Научная статья на тему 'О СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К МЕЖДУНАРОДНОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО ПРЕДМЕТУ "МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО (ФОРТЕПИАНО)"'

О СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К МЕЖДУНАРОДНОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО ПРЕДМЕТУ "МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО (ФОРТЕПИАНО)" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОЛИМПИАДА / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО (ФОРТЕПИАНО) / ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА / ИМПРОВИЗАЦИОННОЕ ИСПОЛНЕНИЕ / ФРАНЦУЗСКИЕ КЛАВЕСИНИСТЫ XVII-XVIII СТОЛЕТИЙ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТЕХНИКА ПИАНИСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красногорова Ольга Альбертовна

В статье рассматривается первый опыт проведения Международной олимпиады по предмету «музыкальная педагогика и исполнительство (фортепиано)» в Нижегородской консерватории в 2016 году. Анализируя функциональное значение олимпиады в перспективном развитии международных образовательных программ, автор обосновывает ее цели и задачи. Основное внимание уделяется изучению системы подготовки обучающихся к трем турам олимпиады (исполнение сольной концертной программы, исполнительский анализ, тестовые задания) с учетом междисциплинарных взаимосвязей учебных курсов специальности, истории фортепианного искусства, методики преподавания игры на фортепиано, педагогики и психологии, гармонии, а также импровизации и основ композиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF TRAINING STUDENTS FOR THE INTERNATIONAL OLYMPIAD ON THE SUBJECT OF "MUSICAL PEDAGOGY AND PERFORMANCE (PIANO)"

The article examines the first experience of holding the international Olympiad on the subject of «musical pedagogy and performance» in the Nizhny Novgorod Conservatory in 2016. Analyzing the functional significance of the Olympiad in perspective development of international educational programs, the author explains its goals and objectives. The main attention is paid to studying the system of training students for the three rounds of the competition (solo concert programs, performing analysis, tests), taking into consideration the interdisciplinary relationships of academic courses in specialty, history of piano art, methods of teaching piano performance, pedagogy and psychology, harmony as well as improvisation and basis of composition.

Текст научной работы на тему «О СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К МЕЖДУНАРОДНОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО ПРЕДМЕТУ "МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО (ФОРТЕПИАНО)"»

© Красногорова О. А., 2016

УДК 78

О СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К МЕЖДУНАРОДНОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО (ФОРТЕПИАНО)»

В статье рассматривается первый опыт проведения Международной олимпиады по предмету «музыкальная педагогика и исполнительство (фортепиано)» в Нижегородской консерватории в 2016 году. Анализируя функциональное значение олимпиады в перспективном развитии международных образовательных программ, автор обосновывает ее цели и задачи. Основное внимание уделяется изучению системы подготовки обучающихся к трем турам олимпиады (исполнение сольной концертной программы, исполнительский анализ, тестовые задания) с учетом междисциплинарных взаимосвязей учебных курсов специальности, истории фортепианного искусства, методики преподавания игры на фортепиано, педагогики и психологии, гармонии, а также импровизации и основ композиции.

Ключевые слова: международная олимпиада, музыкальная педагогика и исполнительство (фортепиано), история и теория исполнительского искусства, клавирные сочинения И. С. Баха, импровизационное исполнение, французские клавесинисты ХУП-ХУШ столетий, художественная техника пианиста, транспонирование

Проблемы развития международных образовательных программ в России в последнее время приобрели особую актуальность. Хорошо известно, что отечественные традиции обучения музыкальному искусству получили признание во всем мире благодаря выдающимся художественным достижениям нескольких поколений музыкантов. Это позволяет сегодня утверждать, что если такие исполнители были воспитаны в условиях российской системы, то это является подтверждением ее уникальности и чрезвычайной эффективности. Творческое взаимодействие российских и зарубежных музыкантов в форме концертов, мастер-классов, участия в научных конференциях осуществлялось с различной интенсивностью во все исторические периоды с XVIII столетия и до настоящего времени. Тем не менее, в современных условиях одним из приоритетных направлений является стратегия развития образовательных программ в сфере музыкального искусства, направленная на привлечение иностранных студентов на обучение в Россию.

В структуре подготовки учащихся в Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки проведены некоторые преобразования. Договоры о сотрудничестве в творческой и учебной сфере были заключены консерваторией в конце 1990-х годов с музыкальными вузами Германии, Австрии, Китая, что обеспечивало в то время участие зарубежных специалистов не только в творческих мероприя-

тиях, но и в учебном процессе в виде стажировок и мастер-классов. Однако сегодня необходимы специальные усилия для создания образовательных моделей, обеспечивающих возможности профессиональных контактов с европейскими музыкальными вузами на новом уровне. По количеству обучающихся иностранных студентов Нижегородская консерватория прочно занимает лидирующие позиции среди музыкальных вузов (по данным мониторингов Минобранауки РФ 2014-2016 годов). Выполнение в рамках учебного процесса требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в вопросах качества обучения зарубежных студентов тем не менее не останавливает поиска условий, гарантирующих привлечение наиболее одаренных студентов и создание приоритетных условий для их поступления с учетом специфики творческих профессий.

Анализируя положительный опыт и значительное влияние на повышение качества подготовки отечественных абитуриентов Всероссийской олимпиады учащихся музыкальных колледжей, которая ежегодно проводится на протяжении последних лет в Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки по предметам «теория и история музыки», «хоровое дирижирование», «струнные инструменты», «народные инструменты», а также с 2016 года по «музыкальной педагогике и исполнительству (фортепиано)», было принято решение об организации подобного проекта и для

иностранных обучающихся. Миссия международной музыкальной олимпиады отличается от музыкальных конкурсов и фестивалей, которых проводится в мире достаточно большое количество. Участвуя в них, музыканты создают возможности для своей гастрольной деятельности, обращают на себя внимание продюсеров, менеджеров, звукозаписывающих компаний. Олимпиада направлена на создание благоприятных условий для получения образования молодыми талантливыми музыкантами.

В связи с тем, что преимущественное количество абитуриентов Нижегородской консерватории из зарубежных стран (в настоящее время — Китая) ориентированы на последующую педагогическую профессиональную деятельность, в июне 2016 года впервые в мировой практике в Нижегородской консерватории состоялась международная олимпиада по предмету «музыкальная педагогика и исполнительство (фортепиано)», к участию в которой были привлечены как иностранные студенты, завершающие обучение на подготовительном отделении, так и российские студенты, планирующие поступать на соответствующий профиль подготовки. Цель и задачи этой олимпиады заключались в совершенствовании их профессионального мастерства как будущих преподавателей фортепиано, привлечении внимания к содержательным и организационным особенностям педагогического процесса, обеспечивающего преемственность традиций, повышение исполнительского уровня студентов, учащихся в России и за рубежом.

Созданная в 2007 году кафедра музыкальной педагогики и исполнительства Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, в настоящее время концентрирует свои профессиональные усилия на целенаправленной подготовке педагогических кадров как для Российской Федерации, так и для других стран. В процессе разработки образовательных программ был изучен опыт создания в Московской консерватории специального педагогического направления, предпринятый с 1 сентября 1885 года, после того, как к исполнению обязанностей директора консерватории приступил С. И. Танеев. По воспоминаниям Н. Кашкина: «Было <.. .> устроено педагогическое отделение класса фортепиано, в который зачислялись учащиеся, не выказывавшие ясно определенного виртуозного дарования; класс этот впоследствии получил широкое развитие» [2, с. 126]. Изучение исторических и культур-

ных аспектов того времени позволило провести определенные параллели с современностью и прийти к выводу, что проблемы, обусловившие целесообразность подобных преобразований в системе подготовки консерватории, были значительно более глубокие, чем стремление обучить музыкантов, не проявивших качеств концертных пианистов. Требовалось подготовить значительное количество педагогов для популяризации и широкого распространения в обществе фортепианного искусства. Их воспитание на художественных принципах консерваторских традиций позволило обеспечить преемственность и передать все необходимые знания для работы как с профессионально одаренными детьми, так и с будущими любителями музыки. Безусловно, одним из результатов этой реформы стало то развитие, которое получило фортепианное искусство России в ХХ веке, и пристальное внимание к выдающимся пианистам огромной хорошо образованной слушательской аудитории. Внедрение специальной педагогической подготовки в Нижегородской консерватории в современных условиях было обусловлено аналогичными факторами и соответствовало задачам подготовки как отечественных, так и зарубежных студентов.

В процессе обучения по магистерской программе «Образование в области музыкального искусства» отечественным и зарубежным студентам предлагается комплексное освоение ряда исполнительских дисциплин и одновременно углубленное изучение методики преподавания, истории и теории исполнительского искусства, педагогического репертуара, педагогической практики, а также подготовка научного исследования. В основной образовательной программе бакалавриата по профилю «музыкальная педагогика» в качестве эксперимента внедрен комплекс дисциплин, направленных на универсальную подготовку музыкантов-педагогов. Среди них такие, как «основы композиции», «игра по слуху», «импровизация и аранжировка», целью которых является расширение возможностей творческого обучения учащегося в классе фортепиано. Вопросам формирования междисциплинарных связей уделяется важное внимание, и подобный подход оправдан тем, что позволяет не только создавать профессиональные компетенции выпускников, но также предоставляет возможности иностранным студентам более глубоко погружаться в освоение традиций российских исполнительских и педагогических школ.

Многофункциональные задачи последующего обучения будущих педагогов обусловили целесообразность проведения первого «пилотного» проекта — Международной олимпиады — для абитуриентов 2016 года в два тура. В первом туре участникам необходимо было исполнить сольную концертную программу, включающую произведения различных эпох и стилей, и в том числе, полифоническое произведение, сочинение крупной формы и пьеса. Во втором туре студентам предлагалось представить исполнительский анализ своей программы (на одном из трех языков олимпиады: русском, английском, китайском с синхронным переводом). Для решения задач более точной профессиональной диагностики творческих способностей абитуриентов к педагогической, концертно-исполнительской, музыкально-просветительской деятельности и, как следствие, повышения качества подготовки обучающихся в 2017 году планируется проведение олимпиады в три тура. В третьем туре участникам будут предложены тестовые задания по истории и теории фортепианного искусства и педагогики, преимущественно направленные на выявление склонности студентов к аналитическому осмыслению процессов в области музыкального искусства и образования.

Среди вопросов третьего тура можно выделить несколько видов тестов. Наиболее сложные из них направлены на диагностику способности студента к оценке явлений фортепианного искусства в широкой исторической перспективе. Например, задание проследить преемственность традиций в фортепианном искусстве композиторов Франции ХХ века по отношению к французским ком-позиторам-клавесинистам XVII-XVШ столетий. Для подготовки к ответу на этот вопрос студентам рекомендуется проанализировать высказывания К. Дебюсси, который признавал взаимосвязь своего искусства с французскими клавесинистами, в творчестве которых имелись образцы создания жанровых сцен («Сборщицы винограда» Куперена), психологического портрета («Флорентийка», «Сестра Моника», «Резвая» Куперена), звукоизобрази-тельности в пейзажной музыке («Перезвон на острове Цитеры» Куперена). Дебюсси пишет, что «ясность, изящество, декламационность простая и естественная», свойственные пьесам французских клавесинистов, являются неотъемлемыми качествами французской музыки»

[3, с. 168]. «Куперен, Рамо — вот настоящие французы», — пишет Дебюсси. И далее: «Почему столько равнодушия к нашему великому Рамо? К Детушу, почти неизвестному? К Купе-рену, самому поэтичному из наших клавесини-стов, чья нежная меланхолия кажется чудесным отголоском, пришедшим из таинственной глубины пейзажей, где печалятся персонажи Ватто?» [3, с. 175]. Забвение Куперена, по мнению Дебюсси, связано с пренебрежением к французской традиции, и он мечтает о посвящении своих этюдов «великому французскому композитору».

Другая группа заданий призвана определить уровень стилевого мышления студента и знание возможностей инструментов предшествующих эпох. Пример задания из этой группы: «С какими сложностями сталкивается пианист, исполняющий клавирные сочинения И. С. Баха на современном фортепиано»? Трудность постижения исполнителем сущности музыки немецкого гения усугубляется почти полным отсутствием авторских интерпретационных пояснений. Необходимость исполнять произведения Баха не на том инструменте, для которого они были написаны, вместе с отсутствием указаний исторически обусловили возникновение в теории и практике фортепианного исполнительства различных предположений, касающихся характерных особенностей кла-вирного стиля Баха в интерпретации его кла-вирных сочинений на современном фортепиано. Ответ на этот вопрос не будет достаточно полным без анализа различных редакций сочинений И. С. Баха [6, с. 66-70].

Важное место отводится заданиям, связанным с оценкой знаний студента в вопросах изучения и сравнения им принципов работы над сочинением и художественной техникой различных выдающихся пианистов-педагогов. Например, один из тестов сформулирован следующим образом: «Какое влияние на преодоление пианистом технических трудностей в произведении, по Вашему мнению, может оказать транспонирование как способ работы»? Для подготовки к ответу на этот вопрос, студенту предстоит проанализировать источники, свидетельствующие о том внимании, которое уделяли вопросам обучения пианистов транспонированию выдающиеся педагоги. Исследование педагогических принципов Н. Г. Рубинштейна приводит к выводу о том, что он придавал принципиальное значение развитию у учаще-

гося навыков свободного перехода в другие тональности, что примечательно не только в классной работе с учениками, но и непосредственно в концертном исполнении и на экзаменах. В статье Н. А. Любомудровой приводится известный исторический факт: «Так, по словам Геники, Н. Г. Рубинштейн выпустил его на ученическом вечере с этюдом С-dur (op. 10 № 1) Шопена, исполнявшимся в тональностях С-dur, Es-dur и As-dur...» [4, с. 283]. Навыки транспонирования проверялись Н. Г. Рубинштейном даже на экзаменах по общему курсу фортепиано у вокалистов, о чем вспоминает А. Н. Амфитеатрова-Левицкая: «Николай Григорьевич (Рубинштейн — О. К.) заставил начать с аккомпанемента партии Ратмира, потом предложил сыграть сонатину Клементи, прямо транспонируя на малую терцию вверх» [1, с. 71]. О применении этого способа работы и К. Н. Игумновым свидетельствует его ученица, профессор Нижегородской консерватории О. С. Виноградова: «Одним из эффективных методов преодоления трудностей Константин Николаевич считал транспонирование в менее удобные по клавиатурному рельефу тональности. Игумнов предлагал прямо на уроке без подготовки транспонировать какой-либо фрагмент. Помимо того, что это держало ученика в постоянной готовности, игра в разных тональностях действительно помогала преодолению технических трудностей, развивала слух, облегчала ориентирование на клавиатуре» [2, с. 41]. Студенту также может быть предложено ответить на дополнительный вопрос: «В преподавании какой дисциплины в современной практике обучения пианиста преимущественно используется транспонирование?».

Особое место в ряду заданий третьего тура принадлежит импровизационному исполнению на фортепиано (в стилях и жанрах) гармонической последовательности, что позволяет определить не только качество знаний по гармонии, но и компоненты композиционного мышления студента.

Одновременно с решением профессиональных задач в системе музыкального образования Международная олимпиада направлена на возрождение традиций преподавания музыкальных дисциплин на иностранных языках, распространенных с момента создания столичных консерваторий в Москве и Санкт-Петербурге и чрезвычайно актуальных в современ-

ном образовательном процессе. Так, А. Н. Амфитеатрова-Левицкая вспоминает об обучении в Московской консерватории: «немецкий язык в то время был <...> принят в обращении музыкантов между собой, особенно на оркестровых репетициях, где всякие музыкальные указания делались на немецком языке; то ли среди преподавателей <...> было много немцев; а может быть, и оттого, что лучше других умел заинтересовать и приохотить к занятиям этим языком наш преподаватель В. Д. Соколов <...> Василий Дормидонтович <...> владел немецким языком <...> в совершенстве. Будучи сам хорошим пианистом и музыкальным рецензентом, он и предмет свой вел больше в кругу музыкального интереса. В его классе мы с первого урока должны были говорить на немецком языке» [1, с. 69].

Концепция Международной олимпиады, предполагающая решение ее участниками и научно-педагогических, и высоких артистических задач, направлена на укрепление сотрудничества между различными странами и должна способствовать популяризации российского музыкального образования и исполнительского искусства.

Литература

1. Амфитеатрова-Левицкая А. Н. Воспоминания // Воспоминания о Московской консерватории. М.: Музыка, 1966. С. 66-112.

2. Виноградова О. С. О педагогике К. Н. Игумнова // Вопросы обучения и воспитания музыканта-профессионала. Горький, 1981. С. 25-41.

3. Дебюсси К. Статьи, рецензии, беседы. М.; Л.: Музыка, 1964. 287 с.

4. Любомудрова Н. А. Фортепьянные классы Московской консерватории в 60-70-х годах прошлого столетия (из истории русской фортепьянной педагогики) // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 3. М.: Музыка, 1962. С. 263-297.

5. Николаев А. А. Некоторые вопро сы развития фортепианной техники пианиста // Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Вып. 2. М., 1965. С. 235-266.

6. Ройзман Л. Е. О работе над полифоническими произведениями И. С. Баха и Г. Ф. Генделя с учащимися-пианистами // Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Вып. 2. М.: Музыка, 1965. С. 61-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.