Политика О.И.
кандидат психологических наук, доцент,
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»,
Россия, г. Уфа
УДК 159.922.76-056.34:616.89
социально-психологические проблемы у детей
с ограниченными возможностями здоровья
В статье приводятся результаты сравнительного исследования семей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) с семьями условно здоровых старших дошкольников. На основании стратегической модели Оудсхоорна исследовались эмоционально-поведенческие состояния личности детей с синдромом, внешнее социальное окружение и взаимоотношения внутри семейной системы, провоцирующие сложности в развитии детей с СДВГ и выступающие как фактор риска нарушения психического здоровья.
Анализ 1-го уровня - «проблемы с внешним социальным окружением» и 2-го уровня - «проблемы в семье» показал, что: прослеживаются проблемы, выраженные в нарушенных социальных связях, дискриминации ребенка, хронических интерперсональных трудностях коммуникации; семейные психосоциальные условия, а также влияние вертикальных и горизонтальных стрессоров определяют симптоматическое поведение ребенка с СДВГ.
Семьи, воспитывающие детей с СДВГ, отличают «удовлетворительные» семейные взаимоотношения с жесткой, порой завышенной требовательностью к ребенку, удовлетворением в первую очередь его биологических потребностей. Социальное окружение не компенсирует нарушения симптоматики, а, наоборот, детерминирует отклонения в личностном развитии, способствует возникновению вторичных дефектов и оппозиционных расстройств. Наиболее тяжелыми для растущего организма детей с СДВГ являются неблагоприятные микросоциальные условия воспитания - конфликтные ситуации в семье, безнадзорность или, наоборот, излишняя опека. У родителей детей основной группы с выраженным «удовлетворительным» и «отрицательным» типом взаимоотношений наблюдается развитое чувство вины за асоциальное поведение ребенка с СДВГ. Предполагается, что полученные данные определяют стратегию терапевтической программы с семьей.
Ключевые слова: дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, стратегическая модель Оудсхоорна, неполные семьи, семейные взаимоотношения, дисфункциональные вертикальные коалиции, патологическое семейное наследование.
social-psychological problems in children
with disabilities
The article presents the results of a comparative study of families of children with attention deficit and hyperactivity disorder (ADHD) with the families of healthy older preschoolers. Based on the strategic model Oudskhoorna studied emotional and behavioral status of the personality of children with the syndrome, external social okruzhenie and relationships within the family system, provotsiruyuschie complexity in the development of children with ADHD and acting as a risk factor for mental health problems.
Analysis Level 1 - «problems with the external social environment» and the Level 2 - «family problems» showed that: the problem can be traced expressed sotsialnyh broken relationships, discrimination, child chronic in-terpersonally communication difficulties; family psychosocial conditions, and the impact of stressors and horizontal vertically define symptomatic behavior of a child with ADHD.
Families raising children with ADHD differ «satisfactory» family relationship with the tough times with high trebovatelnostyu child, appreciation primarily its biological needs. The social environment does not compensate narusheniya symptoms, but rather determines deviations in lichnostnom development, contributes to the secondary defect and opposition disorders. The most severe for growing children with ADHD are unfavorable micro social
fa
Л
conditions of education - konfliktnye family situation, neglect, or, conversely, excessive tutelage. Parents of children with severe core group «udovletvoritelnym» and «negative» type relationship nablyudaetsya developed sense of guilt for anti-social behavior of a child with ADHD. It is expected that the data obtained define a strategy of therapeutic programs with the family.
Key words: children with attention deficit hyperactivity disorder, Oudskhoorna strategic model, single-parent families, family relationships, dysfunctional vertical coalition pathological family inheritance.
Основной целью психологического исследования является определение уровня и качества актуального развития ребенка. Именно поэтому возникает необходимость создания наиболее синтезированного, многопланового подхода к диагностике нарушений психического и личностного развития детей с СДВГ [14]. Это отражает необходимость многоуровневого анализа проблем конкретного ребенка: изучение его генетической отягощенности, особенностей эмоционального состояния матери и других членов семьи, особенностей семейного воспитания и микросоциальной среды. При обследовании выявляют особенности формирования базовых составляющих психической деятельности, особенности нарушения психических процессов и функций, структуру дефекта, специфику личностного реагирования и развитие компенсаторных механизмов. Наряду с этим необходимо изучение личностных особенностей ребенка, его способов взаимодействия в семье и других группах.
Концептуализация и планирование психодиагностики и коррекции осуществлялись в соответствии со схемой стратегической модели Оудсхоорна [10], позволившей рассмотреть мультиморбидность проблем детей с СДВГ.
Результаты, полученные в исследовании, распределились следующим образом: проблемы с внешним социальным окружением имеют 100 % детей, проблемы в семье - 74 %, когнитивные и поведенческие проблемы - 100 %, эмоциональные конфликты составили 82 %, биологические нарушения - 100 %.
Такой подход позволяет определить наиболее оптимальные направления и формы дальнейшей работы: мультимодальность подхода к коррекционной работе с детьми, выбор направления консультирования, направления психологического просвещения.
Немаловажную роль в формировании синдрома дефицита внимания с гиперактивностью играют социальные условия [2, 3]. Рассмотрим факторы, характеризующие как внешнее социальное окружение ребенка (первый уровень по стратегической модели Оудсхоорна, составляющий в нашем исследовании 100 %), так и взаимоотношения внутри семьи (второй уровень, составляющий 74 %). Цель семейной диагностики заключается в определении взаимосвязи симптомов СДВГ и семейной системы.
Результаты исследования социального фактора представлены в табл. 1.
Таблица 1
Распространенность социальных факторов, влияющих на возникновение СДВГ
Основная группа n = 55 семей Контрольная группа (n = 55)
Социальные факторы риска возникновения синдрома СДВГ: абс. число % абс. число %
неполная семья 30 54,4 4 8,1
развод родителей 8 14,5 1 1,8
низкий материальный уровень 17 31,4 - -
Итого: 55 100 5 9,9
Уровень взаимоотношений в семье:
«положительные» 15 27,3 31 56,4
«удовлетворительные» 30 54,5 24 43,6
«отрицательные» 10 18,2 - -
Итого: 55 100 55 100
Результаты опроса родителей показали, что больший процент составляют неполные семьи. На момент рождения ребенка 14,5 % семей пережили развод. Стрессовая ситуация, эмоциональные переживания будущей мамы повлияли на неврологический статус рожденного ребенка [1]. Характерна симпто-
матика, проявляющаяся в нарушениях режима «сон - бодрствование», нестабильности эмоциональных проявлений, частых капризах. Необходимость каждодневной заботы о ребенке и преодоление связанных с этим многочисленных трудностей, их большая тяжесть, чем у родителей в полной семье, обуславливают
состояние психологической напряженности. Мамы данных детей говорят, что неприязнь к отцу ребенка часто переносили на самих детей.
Приведенные результаты дисперсионного анализа, представленные в табл. 2, определяют влияние неполной семьи на эмоциональный климат в семейной структуре и развитие эмоциональных качеств детей в исследуемых семьях. Взаимоотношения супругов, семейный микроклимат, ощущение самопожертвования, внутрисемейные конфликты, сверхавторитет родителей, неудовлетворенность ролью матери и жены
На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что показатель «неполная семья» влияет на возникновение враждебных отношений между матерью и ребенком с СДВГ, а также на проявление чувства ревности. Ревность имела место в ситуациях нарушения правил взаимодействия «ребенок - мать», проявляющихся в капризах, эгоизме и агрессии по отношению к матери.
Во втором случае приведенные результаты свидетельствуют, что мать, прилагающая массу усилий для воспитания ребенка с СДВГ, начинает тяготиться своим материнским статусом. Женщина испытывает неудовлетворенность и раздражение, вызванные неестественностью роли матери в неполной семье, что приводит к внутрилич-
оцениваются через признаки экспрессивного поведения детей.
Материнский статус в неполной семье подразделяется на две индивидуальные роли. В первом случае взаимосвязь «мать - ребенок» часто носит симбиотический характер. Мать на бессознательном уровне идентифицирует себя со своим ребенком и воспринимает отношение окружающих к ребенку ревностно. Происходит полное растворение в ребенке, что приводит к инцестным по природе отношениям, деформирующим общее развитие и процесс социализации ребенка в обществе [4, 7, 8].
Таблица 2
ностному конфликту и невротизации. Таким образом, воспитание ребенка с данным синдромом сопровождается чувством обременительности родительской обязанностью с превалирующим видом родительской опеки и покровительства. Амбивалентность чувств приводит к враждебным отношениям в неполной семье.
Определено, что чаще всего в неполных семьях отмечается низкий материальный уровень. Данные дисперсионного анализа (табл. 3) свидетельствуют о том, что дети из неполных семей с низким материальным достатком отличаются не только ярко выраженными агрессивными наклонностями на уровне вербального и физического проявления, особенно внутри семьи, но и упрямством.
Сводная таблица результатов данных по показателю «Неполная семья»
шкалы полная семья n = 25 Неполная семья n = 30 F P
M а M а
капризность 2,19 0,5 2,13 0,3 0,18 0,667
боязливость 0,30 0,4 0,20 0,4 0,71 0,400
плаксивость 1,03 0,1 0,86 0,4 0,02 0,885
злобность 1,96 0,3 1,0 0 1,11 0,295
веселость 1,96 0,3 2 0,3 0,15 0,695
ревность 1,0 0 1,13 0,3 4,008 0,050
обидчивость 1,92 0,4 1,92 0,3 0,005 0,938
упрямство 1,88 0,4 1,89 0,4 0 0,924
жестокость 0,07 0,2 0,06 0,2 0,01 0,911
ласковость 1,96 0,1 2 0 1,11 0,295
сочувствие 1,11 0,4 1,20 0,4 0,64 0,424
самомнение 1,30 0,5 1,13 0,3 1,90 0,173
агрессивность 1,19 0,5 1 0,4 1,91 0,172
благоприятная семейная ситуация 4,88 1,0 4,82 0,9 0,04 0,830
тревожность в семье 4,73 1,0 5 0,9 1,03 0,314
конфликтность в семье 5,80 1,3 6,06 1,0 0,65 0,422
чувство неполноценности в семье 3,5 0,9 3,68 0,8 0,64 0,426
враждебность в семье 2,69 0,8 3,06 0,5 4,05 0,049
Примечание: F - критерий Фишера, Р - уровень достоверности, выделенные значения соответствуютр< 0,05
Таблица 3
Сводная таблица результатов данных по показателю «Низкий материальный уровень»
Шкалы Полная семья n = 25 Неполная семья n = 30 F P
M а M а
капризность 2,10 0,4 2,29 0,4 1,99 0,163
боязливость 0,29 0,4 0,23 0,4 0,04 0,830
плаксивость 0,84 0,4 0,88 0,3 0,11 0,736
злобность 1 0 1,05 0,2 2,28 0,136
ревность 1,05 0,2 1,11 0,3 0,71 0,400
обидчивость 1,89 0,3 1,89 0,3 0,91 0,344
упрямство 1,97 0,4 1,70 0,4 4,25 0,044
жестокость 0,07 0,27 0,05 0,2 0,06 0,795
ласковость 2 0 1,94 0,2 2,28 0,136
сочувствие 1,18 0,4 1,11 0,3 0,29 0,591
агрессивность 1,07 0,5 1,11 0,4 0,06 0,800
благоприятная семейная ситуация 4,84 1,1 4,88 0,6 0,01 0,888
тревожность в семье 4,86 1,0 4,88 0,8 0,002 0,961
конфликтность в семье 5,92 1,1 6 1,2 0,05 0,822
чувство неполноценности в семье 6,83 0,9 3,41 0,7 1,14 0,289
враждебность в семье 2,76 0,6 3,17 0,7 4,19 0,045
Примечание: F - критерий Фишера, Р - уровень достоверности, выделенные значения соответствуютр< 0,05
Материальные трудности, с которыми сталкивается семья, рождение ребенка с проблемами развития связаны с резкой сменой образа жизни и с необходимостью решения множества проблем, отличающихся от обычных трудностей. Выявлен низкий материальный уровень, что связано с задерживанием выплаты заработной платы, наличием одного работающего в семье. Низкий материальный уровень влияет на неблагоприятные бытовые условия. Результат анализа данных в 17 семьях основной группы показал, что низкий материальный уровень исследуемых семей связан с алкоголизмом отца, задерживанием выплаты заработной платы, наличием одного работающего в семье. Семейные скандалы служат благоприятной почвой для возникновения конфликтных отношений между родителями, для невротических срывов, что влияет на эмоциональный климат и уровень взаимоотношений между членами семьи, способствуют преждевременным родам и приводят к разводу [10, 13]. Как следствие, мать, оставшись единственным кормильцем в семье, большую часть времени посвящает поиску дополнительного заработка и меньше времени отводит на взаимодействие с ребенком.
Следует подчеркнуть, что взаимоотношения, изучавшиеся в данных семьях, были условно разделены на три группы: «положительные», «удовлетворительные» и «отрицательные». Основанием для отнесения конкретного вида взаимоотношений к тому или
иному типу служило отношение родителей к ребенку, уровень взаимоотношений внутри семейной системы, патологизирующий семейное наследие. Симптоматическое поведение ребенка и мультиморбидность проблем трактуется как следствие нарушений функционирования всей семьи или отдельных ее подсистем.
Под «положительными» понимались отношения, проявляющиеся во взаимном чувстве любви и понимании между членами семьи. Отношения между родителями и детьми в этом случае основаны на взаимной привязанности, выражающейся в чрезмерно глубокой любви и эмоциональной насыщенности взаимодействия ребенка и взрослого. Существуют естественные условия для расширения социальных контактов, есть возможность усваивать различные социальные роли и постигать внутрисемейные отношения. В воспитании мать и отец принимают равное участие. Взаимоотношения с родственниками по линии отца и матери ровные, семья функциональна, семейных травм не бывает, границы семьи открыты, правила гласные и разделяются всеми, поддерживается семейный девиз: «Мы - семья» [4, 17]. Анализ генограмм показал, что превалируют тесные эмоциональные взаимоотношения. Данный тип взаимоотношений наблюдался в 27,3 % семей основной группы и в 56,4 % семей контрольной группы.
В исследуемых семьях основной группы чаще всего наблюдались «удовлетворительные» взаимоотношения,
которые проявлялись в желании дать ребенку хорошее воспитание и образование, в жестких, даже завышенных требованиях родителей к ребенку. Дети, как правило, записаны во многие кружки и спортивные секции, больший удельный вес в воспитании ребенка принадлежит матери. Отец или почти устраняется от участия в воспитании, или полностью поддерживает методы матери. В данных семьях наблюдаются дисфункциональные вертикальные коалиции - тесные взаимоотношения матери и детей, отец на периферии семьи, отношения между родителями «эмоциональные конфликтные». В семье существуют гласные и негласные правила, мифы «Мы - счастливая семья, все должно быть прилично», «Мы в ответе за асоциальное поведение своего ребенка, это наш крест»; границы семьи не прозрачны. Данный тип взаимоотношений ведет к возникновению и нарастанию проблем внутри семьи, а также проблем в отношениях с внешним социальным окружением. У родителей в ходе интервью было выявлено «чувство вины» за «неправильное воспитание». Такие взаимоотношения имели место в 54,5 % семей основной группы. В контрольной группе данный тип взаимоотношений присутствовал в 43,6 % случаях.
Третий тип взаимоотношений - «отрицательный» - наблюдался только в основной группе и составлял в исследовании 18,2 %. Он проявляется в недостаточном участии родителей в воспитании ребенка. Главное в таких семьях - удовлетворить биологические потребности ребенка, то есть накормить, одеть и т. п. Мать стремится удовлетворить нужды ребенка, не считая нужным общаться, взаимодействовать и играть с ним. По ее мнению, ее основная задача - вырастить ребенка физически здоровым, чтобы он был сыт, одет и обут, а все осталь-
Результаты по тес
ное ребенок получит в детском саду и школе. Анализ генограмм показал, что в таких семьях преобладают патогенные стереотипы взаимодействия в виде «двойных ловушек» [4]. Здесь доминируют негласные правила, происходят частые изменения правил, семья псевдосолидарна, в ней поддерживается миф: «Взрослый всегда и во всем прав», границы семьи закрытые и ригидные, приводят к возникновению проблем как внутри семейной системы, так и вне семьи - в отношениях с внешним социальным окружением. У родителей так же, как и в предыдущей группе, наблюдается чувство вины за поведение ребенка, однако оно проявляется не в строгом отношении к детям, а в самоустранении. Полученные данные о деприва-ции и деформации материнского ухода соответствуют данным, опубликованным в работах исследователей М.И. Лисиной, Г.И. Капчеля (1987).
С помощью процедуры корреляционного анализа установлены связи типа взаимоотношения в семье с конфликтностью - г=0,40 (р < 0,05), невнимательностью ребенка - г=0,38 (р < 0,05). Конфликтные отношения и эмоциональный микроклимат нередко приводят к преждевременным родам и недоношенности ребенка, при наличии корреляционной связи - г=0,36 (р < 0,05), тикам и судорогам ребенка -г=0,35 (р < 0,05), а в определенных случаях и к разводу - г=0,36 (р < 0,05).
Далее для изучения микроокружения ребенка с СДВГ использовался проективный тест «Рисунок семьи». Согласно теории Л. Франка (2000) продукты испытуемого несут на себе отпечаток его личности в процессе взаимодействия с неструктурированным материалом. Полученные данные представлены в табл. 4.
Таблица 4
г «Рисунок семьи»
шкалы теста «Рисунок семьи» Основная группа (М±т) Контрольная группа (М±т) T
благоприятная семейная ситуация 4,85 ± 0,97 5,94 ± 1,71 -4,10
тревожность в семье 4,87 ± 0,98 2,49 ± 1,26 11,05
конфликтность в семье 5,94 ± 1,19 2,6 ± 1,8 11,48
неполноценность в семье 3,36 ± 0,87 0,50 ± 0,87 18,49
враждебность в семье 2,89 ± 0,71 0,76 ± 1,24 10,99
Примечание: Т - значение ^критерия Стьюдента, р - 95 % уровень достоверности различий. Значимые значения выделены жирным шрифтом
Анализ экспериментального исследования показал, что по шкале «благоприятная семейная ситуация» имеются существенные различия с данными контрольной группы. Для детей в семьях контрольной группы, в основном, созданы условия гармонизации психических процессов.
Семьи, воспитывающие детей с СДВГ, отличают «удовлетворительные» семейные взаимоотноше-
ния с жесткой, порой завышенной требовательностью к ребенку, удовлетворением в первую очередь его биологических потребностей. Социальное окружение не компенсирует нарушения симптоматики, а, наоборот, детерминирует отклонения в личностном развитии, способствует возникновению вторичных дефектов. Наиболее тяжелыми для растущего организма детей с СДВГ являются неблагоприятные микросоциальные
условия воспитания - конфликтные ситуации в семье, Учитывая эти факты, обратимся к рисунку се-
безнадзорность или, наоборот, излишняя опека. мьи, выполненному Юрой Г. (рис. 1).
Рис. 1. Рисунок семьи, выполненный Юрой Г.
Информация, которую несет рисунок Юры Г., наглядно демонстрирует непонимание концепции «семья»: полное отсутствие всех членов семьи. В центре листа автор расположил стол с двумя стульями, при наличии че-
тырех членов семьи - мама, бабушка, Юра и младший брат. По параметру «тревожность в семье» выявлено наличие повышенной тревожности, составляющей 47 %. Обратимся для примера к рисунку Эмиля У. (рис. 2).
Эмиль первой нарисовал маму (слева направо), затем - брата и в последнюю очередь себя. Пьяный папа спит. Рисунок выполнен в фиолетовых и розовых тонах (полностью закрашены все три фигуры), контурное изображение с сильным нажимом.
Из работ С.Г. Якобсона известно, что в возрасте от 5 до 7 лет происходит формирование основных морально-этических чувств [11, 15]. В этот период ребенок развивает навык произвольной регуляции эмоций, а повреждающие воздействия в это время могут способствовать возникновению и проявлению психопатологических особенностей характера: злобности, раздражительности, склонности к внезапным колебаниям настроения. Также наблюдает-
ся снижение самооценки, приводящей к повышенной тревожности. Анализ интервью по генограмме показал, что в 26 % семей наблюдается алкогольная зависимость. Алкоголизм родителей или отягощенная по алкоголизму наследственность - одна из причин нервно-психических нарушений у детей [7, 9, 18], так как в подобных случаях дети постоянно находятся в конфликтной атмосфере, безнадзорности, являются свидетелями аморального, асоциального поведения родителей.
Таких детей называют трудными, упрямыми и неуправляемыми, однако все их поведение основывается на эмоциях [5, 6]. Чрезмерно беспокойные, суетливые, драчливые, они постоянно кричат, сильно
возбуждаются, долго не могут успокоиться, при малейшей неудаче плачут, пускают в ход кулаки. Не зная и не понимая истинных причин сложного, необычного поведения, окружающие объясняют это избалованностью, капризами и непослушанием. Отсюда, естественно, и неправильная тактика воспитания у родителей. Чувство вины за «неправильное воспитание» побуждает родителей бессознательно создавать стрессовую ситуацию: частые наказания, окрики, желание настоять на своем родительском праве во что бы то ни стало. Созданная ситуация способствует формированию у ребенка чувства тревожно-
сти и враждебности по отношению к родителям, провоцирует конфликты.
Результаты по параметру «конфликтность в семье» показывают, что при воспитании в семьях детей с синдромом, где обычными являются постоянные ссоры, конфликты, пьянство, у детей не вырабатывается умение сдерживать свои эмоции. Как правило, возбудимые и конфликтные, они, наблюдая за взрослыми, переносят наблюдения на своих сверстников (Безруких М.М., Ефимова С.П., 1996).
Учитывая эти факты, обратимся к рисунку семьи, выполненному Антоном З. (рис. 3).
Рис. 3. Рисунок семьи, выполненный Антоном З.
Каждая фигура, выполненная на рисунке, раз- кричит на маму и на меня». делена барьером. По словам Антона: «Мама часто Для иллюстрации рассмотрим рисунок Рината X.
кричит на меня и брата и ругает папу, а папа тоже (рис. 4).
Рис. 4. Рисунок семьи, выполненный Ринатом X.
Ринат нарисовал папу, который подрался с мамой (она плачет слева от дома, свернувшись клубочком) и «побил меня, я стою в углу».
Параметр «неполноценность» позволяет выявить уровень депривации родительских отношений. Депри-
вация родительских отношений коррелирует с нарушениями в речевом и эмоциональном развитии, поэтому условия развития ребенка в младенческом и дошкольном возрасте, влияющие на отклонения в развитии речи и познавательной деятельности в целом, имеют
большое значение. Ошибочно выбранный родителями стиль взаимодействия с ребенком, по мнению И.М. Никольской (2001), а также нарушение коммуникаций в семье могут стать препятствием в реализации его базисных потребностей в безопасности, принятии, автономии и, тем самым, стимулировать формирование чрезмерного или неадекватного способа защиты. Неэффективно организуя эмоциональные отношения с ребенком, систему поощрений и наказаний [18], родители невольно могут вызывать и усиливать детские страхи и тревоги - одно из важнейших условий возникновения потребности в психологической защите.
По данным И.П. Брязгунова и Е.В. Касатико-вой [2], матери, наиболее часто контактирующие
с гиперактивным ребенком, излишне раздражительны, импульсивны, у них часто снижено настроение. Специально проведенные исследования показали, что частота большой и малой депрессии среди обычных матерей встречается в 4-6 и 6-14 % случаях соответственно, а среди матерей, имеющих гиперактивного ребенка, в 18 и 20 % случаев соответственно.
По данным P.S. Jensen и R.E. Shervette [12], дети с синдромом чаще подвержены депрессии из-за конфликтных отношений дома, ощущения своего неуспеха, неполноценности и отверженности. Они более восприимчивы к действию негативных стресс-факторов. Учитывая эти факты, обратимся к рисунку семьи, выполненному Арсеном К. (рис. 5а, 5б).
Рис. 5а (первая сторона рисунка). Рисунок семьи, выполненный Арсеном К.
Рис. 5б (вторая сторона рисунка). Рисунок семьи, выполненный Арсеном К.
Автор нарисован на другой стороне листа, отдельно от семьи, дружно взявшейся за руки: Мурзик, мама, папа, бабушка, Клубок, дедушка. Вся семья готовится пить чай, только нет Арсена, он нарисован вне семьи.
Параметр «враждебность в семье» позволяет проследить стиль взаимодействия в семейной системе. Наличие враждебности подтверждается дефор-
мированностью и изображением одной из фигур на другой стороне листа. Фигура автора имеет множество рук, которые, по его словам, помогают ему защищаться от других.
Изучение параметров «тревожность», «конфликтность», «неполноценность» и «враждебность» дает возможность оценить неудовлетворенность в сфере семейных коммуникаций, наличие барьеров,
затрудняющих или блокирующих деятельность, вызывающих фрустрацию, изменение поведения ребенка, проявление болезненной симптоматики. Исследования С.М. Громбаха [9, 16] показывают, что длительность пребывания организма в состоянии хронического напряжения способствует ослаблению функций организма или повреждению личностной структуры. В этой связи актуальным является развитие и совершенствование ранней дошкольной психопрофилактической семейной терапии, снятие нервной симптоматики.
Показатели шкал теста «Рисунок семьи» отражают систему сложившихся стереотипов внутрисемейных взаимоотношений, являясь базовой составляющей мировоззрения, и затрагивают все уровни развития личности ребенка. Предполагается, что полученные данные определяют стратегию терапевтической программы с семьей.
Таким образом, роль семьи, эмоциональные связи ребенка с родителями, горизонтальные и вертикальные стрессоры, социальный статус семьи, уровень образования родителей по результатам данного исследования играют значимую роль в возникновении и развитии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у ребенка.
Исходя из результатов настоящего исследования анализ 1-го уровня - «проблемы с внешним социальным окружением» и 2-го уровня - «проблемы в семье» по стратегической модели Оудсхоорна показал, что:
1) прослеживаются проблемы, выраженные в нарушенных социальных связях, дискриминации ребенка, хронических интерперсональных трудностях коммуникации;
2) семейные психосоциальные условия, а также влияние вертикальных и горизонтальных стрессоров определяют симптоматическое поведение ребенка;
3) у родителей детей основной группы с выраженным «удовлетворительным» и «отрицательным» типом взаимоотношений наблюдается развитое чувство вины за асоциальное поведение ребенка с СДВГ.
Список литературы:
1. Бадалян Л.О. Синдромы дефицита внимания у детей / Л.О. Бадалян, Н.Н. Заваденко, Т.Ю. Успенская // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 1993. - № 3. - С. 74-90.
2. Брязгунов И.П. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях / И.П. Брязгунов, Е.В. Каса-тикова. - М.: Институт психотерапии, 2001. - 96 с.
3. Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза) / И.П. Брязгунов, В.Р. Кучма. - М., 1994. - 43 с.
4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия / А.Я. Варга. - СПб.: Речь, 2001. - 144 с.
5. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития / Под ред. М. Пассольта / Пер. с нем. - М.: Академия, 2004. - 160 с.
6. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте / Н.Н. Заваденко. - М.: Academa, 2005. - 253 c.
7. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / В.А. Гурьева, Т.Д. Дмитриева, Е.В. Макушкин и др.; Под ред. В.А. Гурьевой. - М.: Медицинское информационное агентство, 2007. - С. 420-421.
8. Макушкин Е.В. Агрессивное поведение у детей и подростков с нарушенным развитием / Е.В. Макуш-кин. - М.: Медицинское информационное агентство, 2009. - 240 с.
9. Осипенко Т.Н. Психоневрологическое развитие дошкольников / Т.Н. Осипенко. - М.: Медицина, 1996. - 288 с.
10. Оудсхоорн Д.Н. Детская и подростковая психиатрия. Приложение к журналу «Социальная и клиническая психиатрия» / Д.Н. Оудсхоорн. - М., 1993.
11. Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей / О.И. Романчук. - М.: Генезис, 2010. - 336 с.
12. Роуз С. Проблемы с поведением в 3 и 6 лет: распространенность преемственности у доношенных и недоношенных / С.А. Росс, Дж. Фельдман, С.Л. Роз // Dev. Psychopathol. - 1992 (4). - С. 361-374.
13. Ростин А.Л. Расстройства дефицита внимания у детей и подростков / А.Л. Ростин // Pediatr. Clin. Север. Am. - 1991. - 38. - С. 607-635.
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): этиология, патогенез, клиника, течение, прогноз, терапия, организация помощи / Экспертный доклад (на рус. яз.). - М.: CAF, 2007. - 67 с.
15. Фесенко Е.В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей / Е.В. Фесенко, Ю.А. Фесенко. - СПб.: Наука и техника, 2010. - 384 с.
16. Халецкая О.В. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте / О.В. Халецкая, В.Д. Трошин. -Нижний Новгород, 1995. - 36 с.
17. Черников А. Системная семейная терапия: интегрированная модель диагностики / А. Черников. - М.: Независимая фирма Класс, 2010. - 208 с.
18. Чутко Л.С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства / Л.С. Чутко. - СПб.: Хока, 2007. - 136 с.
List of literature:
1. Badalyan L.O. Attention déficit disorder in children / L.O. Badalyan, N.N. Zavadenko, T.Yu. Uspenskaya // Review of Psychiatry and Medical Psychology them. Bekhterev. - 1993. - № 3. - P. 74-90.
2. Bryazgunov I.P. Restless child, or all of the hyperactive detyah / I.P. Bryazgunov, E.V. Kasatikova. - Moscow: Institute for Psychotherapy, 2001. - 96 p.