Научная статья на тему 'Применение рисуночных методов в диагностике невынашиваемости беременности'

Применение рисуночных методов в диагностике невынашиваемости беременности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1814
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Материнство / БЕРЕМЕННОСТЬ / угроза прерывания беременности / рисуночные тесты / особенности переживания беременности / ситуация материнства

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миронова Е. С., Чуйкова Т. С.

В статье представлены результаты эмпирического исследования беременных женщин с угрозой прерывания беременности и беременных женщин без угрозы невынашиваемости, обследованных с помощью рисуночных методов. Проанализированы возможности применения методов рисования в работе с беременными, выделены типы рисунков, соответствующих особенностям переживания беременности в ситуации материнства, согласно концепции Г. Г. Филипповой. Проведен сравнительный анализ результатов исследования беременных женщин с угрозой прерывания беременности и беременных женщин без угрозы невынашиваемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Миронова Е. С., Чуйкова Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение рисуночных методов в диагностике невынашиваемости беременности»

УДК 159.922

ПРИМЕНЕНИЕ РИСУНОЧНЫХ МЕТОДОВ В ДИАГНОСТИКЕ

невынашиваемости беременности

© Е. С. Миронова*, Т. С. Чуйкова

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы Россия, Республика Башкортостан, 450000 г. Уфа, ул. Чернышевского, 25а.

Тел.: +7 (917) 444 12 90.

E-mail: evg-mironova@yandex. ru

В статье представлены результаты эмпирического исследования беременных женщин с угрозой прерывания беременности и беременных женщин без угрозы невынашиваемости, обследованных с помощью рисуночных методов. Проанализированы возможности применения методов рисования в работе с беременными, выделены типы рисунков, соответствующих особенностям переживания беременности в ситуации материнства, согласно концепции Г. Г. Филипповой. Проведен сравнительный анализ результатов исследования беременных женщин с угрозой прерывания беременности и беременных женщин без угрозы невынашиваемости.

Ключевые слова: материнство, беременность, угроза прерывания беременности, рисуночные тесты, особенности переживания беременности, ситуация материнства.

Актуальность проблемы исследования

Проблема сохранения здоровья матери и ребенка является одной из самых актуальных в современном обществе. До недавнего времени беременная женщина находилась под наблюдением и контролем только медицинских работников. Но это не только медицинская, но и социальная проблема, имеющая экономическое, нравственное и общественное значение. В последние годы возник интерес к психологическим проблемам материнства, начинает изучаться психологическое состояние женщины во время беременности, ее личностные особенности, переживания и эмоции.

Исследование материнства на этапе беременности, родов и младенчества, психотерапевтическая работа с родителями, а в дальнейшем с младенцами развивается в русле психоанализа со второй четверти прошлого века (А. Фрейд, Дж. Боулби, Э. Эриксон, К. Хорни, М. Кляйн, Д. Винникотт, С. Фанти, М. Марконе, К. Эльячефф). Применение психоанализа предполагает длительную работу с клиентом и возможность актуализации в процессе работы глубинных внутренних конфликтов, что в случае склонности беременной женщины к соматизации проблем может негативно сказаться на течении беременности [1].

Сегодня практический психолог, работающий с беременными женщинами, имеет в своем распоряжении ряд валидизированых диагностических методик (Г. Г. Филиппова, В. И. Брутман, Е. И. Исе-нина, Е. И. Захарова, И. В. Добряков), а также может использовать различные рисуночные техники, в частности методику свободного рисования. Данный метод, разработанный американским арттера-певтом Натали Роджерс, позволяет решать множество задач, основными из которых являются: 1) выражение в рисунке и осознание при обсуждении собственных психологических мотивов, установок, чувств, отношений; 2) изменение чувств под влиянием свободного рисования; 3) достижение лучшего взаимопонимания в семейной паре; 4) получение эффективного средства регуляции

эмоциональных состояний; 5) осознание необходимости приобщения ребенка к спонтанной изобразительной деятельности с раннего возраста и др.

Рисуночные методы широко применяются в психологических исследованиях, они хорошо зарекомендовали себя в диагностическом, прогностическом и терапевтическом аспектах. Однако систематических исследований по особенностям рисуночных тестов и их динамики относительно содержания и развития материнской сферы женщины в настоящее время в литературе не встречается [2]. Исследования Г. Г. Филипповой позволили предложить в качестве наиболее информативного метода рисунок на тему «Я и мой ребенок». Использование этой методики позволяет предположить большую диагностическую и прогностическую ее ценность, особенно в сочетании с другими методиками (наблюдение, личностно-ориентированные методики, в т.ч. графические, ЦТО, интервью, исследование материнско-детского взаимодействия и др.). Рисуночный тест «Я и мой ребенок» [3] направлен на выявление особенностей переживания беременности и ситуации материнства, восприятия себя и ребенка, ценности ребенка. В рисуночном тесте «Я и мой ребенок» учитываются наличие на рисунке фигур матери и ребенка; замена образа матери и ребенка на животное, растение, символ; содержание образа ребенка и его возраст; соотношение размеров фигур матери и ребенка; отражение совместной деятельности матери и ребенка; дистанция и особенности расположения персонажей; изоляция фигуры ребенка; характеристика общего состояния (благополучие, неуверенность в себе, тревожность, признаки конфликтности и враждебности, относящиеся к теме рисунка) по формальным признакам рисунка и поведенческим проявлениям во время рисования (качество линии, расположение на листе, детали рисунка, эмоции персонажей рисунка, высказывания и т. д.). Интерпретация данных проводится по критериям, принятым в психодиагностике для рисуночных тестов.

* автор, ответственный за переписку

188К 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. №3

863

Таблица

Особенности переживания беременности и ситуации материнства.

Беременные женщины Благоприятная ситуация материнства Незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности Тревога и неуверенность в себе Конфликт с беременностью или с ситуацией материнства

с угрозой прерывания беременности 0% 29% 22% 49%

без угрозы прерывания 54% 27% 5% 14%

Организация и методы исследования

Целью исследования является выявление различий в особенностях переживания беременности и ситуации материнства у беременных женщин с угрозой прерывания беременности и беременных женщин без угрозы невынашиваемости.

Выборка. В связи с поставленной целью исследования - выявить различия особенностей переживания беременности и ситуации материнства у беременных женщин с разным соматическим статусом - нами была сформирована экспериментальная выборка из беременных женщин с диагнозом угрозы прерывания беременности, состоящих на учете и проходивших стационарное обследование и лечение в Республиканском перинатальном центре г. Уфы в количестве 55 человек. Также была сформирована вторая сравнительная (контрольная) выборка, состоящая из 41 беременной женщины без угрозы прерывания беременности, проходивших плановые наблюдения в женской консультации №1 ГКБ №13, и беременных женщин, посещающих курсы по подготовке к родам клуба «Магнолия». Возраст беременных женщин - 18-41 год.

Методика исследования. Для анализа особенностей переживания беременности и ситуации материнства у беременных женщин нами был использован рисуночный тест «Я и мой ребенок» [3]. Согласно концепции Г. Г. Филипповой, каждый рисунок был отнесен к одному из четырех типов переживания беременности и ситуации материнства: благоприятная ситуация материнства (1); незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности (2); тревога и неуверенность в себе (3); конфликт с беременностью или с ситуацией материнства (4). Результаты исследования представлены в табл.

Как видно из табл., у большинства женщин (49%) экспериментальной группы с угрозой прерывания беременности выявлено наличие конфликта с беременностью или с ситуацией материнства, что говорит о неготовности женщин к беременности и родам, неадекватном представлении образа себя и ребенка, высокой тревожности. В рисунках беременных женщин данной группы были выявлены следующие содержательные особенности, позволяющие судить о наличии конфликта с беременностью и ситуацией материнства: отсутствие на рисунке себя и/или ребенка; замена образа ребенка и/или себя на растение, животное, символ; отсутствие совместной деятельности и контакта с ребенком; ребенок спрятан (в пеленках, коляске, кроватке, животе матери); ребенок изолирован при помо-

щи предметов, отделяющих его от матери или полностью изолирован без контакта с матерью (в кроватке, коляске, на коврике, на качелях и т. п.); большая пространственная дистанция между фигурами матери и ребенка; фигуры, нарисованные спиной; отсутствие у фигур лица, реже тела; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры, они покрывают практически весь лист; несоответствие возраста ребенка, отказ от рисования, неадекватное использование размеров листа.

Кроме того, в группе беременных женщин с угрозой прерывания беременности были выявлены незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности (29%) и тревога и неуверенность в себе как в матери (22%). В рисунках беременных женщин данной группы были выявлены следующие содержательные особенности, позволяющие судить о наличии тревожности, конфликтности и неуверенности в себе как в матери: наличие на рисунке себя и ребенка без замены образов; фигура ребенка слишком большая или слишком маленькая; большое количество дополнительных объектов, тщательная прорисовка деталей одежды; недостаточная прорисовка фигуры и лица у себя и ребенка, схематизация; отсутствие совместной деятельности; ребенок не изолирован; наличие на рисунке нескольких членов семьи, своей матери; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры, они покрывают практически весь лист; неадекватный возраст ребенка.

Следует особо отметить, что в данной группе женщин с угрозой прерывания беременности не выявлено ни одной женщины, которую можно отнести к группе с благоприятной ситуацией материнства (0%), что говорит о том, что все женщины данной группы имеют отклонения в переживании беременности и ситуации материнства.

В контрольной группе женщин без угрозы прерывания беременности большинство обследуемых (54%) относятся к группе с благоприятной ситуацией материнства, что говорит о готовности женщин к беременности и родам, адекватном представлении себя и ребенка, позитивном эмоциональном принятии своей роли. В рисунках беременных женщин данной группы были выявлены следующие содержательные индикаторы, позволяющие судить о благоприятной ситуации беременности и материнства: наличие на рисунке себя и ребенка; отсутствие замен образов себя и ребенка на растения,

животных, неживые объекты, символы; соразмерность фигур матери и ребенка; отсутствие других людей; дополнительные предметы и детали одежды не составляют главную часть рисунка, их количество, степень прорисовки, размеры не довлеют над фигурами матери и ребенка; наличие совместной деятельности матери и ребенка; наличие телесного контакта; ребенок не спрятан и не изолирован; прорисовка лица ребенка; все фигуры нарисованы лицом к зрителю; возраст ребенка приближается к младенческому прогрессивно с первого к третьему триместру, после родов - ребенок в настоящем возрасте; хорошее качество линии; положительные эмоции разной степени выраженности, сопровождающие рисование.

Незначительные симптомы тревоги, неуверенности и конфликтности выявлены у 27% женщин без угрозы прерывания беременности, тревога и неуверенность отмечены у 5% женщин этой группы. Самая малочисленная группа женщин (14%) имеет конфликт с беременностью или с ситуацией материнства, однако выделяются значительные различия между рисунками женщин экспериментальной и контрольной групп. Если в экспериментальной группе женщин с угрозой прерывания беременности к 4 типу переживания беременности (конфликт с беременностью или с ситуацией материнства) относились женщины, высказывающие отказ от рисования, на рисунках отсутствовал ребенок, контакт между матерью и ребенком и др., то у женщин контрольной группы на большинстве рисунков диагностировался эйфорический тип изображения беременности и ребенка, замещение образа ребенка другими объектами (солнцем, радугой и др.), что является более благоприятным показателем переживания ситуации материнства.

Анализируя результаты исследования с помощью методов математической статистики (критерий Манна-Уитни и х2), нами было выявлено, что по показателям - благоприятная ситуация материнства (р = 0.000001), тревога и неуверенность в себе (р = 0.003), конфликт с беременностью или с ситуацией материнства (р = 0.00048) - имеются статистически достоверные различия в группах матерей с угрозой прерывания беременности и без угрозы прерывания беременности.

Таким образом , полученные данные позволя -ют сделать выводы о том, что существуют достоверно значимые различия особенностей переживания беременности и ситуации материнства у беременных женщин с разным соматическим статусом. У большинства беременных женщин без угрозы прерывания беременности (54%) выявлена благоприятная ситуация материнства, что говорит о готовности женщин к беременности и родам, адекватном представлении образа себя и ребенка, позитивном эмоциональном принятии своей роли. У большинства женщин с угрозой прерывания беременности (49%) выявлено наличие конфликта с беременностью или с ситуацией материнства, что говорит о неготовности женщин к беременности и родам, неадекватном представлении образа себя и ребенка, высокой тревожности.

Результаты проведенного нами исследования беременных женщин полностью подтверждаются

результатами исследования Г. Г. Филипповой. По данным автора, показателями неблагополучной ситуации по рисуночному тесту «Я и мой ребенок» служат выраженная тревога, неуверенность в себе и конфликт с беременностью. Эти показатели устойчиво сочетаются с отклонением от адекватного стиля переживания беременности; неблагоприятной семейной ситуацией; отрицательным отношением к своим изменениям, связанным с беременностью; нарушением онтогенетических периодов развития материнской сферы; изменением ценности ребенка в онтогенетические периоды; отклонением от адекватной ценности ребенка. Отклонения в стиле переживания беременности во всех случаях отражаются в рисуночном тесте, причем в большинстве случаев -по типу наличия тревоги и конфликта с беременностью. Адекватный стиль переживания беременности устойчиво сочетается с благополучной ситуацией по рисунку и с адекватной ценностью ребенка, в большинстве случаев - с адекватным заполнением онтогенетических периодов развития материнской сферы, благополучным семейным положением [3].

В консультативной, психокоррекционной

и психотерапевтической практике психологи применяют самые разнообразные техники групповой, телесноориентированной, семейной, игровой, арт-терапии, психодрамы, психосинтеза, аутотренинга и другие известные им методики, руководствуясь, скорее, принципом эклектизма [4]. В руках грамотного психолога интеграция методик дает возможность работы с различными аспектами материнской сферы. Однако отсутствие у психолога-консуль-танта аутентичной, центрированной позиции и четкого понимания задач психологической помощи с учетом перспективы развития ребенка и семьи после родов не только снижает эффективность работы психолога, но зачастую и вовсе превращает деятельность во вторжение в психологическое пространство женщины с целью апробирования конкретной психологической техники [5].

Необходимость следования известному принципу медицины «Не навреди» становится особенно значимой, когда речь идет о работе с беременными женщинами. Отсюда вытекают высокие требования к профессиональной подготовке специалистов, работающих с беременной женщиной, будь то медики или психологи. Из всего изложенного следует актуальность разработки методологии психологического сопровождения женщин в период до и после рождения ребенка. Попытки обоснования применения психологических методов в консультировании беременных женщин предприняты в работах последних лет (В. В. Абрамченко, И. В. Добряков, М. Е. Ланцбург, М. В. Швецов).

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамченко В. В., Коваленко Н. П. Перинатальная психология. Петрозаводск: ИнтелТек, 2004. 350 с.

2. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М.: изд-во Института психотерапии, 2002. 240 с.

3. Филиппова Г. Г. // Вопросы психологии. 2001. №2. С. 22-37.

4. Брутман В. И., Варга А. Я., Радионова М. С., Юсупова О. В. // Московский психотерапевтический журнал. 1996. №4. С. 81-98.

5. Ланцбург М. Е. // Журнал практического психолога, 2003. №4-5. С. 22-38.

Поступила в редакцию 05.04.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.