возрасте. У девушек менее развит плечевой пояс и функциональные возможности органов дыхания. Так же у них в этом возрасте снижается проявление смелости. Это отражается на прохождении технически сложных этапов. Юноши более склонны к риску и экстремальным видам деятельности, пытаются проявить себя в процессе соревновательной деятельности. Они менее усидчивы, поэтому сложнее запоминают теоретический материал, но лучше ориентируются в пространстве.
ВЫВОД
Проведенный анализ сформированности туристских навыков у школьников 16-17 лет после завершения экспериментальной части показал эффективность разработанной концентрированной технологии формирования туристских навыков и необходимость учета гендерных различий в данном возрасте для построения образовательного процесса в спортивно-оздоровительном туризме.
ЛИТЕРАТУРА
1. Карвунис, Ю.А. Эффективность факультативных программ для школьников по основам спортивно-оздоровительного туризма / Ю.А. Карвунис, Л.В. Капилевич / Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 12. - С. 87-88.
2. Кравчук, Т.А. Формирование начальных туристских знаний у школьников 15-18 лет / Т.А. Кравчук, Е.В. Гинжул // Физкультурное образование Сибири. - 2016. - Т. 35. - № 1. - С. 9-12.
3. Лубышева, Л.И. Социальный вектор трансформации отношения школьников к физической культуре и спортивной деятельности / Л.И. Лубышева, И.М. Салахов // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 2. - С. 71-73.
4. Паршакова, В.М. Развитие экстремальных видов спорта / В.М. Паршакова. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - № 4. - С. 58-60.
REFERENCES
1. Karvunis Yu.A. and Kapilevich, L.V. (2016), "Efficiency of optional programmes for students in principles of sports and recreational tourism", Theory and practice ofphysical culture, No.12, pp. 87-88.
2. Kravchuk, T.A. and Ginzhul, E.V. (2016), "Formation of initial tourist knowledge at 15-18-year-old students", Physical training education in Siberia, Vol. 35, No. 1, pp. 9-12.
3. Lubysheva, L.I. and Salakhov, I.M. (2017), "Social vector of transformation of the student relation to physical education and sports activity", Physical culture: Education, education, training, No.2, pp. 71-73.
4. Parshakova V.M. (2018), "Development of extreme sports", International Journal of Humanitarian and Natural Sciences, No. 4, pp.58-60.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.12.2018
УДК 37.037+796.012.1
ОЦЕНКА УРОВНЯ СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Ирина Викторовна Гордеева, кандидат биологических наук, Уральский государственный экономический университет (УрГЭУ), Екатеринбург
Аннотация
Работа посвящена исследованию влияния активной физической нагрузки на показатели соматического здоровья учащихся колледжа Уральского государственного экономического университета. Для этого учащиеся первого-второго курсов были разделены на две группы: студенты, активно занимающиеся спортом, и студенты, ведущие малоподвижный образ жизни. Соматическое здоровье оценивалось по ряду показателей: индекс массы тела, пульс в спокойном состоянии и после физической нагрузки, задержка дыхания на вдохе и выдохе и пр. Всего в исследовании приняли
участие 228 учащихся: 86 человек из первой группы и 142 - из второй. Показатели соматического здоровья определялись отдельно для юношей и девушек. Показано, что физическая активность оказывает позитивное влияние на все показатели, кроме индекса массы тела и коррелирует с общим состоянием здоровья учащихся.
Ключевые слова: учащиеся колледжа, соматическое здоровье, двигательная активность, показатели соматического здоровья, физическая нагрузка, спортсмены, малоподвижный образ жизни.
ASSESSMENT OF SOMATIC HEALTH LEVEL OF ECONOMIC COLLEGE
STUDENTS
Irina Viktorovna Gordeeva, the candidate of biological sciences, Ural State University of Economics (USUE), Ekaterinburg
Annotation
The article is devoted to the investigation of the influence of physical activity on some indicators of the somatic health of the college students of the Ural State University of Economics. Students of the first and second courses were divided into two groups: the students who are actively engaged in sports, and students who prefer a sedentary lifestyle. Somatic health was assessed with the help of the following indicators: the body mass index, pulse at rest and after exercise, breath holding while inhaling and exhaling, etc. In total, 228 students participated in the study: 86 people from the first group and 142 from the second. Indicators of somatic health were determined separately for boys and girls. It is shown that physical activity has a positive effect on all indicators, except for body mass index and correlates with the general state of students' health.
Keywords: college students, somatic health, locomotor activity, indicators of somatic health, exercise stress, sedentary lifestyle.
ВВЕДЕНИЕ
Низкая двигательная активность (гиподинамия) является одной из серьезных проблем современной цивилизации, особенно экономически развитых стран, где заболевания сердечно-сосудистой системы и сахарный диабет второго типа представляют собой реальную угрозу жизни значительной части населения. Безусловно, высококалорийное и несбалансированное питание, повсеместное использование общественного и личного транспорта, преимущественно сидячее положение в рабочее и учебное время явно не способствуют здоровому образу жизни в целом и отдельным его компонентам как среди взрослого населения, так и среди студенческой молодежи, что вызывает справедливую тревогу врачей [6]. По утверждению В.В. Дрогомерецкого и др., «у большинства наших современников не удовлетворяется естественная генетически заложенная потребность в движении», обусловленная физиологическими особенностями человеческого организма [8]. К сожалению, при отсутствии удовлетворения данных потребностей фиксируется достоверное снижение функциональных возможностей всех органов и тканей и, как следствие, развитие разнообразных хронических заболеваний, включая остеохондроз, артрит, сколиоз, сердечную аритмию и пр., выявляемые в настоящее время не только у представителей старшего поколения, но и среди учащихся учреждений среднего и высшего образования [1-3, 5, 7]. Как показывают данные исследований, проведенных в ряде российских университетов, среди обследованных учащихся около 12-18% страдают различного рода нарушениями осанки, а по мере взросления студентов количество случаев разнообразных хронических заболеваний существенно возрастает [9].
В подобной ситуации важное значение приобретает формирование здоровьесбере-гающего поведения студенческой молодежи, включая как активную двигательную нагрузку на занятиях физкультуры, так и пропаганду здорового образа жизни в рамках преподавания таких предметов как «Основы безопасности жизнедеятельности» (в колледжах), «Безопасность жизнедеятельности» (в университетах) и пр. Проведенное ранее исследование среди студентов колледжа Уральского государственного экономического университета
показало, что далеко не все из них придерживаются таких компонентов здорового образа жизни (ЗОЖ) как рациональное питание, эмоциональная культура или достаточная двигательная активность, хотя осведомлены о них. Многие учащиеся убеждены, что серьезные проблемы со здоровьем — либо дело отдаленного будущего, о котором не стоит преждевременно задумываться, либо уже свершившийся факт, который нужно воспринимать как данность, не пытаясь ничего изменить. Некоторые студенты придерживаются мнения, что сами по себе правила ЗОЖ вообще не оказывают никакого принципиального воздействия на здоровье, которое определяется главным образом наследственными факторами.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Чтобы оценить правомерность подобных высказываний, у учащихся первого-второго курса была проведена оценка состояния здоровья по нескольким параметрам. Для этого студенты были разделены на две группы: 1) группа учащихся с высокой двигательной активностью (те, кто занимается спортом на профессиональной или любительской основе);
2) группа учащихся с низкой двигательной активностью (те, кто, по их собственным утверждениям, склонны к преимущественно сидячему образу жизни).
Оценивались такие антропометрические показатели, как рост и масса тела, на основании которых рассчитывался ИМТ (индивидуальный индекс массы тела Кетле) [4]. Кроме того, у студентов в обеих выборках измерялся пульс в спокойном состоянии и после физической нагрузки (20 приседаний за 30 с), время восстановления частоты сердечных сокращений (ЧСС) до исходного, длительность задержки дыхания на вдохе (проба Штанге) и выдохе (проба Генчи) и продолжительность стояния на одной ноге с закрытыми глазами (проба Бондаревского) [8]. Всего в исследовании приняли участие 228 человек в возрасте 16-18 лет, из которых в первой (спортивной) группе исследовались 86 человек (37 девушек и 49 юношей), а во второй - 142 человека (84 девушки и 58 юношей). Усредненные результаты для обеих обследованных выборок представлены ниже в таблицах 1-2.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Таблица 1- Уровень соматического здоровья учащихся колледжа УрГЭУ (юноши)
Показатели Группа спортсменов Контрольная группа
ИМТ 21,4±0,8 19,8±1,2
Пульс в покое (уд/мин) 64,5±2,2 74,6±1,8
Пульс после нагрузки (уд/мин) 81,2±2,4 95,7±3,4
Время восстановления ЧСС, с 62,5±2,8 136,8±4,2
Проба Штанге, с 56,8±2,1 39,2±1,8
Проба Генчи, с 35,8±1,1 23,2±1,0
Проба Бондаревского, с 25,3±2,1 18,6±1,3
Таблица 2 - Уровень соматического здоровья учащихся колледжа УрГЭУ (девушки)
Показатели Группа спортсменов Контрольная группа
ИМТ 20,2±1,1 19,3±1,3
Пульс в покое (уд/мин) 68,3±2,8 81,8±2,4
Пульс после нагрузки (уд/мин) 83,6±1,8 97,8±3,2
Время восстановления ЧСС, с 69,6±2,5 147,4±4,6
Проба Штанге, с 59,7±2,3 42,2±2,4
Проба Генчи, с 36,7±1,3 25,1±1,3
Проба Бондаревского, с 37,3±2,7 19,8±1,7
Как следует из представленных выше данных, средние показатели ИМТ юношей и девушек из спортивной и неспортивной групп отличаются несущественно, что может быть связано как с возрастными особенностями организма, так и с заботой о внешнем имидже, особенно у девушек, которые стремятся выглядеть привлекательно в глазах сверстников и следят за своей фигурой, отказываясь от избыточно калорийной пищи. Кроме того, ритм студенческой жизни, непривычный для вчерашних школьников, с большим количеством аудиторных занятий в течение дня и ограниченным обеденным перерывом, в целом не
способствует возникновению лишнего веса и тем более ожирению.
В то же время остальные показатели соматического здоровья у студентов-спортсменов значительно превосходят аналогичные значения для контрольной группы. Так, например, время восстановления ЧСС у первых составляет в среднем 62,5±2,8с (юноши) и 69,6±2,5с (девушки) против 136,8±4,2с и 147,4±4,6с у не спортсменов соответственно, то есть более чем в два раза ниже. Кроме того, активная физическая нагрузка на приемлемом уровне в гораздо меньшей степени влияет на сердцебиение у спортсменов, нежели у лиц, не привыкших к постоянным физическим упражнениям, что может свидетельствовать о более благополучном состоянии сердечно-сосудистой системы учащихся в первой выборке. Следует отметить также, что ни у кого из спортивных студентов не было выявлено серьезной тахикардии с частотой сердечных сокращений 100 и более ударов в минуту в спокойном состоянии. В то же время среди неспортивных учащихся тахикардия была зафиксирована у восьми девушек и пяти юношей.
Достоверные (Р <0,05) различия наблюдались также между обеими выборками по времени задержки дыхания на вдохе и выдохе. Показательно, что у пяти девушек и семи юношей из неспортивной группы задержка дыхания на выдохе (проба Генчи) не превышала 15 с, что ниже среднестатистических показателей даже для неспортивного населения и может косвенно свидетельствовать о серьезных проблемах в функционировании дыхательной системы даже при отсутствии медицинского диагноза обструктивного или астма-тоидного бронхита. Всем учащимся с проблемами контроля дыхания было рекомендовано следить за состоянием своего здоровья и обратиться к пульмонологу. В тоже время максимальная задержка дыхания на вдохе и выдохе была выявлена у студентов, занимающихся плаванием (96 с на вдохе и 78 с — на выдохе) поскольку умение контролировать дыхание является для данной категории спортсменов обязательным.
Проба Бондаревского (способность простоять, закрыв глаза, на одной ноге в течение определенного промежутка времени) характеризует состояние нервной системы и возможность организма координировать движения. У учащихся из неспортивной группы данный показатель варьировал в широких пределах - от 3 до 36 с у лиц обоего пола и зависел, главным образом, от эмоционального настроя испытуемых. В то же время студенты-спортсмены продемонстрировали гораздо большую однородность значений этого показателя, хотя в целом средняя его величина существенно превышала аналогичный показатель учащихся из неспортивной выборки.
ВЫВОДЫ
Полученные результаты соответствуют литературным данным о более высоком уровне соматического здоровья студентов с высокой двигательной активностью [2, 4, 6, 89]. Показано, что приемлемые физические нагрузки благоприятно влияют на состояние сердечно-сосудистой и дыхательной системы, а также способность организма к координации движений, что, в свою очередь, свидетельствует о нормальном функционировании соответствующих отделов центральной нервной системы. Данные подобных обследований необходимо использовать для наглядной иллюстрации учащимся влияния компонентов образа жизни на состояние здоровья на занятиях по безопасности жизнедеятельности, а кроме того, для выработки рекомендаций по обращению к медицинским специалистам в случае выявления серьезных отклонений показателей здоровья от среднестатистических норм для соответствующего возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондин, В.И. Технологии здоровьесберегающего образования в современных условиях окружающей среды / В.И. Бондин, Э.В. Мануйленко, Т.А. Жаброва // Таврический научный обозреватель. - 2017. - № 10 (27). - С. 20-28.
2. Дочкина, Н.Л. Формирование здоровьесберегающей компетентности студентов в образовательном учреждении / Н.Л. Дочкина // Профессиональное образование в России и за рубежом. -
2012. - № 1 (5). - С. 110-114.
3. Использование здоровьесберегающих технологий в гимназическом образовании / Н.А. Евлешина, Л. Д. Соломенко, Н.Н. Абрамова, Е.А. Гринева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - Т. 11. - № 3. - С. 69-75.
4. Лысцова, Н. Д. Оценка здоровья студенческой молодежи / Н. Д. Лысцова // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2. - С. 1699-1702.
5. Прокопенко, Л. А. Повышение физической активности студентов через изучение мето-дико-практического раздела дисциплины «Физическая культура» в вузе / Л.А. Прокопенко // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 11. - С. 166-170.
6. Семенова, Н.В. Физическая активность студентов спортивного вуза / Н.В. Семенова, В.А. Ляпин // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - URL : http://science-education.ru/ru/article/view?id=10510 (дата обращения: 15.11.2018).
7. Сорокина, В.М. Опытно-экспериментальная работа по формированию у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности / В.М. Сорокина, Д.Ю. Сорокин, А.С. Гарьканенко // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 12. - С. 147-150.
8. Третьяков, А.А. Анализ взаимосвязи уровня соматического здоровья студентов с двигательной активностью / А.А. Третьяков, В.В. Дрогомерецкий, В.В. Агошков // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 279-285.
9. Шеметова, Г.Н. Проблема здоровья современной студенческой молодежи и нерешенные вопросы организации лечебно-профилактической помощи / Г.Н. Шеметова, Е.В. Дудрова // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2009. - Т. 5. - С. 526-530.
REFERENCES
1. Bondin, V.I., Manuilenko, E.V. and Zhabrova, T.A. (2017), "Health saving technologies of education in modern environment conditions", Tavrichesky Scientific Observer, No 10(27), pp. 20-28.
2. Dochkina, L.P. (2012), "Formation of salubrious competences of students at the academic organization", Professional Education in Russia andAbroad, No 1(5), pp. 110-114.
3. Evleshina, N.A., Solomenko, L.D., Abramova, N.N. and Grineva, E.A. (2016), "Health-preserving technologies use in gymnasium education", The Russian Journal of Physical Education and Sport, Vol. 11, No. 3, pp. 69-75.
4. Lystsova, N.L. (2015), "Estimation of health of students", Fundamental Research, No 2. pp. 1699-1702.
5. Prokopenko, L.A. (2016), "Increasing physical activity of students through the study of methodological and practical partition of discipline "Physical culture" at the university", International Journal of Experimental Education, No 11. pp.166-170.
6. Semenova, N.V. and Lyapin, V.A. (2013), "Physical activity of students of sports higher education", Modern Problems of Science and Education, No 6, available at: http://science-education.ru/ru/arti-cle/view?id=10510.
7. Sorokina, V.M. Sorokin, D.Y. and Garkavenko, A.S. (2014), "Experimental research on the forming of students' relation to the healthy mode of life as professional value", Advances in Current Natural Sciences, No 12. pp. 147-150.
8. Tretyakov, A.A., Drogomeretskiy, V.V. and Agoshkov, V.V. (2014), "Analysis of the relationship level of somatic health of students with physical activity", Modern Problems of Science and Education, No 3. pp. 279-285.
9. Shemetova, G.N. and Dudrova, E.V. (2009), "Health problem of modern students and unsolved questions of organization of medical-prophylactical help", Saratov Scientific and medical Journal, Vol. 5, pp. 526-530.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.12.2018