REFERENCES
1. Gubzhokov, A.H. (2016), "Importance of physical culture and sport in the system of the Ministry of internal Affairs", The successes of modern science, No. 9, pp. 33-35.
2. Lemeshevsky, O.O., and Solodkiy, E. Yu. (2014), "Aspects of development of physical culture among employees of law-enforcement bodies", Actual problems of fire, tactical-special and professionally-applied physical training: collection of articles, Mogilev. pp. 89-92.
3. Ovchinnikov, V.A., Galkin, V.N. and Pleshivtsev, A.Yu. (2013), "Professionally important physical abilities of employees of internal Affairs bodies of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia, No. 4, pp. 172-176.
4. Tezikov, D.A. (2018), "Physical training and sport in the training of employees of the MIA of Russia", Advances science 2018: collection of articles of International scientific-practical competition, Science and Education, Penza, pp. 112-115.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.11.2019
УДК 371.7
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА ОСНОВЕ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Ирина Викторовна Гордеева, кандидат биологических наук, доцент,
Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
Аннотация
В работе представлены результаты исследования, проведенного среди студентов первого и второго курсов колледжа Уральского государственного экономического университета и посвященного оценке состояния здоровья последних по ряду антропометрических и физиологических параметров, таких как индекс массы тела, проба Штанге, проба Бондаревского и пр. Также оценивалась способность обучающихся к восстановлению основных физиологических показателей (частота дыхания, частота сердцебиения, артериальное давление) и возвращению их к норме после физической нагрузки в течение 30 секунд. Тестируемые были разделены на две группы: группа обучающихся, занимающихся спортом на любительской основе (группа спортсменов) и группа студентов с низкой двигательной активностью (контрольная группа). Число тестируемых в каждой группе составляло 100-120 человек. Данные, полученные в ходе исследования, позволяют заключить, что у студентов из группы спортсменов физиологические показатели возвращались к норме в среднем быстрее, чем у обучающихся из контрольной группы. Кроме того, студенты из первой группы имели лучшие показатели пробы Штанге, Бондаревского и Генчи, а также средние значения индекса массы тела у них в большей степени соответствовали оптимальной величине. Полученные результаты необходимо учитывать при разработке программ дисциплин, формирующих общекультурные компетенции, нацеленные на сохранение здоровья, а также для пропаганды основ здорового образа жизни среди учащейся молодежи.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, принципы здорового образа жизни, учащиеся колледжа, соматическое здоровье, высокая физическая активность, низкая двигательная активность, показатели здоровья.
ANALYSIS OF THE HEALTH STATE OF COLLEGE STUDENTS ON THE BASIS OF
ANTHROPOMETRIC INDICATORS
Irina Viktorovna Gordeeva, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Ural State University of Economics, Ekaterinburg
Annotation
This article presents the results of the research carried out among the first- and second-year students of the Ural State Economic University college and dedicated to assessing the health status of the latter by a number of anthropometric and physiological parameters, such as body mass index, Stange test, Bondarevsky test, etc. The students' ability to restoration of the basic physiological parameters (respiratory rate, heart rate,
blood pressure) and returning them to normal after exercise stress for 30 seconds have all been studied. The tested persons were divided into two groups: a group of students involved in amateur sports (a group of sportsmen) and a group of students with low motor activity (control group). The number of the tested in each group was 100-120 people. The data obtained during the study allow us to conclude that among the students from the group of sportsmen the physiological indicators returned to normal on average faster than among the students from the control group. In addition, the students from the first group had the best indicators of the Stange, Bondarevsky and Genchi tests, as well as the average values of the body mass index for them were more consistent with the optimal value. The results obtained must be taken into account when developing programs of disciplines that form general cultural competencies aimed at maintaining health, as well as for promoting the basics of a healthy lifestyle among the students.
Keywords: healthy lifestyle, principles of healthy lifestyle, college students, somatic health, high physical activity, low physical activity, parameters of health.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из серьезных медико-физиологических проблем современного постиндустриального общества является гиподинамия, особенно распространенная среди учащихся средних школ и студентов высших и средних профессиональных учебных заведений, что обусловлено целым рядом причин - от вынужденной малоподвижности во время учебного процесса до повсеместной увлеченности компьютерными играми и предпочтения общения on-line непосредственным контактам со сверстниками. Все это приводит к закономерному снижению физической активности и, как следствие, - к возникновению у представителей подрастающего поколения целого комплекса проблем со здоровьем, включая ухудшение зрения, заболевания опорно-двигательной системы (сколиоз, остеохондроз и пр.), нарушения обмена веществ, в том числе ожирение, то есть именно тех физиологических нарушений, которые получили справедливое название «болезни цивилизации». По данным медицинских исследований, вышеупомянутая тенденция является общемировой, более того, зафиксирован тренд в сторону «омоложения» всех перечисленных заболеваний и постоянного увеличения количества обучающихся, страдающих нарушениям осанки, слабым развитием скелетной мускулатуры с одновременным формированием избыточного веса (индекс массы тела 25 и выше ) [1-4]. Все это вызывает справедливую тревогу специалистов в области клинической и профилактической медицины, заинтересованных в реальной пропаганде принципов здорового образа жизни, включающих рациональное питание, оптимальную двигательную активность и эмоциональную культуру, среди учащейся молодежи.
Двигательная активность, подразумевающая систематическую физическую нагрузку, оптимально соответствующую потребностям и возможностям конкретного организма, включает не только стандартные утренние упражнения, пешие или велосипедные прогулки, подвижные игры, но и регулярные занятия каким-либо видом спорта в зависимости от личностной заинтересованности. Для студентов колледжей и вузов гуманитарных и технических направлений подготовки в основном характерны занятия в спортивных секциях на любительской основе в свободное от учебы время. Тем не менее, как показывают результаты выборочных исследований, среди представителей современной обучающейся молодежи можно встретить и лиц, добившихся значительных успехов в спортивной карьере в самых различных направлениях - от мини-футбола до фехтования и конного спорта. В то же время спортивная жизнь большей части студентов не носит регулярного характера, что чаще всего объясняется нехваткой свободного времени, проблемами со здоровьем, а также отсутствием внутренней мотивации к повышению двигательной активности, так как «культ здорового образа жизни» по-прежнему не пользуется популярностью среди значительной части современного российского населения [5-7]. Формирование здоровьесберегающего поведения обучающихся как гуманитарных, так и технических направлений подготовки включает также пропаганду здорового образа жизни в рамках преподавания «Основ безопасности
жизнедеятельности» в колледжах и «Безопасности жизнедеятельности» в университетах. Пропаганда здорового образа жизни будет более эффективной, если сопровождается демонстрацией наглядных примеров более высоких медико-физиологических показателей здоровья у спортивно активных лиц по сравнению с их ровесниками, игнорирующими спорт. В связи с этим интерес представляло сравнительное исследование ряда физиологических параметров обучающихся, активно занимающихся спортом, и тех, кто по разным причинам относит себя к числу лиц с низкой двигательной активностью.
Регулярные исследования, проводимые на протяжении четырех лет среди студентов колледжа Уральского государственного экономического университета, демонстрируют низкую приверженность обучающихся основным компонентам здорового образа жизни, таким как как рациональное питание, соблюдение режима дня или оптимальная двигательная активность [3, с. 94]. Наиболее сложной является проблема надлежащей организации режима дня в учебное время, так как многие студенты, особенно второго курса и старше, отмечают, что ложатся спать после трех часов ночи, проводя длительное время в виде виртуального общения в социальных сетях, после чего не в состоянии проснуться ранее полудня. Естественно, в подобных ситуациях не приходится говорить не только о нормальном выполнении учебной программы, поскольку часть занятий просто пропускается, но и адекватном восприятии информации в течение всего дня, а также даже минимальной двигательной активности, так как подобные студенты перманентно находятся в полусонном состоянии. К сожалению, значительная часть обучающихся не осознает всех негативных последствий подобной организации образа жизни, так как убеждена, что описываемые специалистами и регулярно озвучиваемые в средствах массовой информации потенциальные медико-физиологические проблемы, возникающие у людей, не придерживающихся основных компонентов здорового образа жизни, являются не более чем пропагандистским обманом или, в крайнем случае, делом настолько отдаленного и трудно прогнозируемого будущего, что об этом не стоит преждевременно задумываться. Кроме того, ряд студентов придерживается убеждения, что правила ЗОЖ в целом не оказывают воздействия на здоровье, которое зависит от наследственности, состояния окружающей среды, а также целого ряда случайных факторов.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
С целью опровержения подобных заблуждений, а также для того, чтобы обучающиеся могли наглядно оценить неправомерность вышеупомянутых высказываний, среди студентов первого-второго курса колледжа УрГЭУ была проведена оценка состояния здоровья по ряду антропометрических и физиологических параметров. Исследование осуществлялось в течение сентября 2019 г. по стандартной методике, описанной в ряде работ [3-4]. Для этого обучающиеся были разделены на две примерно равные по количеству тестируемых лиц группы: 1) группа студентов с высокой двигательной активностью (те, кто занимается спортом на любительской основе); 2) группа студентов с низкой двигательной активностью, склонных, по их собственным утверждениям, к малоподвижному образу жизни. При этом оценивались такие антропометрические показатели как масса тела и рост, на основании которых рассчитывался ИМТ -индивидуальный индекс массы тела (индекс Кетле) [3, с.95]. Кроме того, у студентов в обеих выборках измерялся пульс в спокойном состоянии и сразу же после физической нагрузки (20 приседаний за 30 с), длительность восстановления частоты сердечных сокращений (ЧСС) до исходного показателя, продолжительность задержки дыхания на вдохе (проба Штанге) и выдохе (проба Генчи) и время стояния на одной ноге с закрытыми глазами (проба Бондаревского) [5, с.10]. Всего в исследовании приняли участие 226 человек в возрасте 16-18 лет, из которых в первой (спортивной) группе исследовались 116 человек (64 девушки и 52 юноши), а во второй - 110 человек (73 девушки и 37 юношей). Усредненные результаты для обеих обследованных выборок представлены ниже в
таблицах 1, 2.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Таблица 1 - Уровень соматического здоровья студентов колледжа УрГЭУ (девушки)
Показатели Группа спортсменов Контрольная группа
ИМТ 20,4±1,2 17,8±1,4
Пульс в покое (уд/мин) 69,2±2,4 85,6±3,1
Пульс после нагрузки (уд/мин) 84,4±1,7 102,6±3,4
Время восстановления ЧСС, с 68,7±2,3 154,3±3,8
Проба Штанге, с 59,8±2,2 40,6±2,1
Проба Генчи, с 37,8±1,6 24,5±1,4
Проба Бондаревского, с 39,2±2,5 16,9±2,1
Таблица 2. Уровень соматического здоровья студентов колледжа УрГЭУ (юноши)
Показатели Группа спортсменов Контрольная группа
ИМТ 20,2±0,9 23,2±1,1
Пульс в покое (уд/мин) 65,6±2,4 76,8±2,6
Пульс после нагрузки (уд/мин) 85,2±1,9 96,8±3,2
Время восстановления ЧСС, с 64,5±2,7 139,8±3,2
Проба Штанге, с 57,6±2,3 38,4±1,6
Проба Генчи, с 37,6±1,3 22,7±1,5
Проба Бондаревского, с 28,5±2,6 17,4±1,2
Как следует из представленных выше данных, средние показатели ИМТ юношей и девушек из спортивной и неспортивной групп отличаются несущественно, что может быть связано как с возрастными особенностями организма, так и с традиционной заботой о внешнем имидже, особенно у девушек, которые стремятся выглядеть привлекательно в глазах сверстников и следят за своей фигурой, отказываясь от избыточно калорийной пищи, нередко в ущерб собственному здоровью. Кроме того, типичный алгоритм студенческой жизни с большим количеством ежедневных аудиторных занятий и кратковременным обеденным перерывом, как правило, не способствует формированию лишнего веса и ожирению.
В то же время все остальные показатели соматического здоровья у студентов-спортсменов достоверно превосходят аналогичные значения для контрольной группы. Так, например, период восстановления ЧСС у первых составляет в среднем 64,5±2,7 с (юноши) и 68,7±2,3 с (девушки) против 139,8±3,2 с и 154,3±3,8 с у не спортсменов соответственно, то есть более чем в два раза короче Кроме того, активная физическая нагрузка на приемлемом уровне в гораздо меньшей степени влияет на сердцебиение у спортсменов, нежели у студентов, не привыкших к регулярным физическим упражнениям, что может свидетельствовать о более благополучном состоянии сердечно-сосудистой системы обучающихся в первой выборке. Можно отметить также, что ни у кого из спортивных студентов не было выявлено серьезной тахикардии с частотой сердечных сокращений 100 и более ударов в минуту в спокойном состоянии. В то же время среди неспортивных учащихся тахикардия была зафиксирована у восьми девушек и пяти юношей.
Достоверные (Р <0,05) различия между обеими выборками также были выявлены по таким показателям как время задержки дыхания на выдохе и вдохе. Было установлено, что у нескольких человек из неспортивной группы (семи девушек и шести юношей) задержка дыхания на выдохе (проба Генчи) не превышала 15-17 с, что даже ниже среднестатистических показателей для неспортивного населения и косвенно свидетельствует о наличии проблем при функционировании бронхолегочной системы. Учащимся с выявленными проблемами контроля дыхания было рекомендовано следить за состоянием своего здоровья и обратиться к соответствующим специалистам. В тоже время максимальная задержка дыхания на вдохе и выдохе была зафиксирована у студентов, регулярно занимающихся плаванием (98 с на вдохе и 76 с - на выдохе) поскольку умение контролировать дыхание является для данной категории спортсменов обязательным.
Проба Бондаревского (способность стоять с закрытыми глазами на одной ноге в течение определенного промежутка времени) характеризует состояние нервной системы и возможность организма координировать движения. У учащихся из неспортивной группы данный показатель варьировал в широком диапазоне - от 3 до 56 с у лиц обоего пола и зависел, главным образом, от эмоционального состояния испытуемых. В то же время студенты-спортсмены продемонстрировали гораздо большую однородность значений этого показателя, хотя в целом средняя его величина существенно превышала аналогичный показатель учащихся из неспортивной выборки.
ВЫВОДЫ
Полученные результаты в целом соответствуют литературным данным о более высоком уровне соматического здоровья студентов с высокой двигательной активностью по сравнению с менее активной учащейся молодежью [6-8]. В результате настоящего исследования было показано, что приемлемые физические нагрузки благоприятно влияют на состояние дыхательной и сердечно-сосудистой системы, а также способствуют улучшению координации движений, что, в свою очередь, свидетельствует о нормальном функционировании соответствующих отделов головного и спинного мозга. Данные подобных обследований в дальнейшем можно использовать для наглядной иллюстрации обучающимся благотворного влияния двигательной активности как одного из важнейших компонентов образа жизни на состояние здоровья на занятиях по безопасности жизнедеятельности, а также для выработки рекомендаций по обращению к медицинским специалистам в случае выявления серьезных отклонений показателей здоровья от среднестатистических норм для соответствующего возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бачурин, Н.Н. Формирование основ здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учреждений средствами физической культуры и спорта / Н.Н. Бачурин // Экономика образования. - 2011. - № 3. - С. 200-204.
2. Ганичев, А.А. Теоретические аспекты формирования отношения школьников к здоровому образу жизни / А.А. Ганичев // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 2. - С. 7-10.
3. Горбунов, В.И. Медико-социальные аспекты состояния здоровья студентов / В.И. Горбунов, Г.В. Возженникова, И.Н. Исаева // Ульяновский медико-биологический журнал. - 2014. -№ 1. - С. 93-96.
4. Денисов, Л.А. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и учащейся молодежи в автономных центрах здоровья, созданных в учебных заведениях Зеленограда / Л.А. Денисов, Н.М. Савичева, А.В. Федорович // Педиатрическая фармакология. - 2013. - Т. 10 (6). - С. 118-122.
5. Звездина, М.Л. Разнообразие научных подходов к формированию здорового образа жизни обучающихся / М.Л. Звездина // Научный диалог. - 2013. - № 8. - С. 8-23.
6. Семенова, Н.В. Здоровый образ жизни молодежи (от абитуриента медицинского вуза до специалиста) / Н.В. Семенова, Е.С. Василевская, Ю.П. Денисов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - URL : www.science-education.ru/article/view?id=18225 (дата обращения: 10.08.2019).
7. Халикова, С.С. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи высших учебных заведений / С. С. Халикова // Ученые заметки Тихоокеанского гос. ун-та. - 2016. - № 2. -URL : http://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2016/TGU_7_75.pdf (дата обращения: 12.08.2019).
8. Bano, A. Comparative study of knowledge, attitude, practice of nutrition and non-nutrition student towards a balanced diet in Hail University / А. Bano, E. AlShammari, B. Syeda // Journal of Nursing and Health Science. - 2013. - Vol. 2, No. 1. - Р. 29-36.
REFERENCES
1. Bachurin, N.N. (2011), "The formation of the basics of a healthy lifestyle in students of educational institutions by means of physical culture and sports", Economics of Education, No. 3, pp. 200-204.
2. Ganichev, A.A. (2013), "Theoretical aspects of the formation of the attitude of schoolchildren to a healthy lifestyle", Yaroslavl Pedagogical Bulletin, No. 2, pp. 7-10.
3. Gorbunov, V.I., Vozhennikova, G.V. and Isaev, I.N. (2014), "Medical and social aspects of students' health status", Ulyanovsk Biomedical Journal, No. 1, pp. 93-96.
4. Denisov, L.A., Savicheva, N.M. and Fedorovich, A.V. (2013), "The formation of a healthy lifestyle for children, adolescents and students in autonomous health centers established in educational institutions of Zelenograd", Pediatric Pharmacology, Vol. 10 (6), pp. 118-122.
5. Zvezdina, M.L. (2013), "A variety of scientific approaches to the formation of a healthy lifestyle of students", Scientific Dialogue, No. 8, pp. 8-23.
6. Semenova, N.V., Vasilevskaya, E.S. and Denisov, Yu.P. (2015), "Healthy lifestyle of youth (from an applicant to a medical university to a specialist)", Modern problems of science and education, No. 1, available at: www.science-education.ru/article/view?id=18225 (accessed on 08/10/2019).
7. Halikova, S.S. (2016), "The formation of a healthy lifestyle of university students", Scientific Notes of the Pacific National University, No 2, available at: http://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2016/TGU_7_75.pdf. (accessed on 08/12/2019).
8. Bano, A. AlShammari, E., Syeda B. (2013), "Comparative study of knowledge, attitude, practice of nutrition and non-nutrition student towards a balanced diet in Hail University", Journal of Nursing andHealth Science, Vol. 2, No. 1, pp. 29-36.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.11.2019
УДК 796.6
МОДЕЛЬ ОПТИМАЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ СТАРТА В ВМХ
Инесса Юрьевна Горская, доктор педагогических наук, профессор, Александр Сергеевич Пушкин, старший преподаватель, Надежда Григорьевна Лопина, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск
Аннотация
Неотъемлемой частью процесса оценки качества выполнения технического элемента является определение модельного уровня выполнения. В ходе исследования нами была разработана модель оптимального выполнения старта в ВМХ-race. Определены модельные характеристики качества выполнения каждой фазы стартового действия в ВМХ, полученные в процессе анализа показателей гонщиков высокой квалификации. Применение разработанной модели позволяет сократить время обучения техническому действию «Старт», повысить качественные и количественные показатели результативности выполнения старта и стартового разгона. Предложенная модель может использоваться для контроля эффективности обучения юных гонщиков и своевременно вносить коррекцию в тренировочный процесс.
Ключевые слова: велогонщики ВМХ, модель, ключевые моменты, фазы старта.
MODEL OF OPTIMUM PERFORMANCE OF START IN ВMX
Inessa Yurevna Gorskaya, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Sergeevich Pushkin, the senior teacher, Nadezhda Grigoryevna Lopina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk
Annotation
An integral part of the process of evaluating the quality of a technical element is the definition of a model level of implementation. In the course of the study, we developed a model for optimal launch performance in BMX-race. The model characteristics of the quality of performance of each phase of the starting action in the BMX are determined, obtained in the process of analyzing the performance of highly qualified racers. Application of the developed model allows us to reduce the training time for the technical action "Start", to increase the qualitative and quantitative indicators of the effectiveness of the launch and launch