Научная статья на тему 'Современные подходы к формированию здоровьесберегающей деятельности студентов вуза физической культуры и спорта'

Современные подходы к формированию здоровьесберегающей деятельности студентов вуза физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
264
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / РЕКРЕАЦИЯ / RECREATION / PHYSICAL ACTIVITY / PHYSICAL CONDITION / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Осик В.И., Гуляева В.А., Левчук С.В.

Здоровье студенческой молодежи, как недостаточно социально защищенной группы населения, становится актуальной проблемой в связи со спецификой учебного процесса и возрастными особенностями организма. Изучение физического состояния 58 студенток младшего и старшего курсов кафедры физкультурно-оздоровительных технологий показало, что среднестатистические параметры массы тела, динамометрии и показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма соответствовали половозрастным нормам и не имели достоверных межгрупповых различий. Индивидуальный анализ частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального кровяного давления (АКД) первокурсниц в состоянии покоя выявил у 35 % обследованных повышенные величины пульса и систолического АКД, что может свидетельствовать о недостаточной кардиореспираторной подготовленности организма обследованных и отклонениях в состоянии здоровья. Подтверждением этому явились результаты комплексного компьютерного анализа вариативности электрокардиосигналов, согласно которым у 50 % первокурсниц отмечается низкий и удовлетворительный уровень функционального состояния (УФС). Выявлена слабовыраженная недостоверная отрицательная корреляционная взаимосвязь между показателями индекса массы тела, форсированного объема жизненной емкости легких и уровнем функционального состояния (r = 0, 24 и 0,28 соответственно) и недостоверная средняя степень корреляционной взаимосвязи между ЧСС и УФС (r = 0, 40). Результаты анонимного анкетирования показали, что 60 % студенток оценивают здоровье как удовлетворительное и плохое и отмечают боли в позвоночнике, крупных суставах, в области сердца, живота и одышку при физических нагрузках. С целью формирования личностной физической культуры и профессиональных компетенций первокурсниц разработаны рекреационные программы, реализация которых позволила улучшить физическое состояние студенток и формировать мотивационно-ценностное отношение к здоровью, двигательной активности и здоровому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Осик В.И., Гуляева В.А., Левчук С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE FORMATION OF THE HEALTHRELATED ACTIVITY OF STUDENTS AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS

Young people's health as any social population group which is not defended enough becomes an actual problem connected with the specific character of the training process and the organism age peculiarities. The analysis of physical condition of the 1-st year girls-students and girlsgraduates of the Physical Education and Health-Saving Technologies Department showed that medium-statistical parameters of the body mass, dynamometry and organism cardiovascular and respiratory systems indicators had corresponded to the sex-aged norms and had not had reliable intergroup differences. The individual analysis of the heart rate (HR) and the arterial blood pressure (ABP) of the 1-styear girls-students in their rest condition has revealed the increased pulse indicators and the systolic arterial blood pressure among 35% of the examined persons. These facts may testify to the insufficient cardio-respiratory preparedness and the problems in the health condition. The results of the complex computer analysis of the electrocardio signals according to which a low and satisfactory level of the functional condition (LFC) have been marked among 50% of the first year girls-students, have confirmed the above described individual analysis results. Some poorly expressed negative correlation interconnection has been revealed among body mass index, forced by lung capacity and LFC (r=0,24 and 0,28 relatively) and the unreliable average correlation degree between HR and LFC (r=0,40). The results of the anonymous questionnaire showed that 60% of girls-students estimated their health as satisfactory and bad, they told about the pain in the backbone, large joints, in the heart and stomach areas, feel labored breathing while having physical loads even at moderate power. Aimed at the forming of personal physical education and the first-year girls-students' professional competences the recreational programs have been developed. Their realization allowed to improve girls-students' physical condition and to form reasonable, motivational and valuable attitude toward their health, motor activity and healthy life style.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к формированию здоровьесберегающей деятельности студентов вуза физической культуры и спорта»

УДК 796.035

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В.И. Осик, кандидат медицинских наук, профессор кафедры физкультурно-оздоровительных технологий,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар,

B.А. Гуляева, заведующая кафедрой здоровьесберегающих технологий и эстетического образования,

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования Краснодарского края, г. Краснодар,

C.В. Левчук, заведующий лабораторией функциональной диагностики, поликлиника ОАО «РЖД», г. Краснодар.

Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, д. 161, тел. 8967 6679790.

Здоровье студенческой молодежи, как недостаточно социально защищенной группы населения, становится актуальной проблемой в связи со спецификой учебного процесса и возрастными особенностями организма. Изучение физического состояния 58 студенток младшего и старшего курсов кафедры физкультурно-оздоровительных технологий показало, что среднестатистические параметры массы тела, динамометрии и показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма соответствовали половозрастным нормам и не имели достоверных межгрупповых различий. Индивидуальный анализ частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального кровяного давления (АКД) первокурсниц в состоянии покоя выявил у 35 % обследованных повышенные величины пульса и систолического АКД, что может свидетельствовать о недостаточной кардиореспираторной подготовленности организма обследованных и отклонениях в состоянии здоровья. Подтверждением этому явились результаты комплексного компьютерного анализа вариативности электрокардиосигналов, согласно которым у 50 % первокурсниц отмечается низкий и удовлетворительный уровень функционального состояния (УФС).

Выявлена слабовыраженная недостоверная отрицательная корреляционная взаимосвязь

между показателями индекса массы тела, форсированного объема жизненной емкости легких и уровнем функционального состояния (г = 0, 24 и 0,28 соответственно) и недостоверная средняя степень корреляционной взаимосвязи между ЧСС и УФС (г = 0, 40). Результаты анонимного анкетирования показали, что 60 % студенток оценивают здоровье как удовлетворительное и плохое и отмечают боли в позвоночнике, крупных суставах, в области сердца, живота и одышку при физических нагрузках.

С целью формирования личностной физической культуры и профессиональных компетенций первокурсниц разработаны рекреационные программы, реализация которых позволила улучшить физическое состояние студенток и формировать мотивационно-ценностное отношение к здоровью, двигательной активности и здоровому образу жизни.

Ключевые слова: здоровье, рекреация, физическое развитие, функциональное состояние, здоровый образ жизни.

Для цитирования: Осик В.И., Гуляева В.А., Левчук С.В. Современные подходы к формированию здоро-вьесберегающей деятельности студентов вуза физической культуры и спорта // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - № 2. - С. 67-72.

For citation: Osik V., Gulyaeva V., Levchuk S. Modern approaches to the formation of the health-related activity of students at higher educational institution of physical education and sports. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2018, no 2, pp. 67-72 (in Russian).

Введение.

Актуальность исследования обусловлена недостаточностью научно-обоснованных представлений о сущности профессионально-личностного развития специалистов по физической культуре на современном этапе модернизации высшего образования. Процесс перестройки деятельности профильных кафедр вуза осложняется, во-первых, отсутствием эффективных механизмов, позволяющих перестроить их деятельность на компетентностную модель образования, соответствующую академическим требования, и, во-вторых, низким уровнем физической подготовленности абитуриентов, желающих получить право на образовательную деятельность в фитнес-индустрии [1, 3]. Для студентов физкультурного вуза состояние здоровья является не только показателем общекультурного уровня развития, но и важнейшей характеристикой личностной подготовленности и профессионального здоровья, так как педагог по физической культуре выполняет модельную роль в процессе формирования физической культуры, ценности здоровья и здорового образа жизни современного человека [2, 4]. Научная проблема заключается в необходимости разработки оздоровительных программ, направленных на формирование ценностного отношения будущих педагогов по физической культуре к своему здоровью и физической активности, а также недостаточной методической изученностью процесса формирования мотивации здоровьесберегающей деятельности студентов. Поэтому не вызывает сомнений целесообразность разработки инновационных программ, направленных на формирование у студентов младших курсов мотиваци-онно-волевых свойств выполнения средств психофизического самосовершенствования.

Цель исследования - разработка и обоснование рекреационных программ для студентов младших курсов - будущих бакалавров по физкультурно-оздоровительным технологиям, направленных на формирование личностной физической культуры и профессиональных технологий здоровьесберегающей деятельности.

Методы и организация исследований. Изучались индекс массы тела (ИМТ кг/м2), динамометрии обеих кистей, частота сердечных сокращений, артериальное кровяное давление, жизненная емкость легких и объем форсированного выдоха. Уровень функционального состояния (УФС) студенток определялся методом экспресс-диагностики с применением комплексного компьютерного исследования «Омега-М», разработанного на базе метода оценки здоровья Р.М. Баевского [10].

Методом анонимного анкетирования первокурсниц изучались самооценка здоровья, уровень кардио-

респираторной выносливости, выраженность болевых симптомов и заболеваний обследуемых первокурсниц, а также выполнение рекомендаций ЗОЖ. В исследовании, проведенном на кафедре физкультурно-оздоровительных технологий КГУФКСТ в 2016-2017 гг., приняли участие 38 студенток первого и четвертого курсов.

Результаты исследования и их обсуждение. Изучение в сентябре 2016 г. основных параметров физического состояния студенток 1-го курса позволило заключить, что статистические показатели, характеризующие физическое развитие и кардиореспираторную подготовленность, соответствуют половозрастным медицинским нормам (таблица 1). Однако проведенный индивидуальный анализ полученных результатов показал, что у 45 % студенток имеется недостаток жировой и мышечной массы тела (индекс массы тела (ИМТ) < 20 кг/м2). Частота сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное систолическое давление у 25 % студенток превышали соответственно 90 уд. в 1 мин. и 130 мм рт. ст., а проба Штанге составляла менее 30 с.

Отмеченное свидетельствует о том, что более половины будущих бакалавров имеют отклонения в состоянии здоровья и низкий уровень физической подготовленности.

Подтверждением этому явились результаты исследования функционального состояния первокурсниц с применением компьютерного метода оценки электро-кардиосигналов, широко применяемого для скрининг-диагностики внутренних заболеваний [10]. Согласно полученным данным, каждая вторая обследованная имеет низкий и удовлетворительный уровень функционального состояния и только у двух студенток определен высокий уровень адаптационных возможностей организма (таблица 2).

Оценка наличия взаимосвязи между уровнем функционального статуса и параметрами физического развития и кардиореспираторной подготовленности студенток осуществлялась путем расчета коэффициента корреляции Пирсона [8]. Выявлено наличие недостоверной слабовыраженной отрицательной взаимосвязи между показателями ИМТ, форсированной ЖЕЛ и УФС (г = 0,24 и 0,28) соответственно. Средняя степень недостоверной зависимости определена между ЧСС и уровнем функционального состояния (г = 0,40).

Изучение методом анонимного анкетирования результатов самооценки здоровья, физической выносливости и выраженности болевых симптомов показало, что 45 % студенток оценили здоровье как удовлетворительное и 5 % - как плохое. Важно отметить, что каждая четвертая студентка отмечает наличие заболевания, а 50 % опрошенных испытывают болевые симптомы в позвоночнике, крупных суставах верхних и нижних конечностей, боли за грудиной и в области живота, головокружение и одышку при выполнении физических упражнений. На время опроса только 25 % студенток систематически занимаются в спортивных секциях, и на вопрос «Можете ли Вы пробежать трусцой расстояние 4 км в умеренном темпе без остановки

Таблица 1

Показатели физического состояния студенток, обучающихся по направлению ФК профиль ФОТЭ

(возраст 17-23 лет) (М ± т)

Этапы исследования Показатели Исследование студенток 1 и 4 курсов (сентябрь 2016 г.), t 1-2 Исследование, проведенное в экспериментальной группе (2 курс, сентябрь 2017 г.) (п = 19) t 1-3

1 курс (п = 20) 4 курс (п=18)

ИМТ, кг/м2 19,88 ± 4,57 21,15 ± 6,69 0,16 20,45 ± 4,57 0,07

ЧСС в 1 мин. 84,38 ± 18,87 84,11 ± 26,69 0,11 80,31 ± 17,96 0,22

АД систол., мм рт. ст. 120,81 ± 27,01 118,32 ± 37,41 0,03 117,55 ± 26,28 0,10

АД диастол., мм рт. ст. 71,33 ± 15,95 71,70 ± 22,67 0,15 70,71 ± 15,81 0,22

Проба Штанге с 40,57 ± 9,32 39,81 ± 12,59 0,04 44,41 ± 9,70 0,05

ЖЕЛ, л 2,88 ± 0,64 3,29 ± 1, 04 0,05 3.18 ± 0,71 0,03

Объем форсированного выдоха (ОФВ), л 2,79 ± 0,62 2,89 ± 0,79 0,06 2,65 ± 0,59 0,01

% от должного ЖЕЛ 89,05 87,84 ± 0,68 0,04 88,33 0,87

Динамометрия. Правая кисть, кг 29,14 ± 6,52 30,71 ± 9,71 0,13 32,75 ± 6,88 0,22

Динамометрия. Левая кисть, кг 30,75 ± 6,88 26,92 ± 8,51 0,03 28,42 ± 6,13 0,09

Таблица 2

Уровень функционального состояния студенток младших курсов ФОТ (экспериментальная группа)

(возраст 17 - 20 лет) (п=20) (%)

Уровень функционального состояния Низкий уровень Удовлетворительный уровень Хороший уровень Высокий уровень

ь ь ь ь ь ь ь ь

а. ^ о. ^ о. ^ о. ^ о. ^ о. ^ о. ^

Время обследования * £ I о * £ I о * £ I о * £ I о * £ I о * £ х 5 ^ £ X О * £ х 5

(и гм ф гм (и гм ф гм (и гм Ф гм Ф гм

с с с с с с с с

Функциональное состояние 15 5 35 20 40 40 10 35

и без чувства дискомфорта?» 60 % первокурсниц ответили отрицательно.

В качестве основных факторов риска здоровья первокурсницы считают гиподинамию, нерациональное питание и наличие перманентных стрессов.

Полученные результаты свидетельствуют о наличии у каждой второй первокурсницы функциональных отклонений и патологических изменений в жизненно-важных органах и, прежде всего, в опорно-двигательном аппарате и сердечно-сосудистой системе.

Манифестацией морфофункциональных нарушений последних явилось наличие у 65 % студенток первого курса болевых симптомов в позвоночнике и крупных суставах, в области сердца и живота, в виде головных болей, а также в виде жалоб на одышку при

выполнении физических упражнений умеренной мощности.

Для оценки результативности образовательной деятельности на профильной кафедре по формированию личностной физической культуры будущих педагогов по ФК в сентябре 2016 г. были обследованы студентки 4-го курса. Как следует из данных таблицы 1, статистические характеристики физического состояния выпускниц соответствовали половозрастным нормам и не имели достоверных различий с аналогичными параметрами первокурсниц (табл.1). В то же время, в отличие от первокурсниц, диапазон индивидуальных различий изучаемых параметров был значительно меньше.

Данное обстоятельство послужило основанием для разработки индивидуальных рекреационных про-

грамм для студенток 1-го курса, направленных на овладение средствами и методами сохранения и улучшения здоровья и формирование здоровьеформирующих компетенций [1].

Структура программы включала в себя цель, базовые задачи, средства, основные методические подходы и систему самооценки выполнения намеченных тренировочных и нетренировочных средств. Целью оздоровительных программ являлось улучшение здоровья и формирование профессиональных компетенций будущих бакалавров по оздоровительным технологиям.

Базовыми задачами считались: воспитательная (формирование мотивационно-волевых свойств личности студентки), образовательная (овладение знаниями и умениями здоровьесохраняющих средств и методов) и оздоровительная (улучшение психофизического состояния студентов, вовлеченных в рекреационную деятельность).

В качестве основных средств оздоровления были рекомендованы физические упражнения аэробной и силовой направленности, стретчинг и нетренировочные средства (рациональное питание, самомассаж, активный отдых, физиопроцедуры, витаминизация, рационально организованный режим труда и отдыха, посещение стоматолога и лечащего врача и рационально организованный отдых в каникулярное время).

В основу методического подхода было положено развитие способности студентов выстраивать риско-ориентированную деятельность и понимать реакции организма на кондиционную тренировку, регулировать психофункциональное состояние, поведение и образ жизни, ориентированные на сохранение и улучшение своего здоровья с применением самопоощрения и самонаказания. Критерием эффективности выполнения оздоровительной программы являлся процент выполнения намеченных действий в тренировочных микро- и мезоциклах.

Рекреационные программы разрабатывались с учетом индивидуальных особенностей и возможностей студентов, отклонений в состоянии здоровья и предпочтений в видах двигательной активности. Участникам эксперимента предлагалось использовать тренировочные и нетренировочные оздоровительные средства во внеурочное время в процессе обучения на первом курсе (2 семестр) и в летний каникулярный период. Планирование, организация и оценивание здоровьесохраняющей деятельности первокурсниц сопровождалось формированием личностной (гармоничное телосложение, работоспособность и вторичная профилактика заболеваний) и социальной (промежуточная аттестация) мотивацией.

По окончании эксперимента в сентябре 2017 г. было проведено повторное исследование традиционными методами физического состояния участников эксперимента, которое не выявило достоверных положительных изменений статистических величин физического развития и кардиореспираторной подготовленности

студенток (таблица 1). В то же время отмечена положительная тенденция средних показателей ИМТ, динамометрии, уменьшение ЧСС и снижение артериального давления, что свидетельствует об определенной эффективности реализованных рекреационных программ, способствующих естественному росту и развитию молодого организма.

Подтверждением этому явились результаты оценки уровня функционального состояния второкурсниц, полученные методом комплексного компьютерного исследования (таблица 2). Согласно представленным в таблице 2 данным, число обследованных студенток с низким и удовлетворительным уровнем функционального состояния уменьшилось на 25 %, а с высоким - повысилось на 25 %.

Анализ результатов повторного анонимного анкетирования показал, что в учебное время студентки выполняли оздоровительные программы в среднем на 70 %, тогда как в летний каникулярный период этот показатель сократился до 40 %. По мнению 57 % опрошенных, главной причиной отмеченного стала жара в июле и в августе (в среднем 28-37°С), у 23 % респондентов отсутствие материально-технической базы для занятий. Снижение двигательной активности произошло, несмотря на то что 75 % студенток пребывали на отдыхе на побережье Черного и Азовского морей в течение 10-20 дней, а 25 % - в течение 5-7 дней.

Важно отметить, что при выполнении тренировочных заданий большая часть студенток отдавали предпочтение физическим упражнениям аэробной направленности.

Несмотря на то что 70% первокурсниц высоко оценивают значимость двигательной активности аэробной направленности в улучшении здоровья, они не смогли эффективно реализовать намеченные оздоровительные программы, подтверждением чему явились результаты самооценки уровня кардиореспираторной подготовленности. Так, только 40 % опрошенных посчитали себя способными пробежать дистанцию 4 км в умеренном темпе без остановки и без чувства дискомфорта.

Заключение. Данные, полученные в ходе исследования, позволяют заключить, что предложенный метод скрининг-диагностики и мониторинга показателей физического развития и функционального состояния первокурсниц достаточно информативен и может быть рекомендован для оценки психофизического состояния и профессионально-л ичностного развития будущих бакалавров физической культуры.

Использование комплексного компьютерного исследования «Омега-М» для экспресс-диагностики уровня функционального состояния студентов показало высокую эффективность применения этого метода. Изучение психофизического состояния первокурсниц позволило заключить, что более половины обследованных имеют отклонения в состоянии здоровья и низкий уровень обшей физической подготовленности. В качестве главных факторов риска студентки считают

нерациональное и не сбалансированное питание, недостаточную двигательную активность и перманентные стрессы. По мнению первокурсниц, именно эти факторы нарушают метаболизм в организме и приводят к патологическим изменениям жизненно-важных органов и систем.

На основании полученных результатов были разработаны рискоориентированные индивидуальные рекреационные программы, направленные на формирование в учебное и летнее каникулярное время здо-ровьеформирующих компетенций и мотивационно-ценностного отношения студенток к своему здоровью и физически активному образу жизни.

По окончании эксперимента, несмотря на неблагоприятные климатические условия в июле и августе 2017 года (высокие среднемесячные температуры воздуха), физическое состояние девушек к началу 2017 уч. г. несколько улучшилось, что нашло выражение в положительной тенденции средних статистических показателей ИМТ, ЧСС, артериального кровяного давления, пробы Штанге и кистевой динамометрии. Важно подчеркнуть, что у каждой второй участницы эксперимента повысился уровень функционального состоянии организма, определяемый методом «Омега-М», а также сужение диапазона индивидуальных колебаний показателей центральной гемодинамики.

Резюмируя изложенное, можно утверждать, что отмеченные положительные изменения психофизического состояния первокурсниц есть результат формирования здоровья в системе ценностных ориентаций студентов в контексте физкультурно-оздоровительной деятельности. С целью повышения эффективности формирования здоровьесберегающей компетенции специалистов фитнес-индустрии, преподавателям профильных кафедр рекомендовано шире использовать творческий потенциал в процессе педагогического проектирования профессионально-личностного развития будущих бакалавров по оздоровительным технологиям (на примере проектирования и реализации рекреационных программ).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аверясова Ю.О. Профессионально-личностное развитие специалистов по физической культуре и спорту в период модернизации высшего образования / Ю.О. Аверясова, Г.Б. Кондракова, С.Ю. Витько // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 3. - С. 73-75.

2. Андрющенко Л.Б. Формирование пространства физической культуры в системе профессиональной подготовки студентов: монография / Л.Б. Андрющенко, Т.Д. Алиев, Ю.О. Аверисова. - М.: Изд-во ТР-принт, 2015. - 170 с.

3. Белова Г.Б. Формирование организационно-управленческой компетенции у студентов вузов физической культуры и спорта / Г.Б. Белова и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.

- 2017. - № 4. - С. 5-7.

4. Бестужев-Лада И.В. Российская школа: тупик или реформы: материалы второй рабочей конференции Консультативного Совета МАОО МФО. - Ярославль.

- 2002. - С. 39-49.

5. Голикова Е.М. Формирование здоровьесберегающей компетенции будущих педагогов в условия персонифицированной образовательной среды / Е.М. Голикова, П.П. Тиссен, Ю.Г. Абакумова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017.

- № 1. - С. 54-56.

6. Горшенина С.Н. Содержательные основы формирования технологической компетентности у будущих учителей физической культуры / С.Н. Горшенина, Н.А. Маринкина // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 1. - С. 31-34.

7. Дворкина Н.И. Интегрированное развитие физических способностей и мышления детей подготовительной группы в условиях игровой деятельности / Н.И. Дворкина, О.С. Трофимова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010.

- № 4. - С. 20-22.

8. Мирзоева Е.Н. Применение математических методов при создании моделей систем массового обслуживания / Е.Н. Мирзоева. А.С. Тютюнникова, М.Г. Коваленко // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2017. - № 6. - С.28 -31.

9. Трофимова О.С. Влияние занятий фитнес-йогой на физическое состояние женщин 30-35 лет. / О.С. Трофимова, Е.И. Ончукова // Физическая культура, спорт

- наука и практика. - 2017. - № 3. - С. 55-58.

10. Чуян Е.Н. Комплексный подход к оценке функционального состояния организма студентов / Е.Н. Чуян, Е.А. Бирюкова, М.Ю. Раваева // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Биология, химия». - Том 21 (60). -2008. - №1. - С. 123-139.

MODERN APPROACHES TO THE FORMATION OF THE HEALTH-RELATED ACTIVITY OF STUDENTS AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS

V. Osik, Candidate of Medical Sciences, Professor of the Health and Fitness Technology Department, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar, V. Gulyaeva, Head of the Health-Saving Technologies and Aesthetic Education Department, Institute of Education Development of Krasnodar region, Krasnodar,

S. Levchuk, Head of the Laboratory of Functional Diagnostics at the Polyclinic of Public Corporation «Russian Railways», Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161.

Young people's health as any social population group which is not defended enough becomes an actual problem connected with the specific character of the training process and the organism age peculiarities. The analysis of physical condition of the 1-st year girls-students and girls-graduates of the Physical Education and Health-Saving Technologies Department showed that medium-statistical parameters of the body mass, dynamometry and organism cardiovascular and respiratory systems indicators had corresponded to the sex-aged norms and had not had reliable intergroup differences. The individual analysis of the heart rate (HR) and the arterial blood pressure (ABP) of the 1-st-year girls-students in their rest condition has revealed the increased pulse indicators and the systolic arterial blood pressure among 35% of the examined persons. These facts may testify to the insufficient cardio-respiratory preparedness and the problems in the health condition. The results of the complex computer analysis of the electrocardio signals according to which a low and satisfactory level of the functional condition (LFC) have been marked among 50% of the first year girls-students, have confirmed the above described individual analysis results. Some poorly expressed negative correlation interconnection has been revealed among body mass index, forced by lung capacity and LFC (r=0,24 and 0,28 relatively) and the unreliable average correlation degree between HR and LFC (r=0,40). The results of the anonymous questionnaire showed that 60% of girls-students estimated their health as satisfactory and bad, they told about the pain in the backbone, large joints, in the heart and stomach areas, feel labored breathing while having physical loads even at moderate power.

Aimed at the forming of personal physical education and the first-year girls-students' professional competences the recreational programs have been developed. Their realization allowed to improve girls-students' physical condition and to form reasonable, motivational and valuable attitude toward their health, motor activity and healthy life style.

Keyword: health, recreation, physical activity, physical condition, healthy lifestyle.

Referances:

1. Averyanova Yu.O. Kondrakova G.B., Vitko S.YU. Personal and Professional development of specialists in physical culture and sport in the period of modernization of higher education. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obra-zovanie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training],2016, no 3, pp. 73 - 75. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Andryuschenko L.B., Aliev T.D., Amerisave Yu.O. Formirovanie prostranstva fizicheskoj kul'tury v sisteme

professional'noj podgotovki studentov: monografiya [Shaping the space of physical culture in the system of professional training of students: monograph], Moscow, Publishing house TR-print, 2015, 170 p. (in Russian).

3. Belova G.B. Formation of organizational and managerial competence of students of universities of physical culture and sports . Physical culture: education, training [Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka], 2017, no 4, pp. 5-7. (in Russian).

4. Bestuzhev-Lada I. V. Russian school: dead end or reform: proceedings of the second working conference of the Advisory Council of the IEA IFIs. [materialy vtoroj rabochej konferencii Konsul'tativnogo Soveta MAOO MFO], Yaroslavl, 2002, pp. 39-49. (in Russian).

5. Golikova E.M., Thiessen P., Abakumov G. Formation of health protection competence of future teachers in conditions of personalized educational environment. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training], 2017, no 1, pp. 54-56. (in Russian).

6. Gorshenina S.N., Marinkina N.Ah. Substantial bases of formation of technological competence of future teachers of physical culture Teoriia i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2017, no 1, pp. 31-34. (in Russian).

7. Dvorkin N. And. Integrated development of physical and mental of children of preparatory group in terms of play activities / N. And. Dvorkin, O. S. mills // Physical culture: upbringing, education, training. - 2010. - № 4. - P. 2022. (in Russian).

8. Mirzoeva E.N., Tyutyunnikova A.S., Kovalenko M.G. Application of mathematical methods in creating models of Queuing systems. Innovacionnye proekty i programmy vobrazovanii [Innovative projects and programs in education], 2017, no 6, pp. 28 -31. (in Russian).

9. Trofimova O.S., Onchukova E.I. Influence of fitness yoga on the physical condition of women 30-35 years. Fizicheskaia kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2017, no 3, pp. 55-58. (in Russian).

10. Chuyan E.N., Biryukova E.A., Ravaeva M.Yu. An integrated approach to assessing the functional state of the body of students Uchenye zapiski Tavricheskogo nacional'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Seriya «Biologiya, himi-ya» [Scientific notes of Taurida national University. V.I. Vernadsky. Series "Biology, chemistry"], Volume 21 (60), 2008, no 1, pp. 123-139. (in Russian).

Поступила / Received 28.02.2018 Принята в печать / Accepted 18.05.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.