Л.П. Товкун
доцент кафедры медико-биологических дисциплин и валеологии, к.и.н.,
Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Скороды
L.P. Tovkun
associate professor of biomedical disciplines and valeology Pereyaslav-Khmelnitsky State Pedagogical University Named after Hryhoriy Scovoroda (valeologiya406@mail. ru)
ЗАВИСИМОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ОТ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
Аннотация. В статье рассмотрено влияние взаимоотношений между членами семьи на психическое здоровье детей. В результате исследования установлено, что взаимоотношения ребенка с родителями есть одними из важных условий его психического развития и здоровья, формирования его будущей личности.
Annotation. The article discusses the impact of the relationship between family members on the mental health of children. The study found that the relationship between the child, parents have some of the important conditions for its development and mental health, the formation of his future personality.
Ключевые слова: психическое здоровье, дети, родители, семья, взаимоотношения.
Key words: mental health, children, parents, family, relationships.
Проблема психического здоровья - объект многочисленных исследований ученных разных стран. ВООЗ констатирует, что нарушения психического здоровья среди детей и молодежи с каждым годом возрастают [9, с. 148].
Современная ситуация в мире ставит высокие требования к психической функции человеческого организма. Нынешние неблагоприятные социальные, психологические и экономические факторы в Украине есть причинами, которые приводят к психическому перенапряжению и могут вызвать нарушения в психическом состоянии человека и обусловить возникновение нервно-психических заболеваний. Статистика свидетельствует, что за последние десятилетие на 16,7% возросло количество детей с нарушениями психики и поведения. Психические нарушения детей составляют 34,5% всех психических заболеваний [6; 11].
Здоровый человек может развиваться только в здоровом обществе. Психологические возможности личности просто не существуют за пределами системы общественных отношений, к которой он включен. Человек выступает на этом уровне, прежде всего, как существо общественное. И, естественно, в этом смысле на первый план выходят вопросы влияния социума на здоровье личности. Психическое здоровье чувствует влияние (как позитивное, так и негативное) от разных социальных институций - семьи, друзей, работы, досуга, принадлежности к религиозным и другим организациям.
Нарушения психического здоровья у детей возникает вследствие разных причин. В дошкольном и младшем школьном возрасте причиной нарушения психического здоровья у детей выступают ошибки, допущенные в воспитании. Неуравновешенность взаимоотношений с ребенком, строгость, что изменяется чрезмерной нежностью, требовательность рядом с избалованностью - все это
потрясает детскую психику, создает перенапряжение нервных процессов. Частые невротические реакции есть результатом неодинакового отношения родителей к ребенку: очень строгий отец и безгранично ласковая мать. Здесь, с одной стороны, постоянные запреты и воздержания, что ведет к угнетению инициативы ребенка, а с другой - «слепая» любовь, ласки и вседозволенность препятствуют тренировке и укреплению силы воли.
Большую психическую травму наносят ребенку ссоры и драки в семье, непонимание между родителями. Поэтому, особенное внимание нужно придавать взаимоотношениям в семье. Именно плохие взаимоотношения между детьми и родителями очень часто стают причиной нарушения психического здоровья обоих сторон.
Ухудшение психического здоровья может вызвать также и то, что ребенок в семье чувствует себя чужим, ненужным или нежеланным (так называемый «абортированный ребенок»), и это есть причиной невротических переживаний, или ребенок будет обращать на себя внимание всеми возможными и невозможными способами.
По-разному воспринимают дети рождение второго ребенка. Если до рождения братика или сестрички ребенок рос под очень большим вниманием родителей, то появление в семье новорожденного вызывает тяжелые переживания и раздражительность. Возникают ревность и часто агрессивные реакции в отношении к новорожденному. В этом, естественно, вина родителей, поскольку заботы о малыше забирают все их время, при этом лишают внимания первого ребенка [7, с. 325].
Проблеме психического здоровья в последние годы посвящен ряд исследований украинских ученых в области психогигиены, медицины, педагогики и психологии. Известный ученый в области психологии С.И. Болтивец посвятил ряд изданий проблеме педагогической психогигиене, в которых рассматривает вопросы педагогической критериальности качества психического здоровья [1-2]. Психическое здоровье детей и подростков, а также факторы его формирования и риска освещено в учебных пособиях Г.Т. Гончаренко [4] и Н.В. Дубровинской [5], а также в статье О. Кочерги и О. Васильева [10]. Ученые Н.И. Коцур, Л.С. Гармаш и Л.П. Товкун у своих исследованиях отображают комплексную оценку психического здоровья и его критерии, а также рассматривают психогигиенические аспекты нервно-психических нарушений у детей и подростков [3; 7-9; 12].
Анализ публикаций показал, что влияние взаимоотношений между членами семьи на психическое здоровье детей не было отображено в исследованиях ученых. Поэтому, актуальность данной проблемы определила цель исследования - установить влияние взаимоотношений между членами семьи на психическое здоровье детей. Для этого мы использовали изобразительное искусство, поскольку оно есть одним из самых доступных видов деятельности для детей.
Влечение к рисованию свойственна детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она свидетельствует о развитии образного мышления и потребность выразить себя. Анализ детских рисунков дает возможность лучше понять интересы детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира. Например, преобладание серых тонов и доминирование черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, снижение тона настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ре-
бенок. И наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят свое выражение в нестойких изображениях, смазанных тонах или в большом количестве линий. При заторможенности и тем более озабоченности дети рисуют мало, отдавая предпочтение другим видам деятельности.
К наиболее информативным относится методика «Рисунок семьи». Она доступна и удобна в использовании относительно проведения исследования особенностей семейных взаимоотношений в восприятии детей. Детям дается лист бумаги, цветные карандаши или краски и предлагают нарисовать на этом листе свою семью. В исследовании взяли участие 357 воспитанников 5-6 лет дошкольных заведений г. Переяслава-Хмельницкого Киевской области (Украина).
Показателями благоприятной семейной ситуации были: изображения всех членов семьи, совместная деятельность членов семьи или контакт между ними.
В результате анализа рисунков получены такие результаты: только 16,39% детей расположили себя на рисунку между родителями и все они держались за руки. Такие рисунки указывают на то, что ребенок одинаково относится к обоим родителям и любит их одинаково. К сожалению таких детских рисунков было очень мало, которые свидетельствовали о том, что в семье господствует гармония, любовь и взаимопонимание. Авторам этих рисунков свойственны активность, коллективизм, уверенность в себе, они настойчивы в достижении цели. Таким образом, эти дети за медицинскими критериями относятся к первой группе психического здоровья.
В противовес предыдущим рисункам 57,37% детей нарисовали себя возле одного из родителей, в частности, возле отца - 24,59%, а рядом с мамой -32,79%. Такое изображение говорит о большей «привязанности» к одному из родителей, эмоциональную близость или значимость одного из родителей (они были нарисованы крупнее, нежели другие члены семьи). Одновременно, это указывает и на отсутствие позитивных взаимоотношений в семье. Авторы этих рисунков отличаются низкими показателями коммуникативности, устойчивости к стрессам и возрастанием факторов ответственности, а это в свою очередь отвечает второй группе психического здоровья.
У воспитанников также отмечаются серьезные нарушения во внутренне-семейном общении (9,83%), поскольку дети и родители на рисунках были изолированы какими-то предметами, например: домом, машиной, речкой, мостом или изгородью. 4,91% детей нарисовали себя возле сестры или брата в одной части листа, а родителей в другой. Такое расположение членов семьи указывает на то, что дети в семье живут своей жизнью, а родители - своей. Часто родители очень любят своих детей, но не знают, как выразить свои чувства. Или они могут быть такими озабоченными, что им тяжело найти время для общения со своими детьми, хотя они действительно их любят. 1,63% детей на листе нарисовали только себя, что свидетельствует об относительной изолированности в семье, впрочем, это чувство не обязательно отвечает действительности. Причиной этого может быть то, что родители мало времени проводят с ребенком. Но ведь такие пробели в воспитании детей могут спровоцировать серьезные недоразумения в будущем. Не нарисовали себя на рисунку 9,83% детей. Отсутствие на рисунке
самого ребенка - частая особенность того, что ребенок чувствует себя в семье несчастным. Степень выразительности этого чувства проверялось с помощью вопроса: «А ты ничего не забыл нарисовать?». Дети внимательно рассматривали свой рисунок и после наших слов: «Ты забыл нарисовать себя», только 3,67% этих детей дорисовывали себя, но отдельно от родителей. Остаток же детей (6,16%) не захотели рисовать себя, объясняя при этом, что: «Не осталось места на листе». Такие рисунки детей указывают на очень сильное чувство несчастья в этой семье. У авторов таких рисунков наблюдается агрессивность, враждебность и конфликтность, что негативно влияет на их психическое здоровье. Одновременно с этим необходимо сказать, что непонимание, ссоры и конфликты усугубляют и отягощают общение между родителями и детьми. За медицинскими критериями такие дети (26,2%) относятся к третьей группе психического здоровья, поскольку они отличаются сниженной активностью, возрастанием эмоциональной возбудимости, повышенной тревожностью, ограниченной коммуникативностью.
Таким образом, нами определено влияние взаимоотношений между членами семьи на психическое здоровье детей и установлено, что взаимоотношения ребенка с родителями есть одними из важных условий его психического развития и здоровья, формирования его будущей личности. Недостаточное удовлетворение потребности ребенка в общении с родителями может привести в будущем к его эмоциональной глухоте, черствости, укрепления недоверия к миру. Поэтому, большая ответственность за состояние психического здоровья детей ложится на семью и педагогов. Особенно нужно проводить родительские собрания с обсуждением проблем психического развития в разные возрастные периоды, а также о взаимоотношениях с родителями и другими членами семьи.
Список источников:
1. Бол^вець С.1. Педагопчна психоппена: теорiя та методика: монографiя / С.1. Болпвець - К., 2000. - 302 с.
2. Болпвець С.1. Сучасний стан розробленост педагопчно! психоппени / С.1. Болпвець // Практична психолопя i сощальна робота. - № 2. - 2004. - С.54-56.
3. Гармаш Л.С. Психiчне здоров'я учшв початково! школи та шляхи його полшшення / Л.С. Гармаш, Н.1. Коцур, Л.П. Товкун // Освгга регюну: полiтологiя, пси-хологiя, комушкацп. - 2011, № 2. - С. 323-326.
4. Гончаренко Г.Т. Психiчне здоров'я дитини: поабник / Г.Т. Гончаренко. - К., 2003. - 112 с.
5. Дубровинская Н.В. Психофизиологические основы детской валеологии: учебное пособие / Н.В.Дубровинская. - К., 2000. - 267с.
6. Здоровя населення та дiяльнiсть системи охорони здоровя Украши. Реали, проблеми та шляхи виршення / за ред Митника З.М. - К., 2010. - С. 9-11.
7. Коцур Н.1. Психоппена: навчальний поабник / Н.1. Коцур, Л.С. Гармаш. -Чершвщ: Книги - ХХ1, 2006. - 380 с.
8. Коцур Н.1. Роль школи в охорош психiчного здоров'я учшв / Н.1. Коцур // По-чаткова школа. - 1997. - №3. - С. 60-62.
9. Коцур Н.1. Валеолопя: тдручник / Н.1. Коцур, Л.С. Гармаш, 1.О. Калиничен-ко, Л.П. Товкун. - Корсунь-Шевченювський, 2011. - 581 с.
10. Кочерга О. Психiчне здоров'я дитини / О. Кочерга, О. Васильев // Психолог. - 2003. - № 42 (листопад). - С. 17-22.
11. Марценковський I.A. Охорона n№xi4Horo здоров'я дггей в умовах економшо'1 кризи: деяю проблеми та шляхи ix розв'язання / I.A. Марценковський // Здоров'я Украши, 2010. - № 3. - С. 41-43.
12. Товкун Л.П. n^xi4He здоров'я учшв-тдл^юв загальноосвггшх шкiл м. Пе-реяслава-Хмельницького / Л.П. Товкун // Ом'я та родинне виховання у нащональнш етнопедагопчнш культурi: зб. наук. статей. - Переяслав-Хмельницький.: ПЦ «Ризо-графка», 2005. - С. 233-237.