Научная статья на тему 'Ўзбекистон Республикасида давлат бюджети даромадларининг ҳисобини юритишда ғазначилик технологияларидан фойдаланиш'

Ўзбекистон Республикасида давлат бюджети даромадларининг ҳисобини юритишда ғазначилик технологияларидан фойдаланиш Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
баланс / йўриқнома / ислоҳот / босқич / ҳисоблаш / бюджет ҳисоби / Давлат бюджети ғазна ижроси / тўлов / даромадлар ва ҳаражатлар ҳисоби / бюджет ташкилот / balance / description / reform / stage / charge / public accounting / treasury execution of state budget / payment / account of revenues and expenses / budget organization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакайбаева А. С.

Ўзбекистонда Давлат бюджетининг ғазначилик ижросини амалга оширишда Давлат бюджетининг даромад қисмини ҳисобга олиш самарадорлигини оширишда замонавий ғазначилик технологияларидан фойдаланиш давлат молиясини бошқариш тизимини такомиллаштиришда муҳим ўрин тутади. Ушбу мақолада Давлат бюджетининг даромад қисмини ҳисобга олиш тизимининг самарадорлигини оширишда юртимизда олиб борилаётган ислоҳотлар таҳлил қилиниб, қўшимча таклифлар келтирилган.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF TREASURE TECHNOLOGIES IN PUBLIC BUDGET REVENUES ACCOUNTING

Implementation of modern treasury technologies of income counting in public budget treasury system is an important factor of increase of public finance management effectiveness in Uzbekistan. There are analyzed in the article reforms of enhancement of efficiency of income accounting of public budget as well developed proposals of the system perfection.

Текст научной работы на тему «Ўзбекистон Республикасида давлат бюджети даромадларининг ҳисобини юритишда ғазначилик технологияларидан фойдаланиш»

г

V.

ДАВЛАТ БЮДЖЕТИ ВА FA3HA4I^MK ТИЗИМИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА

Бакайбаева А.С.

старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет и информационные технологии» Учебного Центра при Министерстве финансов Республики Узбекистан

УЧЕТ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАЗНАЧЕЙСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Повышение эффективности учета доходов государствен -ного бюджета при казначейском исполнении государственного бюджета с использованием современных казначейских технологий в процессе управления государственными финансами в Республике Узбекистан занимает важное место на современном этапе проводимых реформ. Для полноценной работы казначейства в режиме реального времени необходима обработка и сохранение информации первоисточника, без каких-либо изменений. В этом случае можно говорить о полном контроле над средствами на корреспондентских счетах и идентичности аналитического и синтетического учетов.

В настоящее время исполнение государственного бюджета и внебюджетных средств бюджетных организаций регулируется Законом «О бюджетной системе», Налоговым кодексом, Таможенным кодексом и рядом других законодательных актов Республики Узбекистан. При этом в соответствии со статьей 37 Закона «О бюджетной системе»1 организация кассового исполнения государственного бюджета, а также учет его государственных доходов и расходов осуществляются Центральным банком совместно с Министерством финансов.

В августе 2004 года был принят Закон Республики Узбекистан «О казначейском исполнении Государственного бюджета Республики Узбекистан»2, который вступил в силу

1 Закон Республики Узбекистан «О бюджетной системе» № 158-11 от 14.12.2000 г.

2 Закон Республики Узбекистан «О казначейском ис-

полнении Государственного бюджета Республики Узбекистан» № 664-11 от 26.08.2004 г.

с 1 января 2006 года. Вышеуказанный Закон был разработан в рамках реализации Проекта «Реформа управления государственными финансами», определенного в Постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по подготовке к реализации проекта «Реформа управления государственными финансами»3.

Такое кассовое исполнение государственного бюджета имеет ряд недостатков, основными из которых являются:

распыление бюджетных средств в виде остатков на банковских счетах получателей бюджетных средств;

отсутствие возможности ведения действенного предварительного и текущего контроля за целевым расходованием средств государственного бюджета;

3 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 144 «О мерах по подготовке к реализации проекта «Реформа управления государственными финансами» от 26.04.2002 г.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2013, 12

' 8 ДДВЛДТ^ЮДЖЁТИВДТДЗНАЧЙЛЙКТЙЗЙМЙ"/-.__ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА

длительность процесса свода и формирования отчетов об исполнении государственного бюджета и внебюджетных средств в бюджетных организациях.

Все эти причины являются предпосылками к пересмотру представлений развития бухгалтерского учета государственных финансов.

Рассматривая вопросы совершенствования и расширения функций казначейства, нельзя не упомянуть об одном из самых значительных преобразований - переходе на единый казначейский счет (ЕКС). Это преобразование не изменяет концепцию учета в органах казначейства, оно только позволяет укрупнить счета казначейства, что усиливает централизацию самого управления финансами. Но организация работ по переходу на ЕКС в значительной степени зависит от компьютеризации учета и внедрения единой информационной системы не только по учету средств бюджета, но и собственных средств на содержание аппарата управления органа казначейства. Этот факт подчеркивает важность развития единого программного обеспечения в органах казначейства, его модернизации, возможности распространения на всю структуру для обеспечения унификации методов предоставления информации.

Современная проблематика учета сводится к изысканию возможности обработки большого количества входящей информации с наименьшими затратами. Одним из важных направлений организации учета казначейства является также учет доходов бюджета.

Учет доходов в Республике Узбекистан осуществляется по видам налогов и сборов в соответствии с бюджетной классификацией. О состоянии сбора налогов ежедневно органами казначейства составляется оперативная отчетность для предоставления в налоговые органы. В случаях, если органы казначейства осуществляют функции по учету исполнения бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов по доходам, то производится распределение и учет доходов, подлежащих зачислению в указанные бюджеты. Учет и распределение доходов в этом случае проводятся на отдельных счетах органов казначейства, открываемых в кредитных организациях, а перечисление доходов после их учета и распределения по бюджетам разных уровней

бюджетной системы - на счета соответствующих бюджетов.

Номенклатура учетных документов достаточно велика. Именно платежные документы стали предметом разногласий между казначейством и кредитными учреждениями, а также «камнем преткновения» в части создания единого программного обеспечения и единого метода учета средств, как в органах казначейства, так и в государственных налоговых инспекциях.

При исследовании глубины данной проблемы сделаем сразу несколько замечаний:

во-первых, учет в органах казначейства с самого своего основания (как уже говорилось выше) был поставлен на полную автоматизацию обработки документов, в отличие от банков и налоговых органов;

во-вторых, казначейский учет строго ориентирован на учет по кодам экономической классификации;

в-третьих, в процессе ведения учета доходов существует начальное, промежуточное звено приема платежного документа - это банковское учреждение, в котором другие требования к приему и учету платежных документов;

в-четвертых, существует некоторая разница в учете налоговых поступлений между казначейством и налоговыми органами.

Основным вопросом в этом перечне отличий является порядок заполнения и представления платежных документов, решение которого принципиально может изменить весь порядок обработки бумажных документов в учреждениях Центрального банка. С момента образования казначейства, банки не отслеживают целевое назначение платежей, вследствие того, что с них снята функция контроля целевого использования. Основной проблемой во взаимоотношениях казначейства и банка является процесс обмена платежными документами на бумажных носителях и вопрос заполнения поля «назначение платежа».

Для последующего учета в казначействе этот момент весьма важен, так как поле «назначение платежа» содержит коды аналитического учета с кодом вида дохода. Становится очевидным, что в случае отсутствия бумажного приложения электронных документов, в которых не указан цифровой код налога,

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2013, 12

~длвллтбюджётИвАГАзнАчйлйктйзймИТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА _.

республиканское казначейство заносит платеж на счет невыясненных сумм до получения бумажного приложения. Особенностью электронного внесения документов в базы данных республиканского казначейства является идентификация записей, содержащихся в электронной выписке с имеющимися справочниками, но идентифицировать в электронной выписке можно не все участки строк выписки, вследствие чего работники казначейства вынуждены проводить вручную разноску и выверку платежных документов.

Отдельные трудности создают ограничения возможностей программного обеспечения, используемого в органах казначейства, в налоговой службе и банковской системе. В этом вопросе нет единого подхода и общепринятой системы. Вопрос, связанный с электронными носителями очень важен, но решать его нелегко, в отличие от банковской системы, как наиболее устоявшейся, и которая использует сертифицированные программы учета.

Рассматривая данную проблему, мы видим, что для ее решения органам казначейства либо просто недостаточно прав в работе по обслуживанию бюджета, либо у банковских структур недостаточно обязанностей. По сути, вся проблема сводится к стандартизации формы платежных документов и четкому определению содержательной части поля «назначение платежа». Наиболее приемлемым решением может быть предоставление дополнительных прав в обслуживании бюджета органам казначейства. Причин этому несколько:

- во-первых, методологический центр по разработке правил учета бюджетных средств сосредоточен в казначейском подразделении Министерства финансов. В этом случае Центральный банк не должен влиять на правила учета и работы со средствами бюджета;

- во-вторых, при общей тенденции к оптимизации процесса учета на счетах казначейства, переход на технологию работы с единым счетом можно сказать, что казначейство движется к более рациональной работе с бюджетными средствами, а именно, получению прав на работу с ними как государственное кредитное учреждение;

- в-третьих, при внедрении полноценной технологии обмена информацией на электронном уровне между казначейством и кредит-

ными учреждениями можно говорить о 100% ее достоверности, подтвержденной наличием полноформатных электронных документов, которые можно перенести на бумажные носители. В этом случае будет достигнута полная идентичность между бумажными и электронными документами.

Особое место в работе с доходами бюджета занимает технология прогнозирования доходов будущих периодов. Совершенствование этой технологии должно оказывать влияние на сроки выплаты возвратов излишне оплаченных сумм. Для проведения возвратов излишне уплаченных сумм налогоплательщикам необходима следующая информация:

- код экономической классификации, по которой необходимо сделать возврат средств;

- информация о ежедневном поступлении средств, по интересующему коду экономической классификации на счете по учету доходов казначейства в разрезе налоговых инспекций (если их несколько);

- при частичном списании суммы возвратов отслеживается остаток средств, подлежащий погашению;

- информация о вероятностных сроках поступления необходимой суммы для осуществления возврата.

Первые три перечисленных пункта полностью обеспечиваются программным обеспечением казначейства по учету доходной части бюджета, и только последний пункт, определяющий начало работы по возврату средств, остается вне поля зрения разработчиков программного обеспечения.

Одновременно заметим, что технология прогнозирования доходов для осуществления возвратов излишне оплаченных сумм в нормативных документах для казначейства не нашла своего отражения. Как следствие этого, технология ведения статистического анализа по доходам находится на начальной стадии разработки. В большинстве случаев для этих целей в казначействе используются прикладные программы Microsoft Office конкретно для составления таблиц и построения диаграмм статистического расчета ожидаемого события.

Территориальные подразделения Казначейства составляют и представляют ежедневно в соответствующие финансовые органы данные оперативного учета, по формам согласно По-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2013, 12

Г"Ю Дав^атбюдЖётИваТаз^ач^тйктйзймй/-

.__ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА

ложения1, для проведения анализа состояния освоения бюджетными организациями бюджетных средств, а также в целях формирования данных по исполнению доходной части бюджета.

Таким образом, функциональное и информационное объединение учетных баз на практике демонстрирует комплексный контроль и управление субъекта, сквозное прогнозирование и т.д. В этой связи уточним, что казначейство не должно брать на себя функции финансовых территориальных структур: нецелесообразно дублировать эти функции. Финансовый учет территориальных и местных органов должен быть обособленным, но в тоже время оставаться неотъемлемой частью финансового учета данного региона. Исходя из решаемых задач, территориальный участок учета доходов обособлен, но при этом необходима возможность интенсивного обмена информацией с участком учета бюджета.

В этом случае казначейский орган выделяет в своей структуре учетный участок для исполнения операционной части обслуживания местного бюджета и счетов местного органа власти. В соответствии с этим, в области ведения учета доходов на электронных базах, возникает необходимость в мобильном формировании отчетных форм как установленного образца в соответствии с требованиями учета, так и форм «свободного» вида (содержание таблиц задается в зависимости от поставленной задачи поиска или условия). Это позволит всесторонне контролировать существующие базы данных и уберечь информацию от физического разрушения, выверять данные с банком.

С точки зрения электронного обмена, информация, которая была подвергнута вводу с операторского места или изменена, уже представляет собой другую информацию (отличную от предыдущей), даже если смысловая часть ее не изменена и может быть рассмо-

1 Приказ Министерства финансов «Положение о порядке взаимодействия территориальных финансовых органов и подразделений Казначейства по ведению бухгалтерского учета и отчетности об исполнении Государственного бюджета» № БА/03-04-04/84 от 23 мая 2011 г.

трена только как результат деятельности ее держателя. Но для полноценной работы казначейства в режиме реального времени необходима обработка и сохранение информации первоисточника, без каких - либо изменений. В этом случае можно говорить о полном контроле над средствами на корреспондентских счетах и идентичности аналитического и синтетического учетов.

На основании изложенного по проблемам бюджетного учета доходов, можно сформулировать следующее:

- необходимо совмещение порядков учета средств бюджета и средств, выделяемых на содержание бюджетного учреждения;

- программное обеспечение в казначействе является основой организации труда и выполнения основных функций;

- любое расширение полномочий в системе казначейства несет в себе изменение программного обеспечения;

- вся номенклатура первичных документов, которая должна быть подвергнута обработке в казначействе, для сокращения времени обработки может обрабатываться в электронных базах с применением средств автоматизации;

- значительную часть в казначейских технологиях занимает процесс выверки данных первичных документов между подразделениями, который обуславливается широким спектром аналитического учета, производимым казначейством. Таким образом, упрощение выверки данных находится в прямой зависимости от уровня автоматизации и непосредственной организации труда на рабочих местах.

Основным направлением разработки программного обеспечения является обеспечение централизации и единства программных сред с обеспечением необходимой безопасности хранения информации.

Общепринятые в мировой практике механизмы управления экономикой могут быть успешно применены в условиях Узбекистана при соответствующей их адаптации. Одним из таких механизмов, обеспечивающим рациональное и эффективное использование государственных средств, является Казначейская система исполнения бюджета.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2013, 12

ДАВЛАТ БЮДЖЕТИ ВА FАЗНАЧИЛИК ТИЗИМИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА 11 *

Литература:

1. Закон Республики Узбекистан «О бюджетной системе» № 158-11 от 14.12.2000

2. Закон Республики Узбекистан «О казначейском исполнении Государственного бюджета Республики Узбекистан» № 664-11 от 26.08.2004 г.

3. Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-594 «О мерах по дальнейшему развитию системы казначейского исполнения Государственного бюджета» от 28.02.2007 г.

4. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 144 «О мерах по подготовке к реализации проекта «Реформа управления государственными финансами» от 26.04.2002 г.

5. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан на тему «Модернизация страны и построение сильного гражданского общества -наш главный приоритет». // «Народное слово», 28 января 2010 г.

6. Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. - Т.: ИПТД «Узбекистан», 2009.

7. Правила казначейского исполнения Государственного бюджета (зарегистрировано Министерством юстиции Республики Узбекистан № 2007 от 16.09.2009 г.).

8. Принципы организации казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан. / Под ред. Дж. Кучкарова. - Т.: ИД «Мир экономики и права», 2005.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2013, 12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.