Научная статья на тему 'Социально-психологическая детерминация синдрома гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста'

Социально-психологическая детерминация синдрома гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
455
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ / ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / PARENT-CHILD RELATIONSHIPS / СКРИНИНГОВАЯ ДИАГНОСТИКА / SCREENING DIAGNOSTICS / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ / SOCIAL PERCEPTION / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE FAMILY / КОГНИТИВНАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СФЕРА ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ / CHILDREN WITH ATTENTION DEFICIT DISORDER / ТИП РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ / A TYPE OF PARENTS' ATTITUDE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зайцева Ольга Юрьевна

Целью исследования было выявление социально-психологических факторов, влияющих на развитие синдрома дефицита внимания на ранних этапах онтогенеза. Выборку составили родители детей старшего дошкольного возраста организаций дошкольного образования Иркутска и Иркутской области 36 родительских пар и 36 детей старшего дошкольного возраста. В исследовании применялись стандартизированные методики: «Анкета скрининговой диагностики развития ребёнка (клинико-биографический метод, основанный на мультимодальном подходе к коррекции детей с СДВГ», наблюдение на основе диагностических критериев синдрома дефицита внимания с гиперактивностью по классификации DSM-IY, разработанное американской психиатрической ассоциацией; тест Тулуз-Пьерона (в модификации Ясюковой Л.А.,2000); тест-опросник родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В.) ориентированный на выявление родительского отношения к детям, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков; тест «Рисунок семьи», направлен на выявление внутрисемейных отношений, переживаний, на восприятие ребёнком своего места в семье в целом и к отдельным её членам; опросник «Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребёнка» (Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.). Результаты эмпирического исследования показали зависимость синдрома дефицита внимания от социально-психологических детерминаций системы детско-родительских отношений, специфики родительского отношения; модальности восприятия ребенка в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зайцева Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PSYCHOLOGICAL DETERMINATION OF SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN HYPERACTIVITY

The research deals with social-psychological factors that affect the formation of hyperkinetic syndrome on the early stages of ontogeny. The sample group consisted of parents and their senior preschool children from Irkutsk and Irkutsk region kindergartens 36 couples and 36 children. The following standardized techniques were used in the research process: “Screening diagnostics of children’s development” (clinical and biographical method based on multimodal approach to correction of children with attention deficit hyperactivity disorder (ADHD); monitoring on the basis of the diagnostic criteria, which help to identify attention deficit hyperactivity disorder syndrome according to the classification DSM-IY, developed by the American Psychiatric Association; Toulouse-Pieron test in Yasyukova’s interpretation (L.A. Yasyukova, 2000); “The parents’ relationships questionnaire” (A.J. Varga, V.V. Stolin), which helps to identify the parents’ attitude to children, behavioral communication stereotypes, practiced in the family, the patterns of how parents percept and comprehend their children’s personalities, features of their personality traits and their acts; test “Family drawing”, which aims to diagnosticate family relations, feelings, child's perception of his or her position in the family and child’s attitudes to its members apart; questionnaire “Children’s emotional indicator scale” (L.A. Golovey, E.F. Rybalko). The results of empirical studies revealed the dependence of the attention deficit hyperactivity disorder on the social-psychological determination of the parent-child relationship system, on the specific character of the parents’ attitudes to children; modality of how children are is accepted in their families.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая детерминация синдрома гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста»

психологические Зайцева Ольга Юрьевна

науки СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ...

УДК 159.952.6

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ СИНДРОМА ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© 2017

Зайцева Ольга Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики

дошкольного образования Иркутский государственный университет (664011, Россия, Иркутск, улица Нижняя набережная, 6, e-mail: [email protected])

Аннотация. Целью исследования было выявление социально-психологических факторов, влияющих на развитие синдрома дефицита внимания на ранних этапах онтогенеза. Выборку составили родители детей старшего дошкольного возраста организаций дошкольного образования Иркутска и Иркутской области - 36 родительских пар и 36 детей старшего дошкольного возраста. В исследовании применялись стандартизированные методики: «Анкета скрининговой диагностики развития ребёнка (клинико-биографический метод, основанный на мультимодальном подходе к коррекции детей с СДВГ», наблюдение на основе диагностических критериев синдрома дефицита внимания с гиперактивностью по классификации DSM-IY, разработанное американской психиатрической ассоциацией; тест Тулуз-Пьерона (в модификации Ясюковой Л.А.,2000); тест-опросник родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В.) ориентированный на выявление родительского отношения к детям, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков; тест «Рисунок семьи», направлен на выявление внутрисемейных отношений, переживаний, на восприятие ребёнком своего места в семье в целом и к отдельным её членам; опросник «Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребёнка» (Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.). Результаты эмпирического исследования показали зависимость синдрома дефицита внимания от социально-психологических детерминаций системы детско-родительских отношений, специфики родительского отношения; модальности восприятия ребенка в семье.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания, детско-родительские отношения, скрининговая диагностика, социальная перцепция, социально-психологическая характеристика семьи, когнитивная и эмоционально-поведенческая сфера детей с синдромом дефицита внимания, тип родительского отношения.

SOCIAL-PSYCHOLOGICAL DETERMINATION OF SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN HYPERACTIVITY

© 2017

Zaytseva Olga Yuryevna, Candidate of Psychological Sciences, Assistant Professor of the Preschool Education

Pedagogics and Psychology Department Irkutsk State University (6664011, Russia, Irkutsk, st. Nizhnyaya Naberezhnaya 6, e-mail: [email protected])

Abstract. The research deals with social-psychological factors that affect the formation of hyperkinetic syndrome on the early stages of ontogeny. The sample group consisted of parents and their senior preschool children from Irkutsk and Irkutsk region kindergartens - 36 couples and 36 children. The following standardized techniques were used in the research process: "Screening diagnostics of children's development" (clinical and biographical method based on multimodal approach to correction of children with attention deficit hyperactivity disorder (ADHD); monitoring on the basis of the diagnostic criteria, which help to identify attention deficit hyperactivity disorder syndrome according to the classification DSM-IY, developed by the American Psychiatric Association; Toulouse-Pieron test in Yasyukova's interpretation (L.A. Yasyukova, 2000); "The parents' relationships questionnaire" (A.J. Varga, V.V. Stolin), which helps to identify the parents' attitude to children, behavioral communication stereotypes, practiced in the family, the patterns of how parents percept and comprehend their children's personalities, features of their personality traits and their acts; test "Family drawing", which aims to diagnosticate family relations, feelings, child's perception of his or her position in the family and child's attitudes to its members apart; questionnaire "Children's emotional indicator scale" (L.A. Golovey, E.F. Rybalko). The results of empirical studies revealed the dependence of the attention deficit hyperactivity disorder on the social-psychological determination of the parent-child relationship system, on the specific character of the parents' attitudes to children; modality of how children are is accepted in their families.

Keywords: attention deficit hyperactivity disorder, parent-child relationships, screening diagnostics, social perception, social-psychological characteristics of the family, children with attention deficit disorder, a type of parents' attitude.

Существует несколько толкований термина «гиперактивность». «Активный» - от латинского «activus» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греческого «huper» - над, сверху - указывает на превышение нормы. Гиперактивность - комплексное нарушение поведения, проявляющееся в неуместной двигательной активности, нарушении концентрации внимания, неспособности к организованной, целенаправленной деятельности.

Многие авторы [1-5] определяют гиперактивность как синдром (скопление, стечение признаков, объединённых единым механизмом возникновения). Данный синдром часто обозначается как гипермоторный, гиперкинетический, гипердинамический, синдром двигательной расторможенности. По данным психолого-педагогической литературы, в описании гиперактивных детей употребляются термины: «подвижные», «импульсивные», «шустрики», «непоседы».

Анализ литературы по данной проблеме показал, что в большинстве случаев наблюдения велись за детьми школьного возраста, когда признаки заболевания проявляются наиболее отчетливо, а условия развития в раннем и дошкольном возрасте практически не рассматри-АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)

вались.

В настоящее время единое мнение о факторах, ведущих к возникновению СДВГ, отсутствует. На современном этапе выделяют три основные группы факторов, детерминирующих развитие СДВГ: раннее повреждение ЦНС, связанное с негативными влияниями на развивающийся мозг различных форм патологии течения беременности и родов, генетические факторы и внешние социальные факторы.

Наряду с биологическими факторами риска СДВГ анализируются социальные факторы, например, педагогическая запущенность, ведущая к СДВГ. Психологи И. Лангмейер и З. Матейчик [2] среди социальных факторов неблагополучия различают, с одной стороны, депри-вацию — преимущественно сенсорную и когнитивную, с другой - социальную и когнитивную. К неблагоприятным социальным факторам они относят недостаточное образование родителей, неполную семью, депривацию или деформацию материнского ухода.

О.В. Ефименко [1] большое значение в возникновении СДВГ придает условиям развития ребенка в младенческом и дошкольном возрасте. Дети, воспитанные

275

Зайцева Ольга Юрьевна психологические

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ... науки

в детских домах или в атмосфере конфликтных и холодных взаимоотношений между родителями, чаще подвержены невротическим срывам, чем дети из семей с доброжелательной атмосферой. Число детей с дисгармоничным и резко дисгармоничным развитием среди воспитанников детских домов в 1,7 раза больше, чем число аналогичных детей из семей.

Также считается, что возникновению СДВГ способствует деликвентное поведение родителей - алкоголизм и курение. Так, З. Тржесоглава показал, что у 15% детей с СДВГ родители страдали хроническим алкоголизмом. Кроме того, токсикологи возникновение синдрома связывают с употреблением в пищу ароматизаторов, пищевых добавок, чрезмерным потреблением сахара и сахарозы, содержанием свинца в организме. Увеличение уровня свинца в крови коррелирует у детей с проблемами нарушения нервно-психического развития и поведения, нарушением внимания, двигательной расторможен-ностью, а также тенденцией к снижению коэффициента интеллекта.

Однако на современном этапе исследования СДВГ считаются доминирующими три основные группы факторов, детерминирующих развитие СДВГ: генетические, физиологические (нарушение деятельности отдельных структур мозга, патологии беременности и родов, инфекции и интоксикации в первые годы жизни) и психосоциальные факторы.

Рассмотрим факторы, характеризующие как внешнее социальное окружение ребёнка, так и взаимоотношения внутри семьи. Результаты обработки данных по тесту-опроснику родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В.) ориентированному на выявление родительского отношения к детям, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков показали, что для 18,2% характерен такой тип родительского отношения как «принятие», т.е. родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ним, одобряет его планы и интересы. В одной семье (9,1%) доминирующим является такой тип родительского отношения как «кооперация». Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всём помочь, сочувствует ему. Высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка, испытывает чувство гордости за него. Родитель доверяет ребёнку, пытается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Для 27,3% семей характерны «авторитарная гиперсоциализация» и «симбиоз». В первом случае отчётливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всём навязать свою волю, не в состоянии встать на точку зрения ребёнка. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребёнка, его мыслями, чувствами.

При «симбиозе» (27,3%) родитель стремится к сим-биотическим отношениям с ребёнком. Он ощущает себя с ним единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребёнка, который ему кажется маленьким и беззащитным.

В двух семьях доминируют негативные родительские отношения: 9,1% воспринимают своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым. Родителю кажется, что ребёнок не добьётся успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей («отвержение»).

В другой семье (9,1%) в родительском отношении имеются стремления инфантилизировать своего ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит его младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства 276

кажутся родителям детскими, несерьёзными, ребёнок в их глазах неприспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребёнку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим старается оградить от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

С целью изучения особенностей и свойств внимания детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности использовался тест Тулуз-Пьерона. Полученные данные показывают, что при СДВГ у детей имеются значительные нарушения психических функций, проявляющиеся патологией основных свойств внимания, таких как «скорость» и «концентрация». Показатель «скорость выполнения теста» включает в себя определение особенностей нейродинамики, оперативной памяти, визуального мышления и личностных установок. Особенности нейродинамики детей с СДВГ складывались из деятельности восприятия - переработки информации - и осуществления двигательного акта.

По шкале «К - концентрация» получены низкие показатели по развитию внимания - 0,87, что не соответствует возрастной норме. Так как детям с СДВГ свойственны перепады настроения, это сказалось на качестве выполнения теста, привело к неустойчивости скоростных характеристик: по шкале «V - скорость выполнения» получены также низкие показатели - 13, что не соответствует возрастной норме.

Детям с СДВГ при зачёркивании фигур на первых этапах свойственно делать работу быстро, при этом к окончанию работы показатель скорости постепенно снижается. Низкие результаты связаны с повышенной отвлекаемостью, отсутствием мотивации и настроя на деятельность. Качество работы из-за желания сделать работу быстрее падает, особенно к концу задания.

Анализ эмпирических данных показывает, что при СДВГ у детей имеются значительные нарушения психических функций, проявляющиеся патологией основных свойств внимания. Однако в семьях, где отношения в системе «Родитель - ребёнок» благополучные, основные показатели внимания у детей («V - скорость выполнения», «К - концентрация») несколько выше, чем в семьях с дисгармоничными родительско-детскими отношениями. Так, в сравнении с детьми, в семьях которых доминирует негативное родительское отношение, выявляется существенная разница по основным показателям внимания. По шкале теста Тулуз-Пьерона «точность выполнения» разница у детей составляет 0,4; по шкале «скорость выполнения» - 6. Таким образом, при дисгармоничных родительско-детских отношениях показатели внимания попадают в зону патологии, при положительном типе родительского отношения к детям - в зону слабого уровня развития.

Для изучения аффективной сферы развития личности ребёнка - дошкольника педагогам предлагалось определить степень выраженности показателей по шкалам опросника «Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребёнка». Полученные данные показывают общую картину эмоционально-психологической нестабильности детей с СДВГ. Для всех детей независимо от типа родительского отношения характерны высокие показатели по таким шкалам как возбуждаемость и нетерпеливость. Низкие показатели по шкале «сочувствие» говорит об эмоциональной отчуждённости, поверхностном характере, неумении выражать свои чувства, что свойственно детям с СДВГ. Повышение профиля по шкале эмоциональных проявлений свидетельствует о наличии у детей с данным синдромом изменений на уровне аффективной регуляции. Данные показатели говорят о том, что у детей с СДВГ снижен уровень эмоционального контроля, т.е. наблюдается дезадаптация регуляции эмоциональной сферы. Однако отмечаются и существенные различия в чувственных проявлениях детей в зависимости от того, как к ним относятся родители.

Рассмотрим показатели шкал данного опросника с АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)

психологические науки

Зайцева Ольга Юрьевна СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ...

учётом типа родительского отношения к детям. В семьях с положительным родительским отношением для детей более свойственны такие эмоциональные проявления как ласковость и весёлость, так как отношения между родителями и детьми основаны на взаимной привязанности, характеризуются эмоциональной насыщенностью взаимодействия ребёнка и взрослого, в отличие от семей с дисгармоничными родительско-детскими отношениями. Это подтверждают и результаты теста «Рисунок семьи». В трёх семьях (27,3%), в которых родители в общении с ребёнком используют такой тип родительского отношения как «принятие» (18,2%), «кооперация» (9,1%) (см. приложение 2), в рисунках дети отображают благоприятную семейную обстановку. Изображают всех членов семьи, занятых общей деятельностью, на рисунке отсутствуют показатели враждебности, штриховка, отмечается хорошее качество линий.

В семьях с амбивалентным типом родительского отношения отмечается следующее: при доминировании такого типа родительского отношения как «симбиоз», для детей характерно повышение показателей по таким шкалам, как «боязливость», «плаксивость», «капризность», отмечается повышенная тревожность. Симбиотические отношения являются приоритетными в трёх семьях (27,3%). Мать на бессознательном уровне идентифицирует себя со своим ребёнком и воспринимает отношение окружающих к нему очень ревностно. Происходит полное растворение в ребёнке, что приводит к инцестным по природе отношениям, деформирующим общее развитие и процесс социализации ребёнка в обществе (Фрейд А., 2003). Беседа с Е.Н.К. 28 лет, тип родительского отношения - «симбиоз», ребёнок - Лида К. 6 лет, показала, что она стремиться удовлетворить все потребности ребёнка, оградить от трудностей жизни. Мама постоянно ощущает тревогу за свою дочь, которая кажется ей маленькой и беззащитной.

В рисунках семьи в данном случае дети использовали штриховку, линии с сильным нажимом, стирание, что говорит о наличии такого параметра как «тревожность» (см. рис.1).

По параметру «тревожность в семье» выявлено наличие повышенной тревожности у детей, составляющей 27,3% (см. приложение 2). Обратимся для примера к рисунку Лиды К. (рис.1).

Рисунок 1 - «Рисунок семьи» Лиды К..

Лида первой нарисовала маму (слева направо), затем - брата и в последнюю очередь себя. Рисунок выполнен в тёмных тонах (полностью закрашены все три фигуры), контурное изображение с сильным нажимом.

Для 27,3% семей доминирующим является такой тип родительского отношения к детям, как «авторитарная гиперсоциализация». Детям характерна повышенная

конфликтность, упрямство, обидчивость. В исследуемых семьях чаще всего наблюдались удовлетворительные взаимоотношения, которые проявлялись в желании дать ребёнку хорошее воспитание и образование, используя жёсткие, даже завышенные требования. Так, Дима Р. посещает секцию по рукопашному бою, бассейн, подготовительные курсы к школе. Родители требуют от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины. При этом больший удельный вес в воспитании ребёнка, со слов матери, принадлежит ей. Отец устраняется от участия в воспитании. Данный тип взаимоотношений ведёт к возникновению и нарастанию проблем внутри семьи, а также проблем в отношениях с внешним социальным окружением. У родителей в процессе беседы было выявлено «чувство вины» за конфликтное поведение ребёнка.

Дети в данном случае в рисунках семьи отображали «конфликтность». Это проявилось в виде барьеров между фигурами (см. рис.2), стирании отдельных деталей, отсутствии основных частей тела у некоторых фигур. Результаты по параметру «конфликтность в семье» (18,2%) показывают, что при воспитании детей с синдромом, где обычными являются постоянные ссоры, конфликты, пьянство, у детей не вырабатывается умение сдерживать свои эмоции. Как правило, возбудимые и конфликтные, они, наблюдая за взрослыми, переносят наблюдения на своих сверстников (Безруких М.М., Ефимова С.П., 1996). Учитывая эти факты, обратимся к рисунку семьи, выполненному Димой Р.(рис.2).

Рисунок 2 - «Рисунок семьи» Димы Р.

Каждая фигура, выполненная на рисунке, разделена барьером. По словам Димы: «Мама часто кричит на меня и брата и ругает папу, а папа тоже кричит на маму и на меня».

Для иллюстрации рассмотрим также рисунок Андрея С. (рис.3).

Рисунок 3 - «Рисунок семьи» Андрея С.

На своём рисунке Андрей нарисовал папу, который подрался с мамой (она плачет слева от дома, свернувшись клубочком) и «побил меня, я стою в углу». Это свидетельствует о том, что в семьях с дисгармоничными родительско - детскими отношениями у детей формируются личностные изменения: в клинической картине проявляются агрессивность, тревожность, плаксивость, конфликтность, что на психологическом уровне представляет форму компенсаторного поведения.

В семьях с негативным типом родительского отношения (18,2%) у детей отмечаются не только ярко выраженные агрессивные наклонности на уровне вербального и физического проявления, но и жестокость, злобность, завистливость. Главное в таких семьях - удовлетворить биологические потребности ребёнка, т.е. накор-

кор-277

АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)

Зайцева Ольга Юрьевна СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

психологические науки

мить, одеть и т.п. Мать стремится удовлетворить нужды ребёнка, не считая нужным общаться, взаимодействовать и играть с ним. Так из беседы с О.А.Г. - 30 лет, тип родительского отношения - «маленький неудачник», ребёнок Саша Г. - 6 лет, выяснилось, что её основная задача - вырастить ребёнка физически здоровым, чтобы он был сыт, одет, обут, а всё остальное ребёнок получит в детском саду и в школе. У родителей так же, как и в предыдущих семьях, наблюдается чувство вины за поведение ребёнка, однако оно проявляется не в строгом отношении к детям, а в самоустранении от жизни ребёнка.

В данных семьях доминирующими являются такие типы родительского отношения к детям, как «маленький неудачник» (9,1%), «отвержение»(9,1%). В первом случае ребёнок своё отношение к семье проявил в рисунке через такой параметр, как «чувство неполноценности», что проявилось в отсутствии на рисунке самого автора. Во втором случае в рисунке преобладает параметр «враждебность в семейной ситуации» (см. рис. 4).

Дети с СДВГ чаще подвержены депрессии из-за конфликтных отношений дома, ощущения своего неуспеха, неполноценности (18,1%) и отверженности. Они более восприимчивы к действию негативных стресс-факторов. Наиболее тяжёлыми для растущего организма детей с СДВГ являются неблагоприятные микросоциальные условия воспитания - конфликтные ситуации в семье, безнадзорность или, наоборот, излишняя опека.

Учитывая эти факты, обратимся к рисунку семьи, выполненному Климом Р. (рис.4)

Рисунок 4 - «Рисунок семьи» Клима Р.

Информация, которую несёт рисунок Клима Р., наглядно демонстрирует непонимание слова «семья»: полное отсутствие всех членов семьи. В центре листа автор расположил стол с двумя стульями, при наличии двух членов семьи - мамы и бабушки.

Изучение параметров «тревожность»(27,3%), «конфликтность» (18,2%), «неполноценность» (18,2%), «враждебность» (9,1%) (приложение 3), дают возможность оценить неудовлетворённость в сфере семейных коммуникаций, наличие барьеров, затрудняющих или блокирующих деятельность, вызывающих фрустрацию, изменение поведения ребёнка, проявление болезненной симптоматики.

Показатели шкал опросника «Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребёнка» и теста «Рисунок семьи» отражают систему сложившихся стереотипов внутрисемейных взаимоотношений, являясь базовой составляющей мировоззрения, и затрагивает все уровни развития личности ребёнка.

Таким образом, исходя из анализа развития детей с СДВГ на социальном, когнитивном и аффективном уровне, можно заключить, что социальный статус семьи, тип родительского отношения, эмоциональные связи ребёнка с родителями по результатам данного исследования играют значимую роль в возникновении и развитии синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка.

При положительном типе родительского отношения к детям основные показатели внимания располагаются в следующем диапазоне: точность выполнения (К) 0,89 - 0,90, скорость выполнения (V) 15 - 16, что свидетельствует о слабой точности и скорости выполнения тестового задания. В данных семьях (27,3%) родители в обще-

нии с ребёнком используют такой тип родительского отношения как «принятие»(18,2%) и «кооперация» (9,1%), что подтверждают результаты проективной методики «Рисунок семьи». В рисунках дети отображают благоприятную семейную обстановку (27,3%). Детям более свойственны такие эмоциональные проявления как ласковость и весёлость, так как детско - родительские отношения основаны на взаимном чувстве любви и понимании между членами семьи.

Таким образом, социально-психологическая детерминация синдрома дефицита внимания кроется в модальности отношения родителей к ребенку с синдромом СДВГ, чем негативнее отношения со стороны воспитывающих взрослых, тем патогеннее когнитивные и эмоциональные составляющие синдрома, которые проявляются в низких показателях развития основных свойств внимания, нарушениях в эмоционально - поведенческой сфере.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ефименко, О. В. Особенности состояния здоровья детей раннего возраста в домах ребёнка [Текст]: ав-тореф. дис. ... канд. мед. наук. / О. В. Ефименко. - М., 1991. - 28 с.

2. Лангеймер, И. Психическая депривация в детском возрасте [Текст] / И. Лангеймер, З. Матейчик. - Прага, 1984. - 334 с.

3. Монина, Г. Б. Гиперактивные дети: психолого - педагогическая помощь. Монография [Текст] [/ Г. Б. Монина, Е. К. Лютова - Робертс, Л. С. Чутко. - СПб.: Речь, 2007.

4. Сиротюк, Л. А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам [Текст] / Л. А. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 128 с.

5. Ясюкова, Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями [Текст] / Л. А. Ясюкова. - СПб., 1997. - 78 с.

278

АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.