УДК 613.60:37 ББК 246.1
Кисель Ольга Васильевна
шискатель кафедра педагогики Курганский государственный университет г. Курган Kisel Olga Vasilievna Applicant for a Degree Chair of Pedagogics Kurgan State University Kurgan
Организационно-педагогическое сопровождение здоровьесбережения учителей общеобразовательной школы Organizational-and-Pedagogical Support of School Teachers’ Health
Keeping
В статье рассматривается проблема здоровьесбережения учителей общеобразовательной школы, определены основные подходы к ее решению. На основе проведенных исследований разработана стройная система сопровождения здоровьесбережения педагогов школы.
The topical problem of teachers’ health keeping under the conditions of comprehensive school is shown in the article; the main approaches to its solving are defined. Based on the research data the harmonious system of teachers’ health keeping has been developed.
Ключевые слова: профессиональное здоровье учителя, педагогическое сопровождение, система организационно-педагогического сопровождения здо-ровьесбережения.
Key words: teacher’s professional health, pedagogical support, system of or-ganizational-and-pedagogical support of school teachers’ health keeping.
Учитель общеобразовательной школы (гимназии, лицея, других учебных
заведений) является ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса, успешность образовательной деятельности которого определяется не только его профессиональной компетентностью, но во многом зависит от его психического и физического благополучия, адекватного отношения к своему здоровью и здоровью учащихся.
Л.М. Митина определяет профессиональное здоровье учителя как «способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы; обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности» [4]. А.А. Чирков предлагает следующее определение понятия профессиональ-
ного здоровья педагога: «совокупность физических, психических и личностных качеств, позволяющих оптимальным образом осуществлять профессиональную деятельность и сохранять профессиональное долголетие» [7]. Под профессиональным здоровьем педагогов мы понимаем физическое, психическое, духовное и социальное состояние педагога, обеспечивающее активное, продуктивное, длительное по времени выполнение профессиональных функций, связанных с решением педагогических задач различной сложности, и сопротивление негативным факторам стрессогенной профессионально-образовательной среды.
Существует также понятие творческого компонента здоровья. Присутствие элементов творчества в работе рассматривают как прибавляющий здоровье источник. «Чем больше в трудовой деятельности выражено творческое начало, инициатива, применяются личные способности и знания, тем больше приносит она удовлетворение, тем заметнее ее оздоровительное воздействие. И, наоборот, чем меньше труд увлекает человека своим содержанием и способом исполнения, тем ниже удовлетворение от него, тем скорее, посредством отрицательных эмоций, он может стать источником болезни. Развитие духовного мира человека, его творческих способностей, творческое отношение к себе, своим близким, к работе, отдыху — является стратегическим изменением образа жизни по направлению к индивидуальному здоровью» [4].
Социологический опрос педагогов средних общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений показал: только 8% опрошенных отнесли себя к категории практически здоровых; 20% указывают на наличие хронических заболеваний; периодически (3-4 раза в год) болеют до 32% преподавателей; практически все испытывают утомление в конце рабочего дня. Педагоги также осознают и фактор негативного влияния уровня собственного здоровья на педагогический процесс: до 2% респондентов проявляют себя агрессивно; 21,7% испытывают апатию, желание уйти от действительности; такое же количество учителей подвержены эмоциональным взрывам; для 41,3% педагогов характерно раздражение [8].
К негативным последствиям следует отнести возможность формирования у
педагогов таких свойств личности, как несдержанность, грубость, неуверенность в своих силах, тревожность. У трети учителей показатель степени социальной адаптации ниже, чем у больных неврозом. К этой категории, в основном, относятся учителя с большим стажем работы в школе, но есть здесь и учителя со стажем 10 - 15 лет, и даже молодые, начинающие педагоги. Для учителей со стажем работы более 20-ти лет характерно снижение всех показателей эмоциональной устойчивости, то есть через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает «эмоциональное сгорание».
По данным Н. А. Аминова, среди учителей высшей категории 53% «сгоревшие». При этом они характеризуются высокой тревожностью, интровертированно-стью. У «сгоревших» учителей низкой квалификации, наоборот, фиксируется крайний радикализм, стремление к контролю над ситуацией, открытая агрессивность. По мнению Аминова, к 40 годам эмоционально сгорают все (!) учителя [1, 68].
Кроме характерной манеры речи с профессией учителя нередко связана и привычка к упрощенному подходу к проблемам. Это качество необходимо в школе, поскольку помогает доступно излагать сложные вещи, однако вне профессионального общения оно порождает излишнюю прямолинейность и негибкость мышления.
На основе анализа нами выделены следующие основные проблемы здоровь-есбережения учителей:
1. Выбор педагогической профессии без учета способности успешно адаптироваться к ее требованиям и возможности плодотворно длительное время трудиться в условиях школы, т.е. недостаточная профессиональная пригодность. Данная ситуация приводит к отклонению в состоянии физического здоровья (раздражительность, неврозы, синдромы, заболевания) и профессионального здоровья (кризисы профессионального становления, профессиональные деформации и деструкции личности).
2. Низкая престижность здоровья в глазах учителя, недостаточное осознание личной ценности, жизненной значимости здоровья для успешной продуктивной, творческой многолетней профессионально-педагогической деятельности. К сожа-
лению, учитель не всегда является примером для учащихся в плане отношения к своему здоровью как личностно и социально значимой ценности.
3. Низкий уровень валеологической компетентности педагогов как составной части педагогической компетентности в целом. Учителя никто не учит здоровьес-бережению как основному фактору профессионального долголетия, профилактике профессиональных деформаций и деструкций личности.
Таким образом, здоровьесбережение - это двунаправленный процесс формирования здорового образа жизни. С одной стороны - развитие человеком собственной культуры здоровья как системы знаний, ценностно-смысловых установок, эмоционально-волевого опыта, а также здорового поведения, направленного на познание, развитие и совершенствование своего здоровья (субъективный компонент); с другой - обеспечение усилиями администрации предприятия, муниципальных органов, государства соответствующих социально-психологических условий жизнедеятельности субъекта профессиональной деятельности (объективный компонент) [5,31]. Первое мы в своем исследовании обозначили как «личная готовность к здо-ровьесбережению», исходя из понятия «готовность - состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь» [10]. В качестве объективного фактора здо-ровьесбережения педагогов мы предлагаем систему педагогического сопровождения.
В качестве концептуальных положений сопровождения сохранения и развития здоровья учителя в процессе его профессионального становления нами выделены: наличие социально-экономических условий для обеспечения сопровождения сохранения и развития здоровья педагогов; актуальная необходимость сопровождения, социально-психологического обеспечения помощи и поддержки со стороны общества педагогов школы в сохранении и развитии здоровья в процессе их профессиональной деятельности и становления; признание права личности на самостоятельный выбор способов сохранения и развития здоровья в процессе профессионально-педагогической деятельности; принятие личностью всей ответственности за качество профессиональной деятельности, профессиональной компетентности на основе сохранения и развития здоровья; гармонизация индивидуального со-
стояния сохранения и развития здоровья и профессионального становления и внешних условий жизни и профессиональной деятельности.
С учетом темы исследования нам необходимо дать обоснование понятию «педагогическое сопровождение». Согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, сопровождать - значит следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-то [10].
Исходя из этого определения, можно выделить следующий состав понятия: наличие сопровождаемого и сопровождающего; постоянное нахождение рядом с сопровождаемым; направленность совместного движения.
Педагогическое сопровождение предполагает совместное движение участников процесса к достижению определенной цели, где один из участников выступает в качестве сопровождаемого, а второй - сопровождающего. Идея педагогического сопровождения опирается на развивающее взаимодействие субъектов образовательного процесса (А.В.Петровский, М.Г. Ярошенко), педагогики сотрудничества (А.И.Адамский, Ш.А. Амонашвили).
Идеи педагогического сопровождения основываются на идеи резонансного взаимодействия, при котором инициатор прогнозирует реакцию сопровождаемого, определяя ее вектор, меру и форму воздействия, реализация которых позволит вызвать резонанс, т.е. многократное усиление результатов совместной деятельности (К.Я. Вазина).
Анализ работ ученых (Т.В. Анохина, Б.В. Бедерханова, К. Валстром, О.С. Г азман, С.Д. Поляков, А.С. Якиманская и др.) позволяет определить педагогическое сопровождение следующим образом: это система педагогической деятельности, направленной на раскрытие личностного потенциала субъекта взаимодействия, включающей помощь педагогу в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей и создание ситуации успешности.
Э.Ф. Зеер под сопровождением понимает целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции становления личности. При этом сопровождение трактуется как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет он сам. Важнейшим положением дан-
ного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал субъекта, следовательно, на его право самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность [2].
Нами разработана следующая система организационно-педагогического сопровождения здоровьесбережения педагогов школы (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Схема системы организационно-педагогического сопровождения здоровьесбережения педагогов школы
В состав системы включены цели, участники, процессы, результат. Структурными компонентами системы здоровьесбережения учителей являются: целеполагающий, содержательный, процессуальный, ресурсного обеспечения, диагностический, результативный компоненты. В качестве функций системы выделены: просвещение, диагностика, сохранение, развитие здоровья, коррекция, систематизация.
Рассмотрим более подробно покомпонентное содержание структуры и функции системы.
1. Структурные компоненты.
1.1. Целеполагающий компонент. По результатам проведенного анализа (п. 1.1) состояния решения проблемы сохранения и развития здоровья педагогов нами выделены цели общества, государства, образовательного учреждения, педагогов школы.
Общественной целью в плане здоровья является сохранение и развитие физического, психологического и нравственного здоровья как показателя благополучия жизнедеятельности человека, общества в целом.
Целью государства является сохранение и развитие здоровья трудоспособного населения как основы их продуктивной деятельности.
Школа, являясь государственным учреждением и проводником государственной политики в области образования, транслирует цели государства в области сохранения и развития здоровья нации; в организации образовательной деятельности, формулируя в качестве цели работы учреждения общего образования создание условий для продуктивной профессионально-педагогической деятельности учителя. Создаваемый комплекс нормативно-правовых, организационных, информационно-методических, кадровых, финансовых, мотивационных условий должен обеспечивать весь спектр профессиональной деятельности учителя, в том числе и его здоровьесбережение.
Целью учителя является осознание, развитие и реализация потребности в сохранении и развитии здоровья как личностно значимого смысла жизнедеятельности и важной ценности.
К сожалению, эти цели являются во многом декларированными, обобщенными и выделенными нами, т.к. мы не смогли определить нормативно-правовые основы сохранения и развития здоровья педагогов в целом и учителей общеобразовательных школ в частности на федеральном, региональном и учрежденческом уровне.
1.2. Содержательный компонент.
1.2.1. Ориентация. Выделение данного содержательного блока обусловлено содержанием понятия «сопровождение» и вытекает из него, т.к. любое совместное движение предполагает ориентацию во времени, пространстве, выбор цели, направленности движения, определение достигаемых результатов. С учетом темы исследования нами определены три направления сопровождения. Во-первых, здо-ровьесбережение, цель которого - создание условий, обеспечивающих сохранение, профилактику физического, социального, нравственного, психического здоровья педагогов. Во-вторых, развитие физического здоровья, показателями которого являются состояние органов и систем, уровень их развития и наличие резервных возможностей. И, наконец, формирование культуры профессиональной деятельности на основе здорового образа жизни.
1.2.2 Поддержка. Данные блок включает содействие, помощь, одобрение самодеятельности в решении проблем всех аспектов. Нами выделены следующие ее виды: поддержка медицинская, психологическая, организационно-педагогическая, социально-педагогическая.
1.2.3 Обеспечение. В составе обеспечения сохранения и развития здоровья нами выделены следующие ее виды: нормативное, научное, информационнометодическое, кадровое, мотивационное, материально-финансовое.
1.3. Процессуальный компонент. Определение понятия «сопровождение» как совместного движения, в процессе которого осуществляется помощь, содействие, позволяет нам выделить два процесса. Во-первых, самостоятельная деятельность педагогов по здоровьесбережению, включающая саморазвитие мотивационной сферы, ориентированной на сохранение и развитие здоровья; самодиагностику состояния здоровья; подготовку и реализацию индивидуальной программы здоровь-
есбережения; корректировку и систематизацию этой деятельности. Во-вторых, деятельность по сопровождению сохранения и развития здоровья педагогов, подразумевающая: просвещение педагогов в плане сохранения здоровья; содействие в диагностике состояния здоровья; оказание поддержки (медицинской, психологической, социально-педагогической и организационно-педагогической); обеспечение (нормативное, научное, информационно-методическое, организационное, кадровое, мотивационное и материально-финансовое); перевод совместной деятельности на системный уровень организации; коррекцию деятельности по сопровождению здоровьесбережения педагогов.
1.4. Критериально-результативный компонент структуры включает две группы критериев: а) критерии по оценке уровня системной организации сопровождения сохранения здоровья педагогов, б) критерии по оценке уровня готовности педагогов к сохранению своего здоровья.
Показателями первого критерия являются: определенность и сопоставимость целей участников; разграниченность полномочий; координация совместной деятельности; ресурсная обеспеченность процесса сопровождения.
Показателями второго критерия являются: когнитивный; мотивационный; деятельностный; результативный.
2. Система включает следующую совокупность функций: просвещения (информация о здоровьесбережении, пропаганда ЗОЖ, агитация ЗОЖ); диагностики (психологическая, медицинская, социальная, физического развития); сохранения здоровья (профилактика, создание комфортных условий, поддержка здоровья, мониторинг); развития здоровья (физическое развитие, психологическое развитие, профессиональное становление); коррекции (коррекция образа жизни, коррекция режима профессиональной деятельности, коррекция отношения к собственному здоровью, коррекция межличностных отношений); систематизации (определенность и сопоставимость целей, разграниченность полномочий, координация совместной деятельности, ресурсное обеспечение).
3. Из имеющихся нормативных документов (Устав, Типовое положение, квалификационная характеристика, инструктивные приказы, документация здраво-
охранения, отраслевого профсоюза и т.д.) можно привлечь следующий состав участников для реализации функций системы. Просвещение учителей по здоровьесбе-режению объединяет усилия заместителя директора школы по учебновоспитательной работе, медицинского работника, библиотекаря, учителя физической культуры, педагогов школы. Диагностика здоровья пройдет под патронажем медицинского работника, приглашенных специалистов, школьного психолога, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, самих учителей. Сохранение здоровья подразумевает совместную работу педагогов, директора школы, заместителя директора по АХЧ, школьного психолога, профсоюзного лидера, медицинского работника, учителя физической культуры. Развитие здоровья предполагает интеграцию деятельности педагогов, учителя физической культуры, школьного психолога. Коррекция возможна при содействии приглашенных специалистов, педагогов, заместителя директора школы. Систематизация возможна при сотрудничестве директора школы, заместителя директора, ответственных за реализацию системы.
Учитель, сохранивший свое здоровье: успешно решает задачи обучения и воспитания, готовит для общества нужный социальный продукт - выпускника с желаемыми психологическими качествами (объективные критерии); личностно расположен к профессии, мотивирован к труду в ней, удовлетворен (субъективные критерии); достигает желаемых сегодня обществом результатов в развитии личности учащихся (результативные критерии); использует приемлемые в демократическом обществе способы, технологии (процессуальные критерии); осваивает нормы, эталоны профессии, достигает мастерства в ней (нормативные критерии); стремится индивидуализировать свой труд, а также осознанно развивает свою индивидуальность средствами профессии (индивидуально-вариативные критерии); достигает уже сегодня необходимого уровня профессиональных личностных качеств, знаний и умений (критерии наличного уровня); вместе с тем имеет и осознает перспективу, зону своего ближайшего профессионального развития, делая все для ее реализации (прогностические критерии); открыт для постоянного профессионального обучения, накопления опыта, изменения (критерии профессиональной обучаемости); в то
же время обогащает опыт профессии за счет личного творческого вклада (критерии творчества); способен показать преимущество своих методов и форм работы (критерий конкурентоспособности); соблюдает честь и достоинство профессии педагога (критерии профессиональной приверженности); готов к дифференцированной оценке своего труда и труда коллег (качественный и количественный критерии). (A.K Маркова). Ученые объединяют большинство этих критериев в понятии «профессиональное здоровье учителя». Именно на сохранение и развитие профессионального здоровья учителя и ориентирована разработанная нами система организационно-педагогического сопровождения здоровьесбережения педагогов общеобразовательной школы.
Библиографический список
1. Aминов НА. Задатки, способности и одаренность учителя [Текст] / НА. Aминов // Мир психологии. — 1997. — № 2.
2. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций [Текст]: Учебное пособие для вузов / Э. Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. - Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 240с.
3. Малярчук Н.Н. Культура здоровья педагога [Текст]: монография / Н.Н. Малярчук. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2008. - 192с.
4. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя [Текст]: учебное пособие / Л.М. Митина. - М.: ИЦ <Академия», 2004. -320 с.
5. Орехова, Т.Ф. Организация здоровьесберегающего обучения в школе: Монография [Текст] / Т.Ф. Орехова. - Магнитогорск: МаГУ, 2001. - 350с.
6. Сериков С.Г. Педагогическое обеспечение здоровьесбережения [Текст] / С.Г. Сериков. - Челябинск: Урал^ФК, 1998. - 79 с.
7. Чимаров В.М., Левитина Е.В. Формирование здоровья субъектов образовательного процесса [Текст]: учебное пособие / В.М. Чимаров, Е.В. Левитина. - Тюмень: Вектор Бук, 2008. - 231с.
8. Чирков A.A. Здоровый учитель как важнейший фактор сохранения и укрепления здоровья учащихся [Текст] //A. A. Чирков. - Оренбург, 2003.
9. Бикмухаметов Р.К. Здоровье педагога как образовательная ценность/ Р.К. Бикмухаметов// Теория и практика физической культуры. - 1999. - №
8. [Электронный ресурс]. http://lib.sportedu.ru/press/TPFK/1999n8/p 18-19.htm
10. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, совместно с Н. Ю. Шведовой [Электронный ресурс]. http://www.0zheg0v.0rg/w0rds/6103. shtml
Bibliography
1. Aminov N.A. Inclinations, Abilities and Endowments of a Teacher [Text] / N.A. Aminov // Psychology World. — 1997. — № 2. - P.6-10.
2. Bikmukhametov, R.K. Teacher’s Health As Educational Value / R.K.
Bikmukhametov //Theory and Practice of Physical Training [Electronic resource]. - 1999. - № 8. - Access Mode:
http://lib.sportedu.ru/press/TPFK/1999n8/p18-19.htm
3. Chimarov, V.M. Levitina, E.V. The health of the Educational Process Subjects [Text]: Textbook / VM. Chimarov, E.V. Levitina. - Tyumen: Vector Book, 2008. - 231 p.
4. Chirkov A.A. Healthy Teacher As the Most Important Factor of Preservation and Strengthening of Pupils’ Health [Text] //A. A. Chirkov. - Orenburg, 2003.
5. Malyarchuk, N.N. Health Culture of a Teacher [Text]: Monograph / N.N. Malyarchuk. - Tyumen: Publishing House of the Tyumen State University, 2008. - 192 p.
6. Mitina, L. M. The Psychology of Work and Professional Development of Teachers [Text]: Textbook / L.M. Mitina - M.: Center "Academy", 2004. - 320 p.
7. Orekhova, T. F. Education Health Organization in School: Monograph [Text] / T. F.Orekhova. - Magnitogorsk: MaSU, 2001. - 350 p.
8. Ozhegov, S.I.The Explanatory Dictionary of the Russian Language, Together with N. Yu. Shvedova [Electronic Resource]. - Access Mode: http: //www.ozhe gov.org/words/6103. shtml
9. Serikov, S.G. Pedagogical Provision of Health Protection [Text] / S.G. Serikov. - Chelyabinsk: UralSAFT, 1998. - 79 p.
10. Zeer, E.F., Symanyuk E.E. Psychology of Professional Destruction [Text]: Manual for Higher Education Institutions / E.F. Zeer, E.E. Symanyuk. -Yekaterinburg: Business Book, 2005. - 240 p.