УДК 37.011.31 ББК 74.204.2
ЗДОРОВЬЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА
Т.М. Рыкова, заместитель директора ОМЦ Зеленоградского округа г. Москвы (495) 534-4877
В статье затрагивается проблема здоровьесбережения педагога, которая сегодня становится наиболее актуальной в образовании. Именно здоровье сегодня определяется как необходимое условие успешной профессиональной деятельности педагога. Концепция здоровьесберегающего образования определяет понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике типа образовательных технологий, способствующих сохранению здоровья. Причины роста заболеваний зачастую связаны с проблемами психоэмоционального характера, в связи с чем школьной психологической службой должна быть разработана программа по укреплению профессионального здоровья учителя, которая опиралась бы на принципы первичной психопрофилактики: улучшение состояния здоровья, снижение общей профессиональной заболеваемости; профилактика и коррекция личностной деформации учителя; здоровьесбережение педагога; проблемы сохранения здоровья всех субъектов образовательного процесса; психопрофилактическая работа с педагогами; укрепление профессионального здоровья учителя.
Ключевые слова: здоровьесбережение педагога, психопрофилактика, здоровьесберегающее образование, укрепление здоровья учителя.
HEALTH IS THE ESSENTIAL PART OF A TEACHER'S SUCCESSFUL PROFESSIONAL ACTIVITY
Rykova T.M.
This article touches upon the problems which are becoming the most urgent in the educational sphere now - problems of teacher's health care. Health is determined as the essential part of a teacher's successful professional activity. The conception of the health protective education determines 'health' as the fundamental characterizing the type of the educational technologies to promote preserving health. Psychoprophylactic consultations of a school psychologist with a teacher is non -widespread method inspite of its necessity and importance. The causes of the increase of illnesses are often connected with psychoemotional problems and as the author fairly mentioned school psychological service should develop the teacher's health strengthening program which would be based on the principles of the initial psychoprophylaxis: improvement of the teacher's state of the health, decrease of the professional illnesses; prophylaxis and correction of the teacher's personal deformation; teacher's health maintenance; the problem of the health maintenance of all the subjects of the educational process; psychoprophylactic work with the teachers; strengthening of the teacher's professional health.
Keywords: teаchers' health care, psychoprophylaxis, health protective education, strengthening of the teacher's professional health.
Отправной точкой для определения темы нашего исследования можно считать Послание Федеральному Собранию Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, относящееся еще к 2003 году, в котором одной из важнейших была определена задача удвоения ВВП до 2010 года. Все понимают, что эта задача решаема только при условии сохранения и укрепления важнейшей производительной силы общества, которая определяет экономическое развитие и национальную безопасность страны, -ее трудовых ресурсов. Анализ состояния здоровья работающих свидетельствует о его существенном ухудшении за последнее десятилетие. Смертность трудоспособного населения превышает аналогичный показатель по Евросоюзу в несколько раз. Негативные тенденции четко просматриваются в профессиональной заболеваемости. По оценкам экспертов Всемирного банка, в структуре национального богатства ведущих стран мира доля человеческого капитала составляет 6768%. Эффективность же развития использования человеческого капитала зависит от качества жизни, обобщающим показателем которого является индекс развития человеческого потенциала. По инициативе Российской академии медицинских наук, Минздрава России, Минтруда России, Минпромнауки России, Фонда социального страхования Российской Федерации и других организаций, при активном участии комиссий и комитетов Совета Федерации Федерального Собрания разработана Концепция, которая определяет основные направления и приоритеты деятельности органов государственной власти Российской Федерации по осуществлению национальной политики в области охраны и укрепления здоровья работающего населения с целью сохранения трудового потенциала и создания условий для экономического возрождения страны, разработан проект Президентской программы "Здоровье работающего населения на 2004-2015 годы". Правовую основу концепции составляет Конституция России, федеральные законы, другие нормативные правовые акты, а также общепринятые принципы и нормы международного права.
Цель программы ясна - улучшение состояния здоровья, снижение общей профессиональной заболеваемости, уменьшение трудопотерь по болезни, инвалидности и преждевременной смертности, увеличение средней продолжительности
жизни работающего населения России. При этом необходимо отметить, что в составе экономически активного населения большинства развитых стран женщины составляют от 40 до 50%. По данным демографов, в ближайшие десятилетия количество женщин на Земле увеличится на 10-15%. Поскольку давно очевидна усиливающаяся роль женщин в государственном управлении, в медицине, науке и других сферах деятельности, то не учитывать гендерный аспект в разговоре о здоровье невозможно. Нас это волнует потому, что педагогическая профессия до последнего времени была и остается профессией женской. Функция, которую выполняет в обучении и воспитании учитель, является личностной сферой женщин, со всеми ее положительными и отрицательными качествами. При этом никто не сомневается, что учителя могут все это реализовать, исполнить, ведь главное - наличие четко направляющих их деятельность стандартов. К сожалению, в последнее время все разговоры об образовании сводятся только к образовательным стандартам и требованиям, которым должен отвечать учитель. В научных изысканиях предпочтение отдается таким предметам исследования, как процесс воспитания или обучения, и мало кого интересует собственно учитель. А ведь не секрет, что часто повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния (которыми так изобилует педагогическая деятельность) приводят к закреплению различных отрицательных личностных качеств педагога, таких как раздражительность, тревожность, пессимизм, которые не могут не сказываться негативно на эффективности его деятельности и взаимоотношениях с детьми и коллегами. Всё это приводит к общей неудовлетворённости деятельностью педагога со стороны администрации школ, учащихся и их родителей, а педагога - своей профессией и вызывает деформацию личности и профессиональную дисфункцию учителя. Именно на этом фоне мы пытаемся обучить педагога новым образовательным технологиям, взываем к его профессионализму, убеждаем в необходимости изменения его деятельности, пытаемся морально (реже - материально) стимулировать позитивные сдвиги в его работе и удивляемся отсутствию у учителя желания что-либо менять. Мало кто из практиков, работающих в школе, задумывается о том, что это признаки психологического нездоровья педагогов.
Проблемам психологического нездоровья, профессиональной деформации, эмоционального выгорания посвящены работы В. Амбарцумян, К. Ефремова, Э. Зеер и В. Диковой,
Н. Москвиной, И. Щербо, П. Постникова и многих других. Авторы подчеркивают необходимость умения управлять собственными эмоциями и чувствами, что предполагает, в первую очередь, их осознание и контроль над формой их проявления. Психологи утверждают, что некоторые эмоциональные явления могут человеком и не осознаваться. Среди них: эмоциональные процессы, которые возникли и формировались в раннем детстве; ставшие привычными чувства к людям, с которыми имеется тесная связь; эмоциональные реакции и состояния, не принимаемые (осуждаемые) в данной культуре (гнев у женщин, страх у мужчин); слабые или недостаточно организованные эмоции. Очевидно, что для эффективного управления эмоциями необходимо достичь гармонии между разумом и чувствами. Мы считаем, что помочь в этом может школьная психологическая служба. В психологической газете «Мы и Мир» (№ 12, 2005 г.) были опубликованы материалы Конференции в Российской академии образования. Ректор МГППУ В.В. Рубцов выступил с докладом на тему «Образование и стрессы». Им были выделены факторы, которые влияют на возникновение стресса в учебном учреждении. Докладчиком были названы факторы, способствующие эмоциональному выгоранию учителя, отмечено, что диссертационные исследования по педагогической психологии практически исчезли. Обращает на себя внимание факт наличия ряда схожих проблем и во многих зарубежных странах. Например, Людмила Франц из Университета Люнебурга, Германия, заявила, что «ситуация в образовании в России сходна с кризисом в Германии, где 800 тысяч учителей борются с 9 млн. учеников». Стоит проблема подготовки психически здоровых учителей.
Интерес к субъективному миру педагога все же меняется, в связи со становлением личностно ориентированной парадигмы образования. Именно наличие такой саморазвивающейся "реальности" требует рассматривать педагога как субъекта, а не как исполнителя готовых инструкций. Педагогическая профессия как социальный институт, по определению В. Н. Введенского, характеризуется внешними и внутренними взаимосвязями. Внешние осуществляются с обучающимися, другими профессиями, а также в целом с обществом. Внутренние установлены между структурными компонентами. К ним относятся два блока: социальный (социальные функции, социальный статус, социальная роль и социальный контроль) и профессионально-педагогический (специализация, непрерывное педагогическое образование, статусная адаптация, профессиональная идентификация, профессиональная экспертиза, профессиональные сообщества). Дисфункцией профессиональной идентификации и является профессиональная деформация личности. Одной из важных задач педагогической профессии как социального института становится профилактика и коррекция личностной деформации учителя, т.е. здоровьесбережение педагога. Принцип здоровьесбережения, обоснованный Т.М. Резер, носит интегрированный и в то же время дифференцированный характер из-за его общественной направленности и совместной ответственности государства и индивида за сохранение здоровья. Автор, в частности, рассматривает здоровьесбереже-ние в профессиональной деятельности как одно из направлений деятельности в обучении личности формированию, сохранению и укреплению физического, психического и духовного здоровья и определяет сохранение здоровья как тенденцию междисциплинарного взаимодействия научного познания человека и профессионально-педагогического образования. Здоровье сегодня определяется как необходимое условие успешной профессиональной деятельности педагога.
Образовательной политикой в XXI в. предложена здо-ровьесберегающая модель образовательного процесса на всех уровнях и направлениях образования. Образование в России, наконец, вплотную подошло к осознанию проблемы сохранения здоровья всех субъектов образовательного процесса. Концепция здоровьесберегающего образования определяет понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике
типа образовательных технологий, способствующих сохранению здоровья. И внедрять эти технологии придется учителю. А каковы технологии сбережения здоровья учителя? Что можно и нужно делать?
Конец прошлого века и начало нынешнего знаменуются повышенным вниманием к проблемам психопрофилактики, связанным с ростом числа заболеваний, в основе которых лежит психоэмоциональный фактор. Причины роста числа этих заболеваний широко обсуждаются в специальной и общей печати и связываются с проблемой стресса и адаптации человека к быстро меняющимся условиям внешней среды. Многие авторы едины во мнении, что сегодня с особой четкостью видится необходимость придания всей школьной практике психопрофилактического и психолого-коррекционного характера. Для предупреждения психических заболеваний, для сохранения психического здоровья учащихся и учителей как самой приоритетной социальной ценности нельзя жалеть ни усилий, ни средств. При разработке программы по укреплению профессионального здоровья учителя, по нашему мнению, необходимо опираться на принципы первичной психопрофилактики, так как она складывается из общих мероприятий, направленных на повышение уровня психического здоровья населения, и специфической части, которая включает раннюю диагностику, сокращение числа патологических нарушений и реабилитацию.
Основной целью службы практической психологии в школе, по мнению многочисленных авторов, должна стать превентивная система действий, направленная на обеспечение индивидуального подхода к каждому субъекту образовательного пространства, осуществление гармонизации среды и гуманизации общественных отношений в образовании, что, собственно, соответствует задачам психопрофилактики. Нужно отдать должное психической профилактике, ибо она направлена на изучение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматических болезней. Все мероприятия, относящиеся к психической профилактике, направлены на повышение степени сопротивляемости психики вредным воздействиям и на предупреждение любых заболеваний, в основе которых лежит эмоционально-аффективное перенапряжение. Психопрофилактическая работа с педагогами - мало разработанный вид деятельности школьного психолога, хотя ее важность признается всеми учеными и практиками, имеющими отношение к школьной психологической службе. Именно этого вида деятельности так недостает современной школе.
Литература
1. Измеров Н. Ф. Профессия и здоровье / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2003. - № 24.
2. Психологическая газета «Мы и мир». - 2005. - № 12.
3. Амбарцумян В. Стресс, страх, паника... (считай себя ближе к опасности и будешь дальше от нее) / Основы безопасности жизнедеятельности. - 2007. - № 9.
4. Ефремов К. Эмоциональное выгорание и как с ним бороться / Народное образование. - 2005. - № 3.
5. Москвина Н.Б. Риск личностно-профессиональных деформаций учителя / Педагогика. -2005. - № 8.
6. АгееваИ.А. Успешный учитель. Тренинговые и кор-рекционные программы / Речь. - СПб., 2006.
7. Колмогорова Л. С. Психологическая культура как условие и средство сохранения психического здоровья / Начальная школа. - 2007.
8. Зеер Э., Дикова В. Агрессия учителя - профессионально обусловленная деформация личности / Народное образование. - 2006. - №1.
9. Постников П.Г. Профессиональное поведение учителя: психолого-педагогический анализ / Педагогика. -2004. - №5.
10.Резер Т.М. Медико-педагогический подход к организации здоровьесберегающей деятельности / Педагогика. - 2006. - №5.
11. Введенский В.Н. Педагогическая профессия как социальный институт / Педагогика. - 2006. - №2.