Научная статья на тему 'Разработка и реализация программы деятельности ОМС по укреплению профессионального здоровья учителя'

Разработка и реализация программы деятельности ОМС по укреплению профессионального здоровья учителя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
64
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
TEACHER'S PROFESSIONAL HEALTH STRENGTHENING / PROBLEM OF THE HEALTH MAINTENANCE / DISTRICT METHODICAL CENTER ACTIVITY PROGRAM / DIAGNOSTICS AND PSYCHOLOGICAL CONSULTATIONS / УКРЕПЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЯ / ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ / ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОМС / СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рыкова Т.М.

Ни для кого не секрет, что проблема сохранения здоровья как физического, так и психического на сегодняшний день является жизненно важной. Наиболее остро стоит вопрос эмоциональных перегрузок в педагогических коллективах. Автор статьи приводит пример программы деятельности ОМС в Зеленоградском округе, которая направлена на укрепление профессионального здоровья учителя. В статье описывается комплекс мер, способствующих формированию положительной самооценки, самоуважения педаго-га, позитивного его отношения к собственному здоровью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND REALIZATION OF THE PROGRAM FOR THE DISTRICT METHODICAL CENTER IN THE STRENGTHENING OF A TEACHER'S PROFESSIONAL HEALTH

It is not a secret for everyone that the problem of health maintenance both physical and mental is the vital issue nowadays. The most acute problem is the emotional overcharge in pedagogical collectives. The author of the article gives an example of the professional activity of the District methodical center aimed to strengthen the teacher's professional health. This article describes a package of measures which promotes formation of the teacher's positive self-appraisal, self-esteem positive attitude to the own health.

Текст научной работы на тему «Разработка и реализация программы деятельности ОМС по укреплению профессионального здоровья учителя»

28 - Я очень доволен тем, какой я человек.

Шестой фактор - Недоброжелательность окружающего мира. Он объединил в себе утверждения:

2 - Люди по природе своей недружелюбны и злы.

22 - Если бы люди предпринимали меры предосторожности, можно было бы избежать многих несчастий.

26 - Люди в большинстве своем добры и готовы придти на помощь (с минусом).

Седьмой фактор, Контролируемость, содержит в себе утверждения:

5 - В этом мире гораздо чаще происходит что-то хорошее, нежели плохое (с минусом).

7 - Как правило, люди получают то, что заслуживают (с минусом).

17 - Я почти всегда прикладываю усилия, чтобы предотвратить несчастья, которые могут случиться.

20 - Мы можем предотвращать неприятности собственными действиями.

Восьмой фактор, Способность контролировать ситуацию,

включает в себя утверждения:

14 - Хорошим людям сопутствуют счастье и удача.

17 - Я почти всегда прикладываю усилия, чтобы предотвратить несчастья, которые могут случиться.

23 - Я предпринимаю необходимые меры для защиты себя от неудач.

В девятый фактор, Справедливость, вошло одно утверждение с высоким факторным весом.

1 - С достойными хорошими людьми неудачи случаются гораздо реже.

Для определения значимости различий в оценке утверждений, составляющих основу базисных убеждений испытуемых в кризисе и вне кризиса, использовался Т-критерий Вилкоксона.

Результаты свидетельствуют о наличии статистически значимых различий (при р<0,001) в оценках следующих утверждений:

4 - Человек по природе добр (доброжелательность окружающего мира).

9 - В мире больше добра, чем зла (доброжелательность окружающего мира).

13 - Как правило, я в состоянии действовать так, чтобы получить максимально благоприятный результат (способность контролировать ситуацию).

21 - Оглядывая свою жизнь, я понимаю, что случай был ко мне благосклонен (удача).

26 - Люди в большинстве своем добры и готовы прийти на помощь (доброжелательность окружающего мира).

В кризисе оценка данных убеждений изменяется в сторону

большего согласия с ними, чем вне кризиса.

На уровне значимости р<0.01 различия обнаружены в оценках утверждений 5, 10, 25, 30 (степень согласия в кризисе возрастает), а также в оценках утверждений 8 и 18 (степень согласия в кризисе снижается).

5 - В этом мире гораздо чаще происходит что-то хорошее, нежели плохое (доброжелательность окружающего мира).

10 - Я вполне везучий человек (самоценность).

25 - Мир прекрасен (доброжелательность окружающего мира).

30 - Если посмотреть внимательно, то увидишь, что мир полон добра (доброжелательность окружающего мира).

8 - Мне часто кажется, что во мне нет ничего хорошего (самоценность).

18 - Я о себе невысокого мнения (самоценность).

Таким образом, в кризисе убежденность в доброжелательности окружающего мира и собственной ценности возрастает. Устойчивость глубинных установок, согласно которым мир является благожелательным, осмысленным и предсказуемым, а я являюсь достойным человеком, подтверждает предположение об устойчивости базисной структуры образа мира. Б.С. Братусь пишет: «...смыслы жизни порождаются живым образом будущего... или отношением образа веры к наличному существованию человека» [2, с. 87]. Обстоятельства жизни, приводящие к возникновению личностного кризиса, актуализируют как уникальные (индивидуальные), так и универсальные (общие) механизмы переживания, позволяющие человеку в самых сложных жизненных обстоятельствах сохранять веру в будущее и осмысленность жизни, опираясь на коллективный опыт.

Литература

1. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. - М., 1999.

2. Братусь Б.С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии / Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М., 1997.

3. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования). - М., 2005.

4. Жедунова Л.Г. Личностный кризис и образ мира / Вестник ГУУ. - 2008. - №5 (43).

5. Падун М.А. Особенности базисных убеждений у лиц, переживших травматический стресс. - М., 2003.

6. Петрова Е. Волшебные русские сказки и гештальт-подход (опыт экспериментального исследования). - М., 2007.

7. Столин В.В., Наминач А.П. Психологическое строение образа мира и проблемы нового мышления / Вопросы психологии. - 1988. - № 5.

УДК 37.011.31 ББК 74.204.2

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОМС ПО УКРЕПЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЯ

Т.М. Рыкова, зам. директора ОМЦ Зеленоградского округа г. Москвы, (495) 534-48-77

Ни для кого не секрет, что проблема сохранения здоровья - как физического, так и психического - на сегодняшний день является жизненно важной. Наиболее остро стоит вопрос эмоциональных перегрузок в педагогических коллективах. Автор статьи приводит пример программы деятельности ОМС в Зеленоградском округе, которая направлена на укрепление профессионального здоровья учителя. В статье описывается комплекс мер, способствующих формированию положительной самооценки, самоуважения педагога, позитивного его отношения к собственному здоровью.

Ключевые слова: укрепление профессионального здоровья учителя, проблема сохранения здоровья, программа деятельности ОМС, система диагностики и психологического консультирования.

DEVELOPMENT AND REALIZATION OF THE PROGRAM FOR THE DISTRICT METHODICAL CENTER IN THE STRENGTHENING OF A TEACHER'S PROFESSIONAL HEALTH

Rykova T.M.

It is not a secret for everyone that the problem of health maintenance both physical and mental is the vital issue nowadays. The most acute problem is the emotional overcharge in pedagogical collectives. The author of the article gives an example of the professional activity of the District methodical center aimed to strengthen the teacher's professional health. This article describes a package of measures which promotes formation of the teacher's positive self-appraisal, self-esteem positive attitude to the own health.

Keywords: teacher's professional health strengthening, problem of the health maintenance, District methodical center activity program, system of diagnostics and psychological consultations.

В настоящее время проблема сохранения здоровья - как физического, так и психического - является приоритетной. Этим объясняется повышенное внимание к проблемам психопрофилактики. Наиболее остро стоит вопрос эмоцио-

нальных перегрузок в педагогических коллективах. Анализ существующей общественной системы указывает на невостребованность личностной, ценностно-смысловой и душевной функций человека. Это создает стрессогенную среду, вызывающую

рост психосоматических, неврологических и инфекционных заболеваний. Сегодня, как никогда ранее, востребована психопрофилактическая и психокоррекционная работа в школе. Проблематика стрессоустойчивости человека находит место в работах многих авторов. Все они приходят к единому выводу: снижение общей психической устойчивости приводит к развитию эмоционального выгорания, влекущее за собой развитие тенденций у педагогов к отказу от выполнения заданий в ситуациях повышенных требований. Проведенные в различных странах исследования показали, что особой «группой риска» являются работники сферы образования. Для предупреждения заболеваний и сохранения профессионального здоровья педагогов необходимо использовать возможности первичной психопрофилактики, которая складывается из общих мероприятий, направленных на повышение уровня психического здоровья педагогов. Данные мероприятия направлены на повышение степени сопротивляемости вредным воздействиям и на предупреждение любых заболеваний. При этом должны учитываться факторы окружающей среды, патогенные факторы в самом человеке, обусловленные его конституцией, а также защитные силы организма, которые необходимо стимулировать.

Разработанная в Зеленоградском округе программа деятельности ОМС по укреплению профессионального здоровья учителя способствует формированию положительной самооценки, самоуважения педагога, позитивному отношению к собственному физическому, психическому и социальному здоровью. Программа позволяет обучить педагогов приемам самосохранения в стрессовых ситуациях, выработать в себе такие качества, как уверенность в себе, позитивность по отношению к окружающей действительности, умение правильно оценить действия собственные и окружающих, умение находить нестандартные пути решения повседневных проблем. Реализацией методического сопровождения психопрофилактической работы занимаются методисты ОМЦ совместно с педагогами - психологами ОУ. Основанием для разработки настоящей Программы являются: Конституция РФ (1993) и Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1), Федеральный закон от 10.04.2000 № 51- ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования», Приказ Министерства здравоохранения РФ 21.03.2003 № 114 «Об утверждении отраслевой программы «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы»» и городская целевая программа развития образования «Столичное образование - 4».

Психологическая служба округа с 2005 года начала планомерную работу по формированию психолого-профилактической компетентности педагогов. На сегодняшний день создана система диагностики и психологического консультирования, регулярно проводятся тематические занятия с педагогами в рамках окружных предметных методических объединений педагогов, а также педагогов, объединяемых в группы по ситуации (участники профессиональных конкурсов, выездных семинаров и т.д.). Всего психопрофилактической работой за 3 года было охвачено более 1400 педагогов.

Целью окружной программы является методическое сопровождение педагогов по обеспечению условий для полноценного профессионального развития, психологической поддержки профессионального здоровья и самосохранения. Исходя из поставленной цели, были определены задачи:

1) информационно-методическое обеспечение психолого-профилактической деятельности;

2) совершенствование содержания, форм, методов и средств психологической поддержки педагогов;

3) изучение принципов психопрофилактики и аспектов психопрофилактической работы;

4) использование достижений науки, положительного опыта

при разработке и совершенствовании научно-методического обеспечения программ психопрофилактической работы;

5) апробация и внедрение инновационных технологий профессионального самосохранения учителя, форм и методов здо-ровьесбережения учителя;

6) организация межведомственного взаимодействия различных структур, занимающихся проблемами здоровья трудоспособного населения;

7) своевременное обеспечение всех направлений психолого-профилактической деятельности документами, информационными и методическими материалами;

8) обеспечение стандартизации используемых психологических методов и средств;

9) организация подготовки кадров и повышения квалификации специалистов для осуществления психопрофилактической работы;

10) проведение ежегодного мониторинга здоровья педагогов.

Обобщение отечественного и зарубежного опыта позволило

выделить организационные принципы системы научно-методического обеспечения психопрофилактической работы и психологической поддержки педагогов: конкретность, оптимальность и эффективность, обратная связь, комплексность, системность, иерархичность, интеграция психологических и социальных воздействий, научность.

В рамках программы была создана модель деятельности школьного психолога с педагогами. В рамках данной модели психолог будет проводить работу с педагогами во внеурочное время и, преимущественно, будет ориентирован на работу с теми, кому необходима помощь специалиста. Частично он самостоятельно оказывает индивидуальную помощь (в рамках своих возможностей и компетенции), частично - организует групповую работу с привлечением специалистов, которые могут оказать квалифицированную и специализированную помощь. В силу последнего обстоятельства диспетчерская деятельность становится одним из направлений работы психолога.

Реализуя данную программу, естественно, мы планируем получение практических результатов: сохранение профессионального здоровья педагогов; увеличение числа педагогов, активно занимающихся поддержанием собственного физического здоровья; укрепление эмоционального здоровья, профилактика профессиональной деструкции; содействие построению системы эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса; рост психолого-профилактической компетентности педагогов; повышение квалификации специалистов, проводящих психопрофилактическую работу с педагогами; повышение качества работы педагогов с различными категориями учащихся; индивидуализация траекторий самосохранения профессионального здоровья педагогов; удовлетворение потребности педагогов в психологических знаниях, необходимых для самореализации и успешной социальной адаптации и, наконец, привлечение администрации образовательных учреждений к решению общественно значимых проблем здоровьесбережения педагогов.

Литература

1. Агеева И.А. Успешный учитель. Тренинговые и коррек-ционные программы / Речь. - СПб., 2006.

2. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. - М., 2004.

3. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. - М., 2002.

4. Барышева Т.Д. Модель учителя как субъекта психологической службы / Сб. тезисов 2-й Ежегодной Всероссийской Конференции «Практическая психология в школе». - СПб.: ИМА-ТОН, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.