Н.И. Коцур
зав. кафедрой медико-биологических дисциплин, д.и.н., профессор Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды
N.I. Kotsur
Doctor of History Science, prof., head of the department of medical biology, Gregoriy Skovoroda State Pedagogical University of Pereyaslav-Khmelnytskyi
СОХРАНЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация. В статье проводится анализ исследований ученых в области педагогики и психологии по вопросу взаимосвязи обучения с состоянием здоровья учащихся школы и формирования психогигиенической позиции педагога с целью сохранения и укрепления их психического здоровья.
Annotation. This article deals with the scientific investigation in the fields of pedagogy and psychology. The interconnection of the education and the health condition of pupils has been determined. The formation of mental hygiene of the teachers to strength their mental health has been analyzed.
Ключевые слова: ученик, педагог, психическое здоровье, обучение, воспитание, психогигиена.
Key words: a student, a teacher, a mental health, an education, training, mental hygiene.
Растущий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, применение инновационных педагогических технологий, компьютеризация учебного процесса приводят к интенсификации умственной деятельности. Все это создает заметное влияние на нервно-психические функции учащихся. Проблема осложняется и тем, что по официальным статистическим данным сегодня наблюдается ухудшение состояния здоровья детей именно во время пребывания в школе. Так, статистические данные Министерства образования и науки Украины свидетельствуют, что на момент поступления в школу имеют ухудшение в состоянии здоровья 20% детей, а после ее окончания - 80-85%. В конце первого года обучения численность детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера составляет 60-70 % [13, с.7].
Исследования психологов показывают, что суммарная нагрузка на нервную систему ученика и в школе, и дома очень большая. Это приводит к гиподинамии, сокращению продолжительности сна и отдыха, а следовательно, к напряжению физиологических механизмов адаптации. Выявлено, что приблизительно в 77% учеников второго класса имеют интеллектуальная нагрузка вызывает усталость, сопровождается иммунными и гормональными дисфункциями, что негативно влияет на здоровье. Накопленные в течение года неблагоприятные нарушения в организме ребенка могут вызвать хронические заболевания, нервно-функциональные и психические расстройства, а это, в свою очередь, приводит к задержке развития личности [13, с.8].
Нарушения психического здоровья является одной из причин школьной неуспеваемости, трудности в обучении, овладении школьной программой. Поэтому именно школе принадлежит большая роль в формировании, сохранении и укреплении психического здоровья подрастающего поколения. В связи с этим
педагогам важно знать различные факторы, способствующие возникновению нервно-психических расстройств у детей. При этом все усилия педагогов должны быть направлены на предупреждение путем исключения из жизни школы факторов, которые вызывают их, или способствуют возникновению.
Таким образом, сегодня перед школой постает проблема сохранения психического здоровья детей в условиях воздействия информационного потока с одной стороны, а с другой, реформирования образования, требующего внедрения инновационных технологий обучения. Проблема является весьма актуальной и требует немедленного решения.
Цель нашего исследования состояла в анализе исследований отечественных ученых в области педагогики и психологии по вопросу взаимосвязи обучения с состоянием здоровья учащихся школы и формирования психогигиенической позиции педагога с целью сохранения и укрепления психического здоровья.
Статистика свидетельствует, что за последнее десятилетие увеличилось количество детей с расстройствами психики и поведения на 16,7%. По исследованиям психологов, почти 28% учащихся имеют неуравновешенную психику и требуют специальной психологической помощи [8]. Среди расстройств психики преобладают личностные, непсихопатические и невротические расстройства и, как следствие, формирование психосоматических болезней.
Личность педагога - инструмент педагогического воздействия на учащихся, что обусловливает необходимость постоянного поиску к приобретению им новых форм совершенства. Поэтому от личности учителя и уровня его профессиональной подготовки во многом будет зависеть формирование, сохранение и укрепление физического, психического и духовного здоровья детей. В современных социально-психологических исследованиях на это указывают такие ученые в области педагогики, как И.Д. Зверева, Л.Г. Коваль, С.Р. Хлебник. В своих исследованиях они отмечают: "Одна из центральных идей народной педагогики - идеал совершенного человека. В этом образе создается своеобразный идеал человека, который вбирает в себя лучшие черты личности. В то же время - это конечная цель воспитания и самовоспитания каждого члена общества " [5, с.247 . Все это свидетельствует, что учитель для общества - олицетворение мудрости и морали. Поэтому квалифицированный педагог должен обладать систематизированными теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями, необходимыми для внедрения психогигиенических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья школьника. Учитывая особенности развития нервной системы в различные возрастные периоды, а также типологические особенности высшей нервной деятельности, можно более рационально организовывать, проводить гигиенические мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья. Ведь без знания основных психофизиологических особенностей и закономерностей развития ребенка достаточно трудно достичь высокой учебно-познавательной деятельности и оптимальной работоспособности на каждом возрастном этапе обучения.
Психическое развитие индивида в детстве происходит в условиях обучения и воспитания. В тоже время, чтобы успешно обучать и воспитывать детей, надо уметь выявлять, знать их возрастные и индивидуальные особенности, умственные, эмоциональные, волевые качества и недостатки, осуществлять индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Нужно, чтобы педагог был чутким
психологом, который умел бы увидеть, "подсмотреть", что делается в душе ребенка.
Теоретические и практические аспекты психогигиены учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению психического здоровья детей и подростков педагог должен уметь использовать в своей профессиональной деятельности. Поэтому психическая самоорганизация личности педагога выступает эталоном и образцом для восприятия и воспроизведения в психической деятельности детей, подростков и ориентиром для взрослых. Не только группа учеников, как справедливо отмечает отечественный педагог Ф.Б. Загубин, выступает раздражителем, но и сам учитель является для учащихся мощным психогенным фактором, от психической культуры которого зависит формирование системы как осознанных, так и подсознательных психических действий, образов, способов деятельности [4, с. 11].
Украинский педагог С.В. Васильченко отразил эту взаимозависимость на таком примере: " Учить творчества могут только образцы - и за учителей зовите в школы поэтов и художников слова: Шевченка, Коцюбинского, Стефаника ... Народную песню..." [2, с.92].
Вопрос психогигиены воспитания, школьного обучения и умственного труда учащихся освещен в научных трудах педагогов, врачей, психологов. В частности, ученый в области педагогики В.В. Ковалев разработан возрастной подход к психогигиене, выделил "психогигиену детского возраста " и отметил, что " психогигиена детского возраста тесно смыкается с педагогикой, находясь на стыке между ней и медициной" [6, с.4]. Основываясь на этом положении можно утверждать, что психогигиена детского возраста - один из специальных разделов педагогики, благодаря которому осуществляется объединение целостного познания человека, в том числе ребенка, аспектов ее здорового развития, становления и совершенствования.
Взаимосвязь школьного обучения с состоянием психического здоровья, а также индивидуальный подход к детям с отклонениями в поведении были освещены такими исследователями в области возрастной педагогики и психологии, как В.М. Астаповым, Г.М. Жаворонковым, М, И. Буяновым, В.Ю. Каганом, В.К. Кузьминою и др.
Следует отметить, что первые фундаментальные психогигиенические исследование провел педагог, психолог и врач И.О. Сикорский, который сформулировал основные показатели психического здоровья и обратил внимание на факторы морали для сохранения психического здоровья. Он одним из первых определил нервно-психическую гигиену как область познания и практической деятельности [10].
Проблемой сохранения психического здоровья учащихся в педагогическом процессе занимался известный ученый в области психогигиены А.С. Вире-ниус. Вопрос умственной и нравственной гигиены он считает основными вопросами в педагогике. Проблема педагогической гигиены рассмотрена им в книге "Гигиена учителя", в которой он дает рекомендации педагогическим работникам по сохранению их психического здоровья и раскрывает психологический механизм учительского труда [3, с.34-35].
В начале ХХ века профессор Харьковского университета И.П. Скворцов определил задачи нервно-психической гигиены в процессе обучения и воспита-
ния детей и подростков. И.П. Скворцов попытался уточнить и научно обосновать в области гигиенического знания такую отрасль, как гигиена воспитания и образования [11].
Проблемой психического здоровья личности занимался российский академик в области психиатрии В.М. Бехтерев. По мнению ученого, причиной отклонения в состоянии психического здоровья является нарушение основных правил гигиены, неправильное воспитание, что создает трудности для формирования адаптационных возможностей личности к внешним условиям жизни. Он предлагает общие и основные условия, на которые должно опираться рациональное обучение: учет особенностей развития, индивидуальный подход, знание физического состояния организма ребенка. Программным для дальнейшего развития стал его доклад "Личность и условия ее развития и здоровья", с которым он выступил в Киеве на втором съезде российских психиатров (1905). В докладу ученый осветил проблему зависимости здоровья детей от условий обучения в школе. В.М. Бехтерев сделал вывод, "что рациональное воспитание должно развивать у ребенка бодрый дух, который необходим для борьбы с жизненными трудностями" [1]. Эти слова актуальны и в настоящее время.
Много внимания уделяли построению учебно-воспитательного процесса в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей такие выдающиеся российские и украинские педагоги ХХ века, как К.Д. Ушин-ский [13], В.А. Сухомлинский [12], А.Я. Савченко [9] и др. Например, К.Д. Ушинский в классическом труде "Человек как предмет воспитания " подчеркивал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна в первую очередь познать его также во всех отношениях". Обращаясь к педагогам и воспитателям, он нацеливал их на изучение законов тех психических явлений, которыми можно управлять и применять в зависимости от сложившихся обстоятельств.
Большое внимание формированию психического здоровья учащихся начальной школы уделял украинский педагог В.А. Сухомлинский. При этом он указывал на эмоционально-волевую готовность к обучению, в частности в умении управлять своим поведением, направлять ее на решение учебных задач. Обучение для ребенка является источником положительных эмоций, позволяет найти свое место среди сверстников, способствует поддерживать уверенность в себе, в своих силах. Важно, чтобы эти положительные эмоции были связаны с самой учебной деятельностью, ее процессом и полученными результатами. "Ребенок, - писал В.А. Сухомлинский, - лучше всего воспринимает, осмысливает и запоминает знания тогда, когда он переживает. Без эмоционального отношения к знаниям, без интереса, удивления, удовлетворения, радости, уверенности и других положительных переживаний невозможно успешное обучение "[13].
Концептуальные основы педагогической заботы о психическом здоровье учащихся были изложены выдающимся педагогом В.А. Сухомлинским в его работах "Сердце отдаю детям", "Сто советов учителю", " Павлышская средняя школа", "Рождение гражданина" и др. Следует отметить, что В.А. Сухомлинский из собственного опыта работы в школе, одной из причин неуспеваемости учащихся называет "плохое состояние здоровья, какое-то недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и такое, что можно вылечить только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя". Известный педагог дает
такие рекомендации учителям по профилактике нервно-психических нарушений у учащихся: беречь психику ребенка; всем стилем, укладом школьной жизни отвлекать детей от тяжелых мыслей и переживаний, пробуждать в них жизнерадостные чувства: ни при каких обстоятельствах не дать понять ребенку, что к нему относятся как к больному" [13, с. 116].
Таким образом, исследования отечественных ученых в области педагогики, психологии и медицины свидетельствуют о том, что психическое здоровье школьников во многом зависит от личности учителя и правильной организации учебно-воспитательного процесса. В связи с этим учитель должен направлять свою профессиональную деятельность не только на учебную деятельность школьников, но и влиять на их интеллектуальное, эмоциональное, умственное и физическое развитие, сохраняя при этом их психическое здоровье.
Список источников:
1. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности: В 2 т. - Т.2. Личность и условия ее развития и здоровья / В.М. Бехтерев [под ред. Г.С. Никофорова.] -СПб, 1999. - 354 с.
2. Васильченко С. // Розумне, добре, вічне...: Думки про виховання та навчання / С.Васильченко. - К.:Молодь, 1989. - С.92.
3. Вирениус А.С. Гигиена учителя /А.С. Вирениус. - С.-Петербург, 1888. - 42 с.
4. Загубин Ф.Д. Труд педагога и требования психогигиены / В.Д. Загубин. //Педагогическая квалификация. - 1928. - №4-5. - С.9-18.
5. Коваль Л.Г. Соціальна педагогіка: Навч. Посібник / Л.Г. Коваль, І.Д. Зверева, Р.С. Хлєбнік. - К.: ІЗМН, 1997. - 392 с.
6. Ковалев В.В. Принципы и формы психогигиенической работы с детьми школьного возраста / В.В. Ковалев // Лечебно-педагогическая работа с трудными детьми: тез. докл. конф. - М., 1970. - С.4-6.
7. Коменский Ян Амос. Великая дидактика / Я.Коменский // Избр. пед.соч. В 2-х т. - М.: Педагогика, 1982. - Т.1. - 652 с.
8. Никифоров Г.С. Психология здоровья / Г.С. Никифоров. - СПб: Питер, 2003. -
607 с.
9. Савченко О.Я. Дидактика початкової школи / О.Я. Савченко. - К.: Абрис, 1997.- 416 с.
10. Сикорский И.А. Задачи нервно-психической гигиены и профилактики. Речь, сказанная в торжественном заседании Сьезда отечественных психиатров в Москве, 11го января 1887 г. / И.А. Сикорский. - К.: Тип., 1887. - 16 с.
11. Скворцов И.П. Гигиена воспитания и образования / И.П. Скворцов. - С.-Петербург: Издание журнала “Русская школа”. Типо-Литография Б.М. Вольфа, 1906. -164 с.
12. Сухомлинський В.О. Вибрані твори в 5 т. - Т.3. Серце віддаю дітям / В.О. Сухомлинський - К.: Рад. школа, 1977. - 670 с.
13. Туріщева А.В. Психічне і фізичне здоров’я школярів / А.В. Туріщева. - Х., 2011. - 128 с.
14. Ущинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. / К.Д. Ушинский - Т.1. -М.: Педагогика, 1988. - 416 с.