Научная статья на тему 'Зависимость России от газотранспортной системы Украины и перспективы альтернативных трубопроводных маршрутов'

Зависимость России от газотранспортной системы Украины и перспективы альтернативных трубопроводных маршрутов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
392
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / Украина / транзит / газотранспортная система / «Северный поток» / Russia / Ukraine / transit / gas transportation system / Nord stream
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зависимость России от газотранспортной системы Украины и перспективы альтернативных трубопроводных маршрутов»

АНАЛИТИКА

УДК 339

Л. КОСИКОВА,

к.э.н. ведущий научный сотрудник Центра международной макроэкономики и внешнеэкономических связей Института экономики РАН e-mail: otchetgazprom@yandex.ru

L. KOSIKOVA,

candidate of economic Sciences, leading researcher at the Center for international macroeconomics and foreign economic relations of Institute of Economics RAS

Ключевые слова:

Россия, Украина, транзит, газотранспортная система, «Северный поток»

Keywords:

Russia, Ukraine, transit, gas transportation system, Nord stream

ЗАВИСИМОСТЬ РОССИИ ОТ ГАЗОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ТРУБОПРОВОДНЫХ МАРШРУТОВ

Украина получила в наследство от советского периода уникальную газотранспортную систему (ГТС), через которую до сих пор осуществляются основные объёмы поставок российского газа в Европу. В настоящее время внешнеэкономическая политика России и энергетическая стратегия «Газпрома» направлены на существенное снижение зависимости от украинского транзита, вплоть до полного отказа от него за счёт строительства газопроводов нового поколения в обход украинской территории с севера и юга. Но эта стратегия наталкивается на сопротивление как на Украине, не желающей терять положение страны — транзитёра газа и весомые доходы в бюджет по статье «экспорт услуг» (около 3% ВВП), так и со стороны ЕС и США, поддерживающих украинское руководство политически и экономически.

В этой связи существуют разные варианты альтернативных трубопроводных маршрутов, но сохраняется неопределённость в отношении конкретных объёмов экспортных поставок российского газа. Возможности частичного сохранения

транзита газа из России через Украину после прокладки новых трубопроводов в Европу обсуждаются, в том числе и на трёхстороннем уровне: Россия — Украина — Еврокомиссия. Тем не менее пока нет полной ясности в вопросе о том, смогут ли стороны достичь компромисса по объёмам прокачки газа и тарифам будущего транзита и как будет оптимизирована и модернизирована украинская газотранспортная система, если объёмы транзитного газа по украинскому направлению сохранятся на достаточно высоком уровне.

Преимущества и риски использования украинского трубопроводного маршрута при экспорте газа из России в Европу

Транзит газа из России в Европу через украинскую территорию имеет как свои неоспоримые преимущества, так и риски, резко возросшие после 2014 г., когда межгосударственные отношения двух стран вступили в фазу глубокого кризиса. Рассмотрим, во-первых, преимущества украинского экспортного маршрута. 1. Украинское направление экспорта лидирует по удельному весу в экспортных поставках газа в Европу среди других транзитных направлений как по проектной мощности газопроводов, так и по фактическому объёму прокачки газа (рис. 1.)

ГТС Украины — одна из наиболее развитых газотранспортных систем в мире. Она включает в себя 37,5 тыс. км газопроводов, в том числе 14 тыс. км трубопроводов большого диаметра (от 1020 до 1420 мм), 71 компрессорную станцию и 13 подземных хранилищ газа (ПХГ) с общим активным объёмом газа

гос ■

180 ■

160 ■

НО ■

I lid ■ с

| 100 ■ а.

i so

60 55 55

11

"Сесйрный "Северны i поток - 2" поток • 1"

Рис. 1. Транзитные каналы поставки российского газа в Европу, млрд куб. м 4/2018 Геоэкономика энергетики. Спецвыпуск 151

32 млрд куб. м. Пропускная способность системы на входе — 288 млрд куб. м газа в год, на выходе — 178 млрд куб. м, в том числе в страны Евросоюза — 142 млрд куб. м. газа (табл. 1.)

2. К началу эксплуатации украинской ГТС в составе Единой газопроводной системы в СССР это был кратчайший путь от основных месторождений газа в Западной Сибири (Надым — Пур — Тазовский регион) до границы с европейскими странами. Природный газ из России поступает на Украину по 22 маги-

Таблица 1

Пропускная способность экспортных газопроводов, проходящих по территории Украины1

Газопроводы через Украину Мощность на выходе (млрд куб м/год) Направление экспорта

Оренбург-Западная граница СССР (Ужгород) - «СОЮЗ» 26 Словакия, Чехия, Австрия, Германия, Франция, Швейцария, Словения, Италия

Уренгой- Помары — Ужгород 28 Словакия, Чехия, Австрия, Германия, Франция, Швейцария, Словения, Италия

Ямбург — Западная граница (Ужгород) — «ПРОГРЕСС» 26 Словакия, Чехия, Австрия, Германия, Франция, Швейцария, Словения, Италия

Долина —Ужгород — 2 нитки 17 Словакия, Чехия, Австрия, Германия, Франция, Швейцария, Словения, Италия

Комарно — Дроздовичи 5 Польша

Ужгород — Берегово 13 Венгрия, Сербия, Босния

Хуст — Сату — Маре 2 Румыния

Ананьев — Тирасполь — Измаил, Шебелинка — Измаил 3 нитки 25 Румыния, Болгария, Греция, Турция, Македония

Всего через Украину 142

1 East European Gas Analysis // URL: www/eegas.com 152 Геоэкономика энергетики. Спецвыпуск

стральным газопроводам («Союз», «Прогресс», Уренгой — Помары — Ужгород и др.), а выходит за пределы Украины по 15 газовым магистралям.

3. На территории Украины различают две основные ветки транзитных газопроводов: западная и южная. Они одновременно обеспечивают поставки газа и в Центральную и Восточную, а также Западную Европу (западная ветка) и транзит газа в Молдавию, Южную Европу, на Балканы и в Турцию.

Таким образом, логистика украинской системы газопроводов исключительно благоприятная. К этому следует добавить и другие преимущества.

4. Уникальные подземные хранилища газа, оборудованные в природных пустотах Прикарпатья. Эти хранилища служат запасниками газа для смягчения сезонных пиков потребления в Европе. Летом в них закачивают газ, в зимой отбирают необходимые объёмы в зависимости от потребностей.

5. Большая пропускная способность ГТС на выходе — свыше 140 млрд куб. м газа только для стран Европы.

6. После распада СССР украинское направление транзита долгие годы было экономически выгодным, поэтому Россия и не стремилась снижать зависимость от Украины при экспорте газа в Европу, так как начиная с 1994 г. действовала межгосударственная бартерная схема поставок «газ — транзит», позволявшая обеим странам существенно экономить валютные средства. По этим схемам стоимость транзитного газа, прокачанного в Европу, для российского «Газпрома» засчитывалась в стоимость поставок газа для внутренних нужд Украины2. Межгосударственный бартер действовал вплоть до 2009 г. В тот период объёмы транзита газа в среднем в год составляли 110—120 млрд куб. м, что приносило Украине как стране-транзитёру ежегодный доход в 1,5—2 млрд долл. Эта сумма позволяла импортировать из России ежегодно, без оплаты в валюте, от 30 до 40 млрд куб м газа для внутреннего потребления (по расчётной цене 50 долл. за 1000 куб м). Общий объём импорта газа на Украину при этом состоял как бы из двух частей:

• поставки, за которые она расплачивалась услугами по транзиту (тот самый бартер, не требовавший денежных затрат);

• коммерческие поставки газа — остальной объём необходимого импорта, за который нужно было платить.

Первоначально схема бартера «газ — транзит» имела исключительно положительное значение. Она помогала развязать проблему неплатежей, Украина гарантированно получала газ и не стремилась снизить объёмы его закупок в России. «Газпром» имел безусловную экономию на своих транзитных расходах, так как оплачивал их не в валюте, а натуральными поставками. Но с другой стороны, эта схема, будучи непрозрачной, породила целый комплекс проблем в дву-

2 Косикова Л. С. Транзитная зависимость // Прямые инвестиции. 2011. № 12. С. 30—36. 4/2018 Геоэкономика энергетики. Спецвыпуск 153

сторонних отношениях: воровство газа из транзитных экспортных газопроводов («несанкционированный отбор» — эвфемизм эпохи воровства); необоснованное повышение тарифов на транзит; незаконный реэкспорт российского газа европейским потребителям и, таким образом стимулировала рост теневой экономики как в России, так и на Украине.

Крупной проблемой стали хронические «газовые долги» со стороны Украины перед российским «Газпромом» за оплату коммерческой части поставок. Долги периодически накапливались и также периодически реструктурировались, а сумма задолженности доходила до 1,5—2 млрд долл. Украинская сторона много лет не возвращала долги за импортируемый газ ни в товарной, ни в валютной форме, ни собственностью. Российская казна недосчиталась сотен миллионов долларов из-за недобора налогов с продажи газа Украине, так как «Газпром» добился для себя льгот по их неуплате в федеральный бюджет, мотивируя свою позицию тем, что его поставки не оплачиваются «живыми» деньгами*.

Несмотря на указанные издержки, схема «газ — за транзит» сохранялась почти 15 лет (до 2009 г.), что свидетельствует о наличии мощных групповых интересов и с украинской, и с российской стороны, лоббировавшихся на самом высоком уровне. И только в 2009 г. впервые перешли к новым принципам отношений в сфере «газового» сотрудничества3. Было заключено российско-украинское долгосрочное соглашение по газу на период 2009—2019 гг. Главным в нём стали два аспекта:

1. Отказ от услуг фирм—посредников в торговле газом и переход к прямым поставкам;

2. Принцип разделения контрактов (один контракт на поставки газа для нужд Украины и второй — на транзит газа через украинскую ГТС в Европу).

Оба контракта в рамках долгосрочного соглашения по газу подписали с российской стороны — «Газпром», а со стороны Украины — «Нафтогаз». Оператором транзитных поставок в Европу стала дочерняя компания «Нафтогаза» — «Укр-трансгаз».

К настоящему времени преимущества использования украинского трубопроводного маршрута для экспорта российского газа в Европу сильно девальвировали. При этом возникли многочисленные риски использования ГТС Украины — геополитические, эксплуатационные, финансово-экономические, а именно:

3 Косикова Л. С. Российско-украинские отношения в «газовой» сфере: анатомия конфликтов // Российский экономический журнал. 2011. № 5. С. 62—75.

* Косвенно о размерах потерь России на государственном уровне свидетельствует тот факт, что «Газпром» не принял от «Нафтогаза» в качестве оплаты газовых долгов специально выпущенные облигации на сумму долга в 1,4 млрд долл. так как ему пришлось бы внести в федеральный бюджет РФ разовый налоговый платёж в размере 700 млн долл.

1. ГТС сильно изношена в техническом отношении, она требует срочной модернизации и, соответственно, крупных капиталовложений. Между тем в необходимом объёме работы по модернизации Украина не проводит.

2. В условиях межгосударственного конфликта из-за Крыма и Донбасса, ведения локальных военных действий на юго-восток Украины существует опасность взрывов на линиях газопроводов.

3. «Нафтогаз Украины» в одностороннем порядке повышает для «Газпрома» тарифы на транзит, без достаточных экономических обоснований, руководствуясь только своим желанием компенсировать повышенными тарифами резкое снижение объёмов прокачки газа и, соответственно, «выпадающие» доходы, или недополученную прибыль.

4. «Газпром» столкнулся с многочисленными финансовыми претензиями со стороны «Нафтогаза» и требованиями пересмотреть условия пока ещё действующих контрактов на транзит и на поставки газа Украине от 2009 г., срок которых истекает только 1 января 2020 г. Исковые требования украинской компании «Нафтогаз» уже рассматривались в Стокгольмском арбитраже, и решения были вынесены не в пользу России. Запад сейчас явно подыгрывает Украине, а «Газпром» несёт убытки. Более того, есть реальная угроза ареста активов «Газпрома» за рубежом.

5. Украина требует допустить к своей «трубе» поставщиков газа из государств Центральной Азии, а также другие добывающие компании из России. Но это нарушает монополию «Газпрома» на экспорт и пока что запрещено российским законодательством.

Уязвимость ГТС Украины на перспективу заключается ещё и в том, что этот трубопроводный маршрут был оптимальным по логистике и экономически низкозатратным для поставок газа с месторождений региона Надым — Пур — Таза. Однако добыча в этом газоносном регионе Западной Сибири вошла в стадию естественного падения. Его доля в добыче газа на территории России снизится к 2020 г. примерно до 64—60% против 87% в настоящее время. Новая производственная база, которая будет обеспечивать прирост добычи газа в России, находится на полуострове Ямал. Другими крупными центрами газодобычи будут Штокмановское месторождение на шельфе Баренцева моря и Ковыктин-ское в Иркутской области (последнее разрабатывается с учётом поставок газа в Китай).

Основные импортёры российского газа сейчас находятся в Северо-Западной Европе. Поэтому для оптимизации маршрутов поставок газа европейским потребителям с будущих главных центров их производства были построены новые газопроводы: Бованенково — Ухта, Ухта — Торжок, с ответвлением на Грязовец и соединением с морским трубопроводом «Северный поток — 1». Этот новый логистический коридор, как запланировано, обеспечит на 40—50 лет наиболее

короткий и экономичный способ доставки российского газа с северных месторождений напрямую на рынки Германии.

Итак, украинский транзит постепенно утрачивает свои прежние преимущества, как основной маршрут газа из России в Европу. После распада СССР на него приходилось более 90% объёмов экспортных поставок газа из России. После ввода в эксплуатацию газопровода «Ямал — Европа», проложенного через Белоруссию в Польшу, и морского газопровода «Голубой поток» в Турцию доля Украины в транзите газа на экспорт сократилась до 75%. С началом эксплуатации трубопровода «Северный поток», проложенного напрямую до Германии по дну Балтийского моря, доля Украины снизилась уже примерно до 44%. Если Россия запустит альтернативные газопроводы «Северный поток — 2» и «Турецкий поток», как это намечено, к началу 2020 г., то транзит газа по территории Украины упадёт до 10—15% от всего российского экспорта.

Объёмы и стоимость поставок газа через Украину. Потери «Газпрома»

Транзитные поставки газа через Украину в последнее десятилетие были значительно ниже проектной мощности ГТС. Тем не менее их доля в экспорте российского газа в Европу остаётся достаточно высокой — на уровне 43—44% (2017 г.), что свидетельствует о важности украинского маршрута.

млрд куб. М ™— V* ростаУпадения

Рис. 2. Динамика транзитного газа через ГТС Украины, млрд куб.м 156 Геоэкономика энергетики. Спецвыпуск 4/2018

С момента заключения долгосрочного соглашения о транзите газа между Россией и Украиной в 2009 г., объёмы транзита колебались в среднем в пределах от 80 до 100 млрд куб. м в год (рис. 2.).

Максимальный объём прокачки газа через украинскую ГТС достигал 104,2 млрд куб. м в 2011 г., однако после введения в эксплуатацию в том же году морского трубопровода «Северный поток» транзит через Украину резко сократился — примерно до 84—86 млрд куб. м в год за период 2012—2013 гг.

Начиная с кризисного 2014 г. транзит стремительно сокращался, упав до минимального объёма в 62,2 млрд куб. м газа в год, и только после 2016 г. наметилась тенденция к росту поставок.

В 2017 г. «Газпром» прокачал через украинскую ГТС рекордный объём газа — 93,4 млрд куб. м, в том числе, 90,7 млрд куб. м в страны ЕС и 2,7 млрд куб. м — в Молдавию (Приднестровье). В 2018 г. за 8 месяцев поставки опять немного снизились — на 6% к аналогичному периоду 2017 г. и составили 58,2 млрд куб. м (данные «Укртрансгаза»). Объём газа в подземных хранилищах на 31 августа был достаточным с точки зрения технических требований и составлял 14,6 млрд куб. м4.

Доходы Украины от транзита российского газа оценивают примерно в 2,5—3 млрд долл. в год, или около 3% ВВП. Учитывая, что дефицит счета текущих операций на Украине составляет примерно 3—4 млрд долл. в год, выпадение экспорта услуг на 3 млрд долл. приведёт к усилению дефицита платежного баланса, который и так уже третий год подряд сводится с профицитом. В расчёте на курсовую динамику это будет означать примерно 1,5—2 гривны дополнительной девальвации национальной валюты.

Как показали расчёты «Нафтогаза» по результатам девять месяцев 2017 г., отсутствие транзита привело бы к сокращению налоговых поступлений из подотчётных ему предприятий на 24,9 млрд грн. (с фактических 91,6 млрд до 66,7 млрд грн.). Помимо этого, отсутствие транзита привело бы к тому, что все затраты на содержание ГТС легли бы на плечи компании «Укртрансгаз», но только без адекватных рыночных компенсаторов. Как показывает отчёт этой компании за январь — сентябрь 2017 г., затраты на операционную деятельность составили 36 млрд грн. Кроме того, аналитики «Нафтогаза» подсчитали, что при подобном раскладе государству пришлось бы субсидировать содержание ГТС в размере 5 млрд грн. в год5.

Но не только потери транзитных доходов могут нанести ущерб украинской экономике. Газ, идущий по «Северному потоку» в Европу, Украине станет

4 Транзит российского газа через Украину за 8 месяцев сократился на 6% // URL: https://investfUture. ru/news/id/

5 Динамика транзита российского газа через Украину // URL: http://zet.in.ua/statistika-2/ 4/2018 Геоэкономика энергетики. Спецвыпуск 157

покупать гораздо сложнее. В настоящее время российского газа, вышедшего с украинской границы, достаточно для реверсных поставок на Украину. Но если транзитные поставки прекратятся, то трубопроводных мощностей в европейской газотранспортной системе не хватит для прокачки газа из «Северного потока» в Восточную Европу, откуда сегодня идут реверсные поставки на Украину, а конкретно из Словакии, Польши, Венгрии и Румынии.

Ни для кого не секрет, что весь реверсный газ — это российский газ.

Как российский газ становится европейским?

Государства Центральной и Восточной Европы покупают у России газ по системе «бери или плати» в объёмах, превышающих потребности собственного энергобаланса и выгодно перепродают Украине неиспользованный объём. Российский газ пересекает границу Украины со странами ЕС, оформляется как европейский и тут же через отдельный газопровод идёт на Украину. Совокупный реверс из стран ЕС составил в 2017 г. 12 млрд куб. м, а максимально может быть увеличен до 19,7 млрд куб. м в год. Пропускная способность газопроводов, обеспечивающих реверс, распределяется по странам следующим образом: Словакия — 10, Венгрия — 6,1, Польша и Румыния — каждая до 1,8 млрд куб. м в год.

Для компенсации финансовых потерь от снижения объёмов транзита Киев намерен после истечения срока нынешнего контракта (конец 2019 г.) существенно повысить тарифы на транзит газа — с 2,5 долл. до 4,5 долл. за 1000 куб. м газа на 100 км его транспортировки (табл. 2).

Глава компании «Нафтогаз» А. Коболев ещё в 2016 г. обозначил «стратегической задачей» сохранение дохода от транзита российского газа на уровне 2 млрд долл. в случае запуска «Северного потока — 2»6.

Политика России по снижению транзитной зависимости. Строительство новых трубопроводов в обход Украины

«Газпром» давно искал пути обхода украинской ГТС для снижения своей зависимости от Киева. Впервые этот вопрос остро встал после прихода к власти на Украине «оранжевой» власти президента В. Ющенко, которая стала проводить открытую антироссийскую политику. При В. Ющенко разгорелась первая «газовая война» в 2006 г., в результате которой на короткий срок был приостановлен транзит российского газа в Европу. Вторая «газовая война» между Москвой и Киевом датируется 2009 г., и хотя это был кратковременный эпизод, он негативно сказался на репутации «Газпрома». Ведь надёжность поставок газа из России в ЕС во многом определяется стабильностью его транзита через Украину.

6 «Газпром» будет строить «Северный поток — 2» без иностранцев // URL: http://news-nsk.com/ severnxj-potok-2-poslednie-novosti.html

Таблица 2

Поставки газа в Украину из России и стран ЕС *

Годы Импорт, всего, млрд куб. м Импорт из России**, млрд куб. м Средняя цена РФ, долл./ 1000 куб. м Импорт из ЕС (реверс), млрд куб. м Средняя цена ЕС, долл./ 1000 куб. м

2012 33 32,88 426 0,1 -

2013 28 25,84 413,5 2,1 400-410

2014 19,5 14,46 331 5,0 356

2015 16,4 7,8 330-269 10,3 285

2016 11,8 2,39 - для ЛНРиДНР 167,57 11,8 нет данных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2017 12,0 1,58 - в ЛНР/ ДНР - 12,0 нет данных

К настоящему времени стратегия снижения транзитной зависимости «Газпрома» окончательно утвердилась. Гарантией надёжного снабжения стран ЕС российским газом, даже в случае полного изъятия из транзитной схемы Украины с её устаревшей ГТС, должна стать диверсификация маршрутов поставок. Она уже достаточно успешно реализуется путём строительства альтернативных газопроводов из России в страны Европы, несмотря на западные санкции и коллективное давление на «Газпром» со стороны ЕС и США.

Альтернативные трубопроводы — это газопроводы нового поколения, в основном морские, которые прокладываются в обход территории Украины, как с севера, так и с юга.

Газопровод «Северный поток» (СП) проложен по дну Балтийского моря для прямых поставок газа из России в Германию. Мощность двух веток СП составляет 55 млрд куб. м в год.

7 А. Миллер рассказал об условиях поставок газа Украине // URL: www.km.ru/economics/2016/06/ * Составлено автором по данным Нафтогаз Украины, Госстат Украины, Минфин Украины, Фонд национальной энергетической безопасности, российские СМИ.

** Имеется в виду импорт у «Газпрома» по долгосрочному соглашению от 2009 г.

В 2011 г. была введена в эксплуатацию первая очередь, снизившая объёмы прокачки через Украину примерно на 25 млрд куб. м в год. Этот газопровод очень выгоден для Германии, которая становится одним из ключевых газовых игроков на европейском континенте. Через неё можно будет поставлять газ не только в страны Западной, Центральной и Южной, но и Восточной Европы. На сегодняшний день транзит газа через «Северный поток — 1» и газопровод Opal в Чехию стоит дешевле, чем транзит через Украину и Словакию.

Газопровод «Северный поток — 2» (СП-2) — новый маршрут, который пройдёт из Ленинградской области (район Выборга) по дну Балтийского моря в Германию (район Грайфсвальда). Планируемый срок ввода СП-2 в эксплуатацию как раз совпадает со сроком окончания транзитного контракта между «Газпромом» и «Нафтогазом» — конец 2019 г. «Газпром» уже привлёк западных инвесторов: BASF/Wintershall, ENGIE, Uniper, OMV, Shell. Стоимость СП-2 составляет 9,9 млрд евро, планируемый срок окупаемости — девять лет. В настоящее время продолжается согласование прокладки газопровода через территориальные воды транзитных стран. Заявки на прокладку газопровода по своей территории согласовали Германия, Швеция, Финляндия и Россия. Осталось получить разрешение у Дании.

Запланированная мощность СП-2 — также 55 млрд куб. м в год. В итоге «Северный поток» и «Северный поток — 2» смогут поставлять в ЕС 110 млрд куб. м газа. По заявлению главы «Газпрома» А. Миллера, поставки газа из России в Германию по «Северному потоку — 2» обойдутся в 2 раза дешевле, чем через Украину8.

Против реализации проекта выступает в первую очередь сама Украина, которая опасается потери статуса страны—транзитёра российского газа. Её активно поддерживают США, оказывающие давление и на партнёров в ЕС, но по другой причине: страна заинтересована в поставках в Европу собственного сжиженного природного газа (СПГ). Естественно, что сателлиты США в Восточной Европе — Польша и страны Балтии — также выступают в числе противников. Но твёрдая позиция Германии, которая крайне заинтересована в увеличении импорта газа напрямую из России, позволяет рассчитывать на успех реализации СП-2 к 2020 г.

Газопровод «Турецкий поток» строится для обхода территории Украины на южном направлении экспортных поставок газа. «Турецкий поток» будет состоять из двух ниток, каждая мощностью прокачки 15,75 млрд куб. м в год, ввод в эксплуатацию которых ожидается к 30 декабря 2019 г. Общая производительность газопровода составит 31,5 млрд куб. м газа в год с возможностью расширения до четырёх ниток на общую ёмкость 63 млрд куб. м.

8 Почему «Газпром» хочет отказаться от транзита газа через Украину // URL: http://www.profi-forex.org/novosti-mira/entry1008293823.html

Рис. 3. Морские газопроводы «Северный поток» и «Северный поток - 2» по дну Балтийского моря из России в Германию9

Рис. 4. Газопровод «Турецкий поток» по дну Черного моря из России в Турцию 10

'Морские газопроводы «Северный поток» и «Северный поток — 2» по дну Балтийского моря из России в Германию // URL: http://rusdozor.ru/2016/08/07/severnyj-potok-2-vzglyad-iz-ssha/

10 Газопровод «Турецкий поток». Экспорт газа в Турцию, Южную и Юго-Восточную Европу // URL: http://www.gazprom.ru/projects/turk-stream/

История строительства данного газопровода весьма сложная, она вобрала в себя в том числе и непростые периоды отношений между Россией и Турцией. Но, на сегодняшний день экономическая выгода для всех стран вышла на первый план перед политикой, и строительство продолжается полным ходом.

Строительство морского участка началось в мае 2017 г. Первая нитка российской части газопровода, начинающаяся примерно в районе Анапы (компрессорная станция «Русская»), по дну Чёрного моря достигла территории Турции уже 5 ноября11. Поставки российского газа по первой нитке будут осуществляться турецким потребителям, а по второй, пока ещё строящейся нитке, природный газ доставят на границу Турции и ЕС, где планируется организовать точку сдачи.

С вводом второй ветки «Турецкого потока» Турция станет транзитной территорией для последующей поставки газа на юг и юго-восток Европы, и сейчас согласовывается конкретный маршрут движения, после чего начинается строительство. Запланировано, что вторая нитка будет сдана для эксплуатации в 2019 г. Пока существуют два варианта сухопутного маршрута газа: через территории Болгарии и Сербии или через Грецию и Италию.

15 мая 2018 г. в Москве прошла встреча главы «Газпрома» А. Миллера и министра энергетики Болгарии Т. Петковой. Представители стран обсудили между собой вопрос потенциального прохождения газопровода через Болгарию. Напомним, что идея «Турецкого потока» как альтернативы «Южного потока» возникла в своё время не в последнюю очередь, «благодаря» тому, что Болгария не разрешила осуществлять транзит газа по территории своего государства.

Следует подчеркнуть, что маршрут «Турецкого потока» проходит по дну Черного моря и по территории Турции, которая не является государством-членом ЕС, поэтому весь трубопровод не попадает под европейское регулирование (действие третьего Энергопакета). Этот трубопроводный маршрут может стать альтернативой Трансбалканскому газопроводу, прежде всего, в силу своей экономичности. Стоимость доставки газа для Турции будет ниже в 4-5 раз по сравнению с его поставками по Трансбалканскому маршруту, для Греции и Италии - дешевле в 4,3-5,7 раза, а для Венгрии — в 1,6-2,7 раза12.

Обходные трубопроводы «Турецкий поток» - на юге и «Северный поток - 2» - на севере после их ввода в эксплуатацию на запланированную мощность, теоретически позволяют отказаться от транзитных услуг Украины, чего Евросоюз старается не допустить по политическим соображениям.

Позиция европейских политиков в отношении строительства из России газопроводов в обход Украины неоднозначна. В целом ЕС видит эту страну и в пер-

11 Строительство проекта газопровода «Турецкий поток» идет по графику // URL: http://proekt-gaz.ru/news/

12 Что потеряет Россия, если откажется от газопроводов в обход Украины // URL: https://eadaily. com/ru/news/2017/

спективе в качестве транзитёра поставок российского газа в ЕС. Такая позиция объясняется принципом «европейской солидарности». Напомним, что Украина находится с ЕС в отношениях «евроассоциации» (Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной было подписано в июне 2014 г.), и это требует со стороны полноправных государств-членов Евросоюза политической и экономической поддержки своего «восточного партнёра». Поэтому вопросы энергетического сотрудничества России с ЕС и соседними странами СНГ, участвующими в программе ЕС «Восточное партнёрство» (Украина, Молдавия, Белоруссия, Армения, Грузия, Азербайджан) крайне политизированы, что порою мешает найти правильное решение, исходя из чисто технологических и экономических соображений.

Сценарии сохранения украинского газового транзита после 2019 г. Перспективы нового транзитного договора между Россией и Украиной

Транзитные поставки газа из России в Европу через Украину осуществляются в настоящее время по двустороннему Соглашению о транзите, заключённому между «Газпромом» и «Нафтогазом» в 2009 г., сроком на 10 лет. До 1 января 2010 г., когда истекает срок соглашения, остаётся чуть более года, и стороны должны заранее определиться, как выстраивать отношения в сфере «газ - транзит» на перспективу. Компромисс должен быть найден в ситуации крайне обострённых двусторонних отношений между Россией и Украиной, а также в неблагоприятном для России международном контексте, связанном с неурегулированностью российско-украинского конфликта и коллективным давлением Запада.

Проведённый анализ экспертных мнений по данному вопросу показал, что существует огромный разброс в оценках. Они существенно расходятся как относительно самой возможности сохранения в перспективе украинского транзитного направления при экспорте газа из России в Европу, так и в отношении будущих объёмов прокачки газа через украинскую ГТС. Между тем от того, в каком масштабе сохранится транзит, зависят и другие параметры будущего транзитного договора, в частности, тарифы на прокачку.

В обобщённом виде можно представить следующие сценарные прогнозы транзита газа из России в Европу через Украину после 2019 г.

Сценарий № 1. Полный отказ от украинского транзита за счёт перераспределения объёмов прокачки газа в пользу обходных трубопроводов, экономически более выгодных.

«Газпром» может не продлить нынешний контракт с «Нафтогазом» или не подписывать новый контракт на транзит газа через Украину после 2019 г. на невыгодных для себя экономических условиях, если тариф на прокачку будет

выше, чем по газопроводу «Северный поток — 2». В этом случае Украина гипотетически может совсем лишиться транзита (его объём станет равным нулю).

О вероятности такого сценария глава «Газпрома» А. Миллер заявлял ещё в 2016 г., когда Стокгольмский арбитраж вынес несправедливое, по мнению российской газовой монополии, решение взыскать с «Газпрома» денежные средства за пониженные объёмы прокачки и упущенную выгоду «Нафтогаза».

На сегодняшний день (конец 2018 г.) такой сценарий, однако, представляется маловероятным:

Во-первых, нет уверенности, что «Северный поток — 2» будет введён в эксплуатацию к началу 2020 г. а, следовательно, украинская «труба» окажется ещё необходимой при растущих объёмах экспорта газа в ЕС.

Во-вторых, категоричную позицию «Газпрома» подкорректировали на самом высоком уровне. Президент России В. В. Путин после встреч с канцлером ФРГ А. Меркель обещал, что какой-то объём транзита через Украину будет обязательно оставлен и после 2019 г. А. Меркель настаивала на цифре не менее 30 млрд куб. м в год — такой объём транзита газа нужен минимально, чтобы украинская «труба» была рентабельной в эксплуатации. Вопрос сохранения украинского транзита стал основным требованием Германии к России, без выполнения которого немецкая сторона не давала согласия на начало строительства «Северного потока — 2».

Сейчас уже разрешение от ФРГ на строительство СП-2 получено, и Россия должна выполнять обещания по прокачке газа через Украину.

Сценарий № 2. Сохранение транзита в минимальном объёме и только на одном, центральном участке — 10—15 млрд куб. м в год, исключительно для поставок газа в соседние с Украиной страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).

Такое предложение «Газпром» делал в апреле 2017 г. Расчёты по объёмам исходят из предположения, что обходные газопроводы с севера («Северный поток» и «Северный поток — 2») полностью вытеснят транзит, идущий сейчас через ГТС Украины в западном направлении, а вторая очередь «Турецкого потока» обеспечит объём прокачки газа, осуществляемого в настоящее время по южному направлению ГТС на Балканы, в Молдавию, Турцию. В этом случае придётся законсервировать Трансбалканское направление украинской «трубы».

Вероятность такого сценария с точки зрения интересов российского «Газпрома» достаточно высока, хотя его реализация стала бы возможной не к началу 2020 г., а после 2022—2025 гг., поскольку вторая очередь Турецкого потока до 2020 г. ещё не будет готова. Однако следует учитывать, что Украина и её покровители в ЕС и США будут этому всячески препятствовать, и на подобных условиях новый транзитный контракт вряд ли будет подписан. Такие объёмы транзита не дадут Украине доходов, необходимых для поддержания даже центрального участка своей ГТС в рабочем состоянии. Кроме того, при таком

сценарии транзитных поставок государства ЦВЕ не смогут осуществлять реверс газа на Украину.

Сценарий № 3. Сохранение транзита газа через Украину «по остаточному принципу» — в объёме не более 22 млрд куб. м в год.

Расчётный объём по такому сценарию сделал оппозиционный украинский политик В. Медведчук. Он исходил из того, что максимальный объём транзита через Украину в 2017 г. составил почти 94 млрд куб. м. Далее расчёт по принципу «вычитания». Если будет запущен «Северный поток — 2», он перетянет на себя 55 млрд куб. м, «Турецкий поток — 1» — ещё более 16 млрд куб. м, итого на украинское направление транзита останется всего 22 млрд куб. м. Прокачка столь малых объёмов газа является не только экономически нецелесообразной, но и технически невозможной. Главное условие реализации этого сценария — «Газпром» должен вовремя ввести в строй обходные трубопроводы.

Сценарий № 4. Сохранение транзита на уровне, обеспечивающем рентабельность украинской газотранспортной системы — не менее 60 млрд куб м газа в год.

Это устраивающий Украину сценарий на кратковременную перспективу. Для этого украинское руководство всячески препятствует строительству «Северного потока — 2», мощность которого примерно соответствует указанному объёму транзита. В противодействии проекту СП-2 украинской стороне оказывают поддержку США, Польша, страны Балтии. Небольшая вероятность реализации такого сценария всё ещё существует, поскольку не все разрешения на строительство СП-2 получены.

Кроме того, Украина изменила внутреннее законодательство, ранее запрещавшее приватизацию украинской ГТС — главного национального достояния, и теперь ищет иностранных инвесторов на покупку 49% пакета акций своей газотранспортной системы за сумму в 7 млрд долл.

Сценарий № 5. Украина сохраняет на долгосрочную перспективу максимально возможный и наиболее желательный для неё объём транзита природного газа — около 110—140 млрд куб. м в год и модернизирует ГТС.

Этот сценарий постоянно озвучивают официальные представители Киеву, делая акцент на том, что модернизировать и сохранять ГТС Украины выгоднее, чем вкладывать огромные средства в обходные трубопроводы, тем более морские, что небезопасно с точки зрения экологии Балтийского и Чёрного морей. Объём транзита в 110—140 млрд куб. м при прогнозах роста спроса на газ в Европе к 2025—2030 гг. выглядит не таким уж фантастическим. Но источники поставок газа, какими их видит украинская сторона, весьма сомнительны:

во-первых, предлагается России продолжать транзит;

во-вторых — допустить в транзитные трубопроводы «Газпрома» независимые добывающие компании, а также разрешить прокачку газа по российской «трубе» газодобывающим государствам Центральной Азии (Узбекистан, Казахстан, Туркмения).

Очевидно, компромиссным вариантом для начала переговоров по новому транзитному соглашению между Россией и Украиной, которое предстоит подписать в канун 2020 г., мог бы стать объём газа в 30 млрд куб. м в год из России и разрешение на реверс из стран Европы, получающих газ по трубопроводам, идущим из Германии и Австрии.

Предстоит также определиться со сроками действия нового транзитного контракта. По всей вероятности, могут рассматриваться два варианта транзитных соглашений.

Первый вариант — заключить промежуточное, среднесрочное соглашение — начиная с 2020 г. и до момента завершения строительства и начала эксплуатации на полную мощность альтернативных трубопроводов в обход Украины, поскольку вряд ли они заработают в полномасштабном режиме уже в начале 2020 г.

Второй вариант — долгосрочное соглашение о транзите, учитывающее новую конфигурацию газотранспортной системы не только России, но и Евросоюза, плюс фактор начала поставок сжиженного газа из США. Здесь ещё добавляется «польский фактор», так как Польша не намерена продлевать с Россией контракт на транзит газа по своей территории (газопровод Ямал — Западная Европа, через Белоруссию и Польшу), а срок этого контракта истекает в марте 2020 г.

Нет сомнений и в том, что переговоры по новым транзитным контрактам России придётся вести не только с Украиной и Польшей, но и с Еврокомиссией. В вопросах газового сотрудничества уже не первый год складывается обязательный «треугольник» отношений: Россия —постсоветские государства — Евросоюз, и без кураторов из Брюсселя и Вашингтона, по-видимому, не обойтись.

Список литературы

А. Миллер рассказал об условиях поставок газа Украине // URL: www.km.ru/ economics/2016/06/

[A. Miller rasskazal ob usloviyah postavok gaza Ukraine // URL: www.km.ru/ economics/2016/06/]

«Газпром» будет строить «Северный поток — 2» без иностранцев // URL: http:// news-nsk.com/severnyj-potok-2-poslednie-novosti.html

[«Gazprom» budet stroit' «Severnyj potok — 2» bez inostrancev // URL: http://news-nsk. com/severnyj-potok-2-poslednie-novosti.html]

Газопровод «Турецкий поток». Экспорт газа в Турцию, Южную и Юго-Восточную Европу // URL: http://www.gazprom.ru/projects/turk-stream/

[Gazoprovod «Tureckij potok». EHksport gaza v Turciyu, YUzhnuyu i YUgo-Vostochnuyu Evropu // URL: http://www.gazprom.ru/projects/turk-stream/]

Динамика транзита российского газа через Украину // URL: http://zet.in.ua/ statistika-2/

[Dinamika tranzita rossijskogo gaza cherez Ukrainu // URL: http://zet.in.ua/statistika-2/] Косикова Л. С. Российско-украинские отношения в «газовой» сфере: анатомия конфликтов // Российский экономический журнал. 2011. № 5. С. 62—75.

[Kosikova L. S. Rossijsko-ukrainskie otnosheniya v «gazovoj» sfere: anatomiya konfliktov // Rossijskij ehkonomicheskij zhurnal. 2011. № 5. S. 62—75]

Косикова Л. С. Транзитная зависимость // Прямые инвестиции. 2011. № 12. С. 30-36.

[Kosikova L. S. Tranzitnaya zavisimost' // Pryamye investicii. 2011. № 12. S. 30-36] Морские газопроводы «Северный поток» и «Северный поток - 2» по дну Балтийского моря из России в Германию // URL: http://rusdozor.ru/2016/08/07/severnyj-potok-2-vzglyad-iz-ssha/

[Morskie gazoprovody «Severnyj potok» i «Severnyj potok — 2» po dnu Baltijskogo morya iz Rossii v Germaniyu // URL: http://rusdozor.ru/2016/08/07/severnyj-potok-2-vzglyad-iz-ssha/]

Почему «Газпром» хочет отказаться от транзита газа через Украину // URL: http:// www.profi-forex.org/novosti-mira/entry1008293823.html

[Pochemu «Gazprom» hochet otkazat'sya ot tranzita gaza cherez Ukrainu // URL: http:// www.profi-forex.org/novosti-mira/entry1008293823.html]

Строительство проекта газопровода «Турецкий поток» идет по графику // URL: http://proekt-gaz.ru/news/

[Stroitel'stvo proekta gazoprovoda «Tureckij potok» idet po grafiku // URL: http://proekt-gaz.ru/news/]

Транзит российского газа через Украину за 8 месяцев сократился на 6% // URL: https://investfuture.ru/news/id/

[Tranzit rossijskogo gaza cherez Ukrainu za 8 mesyacev sokratilsya na 6% // URL: https:// investfuture.ru/news/id/]

Что потеряет Россия, если откажется от газопроводов в обход Украины // URL: https://eadaily.com/ru/news/2017/

[CHto poteryaet Rossiya, esli otkazhetsya ot gazoprovodov v obhod Ukrainy // URL: https://eadaily.com/ru/news/2017/]

East European Gas Analysis // URL: www/eegas.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.