до утра после субботы. И слуг моих я ставил у ворот, чтобы никакая ноша не проходила в день субботний. И ночевали торговцы и продавцы всякого товара вне Иерусалима раз и два. Но я строго выговорил им и сказал им: зачем вы ночуете возде стены? Если сделаете это в другой раз, я наложу руку на вас. С того времени они не приходили в субботу» [Неем. 13: 19 - 21].

А вот наткнувшись на указанное слово в «Книге притчей Сломоновых», я, признаться, вспомнил своё детство: «На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов» [Притч. 17: 10]. И вот в какой связи вспомнил. Когда кто-то - учительница, папа или мама - мне, бывало, выговаривали за какой-то из очередных «подвигов», мне казалось: уж лучше поставьте в угол или огрейте пару раз ремнём! Уж не знаю, в какой степени я тогда был разумным, но и посейчас считаю: не всё тут так просто. Сила воздействия и его результативность - далеко не одно и то же. Но не будем отвлекаться. Цитируем Библию дальше.

«Сказал также Иисус ученикам: [...] Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему» [Лк. 17: 1 - 3]. <Здесь - мне видится - звучит вполне понятный призыв к совместному самосовершенствованию. Которое вряд ли возможно без доброжелательной прямоты>.

Следующие близкие по смыслу слова - СЕТОВАТЬ, СЕТОВАНИЕ.

«И оплакивали Моисея сыны Израилевы на равнинах Моавитских [у Иордана близ Иерихона] тридцать дней. И прошли дни плача и сетования о Моисее» [Втор. 34: 8] <Всё проходит. Даже оплакивание такого великого пророка, как Моисей, - миновало>

«А во время вечерней жертвы я встал с места сетования моего, и в разодранной нижней и верхней одежде пал на колени мои и простёр руки к Господу Богу моему» [Езд. 9: 5] <Очевидно, что сетование требовало особых эмоций и энергетики>

«Равно и во всякой области и месте, куда только доходило повеление царя и указ его, было большое сетование у Иудеев, и пост, и плач, и вопль» [...] [Есф. 4: 3] <Сетование локализовано не только во времени, но и в пространстве>

«И описал Мардохей эти происшествия и послал письма ко всем Иудеям, которые в областях царя Артаксеркса, к близким и к дальним, о том, чтобы они установили у себя каждогодно празднование у себя четырнадцатого дня месяца Адара и пятнадцатого дня его, как таких дней, в которые Иудеи сделались

152

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х_____________________

покойны от врагов своих, и как такого месяца, в который превратилась у них печаль в радость, и сетование - в день праздничный» [...] [Есф. 9: 20 - 22]. <Сетование можно устанавливать декретом>

«И Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня претище и препоясал меня веселием, да славит тебя душа моя и да не умолкает» [Пс. 29: 12 - 13]. <Особенно успешно могут одолеваться печальные состояния с Божией помощью>

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; [...] время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать» [...] [Екк. 3: 1 - 4]. <Знаменитая мудрая констатация, которая нередко может выступать утешением в жизненных невзгодах>

«И Господь, Господь Саваоф, призывает вас в этот день плакать и сетовать, и остричь волоса и препоясаться вретищем» [Ис. 22: 12] <Траур предполагает особые формы, церемонии. Впрочем, само слово «ТРАУР» в Библии не встречается ни разу>

«Горе Ариилу, Ариилу, городу, в котором жил Давид! [...] Я стесню Ариил, и будет плач и сетование» [Ис. 29: 1 - 2]. <Суровый Господь предрекает кары грешникам>

«Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой [...], ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего» [Ис. 60: 1, 20]. <Праведникам же - напротив, рисуются радужные перспективы>

«Возвеселитесь с Иерусалимом и радутесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нем» [Ис. 66: 10]. <Преодоление проблемы, которая выступала причиной печали, вознаграждается радостью>

«Господь стал как неприятель, истребил Израиля, разорил все чертоги его, разрушил укрепления его и распространил у дщери Иудиной сетование и плач» [Плач. 2: 5]. <Так и встают перед глазами ситуации, в которых старательно проявляют себя профессиональные плакальщицы>

«Прекратилась радость сердца нашего; хороводы наши обратились в сетование» [Плач. 5: 15]. <Слово «нравоучение», повторим, в Библии не встречается, но многие тексты носят напрямую нравоучительный характер: ~ опомнитесь, люди, и если хотите жить без боли и печалей, то не гневите Господа!>

«Зачем сетует человек живущий? всякий сетуй на грехи свои» [Плач. 3: 39] <Религиозному мирообъяснению свойственно привязывать людские страдания к грехам>

«И было ко мне слово Господне: сын человеческий! вот, Я возьму у тебя язвою утеху очей твоих; но ты не сетуй и не плачь, и слезы да не выступают у тебя» <Ветхозаветный Бог, бывает, выступает в роли Утешителя и Вдохновителя>

«[...] Не будете сетовать и плакать, но будете истаивать от грехов ваших и воздыхать друг перед другом» [Иез. 24: 23] <Сетованию, даже если оно не выражено внешне, присущи некие глубинные онтологические корни>

«Так говорит Господь Бог: в тот день, когда он сошел в могилу, Я сделал сетование о нем, затворил ради него бездну и остановил реки ее, и задержал большие воды и омрачил по нем Ливан, и все дерева полевые были в унынии по нем» [Иез. 31: 15]. <Есть дни, когда вся природа в трауре. Об этом же ещё фрагмент > «Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная» [Ис. 24: 4]. <И ещё> «Земля сетует, сохнет» [Ис. 33: 9].

«Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки гжрехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных [...] ибо злое это время. [...] и призовут земледельца сетовать и искусных в плачевных песнях - плакать, и во всех виноградниках будет плач [Ам. 5: 12 - 17]. <Пророк пытается воззвать если не к совести, то к страху сограждан>

«И обращу праздники ваши в сетование и все песни ваши в плач, и возложу на все чресла вретище и плешь на всякую голову» [Ам. 8: 10]. <Видать, сильно должны были люди прогневать Господа, чтоб им такое предрекалось>

«Итак, братия, будьте долготерпеливы [...] Не сетуйте, братия, друг на друга» [Иак. 5: 7, 9]. <В новозаветные мотивы плетаются идеи терпения и милосердия>.

Явно не лишены интереса для разворачиваемого дискурса слова РОПОТ, РОПТАТЬ.

153

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х____________________

«[...] Ибо Господь услышал ропот ваш, который вы подняли против Него» [Исх. 16: 7] <В данном фрагменте, пожалуй, главное - это адресат ропота. Допустимо ли для правоверного роптать на замыслы Творца! Близкий смысл содержится и в нескольких других цитатах, например вот каких>

«Соперница ее <Анны> сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее» [I Цар. 1: 6].

«Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его» [Чис. 11: 1].

«И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: доколе злому обществу сему роптать на Меня! ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на Меня, Я слышу [...] сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет» [Чис. 14: 27, 33]

«Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина» [Мф. 20: 10 - 11] <Знаменитая притча, способная навести на мысль о том, что людские представления о справедливости часто очень поверхностны и субъективны>

«Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?» [Иоан. 6: 61] <Ворчит, проявляет недовольство не только тёмный народ - ропщут и избранные из избранных: ученики Христа... Проблема до чрезвычайности серьёзна!>

Продолжатели дела Иисусова, как свидетельствует Священное Писание, понимали разрушительность ропота.

«Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота» [I Пет. 4: 9] <Не удивлюсь, если современные адепты толерантности усмотрят здесь аргументы в свою пользу>

«Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми» [Фил. 2: 14] <Разве не о таких детях мечтают многие родители, не о таких подчинённых - военачальники или вообще начальники, не о таких согражданах - политические деятели!>

«Это ропотники, ничем не довольные» [Иуд. 16] <Значит, тот тип, который изначально был в фокусе моего внимания, когда я подступал к теме, не нов>

Наконец, напрямую отвечает нашим интересам слово СВАРЛИВОСТЬ.

«[...] Сварливая жена - сточная труба» [Притч. 19: 13]. <Казалось бы, трудно высказаться более выразительно! >

«Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою» [Притч. 21: 19] <Читаешь - и веришь сказанному>

«Непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена - равны» [Притч. 27: 15] <Один образ хлёстче другого!>

«Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину» [Иак. 3: 14] <Да уж, хвалиться тут совершенно нечем> [...] «Ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое» [Иак. 3: 16] <Ну может и не обязательно ВСЁ худое, но неустройство - это точно>

«[...] Епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не убийца, не сварлив, не корыстолюбив» [I Тим. 3: 2 - 3] <Примечательно, что интересующее нас качество попало в перечень наиболее профессионально и социально значимых характеристик, названных применительно к персоне епископа. И обратим внимание, какие рядом звучат характеристики: «не убийца», «не сварлив»!>

Последнее извлечение приведём из Послания к Титу святого апостола Павла: «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам» [Тит. 3: 1 -

2] <Здесь речь идёт о советах-призывах, обращённых к самым широким слоям единоверцев, а не только к высокопоставленным церковным чинам>. В целом, думается, вполне понятной вырисовывается позиция православной церкви, выраженная в краткой и ёмкой сентенции, которую в минувшем году мне, во время поездки по Байкалу, довелось услышать от священника о. Андрея: «Ропотников Господь не любит больше, чем грешников».

Всмотримся в суть ключевого понятия темы - «ворчания». Объяснения в словарях находим такие. У В.И.Даля читаем: «Ворчать, изъявлять неудовольствие свое полугласным бормотом; о звере: издавать

154

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х__________________

сердитый, негромкий голос, ему свойственный; о челов. щунять, журить кого; брюзжать, браниться» [4, Т. 1, С. 242]. Если кого смущает слово «щунять», то можно привести его трактовку из другого тома того же Словаря: «усовещивать, журить, заставлить очнуться, увещевать, бранить, унимать, претить» [4, Т. 4, С. 372]. Трудно удержаться от того, чтобы не подметить вот какого парадокса. И В.И.Даль [4, Т.1, С. 242], и М.Фасмер [10, Т.1, С. 356], и П.Я.Черных [11, Т. 1, С. 167 - 168] указывают на родство глаголов «ворчать» и «ворковать». Тогда как едва ли сыщется хотя бы один русскоязычный ребёнок, который бы спутал два состояния своей мамы: воркующей и ворчащей. Но не будем отвлекаться на этимологические сюжеты. А то ведь специалисты мало ли на какие ещё близкие степени семантического родства не укажут - например, между словами «бык» и «пчела»... [через слова «бучать», «бъчела» - 11, Т. 1, С. 128]. Сфокусируем внимание на том явлении, которое нас изначально заинтересовало. Суть его заключается в том, что некто выражает негромким голосом своё недовольство, раздражение. В предельно обобщённом виде ситуацию ворчания можно представить так: СУБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, СФЕРА, АДРЕСАТ, ФОРМА, РЕЗУЛЬТАТ.

СУБЪЕКТ. Про субъекта ворчания, ворчуна следует, очевидно, заметить, что это некто разумный, вменяемый, способный к восприятию и осмыслению нравственно значимых событий. Он явно относится к происходящему заинтересованно, неравнодушно. Но у него, судя по всему, недостаточно силы и власти, чтобы как-то серьёзно повлиять на ситуацию, и в итоге ему остаётся тихо высказывать своё недовольство. Это может быть домочадец, живущий в доме на правах бедного родственника. Или не самый шумный болельщик на стадионе, горюющий по поводу того, как лениво, безвольно, неумело действует его любимая команда. Это, наконец, может быть гражданин-избиратель, который далёк от восхищения политической жизнью страны, но вся его энергия взыскательности уходит в бурчание при просмотре теленовостей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРЕДМЕТом ворчания может стать что угодно. Плохая погода, задерживающийся трамвай, распущенная молодёжь, бестолковые старики, зажравшиеся олигархи, врущие напропалую журналюги, и многое многое другое. Предмет ворчания всегда предполагает наличие некоего контраста: «А вот у них (вариант: «а вот тогда...») - совсем другое дело!» «Погода раньше была совсем другой, нормальной». «И в газетах печатали больше позитива», «и за квартиру приходилось платить не половину пенсии». «У Соколова-то жена за два года третью шубу справляет!»... «А вот соседский мальчик - смотри, как хорошо себя держит, как он прилежен»... «А в такой-то недалёкой стране асфальт на дорогах ровнее кладут, и дольше держится». Пример с соседским мальчиком - должен признаться - позаимствовал у Канта [5, С. 195], который очень точно обозначил самую вероятную реакцию адресата: он немедленно начинает сердиться на соседского мальчика.

СФЕРА. Могу подозревать, что бытовой ворчун - это ещё самый безобидный из возможных типов ворчуна. Поскольку негативная характеристика происходящего, недобрые эпитеты действующим лицам возможны где угодно: по поводу немытой посуды или разбросанных носков; по поводу походки людей, проходящих мимо городской скамейки; по поводу очередной роли знаменитого киноактёра, по поводу каких-то кажущихся характеристик кого- или чего-либо. Повторю: бытовой ворчун - это тип ещё довольно безобидный. Куда опаснее для окружающих и вообще для культуры нытик-поэт. Лично мне представляется неумным и враждебным истине ворчание некоторых поэтов по поводу петербургских дождей и редких солнечных дней. Убеждён: переселите такого мрачного типа куда-нибудь на Багамы - он и там будет канючить, портить окружающим настроение! Кстати, наслышан, что в военное время в самых разных сообществах заниматься ворчанием было небезопасно - паникёров сурово преследовали. И, вероятно, в этом есть жестокая логика. Можно полагать, что даже футболиста, который открыто проявляет боязнь соперника, мудрый тренер постарается убрать с поля на скамейку запасных.

АДРЕСАТ - это тот, кто вынужден выслушивать ворчание и на чью реакцию рассчитывает ворчун. В зависимости от социокультурных контекстов, ментальности, обстоятельств адресатами выплёскиваемой негативной эмоции могут стать случайный попутчик, оказавшийся в роли хозяина удобной для выплакивания «жилетки»; земляк; коллега; член семьи; психотерапевт; собутыльник. Как вариант - нельзя сбрасывать со счётов способность некоторых нытиков сублимировать свою энергию, перенаправляя её кто на подвернувшуюся собаку, кто - на сочинение виршей или на пение в подземном переходе. И ведь вот что характерно - всякое, даже не очень умелое, искусство отыскивает своего ценителя. Где-то давным-давно мне встречалась такая мысль кого-то из русских просветителей (кажется, Н.А.Рубакина): «Для того, чтобы

155

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х______________________

дурная книга встретилась с дурным читателем, требуется дурной библиотекарь». От себя добавлю: чтобы дурная книга увидела свет, нужен ещё и дурной издатель. Подобным образом можно вести речь о деятелях киноиндустрии и о музейных работниках, что помогают встретиться дурным художникам и дурным ценителям.

ФОРМА. Очевидно, рассуждая о форме ворчания, надо бы иметь в виду, что ворчание - только одна из разновидностей реакции на реальные или кажущиеся беспорядки. Другими способами нравственно различимой реакции будут равнодушие, деятельный протест, злорадство, соучастие в безобразиях. Стало быть, применительно к форме важно определение вектора отношения (негативизм, пофигизм, доброжелательство, гордыня и прочее), а также нравственно подобающей меры. Вспоминаю рассказ одной студентки, которая поведала, что однажды в подростковом возрасте пришла домой очень поздно. И была готова к тому, что мама будет браниться. Но произошло следующее. Девочка вошла в комнату, и мама, дожидавшаяся дочки в кресле, молча, понурив голову, ушла к себе в спальню. Эта молчаливая укоризна, по словам студентки, подействовала сильнее долгих нотаций. И больше она маму свою старалась не волновать. Отдаю себе отчёт: для какой-нибудь другой девочки вид грустной молчаливой мамы мог бы стать своего рода индульгенцией. Тем самым как раз подчёркивается важность отыскания нравственно оправданной меры.

РЕЗУЛЬТАТ. Видимо, следовало бы осмысливать результаты ворчания для всех, кто оказывается вовлечён в интересующую нас ситуацию: для субъекта, для адресата, для реальных авторов неурядиц и для невольных свидетелей. Один - поворчал и успокоился. Другой - услышал, понял и поумнел. У третьего -ни с того, ни с сего оказалось испорчено настроение. Четвёртый - начинает сострадать ворчуну. Пятый сам обижается на жалобщика или даже принимается его преследовать. Да мало ли что ещё может произойти вследствии перераспределения энергии между общающимися людьми, если кто-то из них оказывается обижен судьбой, а кому-то просто кажется, что ему не везёт в жизни. Главное же, о чём следовало бы задуматься в рамках обозначенного ракурса рассмотрения - это как сделать так,

1) чтобы неприятности-несовершенства нам не чудились на пустом месте,

2) чтобы мы учились не выискивать вокруг себя (да и в себе) новые и новые минусы, впадая в бесконечное критиканство, а относились к критике как к способу объективного осмысления мира,

3) чтобы, заметив какой бы то ни было непорядок, мы отваживались сообщить о нём не куда-то «вбок», а напрямую по тому адресу, через который ситуация скорее всего может быть исправлена,

4) чтобы реакция на негатив разворачивалась по возможности позитивно (условно говоря, увидев грязь на асфальте, можно добавить к ней своего мусора, можно сходить за метлой, а можно - разразиться тирадой о чинимых губернатором безобразиях).

Ну и уже совсем напоследок мне хотелось бы вспомнить короткую молитву, которая мне встретилась в романе Курта Воннегута «Бойня номер пять». Молитва звучала так: «Господи, дай мне душевный покой, чтобы принимать то, чего я не могу изменить, мужество - изменять то, что мне подвластно, и мудрость -всегда отличать одно от другого» [3, С. 103]. Очень хорошо сказано! Разве что, с учётом осмысливаемой темы, стоило бы вести речь не только о мужестве, но и о способности ответственно, разумно и совестливо взаимодействовать с окружающими.

Список использованной литературы:

1. Аристотель Сочинения. В 4 томах. Т. 4. - М.: Мысль, 1983. - 830с.

2. Булыко А.Н. Большой словарь иностранных слов. - М.: «Мартин», 2004. - 703с.

3. Воннегут К. Бойня номер пять или крестовый поход детей // Новый мир, 1970, №4. - с. 78 - 181.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. - М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1956.

5. Кант И. Лекции по этике. - М.: Республика, 2005. - 431с.

6. Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов. -СПб.: Наука, 1995. - 528с.

7. Монтень М. Опыты: В трёх книгах. - М.: Голос, 1992.

8. Словарь по этике. 6-е изд. - М.: Изд-во политической литературы, 1989. - 448с.

9. Словарь русского языка: В четырёх томах. - М.: Издательство «Русский язык», 1987.

156

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х__________

10. Фасмер Макс. Этимологический словарь русского языка: В четырёх томах. - М.: ТЕРРА- Книжный клуб, 2008.

11.Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. - М.: Рус. яз., 1999.

12. Этика: энциклопедический словарь. - М .: Гардарики, 2001. - 669с.

Интернет-ресурсы:

13. Новая философская энциклопедия: http://iph.ras.ru/elib/2764.html - обращение 24.8.15

© А.Е.Зимбули, 2015

УДК 1:316

Иштуганова Газима Сабирьяновна

соискатель кафедры этики, эстетики и культурологи БГУ, г.Уфа, РБ E-mail: gazima.s@mail.ru

ДУХОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО КУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация

Статья посвящена осмыслению роли межэтнического диалога культур в установлении в многонациональном и поликультурном обществе межнациональной дружбы, согласия и консолидации.

Ключевые слова

Национальная культура, поликультурное общество, межэтнический и межкультурный диалог.

Сегодня смысл понятия «диалог» предельно расширен и используется применительно уже к процессам взаимодействия между великими культурами и цивилизациями. Первичные смыслы диалога связанны с его пониманием как агона и с коллективными формами его функционирования. Диалог изначально - это тип агона, т.е. соревнования, следовательно, имеет определенную театральнодраматическую и игровую сущность, и в процессе своего генезиса непосредственно связан с психологией масс.

Испокон веков каждый народ желавший сберечь свою национальную идентичность должен был культивировать свои древнейшие традиции (религиозную и бытовую обрядность, восходящие еще к древним истоками). Каждая культура стремилась сохранить свое единство и открытую целостность. В сегодняшнем поликультурном мире только через диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня самопознания, так как при диалогической встрече двух культур, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, одновременно обогащая другую. Диалог между культурами помогает преодолевать замкнутость и односторонность отдельных культур.

Еще на начальных стадиях социокультурного развития вырабатывались определенные правила человеческого общежития, нравственные понятия и этнические нормы общества, выполняющие роль неписанных законов, регулирующих должное личное и коллективное поведение. Действительно, социально-духовная природа человека обусловливает то, что он не может жить один и неизбежно вступает во взаимоотношения с другими людьми. Именно поэтому открытые, искренние отношения между людьми, основанные на взаимном уважении, поддержке и взаимопомощи, которые мы и называем дружбой, имеют жизненно важное, судьбоносное значение для полнокровной, спокойной, одухотворенной жизни. Именно это является матрицей духовно-нравственного потенциала человека, «золотым сводом» законов и знаний о жизни, который призван обеспечивать духовное и физическое благополучие индивида и народа [1, с. 23].

Проблема идеи диалога в философии возникла еще в глубокой древности и представляет собой понятие, культивированное объективными историческими, социальными и духовно-нравственными

157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.