УДК 159.923 ББК 88.3
О РОЛИ ЯДЕРНЫХ СТРУКТУР ОБРАЗА МИРА В ПЕРЕЖИВАНИИ ЛИЧНОСТНОГО КРИЗИСА
Л.Г. Жедунова, кандидат психологических наук, доцент, докторант кафедры общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, [email protected]
В статье обсуждается вопрос о существовании единой для всех людей базисной структуры образа мира и ее роли в процессе переживания личностного кризиса. Приводятся результаты исследования динамики базисных убеждений в кризисе, обосновывается вывод о том, что в ситуации личностного кризиса ядерные структуры образа мира позволяют человеку поддерживать веру в будущее и осмысленность жизни.
Ключевые слова: образ мира, личностный кризис, ядерные структуры, механизмы переживания, базисные убеждения.
THE ROLE OF THE CORE STRUCTURES OF WORLD PERCEPTION IN PERSONALITY CRISIS SURVIVAL
Zhedunova L.G.
The article reveals existence of a unified for all humans' basic structure of world perception and its role in surviving personality crisis. Results of researching dynamics of basic assumptions in crisis, supporting the conclusion that in the situation ofpersonality crisis core structures of world perception allow to support belief in the future and meaning of life, are presented in article.
Keywords: world perception, personality crisis, core structures, mechanisms of surviving, basic assumptions.
Исследуя опосредствующее влияние образа мира на пере- ной структуры образа, которая, по мнению исследователей,
живание личностного кризиса, мы акцентировали внима-_ние, прежде всего, на механизмах, обеспечивающих индивидуальный характер переживания [4]. Мы полагаем, что жизненные обстоятельства, приводящие к возникновению личностного кризиса, создают препятствие для непрерывности целостного психического образа реальности. В связи с этим он онтологи-зируется, «обретает телесность», разворачивается во времени и становится доступным самонаблюдению. Возникает «уникальная» ситуация, создаются практические условия, с одной стороны, для субъективного переживания реальности ядерных структур образа мира, с другой - для исследования вовлеченности этих структур в процесс переживания личностного кризиса.
Изучение феноменологии личностного кризиса позволяет предполагать, что в деятельность по его переживанию оказываются вовлеченными все слои субъективного опыта, являющегося «строительным материалом образа мира» [1, с. 17]: перцептивный, семантический и ядерный (внемодальный). В проведенном нами цикле исследований индивидуальных способов переживания личностного кризиса была выявлена зависимость субъективной семантики кризисных переживаний от ведущих (смыслооб-разующих) конструктов, составляющих содержание семантического слоя субъективного опыта [4].
Личностный кризис, событие экстраординарное, всегда глубоко личное, требует глубокой работы переживания, и человеку не всегда удается осуществить эту работу с опорой только на собственные ресурсы. Чем глубже кризис, тем с большей вероятностью человек обращается к коллективному опыту. Культура как неисчерпаемый источник ресурсов для совладания с жизненными трудностями хранит множество коллективных обрядов и ритуалов, призванных помочь человеку восстанавливать душевное равновесие. Соединение в переживании с другими хотя и не избавляет человека от страдания, но избавляет от «муки остав-ленности в страдании» [3, с. 46]. Речь в данном случае идет о возможности преодоления экзистенциального одиночества, с неизбежностью возникающего в процессе переживания личностного кризиса. Неудивительно, что современные люди, не имеющие опыта переживания ритуальных или обрядовых эмоций и состояний, в периоды личностных кризисов испытывают в нем острую потребность. Вероятно, наряду с механизмами, обеспечивающими индивидуальный характер переживания личностного кризиса, существуют общие, более универсальные механизмы, отвечающие за адаптационные процессы. Это позволяет предполагать существование глубинной структуры образа мира, которая является единой для всех людей.
В исследованиях В.В. Столина и А.П. Наминач, посвященных изучению возможности установления диалога между людьми разных культур, национальностей, религиозных конфессий, это предположение получило экспериментальное подтверждение. Сходство многих монотеистических религий, которое связано, прежде всего, со сходством глубинных, базисных картин мира в самых различных по своей культуре обществах, подтверждает наш вывод. Единство человеческого бытия, человеческой деятельности обеспечивает единство глубинного уровня образа мира, а единство в образах мира приводит к сходной структуре религиозного мышления в том числе [7, с. 46]. Результатом экспериментального исследования стало выделение глубинной, базис-
включает в себя три основных измерения:
- мера выраженности общечеловеческих ценностей - добра;
- мера выраженности угрожающей опасной силы - зла;
- мера выраженности одиночества, безнадежности и слабости - смерти.
Эта структура устойчива внутри представителей одной и той же социальной общности и интернациональна.
Если базисная структура образа мира действительно обладает устойчивостью, то в ситуации переживания личностного кризиса она является наиболее мощным стабилизирующим ресурсом, выполняющим адаптационную функцию. Для проверки этого предположения нами было предпринято специальное исследование. В качестве операционального аналога глубинной структуры образа мира мы использовали структуру базисных убеждений личности.
Базисные убеждения - один из основных конструктов когни-тивно-экспериентальной теории С. Эпштейна. Согласно этой теории люди автоматически конструируют имплицитную «теорию реальности», которая включает два основных блока: теорию собственного «Я» и теорию окружающего мира, а также репрезентации отношений между «Я» и миром. В соответствии с основными потребностями личности Эпштейн выделяет четыре базисных убеждения, составляющие имплицитную личностную теорию реальности:
- убеждение о доброжелательности окружающего мира;
- убеждение о справедливости окружающего мира;
- убеждение в том, что окружающим людям можно доверять;
- убеждение в собственной значимости.
Базисные убеждения - это иерархически организованные когнитивно-эмоциональные имплицитные представления индивида, сквозь призму которых воспринимаются события окружающего мира и в соответствии с которыми формируется поведение [5].
Американским психологом Р. Янофф-Булман была разработана Шкала базисных убеждений («World assumptions scale»). Согласно Р. Янофф-Булман, люди в большинстве своем строят жизнь исходя из трех базовых установок:
- мир является благожелательным;
- мир является осмысленным и предсказуемым;
- я являюсь достойным человеком.
Адаптация и апробация «Шкалы базисных убеждений» на отечественной выборке осуществлена М.А. Падун в 2003 году. Методика измеряет характеристики базисных убеждений личности о доброжелательности окружающего мира, о справедливости окружающего мира и о ценности и значимости собственного «Я». Она состоит из 32 утверждений, группирующихся в 7 субшкал, каждая из которых имеет собственную весовую категорию.
1. Доброжелательность окружающего мира - убеждение личности в том, что окружающий мир в целом - хорошее место для жизни.
2. Справедливость - убеждение индивида в том, что хорошие и плохие события распределяются между людьми по принципу справедливости: каждый человек получает то, что заслуживает.
3. Контролируемость - убеждение в том, что люди, так или иначе, могут контролировать происходящие с ним события.
4. Закономерность - убеждение личности о минимальной роли случая в жизни человека.
5. Самоценность - убеждение индивида в том, что он хороший и достойный человек.
6. Способность контролировать ситуацию - убеждение индивида в том, что он может контролировать происходящие с ним события.
7. Удача - убеждение индивида в том, что в целом он везучий человек.
Эмпирическое исследование динамики глубинных установок личности в процессе переживания кризиса
В качестве исследовательской гипотезы нами было выдвинуто предположение о том, что личностный кризис актуализирует наиболее устойчивые глубинные установки, согласно которым мир является благожелательным, осмысленным и предсказуемым, а я являюсь достойным человеком, что свидетельствует об устойчивости базисной структуры образа мира.
В качестве объекта исследования выступили базисные убеждения.
Предмет исследования - динамика базисных убеждений в процессе переживания кризиса.
В исследовании принимали участие 30 человек (19 женщин и 11 мужчин). Исследование проводилось в два этапа: в процессе переживания кризиса и 1,5 года спустя. Участникам предлагалось оценить свое отношению к ряду утверждений по градуированной шкале от 1 до 6.
Результаты исследования и их интерпретация
Обработка полученных данных включала обобщение индивидуальных протоколов в общегрупповую матрицу с последующим применением факторного анализа методом главных компонент. В результате было выделено 8 факторов, отражающих структуру базисных убеждений вне кризиса данной выборки испытуемых.
В первый ведущий фактор, названный нами Доверие, с максимальными нагрузками вошли следующие утверждения:
2 - Люди по природе своей недружелюбны и злы (с минусом).
4 - Человек по природе добр.
5 - В этом мире гораздо чаще происходит что-то хорошее, нежели плохое.
9 - В мире больше добра, чем зла.
10 - Я вполне везучий человек.
16 - Я считаю, что мне очень часто везет.
21 - Оглядывая свою жизнь, я понимаю, что случай был ко мне благосклонен.
25 - Мир прекрасен.
30 - Если посмотреть внимательно, то увидишь, что мир полон добра.
32 - Я удачливее, чем большинство людей.
Второй фактор, Доброжелательность окружающего мира,
объединил в себе следующие утверждения:
8 - Мне часто кажется, что во мне нет ничего хорошего (с минусом).
12 - По большому счету, людей не очень-то волнуют проблемы других (с минусом).
18 - Я о себе невысокого мнения (с минусом).
25 - Мир прекрасен.
26 - Люди в большинстве своем добры и готовы прийти на помощь.
Третий фактор, Случайность, включил в себя следующие утверждения:
11 - Несчастья случаются с людьми из-за ошибок, которые они совершили (с минусом).
15 - В жизни слишком много случайностей.
20 - Мы можем предотвращать неприятности собственными действиями (с минусом).
22 - Если бы люди предпринимали меры предосторожности, можно было бы избежать многих несчастий (с минусом).
24 - В большинстве случаев жизнь представляет собой лотерею.
28 - Я очень доволен тем, какой я человек (с минусом).
В четвертый фактор, Закономерность, вошли утверждения:
3 - Плохие события распределяются между людьми случайно.
6 - Течение нашей жизни во многом определяется случаем.
23 - Я предпринимаю необходимые меры для защиты себя от неудач.
24 - В большинстве случаев жизнь представляет собой лотерею.
27 - Я обычно выбираю такую стратегию поведения, которая принесет мне максимальный выигрыш.
Пятый фактор, Недоброжелательность окружающего мира, объединил в себе утверждения:
2 - Люди по природе своей недружелюбны и злы.
9 - В мире больше добра, чем зла (с минусом).
19 - В большинстве случаев хорошие люди получают то, что заслуживают в жизни.
31 - У меня есть причины стыдиться своего характера.
Шестой фактор, Надежда, объединил в себе утверждения:
I - С достойными, хорошими людьми неудачи случаются гораздо реже.
13 - Как правило, я в состоянии действовать так, чтобы получить максимально благоприятный результат (с минусом).
29 - Если случаются несчастья, то обычно из-за того, что люди ничего не делают для своей защиты.
Седьмой фактор, Справедливость, представлен следующими утверждениями:
7 - Как правило, люди получают то, что заслуживают.
14 -Хорошим людям сопутствуют счастье и удача.
19 - В большинстве случаев хорошие люди получают то, что заслуживают в жизни.
Восьмой фактор, Способность контролировать ситуацию, включает в себя:
17 - Я почти всегда прикладываю усилия, чтобы предотвратить несчастья, которые могут случиться.
23 - Я предпринимаю необходимые меры для защиты себя от неудач.
В результате факторного анализа базисных убеждений испытуемых, переживающих кризис, было выделено девять факторов:
Первым по значимости в кризисе стал фактор Закономерность, объединив в себе следующие утверждения:
6 - Течение нашей жизни во многом определяется случаем (с минусом).
II - Несчастья случаются с людьми из-за ошибок, которые они совершили.
24 - В большинстве случаев жизнь представляет собой лотерею (с минусом).
25 - Мир прекрасен.
31 - У меня есть причины стыдиться своего характера (с минусом).
Второй фактор, получивший название Доброжелательность окружающего мира и вера в возможность его контролировать, объединил утверждения:
4 - Человек по природе добр.
9 - В мире больше добра, чем зла.
12 - По большому счету, людей не очень-то волнуют проблемы других (с минусом).
13 - Как правило, я в состоянии действовать так, чтобы получить максимально благоприятный результат.
19 - В большинстве случаев хорошие люди получают то, что заслуживают в жизни.
25 - Мир прекрасен.
30 - Если посмотреть внимательно, то увидишь, что мир полон добра.
Третий фактор, Удача, объединил утверждения:
10 - Я вполне везучий человек.
21 - Оглядывая свою жизнь, я понимаю, что случай был ко мне благосклонен.
27 - Я обычно выбираю такую стратегию поведения, которая принесет мне максимальный выигрыш.
32 - Я удачливее, чем большинство людей.
Четвертый фактор, Везение, включил в себя утверждения:
15 - В жизни слишком много случайностей.
16 - Я считаю, что мне очень часто везет.
29 - Если случаются несчастья, то обычно из-за того, что люди ничего не делают для своей защиты.
Пятый фактор, Самоценность, объединил следующие утверждения:
8 - Мне часто кажется, что во мне нет ничего хорошего (с минусом).
18 - Я о себе невысокого мнения (с минусом).
28 - Я очень доволен тем, какой я человек.
Шестой фактор - Недоброжелательность окружающего мира. Он объединил в себе утверждения:
2 - Люди по природе своей недружелюбны и злы.
22 - Если бы люди предпринимали меры предосторожности, можно было бы избежать многих несчастий.
26 - Люди в большинстве своем добры и готовы придти на помощь (с минусом).
Седьмой фактор, Контролируемость, содержит в себе утверждения:
5 - В этом мире гораздо чаще происходит что-то хорошее, нежели плохое (с минусом).
7 - Как правило, люди получают то, что заслуживают (с минусом).
17 - Я почти всегда прикладываю усилия, чтобы предотвратить несчастья, которые могут случиться.
20 - Мы можем предотвращать неприятности собственными действиями.
Восьмой фактор, Способность контролировать ситуацию,
включает в себя утверждения:
14 - Хорошим людям сопутствуют счастье и удача.
17 - Я почти всегда прикладываю усилия, чтобы предотвратить несчастья, которые могут случиться.
23 - Я предпринимаю необходимые меры для защиты себя от неудач.
В девятый фактор, Справедливость, вошло одно утверждение с высоким факторным весом.
1 - С достойными хорошими людьми неудачи случаются гораздо реже.
Для определения значимости различий в оценке утверждений, составляющих основу базисных убеждений испытуемых в кризисе и вне кризиса, использовался Т-критерий Вилкоксона.
Результаты свидетельствуют о наличии статистически значимых различий (при р<0,001) в оценках следующих утверждений:
4 - Человек по природе добр (доброжелательность окружающего мира).
9 - В мире больше добра, чем зла (доброжелательность окружающего мира).
13 - Как правило, я в состоянии действовать так, чтобы получить максимально благоприятный результат (способность контролировать ситуацию).
21 - Оглядывая свою жизнь, я понимаю, что случай был ко мне благосклонен (удача).
26 - Люди в большинстве своем добры и готовы прийти на помощь (доброжелательность окружающего мира).
В кризисе оценка данных убеждений изменяется в сторону
большего согласия с ними, чем вне кризиса.
На уровне значимости р<0.01 различия обнаружены в оценках утверждений 5, 10, 25, 30 (степень согласия в кризисе возрастает), а также в оценках утверждений 8 и 18 (степень согласия в кризисе снижается).
5 - В этом мире гораздо чаще происходит что-то хорошее, нежели плохое (доброжелательность окружающего мира).
10 - Я вполне везучий человек (самоценность).
25 - Мир прекрасен (доброжелательность окружающего мира).
30 - Если посмотреть внимательно, то увидишь, что мир полон добра (доброжелательность окружающего мира).
8 - Мне часто кажется, что во мне нет ничего хорошего (самоценность).
18 - Я о себе невысокого мнения (самоценность).
Таким образом, в кризисе убежденность в доброжелательности окружающего мира и собственной ценности возрастает. Устойчивость глубинных установок, согласно которым мир является благожелательным, осмысленным и предсказуемым, а я являюсь достойным человеком, подтверждает предположение об устойчивости базисной структуры образа мира. Б.С. Братусь пишет: «...смыслы жизни порождаются живым образом будущего... или отношением образа веры к наличному существованию человека» [2, с. 87]. Обстоятельства жизни, приводящие к возникновению личностного кризиса, актуализируют как уникальные (индивидуальные), так и универсальные (общие) механизмы переживания, позволяющие человеку в самых сложных жизненных обстоятельствах сохранять веру в будущее и осмысленность жизни, опираясь на коллективный опыт.
Литература
1. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. - М., 1999.
2. Братусь Б.С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии / Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М., 1997.
3. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования). - М., 2005.
4. Жедунова Л.Г. Личностный кризис и образ мира / Вестник ГУУ. - 2008. - №5 (43).
5. Падун М.А. Особенности базисных убеждений у лиц, переживших травматический стресс. - М., 2003.
6. Петрова Е. Волшебные русские сказки и гештальт-подход (опыт экспериментального исследования). - М., 2007.
7. Столин В.В., Наминач А.П. Психологическое строение образа мира и проблемы нового мышления / Вопросы психологии. - 1988. - № 5.
УДК 37.011.31 ББК 74.204.2
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОМС ПО УКРЕПЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЯ
Т.М. Рыкова, зам. директора ОМЦ Зеленоградского округа г. Москвы, (495) 534-48-77
Ни для кого не секрет, что проблема сохранения здоровья - как физического, так и психического - на сегодняшний день является жизненно важной. Наиболее остро стоит вопрос эмоциональных перегрузок в педагогических коллективах. Автор статьи приводит пример программы деятельности ОМС в Зеленоградском округе, которая направлена на укрепление профессионального здоровья учителя. В статье описывается комплекс мер, способствующих формированию положительной самооценки, самоуважения педагога, позитивного его отношения к собственному здоровью.
Ключевые слова: укрепление профессионального здоровья учителя, проблема сохранения здоровья, программа деятельности ОМС, система диагностики и психологического консультирования.
DEVELOPMENT AND REALIZATION OF THE PROGRAM FOR THE DISTRICT METHODICAL CENTER IN THE STRENGTHENING OF A TEACHER'S PROFESSIONAL HEALTH
Rykova T.M.
It is not a secret for everyone that the problem of health maintenance both physical and mental is the vital issue nowadays. The most acute problem is the emotional overcharge in pedagogical collectives. The author of the article gives an example of the professional activity of the District methodical center aimed to strengthen the teacher's professional health. This article describes a package of measures which promotes formation of the teacher's positive self-appraisal, self-esteem positive attitude to the own health.
Keywords: teacher's professional health strengthening, problem of the health maintenance, District methodical center activity program, system of diagnostics and psychological consultations.
В настоящее время проблема сохранения здоровья - как физического, так и психического - является приоритетной. Этим объясняется повышенное внимание к проблемам психопрофилактики. Наиболее остро стоит вопрос эмоцио-
нальных перегрузок в педагогических коллективах. Анализ существующей общественной системы указывает на невостребованность личностной, ценностно-смысловой и душевной функций человека. Это создает стрессогенную среду, вызывающую