Научная статья на тему 'Базисные убеждения, особенности состояния и переживания беременных женщин'

Базисные убеждения, особенности состояния и переживания беременных женщин Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1161
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗИСНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ / КОНСТРУКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / СТРЕСС-НАПРЯЖЕНИЕ / BASIC BELIEF / CONSTRUCTIVE THINKING / MENTAL CONDITION / STRESS-PRESSURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Филоненко Анна Леонидовна

Представлены результаты изучения базисных убеждений как характеристик образа мира беременных женщин и их образа жизни, проявляющегося в состоянии и переживаниях по отношению к значимым сферам жизни. Описаны различия между группами беременных женщин с нормальным физиологическим течением беременности и с угрозой её прерывания. Определены особенности базисных убеждений, имеющие связь с состоянием и переживаниями беременных женщин, которые способствуют развитию материнской идентичности и формированию ценностей ребенка и ценности материнства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Филоненко Анна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of studying of basic belief as characteristics of an image of the world of pregnant women and their way of life style in a condition and experiences in relation to significant spheres of a life are presented. Distinctions between groups of pregnant women with a normal physiological current of pregnancy and with interruption threat are described. The features of basic belief having communication with a condition and experiences of pregnant women which promote development of new identity of the woman as to mother and formation of values of the child and motherhood are defined.

Текст научной работы на тему «Базисные убеждения, особенности состояния и переживания беременных женщин»

УКД 159.9

БАЗИСНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ, ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ И ПЕРЕЖИВАНИЯ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

А.Л. Филоненко (Томск)

Аннотация. Представлены результаты изучения базисных убеждений как характеристик образа мира беременных женщин и их образа жизни, проявляющегося в состоянии и переживаниях по отношению к значимым сферам жизни. Описаны различия между группами беременных женщин с нормальным физиологическим течением беременности и с угрозой её прерывания. Определены особенности базисных убеждений, имеющие связь с состоянием и переживаниями беременных женщин, которые способствуют развитию материнской идентичности и формированию ценностей ребенка и ценности материнства.

Ключевые слова: базисные убеждения; конструктивное мышление; психическое состояние; стресс-напряжение.

Актуальность проблемы. Проблема поиска психологических условий «здоровой беременности» актуализируется в современной психологической и медицинской науках в связи с негативной тенденцией роста количества случаев угрозы прерывания беременности: 15-25% беременностей завершается самопроизвольным абортом, а диагноз «угроза прерывания беременности» ставится практически каждой второй беременной женщине [7, 11]. Наука представила различные данные в отношении психологических факторов, связанных с особенностями состояния беременной женщины. Современные тенденции развития психологической науки выводят на понимание периода беременности как особого периода в жизни женщины, акцентируя внимание на трансформационных процессах, связанных с изменением образа жизни [3, 9, 10]: меняется социальная ситуация развития личности, происходит смена ролей, изменяется круг лиц, включенных во взаимодействие, весь спектр решаемых проблем и возможностей, образ жизни в целом. Личность беременной женщины производит внутреннюю работу по смыслопорождению, «рассортировке» ценностей, выбору новых способов поведения. В ряде исследований показано, что успешность вхождения в новый период жизни определяется открытостью человека как психологической системы, что предполагает трансформацию ценностносмысловых составляющих образа мира и соответственно образа жизни [5], расхождение между которыми или их слитность создают условия для возникновения и сохранения стресс-напряжения [2, 8]. Психологический механизм трансформации образа мира (и образа жизни) людей может быть представлен как акт объективации в сознании происходящих изменений, требующих коррекции сложившейся совокупности деятельностей (составляющих образ жизни человека) и перестройки ценностно-смысловых составляющих образа мира человека [4].

Связь личностных ценностей и смыслов можно увидеть в убеждениях личности, которые входят в образ мира [6]. Возникает исследовательская задача изучения базисных убеждений как характеристик образа мира и образа жизни беременных женщин, проявляющихся в их состоянии и переживаниях по отношению к значимым сферам жизни.

Разработка проблемы убеждений осуществлялась в рамках когнитивной психологии А. Бека, А. Фримен,

Ж. Пиаже, Дж. Келли [1, 8]. Убеждения - это когнитивные структуры, на основе которых строится понимание мира, определяется содержание мышления, организуются опыт и поведение. Конструкты, которые люди строят при помощи рациональной системы, называются убеждениями, а конструкты, которые формируются в экспериментальной системе, называются имплицитными убеждениями, или схемами [14]. Схемы лежат в основе теории реальности, составляют ее фундамент. В соответствии с основными потребностями личности Эпштейн выделяет четыре базисных убеждения, или схемы, составляющие имплицитную личностную теорию реальности: 1) убеждение о доброжелательности окружающего мира; 2) убеждение о справедливости окружающего мира; 3) убеждение в том, что окружающим людям можно доверять; 4) убеждение в собственной значимости. В отечественной психологии наиболее близким понятию «убеждение» является понятие «смысловая установка» в теории Д.Н. Узнадзе, который считал ее ведущим уровнем установочной регуляции деятельности «личностного смысла» [12].

Поставленная нами исследовательская задача осуществлялась на выборке беременных женщин второго триместра беременности (n = 80; 40 женщин с диагнозом «угроза прерывания беременности» (основная группа); 40 - с нормальным физиологическим течением беременности (контрольная группа); возраст 22-41 год).

Базисные убеждения мы изучали с помощью методики «Шкала базисных убеждений» (ШБУ) Ронни Янов-Бульмана [13]. Особенности переживаний и состояний беременных женщин изучались с помощью методик: «Семантический дифференциал» Ч. Осгуд, «Незаконченные предложения» М.Л. Шипициной. Использованный нами вариант методики «Семантический дифференциал» модифицирован специально для беременных женщин и служит для построения субъективных семантических пространств и оценки отношения к определенным объектам. В данном случае мы предлагали беременным женщинам оценить такие понятия, как «Я сама», «Моя беременность», «Мой ребенок», «Моё будущее», с помощью 12 пар антонимичных прилагательных, относящихся к трем шкалам: «активность», «сила», «оценка». Методика «Незаконченные предложения» также модифицирована

14

Психология здоровья. Клиническая психология

специально для беременных женщин. Незаконченные предложения (в количестве двадцати девяти) в данном варианте составлены так, чтобы в их продолжениях проецировались основные аспекты внутренней картины переживаний. Методика обеспечивает возможность оценить отношение беременной женщины к беременности,

ребенку, карьере; отношение семьи к факту беременности; представления женщины о будущем.

Результаты исследования. На первом этапе нашего исследования мы выявляли достоверные статистические различия (t-критерий Стьюдента) в базисных убеждениях основной и контрольной групп (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Различия в базисных убеждениях беременных женщин основной и контрольной групп

Шкала Основная группа Контрольная группа p-level

Благосклонность мира 4,71 4,62 0,70

Доброта людей 3,69 3,59 0,42

Справедливость 3,75 3,86 0,61

Контролируемость 3,91 3,77 0,44

Случайность 3,51 3,38 0,53

Ценность собственного Я 2,85 2,86 0,88

Степень самоконтроля 4,10 3,65 0,02*

Удача 4,03 3,84 0,41

* p < 0,02.

Из таблицы видно, что показатели всех шкал, кроме шкалы «Ценность собственного Я», в пределах указанной нормы (по мнению автора, в норме показатели по всем шкалам должны быть не менее 3,5 балла). Беременные женщины обеих групп убеждены в том, что мир в целом - достойное место для жизни, неудачи в нем происходят довольно редко. Они считают, что их окружают, как правило, добрые, порядочные, достойные доверия люди, которые при необходимости придут им на помощь. В то же время средний показатель по шкале «Ценность собственного Я» ниже нормативного в обеих группах, что свидетельствует о конфликте между старым и новым образами «Я», который порождает сильные негативные эмоции [13]. Статистически значимое отличие между группами по шкале «Степень самоконтроля» говорит в пользу того, что беременные женщины с угрозой прерывания беременности более убеждены в своей способности контролировать события своей жизни.

На следующем этапе исследования были изучены особенности состояния и переживаний беременных женщин, связанные с такими значимым сферами жизнедеятельности, как «Я сама», «Моя беременность», «Мой ребенок», «Моё будущее» (табл. 2).

Полученные данные свидетельствуют о том, что беременные женщины обеих групп достаточно большую значимость придают внутриутробно развивающемуся ребенку, оценивают своё будущее как позитивное, достаточно ясное, радостное и благополучное. Выявленные в результате сравнений достоверные различия говорят о том, что в своем реальном состоянии беременные женщины основной группы не чувствуют в себе внутренних сил противостоять трудностям жизни, им свойственна зависимость от внешних обстоятельств, они более асте-ничны и тревожны; чувствуют себя менее активными, более замкнутыми в своих переживаниях в отличие от более активных и эмоционально открытых женщин

контрольной группы. Женщины основной группы по сравнению с контрольной, являются достоверно более неудовлетворенными состоянием своей беременности.

Изучение особенностей переживаний с помощью методики «Незаконченные предложения» позволило получить следующие результаты (табл. 3).

Беременные женщины обеих групп представляют свое будущее достаточно благополучным и ясным, к ребенку относятся позитивно, при мыслях о нем испытывают приятные эмоции и нежные чувства. Для женщин обеих групп свойственно позитивное представление о карьере, которая, по их мнению, имеет достаточно благоприятную перспективу, но с наступлением беременности приостанавливается. Однако беременные женщины с нормальным физиологическим течением беременности показывают достоверно более позитивное отношение к лечению и к болезни, принимают ответственность за свое состояние и процесс лечения. В продолжениях их предложений чаще встречаются следующие фразы: «здоровье моё и моего ребенка зависит прежде всего от меня и моего настроя»; если со здоровьем происходит что-то не то, «я собираюсь с силами и пытаюсь исправить ситуацию» или «начинаю более внимательно прислушиваться к своему организму»; врачи воспринимаются как «помощники» и «союзники». Респонденты основной группы занимают экстернальную и пассивную позицию, чаще заканчивая предложения фразами: «здоровье моё и моего ребенка зависит от врачей, от рока судьбы»; если со здоровьем происходит что-то не то, «я начинаю нервничать и переживать» или «чувствую себя плохой и неполноценной».

Получены статистически значимые различия по шкале, определяющей отношение семьи к беременности. Женщины с нормальным физиологическим течением беременности показывают отношение семьи к беременности как более позитивное, чем беременные основной группы. Предложение «в моей семье...» они чаще про-

15

№ 37

Сибирский психологический журнал

2010 г.

Различия между группами беременных женщин (основной и контрольной), определенные по методике «Семантический дифференциал»

Т а б л и ц а 2

Показатель Основная группа Контрольная группа p-level

«Я сама» по шкале «Оценка» 4,95 6,12 0,22

«Я сама» по шкале «Сила» -0,47 1,91 0,01***

«Я сама» по шкале «Активность» 2,15 5 0,05*

«Моя беременность» по шкале «Оценка» 6,18 8,50 0,05*

«Моя беременность» по шкале «Сила» 1,84 3,12 0,27

«Моя беременность» по шкале «Активность» 3,21 5,41 0,04**

«Мой ребенок» по шкале «Оценка» 8,21 8,95 0,42

«Мой ребенок» по шкале «Сила» 2,47 3,12 0,62

«Мой ребенок» по шкале «Активность» 4,57 6,58 0,07

«Мое будущее» по шкале «Оценка» 6,23 6,75 0,71

«Мое будущее» по шкале «Сила» 4,05 2,91 0,23

«Мое будущее» по шкале «Активность» 5,39 4,83 0,55

* p<0,05; ** p<0,04; *** p<0,01.

Т а б л и ц а 3

Различия между группами беременных женщин (основной и контрольной), определенные по методике «Неоконченные предложения»

Шкала Основная группа Контрольная группа p-level

Представление о здоровье 1,77 2,54 0,004**

Представление о будущем 2,22 2,31 0,58

Представление о болезни 0,87 1,71 0,000***

Отношение к беременности 3,18 3,89 0,03*

Отношение к ребенку 3,02 3,12 0,60

Отношение к лечению 2,04 2,72 0,000***

Отношение семьи к беременности 2,60 3,14 0,03*

Отношение к карьере 1,15 0,91 0,12

* p<0,03; ** p<0,004; *** p<0,0001.

должают словами «всё нормально, если не обращать внимания на мелочи» и «стараемся создавать благополучие», в то время как беременные контрольной группы почти во всех случаях заканчивают это предложение фразами «гармония и любовь»; «всё хорошо»; «ждут появление малыша» и др. Таким образом, женщины с нормальным физиологическим течением беременности имеют более позитивные переживания в отношении своей беременности, процесса лечения, отношения семьи к факту беременности и проявляют более активное поведение и готовность к конструктивному и ответственному сотрудничеству с врачами.

На следующем этапе исследования с помощью корреляционного анализа мы изучали взаимосвязь базисных убеждений показателей шкал «Ценность собственного Я» и «Степень самоконтроля», по которым различаются основная и контрольная группы, с характеристиками переживаний и состояния респондентов внутри каждой группы.

По результатам корреляционного анализа у беременных женщин контрольной группы показатели шкалы «Ценность собственного Я» имеют отрицательную взаимосвязь с ценностью своего будущего («Мое будущее» по шкале «Оценка» r = -0,59). Высокая оценка своего будущего и направленность на перспективы у женщин данной группы взаимосвязаны со снижением ценности

своего Я. С наступлением беременности они считают, что их карьерному росту и развитию могут грозить серьёзные трудности («Отношение к карьере» r = -0,51). Во всех случаях p<0,05.

В основной группе убеждение о «Ценности собственного Я» отрицательно взаимосвязано с показателем оценки своих собственных актуальных ресурсов и сил (значение показателя «Я сама» по шкале «Сила» составляет r = -0,64), т.е. со снижением способности справляться с жизненными трудностями, с астенизацией и тревожностью. Кроме того, корреляционный анализ показал обратную взаимосвязь «Ценности собственного Я» с показателями методики «Неоконченные предложения» по шкалам «Отношение к ребенку» (г = -0,46) и «Отношение к лечению» (г = -0,61). Концентрация беременных женщин данной группы на себе, на своем состоянии взаимосвязана с невозможностью переключить внимание на своего внутриутробно развивающегося малыша, придать процессу его вынашивания позитивный смысл и более конструктивно подойти к лечению. Во всех случаях p<0,05.

У беременных женщин контрольной группы показатели шкалы «Степень самоконтроля» взаимосвязаны с положительным отношением к карьере (г = 0,41). Данная взаимосвязь может свидетельствовать о том, что в профессиональной сфере они чувствуют себя более

16

Психология здоровья. Клиническая психология

уверенными, способными брать события под контроль. Во всех случаях p<0,05.

В группе беременных женщин с угрозой прерывания беременности базисное убеждение «Степень самоконтроля» положительно взаимосвязано с «Отношением к здоровью» (r = 0,48) и с «Отношением к будущему» (r = 0,48). Беременные женщины данной группы убеждены в том, что их способность контролировать события своей жизни взаимосвязана с контролем над состоянием своего здоровья в настоящий момент, которое, по их мнению, «зависит, прежде всего, от меня самой», «от эмоционального состояния», «от внутреннего позитивного настроя», а также с контролем над событиями своего будущего, в «благополучии» которого они уверены. Во всех случаях p<0,05.

На следующем этапе нашего исследования был проведен факторный анализ с варимакс-вращением, в результате которого выделена совокупность совместно изменяющихся показателей (факторов) внутри каждой группы.

В группе женщин с нормальным физиологическим течением беременности было выделено 9 латентных факторов, объединяющих более 83% общей дисперсии и получивших следующую интерпретацию.

В первый фактор (12% от всей дисперсии) вошли такие переменные, как «Мой ребенок» по шкале «Активность» (0,87), «Моё будущее» по шкале «Активность» (0,81), «Моя беременность» по шкале «Активность» (0,76) и «Мой ребенок» по шкале «Сила» (0,68). Данный фактор был назван «активность». Он свидетельствует о том, что беременные женщины контрольной группы энергичны и активны в основных сферах своей актуальной жизнедеятельности: состоянии беременности, восприятии внутриутробно развивающегося ребенка и своего будущего.

Второй фактор (11% дисперсии) получил название «оптимизм». В него вошли переменные «Я сама» по шкале «Оценка» (0,86), «Мое будущее» по шкале «Оценка» (0,77), «Мой ребенок» по шкале «Оценка» (0,71) и «Случайность» Шкалы базисных убеждений (0,61). Данный фактор свидетельствует о том, что беременные женщины в настоящий момент своей жизни принимают себя и своего внутриутробно развивающегося ребенка, придавая этому определенное значение и ценность. Свое будущее они оценивают достаточно высоко и позитивно, что свидетельствует о его приятии. Взаимосвязь с базисным убеждением о случайности жизненных событий избавляет беременных женщин данной группы от эзотерического анализа возможных причин происходящих событий и позволяет более конструктивно подходить к совладанию с ними.

Третий фактор (11% дисперсии) получил название «адекватная уверенность в себе и в своих силах».

Раскрывают смысловую нагрузку этого фактора переменные «Моя беременность» по шкале «Сила» (0,76), «Я сама» по шкале «Активность» (0,68), «Я сама» по шкале

«Сила» (0,67), «Моя беременность» по шкале «Оценка» (0,58) и базисные убеждения по шкалам «Справедливость» (-0,44) и «Контролируемость» (-0,44). Беременные женщины этой группы высоко оценивают свою беременность, придавая ей значимость и ценность, самих себя воспринимают как сильных и активных. Они не верят в закономерность как принцип распределения жизненных событий, что позволяет им более свободно и гибко оценивать свои возможности в процессе взаимодействия с реальной действительностью.

Четвёртый фактор (10% дисперсии) получил название «реалистичность». Смысловую нагрузку этого фактора раскрывают переменные Шкалы базисных убеждений «Удача» (-0,84), «Справедливость» (-0,77), «Благосклонность мира» (-0,70), «Контролируемость» (-0,45) и «Отношение к лечению» (0,44). Принимая во внимание факт того, что средние значения по данным показателям в этой группе находятся в пределах нормы, можно говорить о том, что окружающий мир беременные женщины воспринимают достаточно адекватно и реалистично. Данный фактор объединяет убеждения беременных женщин о том, что мир не такой благо -склонный, контролируемый и полный приятных неожиданностей, как хотелось бы, и установку на конструктивное отношение к процессу лечения. Для беременных женщин с таким образом мира свойственно следующее представление: чтобы выносить и родить здорового ребенка в данных условиях, им нужно «успокоиться», найти внутренние опоры для создания умиротворенного и спокойного эмоционального состояния, а врачей в роли источника медицинской помощи следует воспринимать как «союзников» и «первых помощников» в процессе лечения.

Пятый фактор (9% дисперсии) получил название «позитивная временная динамика». Данный фактор объединил переменные «Представление о будущем» (0,78), «Отношение к ребенку» (0,73), «Ценность собственного Я» (-0,69). Основную смысловую нагрузку составляет взаимосвязь позитивного отношения к своему будущему, видение его как «светлого», «радостного», в котором «всё будет хорошо», с позитивным отношением к своему внутриутробно развивающемуся ребенку, при мысли о котором появляются чувства «умиротворения», «счастья», «блаженства» и «любви». Кроме того, в структуру данного фактора вошли низкие значения «Ценности собственного Я». Такая взаимосвязь может говорить о снижении ценности собственного Я в процессе формирующейся самостоятельной новой ценности ребенка, которая вписывается в иерархию существующих ценностей и образ мира, а возникающие негативные эмоции респондентов относительно своего Я связаны с изменениями в самосознании женщины-матери.

Шестой фактор (6% дисперсии) получил название «забота о здоровье». Смысловое содержание его определили переменные «Отношение семьи к беременности» (0,83) «Представление о здоровье» (0,80), «Представле-

17

№ 37

Сибирский психологический журнал

2010 г.

ние о болезни» (0,70) и «Отношение к лечению» (0,48). Данный фактор объединил представления беременных женщин о том, что их здоровье и здоровье их ребенка зависит прежде всего от спокойного эмоционального состояния, от конструктивного отношения к лечению, т.е. от готовности в условиях нарушения здоровья (болезни) сохранять спокойствие и обращаться за помощью к врачам. На формирование этого конструктивного представления влияет принятие семьей факта беременности и радостное ожидание появления ребенка как нового члена семьи.

Седьмой фактор (6% дисперсии) получил название «самоконтроль в карьере». В данный фактор вошли переменные «Степень самоконтроля» (0,88), «Отношение к карьере» (0,64), «Я сама» по шкале «Сила» (0,41). Он свидетельствует о том, что свои возможности в контроле над событиями, уверенность в себе, высокая самооценка у беременных женщин данной группы взаимосвязаны с отношением к карьере, т.е. именно в управлении процессами профессионального роста они чувствуют в себе силы и уверенность.

Восьмой фактор (6% дисперсии) получил название «позитивное принятие своего настоящего и уверенность в будущем». Его смысловую нагрузку составили переменные «Отношение к беременности» (0,79), «Ценность собственного Я» (0,47), «Мое будущее» по шкале «Сила» (0,40). Данный фактор объединяет принятие женщинами своей беременности, при мысли о которой появляются чувства «умиротворения, счастья, радости», обретения ценности собственного Я и ощущения внутренних сил и уверенности в преодолении трудных ситуаций, которые возможны в будущем.

Девятый фактор (5% дисперсии) был образован единственной переменной «доброта людей» (0,84) и получил одноименное название. Содержание этого фактора составило убеждение женщин в том, что их окружают добрые, порядочные, достойные доверия люди, которые при необходимости придут на помощь.

В основной группе беременных женщин было выделено 8 латентных факторов, объединяющих более 82% дисперсии и получивших следующую интерпретацию.

Первый фактор (13% дисперсии) получил название «уверенность в себе, в своем настоящем и будущем». В него вошли такие переменные, как «Я сама» по шкале «Оценка» (0,88), «Отношение семьи к беременности» (0,69), «Представление о болезни» (0,66), «Мой ребенок» по шкале «Сила» (0,60), «Мое будущее» по шкале «Оценка» (0,57), «Отношение к беременности» (0,50), «Я сама» по шкале «Сила» (0,53) и «Отношение к лечению» (0,42). Основную смысловую нагрузку данного фактора составляет высокий показатель самооценки, который взаимосвязан с поддержкой и принятием семьи, с настроем на конструктивные действия в ситуации ухудшения здоровья. В своих представлениях о ребенке беременные женщины данной группы воспринимают его как активного, полного энергии и сил, чтобы спра-

виться с возможными трудностями. В данный фактор также входит восприятие себя в настоящий момент как сильной, готовой разрешать возникающие проблемы, имеющей позитивное отношение к беременности и высокую оценку своего будущего.

Второй фактор (12% дисперсии) был назван «невозможность контролировать свое состояние беременности». Он объединил переменные «Степень самоконтроля» (-0,78), «Моя беременность» по шкале «Оценка» (-0,78), «Представление о будущем» (0,60), «Мой ребенок» по шкале «Активность» (-0,48). Основную смысловую нагрузку данного фактора составило базисное убеждение беременных женщин о контроле над событиями их жизни, которое взаимосвязано со сниженной оценкой и непринятием ситуации своей беременности в настоящий момент времени. Кроме того, женщин этой группы отличает низкая чувствительность к проявлениям своего внутриутробно развивающегося ребенка, они характеризует его как пассивного и астеничного, взаимодействие с которым не является актуальным на данный момент времени. Невозможность контролировать события в настоящем заставляет их концентрировать своё внимание на будущем, которое представляется им как ясное, радостное и благополучное.

Третий фактор составил 11% от всей дисперсии и получил название «ценность ребенка». Он определяется параметрами «Мой ребенок» по шкале «Оценка» (0,89), «Отношение к ребенку» (0,84), «Представление о здоровье» (0,68), «Ценность собственного Я» (-0,56). Для данной группы беременных женщин высокая оценка и значимость своего ребенка, возникновение нежных чувств радости и счастья при мысли о нем взаимосвязаны с ощущениями внутреннего состояния спокойствия и комфорта, что определяет состояние здоровья её и ребенка. При этом в данный фактор входят сниженные показатели ценности собственного Я.

Четвёртый фактор составил 11% дисперсии и получил название «экстернальная зависимость». Смысловое содержание определяется переменными «Удача» (0,87), «Мое будущее» по шкале «Сила» (0,82) и «Благосклонность мира» (0,76). Выявленный фактор свидетельствует о том, что беременные женщины данной группы убеждены в благосклонности к ним окружающего мира. Они воспринимают его как достойное место для жизни, где распределение удач и неприятностей всегда происходит в их пользу, что поддерживает чувство собственной неуязвимости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пятый фактор составил 9% дисперсии и получил название «контролируемость». Он объединил переменные «Контролируемость» (0,90), «Отношение к лечению» (0,59), «Ценность собственного Я» (-0,48). Основную смысловую нагрузку данного фактора составляет базисное убеждение в том, что все события, которые происходят в мире, подвластны человеческому контролю в той или иной степени. C этим убеждением взаимосвязано позитивное и конструктивное отношение

18

Психология здоровья. Клиническая психология

к лечению, в рамках которого врачи воспринимаются как «первые помощники», «союзники», а эффективность лечения должна подкрепляться их собственным спокойным эмоциональным состоянием. В данный фактор входит обратная взаимосвязь с базисным убеждением о ценности собственного Я. Это может свидетельствовать о том, что в данной ситуации беременные женщины не чувствуют в себе сил для действий и контроля.

Шестой фактор составил 9% дисперсии, получил название «активность» и объединил переменные «Я сама» по шкале «Активность» (0,86), «Моя беременность» по шкале «Активность» (0,82), «Мой ребенок» по шкале «Активность» (0,45) и «Мое будущее» по шкале «Активность» (0,41). Данный фактор говорит о том, что беременные женщины воспринимают себя как активных, свою беременность и свое будущее - как динамичное, живое и активное, а своего ребенка - как активного, полного сил и энергии.

Седьмой фактор составил 7% дисперсии и получил название «закономерность, слабость и астенизация себя и ребенка». В данный фактор вошли переменные «Моя беременность» по шкале «Сила» (-0,94), «Мой ребенок» по шкале «Сила» (-0,46) и «Справедливость» (0,55). Смысловое его содержание определяется восприятием себя и своего ребенка как слабых, обессиленных и астеничных, неспособных справляться с возникающими трудностями. Такое представление о себе и о ребенке взаимосвязано с убеждением в том, что все события, происходящие в мире, подчиняются закону справедливости, который гласит: каждый получает то, что заслуживает.

Восьмой фактор составил 6% дисперсии и назван «недоверие к людям». Этот фактор был образован отрицательными значениями единственной переменной «Доброта людей» (-0,90), содержание его составило убеждение о том, что окружающие - злые, недостойные люди, которым нельзя доверять.

Таким образом, можно увидеть следующие особенности связи базисных убеждений с состоянием и переживаниями беременных женщин. Беременные женщины с нормальным, физиологическим течением беременности более чувствительны к изменениям настоящей, реальной жизненной ситуации. Они более адекватно оценивают, принимают новые условия жизни и гибко реагируют на изменения; не стремятся контролировать события и явления процесса беременности, а скорее принимают его со всеми его особенностями. Им свойственно конструктивное мышление, они не ищут

закономерного объяснения сложившимся обстоятельствам, в возникающих неприятных ситуациях не думают о других как о «плохих» или «хороших», а стараются ориентироваться на свои внутренние ресурсы и решать проблему.

Результаты исследования свидетельствуют о происходящих изменениях в образе Я беременных женщин, обретении новой идентичности, о перестройке личностных смыслов и ценностей, в которых находит свою самостоятельную ценность внутриутробно развивающийся ребенок. Такие особенности позволяют им формировать более рациональное отношение к заботе о своем здоровье и конструктивный подход к лечению, что может выступать как условие для развития нормального физиологического процесса беременности.

Беременным женщинам с угрозой прерывания беременности свойственны уверенность в себе, высокая оценка собственных ресурсов, высокий уровень притязаний. Они чрезмерно убеждены в собственных возможностях контролировать события своей жизни.

В реальной ситуации наступившей беременности невозможность контроля за протеканием физиологических процессов связана с ощущением собственного бессилия, что способствует снижению активности, порождает тревогу, психоэмоциональное напряжение и астенизацию. Такое состояние способствует неприятию настоящей ситуации беременности и акцентирует локус внимания на негативных переживаниях, смещая его с внутриутробно развивающегося ребенка, процесс взаимодействия с которым в этот момент теряет свою актуальность и ценность. При этом базисное убеждение в закономерности как в принципе распределения события в жизни предполагает недостаточную критичность реальной ситуации и опору в поведении на внешние обстоятельства и тонкие необъяснимые ощущения, что приводит к частичной утрате принципа реальности.

Высокая ценность собственного Я у беременных женщин с угрозой прерывания беременности взаимосвязана с ограничениями в развитии новой идентичности и в появлении самостоятельной ценности ребенка и материнства.

Расхождение между прежним образом Я и новыми условиями изменившегося образа жизни провоцирует развитие стресс-напряжения, что, в свою очередь, способствует ухудшению эмоционального состояния и создает тем самым условия для развития угрозы прерывания беременности.

Литература

1. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. СПб.: Питер, 2002.

2. Бохан Т.Г. Проблема стресса в психологии: трансспективный анализ. Томск: Иван Федоров, 2008. 156 с.

3. Васильева О.С., Могилевская Е.В. Групповая работа с беременными женщинами: социально-психологический аспект // Психологический журнал. 2002. Т 22, № 1. С. 82-89.

4. Даненова Д.Б. Трансформация образа жизни и образа мира людей как психоисторическая проблема: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Барнаул, 2001. 21 с.

19

№ 37

Сибирский психологический журнал

2010 г.

5. Залевский Г.В. Личность и фиксированные формы поведения. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2007. 336 с.

6. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

7. Кулаков В.И., Орджоникидзе Н.В., Тютюнник В.Л. Плацентарная недостаточность и инфекция. М., 2004. 494 с.

8. ПадунМ.А., Тарабрина Н.В. Когнитивно-личностные аспекты переживания посттравматического стресса // Психологический журнал. 2004. Т 25, № 5. С. 5-15.

9. Русалов В.М., Рудина Л.М. Индивидуально-психологические особенности женщин с осложненной беременностью // Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 6. С. 16-26.

10. Соколова О.А., Сергиенко Е.А. Динамика личностных характеристик женщины в период беременности как фактор психического здоровья матери и ребенка // Психологический журнал. 2007. Т 28, № 6. С. 69-81.

11. Сухих Г.Т., Ванько Л.В. Иммунология беременности. М.: Изд-во РАМН, 2003. 400 с.

12. Узнадзе Д.Н. Теория установки // Избранные психологические труды: В 70 т. М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. 448 с.

13. Janoff-Bulman R. Assumptive worlds and the stress of traumatic events: Application of schema construct // Social Cognition. 1989. Vol. 7. P 13136.

14. Epstein S., Pervin L.A. Cognitive experiental self-theory // Handbook of personality: Theory and research. N. Y: Guilford, 1990. P 165-192.

BASIC BELIEFS, AND FEATURES OF EXPERIENCES PREGNANT WOMAN

Filonenko A.L. (Tomsk)

Summary. Results of studying of basic belief as characteristics of an image of the world of pregnant women and their way of life style in a condition and experiences in relation to significant spheres of a life are presented. Distinctions between groups of pregnant women with a normal physiological current of pregnancy and with interruption threat are described. The features of basic belief having communication with a condition and experiences of pregnant women which promote development of new identity of the woman as to mother and formation of values of the child and motherhood are defined.

Key words: Basic belief; сonstructive thinking; mental condition; stress-pressure.

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.