Научная статья на тему 'Оценка физического состояния студентов первого курса'

Оценка физического состояния студентов первого курса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
178
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / физическое состояние / физическое развитие / здоровье / здоровьесберегающие технологии / physical culture / physical condition / physical development / health / healthpreserving technologies

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Головина Елена Александровна, Гуренко Юлия Вячеславовна, Томашевская Ольга Борисовна, Романов Сергей Станиславович

Проведен мониторинг и проанализированы показатели физического и функционального состояния студентов первого курса на начало учебного года, на основе которых предлагается использовать инновационные здоровьесберегающие технологии в целях улучшения состояния здоровья молодежи, корректировки содержания учебных программ по физической культуре и повышения качества обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Головина Елена Александровна, Гуренко Юлия Вячеславовна, Томашевская Ольга Борисовна, Романов Сергей Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE PHYSICAL STATE OF THE FIRST YEAR STUDENTS

The monitoring and analysis of the indicators of the physical and functional state of of firstyear students at the beginning of the academic year was carried out, on the basis of which it is proposed to use innovative healthsaving technologies in order to improve the health of young people, adjust the content of physical education curricula and improve the quality of student learning.

Текст научной работы на тему «Оценка физического состояния студентов первого курса»

УДК 796.011.3 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10902

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА

Е.А. Головина, Ю.В. Гуренко, О.Б. Томашевская, С.С. Романов

Проведен мониторинг и проанализированы показатели физического и функционального состояния студентов первого курса на начало учебного года, на основе которых предлагается использовать инновационные здоровьесберегающие технологии в целях улучшения состояния здоровья молодежи, корректировки содержания учебных программ по физической культуре и повышения качества обучения студентов.

Ключевые слова: физическая культура, физическое состояние, физическое развитие, здоровье, здоровьесберегающие технологии.

EVAL UA TION OF THE PHYSICAL STATE OF THE FIRST YEAR STUDENTS

E.A. Golovina, senior lecturer, ellen86@ inbox.ru, Russia, Kaliningrad, Immanuel Kant Baltic Federal University, Y.V. Gurenko, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, ms.yvk@mail.ru, Russia, Kaliningrad, Immanuel Kant Baltic Federal University,

O.B. Tomashevskaya, candidate of pedagogical sciences, associate professor, obtu@ rambler.ru, Russia, Kaliningrad, Immanuel Kant Baltic Federal University, S.S. Romanov, senior lecturer, sertroy@ mail.ru, Russia, Kaliningrad, Immanuel Kant Baltic Federal University

The monitoring and analysis of the indicators of the physical and functional state of of first-year students at the beginning of the academic year was carried out, on the basis of which it is proposed to use innovative healthsaving technologies in order to improve the health of young people, adjust the content of physical education curricula and improve the quality of student learning.

Key words: physical culture, physical condition, physical development, health, healthpreserving technologies.

Головина Елена Александровна, старший преподаватель, ellen86@inbox.ru, Россия, Калининград, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта,

Гуренко Юлия Вячеславовна, канд. пед., наук, старший преподаватель, ms.yvk@mail.ru, Россия, Калининград, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта,

Томашевская Ольга Борисовна, канд. пед. наук, доц., оЬШ@,гатЬ1ег.ги, Россия, Калининград, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта,

Романов Сергей Станиславович, старший преподаватель, sertroy@mai1.ru, Россия, Калининград, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

На сегодняшний день состояние здоровья молодежи вызывает опасения со стороны государства. Согласно статистическим данным за 2010-2019 гг. в системе высших учебных заведений на первый курс вузов России поступают около 80 % студентов, имеющих различные нарушения в состоянии здоровья [1]. Данные Минздрава РФ свидетельствуют о том, что до 70 % обучающихся к

моменту окончания школы имеют нарушения органов зрения, хронические заболевания, отклонения в показателях функций нервной системы, органов кровообращения и опорно-двигательного аппарата [2]. Неудовлетворительное состояние здоровья студенческой молодежи связано, прежде всего, с гиподинамией и информационными перегрузками в процессе обучения, а также недооценкой обществом

роли массового спорта и оздоровительной физической культуры [3]. В связи с этим разработка и изучение средств и методов по укреплению и сохранению здоровья студентов являются приоритетными направлениями в здравоохранении и образовании. Мониторинг состояния здоровья студентов способствует внесению корректив в учебные программы, совершенствованию и индивидуализации учебного процесса по физической культуре.

Физическое состояние характеризуется степенью готовности выполнять мышечные и трудовые нагрузки различного характера в данный конкретный отрезок времени [4]. Одним из наиболее важных критериев оценки физического состояния организма является состояние физического развития. Физическое развитие рассматривается в нескольких направлениях, с одной стороны, как процесс изменения форм и функций организма человека под влиянием условий жизни, с другой стороны, как процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей [5]. Физическое развитие характеризуется изменениями таких показателей, как телосложение, морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека, развитие физических качеств [6]. Используя показатели физического развития, мы можем объективно оценить физическое состояние студентов первого курса, обучающихся в Балтийском федеральном университете им. И. Канта (БФУ им. И. Канта).

Исследование проблем физического состояния молодежи с учетом изменения физиологических систем организма человека носит междисциплинарный характер и неразрывно связано с актуальными проблемами развития спортивно-оздоровительной деятельности.

Теоретико-методологическая основа исследования базируется на положениях институциональной теории, трудах отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области исследования физической культуры и спорта.

Информационной основой исследования послужили данные Росстата (Федеральная служба государственной статистики России), Правительства Российской Федерации, отчеты и нормативные документы Министерства здравоохранения Российской Федерации, данные опросов.

В процессе обработки данных использовались результаты мониторинга физического состояния студентов университета, статистические методы обработки данных.

Методом случайной выборки был проведен мониторинг физического состояния студентов БФУ им. И. Канта на начало учебного года. В исследовании приняли участие студенты 1-го курса, поступившие на обучение в университет на различные направления подготовки (гумани-

тарное, медицинское, физико-математическое). Всего приняли участие 653 студента, среди которых 53 % девушек и 47 %, юношей, возрастной диапазон 17-18 лет.

Диагностика проводилась в результате определения индекса массы тела (ИМТ = М / LI , где М - масса тела, кг, L - длина тела, см), экскурсии грудной клетки, физической работоспособности с помощью пробы Руфье-Диксона, функциональных характеристик сердечно-сосудистой системы (частота сердечных сокращений, артериальное давление), а также оценки состояния резервов дыхательной системы (пробы Штанге и проба Генчи) [7]. Статистическая обработка результатов проводилась в программе Excel при помощи методов математической статистики, представленных в виде среднего значения (Х), ошибки среднего (±m), среднеквадратического отклонения (а).

Анализ результатов физического развития студентов показал, что средние значения роста у юношей составляли 175,9±2,3 см, у девушек -165,6±2,3 см, массы тела у юношей - 70,2±1,2 кг, у девушек - 57,6±1,9 кг.

Наиболее распространенным способом определения оптимальной массы тела является подсчет индекса массы тела. Исследования показали, что избыточная масса тела наблюдается у 42 % юношей и 45,1 % девушек, недостаточная масса тела - у 35 % юношей и 38 % девушек, индекс массы тела в «норме» - у 23 % юношей и 16,9 % девушек (рис. 1).

50 40 30 20 10 0

Юноши Девушки

Недостаточная

П I

масса тела

Норма

Рис. 1. Показатели индекса массы тела студентов, %

Избыточная масса тела

Для контроля функционального состояния организма используются показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД) [8]. При оптимальной жизнедеятельности организма ЧСС составляет 60-90 уд/мин [9]. В ходе исследования выявлено, что показатели ЧСС соответствовали норме у 56,4 % юношей, у девушек - 60,4 %, низкие показатели ЧСС (менее 60 уд/мин в покое) отмечены у 12,3 % юношей и 10,5 % девушек, высокие показатели ЧСС (выше 120 уд/мин) наблюдались у 31,3 % юношей и 29,1 % девушек. Это вызывает особую тревогу и может быть связано с детренированностью организма, малоподвижным образом жизни студентов и т. д.

Из результатов исследования, представленных на рис. 2, видно, что у большинства обучающихся 1-го курса исходные данные систолического и диастолического АД находятся в норме у 92 % юношей и 88 % девушек, пониженное АД выявлено у 8 % юношей и 12 % девушек.

Юноши

Девушки

Рис. 2. Показатели артериального давления у студентов, %

Для оценки общей физической работоспособности использовался индекс Руфье-Диксона. Посредством пробы (регистрация ЧСС в покое, сразу после нагрузки и через 1 мин отдыха) определялись функциональные возможности сердца, адаптационные способности сердца к физической нагрузке, скорость восстановительных процессов сердечно-сосудистой системы. При оценке общей физической работоспособности реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузку считается отличной при показателе 0, выше средней - от 0 до 3, удовлетворительной - от 3 до 6, ниже средней - от 6 до 10, неудовлетворительной - от 10 и более (рис. 3).

60

50 Юноши

40 Девушки

30 20 10 0

Хор. Средн. Удовл. Плох. Неудовл.

Рис. 3. Показатель пробы Руфье-Диксона, %

На рис. 3 видно, что у наибольшей части студентов - девушек (66,2 %) и юношей (81,7 %) - показатели общей физической работоспособности сердца выше среднего, из них у 56 % девушек и 51 % юношей реакция сердечно-сосудистой системы удовлетворительная. Средние

результаты выявлены у 6,2 % девушек и 26,1 % юношей, хорошие - у 4 % девушек и 4,6 % юношей. Реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузку была ниже средней у 9,7 % юношей и 16 % девушек. Неудовлетворительная реакция сердечно-сосудистой системы наблюдалась у 11,3 % юношей и 17,8 % девушек, что свидетельствует о первых признаках сердечной недостаточности, вследствие чего рекомендовано дополнительное обследование.

В норме частота дыхательных движений в возрасте 17-20 лет составляет 16-18 циклов «вдох - выдох» в минуту (В.Б. Войнов, 2002). Подсчет дыхательных движений осуществляется визуально, за счет движений грудной клетки и брюшной стенки. При оценке состояния дыхательной системы выявлено, что частота дыхания у юношей составляла 15,5±6,5 раз/мин, у девушек - 16,5±4,7 раз/мин. Низкие показатели установлены при измерении экскурсии грудной клетки. Фаза между вдохом и выдохом составила у девушек 4,8±2,1 см, у юношей 6,4±3,0 см. Принято оценивать показатели экскурсии грудной клетки от 9 см и более - хорошо, 7-8 см - удовлетворительно, 6 см и меньше -неудовлетворительно. Полученные показатели можно оценить как:

- неудовлетворительные: девушки - 89,2 %, юноши 66,2 %;

- средние: девушки - 10,8 %, юноши - 18,4 %;

- высокие: только у юношей - 15,4 %.

С помощью проб Штанге и Генчи оценивается устойчивость организма к гипоксии. Посредством пробы Штанге установлено, что у 60 % юношей и 58 % девушек состояние дыхательной системы оценивается как хорошее (задержка дыхания на вдохе находилась в пределах от 40 до 60 с), у 42 % девушек и 40 % юношей -удовлетворительное (задержка дыхания 20-30 с). Результаты пробы Генчи (задержка дыхания на выдохе) характеризовали хорошее состояние дыхательной системы у 13,4 % юношей и 1,7 % девушек (задержка дыхания 30-50 с), удовлетворительное - у 63 % юношей и 68 % девушек (20-30 с), неудовлетворительное - у 23,6 % юношей и 30,3 % девушек (менее 20 с).

Таким образом, в процессе исследования физического состояния студентов первых курсов БФУ им. И. Канта установлено, что у большинства студентов отмечается избыточная (42 % юношей, 45,1 % девушек) и недостаточная (юноши 35 %, девушки 38 %) масса тела, норме соответствуют показатели только у 23 % юношей и 16,9 % девушек. Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов первого курса находятся ниже нормы, дыхательной системы -оцениваются как удовлетворительные. В целом полученные данные о физическом состоянии занимающихся позволяют скорректировать учебные программы по физической культуре и повысить качество обучения студентов.

Список литературы

1. Молодежь в России. 2010 // Статистический сборник. М.: ИИЦ «Статистика России», 2010. 166 с.

2. Государственный доклад о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья за 2018 год [Электронный ресурс]. URL: https: // www.rosminzdrav.ru/ministrv/programms/sfere-ohrany-zdorovYa-za-2018 (дата обращения: 05.02.2019).

3. Петракова Т.В., Сысоева Л.А. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и вегетативной регуляции сердечной деятельности у подростков 11-13 лет гимназии № 39 г. Орла // Концепт. 2015. Т. 13. С. 1081-1085. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2015/ 85217.htm. (дата обращения: 05.02.2019).

4. Мартынова Е.Ю., Колокольцев М.М. Физическое развитие и физическая подготовленность студентов вуза разных функциональных групп здоровья // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http: // science-education.ru/ru/article/view?id =25728 (дата обращения: 05.02.2020).

5. Сизова Н.Н., Исмагилова Ю.Д., Тиосова Т.Н. Изучение показателей здоровья и физической подготовленности студентов Владивостокского филиала Российской таможенной академии // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 11(30). Ч. 4. С. 39-42.

6. Исмагилова Ю.Д. Оптимизация физического здоровья студенток средствами силового фитнеса // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 4(122). С. 60-63.

7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издат. центр «Академия», 2003. 480 с.

8. Абубакирова А.В. Скрининговые методики в оценке функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей и подростков г. Оренбурга // Современная медицина: актуальные вопросы: сб. статей по материалам XXX Междунар. науч.-практ. конф. № 4(30). Новосибирск: СибАК, 2014. С. 47-53.

9. Макарова Г.А. Спортивная медицина: учебник. М: Советский спорт, 2003. 480 с.

References

1. Molodezh' v Rossii. 2010 [Youth in Russia. 2010] // Statisticheskij sbornik [Statistical collection]. M.: ISC "Statistics of Russia", 2010. 166 p.

2. Gosudarstvennyj doklad o realizacii gosudarstvennoj politiki v sfere ohrany zdorov'ya za 2018 god [State report on the implementation of state policy in the field of health protection for 2018] [Electronic resource]. URL: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/ programms/sfere-ohrany-zdorovya-za-2018 (date accessed: 05.02.2019).

3. Petrakova T.V., Sysoeva L.A. Funkcional'noe sostoyanie serdechno-sosudistoj sistemy i vegetativnoj regulyacii serdechnoj deyatel'nosti u podrostkov 11-13 let gimnazii № 39 g. Orla [The functional state of the cardiovascular system and autonomic regulation of cardiac activity in adolescents 11-13 years old gymnasium No. 39 in Orell // Koncept [Concept]. 2015. Vol. 13. P. 1081-1085. [Electronic resource]. URL: http://e-koncept.ru/ 2015Z85217.htm. (date of access: 05.02.2019).

4. Martynova E.Yu., Kolokol'cev M.M. Fizicheskoe razvitie i fizicheskaya podgotovlennost' studentov vuza raznyh funkcional'nyh grupp zdorov'ya [Physical development and physical fitness of university students of different functional groups of health] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2016. No. 6. [Electronic resource]. URL: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=25728 (date of access: 05.02.2020).

5. Sizova N.N., Ismagilova Yu.D., Tiosova T.N. Izuchenie pokazatelej zdorov'ya i fizicheskoj podgotovlennosti studentov Vladivostokskogo filiala Rossi]sko] tamozhennoj akademii [Study of indicators of health and physical fitness of students of the Vladivostok branch of the Russian Customs Academy] // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International research journal]. 2014. No. 11(30). Part. 4. P. 39-42.

6. Ismagilova Yu.D. Optimizaciya fizicheskogo zdorov'ya studentok sredstvami silovogo fitnesa [Optimization of the physical health of female students by means of strength fitness] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft] 2015. No. 4(122). P. 60-63.

7. Holodov Zh.K., Kuznecov V.S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta [Theory and methodology of physical education and sports]: textbook. manual for stud. higher. study. institutions. 2nd ed., rev. and add. M.: Publishing house. center "Academy", 2003.480 p.

8. Abubakirova A.V. Skriningovye metodiki v ocenke funkcional'nogo sostoyaniya serdechno-sosudistoj sistemy u detej i podrostkov g. Orenburga [Screening techniques in assessing the functional state of the cardiovascular system in children and adolescents in Orenburg] // Modern medicine: topical issues: collection of articles. articles on materials XXX Intern. scientific-practical conf. No. 4(30). Novosibirsk: SibAK, 2014. P. 47-53.

9. Makarova G.A. Sportivnaya medicina [Sports medicine]: textbook. M: Soviet spor, 2003. 480 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.