3. Данилюк А.Я., Кондаков A.M., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М., 2009.
4. Люблинская A.A. Учителю о психологии младшего школьника. -М., 1977.
5. Кобляков В.П. Этическое сознание: Историко-теоретический очерк взаимодействия морального сознания и этических воззрений. - Л., 1979.
6. Макаренко A.C. Лекции о воспитании детей // Изб. пед соч.: в 7 т. М., 1959. - Т. 4.
7. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. - М., 1991.
8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М., 1975.
9. Ушинский К.Д. История педагогики. - М., 1981.
10. Яновский М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М., 1989.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
© Солтанбекова Б.А.*
Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала
В статье проанализированы основные направления работы специалистов по психологическому сопровождению школьников. Определено место системы образования в профилактике личностных расстройств и поведенческих нарушений у детей и подростков. Показан комплексный, универсальный характер деятельности психолога общеобразовательного учреждения.
Школьный психолог осуществляет практическую деятельность, которую в последние годы стали именовать «сопровождением». Сопровождение характеризуется как система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях школьного взаимодействия [1]. Сопровождение предполагает оказание помощи как в обучении и воспитании, так и в решении внутриличностных и межличностных проблем, проблем общения. Анализ поведения и развития детей разных возрастных категорий позволил ученым обозначить основные направления и содержание психологической работы с учащимися.
Первое из направлений - психодиагностика. В самом общем виде она определяется как наука и практика постановки психологического диагно-
* Старший преподаватель кафедры Общей и педагогической психологии.
за. Термин «диагноз» понимается как распознавание любого отклонения от нормального функционирования или развития [2]. Понятие психодиагностики распространяется также на психопрофилактическое обследование индивидов и групп. Психодиагностическая деятельность в школе направлена на выявление причин личностных проблем, трудностей в обучении и воспитании учащихся, определение способностей и сформированности личностных образований. Задача психодиагностики - получение информации об индивидуально-психологических особенностях детей, измерение и оценка той или иной психической функции или личностной характеристики в контексте целостного развития ребенка.
Второе направление - психологическое консультирование. В широком смысле подразумевает оказание профессиональной помощи в поиске решения проблемной ситуации. Консультативная деятельность понимается неоднозначно. Это объясняется применением термина «консультирование» в отношении различных типов службы. По мнению И.В. Дубровиной, консультативная работа в школе отличается от той, которую проводит психолог в консультационных центрах [12]. Психолог образования, находясь внутри социального организма, имеет возможность наблюдать детей, педагогов и родителей в сложной системе межличностного взаимодействия и анализировать всю ситуацию в целом. При этом консультирование в школе осуществляется в единстве с другими видами деятельности.
Третье направление - психогигиена. Исследователи определяют ее как область гигиены, которая разрабатывает и осуществляет мероприятия, предусматривающие сохранение и укрепление психического здоровья. В большинстве определений подчеркивается связь психогигиены с различными отраслями медицинской науки: психиатрией, медицинской социологией, валеоло-гией и др. Однако вопросам психогигиены уделяют внимание не только медицинские, но и немедицинские дисциплины: возрастная и юридическая психология, педагогика, социология. Являясь комплексной дисциплиной, психогигиена изучает факторы и условия, влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека. В рамках общеобразовательного учреждения могут решаться самые различные проблемы, например, вопросы, связанные с психогигиеной общения, педагогической деонтологией.
Четвертое направление - психопрофилактика. Это направление тесно соприкасается с областью психогигиены. В некоторых литературных источниках встречается широкое толкование этого понятия. Так, например, Ю.Г. Демьянов дает следующее определение: «Психопрофилактика - это комплекс мероприятий, направленный на предотвращение у людей возникновения заболеваний, их обострений, социально-психологической и личностной дезадаптации» [5, с. 11]. Мягер В.К. дополняет определение психопрофилактики, включив сюда коррекционный компонент [9]. Особое место психогигиене и психопрофилактике отводил В.Н. Мясищев, подчеркивая их
роль в предупреждении нервно-психических заболеваний. Согласно научной теории В.Н. Мясищева, личность характеризуется как система отношений человека к окружающей действительности. Соответственно психопрофилактику (психокоррекцию, психотерапию) автор рассматривает как перестройку всей системы отношений человека с окружающей средой [10].
Специалисты-медики различают первичную, вторичную и третичную психопрофилактику. Под первичной психопрофилактикой понимается система мероприятий, предупреждающих развитие нервно-психических расстройств. Вторичная психопрофилактика направлена на раннюю диагностику уже возникших заболеваний, предупреждение их неблагоприятной динамики. Третичная психопрофилактика подразумевает превенцию социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов. Психопрофилактическая деятельность осуществляется врачами, психологами, педагогами, социологами, юристами. Степень вовлеченности того или иного специалиста в превентивные мероприятия определяется видом психопрофилактики. В соответствии с данной выше классификацией деятельность психологов по сохранению психического здоровья и предупреждению личностных и поведенческих нарушений может быть отнесена к мерам первичной профилактики. Одной из основных психопрофилактических задач является выявление групп и ситуаций «повышенного риска». Психогигиена и психопрофилактика - важные, но малоразработанные виды деятельности психолога образовательного учреждения, которые выполняют ценную прогностическую функцию. Проводя профилактику, психолог создает условия для максимально благоприятного развития детей и подростков.
Не преуменьшая того вклада, который вносят медицинские специальности в разработку проблемы здоровья детей, ученые констатируют: «В настоящее время становится все более ясным, что система образования может и должна явиться не менее важным фактором здравоохранения, чем медицина. А в плане профилактики так называемых болезней поведения -и более важным» [7, с. 49-50].
Многие специалисты рассматривают профилактику как основное звено коррекционной работы. Например, В.И. Гарбузов видит коррекцию неблагоприятных личностных особенностей и поведенческих нарушений в детском и подростковом возрасте, в первую очередь, - в психопрофилактике [3]. По словам В.Я. Семке, профилактические мероприятия обладают большей продуктивностью, чем коррекционные и лечебные [14].
Исследователи пишут о необходимости перемещения акцентов с изучения факторов, повышающих уязвимость ребенка, к изучению факторов, защищающих его от травмирующих стрессовых воздействий. Это позволило бы вывести психопрофилактику, как направление психологической помощи, на первый план. Наметившаяся тенденция обусловила появление нового понятия «психологическое здоровье», которое отличается от тер-
мина «психическое здоровье», имеющего медицинский контекст. Термин «психическое здоровье», введенный ВОЗ, связывал нарушения психического здоровья как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами, обусловленными социальными условиями. Дубровина И.В. разграничивает данные понятия, относя термин «психическое здоровье» к отдельным психическим процессам и состояниям, а термин «психологическое здоровье» - к личности в целом во всех ее высших проявлениях [13].
В плане решения проблемы психологического здоровья акцентуированных подростков особый интерес представляет концепция «места наименьшего сопротивления», выдвинутая классиками психиатрии, в частности, П.Б. Ганнушкиным [4], а позднее получившая распространение в работах А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллера и др. [8, 15]. В соответствии с этой концепцией основу декомпенсаций психопатий и акцентуаций, временных дезадаптаций составляет неприспособленность лиц с отклонениями характера к ситуациям определенного типа. Во всех случаях как причина дезадаптации указывается встреча подростка со своей типичной, трудно разрешаемой ситуацией. Задача психолога или психотерапевта в том, чтобы повысить способность акцентуанта к ее разрешению.
Пятое направление работы - психологическая коррекция и психотерапия. Специалисты указывают на определенные трудности, связанные с разграничением содержания данных видов деятельности. Психотерапия рассматривается A.A. Осиповой как «система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний» [11, с. 7]. Психокоррекция определяется как «система мероприятий, направленных на исправление недостатков психического развития или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия» [11, с. 7]. Причем автор, проводя различия между двумя направлениями психологической помощи, подчеркивает, что психокоррекции подлежат нарушения, не имеющие органической основы. Психологическая поддержка и психологическая коррекция особенно необходимы в периоды предпатологии или предболезни, так как эти меры могут вернуть личность в границы ее оптимальной психической нормы и предотвратить развитие заболевания [5].
Традиционно относя психотерапию к медицинским дисциплинам, ученые в то же время говорят об ее интегративном характере. Наряду с медицинской моделью выдвигается философская и психологическая модель психотерапии, основной целью которой является не излечение от психических расстройств, а помощь в становлении и развитии сознания и личности. Понимание психотерапии как гуманитарной дисциплины способствовало ее выходу во внекли-ническую среду и распространению психотерапевтических методов в различных областях педагогики, социальной работы, прикладной психологии и др. Утверждая первостепенность разработки клинических основ психотерапии,
Б.Д. Карвасарский не отрицает возможности использования психотерапевтических методов (модифицированных соответствующим образом) для решения психогигиенических, психопрофилактических, психокоррекционных и других задач [6]. Данное положение становится наиболее очевидным, когда мы имеем дело с пограничными расстройствами психогенной этиологии (неврозами), кризисными состояниями, реакциями дезадаптации, некоторыми формами психосоматических нарушений.
Как видно из вышеизложенного, деятельность школьного психолога носит комплексный, универсальный, разнонаправленный характер и требует углубленной профессиональной подготовки.
Список литературы:
1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., Совершенство, 1998. - 298 с.
2. Бодалев A.A., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002. - 440 с.
3. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. - СПб: АО «Сфера», 1994. - 160 с.
4. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. Их статика, динамика, систематика // Изб. труды. - М., 1964. - С. 116-252.
5. Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии: пособие для студентов психологических факультетов. - СПб.: «Паритет», 1999.
- 224 с.
6. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 752 с.
7. Коротов Д.В. Педагогика как фактор здоровья // Известия РАО. -2001. - № 1. - С. 49-53.
8. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков.
- М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС; ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 416 с.
9. Мягер В.К. Актуальные проблемы психогигиены и психопрофилактики // Психогигиена и психопрофилактика. - Л., 1983. - С. 5-8.
10. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. A.A. Бодалева. -М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. - 368 с.
11. Осипова A.A. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 240 с.
12. Практическая психология образования: учебное пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 592 с.
13. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1995. - 170 с.
14. Семке В.Я. Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 237 с.
15. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. - 656 с.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИК КОМПЛЕКСНОЙ ТЕРАПИИ ИСКУССТВОМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
© Шумилова C.B.*, Нестерова Е.В.4
Институт психологии, социологии и социальных отношений
Московского городского педагогического университета, г. Москва
Описана программа комплексной терапии искусством, направленная на коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими особенности развития. Разработанная программа включает годовой цикл из 60 занятий, основанных на русских народных сказках и фольклоре, с использованием элементов музыкотерапии (в том числе колоколотера-пии), арт-терапии, игротерапии и театротерапии. Показаны результаты эффективности, подтверждающие целесообразность применения комплексной терапии искусством для детей с особенностями развития.
По данным Института возрастной физиологии РАО (2003 г.) число детей, имеющих особенности развития возросло и колеблется от 35 % до 60 %. Кроме того, около 28 % детей обладают неуравновешенной психикой и нуждаются в специальной психологической помощи.
В связи с этим в последние годы в психолого-педагогической деятельности все большее значение приобретает коррекционный аспект развития детей. Ребенок с особенностями развития помимо получения образования нуждается в дополнительной психолого-педагогической помощи, обусловленной наличием нарушения.
Терапия искусством, как форма художественно-эстетического познания мира, не только играет существенную роль в формировании общей культуры детей, но и признает ценность каждого ребенка как личности, одновременно являясь способом коррекции детей с особенностями развития [2, 4].
Нами была разработана и апробирована программа комплексной терапии искусством, направленная на коррекционно-развивающую работу, которая способствует успешной адаптации в условиях коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, развитию когнитивных и социальных навыков, преодолению неуверенности в себе.
* Аспирант кафедры Клинической и специальной психологии.
* Аспирант кафедры Клинической и специальной психологии.