Научная статья на тему 'Простота: нравственно-ценностные аспекты'

Простота: нравственно-ценностные аспекты Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1008
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТОТА / ВИДЫ ПРОСТОТЫ / НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОСТОТЫ / ПРОСТОТА УМА / ПРОСТОТА ЧУВСТВ / ПРОСТОТА ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зимбули Андрей Евгеньевич

Автор обращает внимание на то, что за понятием «простота» скрывается интересная проблемная область и многоликое явление. Парадоксальным образом, простота совсем не проста: бывает простота кажущаяся и реальная. Наивности и мудрости. Принципиальности и прямолинейности. Доброты и злобы. Искренности и закрытости. Самоотречения и самоутверждения. Благоволения и дерзости. Доверчивости и беспечности. Ведя рассуждения в рамках этического и сследования о простоте ума (мыслей), простоте чувств, простоте поведенческой, автор приходит к выводу, что в нравственно-ценностном ракурсе простота представляет собою стремление и умение людей по возможности доброжелательно, спокойно, уверенно и невычурно вписываться в мир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Простота: нравственно-ценностные аспекты»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 17.021

Зимбули Андрей Евгеньевич

Доктор филос. наук, профессор РГПУ, Санкт-Петербург, РФ E-mail: zimbuli@yandex.ru

ПРОСТОТА: НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ

Аннотация

Автор обращает внимание на то, что за понятием «простота» скрывается интересная проблемная область и многоликое явление. Парадоксальным образом, простота совсем не проста: бывает простота кажущаяся и реальная. Наивности - и мудрости. Принципиальности и прямолинейности. Доброты и злобы. Искренности и закрытости. Самоотречения и самоутверждения. Благоволения и дерзости. Доверчивости и беспечности. Ведя рассуждения в рамках этического и сследования - о простоте ума (мыслей), простоте чувств, простоте поведенческой, - автор приходит к выводу, что в нравственно-ценностном ракурсе простота представляет собою стремление и умение людей по возможности доброжелательно, спокойно, уверенно и невычурно вписываться в мир.

Ключевые слова

Простота, виды простоты, нравственно-ценностные аспекты простоты, простота ума, простота чувств,

простота поведенческая.

Будьте мудры, как змии, и будьте просты, как голуби.

Мф. 10: 16 А ларчик просто октрывался.

И.А.Крылов

Будь проще, и к тебе потянутся люди.

Из обиходной мудрости По главной сути /Жизнь проста -Ее уста... /Его уста...

В.Федоров

Как водится, зантересовавшись тем или иным сюжетом, который может быть значим для этики, я стараюсь справиться, что пишется на этот счёт в справочной философской литературе. И уже привычным образом для начала открываю «Словарь по этике». Там на искомых страницах натыкаюсь на статьи «Прогресс нравственный», «Проституция», «Проступок», «Профессиональная этика» [11]. Вглядываясь в тематический указатель, приведённый на последних страницах издания, среди перечисленных нравственных принципов вижу, например, Аскетизм, Бесстыдство, Гедонизм, Нигилизм, Праздность, Распутство, Самоотверженность [указ. изд. С. 441]. Полагаю, Простота пришлась бы тут очень к месту. Равно как пригодилось бы это понятие в развёрнутом своде моральных качеств рядом со Скромностью, Терпимостью, Уважением [там же, С. 442]. В более новом специализированном словаре «Этика: энциклопедический словарь» - картина не более утешительная: «Проституция», «Протагор», «Протестантская этика и дух капитализма» [15] . В «Новой философской энциклопедии» - о, ура! - есть статья «Простоты принцип» [10]. Но с первых же слов понимаю: для намеченных рассуждений польза от статьи весьма проблематична: «Простоты принцип - эвристический принцип, обобщающий опыт познания, согласно которому при прочих равных условиях предпочтительна наиболее простая познавательная конструкция (теория, гипотеза, научно-исследовательская программа и т.п.)» [указ. изд., С. 369]. Сразу в голову приходят пресловутые обобщения «Все мужики - сволочи», «Все женщины - стервы», «Всё продаётся и покупается» - с которыми как раз настоящая этика на протяжении всей своей истории упорно полемизирует. Так или иначе, ясно: в основной понятийный аппарат этики термин «простота» пока ещё не вошёл. Подчёркиваю: речь должна идти именно

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

о термине, а не о случайных словоупотреблениях в самых разнообразных контекстах. Ведь, допустим, выражения типа «материя для отреза» не уценивают наличия и удобства одной из главных философских категорий: «материя». Или же - нам понятно, что, когда мы наталкиваемся на оборот «жить-поживать, добра наживать», то там под словом «добро» подразумевается нечто совершенно иное, нежели в центральной категории этики - «добро». В общем, попытаемся всмотреться в понятие «простота» с тем, чтобы отыскать за ним чёткость, выразительность, жизненную силу, требуемые для терминов.

Существует богатая россыпь пословиц о простоте как человеческом качестве. Я пишу и думаю по-русски, так что будет естественным, если в данном тексте иллюстрациями послужат именно русские пословицы, хотя наверняка у многих других народов можно отыскать близкие по духу наблюдения, советы, характеристики. Итак, вот несколько русских пословиц о простоте:

В простых сердцах Бог почивает.

Живучи просто, доживёшь лет до ста, а кто лукавит, того скоро чёрт задавит.

Кабы не боярский разум, да не мужичья простота, все бы пропали.

Нас простых и Бог простит.

Не гонись за простым вором, а лови атамана.

Простота - половина счастья.

Простота человека к Богу приводит.

В то же время мир, представленный в пословицах-поговорках, далеко не гомогенен, он сложен и многолик. Отсюда такие, например, формулы народной мудрости:

Весь бы прост, да привязан хвост (лисий).

Выть тебе волком за твою овечью простоту.

Прост, как свинья, а лукав, как змея.

Простота хуже воровства. (Кстати, могу подтвердить на собственном опыте справедливость этой пословицы. В минувшем году имел неосторожность в одном из петербургских кафе повесить сумку с деньгами, документами, фотоаппаратом на спинку стула, сзади себя. И убедился, что для того, чтобы воровство состоялось, должны совпасть недоброе намерение одного и беспечность другого)

Сам, кажись, и прост - да увяз хвост (т.е. слукавил неудачно).

Солдат не украл, а просто взял.

И даже: С простоты люди пропадают.

В общем, уже видно, что качество простоты заслуживает внимания, оценки, осмысления.

Если просмотреть Библию, то в ней упоминания слова «простота» и родственных ему гораздо менее часты, чем можно было думать. Потому не сочтём за труд все случаи подобного словоупотребления перечислить.

Первое упоминание связано с тем, что Авимелех, царь Герарский, хотел было взять в жёны Сарру, о которой Авраам из опасений за себя сказал, что она его сестра. Но когда Сарру забрали от Авраама, то Авимелеху во сне привиделся грозный Бог, выговаривавший ему за то, что он увёл чужую жену. Испуганный Авимелех оправдывается: «Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих» [Быт. 20: 5] (то есть, без злого умысла, по незнанию).

«С Авессаломом пошли из Иерусалима двести человек, которые были приглашены им, и пошли по простоте своей, не зная, в чём дело» [2 Цар. 15: 15] (простота здесь, очевидно, ~ непосвящённость в подробные обстоятельства происходящего).

«Закон Господа совершенен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых» [Пс. 18: 8] (и людям необразованным могут открываться высокие истины).

«Хранит Господь простодушных» [Пс. 114: 6] (устойчивая формула мирообъяснения, которую можно воспринимать прямым текстом, а можно - как пришедший из древности способ психологического манипулирования).

«Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых» [Пс. 118: 130] (о возможности всеобуча).

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

«Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышлённость, юноше - знание и рассудительность» [Пр. 1: 1 - 4] (о том же, «ученье - свет»).

«Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным» [Пр. 19: 25], + «Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым» [Пр. 21: 11] (речь о назидательном потенциале наказания для окружающих).

«Видел ли ты человека проворного в своём деле? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми» [Пр. 22: 29] (говорится о «социальном лифте», который действовал во все века).

«То же сделай и в седьмой день месяца за согрешающих умышленно и по простоте» [Иез. 45: 20] (об очистительных молитвах за тех, кто совершил грех нечаянно, по неосведомлённости).

«Я удалю из среды твоей тщеславящихся [...]. Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне» [Соф. 3: 11 - 12] (здесь можно видеть противопоставление простых людей - тщеславным, жестоковыйным).

«Будьте мудры, как змии, и будьте просты, как голуби» [Мф. 10: 16] (очень примечательная мысль. Мудрость не противостоит простоте!).

«Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме, и преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» [Дея. 2: 44 - 46] (описывается дружная жизнь, исполненная открытости и доброжелательности).

«Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые [...] ничего не могли сказать вопреки» [Дея. 4: 13 - 14] (и простые, «некнижные» люди могут убеждать, когда за ними стоит правда жизни).

«Раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием» [Рим. 12: 8] (действуй без предвзятости, как подобает).

«Умоляю вас, братья, остерегайтесь производящих разделения и соблазны [...]; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» [Рим. 16: 17 - 18] (здесь видны тревога и забота о людях простых, бесхитростных, безоружных перед людьми, опытными во зле).

«Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло» [Рим. 16: 19] (задаюсь вопросом: а нельзя ли было бы сказать обратное: «просты на добро и мудры на зло»? Понятно, впрочем, о чём буквально идёт речь: нужно осознанно выбирать добро и быть бескомпромиссным ко злу).

«Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире [...]» [2 Кор. 2: 12] (~ жить надо не ради своей утробы).

«Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» [2 Кор. 11: 3] (простота предстаёт нормой, уклонение от которой означает порчу. Вспомним Аристотелево замечание: ««легко промахнуться, трудно попасть в цель» («Никомахова этика», 1106 b 30 ) [1, С. 86]»).

И последнее из библейских упоминание интересующего нас понятия таково: «Рабы, - пишет апостол Павел, - повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего [...]. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь» [Еф. 6: 5 - 9] (и бедных, и богатых апостол призывает смиренно подчиниться надмирной справедливости).

Как представляется, приведённые извлечения довольно красноречиво показывают, что интересующее нас понятие-характеристика во многие века подмечалось как значимое. И, стало быть, заслуживает внимания со стороны не только языковедов, но и этиков. Однако нужно признаться, что у чуть выше процитированного Аристотеля, отца философской науки этики, нет сфокусированных размышлений про искомое качество. Нет

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

ни простоты, ни сложности в предметном указателе к «Никомаховой» и «Большой» этикам в соответствующем томе сочинений [1, С. 793 - 822].

В прославленных трёх томах мудрого Монтеня [9] нет ни одного сюжета, напрямую посвящённого простоте. Аналогично - в главных этических трудах Канта [6;7] не сформулирована отчётливым образом нравственная проблема простоты. Мне доводилось как-то читать упоминание об одном учёном индусе, который прочитал «Происхождение видов» Дарвина, и с восторгом восклицал: «Какой мудрый труд! как убедительно раскрыта в нём идея метемпсихоза!». То есть, что было в голове у индуса до книги, то же самое и осталось в этой голове после прочтения книги. Но книга-то Ч.Дарвина тут совершенно ни при чём! И чтобы не уподобляться этому индусу, я не буду ссылаться на мнения Аристотеля, Монтеня, Канта. Возможно, со временем кто-то самым внимательным образом, нацелившись на нравственно-ценностный смысл простоты, изучит корпус этических сочинений разных веков, разных школ. И очевидно, для этого нужно будет обращать внимание не только на конкретное слово «простота», но и на близкие ему по смыслу: «бесхитростность», «естественность», «искренность», «незатейливость», «открытость», «прямодушие». В предлагаемом же теперь тексте я далёк от заявок на такой исследовательский масштаб. Мне б хотелось только обозначить интересную проблемную область и конкретное многоликое явление, обозначаемое понятием «простота».

Парадоксальным образом, простота совсем не проста! Бывает простота кажущаяся и реальная. Наивности - и мудрости. Принципиальности и прямолинейности. Доброты и злобы. Искренности и закрытости. Самоотречения и самоутверждения. Благоволения и дерзости. Доверчивости и беспечности. Да, заглянем ещё в толковый словарь В.И.Даля. Как и во многих других случаях, объяснения, которые он приберёг к теме простоты, интересны, точны, понятны.

«Простая работа, обыкновенная, грубоватая, без достоинств. Простая вещь, простое дело, обиходное, не мудрое и не мудреное, не хитрое, всякому доступное, легкое. Простой дом, простое платье, без убранства, не нарядное. [...] Задача простая, не трудная, не сложная, не запутанная. Простой человек, без хитрости и без большого ума. Простой народ, податной, чернь, крестьянство. [...] Простое письмо, по себе, не денежное и не страховое. Простые тела или вещества, хим. элементы, стихии, начала, несложные; вещества, которые почитаются основными, не разлагаемыми, нпр металы. [...] Простое вино, сивуха». [...] Простоватый человек, не далекий умом, глуповатый» [4, С. 512 - 513].

«Простота, - продолжает В.И.Даль, - свойство, качество простого. [...] Простота сердца, прямота, искренность, октровенность; но простота ума, ограниченный ум, не дальний. Простота хуже воровства, глупость, которая набедит хуже вора» [там же, С. 513].

Плюс - объясняются родственные слова:

«Простоволосая баба, без платка» [там же, С. 514] (всем нам памятно выражение: «опростоволоситься» ~ осрамиться).

«Простодушие, прямодушие, щирость, искренность. Простодушный человек, простосердый бесхитростный, прямая, откровенная душа» [там же]. (могу сознаться: слова щирость ранее не встречал. Потому - привожу этому слову пояснение из другого тома В.И.Даля: «истинный, сущий, истый, точный, подлинный, настоящий; // прямой, откровенный, искренний, чистый, нехитростный, задушевный» [5, С. 658]).

«Простодушничать, прямодушничать, лукаво принимать личину простодушного» [там же]. Раньше не слышал этого слова. Хотя смысл его, конечно же, вполне прозрачен. Именно о нём писал когда-то Ф.Ларошфуко: «Показная простота - это утончённое лицемерие» [8, С. 173]

«Простолюдный обычай, суеверие» [4, С. 514].

«Простонародиться, подделываться под народ, подражать ему одеждой, языком ипр.» [там же] (могу сознаться, раньше этого словечка не знал. Сразу подумал про Л.Н.Толстого...)

«Просторабочий, чернорабочий или ломовой, не мастеровой. Просторечивый, говорящий просто и прямо, без вычур. Просторечие [...] простой, простонародный говор, язык. [...] Простосердечный, простосердый человек, прямодушный и добрый, не замышляющий и не видящий хитрости в другом [...]. Простофиля [...] простак, несмышлённый, глуповатый» [там же, C. 514].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

С учётом даваемых В.И.Далем объяснений нас, видимо, должны заинтересовать всего более не простые платье, дела, вещества - а простые люди. Их качества и отношения, реализуемые в поступках. Причём к указанным выше разновидностям простоты следовало бы добавить простоту естественную - и напускную. Ну и очевидно, надо подчеркнуть, что следует рассуждать о простоте ума (мыслей), простоте чувств, простоте поведенческой.

Несколько слов выскажем о каждом из названных сюжетов. Простота ума - выше неоднократно отмечалась как свидетельство недалёкости, недоразвитости, ограниченности. Неспроста в лексике устоялись такие варианты: простак, простец, простофиля, прощелыга. Но вместе с тем не здесь мешало бы внести существенное уточнение. Сошлёмся на очень тонкие рассуждения Ф.М.Достоевского. В «Дневнике писателя» (1876) он пишет: «Для иного наблюдателя все явления жизни проходят в самой трогательной простоте и до того понятны, что и думать не о чем [...]. Другого же наблюдателя те же самые явления до того иной раз озаботят, что (случается даже и нередко) - не в силах, наконец, их обобщить и упростить, вытянуть в прямую линию и на том успокоиться, - он прибегает к другого рода упрощению и просто запросто сажает себе пулю в лоб, чтоб погасить свой измученный ум вместе со всеми вопросами разом» [цит. по: 12, С. 278]. То есть, Ф.М.Достоевский обозначает два полюса, равно удалённых от правды жизни: упрощение и усложнение. Одна крайность - упрощение-уплощение-примитивизация. Другая - неумеренная рефлексия, детализация, умничание, заумь. Стало быть, искомую позитивную простоту ума следует понимать как ясность, чёткость понимания, основанную на такой детализации, которая всякий раз соразмерна ситуации и интеллектуальным возможностям субъекта. И с точки зрения морали, а не логики, противостоит простота ума прежде всего напускной многозначительности, различного рода злоупотреблениям чужой доверчивостью. Особо важна простота ума учителю - тогда она передастся и ученикам.

Простота чувств Простота не есть примитивизм. Вряд ли кто-то всерьёз будет призывать к примитивизации нашего внутреннего мира, мира внутренних переживаний. И обеднению способов выказывания этих переживаний вовне. Другое дело, что, например, криводушие - явление именно из этой области. Стало быть, речь скорее следует вести о том, что чувства должны быть подлинными, естественными, а не обманными, культурно выражаемыми, а не хитроумно изображаемыми. Простота чувств должна ставить барьер манерности, кокетству, лицемерию. Ну и само собою, желательно, чтобы базовыми, преобладающими для взаимоотношений были светлые, незамутнённые негативом чувства. Чтобы фундаментом общения выступало достоинство, но не заносчивость. Уважение, но не заискивание. Чтобы в ключевых жизненных установках были взаимная требовательность, благоволение. Но не зависть, не ревность, не злорадство, не злопыхательство. Доверчивость но не легковерность. Неспроста в Нагорной проповеди, настраивающей на веру+надежду+любовь, всерьёз звучит предостережение: «берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» [Мф. 7: 15]. То есть, в мироотношении нужна простота, но не беспечность. С другой стороны нужна осторожность, но не паранойя. Бережливость, но не скаредность. Щедрость, но не расточительность. Смелость, но не безрассудство. Забота, но не тотальный диктат. Свобода, но не либеральная вседозволенность. Строгость, но не придирчивость. Требовательность, но не жестокость. Ответственность, но не маниакальное взваливание на себя вины за все несовершенства мира. Можно, таким образом, обобщить: простоту чувств задаёт соблюдение меры.

Простота поведенческих проявлений. Здесь не мешало бы вспомнить этимологию слов простота, простой. В Историко-этимологическом словаре П.Я.Черныха читаем: «Простой [...] 1) «несложный», «незамысловатый», «элементарный»; 2) [...] «однородный», «несоставной»; 3) «обыкновенный», «никак не выделяющийся», «недостаточно отделанный». [...] Др.-рус. (с XI в.) и ст.-сл. простЬ, простый - «прямой», «прямостоящий», «первичный», «обыкновенный» [14, 2, С. 72]. В процитированном объяснении я бы обратил внимание на смысле «прямостоящий» - с отсылами к родственным понятиям и состояниям: стоять, устойчивость, выстоять, отстаивать, стойкость, которые явно предполагают проявление воли, упорства, нравственной цельности, умение следовать принципам. Поведенческая простота выявляется в поступках, в манере держаться, одеваться, говорить. По поводу поведенческой простоты хотелось бы высказать вот ещё какое частное суждение. С юных лет помню расхожий совет: «Будь проще, и к тебе потянутся люди». Но

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

ведь этот совет не так однозначен, как могло бы казаться. По каким причинам, и кто к нам сможет тянуться? И надо ли, чтоб к нам люди тянулись не близкие-необходимые, а все, кто ни попадя? Даже у лохотронщика имеются предпочтения: ему вовсе не нужно, чтобы рядом оказались те, кто наблюдателен, бдителен, прижимист. Тем более - не нужны ему представители правоохранительных органов.

Простота отнюдь не тождественна грубости, тем более хамству. Равно как простота в сфере искусства вовсе не означает эстетической неразвитости, глухоты, слепоты к прекрасному. Некогда В.Г.Белинский (в рецензии на Полное собрание сочинений А.Марлинского) с убедительностью писал: «Простота есть необходимое условие художественного произведения, по своей сущности отрицающее всякое внешнее украшение, всякую изысканность. Простота есть красота истины» [2, Т.4, С. 37]. Созвучным образом писал

H.В.Гоголь про «Капитанскую дочку» Пушкина: «... Бестолковщина времени и простое величие простых людей - всё это не только самая правда, но ещё как бы лучше её» [3, т. 6, С. 336]. Позднее о простоте как условии прекрасного рассуждал Лев Толстой. В письме к Л.Андрееву от 2 сентября 1908 года он, в частности, писал: «Простота - необходимое условие прекрасного. Простое и безыскусственное может быть нехорошо, но непростое и искусственное не может быть хорошо» [13, Т. 78, С. 218 - 219]. И ведь наверное можно смело предположить, что какие-нибудь трюизм, банальность, штамп - когда-то были открытием, шагом к обобщающей и выразительной простоте.

Итак, простота в интересующем нас нравственно-ценностном ракурсе представляет собою стремление и умение людей по возможности доброжелательно, спокойно, уверенно и невычурно вписываться в мир. Где-то слышал такое красивое выражение: «От нас нередко требуется умение войти в хоровод». Очень с ним согласен. Кому-то это удаётся лучше, кому-то хуже, кто-то даже оказывается в состоянии сам организовать вокруг себя «хоровод». По моему глубочайшему убеждению, в хороводе, в хоровом пении, в совместном делании важны прежде всего рамочные способности, а именно участие, соучастие, но никак не способности к исполнению сольных номеров. Тут важно, с одной стороны, не замешкаться, и, с другой, не слишком выкидывать коленца - дабы не отвлекать внимание зрителей от общей картины происходящего на собственную персону. Драматизм жизни, среди прочего, состоит в том, что одной простоты недостаточно, чтобы стать достойным человеком и вместе с окружающими обязательно создавать что-то культуротворческое. Широко известно восклицание Яна Гуса, который был возведён на костёр и увидел, что старушка подкидывает в огонь хворост: «O sancta simplicitas!» («О, святая простота!»). Смотреть на прошлое так и подмывает, упрощая и схематизируя. Кого-то, напротив, тянет к футурологическим упрощениям и ригоризму. Очень важное человеческое качество простоты, для того, чтобы она не оказалась скоропалительной, беззащитной и манипулируемой - всенепременно должно сопрягаться с настроенностью на само- и взаимоуважение, на справедливость и созидание доброты. Список использованной литературы:

I. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.4. - М.: Мысль, 1983. - 830с.

2. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. в 13 т.. Т. 4. - М.: Художественная литература, 1954. - 675с.

3. Гоголь Н.В. Собр. соч. в 7 т. - М.: Художественная литература, 1983 - 1986.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.3. - М.: Гос. издательство иностранных и национальных словарей, 1956. - 555с.

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.4. - М.: Гос. издательство иностранных и национальных словарей, 1956. - 683с.

6. Кант И. Критика практического разума. - СПб., Наука, 1995. - 528с.

7. Кант И. Лекции по этике. - М. : Республика, 2005. - 431с.

8. Ларошфуко Ф. де Мемуары. Максимы. - М.: Наука, 1993. - 280с.

9. Монтень М. Опыты: В трёх книгах. - М.: Голос, 1992.

10.Новая философская энциклопедия: в 4 томах. Т. 3. - М.: Мысль, 2010. - 694с.

11.Словарь по этике. - М.: Политиздат, 1989. - 448с.

12.Собрание мыслей Достоевского: Составил Михаил Фырнин. - М.: Звонница - МГ, 2003. - 621с.

13.Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90 т. - М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1928 - 1958.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

14.Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. Т.2. - М.: Рус. яз., 1999. - 560с.

15.Этика: энциклопедический словарь. - М .: Гардарики, 2001. - 669с.

© А.Е.Зимбули, 2015

УДК 111.82

Каюков Валерий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

магистр 1 года обучения, Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ),

г. Казань, РФ E-mail: kauk2@rambler.ru Научный руководитель: д.ф.н. А.Б. Лебедев

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ДИСКУРСА В РАБОТЕ А. ШОПЕНГАУЭРА

«МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»

Аннотация

В работе представлен анализ развертывания музыкального дискурса А. Шопенгауэра в его работе «Мир как воля и представление». Определяется, что А. Шопенгауэр последовательно осуществляя исследовательские дискретные шаги, выстраивает целостную картину своего авторского понимания онтологического статуса музыки как непосредственной объективации Мировой воли в материальном мире. Выявлено, что постижение-объяснение музыки есть «истинная философия».

Ключевые слова Музыка, Мировая воля, бытие.

Многие философы с самых древнейших времен обращались к теме философии музыки. И античные мыслители, и средневековые схоласты и ученые Нового времени в той или иной степени писали о музыке, размышляли о ней, о ее роли в мироустройстве. Как напишет Л. Витгенштейн: «Философы-метафизики прошлого - это "неудавшиеся музыканты"» [1, с. 97]. Музыке придавали важность практического значения, важность космологического и метафизического уровня миропонимания. Но А. Шопенгауэр возвел музыку в «высший интерес» истинного, единого и неделимого бытия (существования) - Мировой воли. Только в музыке воля находит свое мимолетное отдохновение, становясь хотя бы на мгновение счастливой. Все иные виды искусств влекут Мировую волю, так как являются опосредованной объективацией воли через идеи, но музыка есть совсем иное, так как выражает «внутреннюю сущность, в себе бытие всех явлений, самую волю» [3, с. 370]. По А. Шопенгауэру, «действие музыки значительно сильнее и проникновеннее действия других искусств: они говорят только о тени, она же - о существе» [3, с. 366, 367].

Исследователь А.В. Михайлов пишет: «Все романтики задумывались над сущностью музыки и вдохновенно о ней говорили. Шопенгауэр привел в систему их идеи. Музыка - это средство познания мира, потому что она его зеркало, его отображение, со всей его ступенчатой иерархией, и она выше из искусств: на языке музыки можно понятно и доступно для человеческой души сказать о непознаваемой и непонятной сущности мира. Разные искусства соответствуют разным ступеням объективации воли, этой метафизической первоосновы мира. Музыка же выражает самое волю» [2, с. 351]. Обладая блестящим художественным стилем (Т. Манн определит стиль языка А. Шопенгауэра как «никогда прежде не существовавший в немецкой философии») А. Шопенгауэр посвящает теме философии музыки много страниц в первом томе (§52 третьей книги «О мире как представлении»), а во втором томе работы этой теме уже посвящена целая глава (Глава №39 «К метафизике музыки»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.