Научная статья на тему 'Зависимости ценности городских гражданских подземных объектов от влияющих факторов'

Зависимости ценности городских гражданских подземных объектов от влияющих факторов Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
90
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зависимости ценности городских гражданских подземных объектов от влияющих факторов»

поверхностных объектов для них не актуален (например, ограничения, связанные с рельефом) [6].

Городские подземные сооружения можно условно объединить в ряд групп [7]: инженернотранспортные (пешеходные и транспортные тоннели, автомобильные стоянки и гаражи, помещения вокзалов); сферы обслуживания (магазины, кафе, кинотеатры, выставочные залы, книгохранилища, архивы, холодильники, овощехранилища, автоматические телефонные станции и т.п.); промышленного назначения и энергетики (отдельные цехи, лаборатории, котельные, тепловые станции и т.п.); инженерные сети и сооружения (газо- и трубопроводы, бойлерные, калориферные, трансформаторные и газораспределительные станции и др.); гражданской обороны. Особое место занимают подземные гаражи и автостоянки. Обычно глубиной

15-25 м. до нескольких тысяч автомобилей. Объекты, размещаемые в подземном (или полупод-земном) пространстве города, классифицируют по ряду признаков: назначению и характеру использования; объемно-

планировочной схеме; количеству подземных ярусов и глубине заложения от поверхности земли; единовременной вместимости или пропускной способности; взаимосвязи с другими зданиями; месту расположения в городе [5].

Среди преимуществ строительства городских подземных объектов отмечается, что оно позволяет экономно использовать наземную территорию, содействует упорядочиванию тран-спортного обслуживания населения и повышению безопасности дорожного движения, снижает уличный шум и загрязнение воздуха выхлопными газами автомобилей, способствует повышению художественно-

эстетических качеств городской

среды. Одной из основных проблем использования городского подземного пространства является то, что при высокой плотности его использования существует опасность влияния процессов строительства и эксплуатации подземных сооружений друг на друга и на поверхностные объекты.

В отличие от иных видов подземных сооружений, для городских не всегда имеется возможность создания значительного поверхностного комплекса и поэтому все соответственно необходимые процессы должны располагаться под землей.

Таким образом, городское подземное пространство является весьма значимым и перспективным для освоения ресурсом недр. Основные его особенности определяются свойствами недр и городской среды. Дальнейшее развитие его использования требует от людей высокой ответственности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Швецов П.Ф., Зпльберборд А.Ф., Папернов М.М.. Подземное пространство и его освоение. - М.: Наука, 1992. - 196 с.

2. О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О недрах". Федеральный закон от 3 марта 1995 г. N 27-Ф3.

3. Недра. Большая Советская Энциклопедия. - Изд. 3-е. М.: Советская энциклопедия, 1974, Т. 17, с. 406.

4. Умнов В.А. Экономическая оценка и рациональное использование ресурсов подземного пространства. - М.: МГГУ, 1999. - 204 с.

5. Голубев Г.Е. Подземная урбанистика: (Градо-

строительные особенности развития систем подземных сооружений). — М.: Стройиздат, 1979. - 231 с.

6. Голубев Г.Е. Подземная урбанистика. М.: ГОСНТИ, 1972.

© М.С. Руляк , 2003

УЛК 69.035.4

М.С. Руляк

ПРИМЕНЕНИЕ ЭКСПЕРТНОГО МЕТОЛА ПРИ ОПРЕЛЕЛЕНИИ ЦЕННОСТИ ПОЛЗЕМНЫХ ГРАЖЛАНСКИХ ОБЪЕКТОВ ЛЛЯ ГОРОЛА

В целях планирования освоения городского подземного пространства необходимо определение ценности соответствующих объектов для населенного пункта. Этот показатель является общим и должен как можно более полно учитывать экономические, экологические и социальные факторы. Он зависит от множества различных показателей, анализ которых показал, что единственно возможный способ их сопоставления - применение экспертной оценки.

Методический подход к оценке разрабатывался на примере г. Москвы и наиболее значимых для нее направлений использования подземного пространства: паркинги, деловые, культурные и торговые объекты. Показатели формирующие общую ценность объекта для города включали: потребитель-

скую ценность объекта, затраты на строительство и эксплуатацию, экологические ущербы, социальные и градостроительные эффекты. Они сопоставлялись со следующими исходными (характеризующими исходную ситуацию) показателями: численность населения города, среднедушевой денежный доход в городе, плотность населения в районе города, удаленность от центра города, глубина от поверхности и количество пользователей.

Таблица 1

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИСХОЛНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКУЮ ЦЕННОСТЬ ПОЛЗЕМНОГО ОБЪЕКТА

Вид пользования Численность населения города, тыс. чел.

100 500 1 000 3 000 9 000

Паркинг 1 1 2 3 3

Среднедушевой денежный доход в городе, тыс. руб/чел. в мес.

1 2 5 10 20

Паркинг 1 1 1 1 2

Плотность населения в районе города, тыс. чел/км

1 2 5 10 20

Паркинг 1 1 1 2 3

Удаленность от центра города, доли

0 0,1 0,2 0,5 1

Паркинг 3 3 2 1 1

Глубина от поверхности, м.

5 10 20 100 500

Паркинг 3 3 2 1 0

Количество пользователей, чел.

500 1 000 5 000 50 0000 1 000 000

Паркинг 1 2 2 3 3

Таблица 2

ОЦЕНКА ЗНАЧИМОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ ОПРЕЛЕЛЕНИИ ЦЕННОСТИ СОЗЛАВАЕМОГО ПОЛЗЕМНОГО ГРАЖЛАНСКОГО ОБЪЕКТА АЛЯ ГОРОЛА

Показатель Значимость по направлениям использования, баллы

Паркинги Деловое Культурное Торговое

Потребительская ценность объекта 3 2 2 3

Затраты на строительство 2 2 2 3

Затраты на эксплуатацию 2 2 2 2

Экологические ущербы 1 1 1 1

Социальные эффекты 2 1 2 2

Градостроительные эффекты 2 1 2 2

Потребительская ценность объекта представляет собой доходную составляющую ценности объекта при его использовании (доход от аренды, выручка от использования и т.д.). Затраты на строительство и эксплуатацию объекта, это сметные затраты, определяемые стандартными методами. Экологические ущербы -ущербы и риски ущербов атмосфере, водным ресурсам, земле, недрам в процессе строительства и эксплуатации объекта. Социальные эффекты возникают у населения за счет получения дополнительных благ и трудоустройства. Градостроительные эффекты проявляются в городе за счет развития инфраструктуры, сбора налогов и др. Все перечисленные показатели имею стоимостной вид и должны учитываться в общем показателе аддитивным методом с учетом их знака и значимостей.

Численность населения города является стандартным, официально публикуемым показателем. Она учитывается в пределах 100-9000 тыс. чел. Среднедушевой денежный доход по регионам и городам России публикуется государственными статистическими органами и колеблется в городах от 1 до 20 тыс. руб/мес.. Плотность населения каждом конкретном районе города возможно вычислить по площади его территории и населению. Она составляет 1-20 тыс.

чел/км2. Удаленность от центра города - соотношение расстояния от центра к размеру города, где 0 - центр, 1 - граница города. Глубина участка недр от поверхности для городских объектов рассматривалась в пределах 5-500 м. Количество пользователей объекта показывает значение объекта для города. Это число ных пользователей, на которых рассчитан объект в течение одного года: 500-1000000 чел.

Анкета заполняется ведущими специалистами в области подземного градостроительства. Количество экспертов должно быть не менее 3 человек. Его увеличение способствует повышению точности лишь до некоторого предела (рекомендуется не более 15 человек). Рассматриваемая сфера достаточно специфичная и количество специалистов представляющих ее достаточно широко -ограниченно. Результаты оценок экспертов усред-някПервоначально осуществляется оценка влияния исходных показателей на составляющие ценности объекта для города. Она ведется по 4-х балльной шкале: 0 -влияние отсутствует, 1 - низкое влияние, 2 - среднее,

3 - высокое. Пример оценки влияния исходных факторов на потребительскую ценность подземного объекта для направления Паркинг показан в табл. 1. Оценка проводится по всем составляющим ценности создания подземного гражданского объекта (потребительская ценность, затраты на строительство и эксплуатацию и т.д.). Это позволяет построить экспертные зависимости указанных показателей от показателей исходных условий. Поскольку важность для города составляющих ценности объекта различна, эксперты должны оценить также их сравнительную значимость. Оценку предлагается проводить по 4балльной шкале: 0 - значимость отсутствует, 1 - низкая, 2 - средняя, 3 - высокая. Пример такой оценки показан в табл. 2.

В совокупности с оценкой по исходным показателям данная оценка позволяет построить зависимости ценности различных гражданских объектов для города и методику ее определения. Предложенный методический подход к экспертному определению ценности подземных гражданских объектов для города может быть применен при любых направлениях использования подземного пространства. Структура показателей также может уточняться во времени. Таким образом, анализ показателей эколого-экономической оценки использования городского подземного пространства для размещения гражданских объектов позволил сформировать методический подход к оценке значимости объектов для города, основанный на экспертной оценке. Данный подход позволяет выявлять зависимости ценности объектов для города от влияющих факторов и может быть использован для различных направлений использования ресурса.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Умнов Виталий Анатольевич - профессор, доктор экономических наук, Московский государственный горный университет. Рудяк Михаил Семенович— Московский государственный горный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.