Научная статья на тему 'ЗАВТРА НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ: ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ В НИЖЕГОРОДСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ'

ЗАВТРА НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ: ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ В НИЖЕГОРОДСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
12
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА УЧАЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ / КОМПЛЕКС ПРЕДМЕТОВ / ПОБЕДИТЕЛИ И ПРИЗЕРЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сиднева Татьяна Борисовна

В статье освещается опыт Нижегородской консерватории по проведению Всероссийской олимпиады учащихся музыкальных колледжей. Дано обоснование важной значимости олимпиады для раннего выявления и поддержки талантливых музыкантов. Раскрыты особенности олимпиад по различным музыкальным предметам. Определены перспективы развития олимпиадного движения в ННГК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Сиднева Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOMORROW BEGINS TODAY: THE OLYMPIAD MOVEMENT IN THE NIZHNY NOVGOROD CONSERVATOIRE

The article highlights the experience of organizing the all-Russian Olympiad for students of music colleges in the Nizhny Novgorod conservatoire. It proves the paramount importance of the Olympiad for early identification and support of talented musicians. The article defines the peculiarities of the Olympiad in the subjects “theory and history of music”, “choral conducting”, “string instruments”, “folk instruments”, “musical pedagogics and performance (piano)”. It also estimates the prospects of developing the Olympiad movement in the Nizhny Novgorod conservatoire and gives recommendations for preparing the students for the Olympiad.

Текст научной работы на тему «ЗАВТРА НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ: ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ В НИЖЕГОРОДСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ»



Завтра начинается сегодня: олимпиадное движение в Нижегородской консерватории

10

Сиднева Татьяна Борисовна

доктор культурологии, проректор по научной работе, заведующая кафедрой философии и эстетики Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор

E-mail: tbsidneva@yandex.ru

В статье освещается опыт Нижегородской консерватории по проведению Всероссийской олимпиады учащихся музыкальных колледжей. Дано обоснование важной значимости олимпиады для раннего выявления и поддержки талантливых музыкантов. Раскрыты особенности олимпиад по различным музыкальным предметам. Определены перспективы развития олимпиадного движения в ННГК. Ключевые слова: Всероссийская олимпиада учащихся музыкальных колледжей, комплекс предметов, победители и призеры

Проведение олимпиад и конкурсов — одна из важнейших сфер деятельности Нижегородской консерватории. С самого начала существования вуза утвердилось понимание того, что для воспитания музыканта конкурсы — явление жизненно необхо-

димое и естественное. Во-первых, состязательность обусловлена публичностью профессии и неотделима от формирования сценической «устойчивости», способствующей максимально возможному проявлению природного таланта и мастерства, в единстве художественных и технических способностей, при выступлении на публике.

Во-вторых, создание конкурсной ситуации согласуется с характером профессии музыканта, ее эксклюзивностью и невозможностью поставить на поток (музыкальная одаренность даже в эпоху развитых технологий остается неким «чудом природы»). В этом смысле олимпиады и конкурсы имеют неоценимое эвристическое значение и координируются с ключевыми задачами воспитания музыканта — раскрытием индивидуальности, формированием личности художника.

Третьим аргументом необходимости конкурсного опыта для музыканта является «трудоемкость» профессии: полноценного специалиста (за редким исключением) можно воспитать, только если его занятия музыкой начинаются в возрасте 5-7 лет. Победы на всех этапах развития (в том числе над своим волнением, робостью и т. п.), поддержка и поощрение воспитывают волю и характер одаренного ребенка, повышают его интерес к профессии.

Среди других конкурсов, имеющихся в арсенале консерватории, особое значение приобрела Всероссийская олимпиада уча-

щихся музыкальных училищ и колледжей. Она проводится при поддержке Министерства образования и науки РФ, в структуре которого в 2006 году создан Российский совет олимпиад школьников (РСОШ). Председателем РСОШ является президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени М. В. Ломоносова, академик В. А. Садовничий.

Ежегодно РСОШ проводит строгий отбор заявок на проведение олимпиад (количество поданных заявок исчисляется десятками тысяч). Приказом Минобр-науки (как правило, в сентябре) утверждается Перечень ведущих всероссийских олимпиад, их количество чрезвычайно невелико (в 2016 году, например, в Перечень вошли всего 88!). Уникальной особенностью данных олимпиад являются новые возможности поддержки талантливых учащихся: победители и призеры получают право поступить в вуз по соответствующему профилю специальности без вступительных экзаменов — на основании представленного сертификата, утвержденного Министерством образования и науки РФ.

Нижегородская консерватория активно включилась в олим-пиадное движение, организованное РСОШ. В течение 11 лет ежегодно (за исключением 2016 года) наши олимпиады подтверждают принадлежность к ведущим олимпиадам России. Причем ННГК является в данном Перечне единственной среди консерваторий страны, равно как и

сиднева т. б. завтра начинается сегодня:

олимпиадное движение в нижегородской консерватории

единственной, представляющей музыкальные специальности.

В настоящее время Всероссийская олимпиада учащихся музыкальных училищ включает пять предметов: «теория и история музыки», «хоровое дирижирование», «струнные инструменты», «инструменты народного оркестра», «музыкальная педагогика и исполнительство (фортепиано)».

Хронологически первой в этом комплексе является олимпиада по теории и истории музыки. К моменту ее включения в Перечень (2009) она уже была ежегодной и проходила вначале на базе училищ (Владимира, Ярославля, Иваново), а с 2006 года — в ННГК. Инициаторами олимпиады были профессора В. М. Цендровский (многие годы возглавлявший жюри), О. В. Соколов, В. Н. Сыров и другие преподаватели кафедр теории и истории музыки.

По сложившейся традиции олимпиада проводится по двум возрастным группам: в младшей соревнуются учащиеся I и II курсов, в старшей — III и IV курсов. Главные установки этого теоретического состязания — проверка не столько объема знаний, но, прежде всего, выявление музыкальной одаренности, оригинальности мышления, умения выразить свою творческую позицию и способности «услышать» то, что таится за пределами звучания. Причем задания (эссе, импровизация, устные выступления) так сформулированы, что независимо от степени подготовленности, «градуса» смелости и т. п. — всегда есть шанс проявить себя. Как правило, теоретическая олимпиада — самая многочисленная по количеству участников и самая широкая по

географии регионов. Это отчасти объясняется тем, что в ней принимают участие и те, кто обучается на исполнительских отделениях. В правилах приема Нижегородской консерватории утверждены льготы для победителей и призеров, поступающих на исполнительские факультеты: высшие баллы по теоретическим предметам.

В 2011 году в Перечень олимпиад было включено «хоровое дирижирование» — конкурс, который также имел богатую предысторию, восходящую к региональным смотрам. Всероссийский масштаб состязание юных дирижеров получило в 2005 году, когда конкурс стал важной составляющей Всероссийского открытого хорового фестиваля им. Л. К. Сивухина. По сложившейся традиции, участники должны выполнить следующие задания: I тур — дирижирование «под рояль», исполнение на фортепиано партитуры и пение голосов произведения,

II тур — работа с женским хором,

III тур — работа со смешанным хором. В разные годы наряду с профессорами кафедры хорового дирижирования членами жюри олимпиады работали народный артист РФ В. Ю. Калистратов; заслуженный деятель искусств РФ, профессор Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова М. Л. Жу-лябина; художественный руководитель академического хора Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского Л. А. Ерыкалова, доцент кафедры хорового дирижирования Пермского государственного института культуры Д. А. Батин. Руководит работой жюри заведующий кафедрой, профессор Н. И. Покровский.

Всероссийская олимпиада по предмету «струнные инструменты» утверждена в Перечне с 2012 года. Ее особенностью является чрезвычайно малое количество обучающихся скрипачей, альтистов, виолончелистов и контрабасистов в средних учебных заведениях страны.

В этой ситуации наша олимпиада приобретает особенно важное просветительское значение в деле сохранения и поддержки самой специальности, привлечения дополнительного внимания к исполнительству на оркестровых струнных инструментах. Для участия в олимпиаде допускаются учащиеся старших классов ДМШ и ДШИ, ¡-II курсов 11 музыкальных училищ (младшая возрастная группа) и обучающиеся на Ш—^ курсах музыкальных училищ и выпускных классов специальных музыкальных школ (старшая группа). И в этом широком возрастном диапазоне также отражена высокая социокультурная миссия олимпиады. Критерии олимпиады принципиально не отличаются от установок «взрослых» конкурсов: высокое качество звука, культура выразительного интонирования, владение техникой струнного инструмента, понимание стиля произведения, индивидуальность творческого решения.

В 2013 году в комплекс предметов Всероссийской олимпиады были включены инструменты народного оркестра (домра, балалайка, гитара, баян, аккордеон). Это одна из самых популярных страниц олимпиады, поскольку выступления участников проходят при неизменном аншлаге и привлекают публику разных возрастов. Организации состязания предшествовала богатая история проведения консерва-

торией зональных смотров, всероссийских и международных конкурсов — «Сурская весна», «Веселый аккордеон», имени М. Ф. Рожкова, имени А. Фрау-чи — охвативших даже при самом приблизительном подсчете более 10 тысяч участников. Совершенно естественным стало включение в число участников олимпиады не только учащихся музыкальных колледжей и училищ, но также и школьников старших классов.

Самая молодая из специальностей, вошедших в комплекс Всероссийской олимпиады, — «музыкальная педагогика и исполнительство (фортепиа-12 но)», она включена в Перечень с 2017 года. Этот опыт несколько скромнее, чем другие предметы олимпиады (что вполне объяснимо возрастом профильной кафедры, созданной в 2006 году). Однако даже краткая история проведения данного состязания подтверждает его образовательную, методическую и просветительскую необходимость, а также большую востребованность среди учащихся.

Олимпиада — это не только состязание участников, это также и школа профессионального мастерства. Характерно, что на олимпиаду приезжают и одновременно проходят курсы повышения квалификации педагоги школ и училищ. В составе жюри традиционно работают известные ученые, выдающиеся музыканты и авторитетные педагоги — ведущие профессора Нижегородской, Московской, Саратовской консерваторий, РАМ имени Гнесиных, Костромского и Кировского университетов. Бессменный председатель оргкомитета и объединенного жюри — композитор и дирижер,

ректор Нижегородской консерватории, народный артист РФ, профессор Э. Б. Фертельмей-стер. Вполне естественно, что во время проведения олимпиады Нижегородская консерватория становится площадкой профессиональных дискуссий ребят, только начинающих свой путь в музыке, и мастеров, умудренных опытом и знаниями.

Всероссийская олимпиада учащихся музыкальных колледжей имеет широкий резонанс в стране и получает активное освещение в центральных и региональных СМИ, студентами и преподавателями кафедры музыкальной журналистики ННГК ежегодно создается документальный фильм об олимпиаде.

Проведению Всероссийской олимпиады в консерватории предшествует отборочный этап, который осуществляется на базе музыкальных училищ, колледжей, специальных музыкальных школ. Таким образом, в заключительном этапе участвуют те, кто уже стал победителем в своем учебном заведении. Это, естественно, повышает профессиональный уровень конкурса и позволяет задать высокие критерии качества. В этой связи хочется выразить искреннюю благодарность всем директорам ссузов и детских музыкальных школ, заведующим профильными отделениями и педагогам, реально помогающим нашей олимпиаде и главное — понимающим, что «завтра начинается сегодня»!

В 2016 году Всероссийская олимпиада Нижегородской консерватории включена еще в один престижный список: Перечень ведущих конкурсов Министерства культуры РФ. Победители и призеры при поступлении в

музыкальные вузы теперь могут претендовать на стипендию Президента РФ.

На 2018 год Нижегородской консерваторией вновь поданы заявки в РСОШ на включение в Перечень олимпиад. Что нового ждет будущих участников? Общие правила и льготы для победителей и призеров остаются прежними. Но к традиционным испытаниям добавлены коллоквиум и чтение с листа, что, с одной стороны, усложняет путь к Олимпу — зачислению в ННГК без приемных экзаменов, но и дает одаренным, открытым к музыкальному творчеству ребятам дополнительные шансы быть замеченными, поддержанными. И мы вновь надеемся, что март (месяц проведения наших олимпиад) будет жарким, будут новые открытия талантливых и успешных ребят, которые осознанно выберут свой путь в музыку. И Нижегородская консерватория им в этом поможет, ведь проведение наших олимпиад находится в руках преданных своей профессии сотрудников, которые наряду с заведующими кафедрами (В. Н. Сыро-вым, Т. Н. Левой, Л. А. Птушко, Ю. Е. Гуревичем, С. Н. Про-пищан, О. А. Красногоровой, Н. И. Покровским) создают благоприятные условия для участников олимпиады. Это прежде всего Т. Б. Суханова, О. М. Зароднюк, Л. А. Наумова, В. И. Голубничий, В. В. Пеунов, М. П. Евсикова, Г. В. Супруненко, А. Л. Гришано-ва, А. С. Платонова, Н. Никулина и многие-многие другие.

В дальнейших планах консерватории — расширять комплекс олимпиадных предметов, включая другие музыкальные специальности — особенно те, которые нуждаются сегодня в особом внимании и содействии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.