Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ «ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА СТУДЕНТА ВУЗА»'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ «ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА СТУДЕНТА ВУЗА» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENT / HEALTH / MONITORING / STUDENT PHYSIOLOGICAL PROFILE / СТУДЕНТ / ЗДОРОВЬЕ / МОНИТОРИНГ / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТА ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Таланцева В.К., Алтынова Н.В., Пьянзина Н.Н.

Цель исследования - экспериментально проверить эффективность применения «Физиологического портрета студента вуза» для совершенствования процесса физического воспитания. Методика и организация исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе ФГБОУ ВО «Чувашская ГСХА» с привлечением 33 студентов 1-го курса (21 девушка и 12 юношей), отнесенных по состоянию здоровья для занятий по физической культуре к основной медицинской группе. Возрастной диапазон обучающихся варьировался от 17 до 19 лет. Для оценки основных показателей здоровья и тренированности студентов использовался разработанный «Физиологический портрет студента вуза». Он включал показатели физического развития, функциональных возможностей основных физиологических систем и физических способностей обучающихся. Результаты исследования и выводы. В ходе эксперимента преподавателями кафедры физического воспитания в рамках учебного процесса велось методическое сопровождение обследованных студентов, а именно: индивидуализировалась нагрузка, проводились обсуждения со студентами вопросов сохранения и укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности и т.д.; велись консультации обучающихся по проведению самостоятельных занятий и составлению индивидуальных комплексов упражнений, по вопросам совершенствования физических качеств, питания, гигиены и др. Установлено, что использование ФПСв в учебном процессе по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)» способствовало повышению качества подготовки обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Таланцева В.К., Алтынова Н.В., Пьянзина Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efforts to improve physical education process based on use of «physiological profile of university student»

Objective of the study was to experimentally substantiate the effectiveness of use of the "Physiological profile of a university student" to improve the process of physical education. Methods and structure of the study. The experiment was carried out on the basis of the FSBEI HE Chuvash State Agricultural Academy and involved 33 first-year students (21 girls and 12 boys), attributed to the main health group. The students’ age ranged from 17 to 19 years. To assess the basic indicators of students' health and fitness, we used the developed "Physiological profile of a university student". It included indicators of their physical development, functional capabilities of the basic physiological systems and physical abilities. Results of the study and conclusions. During the experiment, the teachers of the Department of Physical Education conducted methodological support of training of the students within the framework of the educational process, namely: they customized the physical loads were customized, discussed with the students how to maintain and strengthen health, maintain high performance rates, etc .; the students were consulted on independent trainings and compiling individual exercise complexes, on improving physical qualities, nutrition, hygiene, etc. It was found that the use of "Physiological profile of a university student" in the educational process in the physical education and sport disciplines, as well as elective ones, contributed to the improvement of the quality of training of students.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ «ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА СТУДЕНТА ВУЗА»»

совершенствование процесса физического воспитания на основе применения «физиологического портрета студента вуза»

УДК/UDC 378 : 796

Поступила в редакцию 05.12.2019 г.

Информация для связи с автором: sport_chieim21@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент В.К. Таланцева1 Кандидат биологических наук, доцент Н.В. Алтынова1 Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Пьянзина2

1 Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Чебоксары

2 Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, Чебоксары

EFFORTS TO IMPROVE PHYSICAL EDUCATION PROCESS BASED ON USE OF "PHYSIOLOGICAL PROFILE OF UNIVERSITY STUDENT"

PhD, Associate Professor V.K. Talantseva1 PhD, Associate Professor N.V. Altynova1 PhD, Associate Professor N.N. Pyanzina2

1 Chuvash State Agricultural Academy, Cheboksary

2 Chuvash State University named after I.N. Ulyanov, Cheboksary

Аннотация

Цель исследования - экспериментально проверить эффективность применения «Физиологического портрета студента вуза» для совершенствования процесса физического воспитания.

Методика и организация исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе ФГБОУ ВО «Чувашская ГСХА» с привлечением 33 студентов 1-го курса (21 девушка и 12 юношей), отнесенных по состоянию здоровья для занятий по физической культуре к основной медицинской группе. Возрастной диапазон обучающихся варьировался от 17 до 19 лет. Для оценки основных показателей здоровья и тренированности студентов использовался разработанный «Физиологический портрет студента вуза». Он включал показатели физического развития, функциональных возможностей основных физиологических систем и физических способностей обучающихся. Результаты исследования и выводы. В ходе эксперимента преподавателями кафедры физического воспитания в рамках учебного процесса велось методическое сопровождение обследованных студентов, а именно: индивидуализировалась нагрузка, проводились обсуждения со студентами вопросов сохранения и укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности и т.д.; велись консультации обучающихся по проведению самостоятельных занятий и составлению индивидуальных комплексов упражнений, по вопросам совершенствования физических качеств, питания, гигиены и др.

Установлено, что использование ФПСв в учебном процессе по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)» способствовало повышению качества подготовки обучающихся.

Ключевые слова: студент, здоровье, мониторинг, физиологический портрет студента вуза.

Annotation

Objective of the study was to experimentally substantiate the effectiveness of use of the "Physiological profile of a university student" to improve the process of physical education.

Methods and structure of the study. The experiment was carried out on the basis of the FSBEI HE Chuvash State Agricultural Academy and involved 33 first-year students (21 girls and 12 boys), attributed to the main health group. The students' age ranged from 17 to 19 years. To assess the basic indicators of students' health and fitness, we used the developed "Physiological profile of a university student". It included indicators of their physical development, functional capabilities of the basic physiological systems and physical abilities.

Results of the study and conclusions. During the experiment, the teachers of the Department of Physical Education conducted methodological support of training of the students within the framework of the educational process, namely: they customized the physical loads were customized, discussed with the students how to maintain and strengthen health, maintain high performance rates, etc .; the students were consulted on independent trainings and compiling individual exercise complexes, on improving physical qualities, nutrition, hygiene, etc. It was found that the use of "Physiological profile of a university student" in the educational process in the physical education and sport disciplines, as well as elective ones, contributed to the improvement of the quality of training of students.

Keywords: student, health, monitoring, student physiological profile.

Введение. Состояние здоровья студенческой молодежи как социально значимой группы современного общества является помимо показателей социально-экономического и общественного развития любого государства главным индикатором его будущего экономического, трудового, культурного и оборонного потенциала [3].

На сегодняшний день снижение уровня здоровья студенчества вызывает особую обеспокоенность, так как по данным ежегодных медицинских обследований более чем у 50 % сту-

дентов (как у юношей, так и девушек), поступивших на 1-й курс, уже имеются по 2-3 хронических заболевания [4] и только 10-15 % обучающихся считаются здоровыми [2]. В связи с этим ситуация, связанная с неуклонным ростом заболеваемости среди студентов, особенно в период обучения [1], требует тщательного изучения, анализа и проведения эффективных корригирующих мероприятий.

Для проведения мониторинга состояния здоровья обучающихся в ряде исследований указывается на использование

«Паспорта здоровья» [5]. В вузе нет необходимости анализа параметров данного документа, так как студент для определения группы здоровья обращается к терапевту, который на основании паспорта здоровья определяет ту или иную группу и выдает соответствующее заключение. Однако этого не всегда достаточно, поскольку преподаватель дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)» должен знать уязвимые системы и функциональные возможности организма студента и корригировать их работу, постепенно увеличивая физическую нагрузку, тем самым комплексно обеспечивая совершенствование работы организма в целом. Это позволяет реализовать в учебном процессе «Физиологический портрет студента вуза» (ФПСв). В исследовании мы склонны использовать данный термин как показатель физического здоровья, учитывающий физическое развитие, функциональные возможности и физическую подготовленность обучающегося.

Цель исследования - экспериментально проверить эффективность применения «Физиологического портрета студента вуза» для совершенствования процесса физического воспитания.

Методика и организация исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе ФГБОУ ВО «Чувашская ГСХА» с привлечением 33 студентов 1-го курса (21 девушка и 12 юношей), отнесенных по состоянию здоровья для занятий по физической культуре к основной медицинской группе. Возрастной диапазон обучающихся варьировался от 17 до 19 лет. Добровольность участия в исследовании студенты подтверждали в информированном письменном согласии. Для оценки основных показателей здоровья и тренированности студентов использовался разработанный нами «Физиологический портрет студента вуза». Он включал показатели физического развития, функциональных возможностей основных физиологических систем и физических способностей обучающихся.

Для оценки физического развития студентов использовались антропометрические данные: длина тела (ростомером медицинским РМ-1 П), масса тела (медицинскими напольными весами РП-150 МГ), мышечная сила кистей (динамометром ДРП-90), сила мышц спины (становым динамометром).

Таблица 1. Показатели физического развития студентов

Для мониторинга функциональных возможностей основных физиологических систем организма студентов производили замеры окружности грудной клетки на вдохе (ОГКвд, см), выдохе (ОГКвыд, см) и в покое (ОГКп, см) с помощью сантиметровой ленты. Рассчитывали экскурсию грудной клетки - ЭКС=ОГКвд - ОГКвыд, см. Для определения жизненной емкости легких (ЖЕЛ, л) использовался спирометр СП-01. По общепринятым методикам проводили пробы Штанге и Ген-чи, с. Оценку функции сердечно-сосудистой системы определяли по частоте сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин), а также по показателям артериального давления: систолического (САД, мм рт. ст), диастолического (ДАД, мм рт. ст.) и пульсового (ПД мм рт. ст.), которое определяли как разность САД-ДАД.

Уровень физической подготовленности студентов определялся следующими тестами: бег на 100 м, с; прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см; челночный бег 3х10 м, с; сгибание-разгибание рук в упоре лежа (девушки) и подтягивание из виса на высокой перекладине (юноши), кол-во раз; наклон из положения стоя на гимнастической скамье, см.

Материалы математически обрабатывались по методу Л. С. Каминского.

В начале учебного года (сентябрь-октябрь 2017 г.) у студентов был проведен сбор данных для формирования ФПСв по обозначенным блокам. Аналогичные исследования были проведены в конце учебного года (май-июнь 2018 г.).

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе осуществленного исследования были получены результаты, представленные в табл. 1, 2, 3.

Сопоставление антропометрических данных со стандартами физического развития студентов привело нас к заключению о том, что у девушек рост, масса и экскурсия грудной клетки были средними, а все остальные показатели расценивались как ниже среднего. Рост юношей был выше среднего, экскурсия грудной клетки, а также становая сила - средние, остальные показатели - ниже стандартных величин.

При росте среднем и выше среднего у обследованного контингента отмечались сниженные показатели окружности грудной клетки и мышечной силы. При этом экскурсия грудной клетки была достаточной.

Результаты по оценке функциональных показателей кар-диореспираторной системы студентов свидетельствова-

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Студенты Показатели (М ± m)

Рост, см Масса, кг Окружность грудной клетки, см Сила, кг

стоя сидя вдох выдох пауза экскурсия становая правой кисти левой кисти

Начало учебного года

Девушки 162,6±0,95 84,6±0,59 54,1±2,07 85,9±1,01 81,1±0,71 82,7±1,01 4,9±0,36 54,0±2,04 21,1±0,65 18,6±0,53

Юноши 177,3±1,76 91,2±1,02 71,6±2,13 95,2±2,22 82,4±1,76 84,8±1,39 11,6±2,50 103,7±2,78 41,3±1,85 38,9±1,39

Конец учебного года

Девушки 163,2±0,89 85,1±0,59 54,2±2,01 86,1±0,95 80,48±0,71 81,9±1,07 5,8±0,47 56,6±5,58 22,2±0,59 19,6±0,30

Юноши 178,7±1,67 91,6±1,20 72,6±1,57 97,6±2,59 81,1±1,85 86,6±1,30 15,7±1,39 108,0±3,61 43,9±1,76 39,7±1,39

Таблица 2. Функциональные показатели кардиореспираторной системы студентов

Показатели (М ± m)

Студенты ЧСС, уд/мин АД, мм рт. ст. ЖЕЛ, л Пробы, с

САД ДАД ПД Штанге Генчи

Начало учебного года

Девушки 77,4±3,85 114,2± 2,37 86,6±2,37 45,7±2,43 3,5±0,43 46,0±2,25 29,6±1,78

Юноши 83, 7±3,52 125,6±3,70 74,2±2,78 51,3±1,85 4,8±0,18 87,7±5,46 47,9±2,31

Конец учебного года

Девушки 76,1±1,54 111, 7±2,01 66,2±1,95 45,4±1,48 3,7±0,43 87,7±5,46 31,1±1,72

Юноши 82,2±3,52 123,0±2,78 70,7±2,31 52,3±1,85 5,4±0,16* 100,6±2,29 56,9±2,31*

Примечание. * - различия достоверны (р<0,05) по сравнению с началом учебного года

46

http://www.teoriya.ru

№ 4 • 2020 Апрель | Арп!

Таблица 3. Показатели физической подготовленности студентов

Студенты Показатели (М ± m)

Бег на 100 м, с Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см Сгибание, разгибание рук в упоре лежа (дев.) / Подтягивание из виса на высокой перекладине (юн.), кол-во раз Челночный бег3х10 м, с Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье, см

Начало учебного года

Девушки 17,4±0,13 163,5±2,22 6,6±0,59 9,1±0,08 10,1±1,41

Юноши 14,1±0,09 221,3±4,77 6,6±1,19 7,8±0,12 8,1±1,17

Конец учебного года

Девушки 17,2±0,13 168,1±2,00 9,3±0,48* 8,8±0,06* 11,7±1,31

Юноши 13,9±0,05 226,3±3,96 8,2±1,05 7,6±0,10 9,3±1,15

Примечание. * - различия достоверны (р<0,05) по сравнению с началом учебного года

ли о том, что: у девушек ЧСС и ЖЕЛ находились в пределах нормальных возрастных величин; САД и ДАД были снижены. Проба Штанге оценивалась на «хорошо», Генчи - на «удовлетворительно»; у юношей ЧСС, САД и ДАД находились выше возрастных показателей, ЖЕЛ соответствовала возрастным нормам, пробы Штанге и Генчи оценивались на «хорошо».

Показатели физической подготовленности свидетельствуют о том, что у девушек: скоростные, координационные способности и гибкость соответствовали среднему уровню; скоростно-силовые и силовые - низкому уровню; у юношей: скоростные, скоростно-силовые, координационные способности и гибкость соответствовали среднему уровню и только силовые - низкому уровню.

Обобщение показателей ФПСв студентов 1 -го курса и сопоставление их со стандартами позволило констатировать недостаточный уровень физического развития, функциональных показателей основных физиологических систем и физической подготовленности обучающихся. После первого этапа исследования с каждым студентом были обсуждены данные его физиологического портрета, что позволило вовлечь в процесс совершенствования те показатели выделенных блоков ФПСв, которые у него были развиты в меньшей степени.

На основании результатов исходного замера параметров студент мог увидеть себя со стороны, в сравнении со сверстниками, и, что стимулировало его желание самосовершенствоваться, систематически заниматься физической культурой и придерживаться основ ведения здорового образа жизни.

Далее, в течение года, в учебном процессе преподавателями кафедры физического воспитания велось методическое сопровождение обследованных студентов, а именно: индивидуализировалась нагрузка, проводились обсуждения со студентами вопросов сохранения и укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности и т. д.; велись консультации обучающихся по проведению самостоятельных занятий и составлению индивидуальных комплексов упражнений, по вопросам совершенствования физических качеств, питания, гигиены и др.

Сравнивая показатели физического развития на начало и конец учебного года, можем отметить, что существенных изменений в антропометрических параметрах не произошло. Низкие параметры окружности при достаточных показателях экскурсии грудной клетки и жизненной емкости легких можно объяснить слабым развитием грудных мышц.

Показатели ЧСС, САД, ДАД и ПД студентов по сравнению с началом учебного года снижались и находились в пределах норм возрастных величин, что объясняется экономизацией деятельности сердечно-сосудистой системы. Показатели ЖЕЛ в целом соответствовали возрастным нормам студентов. Пробы дыхательной системы оценивались на «отлично».

Полученные результаты свидетельствовали о повышении уровня физической подготовленности практически по всем показателям. Достоверные различия были определены толь-

ко у девушек по скоростно-силовым и силовым показателям по сравнению с началом учебного года.

Выводы. Проведенное исследование подтвердило эффективность использования ФПСв в процессе физического воспитания студентов, поскольку это позволило увеличить функциональные возможности организма обучающихся, их физическое развитие и физическую подготовленность. Таким образом, применение ФПСв в учебном процессе по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)» способствует повышению качества подготовки студентов.

Литература

1. Барыбина Л.Н. Применение алгоритма индивидуализации процесса физического воспитания студентов / Л.Н. Барыбина, Н.А.Коломиец, В.А. Комоцкая // Физическое воспитание студента. - 2014. - № 6. - С. 3-7.

2. Гибадуллин И.Г. Показатели физических и психологических резервов организма студентов / И.Г. Гибадуллин, И.В. Нюняев // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 1 (34). - С. 37-41.

3. Калиничев П.О. Причины ухудшения состояния здоровья студенческой молодежи [Эл. ресурс] / П.О. Калиничев // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по матер. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4 (43). - Режим доступа: URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(43).pdf (дата обращения: 18.11.2018).

4. Меерманова И.Б. Состояние здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях / И.Б. Меерманова, Ш.С. Койгельди-нова, С.А. Ибраев // Междунар. журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 2-2. - С. 193-197.

5. Яцун С.М. Мониторинг состояния здоровья и физического развития студентов КГУ и реализация его результатов в электронном «Паспорте здоровья» / С.М. Яцун, Д.В. Беапалов, А.С. Горбунова // Здоровье для всех. - 2016. - № 1. - С. 3-7.

References

1. Barybina L.N., N.A.Kolomiets, V.A. Komotskaya Primenenie algoritma individualizatsii protsessa fizicheskogo vospitaniya studentov [Application of physical education process individualization algorithm for students]. Fizicheskoe vospitanie studenta. 2014. # 6. pp. 3-7.

2. Gibadullin I.G., I.V. Nyunyaev Pokazateli fizicheskih i psihologicheskih rezervov organizma studentov [Indicators of physical and psychological reserves of students' body]. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemyi fizicheskoy kulturyi i sporta. 2015. # 1 (34). pp. 37-41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Kalinichev P.O. Prichinyi uhudsheniya sostoyaniya zdorovya stu-dencheskoy molodezhi [Reasons for deterioration of students' health]. [El. resource] Gumanitarnyie nauki [Humanities]: electr. col. pap. by mat. XLIV Int. Stud. res.-practical conf.. # 4 (43). Available at: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(43).pdf (date of access: 18.11.2018).

4. Meermanova I.B., Sh.S. Koygeldinova, S.A. Ibraev Sostoyanie zdoro-vya studentov, obuchayuschihsya v vyisshih uchebnyih zavedeniyah [Health status of students of higher educational institutions]. Mezhdu-nar. zhurnal prikladnyih i fundamentalnyih issledovaniy. 2017. # 2-2. pp. 193-197.

5. Yatsun S.M., D.V. Becpalov, A.S. Gorbunova Monitoring sostoyaniya zdorovya i fizicheskogo razvitiya studentov KGU i realizatsiya ego rezultatov v elektronnom «Pasporte zdorovya» [Health and physical development monitoring of KSU students and implementation of its results in electronic "Health Certificate"]. Zdorove dlya vsekh. 2016. № 1. pp. 3-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.