Научная статья на тему 'Похвала: нравственно-ценностные ракурсы'

Похвала: нравственно-ценностные ракурсы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2113
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОХВАЛА / СИТУАЦИЯ ПОХВАЛЫ / НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНЫЕ РАКУРСЫ ПОХВАЛЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зимбули Андрей Евгеньевич

Статья посвящена рассмотрению нравственно-ценностных ракурсов ПОХВАЛЫ, то есть выражения нравственного одобрения в чей бы то ни было адрес. В ситуации похвалы оказывается возможным вычленить следующие компоненты: Субъект похвалы (кто хвалит), Объект (кого-что хвалят), Предмет (за что), Адресата (кому адресуют похвалу), Мотивы, Форму (как это делают), Восприятие и Результаты. Всмотревшись поочерёдно во всё перечисленное, автор приходит к выводу, что похвала, фактически, это положительная обратная связь, без которой невозможно существование и воспроизводство человеческой культуры. И если похвала искренняя, если она заслужена, уместна, умеренна, то есть все основания надеяться, что такая похвала не только способствует налаживанию человеческих взаимоотношений, но и способствует культуротворчеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Похвала: нравственно-ценностные ракурсы»

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х________________

УДК 17.021

Зимбули Андрей Евгеньевич

Доктор филос. наук, профессор РГПУ, Санкт-Петербург, РФ E-mail: zimbuli@yandex.ru

ПОХВАЛА: НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНЫЕ РАКУРСЫ Аннотация

Статья посвящена рассмотрению нравственно-ценностных ракурсов ПОХВАЛЫ, то есть выражения нравственного одобрения в чей бы то ни было адрес. В ситуации похвалы оказывается возможным вычленить следующие компоненты: Субъект похвалы (кто хвалит), Объект (кого-что хвалят), Предмет (за что), Адресата (кому адресуют похвалу), Мотивы, Форму (как это делают), Восприятие и Результаты. Всмотревшись поочерёдно во всё перечисленное, автор приходит к выводу, что похвала, фактически, это положительная обратная связь, без которой невозможно существование и воспроизводство человеческой культуры. И если похвала искренняя, если она заслужена, уместна, умеренна, то есть все основания надеяться, что такая похвала не только способствует налаживанию человеческих взаимоотношений, но и способствует культуротворчеству.

Ключевые слова

Похвала, ситуация похвалы, нравственно-ценностные ракурсы похвалы.

Приятно получить похвалу от человека, достойного похвалы.

Гней Невий (ок. 270 - 201)

Не доверяй человеку, расточающему тебе похвалы.

Японская пословица

Когда слышишь, как кто-то чрезмерно хвалит другого, следует обязательно задать вопрос: «Против кого направлена эта похвала?».

Мигель де Унамуно (1864 - 1936)

Начать рассуждения на означенную тему хотелось бы с признания. Мне не всегда приятно, когда кто-то через плечо заглядывает в книгу, которую я читаю. Хотя с недавних времён - принял эту неизбежность, и даже обычно готов развернуть книгу так, чтобы она была лучше видна любопытствующему соседу по вагону метро или трамвая. Так вот, еду как-то в плотно населённом метро, и из книжки, которую читает дамочка-соседка, успел усвоить перечисленные там признаки наркотиков:

- эйфория, в которую впадает использующий их субъект,

- вред, объективно наносимый человеку,

- опасность возникновения психологической зависимости,

- традиционно они в данной социокультурной обстановке не употребляются.

И вот что меня сразу насторожило. Если принимать на веру то, что пишется в неразгаданной книжке про наркотики, в нашей расейской практике под это описание вполне может попасть и ПОХВАЛА. Мы-россияне редко говорим добрые слова кому бы то ни было, будь то близкие или дальние. Потому-то так нарочито выглядят щедро рассыпанные в американских кинолентах признания «Я тебя люблю!». А ведь эйфория, испытываемая тем, кому адресованы слова похвалы, реальна. Да и вред от разъедающего сладкоречия вряд ли кто станет оспаривать. Равно как и опасность зависимости, в которую рискует впасть непривычный к похвалам гражданин. Понятно, я сейчас говорю преимущественно о рядовых гражданах, а не о небожителях, погружённых в елей-фимиам. В общем, нечаянно замеченная страничка в вагоне метро + моя самопроизвольная реакция на неё навели меня на мысль о том, что неплохо бы более-менее обстоятельно вдуматься в явление ПОХВАЛЫ, в её нравственно-ценностные аспекты.

Привычным образом заглядываю в справочную философскую литературу. В «Словаре по этике» на соответствующих страницах нахожу понятия «Потребительство», «Потребности разумные», «Почин»,

65

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х______

«Пошлость» [14, C. 261 - 265]. «Похвалы» - нет. Открываю с надеждой «Энциклопедический словарь: Этика». Вижу статьи: «Послания апостола Павла», «Постмодернизм», «По ту сторону добра и зла», «Поющее сердце: Книга тихих созерцаний», «Права человека» [18, С. 370 - 377]. В «Новой философской энциклопедии» - тоже ответа на искомый вопрос не получил. Там есть статьи «Постмодернизм», «Постпозитивизм», «Постструктурализм», «Потамон», «Потебня», «Потенциальная бесконечность», «Потребность», «Поттер», «Поуп», «Почвенничество» [10, С. 297 - 303]. Нисколько не отличается картина в интернет-версии этой энциклопедии [19]. Да, уже не привыкать - разбираться самостоятельно, без прямой помощи словарей-энциклопедий. Совсем напоследок беру в руки фолиант «Психологическая энциклопедия». Листаю, ищу нужные страницы: «Мотивация труда», «Секс-терапия», «Скука», «Скрытое обусловливание», «Синдром Мюнхгаузена от третьего лица» - каких только интересных материалов не отыщешь! Тогда как наверняка Похвалы и здесь нет. Но вот - радость! Есть краткая, но вполне вразумительная и содержательная статья «Похвала (praise)». Главное, что в ней сообщается: похвала - это «искреннее одобрение, подразумевает как информирование о правильности совершенного действия, так и положительную оценку этого действия». Подчёркивается, что изучение похвалы в условиях школьного обучения показало, что она наиболее действенна в отношении учащихся с низким уровнем способностей и учащихся с низким социоэкономическим статусом. Многие психологи и педагоги считают, что похвала наносит ущерб образовательному процессу, ослабляя внутреннюю мотивацию. Правда, имена, на которые ссылается автор статьи Р.А.Шоу: Дж. Холт, Мария Монтесорри, Ж.Пиаже, Д.Тости, - сплошь представляют зарубежную школу и соответствующие ей социокультурные обстоятельства [12, С. 624]. Любопытно было бы узнать, какие мнения бытуют относительно похвалы у представителей отечественных педагогики и психологии. Надо будет обязательно специально выудить конкретные признания и советы на этот счёт у А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили и их коллег. Однако меня сейчас интересуют не педагогически-методологические приложения темы «Похвала», но, как означено в заголовке, её нравственно-ценностные ракурсы - а это далеко не одно и то же. Так что не будем спешить обращаться к педагогической или психологической практике, посмотрим лучше, отражено ли интересующее нас понятие в Библии.

Любопытно, что абстрактное слово ПОХВАЛА устойчиво появляется лишь в текстах Нового завета. Во времена Ветхого завета бытовали лишь конкретные-зримые глаголы «похвалялся» [Вт. 29: 19], «похвалятся» [Пс. 63: 11], «похвалимся» [Пс. 43: 9] и пр. Во всём Ветхом завете, если верить «Симфонии на Ветхий и Новый завет» [13], только единожды встречается оборот: «будет Иерусалим для меня похвалою» [Иер. 33: 9] (выделено мною: А.З.). Всего же слово «похвала» и напрямую родственные ему можно встретить в Библии 36 раз. В контекстах, не уходящих далеко от понимания, обозначенного современными нам психологами. Так или иначе, богословские смыслы отчётливо выражены в «Полном церковно-славянском словаре», где различаются, с одной стороны, так называемые «похвалы» = тропари, специальные молитвы, которыми прославляются Господь Бог, святые и религиозные праздники, а с другой стороны - приводится слово «Похвальба» = хвастовство [11, С. 470]. Думается, пояснения здесь и не нужны. Разница между похвалой и хвастовством очевидна и ребёнку. Похвала - когда хвалят тебя, хвастовство - когда хвалишь себя сам. Вместе с тем далеко не всё здесь столь прозрачно и очевидно. Богатую пищу для осмысления многогранного явления похвалы дают пословицы. Взять, к примеру, русские пословицы о похвалах, похвальбе - их целая россыпь, даже если перечислять только самые выразительные:

Бес беса и хвалит.

В хвасти нет сласти, а будь на деле верен.

Всякая лисица свой хвост хвалит.

Всякий цыган свою кобылу хвалит.

Делай - не хвалясь, а Богу помолясь.

Дешёвое наводит на дорогое, а похвальба - до охулы.

Дурак деньги напоказ носит.

Из похвал шубы не сошьёшь.

Кто хвалится, тот с горы свалится.

Лучше умная хула, чем дурацкая хвала.

66

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_______________________

Не захваливай: дай людям похаять!

Не убив медведя, кожу не продают.

Не хвали в очи, не брани за глаза.

Не хвались, идучи на рать, хвались, идучи с рати.

Не чванься горох, перед бобами, будешь сам под ногами.

Отлить пулю (похвастать, солгать).

Пей, да хвастай: хмель то и любит.

Похвала молодцу - пагуба.

Похвала на похвалу напрашивается (на взаимность).

Похвальба не холопское (не крестьянское) дело.

Пустая бочка пуще гремит.

Своим добром похваляется, чужое под лавку хоронит.

Себя хулит - похвалу вызывает.

Село Вралихино на речке Повирушке.

Хвалёного берегись пуще хаянного.

Хвалилась кобыла, что с возом горшки побила.

Хвалилась синица, что море зажжёт.

Хвалили, хвалили, да под гору свалили.

Хвались, да не поперхнись.

Хвалит чужу сторону, а сама в неё ни по ногу.

Хвастать - не косить, спина не болит.

Хвастливое слово гнило.

Хороший товар сам себя хвалит.

Худого не хвали, а хорошего не кори!

Чего хвалить не умеешь, того не хули.

Чем похвалишься, тем и подавишься.

Чужого не хай, своего не хвали! [см. 3, С. 378 - 382]

Из перечисленного вырисовывается довольно интересная картина. Хвастаться, как видно из русской народной мудрости, присуще людям неумным, нечестным. Недальновидным. По крайней мере до того, как дело сделано, не подобает о нём трезвонить-разглагольствовать.

В рассуждениях основателя науки этики Аристотеля похвала выступает как нечто самоочевидное. Это видно хотя бы из того интересного вопроса, которым он среди прочего задаётся: относится ли счастье «к вещам, заслуживающим похвалы, или, скорее, к тому, что ценится» [1, С. 73]. Более методологически полезными для нас, пожалуй, окажутся другие мысли Аристотеля о похвале. Так, он полагает, что боги -выше похвал [ там же]; похвалы заслуживает тот положительный поступок, который совершён не по принуждению [там же, С. 96]; похвальнее не воздержание от дурных поступков, а совершение добрых [там же, С. 122]; похвала может быть унизительной (приводится пример: похвала богам за то, что у них нет дурных влечений) [там же, С. 285]. Заприметим все эти мысли.

Мишель Монтень в своих замечательно душеполезных «Опытах» ни в одной из трёх книгах напрямую не посвящает рассуждений теме похвалы. Даже в главе «О воспитании детей» [7, С. 159 - 198] мысль его упрямо возвращается к упоминанию розог, но о похвале не пишется. В томе 2 есть специальные главы «О наградах» [8, С. 54 - 58], «О славе» [там же, С. 317 - 332], но согласимся - это не то, что нас интересует. Аналогичным образом в томе 3 мыслитель признаётся: «Люди, общества и дружбы которых я постоянно ищу, - это так называемые порядочные и неглупые люди» [9, С. 46]. А страницей позже добавляет: «Сладостно мне общаться также с красивыми благонравными женщинами» [там же, С. 47]. Но согласимся -признание и похвала - это далеко не одно и то же.

Иммануил Кант, которого занимают аналитика чистого практического разума, его постулаты и антиномии, который изучает метафизику нравов и интересуется вопросами, как возможен категорический императив или как описать свободу, понимаемую в качестве воли всех разумных существ, - станет ли специальное внимание посвящать такой частной теме, как «похвала» [5]! Если же мы попытались бы найти

67

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_____

мнение кёнигсбергского философа на интересующий нас вопрос в таком издании, как «Лекции по этике», то там можно отыскать, например, сюжет «О наградах и наказаниях» [6, С. 73 - 77] - а это, как мы уже отмечали, чуть другая тема. Ну или ещё могли бы надеяться встретить там мысли о похвалах - в сюжете «Об этических обязанностях по отношению к другим, а именно, о правдивости» [там же, С. 200 - 208]. Однако там нам попадутся рассуждения о правдивости, лживости, лицемерии, обходительности, упрямстве, услужливости, учтивости, терпимости, но никак не о похвалах... - в общем, читая данную книгу, можно лишний раз убедиться в многомерности мира морали. Очень возможно, что когда-нибудь кто-то сумеет проделать широкозахватный историко-философский анализ, благодаря чему сложится многоцветная объёмная картина того, как видели понятие «похвала» представители разных эпох и школ. Хотя скажу честно: довольно часто мне представляется куда важнее не то, что говорили-писали, о чём спорили люди в разные эпохи, а то, что собою являет конкретный феномен культуры сам по себе, и чем он интересен-важен для нас, современников. А потому стараюсь не печалиться о дефиците древних мудрых высказываний - и посильно восполняю этот дефицит, опираясь на доступные источники, в том числе на толковые словари.

Понятию «похвала» в знаменитом «Словаре» В.И.Даля рядоположены и практически приравнены такие слова, как «похваливанье», «похваленье», «похвал», «похвалка» = одобренье, хороший отзыв [4, С. 366]. Похвальный - это приблизительно то же, что и нужный, ценный, подобающий. Дописываю значения из современного «Словаря синонимов»: достохвальный, одобрительный, хороший, лестный, прекрасный, хвалебный, панегирический, положительный, сочувственный, благоприятный, комплиментарный, заслуживающий одобрения, заслуживающий похвалы, достойный одобрения [Словарь синонимов онлайн]. Чётко и немногословно объясняется слово «похвала» в Малом академическом словаре русского языка: «Хороший, лестный отзыв о ком-, чём-л; одобрение» [15, С. 339].

Хороший, лестный отзыв может возникать в неисчислимо разнообразных обстоятельствах, выражаться до чрезвычайности по-разному, предполагая за собой самые различные подтексты. Про кого-то мы скажем: «мастер!», о ком-то - «герой!», о ком-то просто: «молодчина». Причём даже дети способны к пониманию того, что формула одобрения далеко не всегда значит что-то буквальное. В знаменитой басне Лисица обращается к к Ослу: «Отколе, умная, бредёшь ты голова?» - и обычные школьники легко догадываются об иронии и даже издёвке, сквозящей в этом обращении. Взрослый может сказать вместо осуждения слово «герой!» такой интонацией, что провинившемуся мальцу становится ясно: распекать его не будут, но презрение он явно заслужил. Никого не ставят в тупик выражения «дока», «парень не промах», «настоящий полковник» и прочие. Иной раз похвала может быть выказана и без специальных эпитетов. Так, по собственному признанию, Эдита Пьеха на концертах нередко получала записки: «Спойте, пожалуйста, песню «Дождь на Неве»» - и неизменно отвечала: «Эта песня из репертуара Лидии Клемент». Чем, скажите, такой ответ не похвала! И во всём необозримом многообразии похвал нас сейчас интересуют нравственноценностные характеристики. В частности, выражено ли в похвале доброжелательство или злое отношение, искренняя ли она; скрыты ли за ней восхищение или зависть, великодушие или снисходительность, забота или интрига. Эти и подобные характеристики удобнее всего обозреть, всматриваясь в обобщённую ситуацию похвалы, которая включает в себя: Субъекта похвалы (кто хвалит), Объект (кого-что хвалят), Предмет (за что), Адресата (перед кем, кому адресуют похвалу), Мотивы, Форму (как это делают), Восприятие и Результаты. Всмотримся поочерёдно во всё перечисленное.

СУБЪЕКТ. Ясно, что автором похвалы может быть вменяемый субъект - человек, персонаж сказки, басни, мифа, фантастического кинофильма. «Спой, светик, не стыдись!» - мы помним, чего лишилась Ворона, уверовавшая лести об ангельском голоске. Видимо, есть все основания допускать, что субъекты похвалы бывают индивидами и групповыми. Молчаливое ли то одобрение толпой подданных голого короля или дружные аплодисменты какого-нибудь партхозактива при упоминании имени генерального секретаря ЦК КПСС, овации в театре или скандирование болельщиками хвалебных кричалок в адрес мастеровитых футболистов. Подчеркну: речь должна вестись о вменяемом субъекте, который должен быть готов отвечать за долю соучастия в славословиях, какова бы ни была их сфера, кто и что бы ни восхвалялись - отец нации или очередной оппозиционер, псевдоживописный шедевр или чудо-ребёнок.

ОБЪЕКТ. «ТЫна свете всех милее, всех прекрасней и белее», «Ай да ПУШКИН! ай да сукин сын!», «ПАРТИЯ - организатор всех побед», «- А много ль КОРОВА даёт молока? / - Не выдоишь за день - устанет

68

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х___________________

рука!», «Слава БОГУ за всё!» - примеры разнотипны, и достаточно красноречиво показывают, что похвала бывает направлена, так сказать, «по горизонтали» (на равных: родных, знакомых, соседей, коллег, друзей и т.п.) или «по вертикали» (вверх: на начальство, лидеров, вожаков, командиров, в предельном виде - на Бога-Творца и Вседержителя) (вниз: на подопечных, подчинённых, детей, учеников. Владельцы домашних животных наверняка согласятся: похвала иногда очень даже бывает свойственна отношению хозяина к собаке, а может и к хомячку). В частном случае объектом похвалы может оказаться сам хвалящий -например, хвастун или торговец. Или какой-нибудь бедолага учитель, вынужденный офомлять разные «портфолио» Здесь с точки зрения этики важно понять, присуще ли каждой конкретной похвале («наверх» и «по горизонтали») искреннее уважение - или подобострастие, гордость - или зависть, ревность, лицемерие. Свойственны ли похвале «вниз» радость за успехи подчинённого-подопечного, благодарность ему - или склонность манипулировать им в своих интересах. Присущи ли самопохвале заносчивость+недоброжелательство в адрес окружающих - или заслуженная гордость с оттенком самоиронии.

ПРЕДМЕТ. Ласковая мама или мудрая бабушка всегда найдут, за что похвалить карапуза: самостоятельно просится на горшок, быстро одевается, аккуратно прибрал игрушки, помогает подметать пол и т.п. Командир в сержантской школе тоже по настроению может найти слова ободрения старательному новобранцу. Вряд ли бабушка и командир читали Аристотеля, но они на житейском опыте схватывают главную суть: разумная, уместная похвала воздаётся за проявленные старания, за рвение, отвагу и прочие нравственно положительные качества. Собственные, а не заёмные качества. И если какой-то подросток начинает хвастаться своим богатым или прославленным дедушкой - даже в среде сверстников это может вызвать на худой конец зависть, но никак не уважение. Вместе с тем, как и во многих прочих нравственноценностных сюжетах, предмет похвалы не отличается гомогенностью. Вспомним хотя бы подмеченный А.М.Горьким парадокс: «хвастовство бесправностью» [2, С. 73]. Можно предположить, что именно те, кто в детстве хвастался своими предками, повзрослев и столкнувшись с серьёзными испытаниями, будут склонны хвастаться бесправностью. Ключевым нравственно-ценностным соображением применительно к предмету похвалы, видимо, должна считаться заслуженность.

АДРЕСАТ. Здесь требуется дать вот какое пояснение. Поначалу, рассуждая о ситуации похвалы и о том, что её составляет-характеризует, я был склонен подмечать субъекта (автора) похвалы и её адресата, с последующим выделением конкретного предмета. Но в определённый момент пришло понимание того, что сплошь и рядом похвала происходит в таком контексте, который в фольклоре описан приблизительно так: «Дочка, говорю тебе, а ты, невестка, слушай!». Вспомним школьные годы - разве не было подчас на уроках такого, что учительница расхваливала одного (хорошо, если действительно прилежного!) ученика - в прямой укор остальным-нерадивым. То есть далеко не факт, что похвала всякий раз адресована именно тому, кто её заслужил. Может, он совсем не нуждается в знаках одобрения, а хотел бы, чтоб ему просто не мешали. Так или иначе, под адресатом похвалы есть прямой смысл понимать того (тех) субъектов, на реакцию кого рассчитана похвала. В ряде случаев это тот, кого хвалят: и слова положительной оценки призваны его поддержать, ободрить. В других случаях это кто-то из окружающих, чей жизненный опыт может, благодаря акцентированию внимания, пополниться, откорректироваться. Рассказы, сказки, мультфильмы про положительных героев выполняют именно такую функцию - нравственно-ретранслирующую, регулятивномобилизующую.

МОТИВЫ. Хотя мы-люди привычно горделиво именуем себя homo sapiens, ни для кого не секрет, что своим сознанием, разумом, интеллектом, полезным жизненным опытом мы пользуемся, как бы это сказать покорректнее, спорадически. А множество действий - завязываем шнурки, застилаем постель, моем посуду или механически что-то делаем на работе - выполняем «на автопилоте», по привычке. Подчёркиваю: эти действия мы совершаем не целенаправленно, не разумно, а как роботы. Тогда как об эмоциях этого, пожалуй, не скажешь. Эмоциональный фон, переживания нам свойственны непрерывно. Радуемся ли мы, утомлены, озадачены, разочарованы, напуганы, спокойны - даже если мы редко отдаём себе в этом отчёт -эмоциональное наполнение в нашей жизни имеет природу куда более целостную и непрерывную. Даже во сне мы переживаем. Так вот, и похвалы мы раздаём, побуждаемые вполне конкретными эмоциональными состояниями: рады за кого-то, благодарны ему, восхищены, или - выдавливаем из себя признание чьих-то

69

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х___________________

заслуг. С учётом чуть выше высказанного по поводу различий между Объектом и Адресатом похвалы становится ясно, что мотивы могут как бы расслаиваться, и разные векторы отношений реализуются в адрес того, кого мы хвалим, и в адрес тех, на кого рассчитана похвала. В упомянутом случае похвалы примерного ученика к нему учительница испытывает, например, восхищение, а к двоечникам - недовольство, утомление, злость, надежду (веер возможностей реально богат! И крайне желательно, чтобы мы по возможности старались наполнить наши взаимоотношения позитивными, взаимоуважительными эмоциями).

ФОРМА. Похвала в зависимости от конкретной ситуации, от общей, психологической и речевой культуры её участников - обретает самые непредсказуемые формы. В детстве, помню, папа или мама могли иной раз сказать вместо одобрения: «Молодец, возьми с полки пирожок!». И я ужасно радовался этим словам, хотя быстро усвоил, что этой самой полки и этого самого упомянутого пирожка в природе не существует. Было ясно, что мною довольны, и этого было достаточно. Впоследствии я узнал, что похвалами могут быть восклицания: «Молоток!», «Здорово!», «Круто!», «Поздравляем!». Похвала - это и одобрительные удары в бок футболисту, забившему гол, от спортсменов его команды, это и так называемая «благодарность в приказе», и признание бабушки: «Ну спасибо, ты меня порадовал». Важно подчеркнуть: в отличие, скажем, от награды - при похвале речь всякий раз идёт об одобрительном-восторженном-благодарном отношении, выраженном не в виде денег или ценных подарков. Подарок, награда - это совсем другая тема.

ВОСПРИЯТИЕ. Нетрудно догадаться, что, поскольку мы мы различаем Субъекта, Объекта и Адресата,

- и восприятие следует обозначить у каждого из них. Очевидно, в общем виде возможны варианты довольства / недовольства со стороны всех трёх названных заинтересованных субъектов. В идеале - хорошо всем: например, рад Мойдодыр, рад исправившийся грязнуля, рада детвора, которой читают поучительную рифмованную историю. В реальной жизни возможны пестрота несовпадений и даже чистый негатив, когда похвала фальшива, и она никому не в радость. Промежуточные варианты - допустим, кавээновская история про детский сад «Яблочко», где рефреном звучит: «Серёжа - молодец!». Когда одного сверх меры захваливают, другим в лучшем случае может быть просто смешно. Не исключаю, что где-нибудь в педагогических вузах студенты на семинарах отрабатывают нравственно-психологическую инструментовку похвалы, пытаясь на житейских ситуациях отыскать наиболее адекватную меру: естественную а не вымученную для Субъекта, заслуженную, не нарочитую, ободрительную и не расслабляющую для Объекта, поучающую, а не вызывающую отторжение у Адресата. То, что такую меру отыскать нелегко, подмечал ещё Кант, когда упомянул незадачливую мать, которая говорит: «Посмотри, сынок, каков соседский мальчик Фриц, как хорошо он себя держит, как он прилежен», и её сынок - вместо того, чтобы брать положительный пример с соседа-ровесника - тут же начинает на него сердиться [6, С. 195]. Помня мысль Аристотеля о том, что похвала иной раз может быть унизительной, следовало бы стремиться к тому, чтобы она всех возвышала.

РЕЗУЛЬТАТЫ. Когда врач похваливает пациента, следующего его наставлениям, выигрывают оба. Когда строгий редактор находит для начинающего автора слова не только для критики, но и для одобрения, пользу получают и автор, и издательство, и читатели. Похвала, фактически, это положительная обратная связь, без которой невозможно существование и воспроизводство человеческой культуры. Так что если похвала искренняя, а не дежурная и не служит интригам, если в ней выражены истинные положительные чувства, если речь идёт не о Кукушке и Петухе, не о взаимном цитировании, поднимающем индекс Хирша и публикационную активность, если похвала заслужена, уместна, умеренна, то есть все основания надеяться, что такая похвала не только способствует налаживанию человеческих взаимоотношений, но и способствует культуротворчеству.

Список использованной литературы:

1. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.4. - М.: Мысль, 1983. - С. 53

- 293.

2. Горький М. Художественные произведения. Статьи. Заметки // Архив А.М.Горького. - Т. XII. - М.: Наука, 1969. - 434с.

3. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. - СПб.: Диамант, 1998. - 523с.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.3. - М.: Гос. издательство иностранных и национальных словарей, 1956. - 555с.

5. Кант И. Критика практического разума. - СПб., Наука, 1995. - 528с.

70

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_______

6. Кант И. Лекции по этике. - М. : Республика, 2005. - 431с.

7. Монтень М. Опыты: в трех книгах. Кн.1. - М.: Голос, 1992. - 383с.

8. Монтень М. Опыты: в трех книгах. Кн.2. - М.: Голос, 1992. - 559с.

9. Монтень М. Опыты: в трех книгах. Кн.3 - М.: Голос, 1992. - 416с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Новая философская энциклопедия: в четырех томах. Т. 3. - М.: Мысль, 2010. - 694с.

11. Полный церковно-славянский словарь. - Москва: Издательский отдел Московского патриархата, 1993. -1120c.

12. Психологическая энциклопедия. 2-е издание. Под ред. Р.Корсини и А.Ауэрбаха. - СПб.: Питер, 2003. -1095с.

13. Симфония на Ветхий и Новый завет. Репринтное издание 1900 г. Часть 2. - СПб.: АО Интерцентр, 1994. - 806с.

14. Словарь по этике: 6-е изд. - М.: Политиздат, 1989. - 448с.

15. Словарь русского языка: в четырёх томах. Т.3. - М.: Издательство «Русский язык», 1987. - 750с.

16. Христианство. Энциклопедический словарь: в 3 томах. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993, 1995,1995.

17.Этика: словарь афоризмов и изречений. - М. : АО «Аспект Пресс», 1955. - 335с.

18.Этика: энциклопедический словарь. - М .: Гардарики, 2001. - 669с.

Интернет-источники:

19. Новая философская энциклопедия: http://iph.ras.ru/enc.htm - обращение 20.7.15

20. Пьеха Э. Воспоминания: http://lidia-klement.ru/mem pieha.html - обращение 20.7.15

21. Словарь синонимов: http://synonymonline.ru/ - обращение 20.7.15

© А.Е.Зимбули, 2015

УДК 316.33

Клинцова Мария Николаевна,

к. филос. н., доцент Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, г. Симферополь, РФ e-mail: mariya.kats@gmail.com

РОДИТЕЛЬСТВО КАК ЦЕННОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация

Статья посвящена проблеме трансформации ценности родительства в современном российском обществе. Выявлены основные особенности родительства и основные типы семей с детьми, функционирующие в современном российском обществе.

Ключевые слова

общество, семья, брак, родительство, ценность.

Социально-экономические процессы, начавшиеся в России в последние десятилетия XX века, изменили социальную структуру российского общества и привели к переоценке традиционных ценностей, смене ориентиров, изменению ценностных ориентаций и мотивации поведения людей, в том числе и в семейной сфере. Следствием этого стала трансформация брачно-семейных отношений, принципиальной чертой которой является стихийный, многовекторный, разнонаправленный и непредсказуемый характер [6, с. 6], а также переход к «индивидуализации жизненных стилей» [7].

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.