Научная статья на тему 'ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА В АНГАРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА В АНГАРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СКРИНИНГ / КОНТИНГЕНТ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кугно Эдуард Эдуардович, Ярошевич Ирина Наумовна, Якимов Константин Викторович

Статья посвящена вопросу исследования здоровья и физического состояния студентов первого курса в Ангарском государственном техническом университете (АнГТУ). Актуальность темы обусловлена изменениями нагрузок на организм человека в целом и студентов в системе высшего образования в частности, поскольку научно-технический прогресс, усложнение социальной жизни, увеличение рисков техногенных, экологических и психологических составляющих, провоцируют недомогания в состоянии здоровья. Оптимальная двигательная активность - это условие, способствующее нормальному функционированию всех систем организма, включающее интеллектуальные и эмоциональные компоненты, определяющие самодостаточность личности. Сохранение, формирование и укрепление здоровья граждан является одним из приоритетных направлений политики Российской Федерации. Здоровый образ жизни населения можно охарактеризовать как эффективнообоснованный способ экономической деятельности государства. Целью исследования стала пропаганда здорового образа жизни ориентированная на мотивацию двигательной активности, спорт в целом, ответственного отношения к себе способствуют повышения качества жизни. Регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, укрепляют не только здоровье, но и существенно повышают эффективность учебной деятельности. Цель эмпирического исследования - оценка уровня здоровья студентов 1-го курса, посредствам методики «Экспресс-оценка», предполагающая анализ физиологических показателей, физической подготовленности, эффективность работы иммунной системы и наличие хронических заболеваний. Данная методика, дает возможность количественного выражения состояния здоровья респондентов, способствует проведению оперативного скрининга для применения широкого контингента обучающихся. Исследование проводилось преподавателями кафедры физвоспитания АнГТУ совместно с преподавателями ГЦОЛИФК в г. Иркутске в сентябре 2020 года, в котором приняло участие 144 студента 1-го курса АнГТУ. Полученные результаты необходимо учитывать при реформировании занятий физической культурой, таким образом, чтобы здоровье и физическое развитие студентов развивалось в наиболее благоприятных для самих студентов условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кугно Эдуард Эдуардович, Ярошевич Ирина Наумовна, Якимов Константин Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH AND PHYSICAL CONDITION OF STUDENTS OF FIRST COURSE IN ANGARA STATE TECHNICAL UNIVERSITY

The article is devoted to the issue of research on the health and physical condition of the first-year students at Angara State Technical University. The relevance of the topic is due to changes in the loads on the human body in general and students in the higher education system, in particular, since the scientific and technological progress, the complication of social life, the increase in the risks of man-made, environmental and psychological components provoke malaise in the state of health. Optimal motor activity is condition that contributes to the normal functioning of all systems of the body, including the intellectual and emotional components that determine the self-sufficiency of the person. The preservation, formation and promotion of the health of citizens are one of the priorities of the policy of the Russian Federation. The healthy lifestyle of the population can be described as effective and justified way of economic activity of the state. The goal of the study was to promote a healthy lifestyle focused on motivating the motor activity, sports in general, responsible attitude, and it contributes to improving the quality of life. Regular physical education, which rationally enters the regime of work and rest, strengthens not only health, but also significantly increases the effectiveness of educational activities. The purpose of the empirical study is to assess the level of health of students of the 1st year, through the Rapid Assessment technique, which involves the analysis of physiological indicators, physical fitness, the effectiveness of the immune system and the presence of chronic diseases. This technique makes it possible to quantify the health of respondents, promotes the conduct of operational screening for the use of a wide range of students. The study was conducted by teachers of the Department of Physical Education of Angara State Technical University together with teachers of the SCOLIPE in Irkutsk in September 2020, in which 144 students of the 1st year of Angara State Technical University took part. The results should be taken into account when reforming physical education classes, so that the health and physical development of students develops in the most favorable conditions for students themselves.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА В АНГАРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма: материалы всероссийской науч. практ. конф. молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов. - Омск : Изд-во Си-бГУФК, 2009. - С. 290-295.

REFERENCES

1. Lyakh, V.I. (1998), Tests in the physical education of schoolchildren: guide for the teacher, AST, Moscow.

2. Kravchuk, A.I. (2013), "Theory of complex physical education of children", Preschool education, No. 12, pp.18-28.

3. Kravchuk, A.I. and. Shreider A.Yu. (2018), Complex physical education of children 2 and 3 years old: monograph, Publishing house of SibGUFK, Omsk.

4. Kravchuk, A.I. (1998), Physical education of children of early and preschool age (scientific, methodological and organizational foundations of harmonious preschool complex physical education), Part 2, 3, Publishing house of NGPU, Novosibirsk.

5. Mukhina, M.P. (2017), Pedagogical system of physical education of children of pre-school age: monograph, Publishing house of Siberian State University of Physical Culture, Omsk.

6. Osokina, T.I. and Chuntonova V.A. (1981), Physical education of children in the North: from work experience, Education, Moscow.

7. Shemenev, A.V. (2003), Physical training of senior preschool children, taking into account the influence of seasonal periods of the Far North, dissertation, Omsk.

8. Schroeder, A.Yu. (2009), "The level of motor skills, physical qualities and psychomotor skills of children 2-3 years of age using complex physical education", Problems of improving physical culture, sports and Olympics, materials All-Russian scientific-practical. conf. young scientists, graduate students, applicants and students, SibGYFK, Omsk, pp. 290-295.

Контактная информация: kravchuk-prof@mail.ru, tukolga@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 29.06.2021

УДК 796.011.3

ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА В АНГАРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Эдуард Эдуардович Кугно, кандидат педагогических наук, доцент, Филиал Российского государственного университета физической культуры спорта молодёжи и туризма, г. Иркутск, Ирина Наумовна Ярошевич, доцент, заведующая кафедрой, Ангарский государственный технический университет, Ангарск; Константин Викторович Якимов, старший преподаватель, Филиал Российского государственного университета физической культуры спорта молодёжи и туризма, г. Иркутск

Аннотация

Статья посвящена вопросу исследования здоровья и физического состояния студентов первого курса в Ангарском государственном техническом университете (АнГТУ). Актуальность темы обусловлена изменениями нагрузок на организм человека в целом и студентов в системе высшего образования в частности, поскольку научно-технический прогресс, усложнение социальной жизни, увеличение рисков техногенных, экологических и психологических составляющих, провоцируют недомогания в состоянии здоровья. Оптимальная двигательная активность - это условие, способствующее нормальному функционированию всех систем организма, включающее интеллектуальные и эмоциональные компоненты, определяющие самодостаточность личности. Сохранение, формирование и укрепление здоровья граждан является одним из приоритетных направлений политики Российской Федерации. Здоровый образ жизни населения можно охарактеризовать как эффективно-обоснованный способ экономической деятельности государства. Целью исследования стала пропаганда здорового образа жизни ориентированная на мотивацию двигательной активности, спорт в целом, ответственного отношения к себе способствуют повышения качества жизни. Регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, укрепляют не только здоровье, но и существенно повышают эффективность учебной деятельности. Цель эмпирического

исследования - оценка уровня здоровья студентов 1-го курса, посредствам методики «Экспресс-оценка», предполагающая анализ физиологических показателей, физической подготовленности, эффективность работы иммунной системы и наличие хронических заболеваний. Данная методика, дает возможность количественного выражения состояния здоровья респондентов, способствует проведению оперативного скрининга для применения широкого контингента обучающихся. Исследование проводилось преподавателями кафедры физвоспитания АнГТУ совместно с преподавателями ГЦОЛИФК в г. Иркутске в сентябре 2020 года, в котором приняло участие 144 студента 1-го курса АнГТУ Полученные результаты необходимо учитывать при реформировании занятий физической культурой, таким образом, чтобы здоровье и физическое развитие студентов развивалось в наиболее благоприятных для самих студентов условиях.

Ключевые слова: методика, состояние здоровья, двигательная активность, физическая подготовленность, студенческая молодежь, скрининг, контингент обучающихся.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p177-182

HEALTH AND PHYSICAL CONDITION OF STUDENTS OF THE FIRST COURSE IN ANGARA STATE TECHNICAL UNIVERSITY

Eduard Eduardovich Kugno, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Branch of Russian State University of Physical Education of sport of Youth and Tourism Irkutsk; Irina Naumovna Yaroshevich, the senior lecturer, department chair, Angara State Technical University, Angarsk; Konstantin Viktorovich Yakimov, the senior teacher, Branch of Russian State University of Physical Education of sport of Youth and Tourism Irkutsk

Abstract

The article is devoted to the issue of research on the health and physical condition of the first-year students at Angara State Technical University. The relevance of the topic is due to changes in the loads on the human body in general and students in the higher education system, in particular, since the scientific and technological progress, the complication of social life, the increase in the risks of man-made, environmental and psychological components provoke malaise in the state of health. Optimal motor activity is condition that contributes to the normal functioning of all systems of the body, including the intellectual and emotional components that determine the self-sufficiency of the person. The preservation, formation and promotion of the health of citizens are one of the priorities of the policy of the Russian Federation. The healthy lifestyle of the population can be described as effective and justified way of economic activity of the state. The goal of the study was to promote a healthy lifestyle focused on motivating the motor activity, sports in general, responsible attitude, and it contributes to improving the quality of life. Regular physical education, which rationally enters the regime of work and rest, strengthens not only health, but also significantly increases the effectiveness of educational activities. The purpose of the empirical study is to assess the level of health of students of the 1st year, through the Rapid Assessment technique, which involves the analysis of physiological indicators, physical fitness, the effectiveness of the immune system and the presence of chronic diseases. This technique makes it possible to quantify the health of respondents, promotes the conduct of operational screening for the use of a wide range of students. The study was conducted by teachers of the Department of Physical Education of Angara State Technical University together with teachers of the SCOLIPE in Irkutsk in September 2020, in which 144 students of the 1st year of Angara State Technical University took part. The results should be taken into account when reforming physical education classes, so that the health and physical development of students develops in the most favorable conditions for students themselves.

Keywords: methodology, health status, physical activity, physical fitness, student youth, screening, student contingent.

ВВЕДЕНИЕ

Давайте вспомним несколько прописных истин, относящихся к проблемам здоровья студенческой молодежи. Жизнь всего живого подчинена законам ритмичной деятельности. Студенческая молодежь стремится к максимальному «сближению» биологических и социальных ритмов, что, в свою очередь, предполагает одновременное соблюдение постепенности и систематичности, а также принятие во внимание общих биологических

закономерностей и индивидуальных особенностей.

В большинстве болезней в студенческом возрасте виноваты сами студенты. Причиной болезненности многих студентов является малоподвижный образ жизни, а также отсутствие мотивации к ведению ЗОЖ [5]. Для улучшения здоровья и самочувствия человек должен прилагать существенные усилия.

Для здоровья необходимы, пять условий: физическая активность, физические нагрузки, ограничения в питании, закаливание, умение отдыхать как пассивно, так и активно. Без этих условий невозможна студенческая деятельность. Однако ничего невыполнимого здесь нет.

Нужно помнить: если студенческая молодежь, которая в течение дня около 2-х часов будет занята физической активностью сопровождающая обильным потоотделением и достаточно большим сжиганием калорий, то им необходимо правильное питание.

Поэтому нужно усвоить следующее: утром полезно питаться насыщенно, потому что именно с утра предстоит активно включиться в физическую и умственную деятельность на учебе [4]. Обед нужно съедать в умеренном количестве, что касается ужина, то его нужно оставить себе, уставший за день организм нуждается в восстановлении своих жизненных ресурсов. Для того чтобы обрести крепкое здоровье в студенческом возрасте нужно его постоянно поддерживать, кроме натурального питания, нужно помнить о других исцеляющих факторах нашей обыденной жизни.

В силу того, что сообщество студентов является потенциальным будущим государства и нации, пропаганда ЗОЖ должна быть направлена в первую очередь именно на студентов. Рост уровня образования, в свою очередь, также возрастет при возрастании уровня физического воспитания молодежи [2]. В соответствии с федеральным государственным стандартом высшего образования «Физическая культура», студент обязан быть компетентным в профессиональных вопросах, которые носят общий характер, а также обладать установкой на ведение ЗОЖ и развитие в себе мотивационно-ценностных качеств. Под физической культурой и спортом в общем виде понимается часть общей культуры человека, которая содержит в себе определенные нормы и знания, способствующие физическому развитию человека путем осознанного осуществления им двигательной активности. Важность двигательной активности в жизни каждого человека невозможно переоценить: с ее помощью человек сохраняет и улучшает здоровье и самочувствие, а также избегает развития проблем с психикой.

Нормализация внутреннего и внешнего состояния человека возможна только при условии регулярного выполнения двигательных действий, что должно дополняться достижением эмоционального равновесия и отказом от вредных привычек. Особенно актуально это для молодежи [3].

Цель исследования. На основе исследований разработать систему мотивации студентов к занятиям физической культурой.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИИСЛЕДОВАНИЯ

Преподавателями кафедры физвоспитания Ангарского Государственного Технического Университета совместно с преподавателями Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Российский государственный университет физической культуры спорта молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)» в г. Иркутске, в сентябре месяце было обследовано 144 студента 1-го курса, из них количество девушек -61, юношей - 83.

Методика «Экспресс-оценки» состояния физического здоровья студенческой молодежи, которая была предложена Хрущевым С.В., Поляковым С. Д., Ивановым И.Л. в 1995 году, дает возможность количественного выражения состояния здоровья студентов и способствует проведению оперативного скрининга [1]. Уровень здоровья первокурсников оценивался нами на основании приведенных ниже показателей (разделенных на 3 блока).

Рассмотрим первый блок:

1. Измерение пульса и артериального давления в состоянии покоя;

2. Измерение основных антропометрических данных (рост и вес тела, ЖЕЛ и др.);

3. Метод индекса Пинье;

4. Взятие гипоксических проб (Штанге и Генчи) в различных условиях - с физической нагрузкой и без нее, а также с гипервентиляцией (для пробы Штанге).

Второй блок включал в себя такие показатели:

5. Время, за которое юноши и девушки пробежали кросс 3 км (показатели выносливости);

6. Скоростно-силовые показатели (прыжок в длину);

7. Показатели силовой выносливости (подтягивания, сгибания туловища из положения, лежа на пресс);

8. Скоростные показатели (спринт 60 метров).

В третий блок вошли показатели, характеризующие:

9. Эффективность работы иммунной системы студентов (чем меньше студент болел простудными и хроническими заболеваниями за последний год, тем лучше работает иммунная система).

Далее рассмотрим нормы оценивания приведенных показателей (как для юношей, так и для девушек):

1 балл - уровень здоровья очень низкий;

2 балла - просто низкий;

3 балла - средний;

4 балла - высокий.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исходя из полученных нами результатов, больше всего девушек располагают средним показателем уровня здоровья - средний показатель для них равен примерно трем баллам, тогда как многие юноши имеют высокий уровень здоровья - со средним показателем 4 балла. Средний пульс у девушек и у юношей оказался примерно одинаковым и составил от 59 до 64 ударов в минуту.

Рост измерялся ростомером в положении стоя с касанием к стойке тремя точками: лопаток, ягодиц и пяток у юношей средний результат зафиксирован в норме 175,4-188,2 см, у девушек также нет отставания в росте средний результат 157,8-176,6 см.

Вес измеряли на медицинских весах, стоя на центре платформы, средний показатель у юношей 56,8-71,2 кг, у девушек средний показатель 66,4-69,5 кг. Что свидетельствует показателям в норме и отсутствия отклонений.

Замеры окружности грудной клетки осуществлялись при помощи сантиметровой ленты. Лента помещалась сзади под углы лопаток, а спереди - на нижний край сосковых кружков у парней и на границу между средней и нижней третями грудины у девушек. Замерялась также экскурсия груди, для чего показатели замерялись на максимальном вдохе и выдохе, и высчитывалась разница между ними. У юношей средний показатель 87,0794,2 см, у девушек средний показатель 79,3-88,9 см. Полученные показатели свидетельствуют о том, что студенческий возраст у исследуемых парней и девушек развивается нормально. Отмечается тесная взаимосвязь основных антропометрических признаков физического развития, как у юношей, так и у девушек. Отклонение от нормы коэффициента корреляции, в соответствии с которым определяется степень взаимозависимости вышеупомянутых признаков, не выходило за пределы нормы.

Показатель по измерению артериального давления у юношей АД систолическое -75,2±1,4 мм рт.ст., АД диастолическое результат - 118,8±1,7 мм рт.ст. (Р < 0,01). У девушек следующий показатель АД систолическое - 74,7±3,1 мм рт.ст., АД диастолическое -118,5±3,4 мм рт.ст. (Р < 0,01).

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) является одним из ключевых антропометрических показателей, и отражает объем воздуха, который может быть выдохнуть человеком уже после максимального выдоха. ЖЕЛ во многом определяет функциональное состояние организма человека, и зависит от таких факторов, как возраст, пол, масса тела и рост. Определение ЖЕЛ осуществлялось при помощи спирометра, после глубокого вдоха производили максимальный выдох. Средний показатель у юношей выявился от 3700 до 4000 мл, у девушек от 2700 до 3200 мл. Этот показатель зависит также от размеров грудной клетки и тренированности студентов. У занимающихся ребят спортом этот показатель может быть до 8000 мл. У наших студентов этот показатель соответствует их физическому развитию.

В своей работе мы использовали метод физического развития Индекса Пинье, который дает нам ориентировочную оценку антропометрических данных, рассчитывали по формуле: Б - (М + О), где, Б - длина тела стоя (см); М - масса тела (кг); О - окружность грудной клетки (см). Данный метод характеризуется следующей взаимозависимостью: лучшему показателю будет соответствовать меньшая величина индекса. Так, если индекс Пинье не более 10, телосложение можно считать крепким.

У юношей средний показатель при расчете формулы составил, от 10 до 20 этот результат характеризуется хорошим, у девушек результат составил, от 21 до 25 характеризуется средним показателем.

Функциональные пробы на системы внешнего дыхания Пробу Генчи и пробу Штанге мы исследовали у студентов на уличной площадке возле физкультурно-оздоровительного комплекса АнГТУ, эти гипоксические пробы дают нам возможность оценить адаптацию студентов к гипоксии. Пробу Генчи мы проводили следующим образом. Студент делает глубокий вдох, зажимает нос и рот и задерживает дыхание на максимальное время, после чего делает глубокий выдох. Результаты были следующие: у парней время задержки дыхания составило в среднем 20-40 секунд, а у девушек - 16-32 секунды. Оба показателя являются нормой.

Проба Штанге проводилась на улице. В рамках данной пробы студенты делали сначала глубокий вдох, затем глубокий выдох, и затем снова глубокий вдох и задерживали дыхание с зажатым носом и ртом до выдоха. Полученные показатели были следующими: у парней время задержки дыхания составило в среднем 50-62 секунды, а у девушек - 32-40 секунд. Оба показателя соответствуют среднему уровню здоровья студентов.

Далее проба Штанге была проведена с гипервентиляцией. Показатели получились следующие: время задержки у парней - 29-38 секунд, у девушек - 20-28 секунд. Эти показатели соответствуют уровню здоровья между средним и высоким.

Далее проба Штанге была проведена в условиях физической нагрузки. Студентам было предложено присесть 20 раз за 30 секунд сразу после выполнения пробы в состоянии покоя, после чего проба проводилась снова. Результаты повторной пробы сократились в полтора-два раза у всех испытуемых. По величине показателя пробы Генчи можно определить уровень обменных процессов в организме, а также степень адаптации дыхательных путей к гипоксии. У юношей и у девушек эти гипоксические пробы оказались невысокими в пределах от 22 до 32, результаты характеризуют низкий уровень здоровья.

Рассмотрим физическую подготовленность студентов, по показателям тестирования развития скоростных качеств в беге на 60 м с высокого старта, у юношей средний результат показан 10,1±1,2 с, у девушек на этой дистанции показан результат 11,3±1,1 с (Р < 0,05). Результаты показаны средней доступности.

Показатели тестирования на общую выносливость: трехкилометровый кросс парни пробежали со средним результатом от 12:24 до 13:00, а девушки - от 17:00 до 19:00 (при коэффициенте достоверности Р < 0,05) , что в целом является хорошим результатом.

Показатели тестирования на скоростно-силовые показатели: на прыжках в длину с места парни показали результат в среднем 232 см, девушки - 168 см (при аналогичном

коэффициенте достоверности), что в целом свидетельствует о слабом развитии скорост-но-силовых показателей испытуемых.

Физическое упражнение на развитие силовых качеств подтягивание на перекладине у юношей средний результат получился 10,8±0,5 раз, девушки сдавали физическое упражнение на сгибание туловища из положения, лежа на спине, их средний результат равнялся 51,2±4,9 раза. После 10-ти минутного отдыха после физических упражнений на силовые качества, мы зафиксировали у них частоту сердечных сокращений в покое (ЧСС) у юношей результат 69,8±1,9 уд/мин, а у девушек (ЧСС) в покое равняется 68,5±1,4 уд/мин, соответственно (Р < 0,05), эти показатели говорят о хорошем и быстром восстановлении организма.

В третьем блоке нашего эксперимента нами был завершен опрос у студентов, на вопрос количество простудных заболеваний в год имеют 2,06±0,26 у юношей, и у девушек 3,02±0,61. Динамика показателей утверждает, что каждый второй студент может быть отнесен к практически здоровым, остальные студенты нуждаются в лечебной физкультуре.

ВЫВОД

Занятия по физическому воспитанию на сегодняшний день не закрепились в жизни студентов достаточно прочно, а их обязательный характер не способствует формированию мотивационной сферы студентов на должном уровне.

По мнению специалистов Иркутского филиала ФБГОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры спорта молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)» в г. Иркутске и преподавателей кафедры, на сегодняшний день физическое воспитание молодежи находится в том положении, когда ему срочно необходимо реформирование, в рамках которого суть занятий физической культурой была бы пересмотрена таким образом, чтобы здоровье и физическое развитие студентов развивалось в наиболее благоприятных для самих студентов условиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов В.Н. Основные направления научных исследований в сфере физической культуры и спорта / В.Н. Баранов // Культура физическая и здоровье. - 2016. - № 2 (18). - С. 89-91.

2. Виленский М.Я. Физическая культура / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - Москва : Кно-Рус, 2020. - 216 с.

3. Ермакова Е.Г. Значение физической культуры и спорта в жизни студента / Е.Г. Ермакова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - № 5. - С. 43-44.

4. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура / С.Н. Попов. - Москва : Советский спорт, 2014. - 416 с.

5. Рахматов А.И. Некоторые аспекты повышения интереса студентов вузов к занятиям физической культурой / А.И. Рахматов // Образование и воспитание. - 2018. - № 5. - С. 68-70.

REFERENCES

1. Baranov, V.N. (2016), Main areas of scientific research in the field of physical culture and sports, Culture physical and health, No.2 (18), pp. 89-91.

2. Vilensky, M.Ya. (2020), Physical culture, KnoRus, Moscow.

3. Ermakova, E.G. (2018), "Importance of physical culture and sports in the life of a student", International Journal of Humanities and Natural Sciences, No. 5, pp. 43-44.

4. Popov, S.N. (2014), Therapeutic physical culture, Soviet sport, Moscow.

5. Rakhmatov, A.I. (2018), "Some aspects of increasing the interest of university students in physical education", Education and upbringing, No. 5, pp. 68-70.

Контактная информация: edyardkygno68@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.07.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.